Как согласовать парковку возле дома. Как узаконить парковочное место возле дома


Советы Эксперта - Юрисконсульта

Фото по теме


Вопрос наличия парковки с каждым днем приобретает все большую актуальность. Количество автомобилей на дорогах страны растет, дефицит парковочных мест ощущается все острее. Офис компании, магазин, жилой дом - все эти объекты нуждаются в выделении мест под парковку. При наличии возможности организовать парковку, ею обязательно следует воспользоваться. Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути при решении Ваших юридических вопросов.

Краткое пошаговое юридическое руководство

Итак, рассмотрим действия, которые необходимо предпринять.

Шаг - 1
Оформление парковки – долгожданное и желанное событие для любого владельца офиса, собственника магазина, наконец, просто жильца многоквартирного дома. Казалось бы, что может быть проще создания парковки? Однако экономичность строительства с лихвой компенсируется самим процессом оформления. Существуют две наиболее часто встречающиеся ситуации: оформление парковки возле офиса/магазина и т.п. и оформление парковки во дворе жилого дома. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 2
В первом случае вариантов решения может быть несколько. Так, если в непосредственной близости от здания имеется муниципальная/частная платная парковка, заключите договор аренды с собственником и используйте оговоренное количество парковочных мест на их территории. Если территория вблизи здания позволяет разместить парковочные места, можно попытаться оформить собственную парковку на ней. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 3
Согласуйте аренду прилегающей территории для использования под парковку. Согласование осуществляется в муниципальных службах, отвечающих за земельные ресурсы (в зависимости от города инстанции могут отличаться, уточнить адресата вашего обращения можно в муниципалитете). Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 4
После согласования с городскими службами аналогичную процедуру необходимо пройти в ГИБДД. Согласовав использование территории под парковку, можно приступать к заключению договора аренды. Только после этого вы можете готовить проект на оборудование парковки, который также необходимо согласовать с муниципальными службами. Получив на руки согласованный проект, можно приступать к оборудованию парковки. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 5
Оформление парковки во дворе жилого дома процедура менее хлопотная, хотя многое зависит от такого, казалось бы, несущественного фактора, как ваши соседи. Дело в том, что дворовая территория является совместной собственностью владельцев жилья, а значит, выделить часть дворовой территории под парковку можно только по общему решению товарищества жильцов. При наличии такого решения, вынесенного на общем собрании, направляется заявление и проект в муниципальные службы. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 6
Согласование таких проектов в большинстве случаев проходит беспрепятственно, поскольку права собственности на этот участок земли муниципалитет не имеет, а нарушить какие-либо коммуникации такой строительный объект как парковка не может.
Надеемся ответ на вопрос - Как оформить парковку - содержал полезные для Вас юридические сведения. Удачи Вам!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой -

Парковочный вопрос испортил не только москвичей, но и большинство россиян, которым ежедневно приходится думать, куда поставить машину. В некоторых случаях решением являются паркинги, находящиеся в долевой собственности, огороженные шлагбаумами дворы, а для маломобильной категории граждан — специальные места для инвалидов. С 2017 года к этому добавились и машино-места, которые закон признал полноценным объектом недвижимости.

Придомовая территория в собственность

Начнем мы с самого распространенного случая, когда автомобили размещаются во дворе, на так называемой придомовой территории. Она включает в себя участок земли под самим строением, а также элементы благоустройства и озеленения, спортивные и детские площадки, котельные, трансформаторные подстанции и, в том числе, стоянки. Для того, чтобы этим всем распоряжаться по усмотрению жильцов (например, парковать машины), а не так, как это видят местные власти, придомовую территорию можно оформить в общую собственность.

Самое сложное в этом процессе — получить согласие всех зарегистрированных в доме жильцов. Ведь при смене статуса территории за нее придется отвечать всем соседям: заботиться об уборке, вывозе мусора, наличии пожарных подъездов и, конечно же, платить налог с недвижимости. Плюсы в оформлении в собственность тоже есть: никто, кроме жильцов, не сможет распоряжаться этой землей — городские власти не будут иметь права построить во дворе то, что им вздумается, или ввести платную парковку.


Границы придомовой территории и площадь земельного участка отражены в кадастровом паспорте. Эти сведения можно проверить на публичной интернет-карте Росреестра . Если же земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован, то для его оформления можно обратиться с соответствующим заявлением в органы государственной власти или местного самоуправления. Согласно статье 16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса» земельный участок придомовой территории переходит бесплатно в общую долевую собственность. Доли определяются между всеми жильцами пропорционально площадям их квартир.

Придомовую землю нельзя оформить в собственность, если она считается территорией общего пользования. Также некоторые ограничения могут возникнуть, если на этом участке есть инженерные коммуникации, связанные с другими зданиями и сооружениями.

«Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)». Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

Использование придомовой территории зависит от жильцов. По их совместному решению можно все обнести забором, разбить клумбы, а можно установить автоматизированный гаражный комплекс, куда поместятся все машины, либо закрепить за каждым автовладельцем определенное парковочное место. Но любое решение должно быть принято всеми жильцами без исключения. Если же есть несогласные, то они, как владельцы доли собственности, могут обжаловать решение большинства и через суд остановить его реализацию.

От общего к частному

В домах, построенных в последнее время, проектировщики облегчили жизнь владельцам квартир и обеспечили их парковочными местами на подземных стоянках или в гаражных комплексах. Эти площади изначально имеют статус общей долевой собственности. Владелец машино-места, то есть доли, не может ею распоряжаться на свое усмотрение без ограничений, поскольку действует правило о преимущественном приобретении другими участникам долевой собственности. Чтобы продать место постороннему лицу, нужно письменно известить соседей об этом намерении, указать цену и другие условия и месяц ждать отказа от реализации преимущественного права в письменной же форме. Когда все собственники отказались или один из них изъявил желание выкупить долю, можно проводить сделку и удостоверять ее у нотариуса.

Но с 1 января 2017 года вступили в силу поправки к Гражданскому и Градостроительному кодексам, в которых машино-места признали полноценным объектом недвижимости: их можно ставить на кадастровый учет и регистрировать на них право собственности. После этого машино-местом можно не только пользоваться, но и продавать, дарить, завещать, сдавать в аренду, а также нужно платить с него налог. К тому же машино-место может быть предметом ипотеки или залога.

«Машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке». Пункт 29 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

Из определения понятно, что закон касается только тех территорий, которые созданы специально для хранения автомобилей: подземных или надземных паркингов, многоэтажных стоянок, гаражных комплексов и т. п. Статус парковочных мест на дороге, на обочине или во дворах не меняется — они не считаются отдельным объектом недвижимости. Также не меняются права и обязанности собственников гаражей и боксов, которые отвечают признакам отдельного помещения.

В случае, когда машино-места были зарегистрированы как доли в общей собственности на помещение, каждый участник может осуществить выдел в натуре своей части посредством определения границ, то есть физически «застолбить» за собой определенные квадратные метры. Итак, если вы являетесь участником ТСЖ (Товарищество собственников жилья) и у вас есть парковочное место на площади, созданной под стоянку автомобилей, у вас есть возможность оформить это место в свою частную собственность.

Для этого нужно организовать всех участников ТСЖ провести общее собрание. На нем нужно составить соглашение или вынести решение общего собрания, в котором будет проговорено: «Мы такие-то решили перевести общую долевую собственность в частную, путем разбивания на машино-места и закрепление определенного машино-места за определенным человеком». Этот документ будем подтверждением того, что общий паркинг делится на кусочки, каждый из которых станет собственностью конкретного человека. Этим же соглашением или решением определяется бесплатно происходит переход от общей собственности к частной или ТСЖ взимает за это плату. Если же такой документ не составлять, то нужно письменное согласие всех участников долевой собственности на выдел в натуре вашего парковочного места.

После подписания соглашения или решения 2/3 собственников долей нужно ставить машино-места на кадастровый учет. Сначала нужно пригласить кадастрового инженера, для составления технического плана - он произведет замеры и сделает разметку машино-мест. Затем подать в офис Кадастровой палаты, центр «Мои документы» (МФЦ) или на сайт Росреестра заявление установленной формы . В пакете документов должен быть и тот, который подтверждает возникновение права собственности на машино-место. При переводе из общей долевой собственности этим документом является соглашение или решение участников ТСЖ. При покупке, получении в качестве дара или наследства, право подтверждают соответствующие договора или свидетельства нотариуса.


«Местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения — на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машиноместа». Статья 6.1 Градостроительного кодекса РФ.

Статус общей долевой собственности изменится, когда последний из участников зарегистрирует выдел в натуре. Но при этом проезды и проходы к машино-местам, автоматические ворота и шлагбаумы являются общим имуществом собственников. Они имеют право им пользоваться, а также несут ответственность за его содержание. Но еще раз подчеркнем, что оформление машино-места в частную собственность возможно только в зданиях, сооружениях или их огороженных частях, приспособленных специально для хранения автомобилей. Место под окном во дворе из общей долевой собственности оформить в частную нельзя.

Нужно отметить, что процесс оформления документов на объекты недвижимости с 2017 года также упрощен из-за вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он объединил базы данных государственного реестра и кадастра недвижимости в единый ресурс. Поэтому для регистрации прав и кадастрового учета потребуется одно заявление. Этот же закон ускорил обе процедуры — на оформление уходит до 10 рабочих дней. А если с регистрацией возникли проблемы, то у заявителей теперь больше времени на их решение: от трех до шести месяцев (ранее приостановка действовала не более трех месяцев). Согласно новому закону свидетельство о праве собственности сейчас не выдается. Кадастровый учет, регистрация возникновения или перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН.

Если в решении ТСЖ не предусмотрено внесении платы, то при оформлении машино-места из общей собственности в частную оплачивать нужно только пошлину за оформление , которая для физических лиц сейчас составляет 2000 руб. Столько же будет стоить регистрация права на других основаниях. При получении дара или наследства нужно оплачивать налог в первом случае и комиссию нотариуса во втором. Но больше всего денег нужно будет потратить на покупку машино-места, если оно уже выделено. Чаще всего это происходит одновременно с приобретением квартиры и требует такого же порядка оформления как любого объекта недвижимости. Его цена зависит от рыночной ситуации в конкретном регионе и политике застройщика либо собственника.

Разброс цен на машино-места на рынке гигантский: от нескольких десятков тысяч рублей до десятков миллионов. Некоторые девелоперы предлагают машино-места как довесок при покупке квартиры, а в элитных комплексах в центре городов парковка обойдется в стоимость еще одной квартиры. В московских новостройках машино-места предлагают по цене от 550 тыс. до 13 млн руб.

Собственник может легально продать, сдать в аренду, подарить или оставить в наследство зарегистрированное машино-место. Однако помимо права собственности на ее владельцев накладываются и обязательства, например, по уплате налога на недвижимое имущество. Ставку определяет каждый регион по-своему: в Москве машино-места облагаются льготными 0,1% от кадастровой стоимости, столько же в Новосибирске и Владивостоке, в Санкт-Петербурге — от 0,1 до 2%, в Екатеринбурге — от 0,1 до 1%.

Ограда от посторонних

Когда невозможно оформить машино-место как собственность или совместно распоряжаться придомовой территорией, можно ограничить въезд во двор путем установки шлагбаума или ворот. В разных населенных пунктах правила установки разнятся, но общая схема везде одинаковая. Сначала нужно оформить решение всех жильцов дома или нескольких домов на ограничение въезда. После этого подать заявку в местные органы власти и предоставить им же проект размещения ограждающего устройства, в котором указать место размещения, тип, размер, внешний вид этого устройства, а также определить условия обеспечения круглосуточного и беспрепятственного проезда спецтехники на придомовую территорию. Если с точки зрения властей нет никаких препятствий для установки шлагбаума, то выдается разрешение на его установку. И только после этого уже можно заключать договор и оплачивать само оборудование и его монтаж.

Льготная парковка

Но есть категория граждан, которым право на парковку должно предоставляться вне зависимости от того, как оформлена собственность и кому принадлежит территория. В России принято множество норм, защищающих права маломобильных граждан, а их реализация конкретизируется местными законами.

Для инвалидов получить место под парковку личного транспорта достаточно просто — нужно лишь подать заявку в местные органы власти лично или через организацию, защищающую права такой категории жителей. Решения по таким запросам обычно принимаются в пользу просящего. Отказ может последовать в случае общего запрета на стоянку автомобилей в конкретном месте или нарушений норм градостроительства.

«На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно». Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Проблемы же возникают даже тогда, когда место выделено, то есть на асфальте нарисован знак «Инвалид» и даже может стоять дорожный знак 8.17. Большинство водителей не обращают на них внимания и занимают место. Если спецстоянка расположена на муниципальной территории, то ее нельзя оградить никакими блокираторами — это будет трактоваться как самовольный захват земли, ограждения удалят, а на того, кто их установил, могут наложить штраф в 5000 рублей (ст. 7.1. КоАП) и обязать восстановить асфальтовое покрытие. Если парковка для инвалида расположена на придомовой территории, которая находится в общей долевой собственности, то установить ограждение можно лишь после получения согласия дольщиков. Но при вменяемых соседях иногда достаточно оставить табличку с указанием времени, когда парковка свободна, а когда занята.


Бороться за место на парковке инвалид может лишь с помощью правоохранительных органов, представители которых если и приедут, то выпишут штраф в 5000 рублей (п. 2 ст. 12.19 КоАП). Но когда заработают приложения (вроде «Помощника Москвы»), фиксирующие нарушения правил стоянки, остановки и оплаты парковки, которые будут учитывать парковку обычных автомобилей на местах для инвалидов, защитить свое место гражданину с ограниченными возможностями будет гораздо проще.

Обеспечить свой автомобиль парковкой и получить на нее право собственности — по закону это возможно и выглядит не очень сложно. Но на практике поменять статус места стоянки трудно. С одной стороны, не всегда местным властям выгодно обеспечивать удобной парковкой жителей своих районов. Гораздо интереснее для бюджета как раз создавать трудности, а потом на этом зарабатывать. От такой политики увеличивается количество знаков «Остановка запрещена» и служб эвакуации, вводятся платные парковки, растут штрафы за нарушение правил стоянки. С другой стороны, часто сами жители, дольщики или собственники не могут договориться. Практически всегда найдется человек, который против: ему мешают шлагбаумы, он не хочет платить дополнительный налог, упускать право приоритетной покупки или просто мстит невежливым соседям. Поэтому в наших дворах пока действует свой закон: «Кто первый встал, того и место».


Многим автолюбителям знакома проблема парковок возле многоэтажных домов. Вернее их недостаточного количества. Не каждый может купить гараж возле дома, ведь их количество весьма ограничено. Пользоваться ежедневно платной парковкой многим будет не по карману. Оставлять же автомобиль во дворе, переполненном транспортом, тоже удается не всегда, а ставить машину на газонах запрещено. Это может обернуться для автовладельцев существенными штрафами.

Поэтому стоит попробовать воплотить в жизнь мечту каждого собственника автотранспорта: организовать во дворе своего дома парковку и не беспокоиться о том, куда поставить машину в конце рабочего дня. Не стоит бояться бюрократических процедур при получении разрешительных документов.

Чем больше единомышленников поддержит вас, тем меньше будет сумма денежных затрат. Кроме того, можно распределить между всеми ими обязанности по ведению переговоров с различными органами и сбору необходимых разрешений.

Если квартиры в многоэтажном доме приватизированы и находятся в собственности жильцов, то они вправе полностью распоряжаться своей придомовой территорией. Они могут благоустраивать ее по своему усмотрению. Но такое право принадлежит только владельцам квартир.

Лица, проживающие в квартирах по договорам социального найма, такими правами не обладают и их мнение при обустройстве территории двора во внимание не принимается. Для того, чтобы иметь у себя во дворе место для стоянки автомашин, им придется сначала получить право собственности на жилье.

Решение вопроса об устройстве дворовой территории принадлежит общему собранию жильцов, владельцев собственных квартир (ст.36 Жилищного кодекса РФ). Решение о создании парковки во дворе жилого дома может принять только оно. Причем решение будет законным, если его поддержит не менее 2/3 жильцов (ст. 46 ЖК РФ).

Принятое решение надлежит оформить в письменном виде в виде протокола собрания и на том же собрании выбрать своего представителя, который будет заниматься оформлением всех необходимых документов, вступать во взаимоотношения с государственными структурами и организовывать строительные работы.

Общему собранию предстоит решать еще и сопутствующие вопросы: организация работы парковки, уход за ее территорией, наем работников, сдача свободных мест в аренду на платной основе. Первичным документом при организации парковки является протокол общего собрания собственников квартир.

Как узаконить парковочное место возле дома

Строго прописанного в законе порядка организации парковки не имеется. Такая практика получила широкое применение только в Москве. В других регионах страны вопрос обустройства парковок решается не так активно.

Какова последовательность действий по реализации решения собрания жильцов:

  • Прежде всего надо иметь выписку из кадастрового паспорта участка, где расположен дом. По чертежу следует определиться с местом размещения парковки;
  • Чтобы облегчить всю процедуру создания парковки, объединитесь с наиболее активными соседями, которые также возьмут на себя решение некоторых вопросов. Все равно пакеты документов парковки на одно место или на несколько будут одинаковыми, но забот будет меньше;
  • Заручитесь согласием владельцев квартир в вашем доме на организацию стоянки. Для этого следует провести общее собрание жильцов дома, на чьей территории планируется размещение парковки. В собрании должны участвовать также и владельцы нежилых помещений, расположенных на первом этаже дома. Для положительного решения вопроса необходимо согласие 2/3 собственников жилых и нежилых помещений. Проследите за правильным оформлением протокола общего собрания;
  • С принятым решением общего собрания следует ознакомить Управляющую компанию. Направьте ей протокол или передайте его через своего представителя;
  • Вопросами организации парковки может заняться сама Управляющая компания, что будет удобно для жильцов. Но в некоторых случаях всеми организационными вопросами занимается инициативная группа жильцов;
  • Если парковкой будут заниматься жильцы, то им придется заказать ее проект. Его выполнение следует поручить проектной организации. Ведь предстоит учесть при размещении парковочного места все инженерные коммуникации, в том числе и подземные (газопровод и теплотрасса). Строить парковку на месте их прохождения строго запрещено;
  • Также потребуется и дендроплан. Он учитывает все зеленые насаждения и газоны на территории двора. Если возникнет необходимость убрать несколько деревьев, делайте это только с ведома Департамента экологии и природопользования Москвы. После получения его согласия можно приступать к рубке деревьев;
  • Не стоит забывать о ливневой канализации;
  • Только после решения всех этих вопросов приступайте уже непосредственно к строительным работам;
  • По их завершении подписывается акт приема в эксплуатацию новой стоянки автомобилей.

Кого-то может испугать большое количество подлежащих согласованию документов. Но, если парковка создается не одним человеком, стоит распределить обязанности по сбору документов между всеми желающими узаконить ее. Самым приемлемым вариантом будет проведение всех этих мероприятий Управляющей компанией.

Какие документы нужны для приватизации машиноместа

Для получения права собственности на земельный участок, прилегающий к многоквартирному жилому дома, обратитесь в местные органы власти. Такое заявление может быть подано одним собственником или группой лиц. В некоторых случаях право на участок оформляет сам застройщик жилого дома после сдачи его в эксплуатацию.

Вне зависимости от того, кем подается заявление, перечень документов для оформления права собственности на землю будет следующим:

  • разрешение на строительство, если на земельном участке предполагается возведение сооружений;
  • проектная документация;
  • кадастровые документы на землю, оформленные кадастровым инженером;
  • документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в доме;
  • документ местных органов о передаче земельного участка в собственность заявителя.

Указанные документы рассматриваются в Росреестре, участок ставится на кадастровый учет и регистрируется вновь возникшее право собственности на него. Вся разрешительная процедура проводится в строгом соответствии с нормами Жилищного и земельного кодексов. Выделение земельного участка на придомовой территории допускается только после ввода жилого дома в эксплуатацию и определения его границ.

Для этого органы власти используют:

  • данные кадастра о смежных земельных участках;
  • иную информацию из градостроительных и землеустроительных планов.

При оформлении права собственности на земельный участок обратите внимание на его целевое назначение. Использовать землю надо строго в соответствии с ним. При необходимости измените назначение земельного участка.


Нормы и правила создания парковочных мест возле многоквартирного дома

После получения разрешения на организацию автостоянки на дворовой территории позаботьтесь об ее соответствии государственным стандартам.

Немаловажное значение имеет пожарная безопасность. Перегородки парковки должны быть устойчивы к воздействию огня. Они изготавливаются из кирпича и бетона. При примыкании парковочного места к зданию, в нем обязательно должны быть аварийные выходы из окон. Полный перечень требования изложен в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности от 2008 года.

Кроме того, обеспечьте соблюдение санитарно-технических норм и правил, предъявляемых к парковкам.

Здесь важно придерживаться установленных расстояний от места стоянки до жилых домов или социально значимых объектов. Чем больше площадь парковки, тем дальше оно должно быть расположено от них.


К примеру, рассчитанная на 10 машин парковка может находиться от дома на расстоянии 10 метров, а от детской площадки – не менее 25 метров. Для стоянки на 300 автомобилей расстояние до этих объектов должно составлять уже 50 метров.

В законодательных актах нет ограничений по ограничительным размерам парковок для жильцов многоквартирных домов. Ее площадь зависит от территории двора, от количества планируемых к размещению на ней машин, а также от требования законодательства.

Так, возле жилого массива нельзя располагать стоянку более чем на 500 машин. Открытая стоянка рассчитана только на 50 мест. Парковка вместимостью 100 и более машин должна иметь выход к городской транспортной сети. Не установлено подобных ограничений только в отношении подземных парковок.