Понятие, задачи и виды пожарной охраны

Государственная противопожарная служб (ГПС). В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:

· организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;

· организация и осуществление государственного пожарного надзора;

· тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;

· профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся: во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО), пяти ведомственных учебных заведениях (Академии ГПС МЧС России, Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России, Уральском, Ивановском и Воронежском институтах ГПС МЧС России) и испытательных пожарных лабораториях.

Одно из важнейших направлений деятельности ГПС – осуществление пожарного надзора. Государственный пожарный надзор проводит мероприятия по контролю за пожарной безопасностью и выполнению противопожарных мероприятий.

Муниципальная пожарная охрана . В систему муниципальной пожарной охраны входят:

· подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;

· объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, организованные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения.

Среди основных целей и задач муниципальной пожарной охраны:

· организация и осуществление в поселениях муниципального образования профилактики пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

· спасение людей и имущества;

· участие в тушении пожаров на объектах, в городских и сельских поселениях других муниципальных образований.

Ведомственная пожарная охрана . Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Частная пожарная охрана. Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Деятельность подразделений частной пожарной охраны осуществляется на основании разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана – совокупность сил и средств общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц для участия на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в первую очередь в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны.

3.2. Пожарная профилактика и пожарная защита на объектах: основные положения

Приступая к изучению, оценке и прогнозированию пожарной обстановки, необходимо, прежде всего, уяснить, что пожарная безопасность на любом объекте обеспечивается в соответствии с требованиями действующего законодательства, Правилами по­жарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03, стандар­тами, нормами, правилами и инструкциями, введенными в дейст­вие в установленном порядке.

Основным условием пожарной безопасности является исклю­чение контакта источника зажигания с горючей средой, т.е. вы­полнение системы предотвращения пожара (рис. 1). Отсюда вытекает важнейшая задача пожарной профилактики – тщательный анализ имеющихся на производстве источников зажигания и горючей среды, разработка комплекса организационно-технических меро­приятий по исключению взаимодействия этих составляющих пожара.

Второе условие обеспечения пожарной безопасности направ­лено на обеспечение предприятия или объекта надежной системой противопожарной защиты, в особенности, если источники зажига­ния и горючая среда постоянно присутствуют по условиям техно­логического процесса.

Система противопожарной защиты включает конструктивные, технические и собственно пожарно-технические защитные меро­приятия (первичные средства пожаротушения, пожарную сигнали­зацию и пожаротушение). На реализацию этих систем направлены требования всех нормативных документов, регламентирующих пожарную безопасность.

Пожарно-техническое обследование (ПТО) проводится в рамках аудита (оценки и прогнозирования) пожарной безопасности объекта и заключается в определении источников зажигания и горючих веществ (материа­лов) на рабочих местах и разработке соответствующих противо­пожарных мероприятий, направленных на исключение (устране­ние) опасных проявлений источников зажигания и исключение горючих веществ и материалов из системы «источник зажигания – горючее вещество». При проведении ПТО необходимо определять возможные пути распространения огня при пожаре, моделировать последствия возникновения пожара в помещениях с целью уточ­нения действий работающих при пожаре и разработки первооче­редных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности персонала (в том числе устройство противопожарных преград, систем автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения, систем раннего обнаружения и оповещения и т.д.).

Состояние и содержание зданий, сооружений и помещений должно соответствовать требованиям норм строительного проек­тирования СНиП 21-01. В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара: возможность эвакуа­ции и спасения людей, возможность доступа личного состава по­жарных подразделений и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, нераспространение пожара на рядом расположенные зда­ния, в том числе при обрушении горящего здания или сооружения.

Предотвращение распространения пожара достигается меро­приятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продол­жительность горения: конструктивными и объемно-планировоч­ными решениями, ограничением пожарной опасности строитель­ных материалов, снижением технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и сооружений, наличием первич­ных средств пожаротушения, систем сигнализации и оповещения.

Особое внимание при оценке и прогнозировании пожарной обстановки должно быть уделено зданиям, помещениям и соору­жениям, отнесенным к категориям взрывопожароопасным (кате­гории А и Б) и пожароопасным (категории В1-В4) в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-91, ГОСТ 12.1.044-89, НПБ 110-03.

При анализе и прогнозировании пожарной опасности зданий и сооружений могут быть использованы расчетные сценарии, осно­ванные на соответствии временных параметров развития и распро­странения опасных факторов пожара, процесса эвакуации персо­нала и боевых действий пожарных подразделений и расчетов по борьбе с пожаром.


Предотвращение пожаров (пожарная профилактика) Пожарная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение пожаров и создание условий для предотвращения ущерба от них. Достигается исключением образования горючей среды и источников зажигания, а также поддержанием параметров среды в пределах, исключающих горение.
  1. Разработка и внедрение пожарных норм и правил, контроль за их соблюдением.
  2. Ведение конструирования и проектирования с учётом пожарной безопасности создаваемых объектов.
· соответствующее исполнение, применение и режим эксплуатации машин и механизмов; · молниезащита зданий и сооружений; · ликвидация условий для самовозгорания.
  1. Содержание в готовности противопожарных и других средств, их совершенствование.
  2. Регулярное проведение пожарно-технических обследований объектов.
  3. Пропаганда пожарно-технических знаний среди населения.

Рис.1. Обеспечение пожарной безопасности


Важное значение в выявлении, прогнозировании и оценке пожарной обстановки имеют мероприятия, проводимые по пре­дотвращению лесных и торфяных пожаров. Для организации за­щиты лесов и торфяных массивов разрабатываются прогнозы по­жарной обстановки на весенне-летний и осенний периоды. Данные прогноза систематически уточняются и дополняются и служат основой для проведения комплекса защитных мероприятий. Ис­ходными данными для прогноза служат: сведения о наличии го­рючих материалов и их свойствах, сведения о метеоусловиях, о характере местности, наличии источников воды и т.д. Основными факторами, влияющими на интенсивность распространения пожа­ров, является влажность воздуха и скорость ветра. Данные оценки пожарной обстановки служат основанием для проведения профилактических противопожарных мероприятий, основными из которых являются: строительство водоемов, создание противопожарных барьеров в наиболее опасных участках, поддержание в установленном порядке защитных полос и противопожарных разрезов, устройство дорог противопожарного значения, подготовка средств связи и технических средств тушения пожаров.

Меры по соблюдению требований противопожарной безопас­ности и противопожарного режима на объекте должны осуществ­ляться постоянно.

В гражданских заданиях предусматриваются противопожарные меры, связанные с системами отопления, электроснабжением, газовыми и керосиновыми приборами.

На складах, базах и магазинах включает соблюдение противопожарных разрывов между зданиями при их строительстве, создание внутреннего противопожарного водопровода, оборудование пожарной сигнализацией, разделение больших складских помещений противопожарными стенами, раздельное хранение легковоспламеняющихся и горючих веществ, запрет на печное и газовое отопление и др.

На промышленных объектах организуется в соответствии с категорией пожарной опасности технологических процессов, а также на основе общих требований ко всем объектам:

· исполнение объекта в степени огнестойкости соответствующей категории пожарной опасности объекта;

· устройство противопожарных разрывов между зданиями;

· отделение складов с легковоспламеняющимися материалами и горючими материалами от основной территории.

На пожароопасных производствах должны быть предусмотрены:

· внутренний противопожарный водопровод;

· спринклерные и дренчерные установки;

· пожарная сигнализация;

· самозапирающиеся клапанные краны, противоразрывные мембраны, замена сгораемых перекрытий на несгораемые;

· электрооборудование устанавливается в пылевлагонепроницаемом исполнении;

· систематизация хранения горючих материалов;

· бумерные склады для исключения накопления горючих материалов и отходов на рабочих местах;

· отделение особо опасных технологических участков противопожарными стенами;

· строгий противопожарный режим.

На сельскохозяйственных предприятиях пожарная профилактика осуществляется в процессе планировки и застройки населенных мест и в процессе производства. Проводятся следующие меры профилактики:

· обработка сгораемых конструкций огнезащитными составами;

· создание запасов огнетушителей, воды в бочках, песка и др., первичных средств пожаротушения:

· разделение зерновых складов противопожарными стенами на отсеки;

· молниезащита;

· электрические сети прокладываются в стальных трубах или на изоляторах в разбежку;

· на фермах запрещается перегрузка помещений кормами, кормокухни отделяются от помещений, в которых содержится скот;

· противопожарная подготовка уборочной техники.

Меры по предотвращению взрывов направлены на исключение их инициирования за счет огня, искры, нагрева, удара, превышение нормального давления в емкости и т.д.

Во всех взрывоопасных производствах промышленные объекты оборудуются в противопожарном отношении. Обеспечивается исключение искрообразования, запрещается проводить огнеопасные работы, пользоваться электронагревательными приборами, работникам иметь спички и зажигалки. Все технологическое оборудование заземляется.

В помещениях, особенно с разного рода заглублениями, с помощью газоанализаторов осуществляется контроль воздушной среды с целью своевременного выявления взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей. Работы поводятся при действующей приточной и вытяжной вентиляции.

На технологическом оборудовании устанавливаются различные предохранительные устройства – предохранительные клапаны, запорные приспособления, прерыватель потока, отсекатели, гидравлические затворы.

3.3. Организационно–технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объектах

ГОСТ 12.1.004-91. «Пожарная безопасность. Общие требования» регламентирует организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, которые включают:

организацию пожарной охраны, организацию ведомственных служб пожарной безопасности в соответствии с законодательством и решением местных органов самоуправления;

паспортизацию веществ, материалов, изделий, технологиче­ских процессов, зданий и сооружений объектов в части обеспечения пожарной безопасности;

привлечение общественности к вопросам обеспечения пожарной безопасности;

организацию обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве, а населения – в порядке, установленном правилами пожарной безопасности для соответствующих объектов и пребывания людей;

разработку и реализацию норм и правил пожарной безопасности, инструкций о порядке обращения с пожароопасными веществами и материалами, о соблюдении противопожарного режима и действиях людей при возникновении пожара;

  • В 3. Понятие и виды экологических преступлений. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ
  • Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.


    Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет:

    1. общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
    2. пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
    3. пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
    4. противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

    Система обеспечения пожарной безопасности

    Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.


    Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
    1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
    2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
    3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
    4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
    5. проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
    6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
    7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
    8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
    9. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
    10. производство пожарно-технической продукции;
    11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
    12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
    13. тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
    14. учет пожаров и их последствий;
    15. установление особого противопожарного режима.

    Пожарная охрана

    Под пожарной охраной понимается - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.


    Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
    1. государственная противопожарная служба;
    2. муниципальная пожарная охрана;
    3. ведомственная пожарная охрана;
    4. частная пожарная охрана;
    5. добровольная пожарная охрана.


    Основными задачами пожарной охраны являются:
    1. организация и осуществление профилактики пожаров;
    2. спасение людей и имущества при пожарах;
    3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.


    К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

    Государственная противопожарная служба

    Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.


    В Государственную противопожарную службу входят:
    1. федеральная противопожарная служба;
    2. противопожарная служба субъектов Российской Федерации.


    Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. В соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385.


    Федеральная противопожарная служба включает в себя:
    1. структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы и его территориальных органов - региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах РФ;
    2. органы государственного пожарного надзора;
    3. пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
    4. подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);


    Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.


    Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
    1. лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
    2. военнослужащих федеральной противопожарной службы;
    3. лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).


    В Государственную противопожарную службу принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ, а также распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде.


    В целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов работники Государственной противопожарной службы могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.


    Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца. Сотрудники и военнослужащие имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ. В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства.


    На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона. Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.


    В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.


    Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


    При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

    Пожарнаяохрана подразделяется на следующие виды:

    Государственная противопожарная служба;

    Муниципальная пожарная охрана;

    Ведомственная пожарная охрана;

    Частная пожарная охрана;

    Добровольная пожарная охрана.

    Основными задачами пожарной охраны являются:

    Организация и осуществление профилактики пожаров;

    Спасение людей и имущества при пожарах;

    Организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

    К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядковпожарная охрана не привлекается.

    Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

    ВГосударственную противопожарную службу входят:

    Федеральная противопожарная служба;

    Противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

    Федеральная противопожарная служба включает в себя:

    1.Структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти,уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности,осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

    2.Структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решатьзадачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;



    3.Органы государственного пожарного надзора;

    4.Пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

    5.Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и их тушения в организациях(объектовые подразделения);

    6.Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактикии тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

    7.Подразделения федеральной противопожарной службы,созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).

    8.Подразделения противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

    Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе.

    Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

    Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

    Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

    Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями,согласованными с Государственной противопожарной службой.

    При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельного производства), производственного участка, агрегата,эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

    Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речныхи железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

    Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

    Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

    Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

    Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

    Добровольный пожарный - гражданин,непосредственно участвующий на добровольной основе в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров.

    Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

    Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти,уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

    Органами государственного пожарного надзора являются:

    Федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

    Структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;

    Структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;

    Подразделения федеральной противопожарной службы,созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

    Руководители соответствующих органов государственногопожарного надзора по должности одновременно являются:

    Главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

    Главными государственными инспекторами закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору.

    Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

    Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

    Организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;

    Осуществлять государственный пожарный надзор засоблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

    Вносить в федеральные органы исполнительной власти,органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

    Проводить обследования и проверки территорий, зданий,сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

    Входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и безопасности людей;

    Давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров, снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров, не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

    Производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

    Вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

    Налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц,включая изготовителей, за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

    Организационная структура, полномочия, задачи,функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.

    Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.

    Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с ФЗ № 69 «О пожарной безопасности», если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

    В случае, если при строительстве, реконструкции,капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации о градостроительной деятельности.

    2.1) Понятие.

    пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

    2.2) ЗАДАЧИ.

    Задачи ГПС:

      организация и осуществление профилактики пожаров;

      спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи

      организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

    К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

    2.3) Виды пожарной охраны.

      государственная противопожарная служба;

      муниципальная пожарная охрана;

      ведомственная пожарная охрана;

      частная пожарная охрана;

      добровольная пожарная охрана.

    Государственная противопожарная служба - осуществляется на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации.

    Муниципальная пожарная охрана - это система органов, сил и средств, создаваемых муниципальными образованиями во взаимодействии или в дополнение к государственной пожарной охране.

    Ведомственная пожарная охрана создается федеральными органами исполнительной власти и организациями с целью обеспечения пожарной безопасности.

    Частная пожарная охрана - составная часть системы обеспечения пожарной безопасности, создаваемая в населенных пунктах и организациях.Добровольная пожарная охрана - это форма добровольного участия граждан в осуществлении первичных мер пожарной безопасности.

    Вывод: Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы.

    Цель, структура и функции деятельности. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ГПС.

    Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

    3.1 Структура Государственной противопожарной службы :

      федеральная противопожарная служба;

      противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

    Федеральная противопожарная служба включает в себя:

      структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

      структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

      органы государственного пожарного надзора;

      пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

      подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

      подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);

      подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).

      Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

      Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

    3.2 Функции Государственной противопожарной службы:

    1. организует разработку и нормативное регулирование в области пожарной безопасности;

    2. организует и осуществляет государственный пожарный надзор в Российской Федерации;

    3. организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров;

    4. обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;

    5. осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;

    6. координирует деятельность других видов пожарной охраны;

    7. разрабатывает и организует осуществление единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

    8. осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

    Итак, пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

    Основными задачами пожарной охраны являются:

    — во-первых, организация и осуществление профилактики пожаров;

    — во-вторых, спасение людей и имущества при пожарах;

    — в-третьих, организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

    Система пожарной охраны состоит из следующих видов:

    — государственная противопожарная служба;

    — муниципальная пожарная охрана;

    — ведомственная пожарная охрана;

    — частная пожарная охрана;

    — добровольная пожарная охрана.

    Государственная противопожарная служба координирует деятельность других видов пожарной охраны и подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.

    Федеральная противопожарная служба включает в себя:

    — структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

    — структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

    — органы государственного пожарного надзора;

    — пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

    — подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

    — подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

    Одним из основных элементов Федеральной противопожарной службы является . Он осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

    Органами государственного пожарного надзора являются:

    — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

    — структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;

    — структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;

    — подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

    Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

    Муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.

    Муниципальные, ведомственные, частные и добровольные пожарные охраны, осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Они создаются в целях содействия деятельности Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности, организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды пожарно-технических знаний, конкурсов на противопожарную тематику (художественные, литературные и иные), в целях осуществления материально-технического обеспечения пожарной охраны создаются муниципальные, ведомственные и добровольные пожарные охраны.

    На подразделения муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны возлагаются следующие основные задачи:

    — участие в предупреждении пожаров;

    — участие в тушении пожаров.

    В соответствии с возложенными задачами подразделения муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:

    — контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);

    — принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;

    — проводят противопожарную пропаганду;

    — принимают участие в службе пожарной охраны;

    — участвуют в тушении пожаров.

    Муниципальная пожарная охрана создается, реорганизуется и ликвидируется органами местного самоуправления на территории муниципальных образований с обязательным информированием подразделения ГПС, в районе выезда которого находится соответствующее муниципальное образование о создании, реорганизации и ликвидации подразделения добровольной пожарной охраны.

    Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

    Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются положениями федеральных органов исполнительной власти, согласованными с Государственной противопожарной службой.

    При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

    Добровольная пожарная охрана форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

    Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными.

    Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

    Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

    В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.

    Отбор граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения добровольной пожарной охраны осуществляется органом местного самоуправления, а в добровольные пожарные объектового подразделения добровольной пожарной охраны — организациями.

    По результатам отбора в течение 30 дней со дня подачи заявления орган местного самоуправления (организация) принимает решение о принятии гражданина в добровольные пожарные или об отказе гражданину в приеме в добровольные пожарные. Граждане, принятые в добровольные пожарные, регистрируются в Реестре добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны или в Реестре добровольных пожарных объектового подразделения добровольной пожарной охраны.

    Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливается руководителем органа местного самоуправления по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

    Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается руководителем органа местного самоуправления по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

    Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

    Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

    Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.