Значение «главный педагогический институт. Главный педагогический институт Главный педагогический университет

государственное высшее педагогическое учебное заведение в Санкт-Петербурге. Основан в 1816, в 1819 реорганизован в Санкт-Петербургский университет. Главный педагогический институт вновь открыт в 1829, работал по 1859. Выпускал преподавателей для средних и высших учебных заведений; в 1817-22 и 1838-1847 "второй разряд" института готовил учителей уездных и приходских училищ.

Педагогический терминологический словарь

Главный педагогический институт

государственное высшее учебное заведение в С.-Петербурге. Образован в 1816 на базе реорганизованного Петербургского педагогического института (1804-16), имел права университета. Готовил учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений, профессоров и преподавателей для вузов. Срок обучения 6 лет. В 1817 для подготовки учителей приходских и уездных училищ был учреждён 2-й разряд (срок обучения 4 года); в 1822 реорганизован в Учительский институт при Петербургском университете. При Г.п.и. был открыт благородный пансион (в 1817; с 1830 1-я Петербургская гимназия). В 1819 преобразован в Петербургский университет. Г.п.и. вновь учреждён в 1828 (работал по 1859) как закрытое учебное заведение для подготовки педагогов высших и средних учебных заведений МНП.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 53)

Ч489.514(28)711

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Главный педагогический институт

В 1786 г. для образования учителей в главные народные училища учреждена Учительская семинария, переименованная в 1803 г. в учительскую гимназию. Учащимися в той и другой были казеннокоштные студенты. Курс учения, в который входил, кроме предметов гл. нар. учил. (см.), греческий яз., делился на два разряда: 1) математических и 2) исторических наук. В течение 15-летнего существования семинария приготовила 275 учителей. В 1804 г. она получила новый устав и наименование Педагогического института. Институт находился в непосредственном ведении попечителя округа и управлялся особым директором и его помощником-смотрителем. Дела по учебной части решались в конференции из профессоров, под председательством директора. Преподавались следующие предметы: 1) чистая и прикладная математика, 2) логика, 3) метафизика, 4) нравоучительная философия, 5) география, 6) естественная история, 7) всеобщая и русская история, 8) химия, 9) опытная физика, 10) политическая экономия и коммерческие науки, 11) сельское домоводство, 12) эстетика, 13) языки и словесности латинская, немецкая и французская, 14) рисование и черчение. В 1806 г. к ним прибавлены права естественное и публичное, а в 1811 г. - закон Божий, права уголовное и римское и греческая словесность. Учение в Институте по уставу продолжалось три года, но, за малоуспешностью учащихся, затягивалось и до шести (например в 1811-1817 гг.). Лучшие из окончивших курс отправлялись за казенный счет за границу, для приготовления к профессорской деятельности. 23 декабря 1816 года Педагогический институт получил название Главного Педагогического института и устав, устанавливавший новый курс преподавания, шестилетний. В первые два года проходили предварительный курс наук: 1) логики и метафизики; 2) чистой и высшей математики; 3) всеобщей и математич. географии; 4) физики; 5) всеобщей истории; 6) древней географии; 7) мифологии и древностей; 8) риторики; 9) грамматики и словесности яз. русского, латинского, немецкого и французского, а также искусств: гражданской архитектуры, рисования, черчения, музыки и фехтования. В следующем курсе высших наук (3 года) были факультеты: 1) наук философских и юридических, 2) физических и математических и 3) исторических и словесных. Последний год учения в Г. педагогическом институте посвящался собственно педагогии. Студенты (около 100) были казеннокоштные, большей частью из духовных семинарий. В правах учащих и учащихся Институт сравнен с университетами. В 1817 г. при Институте был открыт "для образования благородного юношества" Благородный пансион, подобный тому, который находился при Московском университете: для него был установлен особый 4-летний курс. Пансионеров было ок. 100; плата ежегодная с каждого - 1500 р. ассигн. Пансион существовал до 1830 г., когда был преобразован в первую гимназию. Одновременно с Пансионом был открыт в Институте второй разряд, для приготовления учителей в средние учебные заведения, с 4-летним курсом; он закрыт в 1822 г. 8 февраля 1819 г. Г. педагогический институт был преобразован в СПб. университет, и возобновлен только в 1828 г., с тем же уставом. С этого года он существовал до 1859 г., когда был окончательно закрыт. За 30-летнее существование Инст. находился под управлением только двух директоров: Миддендорфа и Давыдова. При первом (до 1846 г.) восстановлен прежний второй разряд (1838) и открыт еще приготовительный курс (1832). Давыдов, желая поднять научную сторону образования студентов, достиг упразднения второго разряда, приготовительного курса и юридического факультета (1848) и ввел следующие перемены: в предварительном курсе метафизика замещалась психологией, риторика - теорией прозы и поэзии; исключались математическая и древняя география и вводились языки русский и церковно-славянский. В курсе высших наук оба факультета, историко-филологический и физико-математический, делились на два отделения, с двухгодичным курсом каждое. Полный курс учения по-прежнему был 6-летний, пока в 1849 г. Давыдову не удалось выхлопотать сокращения курса в Инст. до 4 лет, наравне с унив. В 1852 г. старший курс физико-математического отделения инст. разделен на два отделения: наук математических и естественных. В 1854 г. последовало подобное же разделение историко-филологического факультета на два отделения: чисто филологическое и историческое. Тогда же включены в последнее отделение - дипломатия и общенародное право; преподавание педагогики отнесено к младшим курсам, и в обоих фак. вместо 2 двухлетних курсов установлено 4 однолетних. Несмотря на широкие служебные права и уменьшение требований при вступительном экзамене, число студентов все уменьшалось; из последних пяти выпусков только два лица поступили в высшие учебные заведения. Польза Инстит. далеко не соответствовала его стоимости. Еще в 1856 г. стали говорить о его закрытии и в печати, и в самом министерстве просвещения; окончательно решено оно было в 1858 г. Выпуск в июне 1859 г. был последним. Взамен Инст. учреждены с 1860 г. педагогические курсы при университетах.

Из Г. педагогического института вышел целый ряд весьма видных деятелей науки и литературы - профессор Н. М. Благовещенский, профессор Васильевский, недавний министр финансов Вышнеградский, его брат - основатель женских гимназий Ник. Вышнеградский, Добролюбов, профессор Иванишев, Е. П. Карнович, профессор Менделеев, профессор Д. И. Мейер, Н. Н. Страхов, Ходнев и многие др.

За последние 30 лет своего существования институт выпустил преподавателей в высшие учебные заведения - 42, в средние - 377 и в низшие - 261.

Ср. Смирнов, "Краткое историческое обозрение 25-летия Главн. педагог. инст. с 1828-53 г." ("Ж. М. Н. Пр.", часть LXXXI, 3); "25-летие Главн. педагог. инст." (СПб., 1853); Лоренц, "О цели основания Инст." ("Ж. М. Н. Пр.", ч. XCI); Добролюбов, "Соч. т. I"; "Краткое историч. обозр. действий Главн. педагог. инст. 1828-59 г." (СПб., 1859); "Материалы по вопросу о приготовлении учителей" ("Журн. М. Н. Пр.", ч. CXXVI, 4); С. А. Венгеров, "Критико-биографич. Словарь" (т. III, статья о Н. М. Благовещенском).

В . Рудаков.

В 1786 году для подготовки учителей в главные народные училища в Петербурге была учреждена учительская семинария , переименованная в 1803 году в учительскую гимназию. Располагалась она в доме Г. Х. Паульсена (6-я линия Васильевского острова , д. 15 ). В 1804 году учительская гимназия получила наименование Педагогического института, который с 1837 года располагался в здании Двенадцати коллегий . С октября 1808 года по 1811 год его директором был И. Буле .

Педагогический институт 23 декабря 1816 года получил название Главного педагогического института и устав, устанавливавший новый, шестилетний, курс преподавания . Директором его был назначен Д. А. Кавелин . В 1817 году был открыт Благородный пансион (с 1830 года - 1-я петербургская гимназия); при пансионе существовали курсы повышения квалификации для чиновников гражданских ведомств различных рангов. В педагогический институт принимались казенные воспитанники из духовных семинарий ; как отмечал в 1822 году А. Н. Голицын , «из них <семинарий> имеющие некоторую способность к учению и лучшую нравственность, удерживаются преимущественно для поступления в духовное звание, а для образования в светские звания доставляются всегда семинаристы нижних классов и не оказывающие уже особливых способностей и не столько надежные» .

В феврале 1819 года Главный педагогический институт, не совершив ни одного выпуска, был преобразован в Санкт-Петербургский университет . При этом до 4 (16 ) января года университет продолжал функционировать по Уставу Главного педагогического института, пока в нём не был введён Устав Московского университета.

В 1817 году, 25 октября, был организовано отделение: «Второго разряда Главный педагогический институт», в котором обучалось 30 воспитанников, преимущественно из детей бедного состояния; воспитанники принимались в возрасте 12-14 лет на казённое обеспечение; курс обучения, продолжавшийся 4 года, включал 5 предметов: закон Божий, русский язык, математику с физикой, историю с географией, чистописание с рисованием; выпускники должны были направляться помощниками учителей народных училищ, а лучшие из них направлялись в «высший разряд» Главного педагогического института или другое высшее учебное заведение.

Отделение «Второго разряда» стало называться с 19 сентября 1819 года «Учительским институтом». Он существовал до 1823 года; руководил им Ф. И. Миддендорф , учителями были вернувшиеся после трёхлетней заграничной поездки с целью ознакомления с ланкастерской системой , выпускники Главного педагогического института: К. Ф. Свенске (русский язык), Ф. И. Буссе (математика), М. М. Тимаев (история), А. Г. Ободовский (география). Закон Божий был приглашён преподавать Г. И. Мансветов , чистописание - К. Ф. Энгельбах, рисование - Ф. К. Редер.

Размещался он в доме митрополита римско-католических церквей в России, Станислава Богуша-Сестренцевича : на Мещанской (ныне - Казанская улица), 63 («2-й от угла со стороны Гороховой ») .

Выпускники обязаны были оставаться на службе в учебном ведомстве, по его направлению, не менее шести лет. Однако ни одного выпуска не случилось, поскольку в 1823 году все учащиеся и преподаватели оказались сначала в «Пансионе казенных гимназистов», а затем - в Санкт-Петербургской губернской гимназии (с 1838 года - Третья Санкт-Петербургская гимназия). Среди первых учащихся были: Василий Лапшин , Степан и Михаил Куторга.

Главный педагогический институт был восстановлен менее чем через десять лет - по уставу, учреждённому 30 сентября (12 октября) 1828 год . Его открытие состоялось 30 августа 1829 года. Первым директором стал Ф. И. Миддендорф , который при выходе в отставку 23 октября 1846 года был произведён в чин тайного советника.

По уставу Главный педагогический институт имел три отделения: историко-филологическое, юридическое (существовало до 1847 года) и физико-математическое. Продолжительность обучения в Главном педагогическом институте составляла шесть лет.

С 7 января 1847 года директором института был назначен И. И. Давыдов . При нём было упразднено юридическое отделение (с 1847 года) и продолжительность обучения с 1849 года сокращена до четырёх лет.

Единовременно в Главном педагогическом институте проходили обучение около ста студентов. Большая часть будущих педагогов получали субсидии на получение образования из государственной казны.

В 1838-1847 годах при институте вновь стал действовать так называемый «второй разряд», в котором готовили к педагогической деятельности в низших приходских и уездных училищах.

Всего за 11 выпусков в Главном педагогическом институте было подготовлено 682 педагога, из которых 43 стали профессорами и преподавателями высших учебных заведений, 377 - учителями средних школ, 262 - учителями начальных школ

государственное высшее учебное заведение в С.-Петербурге. Образован в 1816 на базе реорганизованного Петербургского педагогического института (1804-16), имел права университета. Готовил учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений, профессоров и преподавателей для вузов. Срок обучения 6 лет. В 1817 для подготовки учителей приходских и уездных училищ был учрежден 2-й разряд (срок обучения 4 года); в 1822 реорганизован в Учительский институт при Петербургском университете. При Г.п.и. был открыт благородный пансион (в 1817; с 1830 1-я Петербургская гимназия). В 1819 преобразован в Петербургский университет. Г.п.и. вновь учрежден в 1828 (работал по 1859) как закрытое учебное заведение для подготовки педагогов высших и средних учебных заведений МНП.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

высшее пед. уч. заведение в России. Образован в 1816 на базе реорганизованного Петерб. пед. ин-та (1804- 1816), получил права ун-та. Задачей Г. п. и, была подготовка учителей для гимназий, наставников для частных уч. заведений и пансионов, а также профессоров и преподавателей для высш. уч. заведений. Срок обучения 6 лет: 2 года предварительный (общий) курс; 3 года курс высш. наук по одному из трех отделений (филос. и юрид. наук, физич. и матем. наук, ист. и словесных наук); последний год посвящен исключительно педагогике. На публичных курсах ин-та «усовершенствовались в науках» чиновники гражд. ве-домств В 1817 для подготовки учителей приходских и уездных уч-щ был учрежден 2-й разряд Г. п. и. (срок обучения 4 года; в 1822 реорганизован в Учительский ин-т при Петерб. ун-те). При Г. п. и, был открыт благородный пансион (в 1817; с 1830 1-я Петерб. гимназия). 8 февр. 1819 Г. п. и, был преобразован в Петерб. ун-т, в к-рый перешли все его студенты.

После 10-летнего перерыва, в течение к-рого в России не было спец. высш. пед. уч. заведения и подготовка учителей происходила в ун-тах, в 1828 был вновь учрежден Г. п. и, как закрытое уч. заведение со строгим внутр. режимом для подготовки педагогов высш. и ср. уч. заведений МНП (открыт в 1829). Выпускники ин-та получали звание «учитель гимназии» и обязаны были прослужить в ведомстве МНП не менее 8 лет. При Г. п. и, работал (в 1832-47) двухгодичный приготовит, курс. В 1838 в виде особого отделения был восстановлен 2-й разряд. В 1847 он был закрыт, а в 1848 учреждено отделение для подготовки домашних наставников, ликвидированное ввиду непопулярности в 1851. В 1847 юрид. ф-т был упразднен. В 1852 старший курс физ.-мат. ф-та был разделен на 2 отделения: матем. наук и естеств. наук; в 1854 ист.-филол. ф-т - на филол. и ист. отделения. Курс обучения на каждом ф-те 4 года.

Состав студентов (100 чел.) комплектовался из разночинцев, по преимуществу воспитанников духовных семинарий. Студенты принимались на казенное содержание и обеспечивались общежитием. С 1844-45 был прекращен прием лиц из податных сословий.

Среди профессоров, имевших большое влияние на студентов, были филологи И. И. Срезневский и H. M. Благовещенский, математик М. В. Остроградский, химик А. А. Воскресенский, ботаник И. О. Шиховской и др. В числе окончивших курс Г. п. и. Н. А. Добролюбов, Д. И. Менделеев и ряд выдающихся впоследствии профессоров и учителей: Н. С. Будаев (математика), Н. А. Выш-неградский, К. Д. Краевич и др. Всего в 1829-58 Г. п. и, подготовил 682 педагога, из к-рых 43 стали профессорами и преподавателями вузов, 377 - учителями ср. школ, 262 - учителями нач. школ. По постановлению 15 нояб. 1858 Г. п. и, закрыт, фактически прекратил существование в 1859. Для подготовки педагогов в 1860 при ун-тах учреждены пед. курсы. Директора: Д. А. Кавелин (1816-19), Ф. И. Миддендорф (1828-46), И. И. Давыдов (1846-58).

Дом 15

Координаты : 59°56′49″ с. ш. 30°16′30″ в. д.  /  59.9469° с. ш. 30.275° в. д.  / 59.9469; 30.275 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1816 году

Учреждение закрытого типа, высшее учебное заведение XIX века , которое готовило преподавателей для средних и высших учебных заведений Российской империи .

История

В 1786 году для подготовки учителей в главные народные училища в Петербурге была учреждена учительская семинария , переименованная в 1803 году в учительскую гимназию, а в 1804 году она получила наименование Педагогического института и была размещена в здании Двенадцати коллегий . С октября 1808 года по 1811 год его директором был И. Буле .

Педагогический институт 23 декабря 1816 года получил название Главного педагогического института и устав, устанавливавший новый, шестилетний, курс преподавания . Директором его был назначен Д. А. Кавелин . В 1817 году был открыт Благородный пансион (с 1830 года - 1-я петербургская гимназия); при пансионе существовали курсы повышения квалификации для чиновников гражданских ведомств различных рангов. В педагогический институт принимались казенные воспитанники из духовных семинарий ; как отмечал в 1822 году А. Н. Голицын , «из них <семинарий> имеющие некоторую способность к учению и лучшую нравственность, удерживаются преимущественно для поступления в духовное звание, а для образования в светские звания доставляются всегда семинаристы нижних классов и не оказывающие уже особливых способностей и не столько надежные» .

В феврале 1819 года Главный педагогический институт был преобразован в Санкт-Петербургский университет . При этом до 4 (16 ) января года университет продолжал функционировать по Уставу Главного педагогического института, пока в нём не был введён Устав Московского университета.

Учительский институт

В 1817 году, 25 октября, был организовано отделение: «Второго разряда Главный педагогический институт», в котором обучалось 30 воспитанников, преимущественно из детей бедного состояния; воспитанники принимались в возрасте 12-14 лет на казённое обеспечение; курс обучения, продолжавшийся 4 года, включал 5 предметов: закон Божий, русский язык, математику с физикой, историю с географией, чистописание с рисованием; выпускники должны были направляться помощниками учителей народных училищ, а лучшие из них направлялись в «высший разряд» Главного педагогического института или другое высшее учебное заведение.

Отделение «Второго разряда» стало называться с 19 сентября 1819 года «Учительским институтом». Он существовал до 1823 года; руководил им Ф. И. Миддендорф , учителями были вернувшиеся после трёхлетней заграничной поездки с целью ознакомления с ланкастерской системой , выпускники Главного педагогического института: К. Ф. Свенске (русский язык), Ф. И. Буссе (математика), М. М. Тимаев (история), А. Г. Ободовский (география). Закон Божий был приглашён преподавать Г. И. Мансветов , чистописание - К. Ф. Энгельбах, рисование - Ф. К. Редер.

Размещался он в доме митрополита римско-католических церквей в России, Станислава Сестренцевича-Богуша: на Мещанской (ныне - Казанская улица), 63 («2-й от угла со стороны Гороховой ») .

Выпускники обязаны были оставаться на службе в учебном ведомстве, по его направлению, не менее шести лет. Однако ни одного выпуска не случилось, поскольку в 1823 году все учащиеся и преподаватели оказались сначала в «Пансионе казенных гимназистов», а затем - в Санкт-Петербургской губернской гимназии (с 1838 года - Третья Санкт-Петербургская гимназия). Среди первых учащихся были: Василий Лапшин , Степан и Михаил Куторга.

Главный педагогический институт

Главный педагогический институт менее чем через десять лет, 30 сентября (12 октября) 1828 года , был восстановлен и вновь принял студентов .

Главный педагогический институт имел три отделения: историко-филологическое, юридическое (существовало до 1847 года) и физико-математическое. Продолжительность обучения в Главном педагогическом институте составляла шесть лет; с 1849 года - четыре года.

Единовременно в Главном педагогическом институте проходили обучение около ста студентов. Большая часть будущих педагогов получали субсидии на получение образования из государственной казны.

В 1838-1847 годах, при институте вновь стал действовать, так называемый, «второй разряд», в котором готовили к педагогической деятельности в уездных училищах.

Институтом руководили два директора: Ф. И. Миддендорф (до 1846) и И. И. Давыдов (1846-1858).

Известные преподаватели

Известные выпускники

Напишите отзыв о статье "Главный педагогический институт"

Примечания

Литература

  • Краткое историческое обозрение действий Главного педагогического института. 1828-1859 г. - СПб., 1859.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Ред. коллегия: Л. Н. Белова и др. - М., 1992.
  • Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Единым вдохновением: Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII - первой половине XIX века. - СПб., 2000.
  • Цирульников А. М. История образования в портретах и документах. - М., 2001.

Отрывок, характеризующий Главный педагогический институт

– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre!
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною».
В конце речи Балашева Наполеон вынул опять табакерку, понюхал из нее и, как сигнал, стукнул два раза ногой по полу. Дверь отворилась; почтительно изгибающийся камергер подал императору шляпу и перчатки, другой подал носовои платок. Наполеон, ne глядя на них, обратился к Балашеву.
– Уверьте от моего имени императора Александра, – сказал оц, взяв шляпу, – что я ему предан по прежнему: я анаю его совершенно и весьма высоко ценю высокие его качества. Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre a l"Empereur. [Не удерживаю вас более, генерал, вы получите мое письмо к государю.] – И Наполеон пошел быстро к двери. Из приемной все бросилось вперед и вниз по лестнице.

После всего того, что сказал ему Наполеон, после этих взрывов гнева и после последних сухо сказанных слов:
«Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre», Балашев был уверен, что Наполеон уже не только не пожелает его видеть, но постарается не видать его – оскорбленного посла и, главное, свидетеля его непристойной горячности. Но, к удивлению своему, Балашев через Дюрока получил в этот день приглашение к столу императора.
На обеде были Бессьер, Коленкур и Бертье. Наполеон встретил Балашева с веселым и ласковым видом. Не только не было в нем выражения застенчивости или упрека себе за утреннюю вспышку, но он, напротив, старался ободрить Балашева. Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это.
Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.
– Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он.
И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.
Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой.
– Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром.
Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову.
– Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем.
– И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России!
Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина.