Исследовательский проект "поэт малой родины". Исследовательский проект "поэты самарской области" В библиотеке. Готовимся к проекту

  • ПРОЕКТ
  • ПО ТЕМЕ:
Анкетирование
  • 72 учащихся приняли участие в анкетировании. Из них 5 человек знают поэтов нашего края, а остальные ни одной фамилии не назвали.
ПРОБЛЕМА:
  • «Отсутствие у учащихся школы знаний о знаменитых
  • поэтах малой родины»
Помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов родной земли;
  • Помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов родной земли;
  • Показать величие русского народа и духовную красоту в произведениях этих авторов;
  • Доказать, что произведения Семилукских поэтов являются отражением местного быта, культуры, природы.
ЯКОВ НИКОЛАЕВИЧ КЛИМОВ
  • ЯКОВ НИКОЛАЕВИЧ КЛИМОВ
  • Родился в 1947 г. в Каменной Степи Таловского района Воронежской области в небольшом поселке Шишлянников. После окончания средней школы поступил в Воронежский политехнический институт. Работал на предприятиях Воронежа, прошел путь от инженера до главного конструктора спецмашиностроения.
Виктор Тихонович Кулаков (1941)
  • Родился 9 мая 1941 года в с.Девица Семилукского района. Закончил с золотой медалью Стрелицкую среднюю школу. Поэзией увлекается с юных лет, участвовал в пяти творческих смотрах –конкурсах. В данное время проживает в г. Москве, но он частый гость в нашем поселении.
Смирнов Владимир Васильевич
  • Родился в г. Орехово-Зуево Московской области в 1938 году. В 1957 окончил Староскольский геолого-разведочный техникум. Увлечения: спорт, литература. Стихи пишет с юности. С 2000 г. живет в с. Девица, Семилукского района Воронежской области. Активный участник литературных мероприятий.
.
  • Родилась 1 апреля 1961 года в селе Девица Семилукского района. Более 15 лет работала бухгалтером в Семилукском торге, сейчас работает в г. Воронеже, но места жительства менять не собирается, так как любит свой родной уголок .
Валерий Фёдорович Гомонюк (1948-2006)
  • Родился в 1948 году в селе Девица Семилукского района Воронежской обл. В 1967 году окончил Семилукскую среднюю школу. Стихи пишет со школьной скамьи. Печатался в газете < Советская армия > и др. Неоднократно его произведения звучали на Воронежском радио. Является автором 4 сборников стихов и песен. Валерий Федорович посещал и нашу сельскую библиотеку. Так в 2006 году 23 февраля прошла встреча с поэтом, на которой звучали его песни и стихи. В декабре 2006 этого замечательного человека не стало.
Паршин Василий Петрович (1927-2012)
  • Родился в 1927 году в селе Петропавловка Острогожского района Воронежской обл. После окончания школы работал учетником в тракторной бригаде. Все страшные годы войны всю семью, 10 детей и мать фашисты загнали в контракционный лагерь. 16-летним юношей записался в истребительный батальон и с карабином в руке очищал леса и деревни от фашистских захватчиков. В 1952 году женился в Москве, воспитал 3 детей,всем дал высшее образование.В 2012 году в возрасте 85 лет остановилась жизнь этого замечательного человека.











Анкетирование учащихся (3 – 5 классов) 1. Каких поэтов нашего района вы знаете? 2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи - «Глухой родник» - «Березовый сок» - «Детство» - «Земляничная поляна» 3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов г. Менделеевск? Анкетирование учащихся (3 – 5 классов) 1. Каких поэтов нашего района вы знаете? 2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи - «Глухой родник» - «Березовый сок» - «Детство» - «Земляничная поляна» 3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов г. Менделеевск?


Результаты анкетирования учащихся 3 – 5 классов: из 50 опрошенных детей на вопрос 1. Каких поэтов нашего района и города вы знаете? ответ – НИ ОДНОГО НЕ ЗНАЮ – 50 чел.; 2. Слышали ли вы эти стихи? ответ – НЕ СЛЫШАЛИ – 50 чел.; 3. Хотели ли вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов ответ – ДА - 50 чел.


Этапы исследования: 1. Посещение школьной детской и взрослой районной библиотек; 2. Изучение сборников стихотворений: Е.В.Уткина, В.Н.Колпакова, М.Н.Гоголева, Р.Л.Ясавеева; 3. Вырезки из местных газет. Этапы исследования: 1. Посещение школьной детской и взрослой районной библиотек; 2. Изучение сборников стихотворений: Е.В.Уткина, В.Н.Колпакова, М.Н.Гоголева, Р.Л.Ясавеева; 3. Вырезки из местных газет.



Критерии отбора стихотворений для детского круга чтения: - доступность языка и содержание; - выбранные стихотворения прочитать в класса, где проводили анкетирования; - отобрать стихотворения для своего альбома Критерии отбора стихотворений для детского круга чтения: - доступность языка и содержание; - выбранные стихотворения прочитать в класса, где проводили анкетирования; - отобрать стихотворения для своего альбома



Перспективы дальнейшей работы: 1. Встреча с поэтами 2. Организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего города 3. В дальнейшем альбом расширить и дополнить, включив в него стихотворения молодых малоизвестных поэтов Перспективы дальнейшей работы: 1. Встреча с поэтами 2. Организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего города 3. В дальнейшем альбом расширить и дополнить, включив в него стихотворения молодых малоизвестных поэтов






«Краса весны» («Яз курке», 1961 год) «Краса весны» («Яз курке», 1961 год) «Привет с полей» («Кырлар сэлэме», 1967 год) «Привет с полей» («Кырлар сэлэме», 1967 год) «Ночная молния» («Тонге яшин», 1969 год) «Ночная молния» («Тонге яшин», 1969 год) «Моя романтика» («Минем романтикам», 1971 год) «Моя романтика» («Минем романтикам», 1971 год) «Материк счастья» («Офыкларда алсу болыклар», 1976 год) «Материк счастья» («Офыкларда алсу болыклар», 1976 год) «Песни родной стороны» («Туган як жиры», 1987 год) «Песни родной стороны» («Туган як жиры», 1987 год) Последние работы поэта печатались в газете «Светлый путь» в г.Набережные Челны в 1976 году Последние работы поэта печатались в газете «Светлый путь» в г.Набережные Челны в 1976 году Сборники стихов на татарском языке:


Названия стихотворений, переведенных на русский язык, которые можно взять для детского круга чтения: « Звуки колокольцев» « Звуки колокольцев» «Звездный дождь» «Звездный дождь» «Радуясь солнцу дней» «Радуясь солнцу дней» «Сердце дарю» «Сердце дарю» «У могилы Тукая» «У могилы Тукая» «Глухой родник» «Глухой родник» «Весь мир затих» «Весь мир затих» «Мы как зерна» «Мы как зерна»












Родился в селе Ижевка Родился в селе Ижевка 27 мая 1956 года. Замечаьтельный человек, писатель, поэт, художник, философ, член Союза писателей России, лауреат премии Э.Касимова, автор более 30 книг: рассказов, повестей, романов, чудесных детских книжек, а так же тонких изящных удивительных по своей красоте стихосложений – верлибров. 27 мая 1956 года. Замечаьтельный человек, писатель, поэт, художник, философ, член Союза писателей России, лауреат премии Э.Касимова, автор более 30 книг: рассказов, повестей, романов, чудесных детских книжек, а так же тонких изящных удивительных по своей красоте стихосложений – верлибров.


Работы М.Н.Гоголева: Картин - более 50 Картин - более 50 Книг – более 30 Книг – более 30 Роман «Ясень на краю обрыва» Роман «Ясень на краю обрыва» Верлибров – более 200 Верлибров – более 200 Более 100 публикаций в республиканской прессе (журналах, газетах) Более 100 публикаций в республиканской прессе (журналах, газетах) Собрание сочинений в 6 томах Собрание сочинений в 6 томах


Стихи - верлибры «Детство» «Детство» «Набережные челны» «Набережные челны» «Во время безоблачного заката» «Во время безоблачного заката» «На свете жил мальчик» «На свете жил мальчик» «Есть люди как Деды Морозы» «Есть люди как Деды Морозы» Книга для детей «Добрый пес» Книга для детей «Добрый пес» Роберт Латыпович Ясавеев родился 8 апреля 1947 года в селе Псеево Менделеевского района. Является заслуженным работником культуры республики Татарстан, членом Союза журналистов, СССР и РТ. Публиковался в ряде республиканских изданий. В время преподает русский язык и литературу.
Стихи для детского круга чтения: «Земляничная поляна» «Земляничная поляна» «Колесный пароход» «Колесный пароход» «Хрустальные ветки рябины» «Хрустальные ветки рябины» «Ожидание» «Ожидание» «Перед дальней дорогой» «Перед дальней дорогой» «У мамы выходной» «У мамы выходной» «Пропахла яблоками осень» «Пропахла яблоками осень» «Хрустальные ветки» «Хрустальные ветки»



Исследовательский проект на тему "Поэты родного края"

    Иванова Р.А, учитель начальных классов

    Михайлова Л.А учитель начальных классов

    Чибугаева Елена Петровна учитель начальных классов

Разделы: Внеклассная работа

    Введение

    Этапы жизни и творчества Ямщикова Г.П.

    Особенности произведений поэта

    Результаты социологического опроса

    Заключение.

    Список использованной литературы.

Мальчишка, обездоленный войной,
Я вырос горемычным сиротой,
Я с детства голод с холодом познал
И, сколько стоит лихо, испытал.

Г.П.Ямщиков

Введение

Жизнь любого населенного пункта похожа на жизнь отдельного человека: годы молодости и зрелости, расцвета и забвения, какие-то важные и незначительные события – все это и есть биография. Есть она и у нашего села, которая складывается из жизненного опыта людей, немало сделавших для его процветания, среди них и художники слова, поэты. Для них, поэтов, стихи – голос души, они передают ее состояние. Сила творчества возвышает их над нами, помогает разобраться в себе и окружающих людях.

Никто не может сказать о поэте лучше, чем его стихи. Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям.

На уроках литературного чтения мы изучаем и подробно знакомимся с творчеством многих поэтов и писателей. Но несправедливо обделяем вниманием поэтов-земляков. Возникла потребность познакомиться и с их творчеством.

Актуальность и выбор темы определяется, прежде всего, новизной, не изученность данной темы, а также неугасающим интересом современных исследователей к творчеству малоизвестных авторов.

Гипотеза

Пропаганда творчества поэтов-земляков способна повысить уровень нравственно-эмоционального развития школьника.

Цели исследования : изучить жизнь и творчество поэта Ямщикова Г.П., вызвать интерес учащихся нашей школы к творческому наследию поэта-земляка, привить любовь к родному краю.

Задачи:

    Изучить материал о творческом и жизненном пути поэта Ямщикова Г.П., познакомиться с его творчеством.

    Выявить основные темы произведений, их идейное содержание.

    Приобщить учащихся к культуре нашей малой родины.

Объект исследования: литературное наследие поэтов села Тихоново.

Предмет исследования : творчество поэта Г.П.Ямщикова.

Методы исследования : поисковый, анализ, анкетирование, беседа и интервью, обобщение.

Этапы работы над проектом:

    Организационный

    Определение темы

    Разработка плана работы

    Практический

    Работа с источниками

    Анализ литературных произведений

    Проведение социологического опроса

    Подведение итогов, оформление результатов.

Практическая значимость : материалы проекта могут быть использованы на уроках литературного чтения, а также классных часах.

Глава 1.

      Этапы жизни и творчества поэта Ямщикова Г.П.

2015 год, как известно, объявлен в России «годом литературы» ». В связи с этим нам хотелось познакомиться с творческой личностью не только, жившей и творившей свои произведения в одно с нами время, нашим современником, но и поэтом, нашим земляком.

Ямщиков Г.П родился в селе Сихтерма Алькеевского района Татарской АССР. Закончил ремесленное училище, служил в армии работал электриком на заводе, в метрологии и автоматизации бумажной промышленности на Байкале и Братске. Стихи начал писать в 40 лет. В село Тихоново приехал в 2001 году. Построил дом, посадил сад, вырастил сына.

Ямщиков Г.П. в этот период не только пишет, но и принимает активное участие в общественной жизни села, становится депутатом Сельского совета, участвует во всех культурных мероприятиях. Его с радостью приглашали в школу, библиотеку, на встречи с жителями.

Жизнь в селе Тихоново отразилась в сборнике его стихов «Добростишки». Своими произведениями Геннадий Петрович Ямщиков стремился не только сказать о том, что его волнует, но и доставить удовольствие, принести радость своим близким, родным и друзьям.

Сборник «Добростишки» был выпушен в 2008 году. Как человек в высшей степени чуткий, он не мог в момент «перестройки», оставаться в стороне, поэт много размышляет о судьбе своей Родины, стихи этого периода проникнуты болью за родную страну.

      Особенности произведений поэта

Основная тема стихотворений Ямщикова – горячая любовь к родной земле. Большая часть произведений посвящена природе, боли за Родину, наполнена гордостью за нее. Человеку необходима связь с его малой Родиной, считает автор. Чтобы не оказаться без корней, без прошлого и будущего, человек обязан знать, чем интересна и богата его земля:

И в память Тихона святого

Селение наше окрестили.

Храм расписал от стен до окон

Елабужский Иван Осокин,

А службу вел,первейшим из попов

Александр Петрович Казаринов

Он пишет о том, что его тревожит, о том, о чем болит душа. Его стихотворения пронизаны теплотой. В каждой строчке он обращается к своим землякам, родному краю, воспевает его красоту: «Дорогое село, не воспетое в песнях, Я смотрю на тебя и любуюсь тобой».

Стихи поэта наполнены любовью к своей стране, душевной пылкостью, малой родине, ее природе. С помощью слова Ямщиков воссоздает волшебные краски природы в окрестностях нашего родного села. Природа – часть его души. Край, ставший родным для поэта, притягивает своей неброской красотой, которую он видит в каждом деревце, в каждой травинке. Затрагивает автор и актуальную сейчас тему экологии:

Ель срубил ты бесполезно?

Здесь всего один ответ:

От браконьерства пользы нет!

Не рубите меня, молодую, не рубите.

Не губите меня, люди, не губите.

В своих стихах поэт старается раскрыть «вечные» темы, желая показать, как прекрасен мир, несмотря на трагедии, потери, невзгоды.

Не обошел поэт стороной и тему войны. Тема войны и мира является одной из основных тем русской словесности с самого начала её существования. Ямщиков Г.П. пишет о не вернувшихся с поля боя, о детях, оставшихся сиротами: «Всё испытали обездоленные дети, Ведь невернувшихся с войны отцов- две трети».

Припомним про сестёр и матерей,

Они в цехах, полях и на лесоповале,

Не хуже танков, самолётов, кораблей,

В тылу победу над врагом ковали.

Произведения Ямщикова Г.П. отличает легкость, удивительная мелодичность и в то же время лаконичность. Его лирика неброская, ненавязчивая, поэт пишет так, как чувствует. Большинство произведений автора небольшие по объему, но тем не менее они наполнены глубоким идейным содержанием. Даже в нескольких строчках поэт способен о многом сказать, многому научить своего читателя. Использование огромного количества языковых выразительных средств, различных синтаксических конструкций – все работает на донесение смысла произведений.

Стихотворения Ямщикова оказывают огромное влияние не только на мысли читателя, но и на его эмоциональное состояние, поэт способен заставить читателя сопереживать, радоваться.

Надо в жизни приветствовать радость,

От себя гнать беду и печаль,

Чтобы стала счастливою старость,

Чтобы прошлого было не жаль.

Когда читаешь эти стихи, возникает желание совершить что-то хорошее по отношению к окружающему миру, людям, живущим рядом с нами. Знакомство с произведениями Ямщикова, несомненно, позволит приблизить наше поколение к литературному богатству родного края. Мы постарались углубиться в самую суть, чтобы понять, что “вело” поэта в течение жизни.

Итак, в ходе анализа произведений нами выделены три основные темы творчества поэта:

    Тема Родины

    Природа, экология,

    Тема Великой отечественной войны.

Глава 2

Результаты социологического опроса

Среди учащихся 1-4 классов школы села Тихоново был проведен социологический опрос. Вопросы анкеты касались поэтов, живших на территории села.

Анкетирование учащихся (1-4 классы).

1. Каких поэтов нашего села вы знаете?

2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи: “Мольба ”, “Тихоновский вальс ”, “Ветеранам Великой Отечественной войны ”, “Вперед, Россия ”, «Песня о Менделеевске».

3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэта Геннадия Петровича Ямщикова?

После обработки полученной информации был проведен анализ данных по проблеме.

Результаты анкетирования учащихся 1-4 классов .

Из 26 опрошенных детей на вопрос:

– каких поэтов нашего района и города вы знаете? Ответ – ни одного не знаю –22чел.

– слышали ли вы эти стихи? Ответ – не слышали – 22 чел.

– хотели бы вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов? Ответ – да – 26 чел.

Вывод: большинству учащихся не знакомы имена и произведения поэтов нашего края, что подтверждает актуальность нашего исследовательского проекта. Таким образом, возникает необходимость в дальнейшей разработке данной темы.

Заключение.

На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать выводы: цель, поставленная нами, достигнута, мы расширили свой кругозор и познакомились с творчеством нашего земляка, стали больше любить и ценить нашу малую Родину.

Результатом работы над проектом явилось создание презентации о поэте-земляке, которую можно использовать на уроках и внеклассных занятиях.

Перспективы дальнейшей работы.

    Продолжить изучение творческого наследия поэтов нашей малой Родины.

    Организовать литературную встречу с участием поэтов села.

    Выпуск поэтической тетради со стихотворениями авторов нашего села и иллюстрациями учащихся школы.

Список использованной литературы:

    Газета “Окно в Тихоново ” 2009 г.

    Сборник «Добростишки» 2008г.

    Сборник «Добростишки» 2009г.

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пибаньшурская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа «Сборник стихов юных поэтов»
Автор работы: учащаяся 7а класса Санаева Дарья Руководитель: Учитель русского языка и литературы Владыкина Марина Леонидовна
п. Балезино-3, 2015 год

Слайд 2

Актуальность проекта
Актуальность нашего проекта заключается в том, чтобы дать возможность учащимся и учителям узнать больше о творческих способностях наших детей
Нам также хочется уделить особое внимание слову, поэтическому слову, и обратить взоры детей и учителей на живое общение, на общение с юными поэтами, чьи первые пробы пера появятся в сборнике.

Слайд 3

Цель проекта: создание сборника стихотворений учащихся нашей школы «Яркие звездочки». Задачи: «найти» начинающих поэтов среди учащихся нашей школы; изучить общественное мнение по поводу издания сборника стихов; включить юных поэтов школы в практическую деятельность по созданию сборника; отобрать лучшие стихотворения поэтов для публикации в сборнике; продумать дизайн сборника, создать его электронный вариант; подсчитать материальные затраты на издание сборника; обратиться к заинтересованным лицам с просьбой поддержать проект сборника.

Слайд 4

План реализации проекта Исходя из поставленных целей и задач, мы составили следующий план работы над проектом: I.ПРОБЛЕМА: определение темы, цели, задач проекта, его актуальности. II. ПЛАНИРОВАНИЕ: изучение этапов работы над проектом. III. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ: информацию, необходимую для проекта, нужно найти и систематизировать. IV.ПРОДУКТ - создание сборника стихов юных поэтов нашей школы. V.ПРЕЗЕНТАЦИЯ: защита проекта - представление, показ своего проекта. VI. ПОРТФОЛИО - сбор папки с рабочими материалами проекта.

Слайд 5


1 Поиски начинаются… Много ли у нас в школе юных поэтов? Нужен ли сборник со стихами наших учащихся? 1)Поиск среди учащихся нашей школы ребят, которые пишут стихи. 2)Изучение мнений учащихся по поводу издания сборника ученических стихотворений. С 26 по 30 января 2015 года

Слайд 6

Этапы работы над созданием сборника
№ Название этапа Вопрос-проблема Виды деятельности по решению поставленной проблемы сроки
2 Собираем материал… Что мы узнали о наших юных поэтах? Что из себя будет представлять сборник? 1) Интервью с юными поэтами. 2) Отбор и редактирование стихотворений для сборника. 3) Выбор дизайна сборника. 4) Набор и вёрстка стихотворений для сборника. 5) Окончательная обработка подготовленных для сборника материалов. Февраль 2015 года

Слайд 7

№ Название этапа Вопрос-проблема Виды деятельности по решению поставленной проблемы сроки
3 Издаем сборник со стихами… Сколько будет стоить издание нашего сборника? Кто нам поможет в его издании? 1)Подсчёт материальных затрат на издание сборника. 2)Обращение к заинтересованным лицам с просьбой поддержать проект сборника. 3)Издание сборника ученических стихотворений. Март 2015 года
Этапы работы над созданием сборника

Слайд 8

Бюджет сборника стихов
С учетом количества листов в сборнике и с учетом стоимости его распечатки стоимость одного сборника составила 66 рублей 24 копейки. Тираж нашего сборника – 11 экземпляров: 9 штук получают в подарок наши юные поэты, 1 сборник предназначен для школьной библиотеки, 1 – для музея. Итак, бюджет издания нашего сборника тиражом 11 экземпляров - 728 рублей 64 копейки.

Слайд 9

№ Название этапа Вопрос-проблема Виды деятельности по решению поставленной проблемы сроки
4 Делимся своими успехами… Как презентовать проектную работу и его продукт? 1)Подготовка и защита проекта на научно-практической конференции. 2)Презентация сборника стихов юных поэтов «Яркие звездочки» в литературной гостиной «Паруса надежды», посвященной Дню поэзии. 28 марта 2015 года 31 марта 2015 года
Этапы работы над созданием сборника