Формирование совместного образовательного пространства музея и школы. Формы культурно-образовательной деятельности музеев Музей как образовательное пространство

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу,

к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране –

к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Д. С. Лихачев

Современные социально-экономические условия, которые заявляют о себе в нашей стране, говорят об изменении потребности в качестве подготовки детей в школе. Все более актуальной задачей становится формирование творческой личности. Реализация перехода на федеральные государственные образовательные стандарты на всех ступенях образования активизировала интерес к применению всеми участниками образовательного процесса современных технологий, которые способствуют формированию универсальных учебных действий. Культурно-образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности ученика.

Кроме того, развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Поэтому особенно актуальным становится общение школ с учреждениями культуры, разработка и воплощение в жизнь новых путей взаимодействия.

Данный вопрос находится в нескольких плоскостях, на наш взгляд, которые целесообразно объединить в единую модель, систему.

1. Музейная педагогика – научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации.

2. Краеведение – это изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.) .

Таким образом, краеведение и музейная педагогика являются элементами прикладной культурологии, которая, в свою очередь помогает воспитывать глубоко нравственного человека, знающего и понимающего историю, культурные особенности своей страны, язык, менталитет народа, способного беречь наследие и ресурсы и передавать знания будущим поколениям.

В соответствии с существующей нормативно-правовой документацией и необходимостью объединения усилий в области воспитания подрастающего поколения существует ряд методических противоречий, которые показывают неготовность в полном объёме реализовать партнёрство.

Школьные учителя и сотрудники музеев не всегда могут работать в единой команде, так как относятся к разным министерствам. Это приводит к рассогласованности планов работы по организации воспитательной и образовательной деятельности музеев и школ. Кроме того, противоречия возникают между планированием учебно-воспитательного процесса и отсутствием или недостаточностью учебно-методической базы, образовательных ресурсов для организации совместной деятельности и единого информационного пространства.

Благодаря разработанной форме взаимодействия школы и музея через практику гуманитарного и естественнонаучного образования созданы условия для развития субъектов деятельности, что позволит объединить усилия по достижению культурно-образовательных целей.

Создана система работы совместного образовательного пространства музея и школы (рис. № 1,), которая построена на основе принципов демократизации, дифференциации, гуманизации, а также системно-деятельностного, личностно-ориентированного и краеведческого подходов.

Организационная и функциональная структура представлены целевым, содержательным, организационно-деятельностным, потребностным и результативным компонентами. Это дает возможность элементам данной модели работать оптимально, сбалансированно и взаимосвязанно. Процессуально-деятельностные отношения в рамках взаимодействия предполагают эффективную работу на каждом этапе, мониторинг качества образовательных услуг.

В результате основная идея взаимодействия - объединение заинтересованных социальных партнёров для разработки и апробации инноваций, связанных с формированием социально культурных компетенций у учащихся. А также воспитание рачительного хозяина, патриота и гражданина России, который заботится о своём доме, городе, области, стране.

Определены социальные партнёры проекта:

– музей «Заельцовка» – филиал МКУК «Музеи Новосибирска», подписан договор сотрудничества (№ 1 от 01.09.2017 г.);

– вузы г. Новосибирска: ФГБО ВПО НГПУ, Институт систематики и экологии животных СО РАН;

– ООПТ «Дендрологический парк».

Оговорены условия содействия в осуществлении познавательной, культурно – просветительской деятельности и в решении уставных задач, направленных на патриотическое, культурное и нравственное воспитание учащихся Заельцовского района.

Определены основные потребители результатов проекта: социальные партнёры (школы, музеи, библиотеки, организации дополнительного образования, родители), которые путём объединения образовательных ресурсов решат поставленные задачи.

Проведено анкетирование родителей и представителей местного сообщества на предмет интереса к совместным проектам школы и других участников образовательных отношений.

В результате совместной деятельности сопоставлены программы между участниками образовательных отношений для использования в процессе работы. Сотрудники музея имеют колоссальный опыт проведения музейно-педагогических занятий по всем направлениям, отражённым в программе воспитательной работы школы. В связи с этим программа воспитательной работы школы была дополнена комплексом новых мероприятий, направленных на воспитание учащихся в духе уважения к культурному и историческому наследию.

С целью формирования способностей к научно-исследовательской деятельности и творческого потенциала учащихся в соответствии с программой работы руководители проекта организовали встречи с представителями науки.

Совместная работа музея «Заельцовка», Института систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук, учителей МБОУ СОШ № 77 дала возможность учащимся серьёзно заняться экологической работой. В 2017-2018 году на базе музея курс лекций на тему «Основы экологии для учащихся» ведёт Виктор Вячеславович Глупов – директор Института систематики и экологии животных СО РАН, доктор биологических наук, профессор, писатель. В. В. Глупов также представляет авторские фотографии животных с разных уголков мира, делится опытом путешествий. Особый интерес у учащихся вызвала книга Виктора Ч. Стасевича (псевдоним В. В, Глупова) «Кипарисовый дождь», где в каждом рассказе присутствует система экологических взаимосвязей.

В настоящее время Общественным советом при Министерстве культуры Новосибирской области совместно с региональной общественной организацией «Рождённые Сибирью», МБОУ СОШ № 77 и музеем «Заельцовка», филиалом МКУК «Музей Новосибирска», в ознаменование года экологии и предстоящего 125-летия города Новосибирска разрабатывается проект под рабочим названием «Новосибирскими тропами». Цель проекта – актуализация, популяризация и трансляция исторического и природного наследия города Новосибирска.

Ведётся работа над проектом «Особо охраняемые природные территории моего края», «Растительный и животный мир моего края». Местом изучения является ООПТ «Дендрологический парк».

Итогом ученических проектов будут презентации, видеоролики, статьи об особо охраняемых природных территориях, которые будут не только прославлять природу родного края, но и проводить просветительскую работу среди сверстников и взрослых. С учетом исторических особенностей сибирского края силами музея и школы планируется цикл передач, посвящённый 125-летию города.

Учителя школы и сотрудники музея организовали совместные занятия краеведческого направления для обучающихся. Таким образом, происходит интеграция:

в рамках урочной деятельности таких предметов, как география, биология, история, астрономия, литература;

в рамках внеурочной деятельности проводятся совместные мероприятия духовно-патриотического, экологического направления;

в рамках проектной деятельности обучающиеся включены в окружные, городские и региональные проекты, что вызывает интерес и мотивирует их на дальнейшую работу.

Рассматривается вопрос о возможности объединения усилий работы музея микрорайона «Родничок», который находится на территории МБОУ СОШ № 77, и музея «Заельцовка» с целью создания единого образовательного пространства. Силами учителей школы (из личных коллекций) в школьном и городском музеях буду представлены коллекции:

– горных пород и минералов России и Новосибирской области;

– марок, открыток к различным праздникам для обозрения всеми посетителями.

Подобная возможность обмена материалами музейной экспозиции (школьного музея, городского музея, индивидуальных коллекций) вызовет интерес у всех участников проекта. Кроме того, данный материал можно будет объединить в экспозицию «Мир увлечений жителей Новосибирска», которая будет посвящена 125-летию города. Подготовка к юбилейным празднованиям даст возможность учащимся школы приготовить проектные работы по данной тематике и выступить в качестве экскурсоводов на площадке музея микрорайона и музея «Заельцовка».

Поскольку проекты должны удовлетворять не только потребности и интересы участников проектной команды, но и быть востребованы во внешней среде, руководители проектов МБОУ СОШ № 77, музей «Заельцовка» организует процесс публичного представления выполненных проектов через конкурсы проектов, ярмарки, выставки, фестивали. Кроме этого, проекты транслируются через информационную инфраструктуру школы, СМИ: ТВ, радио, Интернет-пространство, сайт, социальные сети. В результате проектная деятельность учащихся подвергается внутренней и внешней оценке, что является частью системы мониторинга школы.

Используя в системе все ранее упомянутые элементы работы, нам удастся сформировать активный ученический коллектив, успешный в учёбе и творческой деятельности. Мы убеждены, что учебная и воспитательная система создаётся не только школой, а совместными усилиями всех участников процесса: учителями, детьми, родителями, партнёрами.

«От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

В. В. Путин

Список литературы

1. Алтыникова, Н. В. Экологическая культура как компонент профессиональной компетентности педагога / Н. В. Алтыникова // Совершенствование качества образования: методология, теория, практика [текст]: Материалы Всероссий-ской научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. С. 42-45.

2. Ефремова М. Е. Личностно-ориентированное обучение на уроках географии// газета интерактивное образование, выпуск № 75, издательство МКУДПО Го-родской центр информатизации «Эгида».

3. Ефремова М. Е. Воспитание экологической культуры через организацию общественно-значимого проекта «Школа ЭКОЗНАЕК» // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. – 168 с. ISBN 978-5-00068-800-7.

4. Соловьева, М. Ф. Музейная педагогика как новая отрасль педагогической науки. Музейная педагогика (Текст): учеб. пособ. – хрестоматия / под ред. М. Ф. Соловьевой. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. – 146 с.

Соловьева, М. Ф. Педагогизация общества средствами музея и музейной педагогики // Образование в Кировской области. Научно-методический журнал 2007. – № 4. – С. 50–54.

5. Соловьева, М. Ф. Музеи как центры инновации и устойчивого развития системы непрерывного образования // Образование через всю жизнь. Непрерывное образование для устойчивого развития: труды международного сотрудничества Т. 6 / Ленинг. гос. ун-т им. А. С. Пушкина и [и др]; [сост.: Н. А. Лобанов ]; под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова. – Санкт-Петербург: Альтер Эго, 2008. – С.427–430.

6. Сотникова С. И. Природа и музей в культуре эпохи. Исторический экскурс // Вестник РГГУ. Серия "Культурология", №10/07 - М: РГГУ, 2007. - с. 253-266.

Просмотры: 1 654

Разнообразные формы работы с посетителями можно свести к нескольким базовым. Они-то и служат материалом для постоянного обновления работы с аудиторией. К числу таковых отнесем следующие:

  1. экскурсия,
  2. лекция,
  3. консультация,
  4. научные чтения (конференции, сессии, заседания),
  5. клуб (кружок, студия),
  6. конкурс (олимпиада, викторина),
  7. встреча с интересным человеком,
  8. концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс),
  9. музейный праздник,
  10. историческая игра.

Каждую из этих форм можно описать с помощью ряда устойчивых характеристик, часть которых будем считать основными, затрагивающими их сущность, а часть — дополнительными.

К основным относятся следующие альтернативные характеристики:

  • традиционные — новые,
  • динамичные — статичные,
  • групповые - индивидуальные,
  • удовлетворяющие потребность в познании/в рекреации,
  • предполагающие пассивное/активное поведение аудитории.

К дополнительным характеристикам форм культурно-образовательной деятельности музея можно отнести:

  • их предназначенность для однородной/разнородной аудитории,
  • внутримузейные — внемузейные,
  • коммерческие — некоммерческие,
  • разовые - цикловые,
  • простые — комплексные.

Экскурсия

Экскурсия являет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналось становление культурно-образовательной деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом смысле экскурсия попадает в очень незначительное число форм, которые требуют от посетителя движения. Это пример групповой формы, поскольку индивидуальные экскурсии сравнительно редки. Правда, в музеях появился новый вариант экскурсионного обслуживания - автогид. Получив наушники, посетитель имеет возможность прослушать индивидуальную экскурсию, но это экскурсия вне общения «глаза в глаза», вне коллективного переживания, а потому в чем-то неполноценная. Экскурсия в основном удовлетворяет потребность аудитории в познании и предполагает, несмотря на необходимость использования приемов активизации экскурсантов, пассивное поведение аудитории.

Лекция

Лекция принадлежит к числу традиционных и, более того, наиболее ранних по времени возникновения форм. Первые музейные лекции, удовлетворяя потребности в познании, стали заметным фактом общественной жизни и проходили обычно при большом скоплении народа, поскольку часто читались «светилами науки». Со временем музейные лекции утратили значение формы, имеющей столь широкий общественный резонанс; их начали читать сотрудники музея, но вследствие этого они выиграли с точки зрения своей музейности. Использование музейных предметов в качестве атрибутов (даже если они присутствуют лишь «незримо») стало важным требованием, предъявляемым к лекциям. Лекции и сейчас занимают прочное место в репертуаре музеев, во многих из которых существуют постоянные лектории.

Консультация

Другая базовая, также вполне традиционная для музея, форма — консультация, практически единственная имеющая индивидуальный характер (идет ли речь о консультациях, связанных с экспозицией или проводимых в научных отделах). Эта форма никогда не имела значительного распространения, но она особенно перспективна сейчас, в связи с тенденцией увеличения посетителей, осматривающих экспозицию без экскурсовода.

Научные чтения

Научные чтения (конференции, сессии, заседания) также относятся к числу классических, традиционных форм, возникших в период становления культурно-образовательной деятельности музея. Они являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов исследований, проводимых музейными сотрудниками, способом установления и развития контактов с научной общественностью. Подобные научные собрания не только удовлетворяют познавательные интересы общественности, но и очень повышают престиж музея как научно-исследовательского учреждения.

Клуб, студия, кружок

Возможности для выявления и развития творческих способностей личности дают такие формы культурно-образовательной деятельности, как кружки, студии, клубы. Кружок обычно представляет собой небольшую группу детей или подростков, объединенных по интересам и работающих под руководством музейного сотрудника. В кружках исторического профиля ребята изучают исторические события, биографии выдающихся людей; в художественно-технических кружках - изготавливают модели, занимаются рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством; в кружках музееведческого профиля готовятся стать экскурсоводами и исследователями.

В работе кружков познавательные элементы сочетаются с творческими: участники делают зарисовки музейных предметов, иллюстрируют исторические события, создают необходимый реквизит для театральных постановок и пр. Почти все кружки прививают навыки музейной работы.

Богатый опыт работы со старшеклассниками в области музееведения и исторического источниковедения накоплен Государственным Историческим музеем. На протяжении одного-двух лет школьники не только постигают теоретические основы музейного дела, но и приобретают практические навыки в различных видах музейной работы. Например, они учатся атрибутировать музейные предметы, посещают занятия по реставрации бумаги и картона, выполняют творческие задания на основе экспозиционного материала, готовят экскурсии, причем сами выбирают тему, разрабатывают маршрут, отбирают экспонаты и адаптируют экскурсию для определенной категории посетителей.

Конкурсы, олимпиады, викторины

Конкурсы, олимпиады, викторины, связанные с тематикой музея, тоже относятся к формам, которые являются средством выявления активности аудитории, объединяя знатоков и приобщая людей к работе музея. Эти соревнования организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: как правило, задания предполагают знание не только фактов, но экспозиций и демонстрируемых экспонатов.

Встреча с интересным человеком

К формам, которые в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности людей в рекреации, можно отнести встречу с интересным человеком. Актуализация этой формы приходится на 1960-1970-е гг., когда начались процессы освобождения музея от оков идеологизации и политизации и одновременно наметился рост его посещаемости. Людей привлекали не только коллекции, но и возможность общения, личной встречи с замечательной личностью - участником события, знатоком темы, коллекционером.

Концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр

Удовлетворению потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, всегда были частью жизни музея. Однако подлинно музейное значение эти формы приобретают тогда, когда с их помощью воплощается идея синтеза предметной среды и искусства. Примером этого могут служить «Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, которые начали проводиться с 1981 г. по инициативе, проявленной Святославом Рихтером и поддержанной директором музея И. А. Антоновой. Интерес к ним публики и самих музеев свидетельствует о признании значимости непредметных форм бытования культурного наследия, к которым можно отнести и духовный опыт человека, и звучащее слово, и музыку, и кинофильм.

Музейный праздник

Внедрение праздника в сферу музейной деятельности обычно относят в 1980-м гг., что позволяет считать его новой формой. Однако у нее были предшественники. Это чрезвычайно распространенные еще 1950-х гг. ритуалы: прием в пионеры и комсомол, вручение паспортов, посвящения в рабочие и студенты, которые проходили в залах музея и сопровождались торжественным выносом реликвий. И все же только с акциями 1980-х и последующих годов связывается термин «праздник», закреплявший нечто общее, что было присуще всем этим действам. Общность и новизна заключаются в неформальной атмосфере праздничности (что отличает эту форму от прежних церемоний), в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздника, применению особой атрибутики.

Эффект музейного праздника зависит от того, насколько удается активизировать аудиторию, вовлечь в действо зрителей, разрушить границы между «зрительным залом» и «сценой». Органично это происходит во время проведения детских праздников, особенно тех, которые завершают занятия в кружках или студиях. Им предшествует совместная подготовительная работа, длительное ожидание праздника, не менее волнующее, чем он сам.

Историческая игра

Историческую игру ни в коей мере нельзя назвать экскурсией (или занятием) с использованием игровой методики. Ее особенность заключена в том, что она построена на ролевом поведении участников, предоставляет возможность погружения в прошлое, обретения опыта непосредственного соприкосновения с историческими реалиями. Это делает историческую игру не похожей ни на какую другую форму, что служит основанием для выделения ее в качестве самостоятельной. Она столь же перспективна, сколь и сложна по исполнению, ибо требует наличия целого ряда условий и компонентов: особого пространства, специальных атрибутов (включая костюмы), хорошо подготовленного, обладающего актерскими способностями руководителя, наконец, желания и способности аудитории включиться в игру, принять ее условия.

Простые и комплексные формы культурно-образовательной деятельности

Поскольку большинство базовых форм, за исключением праздника и исторической игры, относятся к категории простых, их сочетания и комбинации позволяют создавать комплексные формы.

К таковым, например, относится чрезвычайно распространенная форма, получившая наименование «тематическое мероприятие ». Это, как правило, разовая акция, которая посвящена какой-либо конкретной теме, событию, лицу и может включать экскурсию и встречу с интересным человеком, лекцию и концерт. В музейную терминологию активно внедряется также понятие «программа», в которой технология синтеза получает свое наиболее яркое воплощение.

Очень перспективны, например, программы, получившие название «Календарь событий выставки ». Они осуществляются на протяжении всего того времени, когда работает выставка, побуждая людей неоднократно и по разным поводам приходить в музей.

В контексте обсуждения проблемы «музей и школа» целесообразно отметить, что вновь все большее распространение получает ныне такая форма, как музейный урок , первое упоминание о которой относится еще к 1934 г.

Современная реформа образования способствовала трансформации традиционной формы урока: в школе появились уроки-дискуссии, уроки-зачеты, уроки-исследования. Путем синтеза образовательных моделей пошел и музей. В работе с детьми стали использоваться музейные уроки, получившие названия занятий-игр, экскурсий-викторин, экскурсий-исследований и предполагающие углубленное изучение материала, постановку учебных задач, проверку уровня усвоения знаний. Для проведения таких занятий в некоторых музеях создаются специальные музейные классы.

Новые синтетические формы используются и в работе со взрослой аудиторией. Одна из таких форм — творческие мастерские , которые предполагают участие художников, народных умельцев, музейных специалистов, объединяющих свои усилия для приобщения самых широких слоев населения к ценностям культуры. Мастерские включают научно- популярные лектории, стажировки, пленэры, экологические и реставрационные лагеря для старшеклассников, студентов и всех желающих.

Музейные интернет-класс, интернет-кафе — таков еще один пример синтеза новых информационных технологий и музейного образования. Посетители могут здесь получить дополнительную информацию о музейной экспозиции, познакомиться с музейными страницами в Интернете, компьютерными программами, освоить музейные игровые компьютерные системы. В арсенале интернет-классов находятся виртуальные музеи, позволяющие знакомиться с коллекциями музеев других стран и городов.

Музейный фестиваль как синтез методов профильной и музейной науки также недавно появился в перечне форм культурно-образовательной деятельности музея. Как правило, это «торжественное действие в музее с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, ансамблей, иных творческих групп и организаций».