Что по мнению автора отличает истинную демократию. О теоретической невозможности демократии. Президентская и парламентская формы правления

политология

План:

1. Значение выборов в демократическом обществе

1.1. способ осуществления демократии

1.2. приобретение властью легитимности

1.3. способ реализации политических прав граждан избирать и быть избранными

1.4. обновление политических элит и лидеров

1.5. политическая социализация граждан

2. Виды выборов

2.1. по масштабу

2.1.1. федеральные

2.1.2. выборы в субъектах РФ

2.1.3. местные

2.2. по объекту

2.2.1. на пост президента

2.2.2. на пост глав регионов

2.2.3. на пост глав местного самоуправления

2.2.4. парламентские

2.2.5. в региональные представительские органы

2.2.6. в органы местного самоуправления

2.3. Избирательная система

2.3.1. понятие

2.3.2.1. мажоритарная

2.3.2.2. пропорциональная

2.3.2.3. смешанная

2.4. Избирательная кампания

2.4.1. понятие

2.4.2. стадии

2.4.2.1. подготовительная

2.4.2.2. выдвижение кандидата

2.4.2.3. предвыборная агитация

3. Политические технологии избирателя

Понятия

Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления соответствующей избирательной комиссией финансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Популизм - стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги.

Абсентеизм - уклонение от участия в выборах.

Политический маркетинг - комплекс мероприятий по изучению «рынка» (интересов, настроений, представлений и ожиданий) избирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов.

Имидж кандидата – это наиболее привлекательные для публики черты и свойства его личности.

Схемы

Практикум

1. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?

А. Избирательная система охватывает принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов.

Б. Избирательная система определяет порядок распределения мест
в выборных органах после установления результатов голосования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Верны ли суждения о недостатках мажоритарной избирательной системы?

А.Значительная часть избирателей в стране может остаться не представленной в органах власти.



Б.В парламенте страны, как правило, представлен не весь спектр политических партий и движений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. В государстве Г. существует пропорциональная избирательная система, в которой ведущая роль принадлежит политическим партиям. Укажите признак, являющийся отличием данной системы.

1) создается единый общенациональный избирательный округ

3) в средствах массовой информации представляются программы кандидатов

4) победу в округе одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах

4. Какая из приведенных ситуаций свидетельствует о нарушении демократической процедуры выборов?

1) Граждане не могут пользоваться дополнительными голосами.

3) Гражданам, не имеющим возможности прийти на избирательный участок по состоянию здоровья, избирательные урны могут быть доставлены на дом.

4) Подследственные и обвиняемые граждане, находящиеся под арестом, не участвуют в голосовании.

5. Что характерно и для мажоритарной, и для пропорциональной избирательных систем?

1) выдвижение кандидатов списками от политических партий

2) создание одномандатных избирательных округов

3) формирование единого общенационального избирательного округа

6. Какой из перечисленных признаков характерен как для мажоритарной, так и для пропорциональной избирательной системы?

1) проведение выборов по одномандатным округам

2) проведение нескольких туров выборов с выбытием кандидатов

4) создание единого общенационального избирательного округа

7. Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…



При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той
или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают
и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

8. В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения».

9. Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей степени защищает сильные политические партии? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита. Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.

10. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для функционирования и развития демократического государства.


Политический процесс

Место в системе социально-гуманитарных наук: политология

План:

Понятия

Схемы

Практикум


ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Место в системе социально-гуманитарных наук: политология

План:

1. Понятие политического участия

2. Субъекты политического участия

2.1. политическая элита

2.2. рядовые граждане

3. Признаки политического участия

3.1. конкретное действие

3.2. добровольно

3.3. участие является действительным, а не фиктивным.

4. Виды (формы) политического участия

4.1. прямое (непосредственное) и представительное (опосредованное)

4.2. автономное и мобилизованное.

5. Классификация личности по степени вовлечённости в политику

5.1. Личность активиста.

5.2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике.

5.3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.

5.4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.

5.5. Аполитичная или отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.

6. Стимулы политической активности человека

6.1. Политическая компетентность (образование)

6.2. Интерес к политике (социально-экономических потребностей и потребности в правовой защищенности).

7.1. понятие

7.2. причины

7.2.1. низкий уровень образования

7.2.2. неуверенность в себе и своих возможностях

7.2.3. разочарование в своем политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов

7.2.4. распад групповых ценностей или утрата личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе

7.3. влияние абсентеизма на общество и самого человека

8. Понятие политической культуры

8.1. уровни политической культуры

8.1.1. политическая культура личности

8.1.1.1. политическое сознание

8.1.1.1.1. политические знания

8.1.1.1.2. политические ценностные ориентации

8.1.1.2. политическое поведение

8.1.1.2.1. способы практических политических действий

8.1.2. политическая культура общества

8.1.2.1. традиции

8.1.2.2. политические символы

8.1.2.3. церемонии, обряды, ритуалы

9. Политическая культура и политическое участие

10. Типология политических культур

10.1. по своеобразию отдельных стран и регионов

10.1.1. патриархальная культура

10.1.2. подданническая культура

10.1.3. культура участия

10.1.4. гражданская культура

10.2. по типам политических систем

10.2.1. тоталитарный тип политическое культуры

10.2.3. демократический тип политической культуры.

11. Политическая культура современной России

Схемы

Понятия

Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Абсентеизма – уклонения от участия в политике.

Политическая культура личности - единство трех составляющих: знаний о мире политики, политических ценностных ориентации, способов практических политических действий.

Практикум

1. Верны ли следующие суждения о политическом участии?

А.Политическое участие – это совокупность имеющих отношение
к политике действий людей.

Б.Политическое участие может иметь протестный характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Во время экскурсии в районную управу учащиеся 10 класса познакомились с работой органа местного самоуправления. Какие из функций и особенностей местного самоуправления названы ниже? Выберите из приведённого списка положения, отражающие функции и черты местного самоуправления, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти.

2) Органы местного самоуправления могут устанавливать местные налоги и сборы.

3) Органы местного самоуправления назначаются городской администрацией.

4) Гражданам предоставляются равные права на осуществление местного самоуправления.

5) Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.

6) Органы местного самоуправления обладают законодательной властью.

3. Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.

4. К культурной подсистеме политической системы относятся

1) взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории

2) конституции и законы

3) партии и общественно-политические движения

4) государство и его органы

5. Одной из проблем в развитии ряда стран мира стала аполитичность молодежи, ее слабый интерес к политическим проблемам. Сформулируйте суждение, раскрывающее влияние подобной ситуации на демократию. Предложите две политические меры, способные изменить данную ситуацию и повысить интерес молодежи к политической жизни страны.

6. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

7. Верны ли следующие суждения о политическом участии?

А.Многообразие форм политического участия зависит от возраста гражданина, его рода занятий, образования, религиозных
и политических предпочтений.

Б.Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ?

А.В структуру местного самоуправления входит представительный орган, состоящий из депутатов, избираемых населением.

Б.В различных муниципальных образованиях существуют разные варианты организации системы органов местного самоуправления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о политическом участии?

А. Формами политического участия большинства граждан являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, референдумы.

Б. Мотивацией к политическому участию может стать реальная возможность изменить политическую ситуацию к лучшему.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о субъектах политики?

А.К субъектам политики относятся программы политических партий и движений.

Б.К субъектам политики относятся избиратели.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


4.13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Место в системе социально-гуманитарных наук: политология

План:

1. Понятие политического лидерства

2. Функции политического лидера

2.1. анализирует политическую обстановку, оценивает состояние общества.

2.2. формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий. Он заботится о том, чтобы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным возможностям, находит оптимальные политические решения 

2.3. укрепление связи власти и народа, разъяснение своей политической позиции

2.4. сплочение сторонников

2.5. интеграция общества, поддерживание законности и общественного порядка

2.6. представительство интересов страны на международной арене.

3. Качества лидера

3.1. острый ум, аналитические способности,

3.2. твердая воля, смелость и решительность

3.3. честность, верность общественному долгу, забота об общественном благе и справедливости

3.4. общительность

3.5. способность быстро и точно ориентироваться в обстановке, политическая интуиция

3.6. управленческие способности,

3.7. образованность и компетентность,

3.8. способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами

3.9. умение хорошо держаться, талант привлекать к себе людей, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.

4. Факторы, которые влияют на характер политического руководства

4.1. основные политические убеждения лидера

4.2. политический стиль лидера

4.3. мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться положения политического руководителя

4.4. реакция лидера на давление и стресс

4.5. обстоятельства, при которых лидер впервые оказался в положении политического руководителя

4.6. предшествующий политический опыт лидера

4.7. политический климат, в котором лидер начинал свою деятельность. 

5. Имидж политического лидера

6. Типы лидерства

6.1. по масштабу лидерства

6.1.1. общенациональные

6.1.2. лидеры определенного класса или иной большой социальной группы

6.1.3. лидеры общественной организации или движения

6.2.2. демократический

6.2.3. либеральный

6.3. по основам лидерства

6.3.1. традиционное

6.3.2. легальное

Схемы

Понятия

Политический лидер

Имидж политического лидера

Управленческие способности

Традиционный тип лидерства

Рационально-легальный тип лидерства

Харизматический тип лидерства

Практикум

11. Верны ли следующие суждения о политическом лидерстве?

А. В зависимости от масштаба лидерства выделяют демократических
и авторитарных лидеров.

Б. Традиционный тип лидерства основан на вере в незыблемость существующего порядка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о политическом лидерстве?

А. Легальное политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное влияние лица, осуществляющего властные полномочия, на общество.

Б. Политический лидер должен вырабатывать политический курс с учётом потребностей различных групп общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

К ней примыкает, с одной стороны, частный мир, а с другой - мир государства. Не может быть демократии, если гражданское состояние, занимающее среднее положение, не втягивает в себя частные интересы и убеждения, с одной стороны, и приверженность государству - с другой. Определенно не может быть демократии, если частные убеждения и национальная приверженность смыкаются напрямую, избавляясь от среднего положения гражданского состояния. Но демократия слаба и почти бессмысленна, если не допускает существования этих двух миров на обеих сторонах, если стремится отождествляться со всей в целом, личной и общественной, жизнью. Демократия является постоянным усилием по созиданию сферы гражданского состояния и обеспечению того, чтобы частные убеждения и групповая принадлежность могли сойтись и соединиться в ней в атмосфере взаимного уважения.

Демократия обязана быть представительной, т.е. ее политические представители должны соответствовать людям в обществе вообще или по крайней мере в значительной степени так, чтобы эти люди могли отождествлять себя с политическими властями, даже если и коалиции, союзы и внутренняя партийная борьба создают завесы между обществом и политикой, которые ослабляют и затемняют связи между ними.

Чем более группы интересов становятся разнообразными и специализированными, тем менее они способны заниматься общими проблемами общества и в результате тем больше хиреет демократия. Подвергаясь угрозе, с одной стороны, принудительного утверждения единства общества и нежелания допускать наличия разнообразия интересов, демократия также подвергается угрозе со стороны многообразия групп давления, чьи действия напоминают действия экономических групп на рынке. Демократия не является ни сообществом, ни политическим рынком.

(Турэн Алэн «Что означает демократия сегодня?»)

С1

Какие два необходимых условия для осуществления демократии отмечает автор? Укажите их, опираясь на текст.

С2

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : Указаны угрозы : 1) непосредственная (напрямую) смычка частных убеждений и национальной приверженности, «избавляясь от среднего положения гражданского состояния»; 2) принудительное утверждение единства общества и нежелание допускать наличия разнообразия интересов; 3) наличие разнообразных групп давления, не способных заниматься общими интересами и лоббирующих только собственный интерес. Могут быть приведены иные формулировки ответа.
Указаны три угрозы
Указаны две угрозы
Указана одна угроза или угрозы указаны неверно
Максимальный балл 2
С3

Автор подчеркивает, что демократия обязана быть представительной. Как понимает сущность представительной демократии автор? Раскройте авторское понимание с опорой на текст. Приведите два проявления представительной демократии в развитии политической системы современного общества.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Раскрыто авторское понимание представительной демократии,допустим: - Демократия обязана быть представительной, т.е. ее политические представители должны соответствовать людям в обществе вообще или по крайней мере в значительной степени так, чтобы эти люди могли отождествлять себя с политическими властями; 2) Приведены проявления представительной демократии, например: - выборы депутатов законодательного собрания (парламентариев); - всенародные выборы главы государства - президента; - выборы депутатов местных законодательных собраний; - выборы глав местных администраций (мэров городов, губернаторов); - выборы в органы местного самоуправления (депутатов муниципальных собраний и глав муниципальных образований). Могут быть приведены и иные верные проявления.
Раскрыто авторское понимание сущности представительной демократии, приведены два проявления
Раскрыто авторское понимание сущности представительной демократии, приведено одно проявление ИЛИ авторское понимание не раскрыто, но приведены два проявления
Раскрыто авторское понимание, проявления не приведены ИЛИ авторское понимание не раскрыто, но приведено одно проявление
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
С4

Автор пишет, что «демократия является постоянным усилием по созиданию сферы гражданского состояния и обеспечению того, чтобы частные убеждения и групповая принадлежность могли сойтись и соединиться в ней в атмосфере взаимного уважения». Приведите три аргумента в подтверждение авторского вывода.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : Приведены аргументы , допустим: 1) Гражданское состояние состоит, в частности, в умении согласовывать свой частный интерес с интересами коллектива, общества в целом; 2) Гражданин не может быть безучастен к жизни сообщества, государства, а ведь именно участие граждан в политике, принятии решений и составляет сущность демократии; 3) Для духа и сущности демократии важна атмосфера доверия и уважения между отдельным гражданином и обществом, партнерские отношения гражданина с властными органами. Могут быть приведены и иные верные аргументы
Приведены три аргумента
Приведены два аргумента
Приведен один аргумент
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
С5.1

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политические ценности» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политических ценностях.

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия , например: - духовные ориентиры, установки, на которые граждане ориентируются в своем политическом поведении и оценке политических явлений и процессов. 2) два предложения с информацией о политических ценностях, опирающейся на знания курса, например: - «политические ценности современного государства основаны на уважении суверенитета народа, незыблемости его прав и свобод». - «политические ценности опираются на исторические традиции народа, особенности национального менталитета». - В разных режимах различны - Их перечислить - плюрализм. Разделение властей. Демокр выборы и др Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политических ценностях.
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный.
Максимальный балл 2
С5.2

Выборы в представительные органы власти проводятся как в демократических странах, так и в странах с недемократическими режимами. Укажите три признака, позволяющие характеризовать выборы как подлинно демократические.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : Указаны признаки,например: 1) Проведение выборов на альтернативной основе, когда кандидаты представляют различные политические силы и программы; 2) Свободное и открытое освещение хода выборов в СМИ; 3) Равный доступ к СМИ для всех политических сил, участвующих в выборах; 4) Гарантированность законами деятельности оппозиционных сил; 5) Регулярность проведения выборов; 6) Выборы должны носить всеобщий характер, никто не должен быть дискриминирован в избирательных правах; 7) Выборы должны быть равными (один избиратель - один голос); 8) Должен осуществляться общественный контроль за процедурой голосования. Могут быть указаны и иные правильные признаки.
Указаны три признака
Указаны два признака
Указан один признак ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 2
С6

Проиллюстрируйте тремя примерами деятельность «четвертой власти», средств массовой информации в политической жизни современного демократического государства.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) указана основная цель деятельности СМИ - информирование граждан о событиях и фактах политической жизни, представление широкого спектра оценок этих событий и фактов специалистами-политологами и обществом; 2) цель раскрыта с помощью примеров , например: - средства массовой информации размещают материалы о форумах политических партий, принимаемых программах, основных событиях партийной жизни; - средства массовой информации публикуют выступления и интервью государственных лидеров и оценки этих выступлений профессиональным сообществом политологов и гражданами; - средства массовой информации публикуют материалы о выборах, выборных кампаниях, дают информацию о результатах выборов. Освещение предвыборной агитации Цель деятельности СМИ может быть раскрыта на других примерах.
Цель деятельности СМИ указана и раскрыта на трех примерах
Цель деятельности СМИ указана и раскрыта на двух примерах
Цель деятельности СМИ указана и раскрыта на одном примере
Цель деятельности СМИ не указана при любом количестве приведенных примеров, ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 3
С7

В одной из развитых стран мира депутату законодательного собрания группа бизнесменов приподнесла в подарок дорогие швейцарские часы. Факт стал известен благодаря информации в печати. Какие последствия для депутата может иметь подобная ситуация в правовом государстве ? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) дан правильный ответ: - депутат может лишиться своего парламентского мандата, будет вынужден подать в отставку, так как данный факт нарушает депутатскую этику и законы о лоббизме; 2) приведены два аргумента , например: - в правовом государстве существуют специальные законы, которые запрещают носителям государственной власти принимать подобные подарки; - в правовом государстве подобное явление рассматривается как факт подкупа депутата, факт коррупции; - в правовом государстве депутаты представительных органов долны взаимодействовать с представителями бизнеса строго на формальных, законных основаниях. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.
Дан правильный ответ, приведены два аргумента
Дан правильный ответ, приведен один аргумент, ИЛИ ответ присутствует в неявном виде, но качество двух приведенных аргументов позволяет сделать вывод о том, что выпускник знает ответ на вопрос и на него опирается при аргументации
Дан правильный ответ без аргументов, ИЛИ приведен один аргумент, позволяющий сделать вывод о том, что выпускник знает ответ на вопрос и на него опирается при аргументации
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
С8

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданское общество и правовое государство» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Гражданское общество - совокупность самодеятельных инициатив граждан. 2) Признаки гражданского общества: а) самодеятельность и инициатива граждан; б) высокий уровень политической культуры; в) ответственность граждан за происходящее в стране; г) признание ценности прав и свобод личности. 3) Партнерские отношения гражданского общества и правового государства. 4) Направления взаимодействия гражданского общества и правового государства: а) защита прав и свобод граждан; б) природоохранная деятельность; в) защита интересов предпринимателей и работников; г) развитие демократических институтов и традиций; д) деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры. 5) Тенденция расширения позиций гражданского общества как особенность развития современной политической системы. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 2

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний

С9

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

Политика «История — это политика, которую уже нельзя исправить. Политика — это история, которую еще можно исправить». (З. Графф)
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил пославленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании.
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.
К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена.
К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы.
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.
Максимальный балл 5

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристики человека

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Способности; мировоззрение; характер; интересы; личность.

3

Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

1) назначение учётной ставки; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) осуществление монопольной эмиссии денег; 6) открытие и обслуживание депозитов граждан.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.

2. К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

3. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

4. Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.

5. Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

5

Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

6

Учёные исследуют социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономического кризиса

2. выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

3. теоретическое обоснование полученных данных

4. разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

5. описание случаев социальной дифференциации населения

6. оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

7

Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят от объёма производимой продукции.

2. Постоянные издержки не зависят от объёма производства продукции.

3. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по ранее взятому кредиту.

4. Себестоимость продукции называется также постоянными издержками.

5. К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы и оплату охраны.

8

Установите соответствие между факторами и типами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Анна Николаевна, пенсионерка, работает в библиотеке. Она получила наследство. Одну часть этих средств она разместила на банковском депозите, другую потратила на оформление договора страхования имущества. Анна Николаевна также взяла кредит на покупку земельного участка. Что из перечисленного относится к доходам Анны Николаевны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. заработная плата

3. земельный налог

4. проценты по кредиту

5. страховые взносы

6. проценты по вкладу

10

На рисунке отражено изменение предложения молочных продуктов на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S 1 . (P – цена; Q – количество.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. уменьшение стоимости кормов для коров

2. ожидания роста потребления молочной продукции

3. банкротство нескольких молочных ферм

4. повышение цен на энергоносители

5. строительство новых заводов молочной продукции

11

Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры. под которыми они указаны.

1. Любые межнациональные отношения законодательно закреплены.

2. Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.

3. Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.

4. Расширение контактов между народами во всех сферах общественной жизни способствует развитию межнациональных отношений.

5. Этническая ассимиляция представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.

12

Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: "Почему снижается воспитательный потенциал семьи?" Результаты опроса представлены в гистограмме.

Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

2. Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.

3. Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

4. Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

5. При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи.

13

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политическая элита – группа людей, являющаяся конституционно утверждённым источником власти в любом государстве.

2. Политическая элита выдвигает политических лидеров.

3. К основным функциям политической элиты относят производство и потребление материальных благ.

4. По отношению к власти политическую элиту подразделяют на правящую и контрэлиту.

5. Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную самостоятельную группу, способную принимать политические решения.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В основном законе государства отражены и реализуются на практике гарантии прав и свобод личности.

2. Утверждена республиканская форма правления.

3. Законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей власти.

4. Граждане поддерживают проведённые преобразования.

5. На выборах победила консервативная партия.

6. Провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.

16

Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право участвовать в отправлении правосудия

2. право на жизнь

3. право на защиту своей чести и доброго имени

4. право быть избранным в органы государственной власти

5. право на тайну переписки, телефонных переговоров

17

Установите соответствие между особенностью (обозначено буквами) и видом (обозначено цифрами) избирательной системы.

18

Сергею 44 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Сергея на пять лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. дискриминация

2. уголовное право

3. потерпевший

4. заявление в отдел полиции

5. иск в суд

6. трудовое право

19

Выберите верные суждения о правах и обязанностях супругов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К личным правам супругов относится право на общую, совместную собственность.

2. При заключении брака супруги могут добавить к своей фамилии фамилию супруга, если добрачная фамилия не была двойной.

3. К общему имуществу, в частности, относится посуда, мебель, бытовые электроприборы, автомобиль, жилье, а также доходы каждого из супру​гов от трудовой деятельности.

4. При расторжении брака ставится вопрос о разделе всего имущества супругов.

5. Не подлежат разделу вещи, приобретенные для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей, основанное на супружестве, совместном ведении хозяйства, моральной ________(Б) и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс важнейших для существования общества функций: ________(В) людей; передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г), установок, знаний. Также к её основным функциям относится организация домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. контроль

3. институт

4. взаимоответственность

7. мобильность

8. супружество

9. репродукция

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

Показать ответ

элементы :

2) Названы две разновидности республиканской формы правления: Президентская и парламентская республики

3) При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а при парламентской - в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии.

В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения».

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1. Названо одно из «соображений»:

2. Названы одно негативное и одно положительное последствия:

Негативное последствие: есть вероятность, что к власти придёт руководитель, не способный решить острые политические проблемы государства. Положительное последствие: люди, делающие выбор таким методом, заранее испытывают симпатию к этой власти и поддерживают её, а значит не будет недовольств, революционных вспышек и т.д.

Могут быть написаны другие положительные и отрицательные последствия.

Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей степени защищает сильные политические партии? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита. Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1. Ответ на первый вопрос: Пропорциональная.

2. Дано объяснение, в чём проявляется защита партий: Эта защита проявляется в том, что при пропорциональной избирательной системе каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Следовательно, сильные политические партии получают большее количество голосов.

3. Названа и проиллюстрирована примером функция политических партий, которая проявляется в избирательном процессе: В избирательно процессе проявляется электоральная функция политических партий (например, Партия D выступила с предвыборной программой на ТВ).

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для функционирования и развития демократического государства.

Показать ответ

Могут быть приведены следующие аргументы :

1) демократическое государство основано на народовластии, а выборы - это один из каналов, который позволяет принимать гражданам непосредственное участие в политической жизни;

2) выборы гарантируют смену устарелых кадров на более новые, заинтересованные в решение острых проблем государства;

3) демократическое выборы являются общедоступными, а значит, каждый гражданин имеет возможность попасть в верховную власть.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом одном проявлении глобализации в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любое одно негативное проявление глобализации.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об одном из проявлений глобализации в экономической сфере: Одним из проявлений развития тенденций глобализации является господство в мировой экономике транснациональный корпораций.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об одном из проявлений глобализации в экономической сфере.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса одно из негативных проявлений глобализации, например: К негативным проявлениям глобализации относят рост числа вооружённых конфликтов; проявление сепаратизма, терроризма.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса одно из негативных проявлений глобализации.)

Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Показать ответ

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие позитивные формальные социальные санкции:

1. Премии (Например, начинающему маркетологу Р. вручили премию за разработку перспективной стратегии продаж).

2. Государственные награды (Например, МВД РФ объявило награду Сотрудникам ФСБ (благодарственные письма, грамоты и часы) за раскрытие убийства семьи полицейского под Сызранью).

3. Допуск к высоким должностям и почётным функциям (Например, Ген. директор крупной компании Т.Ш. был избран председателем правления Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Могут быть названы другие позитивные формальные социальные санкции, приведены другие примеры.

Николай Петрович решил открыть магазин по продаже запасных частей для автомобилей. Он обратился за консультацией в налоговые органы по месту своего учёта, чтобы узнать, какие налоги и в каком размере он должен будет уплачивать. Обязаны ли налоговые органы предоставлять ему такую информацию? Свой ответ обоснуйте. Назовите любые две обязанности налогоплательщика.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) дан ответ на первый вопрос, обоснование ответа:

Да, налоговые органы обязаны предоставить информацию налогоплательщику об уплачиваемых им налогах. Согласно ст.21 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщики имеют право на полную и точную информацию о налоговом законодательстве, о представляемых им законами правах и размерах налогов.

2) Названия любых двух обязанностей налогоплательщика:

1. налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги в полном размере и в указанный срок;

2. обязан вести в установленном порядке учёт доходов, расходов, объектов налогообложения;

3. обязан устранять выявленные налоговыми органами нарушения.

Могут быть названы другие обязанности налогоплательщика.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Конкуренция и её функции в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:


1. Понятие конкуренции как механизма саморегулирования рыночной экономики.


2. Основные виды конкурентной борьбы:


а) конкуренция продавцов; конкуренция покупателей;

б) совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция;

в) внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция;


г) ценовая (явная и скрытая) и неценовая конкуренция.


3. Функции конкуренции в рыночной экономике:


а) стимулирование роста эффективности производства; 


б) снижение цен и повышение качества;


в) обеспечение нацеленности на запросы потребителя.

4. Положительные стороны:


а) способствует развитию Научно-технического прогресса;

б) чутко реагирует на изменение спроса.

5. Отрицательные стороны:


а) ведёт к дифференциации доходов;

б) создаёт условия для безработицы, инфляции.

6. Защита конкуренции со стороны государства от монополизации в рыночной экономике (Антимонопольное законодательство). 


В ответе возможны другое количество и иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. 
Отсутствие любых двух из 3, 4 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

29.2. Экономика «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)

29.3. Социология, социальная психология «Юность – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)

29.4. Политология «Политическая культура – проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное». (С. Верба)

29.5. Правоведение «Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным». (Г. Торо)

Опираясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, при­ве­ди­те три аргумента, под­твер­жда­ю­щих не­об­хо­ди­мость вы­бо­ров для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия де­мо­кра­ти­че­ско­го государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

(М. Уоллерстайн )

Пояснение.

1) ответ на пер­вый вопрос:

Ис­тин­ные де­мо­кра­тии пред­став­ля­ют собой по­ли­ти­че­ские си­сте­мы, в ко­то­рых опре­делённые люди по­лу­ча­ют до­ступ к вла­сти и право при­ни­мать ре­ше­ния в ре­зуль­та­те сво­бод­ных все­об­щих вы­бо­ров.

2) ответ на второй вопрос:

Пар­ла­мент­ская и пре­зи­дент­ская республики.

3) Ответ на третий вопрос:

Механизмы избрания парламента и формирования правительства. (ИЛИ При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике).

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

В тек­сте упо­мя­ну­ты «соображения», ока­зы­ва­ю­щие вли­я­ние на по­ве­де­ние избирателя. На­зо­ви­те любое из этих «соображений». Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те одно по­зи­тив­ное и одно не­га­тив­ное по­след­ствия вы­бо­ра из­би­ра­те­ля под вли­я­ни­ем этого «соображения».

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны следующие элементы:

1) Ответ на пер­вый вопрос:

Об­ще­при­ня­ты­е мне­ни­я­ и идео­ло­гии;

Мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе при­зы­вы самих кан­ди­да­тов.

2) Ответ на второй вопрос (при указании в качестве «соображения» мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе призывы самих кан­ди­да­тов):

Позитивное: боль­шин­ство людей редко ошибается.

Негативное: пар­тии могут об­ма­нуть в своих обещаниях.

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Почему демократия невозможна?

И все же. Демократия нигде никогда не существовала. Но, может быть, что-то было сделано не так? Может, демократия все-таки возможна? Мы уже обращались к теме управления обществом господствующим классом. И причинам этого. Напомним их:В достаточно большом обществе невозможно организовать процесс управления, в котором будут участвовать все члены общества.


    Большинство членов общество не обладают достаточными для управления обществом знаниями.


    Большинству людей вообще не интересен процесс управления обществом, особенно в аспекте заботы об обществе. Первая причина является свидетельством невозможности демократии, а вторая и третья — двумя основными возражениями против эффективности демократии, которые указывают на четвертую и пятую причину невозможности демократии.


    Демократия подразумевает политманипуляцию.


    Невозможность демократического контроля власти обществом.


Если вторая и третья причина свидетельствует об ущербности демократии, то первая, четвертая и пятая указывают на то, что демократия вообще невозможна.

Образно говоря, вторя и третья причина указывают на то, что нельзя управлять автомобилем, не зная, как это делается. Это может плохо кончится для автомобиля, управляющего автомобилем и окружающих.

Первая, четвертая и пятая причина являются очевидным свидетельством того, что даже самый лучший спринтер не сможет обогнать автомобиль, едущий на полном ходу. Итак, первое плохо, а второе невозможно.

Поскольку управление общественными делами всегда находится в руках меньшинства влиятельных людей, с которыми сознательно или бессознательно считается большинство, итальянский социолог Г. Моска ставит под сомнение сам термин «демократия». И этот мыслитель оказывается абсолютно прав.

Рассмотрим приведенные выше тезисы о невозможности и ущербности демократии более подробно.1. Технологическая невозможность организации процесса массового управления

В общем, очевидно, что технологически невозможно организовать процесс управления обществом, в котором будет принимать участие весь народ. Непосредственная демократия, т. е. когда государством управляет весь народ, невозможна. Но, может, возможна опосредованная демократия, т. е. когда народ управляет через своих представителей? Например, хозяин завода может нанять управляющего, который будет руководить заводом от его имени и, по сути, выполнять его волю.

В действительности опосредованная демократия также невозможна. Качества обывателя: непрофессионализм, незаинтересованность — не предполагают функционирования демократического механизма. Демократия, конечно, может существовать, обыватель может участвовать в демократическом процессе, но его участие будет аналогично попыткам русского понять китайский текст: неинтересно и непонятно.

2. Непрофессионализм обывателя

По данным социологических опросов, из голосующих за тех или иных кандидатов лишь 2-3 % читали хоть какие-то программные материалы. В ходе опросов, проведенных в Москве в мае 2002 года, лишь 2 % смогли назвать фамилию своего депутата. И такое положение дел существует в столице нашей страны, когда еще и года не прошло после выборов. А тех, кто может четко сформулировать программные постулаты той или иной партии или кандидата, — вообще единицы.

По данным опроса, проводимого в США в 1997 году, почти половина населения уверена, что фраза «от каждого по способностям, каждому по потребностям» — статья из Конституции США, а не постулат марксизма. Как показывают данные ВЦИОМ, уже через несколько месяцев после выборов люди не помнят, за кого они голосовали или кто из депутатов представляет их интересы в федеральных, региональных и даже местных органах власти.

«Увы, молодежь России аполитична и политически безграмотна… Как показывает глубинное интервьюирование, реальную расстановку политических сил в стране знает не более 8 % молодых, а политические убеждения имеет не более 4 %. На выборы ходит в среднем 2 %» .

Памятен один случай из предвыборной кампании 1996 года. По телевизору показали пожилую деревенскую женщину, которая сказала, что будет голосовать за Ельцина, а не за Зюганова, потому что Ельцин ей нравится больше. Трагикомичность той ситуации заключалась в том, что она не могла даже правильно выговорить фамилию «Зюганов».

«Идея народовластия не импонировала “отцам-основателям” США. “Народ неустойчив и переменчив, ему редко доступны правильные суждения и решения”, — писал Гамильтон. Мнение Гамильтона в полной мере подтверждали якобинские чулочники, которые во время Великой Французской революции сидели на задних скамьях Конвента и, не поднимая глаз от вязки чулок, дружным голосом отправляли на гильотину всех врагов революции» .

Однако нельзя обвинять народ в том, что он не разбирается в программах различных партий и движений. Почему народ должен в этом разбираться? Мы же не требуем, чтобы профессиональный социолог умел перебрать движок у автомобиля или умел ровно выкладывать кирпичную стенку. В сегодняшнем мире нарастает процесс специализации, это признается всеми, и абсурдно то, что с нарастанием процесса специализации возникает доктрина, требующая от человека хорошо разбираться в том, в чем он не специалист. Каждый должен заниматься своим делом,

«массы уже по самой своей природе не должны и не могут управлять собственным существованием и тем более — управлять обществом, это означает, что Европа переживает сейчас самый тяжелый кризис, который только может затронуть народы, нации и культуры» .

С. Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием.М., 2005. С. 61.
Тощенко Ж. Т. Социология. М., 2001. С. 291.
Яблоко России // №46, 6-12.11.1999.
Зеркин Д. П. Основы политологии. Ростов н/Д., 1996. С. 193.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1991. С. 40.

3. Незаинтересованность обывателя

Большинство народа не «разбирается в политике» не потому, что это довольно сложно, но потому, что это абсолютному большинству неинтересно. Для большинства людей интересы своей семьи гораздо ближе, чем интересы государства: «своя рубашка ближе к телу». Половина общества — женщины, для которых интересы семьи, детей приоритетны по своей природе, в противном случае женщину вообще вряд ли можно назвать полноценной.

Нельзя согласиться с теми, кто говорит о том, что политическая близорукость — плохое качество народа. Они не правы. Если все будут альтруистами, если для всех общие интересы будут важнее собственных, если все будут жертвовать своей жизнью ради общего блага, то общество вымрет. Народ выполняет роль своеобразного балласта , и этот балласт необходим обществу. Судно не может плавать без балласта, который придает ему устойчивость, точно так же народ придает устойчивость обществу. Простые люди должны обладать здоровым эгоизмом, консерватизмом, это нормально. Ненормально другое: политику государства пытаются определять люди, природой не предназначенные к управлению. Это все равно как заставлять слепого рисовать или немого петь.

Многие действия избирателя вообще нельзя объяснить в рамках нормальной логики. Например, согласно опросу ВЦИОМ лишь 21% опрошенных считают, что именно от обычных избирателей зависит, кто придет к власти, и какая будет проводиться политика. И в то же время на выборы собираются идти минимум 45,5% . Зачем идти, если ничего не зависит? Зачем участвовать в процессе, когда ты уверен, что в этом процессе тебя просто обманывают? Существуют какие-то неосознанные мотивы прихода электората на избирательный участок. Пойти, потому что все ходят. Пойти, потому что я ощущаю свою значимость. Пойти, потому что я всегда ходил. Пойти, чтобы поесть буфете. Но все это не имеет никакого отношения к осознанному выбору политической элиты.

-------------------

Чтобы обеспечить остойчивость судна и его посадку при отсутствии на борту груза, а также достаточное заглубление винта и руля, в морской практике применяются забортные - балластные - воды. Таким образом достигается обеспечение управляемости судна и его безопасности. Некоторые типы судов, например контейнеровозы, требуют постоянного наличия достаточно больших количеств балласта для регулировки посадки - крена и дифферента.
Только пятая часть россиян по-прежнему верят в честные выборы. 14.06.2007, ПРАЙМ-ТАСС.