Кризис 90 х годов. Экономический кризис в россии. Достижения и проблемы экономических реформ

«Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д.Глинки»

Контрольная работа по

Экономической теории

Выполнил: студент заочник

1курса АБ

экономического факультета

Проверил:

Коротеев А.Н.

г.Воронеж 2008 год

Тема:

Экономический кризис 90-х годов в России. Причины, пути преодоления.

План работы:

1. Введение.

2. Экономический кризис 90-х годов в России.

2.1 Течение кризиса.

2.2 Причины кризиса в России.

2.3. Особенности экономического кризиса в России.

3. Влияние кризиса и пути его преодоления.

3.1.Достижения и проблемы экономических реформ.

3.2. Положительное влияние кризиса на экономику России.

3.3. Пути выхода из кризиса.

4. Заключение.

5. Список литературы.

1. Введение

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Необходимость учета взаимодействия кризисов в экономике и других сферах. Ориентирами в этом могут служить следующие их свойства:

    всеобщность, неизбежная в цикличной динамике всех элементов общества. Периодические кризисные потрясения - закономерность живой и неживой природы;

    полезность. Это кажется абсурдным, и тем не менее кризисы подрывают основу устаревших систем или их элементов, расчищают дорогу для новых поколении людей и машин, технологических и экономических укладов, политического устройства;

    многофакторность и многомерность, вызываемые множеством переплетающихся факторов, которые в зависимости от ситуации поочередно выходят на первый план. Кризисы охватывают различные стороны системы, их нельзя определить и измерить одним обобщающим показателем, а потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных кризисов; взаимодействие, проявляющееся в разных аспектах. Кризисные фазы циклов неодинаковой длительности накладываются друг на друга, резонируют, углубляют потрясения общества. Взаимовлияние испытывают смежные сферы. Так, экономический кризис обычно сопряжен с технологическим, на него оказывают негативное воздействие кризисы экологические, социокультурные, политические, государственно-правовые;

    заканчиваемость, которая может стать переходом к оздоровлению общества и экономики либо заменой их одной или несколькими более жизнеспособными системами;

    прогнозируемость. Обычно кризисы, особенно экономические, неожиданны, только задним числом выясняют и доказывают их неизбежность. Тем не менее, познав циклично-генетические закономерности динамики общества, логику смены циклов, можно предвидеть сроки наступления и характер кризиса.

2. Экономический кризис 90-х годов в России

2.1 Течение кризиса

С началом рыночных реформ в России в 1990-е гг. наблюдается острый экономический кризис, получивший название «трансформационного спада». Содержание трансформационного спада (кризиса) достаточно «традиционное»: прежде всего – падение производства и ухудшение жизненного уровня населения. С 1990 по 1996 г. совокупное производство уменьшилось примерно наполовину, в еще большей степени сократились реальные инвестиции в основной капитал.

Во-первых, в это время не был преодолен кризис недопроизводства. 1999 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен 100%) только 59%, объем промышленного производства – 50% и объем продукции сельского хозяйства – 57%. Все это сказалось на положении экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Во-вторых, внешне наблюдаемое течение кризиса недопроизводства несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падало. Покупательский спрос в значительной мере покрывался за счет импорта зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г, товарные ресурсы для розничного товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего объема таких ресурсов.

В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России особенно в 1992 – 1996 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал.

2.2 Причины кризиса в России

Причины социально-экономического кризиса в России можно разделить на три основные группы:

Причины, которые были унаследованы Россией от бывшего СССР. Перечень причин:

      Почти полное или тотальное огосударствление экономики, и, соответственно, собственности.

      Наличие глубоких диспропорций в экономике (76 % средств производства и 24% средств потребления).

      Антидемократический характер в государственном управлении собственностью и экономики, т.е. абсолютное преобладание командно-административных рычагов в управлении.

      Концентрация 96% всей собственности в руках всесоюзных министерств и ведомств.

      Отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда, от самого процесса труда, что проявлялось, прежде всего, в отсутствии действенных стимулов к труду, к господству "уравниловки".

      Чрезмерная централизация при перераспределении национального дохода через государственный бюджет.

      Процветала политика ограбления села, которая выражалась в перекачивании значительной части созданного здесь национального дохода в пользу промышленности, прежде всего через механизм цен.

      Огромный физический (около 60%) и моральный износ (около 90%) основных фондов, низкая производительность труда.

Те причины, которые вызваны действиями "реформаторов" в 90-е гг .

    Разрыв хозяйственных связей со странами бывшего СССР.

    Отсутствие научно обоснованной стратегии трансформации административно-командной системы в более развитую и совершенную экономическую систему.

    Упразднение государственного управления и активное внедрение рыночных рычагов, которые использовались в развитых странах мира почти столетие назад.

    Доминирование идеологии свободной рыночной экономики в законодательных органах.

    Политика шоковой либерализации цен и ликвидация трудовых сбережений.

    Отсутствие комплексной военно-технической политики государства.

    Принятие многочисленных законов, постановлений, распоряжений правительства, которые в результате непосильного налогового пресса поставили в невыгодное положение производителя и в привилегированное положение посредника.

    Отсутствие надежной финансово-банковской системы, госконтроля за деятельностью коммерческих банков.

    Бездумное воплощение программ западных экспертов в практику, в том числе различных международных экономических организаций, напр., мирового банка.

    Мафиозно-номенклатурный характер разгосударствления и приватизации.

    Массовый отток капитала за границу.

    Отсутствие необходимого инвестиционного климата.

    Чрезмерное расширение управленческого аппарата.

    Чрезмерный налоговый пресс.

Эти причины связанные с сущностью трансформации существующей в стране экономической системы, спецификой переживаемого переходного периода, который, как свидетельствует опыт других стран, развивается в форме различных глубинных кризисов, потрясений.

2.3. Особенности экономического кризиса в России

Спад производства в СССР (России) начался уже в 1991 г. Однако экономического кризиса в точном научном понимании в тот период еще не было. Дело в том, что тогда происходили явления, диаметрально противоположные кризису: спрос намного превышал предложение, усиливался товарный голод. Спад в тот период возник не из-за превышения производства над спросом, а из-за разрыва хозяйственных связей, вызванного развалом СЭВ, а затем - разрушением СССР.

Кризис в полном смысле этого слова начался в 1992 г., когда появились трудности со сбытом продукции и неплатежи. Уже весной 1992 г. размер неплатежей оказался столь значительным, что создалась угроза полной остановки производства. Правительство вынуждено было пойти на проведение взаимозачетов на основе централизованных кредитов. С 1992 г. до настоящего времени состояние российской экономики отвечает всем критериям экономического кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции, растут неплатежи (на конец 1997 г. они превысили 700 трлн. руб.), снижается рентабельность продукции, растет число убыточных предприятий, повышается уровень безработицы и т. д.

Кризис в России имеет существенные отличия от обычных кризисов, свойственных капиталистической экономике:

Он начался не в результате экономического подъема и превышения растущего производства над неуспевающим за ним спросом, а в период падения производства вследствие того, что спрос резко упал, стал меньше предложения и затем снижался быстрее падения производства.

Он возник не в капиталистической экономике, а в переходной к капиталистической.

По своим масштабам российский кризис превзошел все имевшие место в истории экономические кризисы в капиталистических странах.

В экономике России не наблюдается массового обновления основного капитала. Напротив, идет постоянное сокращение производственных инвестиций, которые уменьшились уже более чем в 6 раз. Это говорит о том, что необходимые предпосылки выхода страны из кризиса не создаются, что в ближайшее время не стоит рассчитывать на экономический подъем и что выход из экономического спада при сохранении сложившихся тенденций будет очень затяжным.

Основной причиной, вызвавшей экономический кризис, является проведенная рыночная реформа - не только хронологически, не только по форме, но и по существу. Ведь сущность реформы состояла в переходе к капиталистическому обществу в сжатые сроки. Следовательно, в считанные годы требовалось создать класс буржуазии, который должен был стать новым хозяином производства. (То, что в западных странах происходило в течение столетий). Это предполагало коренное перераспределение национального богатства и национального дохода в пользу буржуазии, за счет всего народа. Результатом его стало резкое сокращение покупательной способности сбережений и доходов трудящихся и невиданное обогащение (за счет приватизации, роста цен, теневой деятельности и пр.) класса новых капиталистов.

Доходы же трудящихся формируют платежеспособный спрос на товары массового повседневного спроса. В результате реформы он резко сократился и продолжает падать, поскольку доля трудящихся в общей сумме доходов населения постоянно снижается. (Так, если в 1992 г. доля заработной платы в сумме доходов населения составляла 70 %, а предпринимательского дохода и дохода от собственности - 16 %; то в 1996 г. эти величины соответственно составили 34 % и 52 %)

Снижение покупательной способности трудящихся ведет к сужению емкости внутреннего рынка и вызывает “перепроизводство”. В этом и состоит суть переживаемого Россией экономического кризиса.

Фактором углубления кризиса является высокий уровень монополизма в российской экономике и отсутствие эффективного государственного регулирования цен. Это порождает хроническую инфляцию, которая ведет к обесценению производственных фондов предприятий и вызывает сокращение производства. В результате либерализации цен они выросли в 1992 г. более чем в 26 раз. Затем темпы инфляции снижались. Тем не менее в 1992-94 г. г. в России имела место гиперинфляция (рост цен более чем в 2 раза в год), разрушавшая отечественное производство. В 1995-96 г. г. место гиперинфляции заняла галопирующая инфляция: в 1995 г. – имел место рост цен более чем в 1,5 раза; в 1996 г. – на 23 %. В 1997 г. цены выросли примерно на 12 %, что хотя и ниже, чем в предыдущий период, но говорит о высоком уровне инфляции, сохраняющемся, несмотря на все усилия правительства по ее преодолению.

Экономический кризис 1900-1903 годов - упадок в экономической сфере, затронувший... Кризис в мире В последние годы XIX века в большинстве развитых стран наблюдался экономический ... достаточно быстро пережившей кризис , в России кризис перерос в депрессию...

  • Экономический кризис : проблемы управления и задачи инновационного развития

    Статья >> Промышленность, производство

    И уязвимость России к кризису . Последствия глобального экономического кризиса негативно отразились на социально... преодоления последствий экономического кризиса в России // Проблемы прогнозирования. 2010. № 1. 3. Фетисов Г.Г. Мировой экономический кризис и...

  • Экономический кризис в регионах

    Реферат >> Экономика

    Экономический кризис в регионах. Эксперт № 47 1-7 декабрь 2008 Экономический кризис исторически имеет несколько пороговых измерений. ... Острый структурный кризис , когда...

  • Анализ структурного моделирования

    кризиса 90-х годов, кризиса 2015 года.

    Расчет среднего американского цикла.

    Кризис 90-х г. Развивался с 1986 по 2000 год, продлился 14 лет – цикл прерванного типа. За этот период из трех элементов полноценно развились два – это экономический, как падение цен на нефть, и социальный, как суперинфляция. Третий элемент – форми-рование «податливого» правительства – политически развился только наполовину. Поли-тическая система России раскололась на Парламент и Президента; второй шаг – засилье иностранных консультаций. Третий шаг, наверное, состоял из становления во главе госу-дарства «податливого» Президента России. Два президентских срока Б. Н. Ельцина не да-ли положительных результатов. Политическую концовку так и не удалось завершить. 31-е декабря 2000 г. свело на нет весь разрушительный сценарий: насолил так насолил.

    Вывод. Рассчитываем временной характер сценария. 14 лет подготовки, плюс 3-5 лет не хватило до завершения, итого – около 20 лет. Раздел на поэтапное развитие 1986 – 1991 г.г., процесс развития нефтяного обвала – 5лет. В 1991 году подключается политический сценарий на срок одного президентского срока, а это еще 5 лет; в итоге это 10 лет. Дальше начинается попытка второй раз «создать податливого» Президента – это еще 5 лет, итого 2005 г. (Интересно: Стабилизационный фонд создан в 2004г. Это говорит о том, что атаки на Россию происходят в постоянном режиме).

    Обобщение: Средний американский цикл политизированного (ускоренного) характера равен 10 годам. В среднем цикле политический малый цикл должен был пройти один раз, но он повторился дважды, а мог бы повториться и трижды. Здесь мы вывели формулу, что малый политический цикл может повторяться несколько раз, значит, и малый экономичес-кий цикл тоже может удваиваться и утраиваться до тех тор, пока терпение не лопнет. Ма-лый цикл в среднем длится 3 года.

    Кризис 2015 г. Развивается 10 лет: с 2004г. по 2014г. – подготовительный экономичес-кий период скрытного характера. В этом кризисе мы наблюдаем, что накапливание «кува-лды» произошло в два раза дольше, чем в первый раз. Значит, и удар должен быть в два раза сильнее, чем в первый раз. Не хватает малого: короткого политического цикла; если удар рассчитан в два раза сильнее, значит, и политический цикл как результат должен быть в два раза короче – это 1,5 – 1 год. Что мы получили в итоге? – к 10 прибавим 1 – 1,5 года, и в итоге получим окончание цикла на конец 2015 – начало 2016 года.

    Вывод. Скорее всего, мы имеем три сценария малых политических кризисов, приходящих на окончание нефтяного сценария – это 2015 г. Пик политического кризиса – на 2016г. и запасной вариант – 2017 год. В кризисе 2015 года разыгрывается средний аме-риканский цикл с временными рамками 2004 – 2015г., 11-летний сценарий, как основной, как повторный сценарий 12 –летний, и как запасной – 13 – летний, до 2017 года.

    Обобщающий вывод. В итоге мы можем сказать, что средний политизированный цикл будет равен примерно 10 годам, который делится на две фазы: первая, подготовительная, экономическая фаза, которая равно 5 – 8 – 10 годам, и вторая, политическая фаза, которая равна 1-3 годам.

    Моделирование фаз кризиса

    Для рассмотрения этого вопроса используем три строго последующие фазы: экономи-ческое ухудшение, социальная нестабильность, политический накал.

    Кризис 90-х годов. В фазу нагнетания вошли два этапа: экономический упадок и соци-альная напряженность. Фаза продолжалась около 10 лет и по расчету должна была плавно перейти к смене руководства на волне антикоммунизма.

    Фаза разрешения: состоит из трехходовой идеологической эволюции поэтапной смены Президента.

    Кризис 2015 года.

    Фаза нагнетания. Повышательная волна делится на две подфазы. Первая подфаза – это фаза скрытого и большого накопления, которая продлилась 10 лет. Вторая подфаза – это фаза самого разрешения, которая приходится на очень короткую фазу. И кризисную, кото-рая длится до полугода. В итоге фаза нагнетания имеет больший срок протекания, и осно-вной вес нагнетания сдвинут к концу этой фазы и имеет удельный вес влияния – одну треть от всего процесса.

    Фаза разрешения. Представляет собой усиленный вариант воздействия и состоит из двух фаз: фазы социальной напряженности и фазы политического накала, которые в тече-ние трех лет будут тесно переплетаться между собой и постоянно подпитывать друг друга.

    Обобщение и расстановка фаз трех кризисов.

    Коротко анализируются три условные фазы – экономическая, социальная и политиче-ская в трех кризисах: кризисе 90-х годов, украинском кризисе и трехлетнем кризисе 2015-2018 годов в России.

    1. Экономическая разрушительная фаза в кризисе 90-х годов.

    Продолжалась в наиболее активной и разрушительной форме с 1986 г. по 1991 г., т.е. 5 лет. В украинском кризисе этот период длился около 20 лет в виде медленного разруше-ния. В кризисе 2015 г. мы наблюдаем уже скрытый подготовительный период 2004 – 2014 годов.

    2. Социальная кризисная опора.

    В кризисе 90-х годов и в украинском кризисе мы наблюдаем одинаковый вариант – это иностранные экономические советники, которые выполняют роль сводников между Западом и местной элитой, и тем самым готовят плавный переворот. В кризисе 2015 г. мы начинаем просматривать обработку российской элиты, чтобы противопоставить ее Прези-денту Р.Ф. Если в двух предыдущих кризисах Президента меняли с помощью трехходо-вых выборов, как это произошло на Украине, то в России на третьем этапе сценарий спот-кнулся о В. В. Путина (теперь становится ясным такой резкий политический шаг 31-го де-кабря 2000 г.).

    То Для обработки российской элиты, скорее всего, будут также использованы три ме-тода воздействия. Первый инструмент мы уже наблюдаем – это шантаж, зависимость эли-ты от Запада – когда работают здесь, а капитал и семьи держат за границей. Второй меха-низм начинает уже просматриваться – это время, когда рублевый распыленный фонд из рублевого эквивалента перейдет в долларовое исчисление. На этот период возможно на-гнетание взаимоотношений между Президентом и крупным бизнесом. При такой негатив-ной обстановке крупный бизнес попытается вывести весь долларовый капитал за границу, что создаст обвальный эффект в экономики России.

    3. Фаза политического переворота. В украинском кризисе мы наблюдали трехэтапный эволюционный период смены власти. В кризисе 90-х годов прокручивался такой же вари-ант развития. Только третья фаза не удалась: В. В. Путин оборвал все, став Президентом России. Учитывая горький опыт 2000 года, сценарий изменен. Трехэтапная обработка на-правлена на российскую элиту, на политическую фазу отведен, скорее всего, один натиск.

    Кризисный крен понижательной волны.

    Кризис 90-х годов. Особенности кризисного крена в кризисе 90-х годов состоял в том, что на этот период приходилась только одна фаза – фаза политического накала, что соста-вляла 1/3 мощности от всего кризиса. И вторая особенность состояла в том, что эта фаза повторилась два раза с возможным третьем вариантом.

    Кризис 2015 года. На кризисный крен в кризисе 2015 г. из трех фаз приходится две фазы, что от общего кризиса составляет 2/3 части.

    Вывод. При анализе долевых частей кризиса мы можем наблюдать, что в кризисе 90-х годов на окончание кризиса просто не хватило сил. Весь процесс выдохся на первоначаль-ном этапе развития.

    В кризисе 2015 г. мы наблюдаем совсем другую ситуацию – в кризисном крене участ-вуют из трех две фазы. Это говорит о том, что основные кризисные силы сконцентрирова-ны на второй части кризиса, что усиливает разрушительное воздействие и сокращает его во времени.

    Обобщающий вывод. Упор в кризисе 2015 г. делается на молниеносный обвал и не-скольких политических попыток изменить руководство России.

    Объекты воздействия

    Эффект кувалды Эк. Падение цен от общего 50% от бюджета 30% «эффект кувалды» – это силовое воздействие, в конечном итоге, на социальные слои населения, которое мо-гут опустить до уровеня нищеты. Первый механизм – это падение цен на углеводороды: нефть и газ. В кризисе 90-х годов использовался механизм 30% падения цен, а для России – это уровень падения непосредственно государственного бюджета. В кризисе 2015 г. этот механизм подтвердился, от российского бюджета оторвали 30% (80дол. – 30 % = 56 дол.) Общее падение цен от 100 до 50 долларов состояло из двух частей: первая часть – это лик-видация прибавочной бюджетной стоимости, и вторая часть – это уже приведенная фор-мула создания кризисного бюджета. Здесь можно сделать вывод: нефтяная часть кризис-ной программы не изменилась и находится в стабильном кризисном состоянии.

    Вторая часть углеводородного финансирования – газ – в кризисе 90-х годов была раз-рушена, а в кризисе 2015 г. сохранила свое существование.

    Вывод. В кризисе 2015 г. экономический удар пришелся на половину экономики Рос-сии, вторая часть экономики продолжает функционировать.

    Глубина социальной ямы. В кризисе 90-х годов использовался механизм «товарного нагнетания». Когда процесс перестройки открыл чугунный люк товарного изобилия, ве-ковая мечта русского народа о товарном достатке сбылась за несколько лет. В результате образовалась товарно-денежная диспропорция – на тысячу единиц товарного предложе-ния приходился один рубль покрытия, что в итоге привело к суперинфляции. В кризисе 2015 года для нагнетания инфляции был использован механизм «товарной ликвидации», проводником которого явились западные санкции, которые по первоначальной задумке должны были быть мировыми экономическими санкциями, наносящими сокрушительный молниеносный обвал экономике России. Но в полном масштабе санкции не удались, и по-этому товарно-денежная диспропорция, может, выльется в слабо текущую инфляцию в со-отношении: на минус три товара приходится один рубль. Такая диспропорция может быть легко устранена или недолларовыми закупками, или быстрым товарозамещением.

    Вывод. Первоначальная задумка раздуть гиперинфляцию не удалась. Процесс пере-шел в контролируемое и управляемое русло.

    Финансовые возможности развития.

    В кризисе 90-х годов Советский Союз не имел ни финансовых ресурсов, ни финансо-вых перспектив. С обрушением цен на нефть обруши-лась и вся система. В кризисе 2015 г. Россия сохранила один углеводородный источник финансирования в лице Газпрома. Рос-сия своевременно сформировала хотя и ограниченного объема, но все же первоначальную подушку безопасности, что не создало эффекта молниеносного обвала. Помимо Стабили-зационного фонда в течение двух лет будет формироваться Рублевый фонд реформ. Сюда надо прибавить то, что в период первого десятилетия двадцать первого века началась по-литика «инвестиционной привлекательности», и на примере сотрудничества с Китаем на-чинает преобразовываться в политику инвестиционного кредитного финансирования.

    Обобщающий вывод. Экономическая составляющая кризиса 2015 г. лучше подготов-лена, но имеет мало действенное воздействие на экономику России. Экономика СССР ока-залась «беззубой» против экономической экспансии, экономика России сразу же начала оказывать сопротивление. Приняв антикризисную программу и в 2015 г., она вложит име-ющиеся финансы в ликвидацию образовавшегося обвала.

    Уроки кризиса

    В кризисе 90-х годов использовался антикоммунистический маневр как внутри госу-дарства, так и для ликвидации коммунистической идеологии – ее союзов и внешнеполи-тических структур. Маневр удался.

    В кризис 2015 г. используется охаивание России на международной арене и охаивание Президента Р.Ф. как ключевой фигуры носителя политической власти.

    Кризис 90-х годов был инсценирован как постепенное социально-экономическое на-гнетание, аналогичный сценарий (жалко было денег на новую разработку) мы наблюдаем в современном Украинском кризисе.

    В кризисе 2015 г. используется совсем другой вариант нагнетания кризисной обстано-вки. Сначала идет накопление ударных ресурсов, а затем резкий обрыв и штопор. Введе-ние в управление страной иностранных советников и трехходовая игра для плавной смены президента.

    В кризисе 2015 г. учтен провальный политический этап смены власти 90- х годов, ког-да российская элита перехватила инициативу в самый последний момент. В кризисе 2015 г. мы наблюдаем вариант, когда идет попытка взять всю российскую элиту под контроль для дальнейшего использования ее как тарана в смене власти.

    Продолжение СЛЕДУЕТ

    январь 1992 - либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.

    11 июня 1992 - постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.»

    июль-сентябрь 1993 - падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

    с 17 августа 1998 - экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырёхкратный обвал курса рубля.

    1. Экономическая трансформация

    Затянувшийся более чем на десятилетия экономический кризис породил к концу 90-х годов множество объяснений этого катастрофического явления. Но этот кризис, возникший задолго до начала либерализационных реформ в России, стал заметен еще в конце 1970-годов. Сами рыночные реформы, так же как и выделение из СССР независимой России, стали результатом кризиса советской экономики.

    Продолжительность периода, в течение которого происходят изменения, зависит от первоначального состояния экономики, от эффективности экономической политики, социальной направленности реформ, от регулирующей роли государства. За прошедшие с 1992 года преобразовании российской экономики монетаристскими методами в стране произошли существенные изменения: осуществлена либерализация цен, сформировался частный сектор, появились финансовые рынки, магазины наполнились товарами, в основном, зарубежного производства. С другой стороны, вместо развития реального сектора экономики наблюдается спад производств (за исключением сырьевого сектора), безработица, резкое снижение жизненного уровня народа, социальная деградация, развал научного, трудового, технологического и производственного потенциала страны.

    Трансформация экономических систем означает, что рушится старая и формируется новая экономическая система. Процессы разрушения и формирования могут быть как естественными, так и искусственными. Это означает, что смена экономических систем представляет собой совокупность естественных и искусственных процессов. Она может осуществляться двумя путями: эволюционным, при котором в процессе трансформации преобладают естественные экономические процессы, и революционным, когда в процессе трансформации преобладают искусственные политические процессы.

    Направление трансформаций характеризуется системой приоритетов социального и экономического развития. Оно определяется содержанием социально-экономического фактора трансформации экономических систем, в соответствии с которым формируется система ценностей, цели общества. Диалектическое изменение структуры ценностей и целей является проявление процесса видоизменения и характеризует ее направление.

    1.1 Экономические реформы 1992-1993 гг.

    Сложная ситуация сложилась в экономической сфере. В то время обсуждалась проблема, какая экономическая система должна быть создана в результате всех преобразований: рыночный социализм, капитализм или социально-ориентированная система хозяйства с сильным социальным государством. Вопросы трансформации социалистической системы хозяйства стали подниматься с середины 80-х годов, когда была сформулирована концепция "ускорения" развития товарно-денежных отношений, предоставления предприятиям некоторой самостоятельности. В экономической науке стали дискуссироваться вопросы о рыночном социализме. В начале 90-х годов эти вопросы выносились на семинары, конференции в нашей стране и за рубежом. Проблемы системной трансформации и выбора модели рыночной экономики были вынесены на страницы экономических журналов ("Вопросы экономики", "Экономический журнал", "Общество и экономика", "Мировая экономика и международные отношений" и др.). Обсуждались различные точки зрения относительно выбора модели рыночной экономики, методов рыночных преобразований, роли государства в этих процессах.

    Начало так называемых экономических реформ - шоковый скачок цен и ужесточение бюджетной политики - не только сопровождалось усилением кризиса, но и качественно изменило его механизм. Если раньше производство сталкивалось с ограниченностью ресурсов, то теперь с ограниченностью спроса. Наиболее сильный инфляционный удар пришелся по инвестициям. Ускорилось сокращение основных производственных фондов и их износов. Экономика России вплотную столкнулась с перспективой затяжной стагнации из-за низкого уровня инвестиций и кризиса фондов, попав в стагфляционную ловушку.

    В 1992 - 1993 гг. в промышленности России обозначились "зоны спада", где тенденция сокращения производства преобладает над тенденцией стабилизации. К ним относится добыча топлива, выпуск машин и оборудования, производство стройматериалов, пластмасс, химволокна, товаров легкой промышленности, мясомолочной продукции. В то же время наметились секторы, где ситуация относительно стабилизировалась. Это автомобилестроение, некоторые производства в химической промышленности, прокат. Но в целом явно наметился структурный сдвиг в сторону топливного и аграрного секторов экономики. Он поддерживался, главным образом, двумя факторами: а) уменьшением спроса на инвестиционные товары (оборудование, конструкционные материалы и т.д.), который переплетается с ухудшением финансового положения производителей и высокими темпами инфляции; б) переориентацией производства на внешний рынок (через экспорт и привязку внутренних цен к валютномц курсу), где преимущественно имеют топливный комплекс и производство промежуточных товаров.

    В результате начавшихся в экономике России структурных перемен усугубляется еще больше равновесие между отраслями. Спад в производстве сопровождается быстрым ростом энергоемкости конечного продукта: в 1991 г. она выросла на 2 %, в 1992 г. - на 9%, в 1993 г. - на 5%. За относительно умеренным спадом в сельском хозяйстве стоит усиление диспропорций между зерновым, кормообеспечивающим и мясомолочным комплексами. Сокращается база животных. При этом все большую долю своих доходов граждане тратят на продукты питания. Структура личного потребления в России быстро приближается к структуре потребления в слаборазвитых странах.

    Выбор макроэкономической модели "стабилизации" в 1991 - 1992 гг. определялся политическим "вакуумом", который возник в результате распада системы власти СССР: давлением топливно-сырьевого сектора, новых финансово-посреднических фирм, требованиями иностранных кредиторов. Это давление было направлено на перераспределение национального дохода в их пользу за счет "сброса" бремени расходов на ВПК, науку, образование и "избыточные" общедоступные социальные гарантии. Политика финансовой "стабилизации" устранила препятствие для развертывания инфляции издержек. В условиях российской экономики рост все в большей степени определялся удорожанием затрат, а не "избыточной" денежной массы. Вклад денежного фактора в рост оптовых цен во втором квартале 1992 года составил всего 9%, а в третьем - 22-27% и к началу 1993г. вновь снизился до 12-16 %. После "шока" января - февраля 1992 г. главными факторами инфляции стали: а) удорожание первичных ресурсов (топливо, сельхоз-сырье); б) деформация системы цен, обусловленная структурным неравновесием экономики; в) вытеснение рубля твердыми валютами из сбережений и активов предприятий, банков и населения; г) падение курса рубля, стимулирующее рост цен через удорожание импорта и подталкивание внутренних цен на "конвертируемые" ресурсы (топливо, цветные металлы и др.) до мирового уровня.

    Ортодоксальная денежная "терапия" резко обострила среднесрочные структурные проблемы экономики. Макрорегулирование замкнулось только на косвенных рычагах управления (эмиссия, кредиты и дотации, налоговые льготы и экспортные лицензии), с помощью которых в принципе нельзя решить среднесрочные задачи модернизации и структурной перестройки. К тому же их возможности парализованы инфляцией, дефицитом бюджета и валютных резервов.

    экономическая трансформация реформа россия

    В результате либерализации хозяйственных отношений и разрушения централизованных ведомственных корпораций предприятия оказались брошенными на волю волн стагнаций. Они стали не столько субъектами, сколько объектами рынка и кризиса. Вместо вертикальной иерархии в экономике стали складываться горизонтальные неформальные отношения (контрактные) поддерживающие сложные цепочки технологических и хозяйственных связей. Это проявилось в бартере, ценовых скидках постоянным контрагентам, взаимных кредитах и технической помощи.

    В условиях жестокой монетарной политики многие предприятия фактически стали банкротами.

    Либерализация усилила монополизм в экономике России, придав ему более "рыночную" форму. Вместо одной административно - ведомственной монополии появляется множество отдельных, но еще более бесконтрольных монополий.

    Произошло сокращение продовольственной базы России. Темпы снижения плодородия почв (из-за недостаточного количества минеральных удобрений) утроились по сравнению с серединой 80-х гг. Катастрофически снизились инвестиции в сельское хозяйство (на 60% в 1992 г.).

    Наконец, внешний долг России превзошел уровень, после которого он уже растет автоматически и регулируется в основном кредиторами (в 1993 г. отсрочка выплат по обслуживанию долга позволила сохранить его на уровне 80 миллиардов долларов; если бы такая отсрочка не была получена, внешний долг России увеличился бы к концу 1993 г. до 95-97 миллиардов долларов) Маркова А.Н Всемирная история/ А.Н.Маркова, Г.Б. Поляк. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000..

    Так как в последнее время мне уже неоднократно задавали такой вопрос, значит, пришло время поразмышлять и над этим.

    Безусловно, сегодня трудно себе представить, что может быть тяжелее, чем в годы того экономического кризиса. Но это - эмоции, они плохо помогают в обоснованности оценок.

    Уровень жизни.

    У начала того кризиса - кризиса переходного периода к рыночной экономике - и кризиса нынешнего совершенно разные исходные позиции с точки зрения жизненного уровня россиян. Тогда к началу рыночных реформ страна, что называется, дошла до «ручки» - до пустых прилавков. Невозможно было купить даже самое элементарное. Причем это было уже и в Москве, что уж говорить о всей стране. К началу рыночных реформ люди уже жили, мягко говоря, небогато. И вот начались реформы, безусловно, запоздалые и небезупречные. Жить стало еще хуже, значительно хуже, потому что уж больно сильно все было запущено до того.

    Сейчас ситуация иная. В 2000-х годах благодаря бешеным ценам на нефть не все нефтедоллары потратили, реализуя грандиозные мегапроекты, уводя из экономики в резервные фонды и т.п. Кое-что досталось и народу, жизнь стала богаче. Правда, могла бы быть она значительно богаче, ибо, повторюсь еще раз, слишком много денег было потрачено бездарно.

    Таким образом, исходное состояние с точки зрения уровня жизни россиян тогда, в начале 90-х, и сегодня совершенно разное. Тогда, от плохого пошли к еще более плохому, сегодня - от хорошего (нет, от удовлетворительного) также покатились вниз (к примеру, за январь–июль 2015 года реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 2,9%, а реальные зарплаты - на 8,8% по сравнению с январем–июлем 2014 года).

    Значит ли это, что в сегодняшней ситуации кризис не может быть столь же тяжелым, как был тогда? Нет, конечно. Можно ведь от хорошего (нет, все-таки удовлетворительного) состояния скатиться до плохого достаточно быстро.

    Таким образом, у нынешней ситуации есть важное преимущество - значительно лучшая исходная позиция, не гарантирующая, однако, то, что в нынешние времена в конечном итоге будет легче. Более того, по прошествии некоторого времени ощущение кризиса (да и не только ощущение) может стать даже еще более тяжелым. Тогда многим казалось, что хуже быть не может, и людям, по большому счету, было нечего терять. Сегодня, опять же для многих, есть что терять. Получили в 2000-х «хлеба и зрелищ», а теперь «хлеба» становится меньше. Со «зрелищами» тоже как-то все не беспроблемно.

    Цены на нефть.

    Ключевое значение для российской экономики как тогда, так и сегодня имеют мировые цены на нефть. Все 1990-е годы - это период низких мировых цен на нефть. В среднем на протяжении почти всего того периода они были около 15 долларов США за баррель.

    Сегодня в этом плане ситуация во многом схожая. Да, это уже около 40 долларов США за баррель, но если учесть долларовую инфляцию более чем за двадцать лет, а также возможные перспективы снижения мировых цен на нефть и ниже 40 долларов за баррель, то ситуация примерно та же.

    Примерно такая же, потому что быстрого отскока вверх цен на нефть не будет. Сформировался целый ряд факторов, воздействие которых в ближайшие годы будет держать цены на нефть на низком уровне. Среди этих факторов: успешная реализация сланцевых перспектив добычи нефти в США; выход на мировой рынок нефти Ирана после снятия с него санкций; замедление роста экономики Китая, означающее снижение с его стороны спроса на дополнительные энергоресурсы; скорое повышение основных ставок со стороны Федеральной резервной системы США, что означает удорожание доллара и, соответственно, удешевление нефти; планируемое снятие запрета на экспорт нефти из самих США и т.д.

    Таким образом, на смену суперциклу высоких цен на нефть 2000-х годов пришел суперцикл низких нефтяных цен. Собственно говоря, то же самое было и в конце прошлого века. Значит, это довод в пользу того, что в этот кризис может быть не легче.

    Резервы.

    Тяжесть кризиса во многом предопределяется тем, были ли у страны накоплены резервы для преодоления возможной непростой экономической ситуации. Тогда, в начале 1990-х, молодой России практически ничего не досталось от развалившегося СССР. В конце 1991 года золотовалютные резервы снизились до ничтожно малой величины - менее 3 млрд долл. США. Казна была пуста.

    Сегодня, к счастью, ситуация пока другая. Международные резервы Банка по состоянию на 01.09.2015 составляют 366,3 млрд долларов США. Но резервы эти, несмотря на желание их сохранить, уже существенно уменьшились (по состоянию на 01.01.2014 они составляли 509,6 млрд долларов США). Понятно, что если ситуация будет ухудшаться, то реальных резервов скоро может и не остаться.

    Международная помощь и сотрудничест во.

    А вот в этом плане нынешняя ситуация на порядок хуже прошлой. В связи с известными геополитическими событиями России трудно рассчитывать в этот кризис на какую-либо, даже гуманитарную помощь.

    Не приходится на что-либо хорошее надеяться и во внешнеэкономической деятельности в условиях санкций. Мощные ограничения на международных рынках капитала уже крайне негативно сказываются на российской экономике.

    Теряется даже сотрудничество между странами СНГ. Да какое там сотрудничество, когда в желании реанимировать СССР мы сегодня имеем ситуацию разваливающегося Союза независимых государств.

    Таким образом, фактор международной помощи и внешнеэкономического сотрудничества в целях выхода из кризиса явно проигрывает, является более слабым по сравнению с тем, что было в 90-х годах.

    Понимание сути проблем, профессионализм власти, готовность к реформам.

    Когда сегодня слышишь в очередной раз о том, что самое плохое в экономике закончилось, что «пора переходить к повестке развития», что экономика достигла «дна», что все это мы уже проходили в 2008–2009 годах, что экономический рост вот-вот начнется и т.п., то думаешь: власти не понимают природу, существо, причины нынешнего экономического кризиса. В антикризисной политике они опять делают ставку на спасение банков, хотя нынешняя ситуация - не повторение 2008–2009 годов. Говорятся правильные слова о необходимости структурных реформ, но особой конкретизации, не говоря о действиях, мы по-прежнему здесь не видим.

    В начале 90-х годов реформаторы, несмотря на тяжелые ошибки, в целом верно представляли то, что необходимо делать. Другое дело, что издержки того, как делали, были подчас неоправданно высокими. Они были лучше подготовлены и в профессиональном плане. Во всяком случае, тогда не задумывались о том, как, к примеру, ограничить поголовье сельскохозяйственных животных и птицы в личных подсобных хозяйствах. Тогда не принимались решения об уничтожении продовольствия, пусть и контрабандного. А ведь тогда проводить рыночные реформы было неимоверно сложнее, потому что все делалось впервые, что называется, с чистого листа.

    Таким образом, «управленческий» фактор - явно не в пользу нынешней власти.

    В целом же сравнительная картина набирающего силу нынешнего экономического кризиса и кризиса 90-х годов с точки зрения анализа факторов, которые предопределяют тяжесть таких периодов, получается следующей: исходный жизненный уровень населения и резервы у страны сегодня выше, чем это было в 90-х годах; мировые цены на нефть будут достаточно долго на сопоставимо низком уровне (получается, что здесь ситуация примерно одинаковая); международный и управленческий факторы явно уступают тому, что было в 90-е годы.

    Картина получается такая: два фактора - в пользу того, что в этот кризис будет легче, один (нефть) - одинаковый, два фактора - в этот раз будет тяжелее.

    Так, ответ на вопрос «будет тяжелее, чем в кризис 90-х годов?» пока не очевиден. Идем дальше в анализе. Попробуем оценить перспективы каждого из факторов. Уровень жизни - снижается, финансовые резервы - в общем-то, тоже. Цены на нефть остаются достаточно долго низкими. Санкции, антисанкции и т.п. - и это остается в обозримом будущем. Рассчитывать на резкое повышение профессионализма и ответственности властей не приходится.

    Получается, что если ничего не изменится, то уже в достаточно обозримой перспективе (два-три года) не останется факторов, которые бы говорили о том, что в этот кризис будет все-таки легче.

    Значит, если упустить и это время, то нынешний кризис вполне может оказаться даже тяжелее, чем это было в прошлом веке. Но это надо очень постараться, я бы даже сказал - умудриться. Однако умудрились же мы вляпаться в нынешний кризис, когда европейская и мировая экономики растут, а трудности Китая - это всего лишь замедление темпов экономического роста.

    В основе экономических кризисов лежит резкое нарушение нормального соотношения предложе­ния и спроса товаров и услуг в масштабе макро­экономики. Такое нарушение может предстать в двух вариантах. В первом варианте, который мы уже рассмотрели, производство и предложение товаров значительно обгоняют спрос населения. Теперь нам предстоит проанализировать второй вариант, при котором платежеспособный спрос обгоняют предложение. Во втором случае наступает необычный для высокоразвитых стран кризис недопроизводства. Именно такой кризис имел место в нашей стране в 90-х годах. Чем он объясняется?

    Первая причина заключается в том, что вСССР государство полностью монополизировало экономику и базировало ее напо­стоянной нехватке средств производства для гражданских отраслей хозяйства, в том числе для изготовления предметов потребления. Что же удивительного в том, что логическим продолжением и завершением такого дефицита явился кризис недопроизводства?

    Другой причиной кризиса стала глубокаядеформация струк­туры народного хозяйства. Мы знаем, что такая деформация - следствие преобладающего роста I и III подразделений, слабого развития II подразделения и сферы услуг.

    Отрицательную роль сыграла ориентация на преимущественно экстенсивное развитие хозяйства. Предпосылки кризиса недо­производства возникли еще в 70-х годах, когда экстенсивный путь стал исчерпывать свои возможности, что сказалось на сни­жении темпов экономического роста. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода в нашей стране в 1966-1970гг. составили 7,8%, то в 1971-1975гг. - 5,7, в 1976-1980гг. - 4,3, в 1981-1985 гг.- 3,2 и в 1986-1990 гг. - 1,3%.

    Кризис недопроизводства во многом обусловлен застойным состоянием сельского хозяйства, продукция которого служит исходной основой более 2/3 фондов текущего потребления в составе национального дохода. В течение 70-80-х годов урожай зерна, хлопка-сырца, сахарной свеклы, картофеля и овощей находился на неизменном уровне. По оценкам специалистов, неудовлетворенный спрос населения на продукты питания до­стиг 1/3 объема их производства.

    Замедленный рост количества предметов потребления на про­тяжении шести десятилетий привел к тому, что они стали со­ставлять только 25% во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на средства производства и военную продукцию (в высокоразвитых странах предметы потребления составляют 35-45% объема индустриального производства).

    Третьей причиной кризиса недопроизводства явиласьглубоко ошибочная экономическая политика, которая проводилась во вто­рой половине 80-х годов и начале 90-х годов. Эта политика была направлена на все большее увеличение денежных выплат насе­лению. Она полностью противоречила реальному состоянию эко­номики, поскольку производство товаров для населения не уве­личивалось. В 1986-1990гг. рост денежной массы в обществе в 6 раз обгонял увеличение валового национального продукта. Это привело к серьезному нарушению закона денежного обра­щения. Пришли в движение своеобразные “ножницы”, лезвия которых - производство, предложение товаров и покупательский спрос - все более удалялись друг от друга. В результате налицо было обострение кризиса недопроизводства, который переплелся с глубоким структурным кризисом.



    Каково же течение экономического кризиса в России периода реформ?

    Во-первых, во время реформ не был преодолен кризис недо­производства. В 1997 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен 100%) только 60%, объем промышленного производства - 49% и объем продукции сельского хозяйства - 64%. Все это сказалось на снижении места экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мек­сика и Бразилия. По объему промышленного производства Рос­сия находится на 5-м месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

    Во-вторых, внешнее течение кризиса недопроизводства в ходе реформ несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко и сильно снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падает. Покупательский спрос в значительной мере покрывается за счет импорта зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г. товарные ресурсы для розничного товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего объема таких ресурсов.



    В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России (особенно в 1992-1994 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал.

    Чтобы выйти из тяжелого кризисного положения, государство призвано осуществить систему крупномасштабных мер, в том числе:

    привлечь внутренние и зарубежные источники накопления для расширения и качественного обновления производства;

    изменить всю воспроизводственную структуру макроэконо­мики (поднять сельскохозяйственное производство, создать вы­сокоразвитый индустриальный потребительский сектор, прово­дить конверсию оборонной промышленности, значительно раз­вить сферу услуг);

    оказать всемерную помощь отечественным товаропроизво­дителям в увеличении выпуска высококачественных предметов потребления;

    наладить устойчивый рост макроэкономики на основе все­сторонней интенсификации, эффективного использования но­вейших достижений научно-технической революции.

    § 2. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ