Виды норм и нормативов качества окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды, их классификация К нормативам качества окружающей среды относят

Вначале определим, что понимается под качеством окружающей среды. Качество окружающей среды – это состояние окружающей среды по физическим, химическим, биологическим и иным показателям или по их совокупности.

Нормативы качества окружающей среды – это нормативы состояния окружающей среды по физическим, химическим, биологическим и иным показателям, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная, здоровая окружающая среда.

Разработка, введение и применение экологических нормативов, в том числе нормативов качества окружающей среды, – явление сложное и включает в себя:

· проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов;

· проведение экспертизы проектов, выводы которой допускают введение данного вида нормативов;

· установление оснований разработки или пересмотра экологических нормативов;

· осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов;

· формирование и ведение единой информационной базы данных;

· оценка и прогнозирование экономических, социальных, экологических и иных последствий применения экологических нормативов.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных химических, физических, биологических и иных веществ в окружающей среде (атмосфере, воде, почве и др.). ПДК – научно обоснованная мера сочетания экологических требований общества к качеству окружающей среды и возможностей природопользователей соблюдать их в хозяйственной деятельности. В основе экологических требований к ПДК вредных веществ в окружающей среде лежат медицинский (гигиенический) показатель (пороговый уровень угрозы здоровью человека и его генетическим программам) и экологический показатель (пороговый уровень угрозы состоянию окружающей среды). Но при этом учитываются и возможности научно-технические, технологические, экономические и др. То есть требования ПДК должны быть выполнимыми.

Нормативы качества окружающей среды являются едиными на всей территории России. Но при их установлении учитываются природные особенности территории (акватории), назначение объекта природы и т.д. С учетом этих факторов для отдельных территорий (акваторий) могут быть установлены свои, более жесткие нормативы. Это, например, особо охраняемые природные территории (заповедники), оз. Байкал, источники питьевого водоснабжения и т.д.

Гигиенические нормативы качества окружающей среды утверждаются Главным санитарным врачом РФ. В качестве примера можно назвать «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», утвержденные 17.10.2003 года.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

Цель их установления: предотвратить негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности юридических и физических лиц. Предусмотрены следующие нормативы воздействия на окружающую среду (ст. 22 ФЗоООС):

· нормативы допустимых выбросов и сбросов в окружающую среду вредных веществ и микроорганизмов;

· нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

· нормативы вредных физических воздействий на окружающую среду (количество тепла, уровень шума; вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

· нормативы допустимого изъятия компонентов природных ресурсов;

· нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

· нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством СРФ в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду так же, как и нормативы качества окружающей среды, устанавливаются с учетом природных особенностей соответствующей территории (акватории).

Рассмотрим отдельные виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.


4.5.4. Нормативы допустимых выбросов
и сбросов вредных веществ и микроорганизмов

В целях соблюдения уровня ПДК вредных веществ в окружающей среде, то есть сохранения качества окружающей среды, устанавливаются нормативы воздействия на нее в виде предельно допустимых выбросов вредных веществ (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) вредных веществ в водные объекты. Под выбросами понимается поступление вредных веществ в атмосферный воздух, а сбросами – в водные объекты.

ПДВ и ПДС устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду исходя из нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Технологический (технический) норматив допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и микроорганизмов в окружающую среду устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, а также технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Технологический норматив массу выбрасываемых в окружающую среду вредных веществ определяет исходя из количества выпускаемой продукции источником загрязнения. Больше продукции – больше выбросов и сбросов и наоборот.

Но при этом выбросы в пределах технологических нормативов не должны приводить к превышению ПДК вредных веществ на соответствующей территории (акватории). Иначе это будет разрешение на загрязнение окружающей среды.

ПДВ разрабатываются и утверждаются отделом по контролю и надзору за охраной атмосферного воздуха ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору, а ПДС – ФА водных ресурсов МПР РФ. Эти же органы утверждают технологические (технические) нормативы.

Для того, чтобы качество окружающей среды на конкретно определенной территории (акватории) сохранить на заданном ПДК уровне, ПДВ и ПДС вредных веществ со всех стационарных, передвижных и иных источников в окружающую среду данной территории в совокупности не должны привести к превышению ПДК этих веществ.

В атмосферном воздухе поселения среднесуточное содержание фреона-14 не должно превышать 20 мг/м 3 . Допустим, в г. Барнауле три предприятия выбрасывают это вещество. Их совокупный выброс фреона-14 не должен превышать 20 мг/м 3 . С учетом этого для каждого предприятия устанавливается «своя» норма ПДВ фреона-14.

Это несложное правило распространяется на все вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух и сбрасываемые в водоемы.

Лимиты на выбросы и сбросы

ПДВ и ПДС устанавливаются для тех предприятий и организаций – источников загрязнения, которые функционируют относительно стабильно и имеют экономические, технологические и финансовые возможности соблюдать их. На тех предприятиях и организациях, где такой возможности нет в силу объективных причин (экономическая слабость, устаревшее оборудование и технология и т.п.), закон допускает возможность установления так называемых лимитов на выбросы и сбросы.

Лимиты допускают более высокий уровень выбросов и сбросов по сравнению с предельно допустимыми, но лишь на определенный период, в течение которого на предприятии выбросы и сбросы должны быть доведены до нормативов за счет внедрения новой технологии, техники и т.п.

Выбросы и сбросы вредных веществ со всех источников загрязнения допускаются на основании разрешений, выдаваемых региональными органами управления атмосферным воздухом и водными ресурсами.

При отсутствии разрешений, а также при нарушении предусмотренных в разрешении условий, выбросы и сбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в судебном порядке по инициативе органов давших разрешение.

4.5.6. Нормативы допустимых физических
воздействий на окружающую среду

К физическим воздействиям на окружающую среду относятся шум, вибрация, электрические и магнитные поля, радиационное излучение и ряд других.

Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду – это нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества и благоприятное состояние окружающей среды для здоровья человека, для сохранения многообразия растительного и животного мира.

Нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Данная группа экологических нормативов является одним из критериев определения благоприятности качества окружающей среды и используется при защите экологических прав граждан в суде. 1

В нашей стране данная группа нормативов сложилась одной из первых в мире, установив ПДК сотен вредных веществ в атмосфере, почвах, воде и т.д. Первые нормативы ПДК вредных веществ по питьевой воде были установлены в 1939 г., а к 1991 г. их было 1925. ПДК вредных веществ по атмосферному воздуху были установлены в 1951 г. для 10 вредных веществ, а к 1991 г. их было уже 479. Нормы ПДК в почве были введены с 1980 г., и к 1991 г. их было 109 .

Данная группа экологических нормативов введена с целью оценки состояния окружающей среды для сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Однако до недавнего времени при определении величины ПДК специально уполномоченные органы ориентировались на экологически обусловленные показатели охраны здоровья человека, не учитывая особенности охраны растительного и животного мира. В связи с этим разрабатываемые и принимаемые нормативы качества окружающей среды были скорее гигиеническими, чем экологическими.

В системе нормативов качества окружающей среды выделяются следующие подгруппы:

Во-первых, нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы ПДК химических веществ, включая радиоактивные вещества. Различают максимально разовую и среднесуточную величину ПДК для каждого загрязняющего вещества. Если норматив ПДК, согласно данным мониторинга, превышается, то в результате соответствующих замеров определяется во сколько раз, например, 1,3 ПДК, 5 ПДК, 10 ПДК и т.д.

Во-вторых, нормативы ПДУ воздействий, в том числе вредных физических воздействий (шум, тепло, вибрация, магнитные поля и т.д.) и радиационных воздействий.

В-третьих, нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы ПДК микроорганизмов.

В-четвертых, иные нормативы качества окружающей среды.

При отсутствии ПДК для веществ, содержащихся, например, в сточных водах проектируемых или строящихся предприятий, на стадии предупредительного контроля устанавливаются ОДУ содержания этих веществ в воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности. Сейчас, например, для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения разработано более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ.

Как следует из ст. 6 Закона об охране окружающей среды, органы государственной власти субъектов РФ сейчас вправе устанавливать нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.

Нормативы качества окружающей среды, наряду с Законом об охране окружающей среды, предусматриваются и актами природоресурсного законодательства.

Так, согласно и. 5 ст. 13 ЗК для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы ПДК вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов (равно как и воздуха), в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Согласно ст. 47 Закона о рыболовстве, нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном Правительством РФ. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, ПДК которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Так, несколько десятилетий назад в связи с ухудшением состояния лесных пород мемориального парка музея-усадьбы Л. Н. Толстого "Ясная Поляна", находившегося в зоне влияния промышленных выбросов Щекинского производственного объединения "Азот", были установлены нормативы ПДК ряда загрязняющих веществ, более жесткие, чем ранее .

Учет природных особенностей территорий и акваторий прямо предусмотрен и рядом современных нормативных правовых актов. Среди них можно отметить Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 № 208 "Об утверждении Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации").

Нормативы ПДК вредных веществ в морской среде устанавливаются в целях оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Нормативы ПДК вредных веществ разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти исходя из целевого назначения водного объекта. Так, для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения они утверждаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора; для водных объектов рыбохозяйственного значения – специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

  • См.: Охрана окружающей природной среды: постатейный комментарий к Закону России. М., 1993. С. 66.
  • См.: Колбасов О. С. Нормирование как правовая мера охраны окружающей среды // Советское государство и право. 1987. № 3. С. 75.

Для оценки качества окружающей среды используют нормы и нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов. При обосновании норм и нормативов исходят из общего прин­ципа - естественная адаптационная возможность организма.

При воздействии вредного вещества на организм вначале воз­никает адаптация, затем - «предболезнь» и далее, при сохра­нении той же интенсивности воздействия, развиваются различ­ные патологические болезненные эффекты, включающие в себя токсичные, канцерогенные, мутагенные, аллергенные, тератогенные. Эти болезненные эффекты могут вызвать болезнь и даже привести к летальному (смертельному) исходу.

Нормы и нормативы качества окружающей среды подразде­ляются: на санитарно-гигиенические, экологические, производ­ственно -хозяйственные и временные .

2.10.1. Санитарно-гигиенические нормативы

К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиени­ческие и санитарно-защитные нормативы.

Под гигиеническими нормативами понимают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в ат­мосфере, водоемах и почве, уровни вредных физических воздействий - вибраций, шума, электромагнитного и радиоактив­ного излучения, не оказывающих какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдален­ном будущем, а также на здоровье последующих поколений.

Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм че­ловека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории страны. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие нормативы вредных воздействий для отдельных районов.

Санитарно-защитные нормативы предназначены для за­щиты здоровья человека от вредного воздействия источников загрязнения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водо­пользования. Их используют при образовании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

2.10.2. Экологические нормативы

Экологические нормативы определяют предел антропоген­ного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий со­вместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы, а также предельно допустимые норма­тивные нагрузки на окружающую среду.


При установлении эколого-гигиенических нормативов сле­дует учитывать, что многие живые организмы более чувстви­тельны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, и поэтому целесообразно опреде­лять их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедея­тельность живых организмов.

Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение па­мятников всемирного культурного и природного наследия и т.п. Они используются при организации охранных зон заповед­ников, природных национальных парков, биосферных заповед­ников, зеленых зон городов и т.п.

Применение системы предельно допустимых нормативов нагрузки на окружающую среду направлено на предотвращение истощения природной среды и разрушения ее экологических свя­зей, обеспечение рационального использования и воспроизводст­ва природных ресурсов. Эти нормативы представляют собой на­учно обоснованные предельно допустимые антропогенные воз­действия на определенный природно-территориальный комплекс.

2.10.3. Производственно-хозяйственные нормативы

Производственно-хозяйственные нормативы предназна­чены для ограничения параметров производственно - хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся тех­нологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.

Технологические нормативы включают: предельно допус­тимый выброс (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы и предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ). Эти нормативы устанавливаются для каждого источника по­ступления загрязнений в окружающую среду и тесно связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнений конкрет­ного предприятия, цеха, агрегата. В связи с этим они могут быть разными даже в рамках одного предприятия. Область рег­ламентированного воздействия ПДВ, ПДС и ПДТ на качество окружающей среды весьма широка. С помощью этих нормати­вов лимитируются отходы и выбросы, производимые в резуль­тате осуществления отдельных видов работ на предприятиях, шумовое загрязнение воздушной среды, расход топлива и пр. В то же время данные нормативы, характеризуя предельно допус­тимое количество загрязнений, поступающих в окружающую среду в зоне расположения источников, оборудованных систе­мами обезвреживания, не позволяют дать оценку самим си­стемам обезвреживания.

Градостроительные нормативы разрабатывают для обес­печения экологической безопасности при планировке и за­стройке городов и других населенных пунктов.

Рекреационные нормативы определяют правила пользова­ния природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.

В тех случаях, когда по тем или иным объективным причи­нам не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы, устанавливают временные нормативы. По мере роста научных знаний, развития и совер­шенствования техники и технологии их регулярно пересматри­вают в сторону ужесточения с тем, чтобы воздействие на при­роду было минимальным.

2.10.4. Виды нормативов при оценке качества воздушной среды,

водных ресурсов, почвы, шума и радиоактивного загрязнения

Оценка качества воздушной среды осуществляется на ос­нове следующих нормативов.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны ПДК рз, мг/м 3 . При ежедневной восьми-, семи- и шестичасовой работе (кроме выходных дней) или при другой продолжительности рабочего дня, но не более 41 ч в не­делю, эта концентрация в течение всего рабочего дня не должна вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья которые могут быть обнаружены современными методами ис­следований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни человека.

Предельно допустимая максимальная разовая концентра­ция загрязняющего вещества в воздухе населенных мест ПДК мр, мг/м 3 . При вдыхании в течение 30 мин эта концентрация не должна вызывать рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека.

Предельно допустимая среднесуточная концентрация вред­ного вещества в воздухе населенных мест ПДК сс, мг/м 3 , которая не должна вызывать отклонений в состоянии здоровья настоя­щего и последующих поколений при неопределенно долгом (в течение нескольких лет) вдыхании.

Временно допустимая концентрация (ориентировочный безопасный уровень воздействия) загрязняющего вещества в воздухе рабочей зоны ВДК рз, мг/м 3 . Числовые значения этого показателя для различных веществ определяются расчетным путем и действуют в течение 2 лет.

Временно допустимая концентрация (ориентировочный безопасный уровень воздействия) вредного вещества в атмосфере ВДК ав, мг/м 3 , размер которой устанавливается расчетным путем и действует в течение 3 лет.

Предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу ПДВ, кг/сут (г/ч). Этот показатель должен обеспечи­вать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в возду­хе населенных мест при наиболее неблагоприятных для рассеи­вания метеорологических условиях. Он определяется расчетным путем на 5 лет.

Временно согласованный выброс ВСВ, кг/сут (г/ч) устанавливается в том случае, если по объективным причинам нель­зя определить ПДВ для источника выброса в данном населен­ном пункте. Срок действия этого норматива не более 5 лет.

Предельно допустимое количество сжигаемого топлива ПДТ, т/ч. Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов по продуктам сгорания топлива в воздухе населенных мест при неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях. ПДТ устанавливается расчетным путем на срок не более 5 лет.

Оценка качества водных ресурсов осуществляется с по­мощью системы основных показателей.

Предельно допустимая концентрация загрязняющих ве­ществ в воде водоема ПДК В, мг/л, при которой не должно оказываться прямого или косвенного вредного воздействия на ор­ганизм человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должны ухудшаться гигиениче­ские условия водопользования.

Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоемов, используемых для рыбохозяйственных целей, ПДК вр, мг/л. Для подавляющего большинства нормируе­мых веществ величина этого показателя всегда значительно меньше ПДК, в связи с тем, что токсические соединения могут накапливаться в организме рыб в весьма значительных количе­ствах без влияния на их жизнедеятельность.

Временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) загрязняющих веществ в воде водоемов ВДК„, мг/л. Нормативы, определяемые этим показате­лем, устанавливаются расчетным путем на срок 3 года.

Предельно допустимый сброс ПДС, г/ч (кг/сут), регламен­тирующий массу загрязняющего вещества в сточных водах, сбрасываемых в водоем. Применение этого показателя должно обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормати­вов, установленных для водных объектов. Величина ПДС опре­деляется расчетным путем на период, установленный органами по регулированию использования и охране вод. После этого она подлежит пересмотру в сторону уменьшения вплоть до прекра­щения сброса загрязняющих веществ в водоемы.

Оценка качества почвы проводится по нормативам, установ­ленным в соответствии со следующими основными показателями.

Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в пахотном слое почвы ПДК П, мг/кг. При такой концентра­ции не должно оказываться прямого или косвенного отрица­тельного воздействия на контактирующие с почвой воду, воздух и, следовательно, здоровье человека, а также на самоочищаю­щую способность почвы.

Временно допустимая концентрация (ориентировочно допустимая концентрация) вредного вещества в пахотном слое почвы ВДК П, мг/кг, устанавливается расчетным путем и дейст­вует в течение 3 лет.

Оценка шумового загрязнения окружающей среды осуще­ствляется с помощью следующих показателей.

Предельно допустимый уровень шума ПДУШ, дБА. Шум с таким уровнем при ежедневном систематическом воздействии в течение многих лет не должен вызывать отклонений в состоя­нии здоровья человека и мешать его нормальной трудовой дея­тельности.

Допустимый уровень шума (допустимый уровень звукового давления) ДУШ, дБА, при котором длительное систематическое вредное воздействие шума на человека не проявляется или проявляется незначительно.

Допустимый уровень ультразвука ДУУ, дБ. При таком уровне длительное систематическое воздействие на организм человека не проявляется или проявляется незначительно.

Предельно допустимый уровень инфразвука ПДУИ, дБ. Длительное систематическое воздействие инфразвука с таким уровнем на организм человека не должно приводить к отклоне­ниям в состоянии здоровья которые могут быть обнаружены современными методами исследований, и нарушать нормаль­ную трудовую деятельность.

Предельно допустимая шумовая характеристика машин и механизмов ПДШХ. Этот показатель должен обеспечивать со­блюдение санитарно-гигиенических нормативов во всех октавных полосах частот. Его значение определяется по результатам статистической обработки шумовых характеристик однотипных машин и механизмов.

Технически достижимая шумовая характеристика машин и механизмов ТДШХ применяется в тех случаях, когда по объек­тивным причинам невозможно установить ее уровень. При этом ТДШХ вводится на срок, не превышающий срок действия стан­дарта или технических условий на машину или агрегат каждого конкретного вида.

Оценка радиоактивного загрязнения окружающей, среды проводится с использованием показателей трех групп: показа­тели основного дозового предела и допустимого уровня, а так­же контрольные показатели.

Показатели основного дозового предела:

Предельно допустимая доза радиации за год для работаю­щих с источниками радиоактивного излучения ПДД, Дж/кг. При систематическом равномерном воздействии в течение 50 лет не должны возникать неблагоприятные изменения в состоянии здоровья человека, которые могут быть обнаружены современ­ными методами исследований, в настоящее время и в после­дующие годы;

Предел дозы радиации за год для населения ПД, Дж/кг, ко­торый на практике всегда устанавливается значительно меньше величины ПДД для предотвращения необоснованного облуче­ния людей.

Показатели допустимого уровня:

предельно допустимое годовое поступление радиоактив­ных веществ в организм работающих ПДП, кБк/год, которое в течение 50 лет создает в критическом органе дозу, равную 1 ПДД;

Предел годового поступления радиоактивных веществ в ор­ганизм человека ПГП, кБк/год, за 70 лет создающий в критическом органе эквивалентную дозу, равную 1 ПД;

Допустимое среднегодовое содержание радиоактивных ве­ществ в организме (критическом органе) ДС, при котором доза облучения равна ППД или ПД, кБк;

Допустимое загрязнение поверхности (почвы, одежды, транспорта, помещений и т.д.) ДЗ, частица/(см 2 ×мин).

Контрольные показатели устанавливают для планирова­ния мероприятий по защите и для оперативного контроля ра­диационной обстановки в целях предотвращения превышения дозового предела загрязнений. К этим показателям относятся:

Контрольное годовое поступление радиоактивных веществ в организм человека КГП, кБк/год;

Контрольное содержание радиоактивных веществ в орга­низме человека КС, кБк;

Контрольная концентрация радиоактивного вещества в воздухе или воде, с которыми оно поступает в организм человека КК, кБк/м 3 ;

Контрольное загрязнение поверхности радиоактивными веществами КЗ, частица/(см 2 ×мин).

ªВопросы для самопроверки

1. Как подразделяют нормы и нормативы качества ОС?

2. В чем отличие санитарно-гигиенических и экологических нормативов?

3. Какие нормативы применяют для ограничения воздействия параметров производственно – хозяйственной деятельности на ОС?

4. Чем отличаются среднесуточная, максимально разовая и временно допустимая концентрации?

5. В каких случаях устанавливают ВСВ для источника выброса загрязняющих веществ?

6. Какие нормативы применяют при оценке качества воздушной среды, водных ресурсов, почвы, шума, радиоактивного загрязнения?

В настоящее время используются разные нормативы качества окружающей природной среды, и функции их различны. Одни дают оценку среды обитания человека, другие - лимитируют вредные воздействия на природу. Однако их объединяет общность целей, так как они определяют качество не социальной, а природной среды.

Под качеством природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Качество среды до активного вмешательства человека поддерживалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнений нетехногенного происхождения.

В основе такого самоочищения и саморегуляции лежит принцип безотходности процессов, происходящих в природных циклах. Это значит, что конечный продукт одного служит сырьем для следующего природного цикла.

Например, анаэробные процессы в почве, способствующие гниению органических остатков, минерализация твердых веществ или растворение минералов являются условием обеспечения ее плодородия. В следующем цикле при наличии влаги, определенного газового состояния атмосферы создаются условия для интенсивного роста растений, которые поедают в дальнейшем животные. Остатки растений и животных, попадая в почву, снова перегнивают и являются источником накопления углерода и органических соединений в почве, также способствующих повышению ее плодородия. При этом идет воспроизводство всего живого на Земле, начиная от бактерий и грибков и кончая растительным и животным миром. Причем уровень воспроизводства не остается постоянным, а саморегулируется климатическими и другими природными условиями.

Человеческое производство (сельскохозяйственное, промышленное, техногенное) в отличие от природного построено на отходной технологии. Конечный продукт, получаемый человеком в результате технологического процесса, используется им нерационально. Из 100% основного продукта около 90%, а иногда и более, выбрасывается человеком в отходы, которые не могут затем быть сырьем для природных процессов (циклов). Это приводит к накоплению на поверхности Земли инертных (неусвояемых) или вредных материалов.

Воздействие человека на природную среду и негативные последствия его деятельности создали в цивилизованном обществе проблему регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек.

Нормирование качества окружающей природной среды - это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания.

Норма - это мера воздействия. Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на окружающую среду.

Нормативы качества - предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреационной и т. п.).

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к содержанию нормативов предъявляют следующие требования:

Экологическая безопасность населения;

Сохранение генетического фонда;

Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Цель этих требований - обеспечить научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов как основы общественного прогресса.

Предельно допустимые нормы - это своего рода вынужденный компромисс, который позволяет и развивать хозяйство, и охранять жизнь и благополучие человека.

Нормативы качества не относятся к числу правовых норм. Это нормы технического или технико-экономического характера, и сами по себе они не обладают юридической силой. Такие нормы в виде научных рекомендаций, методических разработок есть в министерствах, ведомствах, научных и проектных учреждениях. Они помогают в решении тех или иных вопросов, но не являются обязательными для соблюдения.

Норматив становится обязательным и имеет юридическую силу с момента утверждения его компетентным органом. Для нормативов качества окружающей природной среды такими органами являются Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство природных ресурсов.

Закон юридически закрепляет основные требования к нормативам качества, виды нормативов качества, органы, их утверждающие, обязанности их выполнения и соблюдения, последствия за их невыполнение. Что касается самих нормативов как технических норм, то они не входят в содержание закона, а публикуются в специальных нормативных справочниках и изданиях.

Все нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три вида (группы): санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, комплексные.

Санитарно-гигиенические нормативы - это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических); физических воздействий; санитарных защитных зон; предельно допустимых уровней радиационного воздействия. Цель нормативов - определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. В настоящее время эта часть нормативов наиболее разработана.

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к данной группе нормативов можно отнести нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК); предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей; нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания (нитратов в овощах, солей в питьевой воде).

Нормативы ПДК вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ устанавливают для оценки состояния окружающей природной среды.

Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной Возглавляют эту группу нормативы выбросов вредных веществ К этой же группе нормативов могут относиться и другие требования, например, разделы технологических строительных норм и правил, касающиеся охраны окружающей природной среды.

С помощью этой группы нормативов качества осуществляется контроль за промышленными и другими выбросами и сбросами в окружающую среду вредных веществ, микроорганизмов, биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы.

Используя нормативы ПДК, оценивают экологическое и санитарно-гигиеническое состояние окружающей природной среды Контроль за источником вредного действия, регулирование его поведения выполняют путем применения нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) вредных веществ (ПДВ).

Под выбросами понимается поступление вредных веществ в атмосферу.

Сброс - поступление вещества вместе со сточными водами в водные объекты.

ПДВ определяют по каждому источнику выбросов (сбросов), которых может быть несколько на одном предприятии.

Социально-общественный и юридический смысл ПДВ заключается в том, что вред, причиненный здоровью человека и природной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмосфере, в водоемах или почве. Превышение ПДК есть следствие превышения ПДВ источниками выбросов, сбросов вредных веществ. Поэтому задача органов экологического контроля и надзора состоит в выявлении предприятий - загрязнителей окружающей природной среды и привлечении их руководителей к эколого-правовой ответственности.

К сожалению, практика не всегда следует здравому смыслу. Статистика носит противоречивый характер. В нормативы ПДВ укладывается сейчас 15-20% загрязняющих производств. Значительная доля предприятий загрязняет среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяются по фактическому выбросу и сбросу на определенном временном отрезке.

Проблема не решается из-за того, что ни одно предприятие-загрязнитель нельзя привлечь ни к уголовной, ни к административной ответственности, так как они действуют на основе разрешений на выброс (сброс), выдаваемых органами охраны окружающей природной среды. Единственной формой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель. Причем такое возмещение осуществляется независимо от степени вины и, следовательно, принимает форму платежей за загрязнение.

Не менее сложен вопрос о регулировании выбросов передвижными источниками загрязнения. По данным научных исследований, 50~60% загрязнений атмосферы происходит от автотранспортных средств. Регулирование выбросов вредных веществ автомобилями ведется по трем направлениям:

Совершенствование и разработка нормативов выбросов вредных веществ и выхлопных газов автомобиля;

Повышение экономичности двигателя;

Внедрение малотоксичного, экологически чистого топлива. К сожалению, промышленность России в решении этих вопросов пока не достигла уровня мировых стандартов.

Комплексные нормативы качества. Среди данной группы нормативов наиболее разработанными являются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) и нормативы санитарных и защитных зон. При строительстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развитии населенных пунктов, формировании территориально-производственных комплексов проектировщики и местная администрация руководствуются ПДН на окружающую природную среду с учетом ее потенциальных возможностей, рационального использования природных ресурсов, обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения необратимых изменений в окружающей природе.

ПДН - это допустимые размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Для определения таких нагрузок важным является такое понятие, как емкость природной среды. Ее показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях природной среды.

Цель разработки и применения норм ПДН - обеспечение рационального сочетания хозяйственной и рекреационной деятельности с охраной среды. Различают отраслевые и региональные нормы ПДН.

Отраслевые нормы ПДН относятся к отдельным видам природных ресурсов, например:

Оптимальное число охотников, приходящихся на число диких животных или единицу охотничьих угодий;

Предельное число домашнего скота, приходящееся на единицу пастбищных угодий;

Предельные нормы посетителей, пребывающих единовременно на экскурсии в заповеднике.

Региональные нормы ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной деятельности или рекреационной нагрузки на природные комплексы. Например, известны нормы допустимых воздействий на экосистему озера Байкал, которые устанавливают экологические ограничения на использование водных ресурсов, рыбных запасов, лесных богатств, развитие хозяйственной деятельности. Эти ограничения увязывают с интересами сохранения в целостности экосистемы озера.

Нормативы ПДН утверждают и разрабатывают, как правило, отраслевые и местные экологические организации. Так, ПДН по лесам устанавливают органы лесного хозяйства; по заповедникам, национальным паркам - администрации этих организаций. Чаще всего такие нормы определяются с учетом научных рекомендаций. Они могут меняться в ту или иную сторону в зависимости от состояния окружающей природной среды и ее отдельных ресурсов.

Актуальность разработки и применения показателей ПДН очевидна. Пренебрежение подобными требованиями чревато серьезными последствиями. Нерациональное размещение химических и нефтеперегонных предприятий в городах Уфа, Стерлитамак привело к негативным экологическим последствиям - загрязнению атмосферного воздуха и воды водоемов этих регионов. Нежелание считаться с объективными нормами нагрузки скота на единицу пастбищных угодий в Калмыкии явилось причиной опустынивания земель.

Закон не предусматривает какой-либо особой ответственности. Виновные в несоблюдении ПДН предприятия, должностные лица должны нести ответственность в виде возмещения причиненного ущерба, если они не докажут, что вред наступил в результате стихийного бедствия или если причи-нитель вреда не мог знать о вредных последствиях своих действий по объективным обстоятельствам.

Нормативы санитарных и защитных зон устанавливают с целью охраны водоемов, источников водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнений и других вредных воздействий.

Нормативы санитарных и защитных зон определяются характером их целей и задач. Эти зоны выполняют основные взаимосвязанные функции - охранительные и оздоровительные. К числу санитарных и оздоровительных зон относятся зоны вокруг заповедников, памятников природы, национальных парков, защитные зоны вокруг рек и водоемов, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных экологических ситуаций и катастроф. В рамках охранно-оздоровительных функций каждая из существующих зон имеет свои задачи.

Так, санитарная и защитная зона водоемов определяется как территория или акватория, на которой устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды в источниках центрального хозяйственного и питьевого водоснабжения и охрана водопроводных сооружений.

Для улучшения гидрологического режима, благоустройства рек, озер, водохранилищ, их прибрежных территорий создается водоохранная зона, в рамках которой устанавливается специальный режим охраны от загрязнения, истощения, засорения, заиления вод. Ее длина зависит от протяженности русла реки, и ее ширина колеблется от 100 до 500 м.

После аварии на Чернобыльской АЭС территория в зависимости от степени поражения и строгости режима разделена на четыре зоны: отчуждения, отселения, проживания с правом отселения, проживания с льготным социально-экономическим статусом.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

13.1 Нормативы качества окружающей среды.

13.2 Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды.

13. 3. Нормативы использования природных ресурсов.

13. 4. Экологические стандарты

13. 5. Нормативы санитарных и защитных зон

Нормирование качества окружающей природной среды - это деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий человека на природу. Под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящая изменения в природную среду. Наиболее распространенным видом отрицательного воздействия является загрязнение, причиняющее вред жизни и здоровью человека, растительному и животному миру и экосистемам. Гигиенические нормативы - наиболее разработанная система норм, правил и регламентов для оценки качества окружающей природной среды.

В систему экологических нормативов и стандартов входят:

Нормативы качества окружающей среды;

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

Нормативы использования природных ресурсов;

Экологические стандарты;

Нормативы санитарных и защитных зон.

Методологической основой для разработки санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических стандартов послужили методы, используемые в медицинской и ветеринарной токсикологии.

В зависимости от степени токсичности ядовитых веществ выделяют 4 класса опасности (наиболее опасен 1-й класс). Воздействуя на организм, вредные вещества вызывают острые и хронические заболевания: острые возникают после однократного воздействия и могут приводить к смертельному исходу, хронические развиваются в результате систематического воздействия доз, не приводящих к острому отравлению.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ , а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.
Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения ее благоприятного состояния.

ПДК – максимальная концентрация вещества которая не оказывает прямого или косвенного воздействия на здоровье человека на протяжении всей его жизни и не влияет на здоровье его потомков.



Для большинства веществ устанавливают две пороговые концентрации: минимальную при остром отравлении (ПДК мин.остр.) и минимальную при хроническом отравлении (ПДК мин.хрон).

Однако необходимо учитывать, что одни и те же концентрации вредных веществ по-разному воздействуют на организмы в зависимости от того, где они находятся: в воздухе, воде или почве. Поэтому ПДК вредных веществ в разных средах могут сильно различаться.

Нормирование загрязняющих веществ в воздухе.

Воздух - среда, непосредственно окружающая человека и потому прямо воздействующая на его здоровье. Еще в 20-е гг. XX века начали вводить ПДК вредных веществ в рабочих помещениях. Обычно содержание примесей в воздухе рабочего помещения больше, чем на площадке предприятия и тем более за ее пределами.

Поэтому для каждого вредного вещества в воздухе устанавливают по крайней мере два нормативных значения: ПДК в воздухе рабочей зоны (ПДКр.з) и ПДК в атмосферном воздухе ближайшего населенного пункта (ПДКа.в).

ПДК р.з - это концентрация, которая при работе не более 41 часа в неделю в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний у работающих и их детей.

Следовательно, при нормировании вредных веществ в воздухе производственных помещений учитывается время пребывания людей в зоне загрязнения. На территории предприятия содержание примесей принимается равным 0,3 ПДКрз, так как этот воздух используется для приточной вентиляции.

ПДК а.в - это предельная концентрация, которая на протяжении всей жизни человека не должна оказывать на него вредного влияния, включая отдаленные последствия на окружающую среду в целом.

С учетом времени воздействия в атмосферном воздухе устанавливают ПДК максимально-разовую (ПДКм.р.) и ПДК среднесуточную (ПДКсс.).

Максимально-разовая ПДК устанавливается для предотвращения рефлекторных реакций организма человека при кратковременном (20 минут) воздействии вредного вещества.

Среднесуточная ПДК – установлена для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и другого влияния вещества на организм человека. Оцениваемые по этому нормативу вещества обладают способностью временно или постоянно накапливаться в организме человека.

Необходимость такого раздельного нормирования определяется тем, что на предприятии в течение рабочего дня работают практически здоровые люди, а в населенных пунктах круглосуточно находятся не только взрослые, но и дети, пожилые и больные люди, беременные и кормящие женщины и др. Поэтому ПДКр.з > ПДКа.в. Например, для диоксида серы (SO 2) ПДКрз = 10 мг/м 3 , а ПДКа.в = 0,5 мг/м 3 . Для метилмеркаптана эти показатели соответственно равны 0,8 и 9*10 -6 мг/м 3 .

При проектировании или строительстве предприятий в районах, где воздух уже загрязнен, необходимо выбросы предприятий нормировать с учетом присутствующих примесей, т. е. фоновой концентрации (Сф). Если в атмосферном воздухе присутствуют выбросы нескольких веществ, то сумма отношений концентраций загрязняющих веществ к их ПДК (с учетом Сф) не должна превышать единицы.

Нормирование загрязняющих веществ в водных объектах.

Вода, в отличие от атмосферы, является средой, в которой возникла жизнь и в которой обитает большая часть видов живых организмов (в атмосфере лишь тонкий слой около 100 м наполнен жизнью). Поэтому при нормировании качества природных вод необходимо заботиться не только о воде как ресурсе, потребляемом человеком, но и беспокоиться о сохранении водных экосистем, как важнейших регуляторов условий жизни планеты. Однако действующие нормативы качества природных вод ориентированы главным образом на интересы здоровья человека и рыбного хозяйства и практически не обеспечивают экологическую безопасность водных экосистем.

Требования потребителей к качеству воды зависят от целей использования. Выделяют три вида водопользования:

Хозяйственно-питьевое - использование водных объектов или их участков в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности;

Культурно-бытовое - использование водных объектов для купания, занятий спортом и отдыха. К этому виду водопользования относятся и участки водных объектов, находящиеся в черте населенных мест, независимо от их использования;

Водоемы рыбо-хозяйственного назначения, которые, в свою очередь, делятся на три категории:

высшая - места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных и ценных видов рыб, других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств для искусственного разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений;

Конечно, природные воды являются объектами и других видов водопользования - промышленного водоснабжения, орошения, судоходства, гидроэнергетики и т. д. Использование воды, связанное с ее частичным или полным изъятием, называют водопотреблением. Все водопользователи обязаны соблюдать условия, которые обеспечивают качество воды, соответствующее установленным для данного водного объекта нормативам.

Поскольку требования к качеству воды зависят от вида водопользования, необходимо определять этот вид для каждого водного объекта или его участков.

Под ПДК природных вод подразумевается концентрация индивидуального вещества в воде, при превышении которой она непригодна для установленного вида водопользования. При концентрации вещества равной или меньше ПДК вода так же безвредна для всего живого, как и вода, в которой полностью отсутствует данное вещество.

Таким образом, для одного и того же вещества могут устанавливаться разные предельные концентрации в зависимости от типа водоёма. Если водоем используется для нескольких видов водопользования, то в качестве ПДК выбирается самая низкая, т. е. самая жесткая предельно допустимая концентрация вещества.

При сбросе в водоемы нескольких загрязняющих веществ и от нескольких источников действует то же правило, что и при выбросе нескольких загрязнений в атмосферу: сумма отношений концентраций веществ, нормируемых по одинаковому ЛПВ и относящихся к 1-му и 2-му классам опасности, к их ПДК не должна превышать единицы.

Нормирование загрязняющих веществ в почве. Загрязняющие вещества нормируются: 1) в пахотном слое почвы сельскохозяйственных угодий; 2) в почве территорий предприятий; 3) в почвах жилых районов в местах хранения бытовых отходов.

Допустимая концентрация вещества в почвенном слое (ПДК П) устанавливается с учетом его фоновой концентрации, стойкости и токсичности.

ПДК устанавливается экспериментально в зависимости от допустимой остаточной концентрации (ДОК) в пищевых, кормовых растениях и в продуктах питания. ДОК - это максимальное количество вещества в продуктах питания, которое, поступая в организм в течение всей жизни, не вызывает никаких нарушений в здоровье людей.

Для летучих веществ ПДКп устанавливают в зависимости от ПДК этого вещества в атмосферном воздухе, т. е. при поступлении этого вещества в воздух ПДКа.в не должно быть превышено. Кроме того, учитывается поступление загрязняющих веществ из почвы в грунтовые воды, в которых не должны быть превышены ПДК веществ в водных объектах.

С учетом всех этих признаков вредности в качестве ПДКП принимается наиболее жесткая концентрация.

При отсутствии ПДК могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДКп), которые определяются по эмпирическим уравнениям регрессии:

ВДКп= 1,23 + 0,48 lg ПДКпр

где ПДКпр - предельно допустимая концентрация вещества в продуктах питания.

Предельно допустимое количество отходов на территории предприятия - это такое их количество, которое можно разместить при условии, что выделение вредных веществ в воздух не превысит 0,3 ПДК этих веществ, установленных для воздуха рабочей зоны, т. е. не более 0,3 ПДКр.з.