Организации осуществляющие экологический мониторинг и их функции. Правовые основы экологического контроля и мониторинга. Каково соотношение экологического контроля и мониторинга

Страница 16 из 55


Экологический контроль и мониторинг

Экологический контроль и мониторинг являются самостоятельными институтами экологического права. Экологический контроль - это контроль за охраной окружающей среды, то есть контроль за деятельностью. Данная правовая мера направлена на соблюдение экологического законодательства и природоохранных требований субъектами хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно-правовой формы и подчинения, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (ст. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В состав государственного экологического контроля включен контроль за охраной и использованием отдельных природных ресурсов – земель, вод, лесов, недр, объектов животного мира, атмосферного воздуха. Требования к проведению экологического контроля имеются в ЗК РФ, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления»,
«О радиационной безопасности».

Закон г. Москвы от 12 мая 2004 г. № 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве» был призван регулировать указанные отношения. Для увеличения превентивной роли закона устанавливались повышенные, по сравнению с введенными КоАП РФ, размеры штрафных санкций. Государственный экологический контроль осуществляется государственными инспекто-рами, в обязанности которых входит проведение плановых и внеплановых проверок, анализ данных экологического мониторинга и экологического аудита и результаты обследования состояния объектов государственного экологического контроля.

Однако в связи с изменением федерального законодательства закон претерпел изменения. Из него исключены нормы, закрепляющие за государственными инспекторами г. Москвы по охране природы права на ограничение или приостановление деятельности хозяйствующих субъектов при нарушении ими законодательства об охране окружающей среды. Такое изменение связано с принятием ФЗ от 9 мая 2005 г. № 45 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации», которым введен новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности, назначаемое только судом.

В целях приведения московского законодательства в соответствие с федеральным был принят Закон города Москвы от 6 июля 2005 года № 36 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 мая 2004 года № 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве».

Позже в закон вносились изменения в целях приведения его в соответствие с развивающимся федеральным законодательством в этой сфере.

В отличие от экологического контроля государственный экологический мониторинг – это контроль за состоянием окружающей среды. Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Этой процедуре посвящается глава Х ФЗ «Об охране окружающей среды».

Порядок организации и осуществления государственного экологического мониторинга установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 марта
2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга».

В зависимости от территории наблюдения экологический мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный.

Закон города Москвы от 20 октября 2004 года № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве» утвердил организационно-правовые основы и принципы экологического мониторинга, установил административную ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в части экологического мониторинга.

Данные экологического мониторинга используются органами государственной власти в целях обеспечения экологической безопасности населения, оперативного выявления нарушений природоохранных требований, отслеживания в режиме реального времени залповых выбросов, сбросов, выявления причин или виновников повышенного загрязнения, а также для разработки прогнозов социально-экономического развития, природоохранных программ и отдельных мероприятий по охране окружающей среды.

Указанные два закона города Москвы формируют единый блок, призванный решать комплекс экологических проблем.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы

  • Органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды
  • Законодательство
  • Новости
  • Административные правонарушения и Ответственность в области охраны окружающей среды
  • Часто задаваемые вопросы
  • Вопросы и ответы
  • Отзывы и Благодарности
  • Полезные ссылки
  • разработка природоохранной документации,паспартов отходов,ПНООЛР

    Наши контакты:

    Наш адрес:

    194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская,

    д.10, Бизнес-центр «Технопарк Литовская 10»,

    [email protected]

    В чем различие понятий «Экологический мониторинг» и «Экологический контроль»?

    В осуществлении экологического мониторинга и экологического контроля общим функциональным элементом являются проведение наблюдений и оценка полученных данных о параметрах (характеристиках) наблюдаемого объекта. Однако в рамках этих двух понятий существенно различаются объекты, за которыми проводятся наблюдения, а также последующие функции, реализуемые на основе полученной информации.

    В экологическом контроле объектами наблюдения являются антропогенные объекты (источники выбросов и сбросов вредных веществ) или хозяйственная деятельность в целом. В ходе экологического контроля осуществляется управляющее воздействие на наблюдаемый объект, направленное на приведение его в соответствие с заранее заданными параметрами. Так, инспектор контролирующего органа, осуществляя замеры концентраций загрязняющих веществ в источнике выбросов или сбросов предприятия, выявляет превышение установленных нормативов ПДВ или НДС. По данному факту он выдает предписание руководству предприятия об устранении нарушения путем приведения параметров выбросов (сбросов) в соответствие с нормативами (совершенствование очистного оборудования, технологических процессов производства и т.д.).

    В мониторинге окружающей среды (экологическом мониторинге) объектами наблюдений являются атмосферный воздух, поверхностные воды и почвы и пр. Цель наблюдений - получение объективных данных о состоянии этих компонентов природной среды, прогнозирование возможных их изменений во времени и пространстве под воздействием природных и антропогенных факторов. Задачи наблюдении - слежение за состоянием окружающей среды, выявление ипрогнозирование негативных изменений и своевременное представление информации в установленном порядке. В данном случае выявление каких-либо отклонений в состоянии атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвы (например, превышение ПДК загрязняющих веществ) является сигналом для принятия управляющих воздействий по минимизации последствий негативных изменений в состоянии окружающей среды для здоровья человека и состояния экосистем (особенно при аварийном загрязнении).

    Таким образом, в отличие от экологического контроля, в экологическом мониторинге на наблюдаемые объекты невозможно оказать непосредственное (прямое) управляющее воз-действие. Поэтому в мониторинге вместо этой функции реализуются задачи по прогнози-рованию изменений состояния наблюдаемых объектов.

    Несмотря на то что экологический контроль и экологический мониторинг - разные по-нятия, в конечном счёте обе системы направлены на предотвращение загрязнения окру-жаюшей среды.

    Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспе­чения рационального природопользования и охраны окружаю­щей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Основы­ваясь на роли экологического контроля в механизме охраны ок­ружающей среды, его можно оценивать как важнейшую право­вую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъек­тов права окружающей среды к исполнению экологических тре­бований. Весьма часто меры юридической ответственности за эко­логические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

    Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической эксперти­зы, экологического лицензирования, экологической сертифика­ции. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологичес­кий контроль, т.е. обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представля­ет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специ­ально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной процедуры, на основе специальных право­вых норм и направленную на решение своих задач.

    Российское административное право выделяет два вида кон­трольной деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологическо­го законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, об­щественных формирований и граждан.



    Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций -- предупредительную, информационную и каратель­ную.

    Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоя­тельно проявляют активность в исполнении требований законода­тельства и предупреждении нарушений. Информационная функ­ция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природо­охранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к на­рушителям правовых экологических требований предусмотрен­ных законодательством санкций.

    В природоохранительной практике России выделяются сле­дующие виды экологического контроля: государственный, ведом­ственный, производственный, муниципальный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

    Мониторинг окружающей среды - это система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогно­за изменений ее состояния под воздействием природных и антро­погенных факторов. В соответствии с законодательством прово­дится мониторинг как окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов - земли, вод, атмосферного воздуха и других природных объектов.

    Организация и проведение мониторинга окружающей среды регулируется многими актами экологического законодательства на уровне Российской Федерации и ее субъектов, включая Зако­ны об охране окружающей среды (ст. 63), о гидрометеослужбе, о недрах (ст. 36.1), об охране атмосферного воздуха (ст. 23), о жи­вотном мире (ст. 15), о внутренних морских водах, территориаль­ном море и прилежащей зоне Российской Федерации (ст. 36), Зе­мельный кодекс РФ (ст. 67), Водный кодекс РФ (ст. 78), Лесной кодекс РФ (ст. 69). Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусматривается проведение социаль­но-гигиенического мониторинга (ст. 45), содержащего элементы мониторинга окружающей среды.

    Законодательство устанавливает обязательность проведения государственного и негосударственного мониторинга окружаю­щей среды. Так, Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Рос­сийской Федерации обязывает юридические лица и граждан-предпринимателей разрабатывать предложения по программе экологического мониторинга на всех этапах реализации намечае­мой хозяйственной и иной деятельности.

    Некоторые общие и основные положения о мониторинге окру­жающей среды сформулированы в Законе об охране окружающей среды. Согласно ст. 63 государственный мониторинг окружаю­щей среды осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружаю­щей среды, а также обеспечения потребностей государства, юри­дических и физических лиц в достоверной информации, необхо­димой для предотвращения и (или) уменьшения неблагопри­ятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного монито­ринга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, по­лученная при осуществлении государственного мониторинга ок­ружающей среды, используется органами государственной влас­ти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и при­нятия соответствующих решений, разработки федеральных про­грамм в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприя­тий по охране окружающей среды.

    С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды постановлением Пра­вительства РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государствен­ная система экологического мониторинга. В ней участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ре­сурсов.

    Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет, являющийся специально уполномоченным государственным ор­ганом в данной сфере. Так, в 1998 г. наблюдения за состоянием атмосферы проводились регулярно на 602 стационарных постах в 238 городах и поселках России. В большинстве городов измеря­ются концентрации от 5 до 25 веществ.

    Отбор проб почвы производился в 176 хозяйствах, располо­женных на территории 36 субъектов РФ. В отобранных пробах определяется 21 наименование пестицидов.

    Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачено более 120 водных объек­тов, на которых расположено 156 пунктов контроля. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей 1 .

    Получает развитие производственный экологический монито­ринг, т.е. мониторинг, осуществляемый предприятиями. К при­меру, с октября 1995 г. создана система мониторинга в АО «Газпром». При ее проектировании предусматривается мониторинг источников загрязнения, объемов выбросов загрязняющих ве­ществ в атмосферу и сброса сточных вод; информационное взаи­модействие с территориальными службами Росгидромета, МПР России и другими органами.

    Одним из основных результатов проведения мониторинга ок­ружающей среды является получение данных о ее состоянии. За­коном о гидрометеослужбе предусмотрено создание единого госу­дарственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (ст. 15). Единый государственный фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняе­мую совокупность документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой в ре­зультате деятельности Федеральной службы России по гидроме­теорологии и мониторингу окружающей среды, других заинтере­сованных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъ­ектов РФ, физических и юридических лиц (независимо от их ор­ганизационно-правовой формы) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агромете­орологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), монито­ринга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения. Он формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Создание и веде­ние единого государственного фонда данных о состоянии окру­жающей природной среды, ее загрязнении регулируется поста­новлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г.

    В соответствии с Законом о гидрометеослужбе информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении предо­ставляется пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров (ст. 17). Положением об информационных услу­гах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения ок­ружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г., конкретизированы усло­вия предоставления информации. Бесплатно информация в об­ласти гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государствен­ной власти РФ и ее субъектов, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций. Другим пользователям (потребителям) информация в облас­ти гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной

    среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи.

    Данные мониторинга природной среды служат основой для ве­дения государственных кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных ре­шений.

    Мониторинг - это систематическое наблюдение за состоянием окружающей среды. Мониторинг имеет свои задачи:

    • наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека ;
    • обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружающей природной среды;
    • прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;
    • обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

    В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделяется на общий - мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой - мониторинг природных объектов.

    Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства.

    Организационной основой государственного экологического мониторинга является федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В структуру этого органа входят подразделения различного уровня, на которые возложены функции по проведению экологического мониторинга: посты и станции наблюдения, осуществляющие сбор информации об окружающей природной среде; территориальные, региональные центры наблюдения, научноисследовательские учреждения, которые проводят анализ и оценку полученных данных, разрабатывают прогнозы. Компетенция Росгидромета охватывает мониторинг поверхностных пресных вод и морской среды, почв, атмосферного воздуха, околоземного пространства и др. Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.

    Мониторинг земель - система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов Мониторинг лесов - система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда (ст. 69 Лесного кодекса РФ). Его осуществление возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России.

    Мониторинг водных объектов - система регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Мониторинг объектов животного мира - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (ст. 15 Федерального Закона «О животном мире»). Этот мониторинг осуществляется органами Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по рыболовству, Рослесхоза и др.

    В осуществлении государственного экологического мониторинга принимает участие и ряд других органов специального управления в пределах своей компетенции - Государственная санитарноэпидемиологическая служба, Госатомнадзор и др.

    Мониторинги отдельных природных ресурсов (отраслевые) являются составными частями системы государственного мониторинга окружающей природной среды. Общее руководство созданием и функционированием единой государственной системы экологического мониторинга осуществляет в установленном порядке Госкомэкология России (п. 7 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды).

    Понятие и объекты экологического контроля

    Объектами экологического контроля являются:

    • природная среда, ее состояние и изменения;
    • деятельность по выполнению обязательных планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды;
    • соблюдение законодательства, правил и нормативов в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

    В процессе осуществления экологического контроля применяются разнообразные методы: наблюдение за состоянием окружающей природной среды; сбор, анализ и обобщение информации; проверка выполнения экологических правил и норм; проведение экологической экспертизы; предупреждение и пресечение экологических правонарушений ; принятие мер для возмещения экологического вреда, привлечения виновных лиц административной и уголовной ответственности и др.

    Государственныи экологическии контроль

    Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в отличие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъектами природопользования, выявление нарушений экологического законодательства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среда. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные инспекции - государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохрана, государственная санитарноэпидемиологическая служба и др.

    Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды.

    Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

    • посещать предприятия , организации и учреждения независимо от их форм собственности и подчинения, знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
    • проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
    • выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
    • устанавливать по согласованию с органами санитарноэпидемиологического надзора нормативы выбросов и сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
    • назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
    • требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;
    • привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности , направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной и уголовной ответственности , предъявлять иски в суд (арбитражный суд) о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека экологическими правонарушениями ;
    • принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью человека.

    Решения государственных органов экологического контроля могут быть обжалованы в суд.

    Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций и учреждений (должностными лицами, лабораториями, отделами и т. д. по охране окружающей среды), деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или оказывает влияние на окружающую природную среду. Задача производственного экологического контроля - проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований экологического законодательства на конкретном предприятии, в организации, учреждении. Он может выражаться в контроле за выбросами загрязняющих веществ, за выделением и освоением средств на природоохранные мероприятия, за работой очистных сооружений и т. д.

    В рамках общественного контроля граждане и их организации, общественные объединения и экологические движения могут самостоятельно или совместно с государственными органами участвовать в реализации экологических мероприятий, проверке выполнения требований экологического законодательства предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, выявлении и пресечении экологических правонарушений. В охране окружающей природной среды принимают участие различные массовые общественные организации (профсоюзные , молодежные и др.), а также специализированные экологические формирования (общества охраны природы, экологические партии и др.). Расширяется деятельность экологических движений, объединяющих граждан в защиту отдельных природных объектов и комплексов, в связи с решением зональных экологических проблем (охраной озера Байкал, реки Волги и др.).

    Важное звено экологического контроля - экологическая экспертиза, а также предшествующая ей оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые образуют взаимосвязанный комплекс средств, обеспечивающих предупреждение экологически вредной деятельности и учет экологических требований на стадии принятия хозяйственных и иных решений.

    Оценка воздействия на окружающую среду

    Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества . Она организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации хозяйственной и другой деятельности.

    Оценка воздействия на окружающую среду проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:

    • концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
    • схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
    • градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т. д.);
    • документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
    • предпроектных обоснований инвестиций в строительство, техникоэкономических обоснований и проектов строительства новых, реконструкции и расширения действующих хозяйственных и иных объектов и комплексов (п. 2.1 Положения).

    При подготовке документации, обосновывающей развитие ряда объектов и видов хозяйственной и иной деятельности, проведение ОВОС является обязательным. Перечень таких видов и объектов приводится в приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в РФ. Целесообразность проведения ОВОС по остальным видам и объектам деятельности определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов по охране окружающей природной среды. Результатом проведения ОВОС является вывод о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Обосновывающая документация по реализации видов и объектов хозяйственной деятельности, содержащая результаты проведения ОВОС, представляется на государственную экологическую экспертизу.

    Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (ст. 1 Федерального Закона «Об экологической экспертизе»).

    Таким образом, сущность экологической экспертизы заключается в предварительной (на стадии принятия решения и разработки проекта) проверке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям, а ее цель - в предупреждении вредных экологических и иных последствий такой деятельности.

    Правовой основой экологической экспертизы являются Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об экологической экспертизе», Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698. В зависимости от порядка организации и проведения экологическая экспертиза делится на два вида: государственная и общественная.

    Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами . Исключительное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Государственному комитету РФ по охране окружающей среды и его территориальным органам (ст. 13 Федерального Закона «Об экологической экспертизе», п. 6 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды). Они наделены правом назначать экологическую экспертизу и контролировать выполнение ее требований. Государственная экологическая экспертиза может проводиться на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ.

    Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе проведение экологической экспертизы.

    Проведение государственной экологической экспертизы является обязательным в установленных законом случаях, а общественная экологическая экспертиза осуществляется в инициативном порядке. При этом общественная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.

    Участниками (субъектами) государственной экологической экспертизы выступают:

    • специально уполномоченный государственный орган, организующий проведение экспертизы (орган системы Госкомэкологии России);
    • экспертная комиссия (эксперты), формируемая специально уполномоченным органом по проведению экспертизы;
    • заказчик документации, подлежащей экспертизе, - предприятие , организация, учреждение, в отношении объектов которого должна проводиться экологическая экспертиза.

    Объектами экологической экспертизы могут быть принимаемые хозяйственные и иные решения; деятельность, оказывающая воздействие на окружающую природную среду, а также ее результаты.

    Так, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

    • проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;
    • проекты комплексных и целевых федеральных программ;
    • проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования;
    • проекты схем развития отраслей народного хозяйства;
    • проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;
    • проекты инвестиционных программ;
    • проекты комплексных схем охраны природы;
    • технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности;
    • проекты международных договоров ;
    • договоры , предусматривающие использование природных ресурсов;
    • материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказывать воздействие на окружающую природную среду;
    • проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги;
    • проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, создания особо охраняемых природных территорий;
    • иные виды документации.

    Экологическая экспертиза основывается на принципах:

    • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
    • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
    • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
    • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
    • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
    • независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий;
    • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
    • гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения;
    • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

    Стадии экспертного процесса подробно урегулированы законодательством. Его результатом становится заключение экологической экспертизы - документ, подготовленный экспертной комиссией, который содержит обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экологической экспертизы.

    Заключение экспертной комиссии подлежит утверждению специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, после чего оно приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Аналогичный порядок утверждения предусмотрен законом и для заключения общественной экологической экспертизы.

    Заключение экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экологической экспертизы. Правовым последствием отрицательного заключения будет запрет реализации объекта экологической экспертизы.

    Заключение экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке.

    Введение 3
    1. Экологический мониторинг 4
    2. Экологический контроль: понятие, виды (государственный, производственный, общественный). Система органов государственного экологического контроля, их полномочия 8
    Заключение 14
    Список литературы 15

    Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.
    Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды – экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

    1. Экологический мониторинг



    Глобальный мониторинг осуществляется в соответствии с международными соглашениями системой станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли, путем обмена полученных различными государствами данных в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, в том числе изменениями климата, создания системы данных, их распространения, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияний на человека.
    Национальный экологический мониторинг осуществляется отдельными государствами в пределах своей территории. В России Единая государственная система экологического мониторинга создана в 1993 г. Ее задачами являются: наблюдение за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космическою пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и околоземном космическом пространстве, оценка и прогноз изменений климата, водных ресурсов; трансграничного переноса загрязняющих веществ и т.д. В системе национального экологического мониторинга выделяются радиационный, комплексный фоновый, космический, а также государственный мониторинг континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
    Региональный экологический мониторинг - система наблюдений за состоянием окружающей среды в пределах административно-территориальной обособленной единицы (субъекта РФ) или части такой единицы либо частей нескольких субъектов РФ, характеризующихся общностью природных процессов либо подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников.
    Локальный экологический мониторинг осуществляется на обособленном производственном объекте (или его части), объекте правомерного природопользования, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающем особым правовым статусом (например, в государственном заповеднике, в зоне экологического бедствия).
    Фоновый мониторинг означает наблюдение за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках. Из 99 существующих в РФ государственных природных заповедников 22 имеют международный статус биосферных (по соответствующим сертификатам ЮНЕСКО) .
    Импактный мониторинг (от английского impact - воздействие, влияние) - разновидность системы наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.
    Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека (естественной и искусственной), а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Он проводится на уровнях: федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований для формирования федерального информационного фонда данных на основе многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, физическими, химическими, биологическими и социальными факторами среды обитания, природно-климатическими факторами, за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
    Мониторинг животного мира - государственная система регулярных наблюдений за распространенностью, численностью, видовым составом объектов животного мира, состоянием среды их обитания, в том числе за миграционными путями, иными факторами в целях сохранения биоразнообразия, научно обоснованного использования и охраны животного мира, предотвращения распространения эпизоотии и иных негативных последствий. Его разновидностью является отраслевой мониторинг водных биологических ресурсов, проводимый во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях и т.п.
    Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдения за качеством атмосферного воздуха, количеством и составом содержащихся в нем вредных веществ и оказываемым, на него антропогенным воздействием путем выбросов со стационарных и передвижных источников. Осуществляется путем забора проб воздуха и дождевой воды постоянными и мобильными станциями Росгидромета, санэпиднадзора, других субъектов.
    Мониторинг водных ресурсов - наблюдение за качеством поверхностных вод, составом находящихся в них загрязняющих веществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, осуществляемое химическими и биологическими (по водной флоре и фауне) методами с помощью проб, отбираемых периодически (ежемесячно) или сезонно.
    Мониторинг земель - система базовых, периодических и оперативных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием всех земель в РФ с целью выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, информационного обеспечения органов управления земельными ресурсами, а также владельцев земельных участков. Он осуществляется на федеральном, региональном и локальном уровнях.
    Радиационный мониторинг осуществляется ЕГАСКРО (единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки на территории РФ) для определения уровней радиоактивности средообразующих элементов (вод, воздуха, почв, растительности), ионизирующего излучения, количества и состава радиоактивных осадков.
    Субъекты экологического мониторинга - органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения.
    Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функционирует в рамках Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Кроме того, в соответствии с возложенными на них задачами в той или иной сфере отдельные виды мониторинга осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство лесного хозяйства, другие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы. Наконец, субъектами РФ, органами местного самоуправления создаются соответствующие посты, станции и иные элементы наблюдательной сети для ведения регионального или локального мониторинга.
    Объекты экологического мониторинга - это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства (аварии, инциденты, иные нештатные ситуации), способные оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым статусом территории и объекты (например, заповедные) .
    Законодательством могут быть установлены порядок регистрации объектов экологического мониторинга, ведение единого Реестра таковых, ограничения на доступ к экологической информации и другие правила, регулирующие организацию и осуществление мониторинга.

    2. Экологический контроль: понятие, виды (государственный, производственный, общественный). Система органов государственного экологического контроля, их полномочия.

    Экологический контроль - это одно из наиболее масштабно применяемых организационно-правовых средств управления охраной окружающей среды. Экологический контроль осуществляется абсолютно на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду, можно сказать, тотально. В нем заняты многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабам полномочий. Так, одни субъекты осуществляют лишь экологический контроль в узком смысле как проверку соблюдения и исполнения законодательства по охране окружающей среды, другие наделены правом осуществлять и надзор в сфере государственного экологического управления. В литературе подробно описываются различные виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный и общественный.
    Государственный экологический контроль осуществляется: а) от имени государства; б) специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; в) носит вне- и надведомственный характер; г) представляет собой одну из функций государственного экологического управления; д) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановлением деятельности, лишением права природопользования, наложением штрафов и других административных взысканий). В литературе указывается на существование нескольких видов государственного экологического контроля: в зависимости от стадии контролируемой деятельности - предупредительного и текущего; по критерию субъекта контроля - общего и специального. Так, общий экологический контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией либо компетенцией особого рода, например, в области экспортного контроля за ввозом и вывозом возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений, технологий, которые могут быть использованы для разработки оружия массового поражения, и т.п. Передача ими полномочий в области экологического контроля другим субъектам должна быть оформлена особо, отражена в нормативном правовом акте, соответствовать статусу и другим правомочиям этих субъектов. Специальный же контроль проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством. Как правило, этому посвящены либо отдельные главы федеральных законов, либо статьи, либо подзаконные акты в целом, в частности ведомственные. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» осуществление экологического контроля (и надзора) возложено на федеральные службы в соответствующих сферах деятельности, а именно на: Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу безопасности.
    В отдельных случаях контроль могут осуществлять и другие органы, например, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 8331 и от 19 августа 2004 г. № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» на указанное агентство возложены функции государственного земельного контроля.
    Объекты государственного экологического контроля перечислены в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»2. К ним отнесены, например, объекты ядерной энергетики, объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности либо оказывающие негативное воздействие на включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия памятники, а также способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды, и т.п. Опасными для окружающей среды и поэтому контролируемыми на федеральном уровне являются - независимо от форм собственности - такие объекты хозяйственной и иной деятельности, на которых размещаются более 10 тыс. тонн отходов 1-го и 2-го классов опасности в год; сбрасывается более 15 млн. куб. метров сточных вод в год; выбрасывается в воздух ежегодно более 500 тонн вредных веществ и т.д.
    Муниципальный экологический контроль осуществляется органами местного самоуправления, их должностными лицами.
    Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли. Так, ведомственный контроль за предприятиями атомного комплекса осуществляет Федеральное агентство по атомной энергии, но осуществление государственного экологического контроля возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. На Министерство природных ресурсов РФ возложен ведомственный контроль за работой комитетов субъектов РФ, но государственный - в области использования лесов, недр, вод и т.п. всеми иными субъектами хозяйственной и управленческой деятельности - осуществляет находящаяся в его ведении Федеральная служба по надзору в области природопользования.
    Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб (главным инженером, главным энергетиком, начальником лаборатории и т.п.), либо специально организованными экологическими службами (отделами) на основании предоставленных им нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием прав и обязанностей. Виды контрольных структур предприятия и масштабы, способы их деятельности зависят от его организационно-правовой формы. Обычно производственный экологический контроль включает проверку: а) выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, снижение затрат энергоресурсов, уровня потребления природных ресурсов; б) соблюдения экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности; в) строительства природоохранных объектов; г) проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранения иных негативных последствий производственной деятельности.
    Общественный экологический контроль в последние годы получил широкое развитие не только в РФ, но и в других странах. Его существование как важного правового института основывается на многих международных документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, которые могут повлиять на состояние окружающей среды, связаны с экологическими рисками и угрозой наступления экологического вреда, а также регулируют доступ граждан и их объединений к экологической информации. Направления и формы экологического общественного контроля постоянно расширяются.
    Экологический контроль проводится наряду с иными формами (видами) контроля и надзора: авторским, санитарным, радиационным, строительным и др. Иногда это приводит к дублированию и столкновению ведомственных интересов, иногда помогает решить проблему за счет объединения сил и усиления «давления» на хозяйствующих субъектов.
    Права и обязанности должностных лиц органов экологического контроля не отличаются от иных в сфере государственного управления и контроля. Указанные лица имеют права на: запрос и получение информации, необходимой для выполнения возложенных на них функций; проведение проверок как документации, так и фактического положения дел, в том числе путем взятия проб, проведения замеров, обследований и т.п.; вход на подконтрольные объекты (в необходимых случаях с соблюдением установленных режимных ограничений); получение устных и письменных объяснений от руководителей и других работников предприятий, организаций и учреждений, иных лиц; дачу заключений о соответствии деятельности, состояния объекта, изделий, материалов, сырья, продукции и отдельных параметров и показателей требованиям экологического законодательства; выдачу обязательных предписаний об устранении недостатков и нарушений в деятельности; приостановление и (или) прекращение экологически опасной деятельности; приостановление и аннулирование выданных лицензий (разрешений) в случае нарушения их условий; применение мер административного взыскания, и т.п. Некоторые категории имеют право на применение служебного оружия, спецсредств, обыск и досмотр.

    Заключение

    Экологический мониторинг - это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.
    Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функционирует в рамках Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
    Существуют различные виды мониторинга, выделяемые в зависимости от масштабов системы мониторинга, - глобальный, национальный, региональный, локальный, от уровня измененности человеком окружающей среды - фоновый и импактный, от объекта мониторинга - собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический.
    Экологический контроль - это одно из наиболее масштабно применяемых организационно-правовых средств управления охраной окружающей среды. Экологический контроль осуществляется абсолютно на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду, можно сказать, тотально.

    Список литературы

    1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г. // Российская газета 1993. 25 декабря.
    2. «Об охране окружающей среды». Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №2. ст. 133.
    3. Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 г. №22-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 1997. №5. Ст. 610.
    4. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юрист, 2004.
    5. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольф Г. Экологическое право. – М.: ЭКСМО, 2005.
    6. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М, 1996.
    7. Крассов О.И. Экологическое право. - М., 2001.
    8. Экология. – М.: Норма, 2005.
    9. Ярмочкина Н.М. Основы экологии. – Магнитогорск, 1998.
    10. Яссов В. Человек и окружающая среда. – М.: Прогресс, 2000.

    © Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

    Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.