Платная парковка во дворе: возможно ли это

Законны ли платные парковки в Москве? June 4th, 2013

В многочисленных призывах бороться с парковками в центре Москвы красной нитью сквозит тема незаконности этих парковок и нарушения прав граждан их созданием.

Попробуем разобраться, так ли это.

Что есть парковка? По сути, это кусочек земли, на котором автомобилист паркует машину. Дальше вариантов два - либо автомобилисту оказывают услугу по хранению автомобиля без предоставления права пользоваться землей, либо автомобилист “покупает” право пользоваться этим кусочком земли.

От первого варианта московские власти открестились, везде написано, что услуги по хранению они не оказывают. Значит - платим за землю. Открываем Земельный кодекс РФ и читаем:

“Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;”

Ок, платное землепользование вписывается в идею о плате за землю. Не вписывается в нее конкретизация видов платного землепользования:

“Статья 65. Платность использования земли

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.”

Нет здесь платы за парковку. Земельный налог платит собственник, это не наш случай, а арендная плата предусматривает заключение договора аренды, который с нами тоже никто не заключает. Вывод - взимание платы за парковку противоречит Земельному кодексу.

На этом месте особо нетерпеливые (и забывшие в какой стране они живут) могут идти митинговать.

Мы же продолжим изучать законодательство.

Градостроительный кодекс РФ, то есть документ, имеющий одинаковую силу с Земельным кодексом, конкретизирует, что такое парковка:

“Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

21) парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения;”

Вот она, платность использования парковки по решению собственника земельного участка. Градостроительный кодекс, вторгаясь в сферу земельных отношений, предусматривает такую возможность. И, основываясь на его положениях (введенных, кстати, совсем недавно - в 2011 году) федеральные и московские власти наклепали подзаконных актов на эту тему:

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

“Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования;

3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;

3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;”

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

“Статья 21. Мероприятия по организации дорожного движения

1. Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.”

И вот только к этому пункту 2 мы и можем придраться - совсем не факт, что эти документы были разработаны и утверждены. Вот только полномочий это проверить у нас нет. Попросим прокуратуру, конечно, но она слишком крепко срослась с московской властью...

Теперь по вопросу нарушения прав граждан вообще и жителей центра Москвы в частности. Сейчас в меня полетят камни и тухлые помидоры, но нарушения прав нет.

Ни в одном документы не зафиксировано право граждан бесплатно парковать свой автомобиль. Ни в одном. Аргумент “жители других районов паркуются возле дома бесплатно, а наши права нарушают” не работает. Нарушить можно только те права, которые есть. Права на парковку - нет. Более того, если строго исходить из вашей позиции о нарушении равноправия, то платность парковки в центре нарушает права жителей Забульварья - они у вас парковаться не могут бесплатно, а вы у них - пожалуйста. Вы ведь выезжаете за пределы Бульварного Кольца?

Я сейчас пишу только с точки зрения права. С той позиции, которая может быть основой для судебного разбирательства. И с этой позиции перспектив для признания действий мэрии незаконным нет вообще. Федеральное законодательство позволяет сделать парковки платными, земля эта принадлежит Москве, редкие изъятия участков из УДС все равно оформлены в аренду или безвозмездное пользование, то есть собственник всё равно Москва.

Я вижу только один путь - тотальное давление на мэрию на тему нарушений - начиная от зонирования и проектов планировки территорий, где всё это не отражено скорее всего, и заканчивая нарушениями при поставках паркоматов и грядущих поставках автоматических датчиков. Нарушений там море и можно задолбать мэрию и поставщика, вынудить их перенести ввод платных парковок и за это время вынудить менять правила давлением общественного мнения.

Столичным автомобилистам, не желающим оплачивать парковку, теперь не нужно прикрывать номерные знаки бумажкой или дорожными оградительными солдатиками . Благодаря находчивости местного населения, удалось найти более цивилизованное решение, позволяющее сделать номер невидимым для видеофиксатора "Паркон" и тем самым защитить себя от штрафных санкций за неуплату парковки.

Многие москвичи-автолюбители знают не понаслышке, что на фоне введения новых правил платного паркинга в центральных районах города началось автоматическое фиксирование нарушений. В связи с этим более изобретательные водители авто нашли способ, как обойти закон, и начали закрывать газетами и прочими подходящими для этого материалами номера своих автомобилей.

Несмотря на то, что этот метод оказался довольно эффективным, имеет и слабые стороны. Во-первых, это противозаконно, а, во-вторых, приводило в негодование законопослушных жителей столицы, которые исправно оплачивали услуги паркинга. И вот, наконец, был найден новый способ, применение которого исключает необходимость чем-либо прикрывать номерные знаки и при этом 100% экономить на парковке.

За это открытие мы должны поблагодарить химиков-автовладельцев из наукограда Королёв. Они установили, что видеофиксатор не сможет определить номер, если символы на нём смазать противогеморроидальным средством "Геморзол".

И здесь нет никакой мистики! Просто в рецептуре данной мази присутствует активное вещество под названием прокторин, обладающее не только лечебным действием, но и качествами мощного светофильтра для любой оптики. Это объясняет тот факт, что символы, покрытые этим средством, делают номер совершенно невидимым для камеры видеофиксатора "Паркон" – цифры и буквы словно сливаются с фоном. Но при этом они прекрасно различимы для человеческого глаза.

Согласно рекомендациям знатоков, нужно небольшое количество мази нанести на номер, расположенный сзади транспортного средства, и равномерно распределить её по всей площади номерного знака. Через несколько минут желаемые эффекты обеспечены. После этих нехитрых манипуляций номер превращается в невидимку для видеофиксатора, следовательно, парковку можно не оплачивать и не опасаться, что Вас оштрафуют.

Многие владельцы столичного автотранспорта с энтузиазмом восприняли эту инновацию. Некоторые даже охотно поделились своей радостью по этому поводу с нашим корреспондентом.

Владислав Н. фотооператор:
"В силу специфики моей работы, мне часто приходится снимать материал в центре столицы, из-за чего парковки обходились мне в кругленькую сумму. Теперь я купил мазь "Геморзол" и когда нужно намазываю её на задний номер, не боясь, что выпишут штраф".

Максим Шолох, продавец-консультант:
"Ещё не так давно всё было очень сложно. Чтобы избежать платы за парковку, приходилось закрывать номер всем, что только под руку попадёт. Для этого в ход пускал и бумагу, и матерчатые салфетки. Теперь же достаточно просто намазать номер – и всё, можно идти по своим делам".

Михаил Яковлевич, предприниматель:
"Я всегда считаю деньги и стараюсь тратить их разумно. Поэтому предпочитаю заплатить 70 рублей за тюбик мази, которого хватает на 9-10, а то и больше парковок. Экономия в этом случае составляет порядка 85%".

Светлана, домохозяйка:
"Узнав об эффектах мази "Геморзол", теперь покупаю её постоянно. Как правило, в бардачке лежит пара тюбиков".

Фармацевтическое предприятие, выпускающее мазь "Геморзол", сразу отреагировало на повышенный спрос. В ближайшее время в столичных аптеках можно будет приобрести "Геморзол-Плюс", который действует на трое суток дольше, нежели обычная мазь, и "Геморзол-Айс", представляющий собой морозоустойчивое средство, предназначенное для использования в зимний период.

Это интересно

Про пешеходный переход

"Зебра" – привычное для всех обозначение пешеходного перехода. Чёрно-белые полосы можно встретить на оживлённых улицах, рядом со школьными и дошкольными учреждениями, вблизи скверов, остановок общественного транспорта и т.д. В то время, как подземные переходы получили не столь широкое распространение.

Дорожная разметка на парковках

Достойное сервисное обслуживание и уважительное отношение к клиенту – залог успешного развития бизнеса и увеличения клиентской базы. Многие владельцы крупных компаний и торгово-развлекательных комплексов успешно применяют эти правила на практике.

Что делать с неправильной парковкой?

Введение платного паркинга помогло навести порядок на столичных улицах, но во дворах по-прежнему остро ощущается недостаток парковочных мест. Если ранее многие автомобилисты оставляли свои авто "ночевать" на улице, то сейчас им приходится отыскивать места на прилегающих к домам территориях.

Москвичи придумали, как избежать платы за услуги паркинга

Столичным автомобилистам, не желающим оплачивать парковку, теперь не нужно прикрывать номерные знаки бумажкой или дорожными оградительными солдатиками. Благодаря находчивости местного населения, удалось найти более цивилизованное решение, позволяющее сделать номер невидимым для видеофиксатора "Паркон" и тем самым защитить себя от штрафных санкций за неуплату парковки.

Почти в 40% случаев аварии происходят при парковки автомобиля

Эксперты считают, что ключевая причина увеличения количества транспортных происшествий, происходящих в процессе парковки, – выросшие габариты современного автотранспорта и урбанистические процессы.
За последнее десятилетие число аварийных ситуаций во время въездных/выездных перемещений на/с парковочной территории возросло больше, нежели чем на треть.

15 декабря в Москве прошла акция против расширения платных парковок в Москве. Может ли инициатива по расширению платной парковочной зоны коснуться территорий около жилого дома рассказал в своей колонке Андрей Лебедев, генеральный директор ГК «Крикунов и партнеры».


Решением власти

На сегодняшний день возможны несколько вариантов организации платной парковки у жилого многоквартирного дома.

Во-первых, платная парковка около жилого дома может быть введена по решению органов власти.

В соответствии со ст. 12 ФЗ от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» вопросы принятия решений о создании и об использовании платных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также вопросы установления размера платы отнесены к полномочиям субъектов РФ.

В частности в Москве вопросы платной парковки регулируются следующими правовыми актами: Постановление Правительства Москвы от 17 мая 2013 № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве», Постановление Правительства Москвы от 16 сентября 2014 № 533-ПП «О платных городских плоскостных парковках закрытого типа города Москвы», Постановление Правительства Москвы от 13 ноября 2012 № 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства». Организация городских парковок на участках улично-дорожной сети регулируется Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве».

На сегодняшний день в Москве созданы льготные условия использования платных парковок для резидентов платных парковок (жителей домов, расположенных в зонах платных парковок). Для этого созданы реестры парковочных разрешений льготных категорий, организовано предоставление соответствующих государственных услуг по внесению записей в реестры парковочных разрешений.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16 сентября 2014 № 533-ПП предусмотрено создание платных плоскостных парковок закрытого типа, которые организовываются за счет средств бюджета Москвы, а вот плоскостные парковки, создание которых регулируется Постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 № 636-ПП, возводятся за счет средств частных лиц, по результатам проведения аукциона.

Введение платной городской парковки (в том числе на территориях в непосредственной близости от многоквартирных домов) обусловлено следующими факторами:

Необходимостью повышения общей скорости движения,

Обеспечения высокой оборачиваемости парковочных мест и наличия свободных мест для парковки,

Появления новых паркингов.

Что касается парковки во дворах многоквартирных домов, то на федеральном уровне такие вопросы не урегулированы.

Волей собственника

Вместе с тем, ограничение въезда транспортных средств на придомовую территорию многоквартирного дома может быть установлено по решению общего собрания собственников помещений в доме. При этом необходимо учитывать, в чьей собственности находится земельный участок, на котором планируется организация парковки.

Такой участок может принадлежать субъекту РФ, муниципальному образованию или же собственникам помещений многоквартирного дома (общая долевая собственность).

Если участок принадлежит субъекту РФ или муниципальному образованию, в таком случае только они уполномочены давать согласие на ограничение проезда или организацию платной парковки на соответствующем земельном участке.

Порядок оформления права долевой собственности на придомовой земельный участок определен ст. 16 Закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Порядок оформления права собственности на земельный участок зависит от момента его формирования.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 года) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Важно знать, что никакое лицо или орган кроме общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не правомочно принимать решения о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования участком (п.2 ч.2 ст. 44 ЖК РФ). Таким образом, принять решение об организации парковки во дворе многоквартирного дома, где земельный участок оформлен и принадлежит на основании общей долевой собственности жильцам, может лишь общее собрание собственников.

Строгие нормы

В соответствии со ст. 44–45 ЖК РФ для принятия решений общим собранием собственников жилья, установлены весьма строгие требования:

1. Решение принимается большинством, но не менее 2/3 голосов от общего числа собственников.

2. Собрание будет правомочно, если в нем примут участие собственники (или их представители), обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.

3. Обязательно уведомление собственников о собрании не позднее, чем за 10 дней до даты его проведения (заказным письмом, вручением лично под роспись, либо путем размещения информации в доступном для ознакомления всеми собственниками месте).

4. Решение собрания должно быть оформлено протоколом.

5. Решение и итоги голосования должны быть доведены до собственников (путем размещения соответствующего сообщения в помещении данного дома и доступном для всех собственников) не позднее чем через 10 дней со дня принятия решения.

Важно знать, что если общим собранием собственников с соблюдением всех установленных законом требований принято решение, оно является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании.

В случае если собственник в голосовании по вопросу организации парковки участия не принимал, или же, голосовал против принятия такого решения, и при этом полагает, что принятым решением нарушены его права и законные интересы, то в соответствии с ч. 6 ст. 45 ЖК РФ возможно обжалование решения общего собрания в суд, при условии, что оно было проведено с нарушением требований ЖК РФ. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Если организация парковки во дворе сопровождается установлением шлагбаума, столбиков и иных ограждений, для их установки необходимо получить соответствующие разрешения администрации района, органов государственного пожарного надзора и ГИБДД.

Кому платить

Важно знать, что учреждение парковки на земельном участке, который не был оформлен в общую долевую собственность, либо организация такой парковки лицами, не являющимися собственниками участка, предусматривает административную ответственность по ст. 7.1. КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка) и влечет наложение штрафа.

Собственники помещений многоквартирного дома вправе организовать парковку, ограничивать въезд на свою территорию и устанавливать плату за парковку для жильцов дома в счет благоустройства двора. Однако вопрос правомерности взимания платы за парковку автомобилей лиц, не являющихся жильцами дома, является спорным. Во-первых, решение общего собрания собственников не является общеобязательным для лиц, не являющихся жителями соответствующего многоквартирного дома.

Во-вторых, встает вопрос, кто правомочен взимать плату за парковку во дворе. Общее собрание собственников - это не юридическое лицо и не вправе взимать плату за парковку во дворе. Незаконной является такая деятельность и со стороны инициативной группы жильцов. Это влечет привлечение к административной ответственности по ч.1 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица).

Взимание платы за парковку с лиц, не являющихся жильцами многоквартирного дома, товариществом собственников жилья или управляющей компанией также представляется весьма спорным, так как не урегулированы вопросы налогообложения в сфере осуществления ТСЖ и УК деятельности по предоставлению платных парковочных услуг сторонним лицам по решению собственников помещений многоквартирного дома. dme.