Методический план пожарные автомобили целевого применения. Основные пожарные автомобили общего применения

07.05.2015 09:24

ЗАНЯТИЕ 1: Классификация основных пожарных автомобилей общего применения. Назначение, модификация, ТТХ пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, имеющихся на вооружении. Общие сведения о назначении и устройстве частей, агрегатов и групп механизмов основных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Табель положенности пожарного инструмента и оборудования на пожарном автомобиле. Табель положенности а

ТЕМА 4: Основные пожарные и аварийно спасательные автомобили общего применения.

ЗАНЯТИЕ 1: Классификация основных пожарных автомобилей общего применения. Назначение, модификация, ТТХ пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, имеющихся на вооружении. Общие сведения о назначении и устройстве частей, агрегатов и групп механизмов основных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Табель положенности пожарного инструмента и оборудования на пожарном автомобиле. Табель положенности аварийно-спасательного вооружения на аварийно-спасательном автомобиле. Испытание и ТО пожарного инструмента и оборудования.

ЗАНЯТИЕ 2: Последовательность работы на пожарных автомобилях: установка на водоисточник; подача воды из автоцистерны (отрытого водоема, водопроводной сети); перекачка воды; подача ВМП; подача компрессионной пены «NATISK»; подача воды насосом от водоема с помощью гидроэлеватора; подача воды с использованием лафетного ствола. Правила эксплуатации пожарных автомобилей. Требования безопасности при эксплуатации пожарного автомобиля общего применения.

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТА:

Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. – Санкт - Питербург, 2005;

Учебник «Пожарная техника»;

- «Об утверждении норм табеля положенности ПТВ и АСО для основных и специальных пожарных автомобилей изготавливаемых с 2006 года». (Приказ МЧС России от 24.07.2006г №425);

1. Вводная часть (10 мин.)

Построение личного состава, объявление темы и целей занятия, краткий опрос по предыдущей теме.

2. Основная часть (70 мин.)

Основные пожарные автомобили общего применения

Общее устройство пожарных автоцистерн

В зависимости от грузоподъемности базовых шасси и объема применяемых цистерн пожарные автоцистерны делятся на три группы:

1. Легкие - с объемом цистерн до 2 м3.

2. Средние - с объемом цистерн от 2 до 4 м3.

3. Тяжелые - с объемом цистерн более 4 м3.

Пожарные автоцистерны имеют конструктивное сходство и состоят из общих основных элементов агрегатов, систем и узлов (рис. 1, 2).

Рис. 1. Пожарная автоцистерана: 1 - двигатель; 2 - шасси; 3 - кабина водителя; 4 - кабина боевого расчета; 5 - цистерна; 6 - отсеки кузова; 7 - кузов пожарного автомобиля; 8 - насосный отсек

Рис. 2. Общее устройство пожарной автоцистерны: 1 - кузов; 2 - цистерна-3 - бак для пенообразователя; 4 - шасси с двигателем; 5 - система дистанционного управления двигателем и сцеплением; 6 - система дополнительного охлаждения; 7 - дополнительное электрооборудование; 8 - система выпуска отработавших газов; 9 - дополнительная трансмиссия привода пожарного насоса; 10 - насосная установка

ТТХ пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, имеющихся на вооружении

Тактико-техническая характеристика АЦ-3,0-40/2(433362)

Базовое шасси ЗИЛ-433362

Колесная формула 4 × 2

Полная масса 10000 кгГабаритные размеры:

Высота 7200 мм2500 мм3200 ммДвигатель:

Мощность карбюраторный

Максимальная скорость 90 км/чЁмкость цистерны для воды не менее 3000 литровЁмкость бака для пенообразователя 180 литровНасос пожарный:

НЦПК-40/100-4/400

Номинальная подача насоса:

При напоре 100 м.вод.ст.

При напоре 440 м.вод.ст.

При совместной работе двух ступеней:

Высокой 40 л/с

Нормального давления

Длина рукава на катушке

Производительность ствола-распылителя высокого давления 60 метров0,2 ÷ 2 л/с

Вакуумная система автоматическая (возможно

Ручное управление)

Наибольшая геометрическая высота всасывания не менее 7,5 метровВремя всасывания с высоты 7,5 мне более 30 с.

Рис. 3, 4, 5. Автоцистерна АЦ-3,0-40/2(433362).

Тактико-техническая характеристика АЦ-5,0-60(43114)20ВР

Наименование параметра Показатель

Базовое шасси КамАЗ-43114

Полная масса 15535 кгГабаритные размеры:

Высота 8200 мм2500 мм3350 ммДвигатель:

Число мест боевого расчёта 7 человек

Максимальная скорость 90 км/чЁмкость цистерны для воды, не менее 5000 литровЁмкость бака для пенообразователя 420 литровНасос пожарный:

Расположение центробежный

Номинальная подача насоса: не менее 60 л/с

Уровень дозирования пенообразователя корректируемый

Наибольшее число одновременно работающих воздушно-пенных стволов типа ГПС-600 до 7 стволов типа ГПС-600

Вакуумная система (дублированная):

2) устройство всасывающее газоструйное;

Автоматическая вакуумная система.

Автономная система отопления насосного отсека имеется (автономный отопитель «Планар»)

Автономная система отопления кабины боевого расчёта имеется (автономный отопитель «Планар»)

Модель переносного лафетного ствола «АКРОН Mercury Master 1000ТМ» (Style 1346) (QПЛС = 19,0 л/с; 31,6 л/с; 50,5 л/с; 63,3 л/с)

Рис. 6, 7, 8. Автоцистерна АЦ-5,0-60(43114)20ВР.

Тактико-техническая характеристика АЦ-5,0-40(43114)003ТВ

Наименование параметра Показатель

Базовое шасси КамАЗ-43114

Колесная формула 6 × 6 (имеется функция блокировки межосевого и межколёсных дифференциалов)

Полная масса 15450 кгГабаритные размеры:

Высота 8500 мм2500 мм3400 ммДвигатель:

Мощность дизельный, с турбонаддувом и интеркулером

Число мест боевого расчёта 7 человек

Максимальная скорость 90 км/чЁмкость цистерны для воды, не менее 5000 литровЁмкость бака для пенообразователя 310 литровНасос пожарный:

Расположение центробежный

Номинальный напор на выходе насоса 100 + 5 м.вод.ст. (10 + 0,5 кгс/см2)

Уровень дозирования пенообразователя корректируемый

Вакуумная система устройство всасывающее газоструйное

Наибольшая геометрическая высота всасывания не менее 7,5 метровВремя всасывания с высоты 7,5 мне более 40 с.

Автономная система отопления насосного отсека имеется (автономный отопитель типа ОВ-65)

Автономная система отопления кабины боевого расчёта имеется (автономный отопитель «Webasto»)

Модель стационарного лафетного ствола СЛС-20

Рис. 9, 10, 11 Автоцистерна АЦ-5,0-40(43114)003ТВ.

Тактико-техническая характеристика АЦ-3,2-40(433124)

Наименование показателя Значение

Базовое шасси ЗИЛ-433124

Колесная формула 4 х 2

Полная масса 11610 кгГабаритные размеры:

Высота 7610 мм2500 мм3140 ммДвигатель:

Мощность карбюраторный, V-образный

8-цилиндровый

Число мест для боевого расчета 7 человек

Максимальная скорость 90 км/чЕмкость цистерны для воды не менее 3200 литровЕмкость бака для пенообразователя 200 литровНасос пожарный:

Расположение центробежный

Номинальная подача насоса: не менее 40 л/с

Номинальный напор на выходе насоса 100 + 5 м.вод.ст. (10 + 0,5 ат.)

Уровень дозирования пенообразователя корректируемый

Вакуумная система газоструйный вакуум-аппарат

Наибольшая геометрическая высота всасывания 7 метровВремя всасывания с высоты 7 мне более 40 с

Рис. 12 Автоцистерна АЦ-3,2-40(433124)

Тактико-техническая характеристика АПП-1,0-40/2(5301 ЮО)001ТМ

Наименование параметра Показатель

Базовое шасси ЗИЛ-5301ЮО

Колесная формула 4 × 2

Полная масса 6950 кгГабаритные размеры:

Высота 6950 мм2350 мм2680 ммДвигатель:

Мощность дизельный, с турбонаддувом

Число мест боевого расчёта 3 человек

Максимальная скорость 95 км/чЁмкость цистерны для воды не менее 1000 литровЁмкость бака для пенообразователя 90 литровНасос пожарный:

Расположение центробежный двухступенчатый комбинированный

НЦПК-40/100-4/400

Номинальная подача насоса:

При напоре 100 м.вод.ст.

При напоре 440 м.вод.ст.

При совместной работе двух ступеней: - низкой

Высокой 40 л/с

Номинальный напор на выходе насоса:

Нормального давления

Высокого давления не менее 100 м.вод.ст. (10 кгс/см2)

Не менее 440 м.вод.ст. (44 кгс/см2)

Уровень дозирования пенообразователя корректируемый

Рукавная катушка высокого давления:

Длина рукава на катушке

Производительность СРВД-2/300 60 метров0,2 ÷ 2,0 л/с

Вакуумная система автоматическая

Наибольшая геометрическая высота всасывания не менее 7,5 метровВремя всасывания с высоты 7,5 м. не более 30 с.

Электрический генератор «ВЕПРЬ» АДП-230ВЯ:

Номинальное напряжение

Номинальная частота

Максимальная мощность 230 В

Осветительная мачта:

Высота подъёма

Привод подъёмника

Количество / мощность прожекторов 4,25 м.

Пневматический (сжатым воздухом)

2 шт. / 1,0 кВт

Комплект электрического аварийно-спасательного инструмента:

Цепная пила «Парма»

Углошлифовальная машина (типа «болгарка») 1 шт.

Катушки кабельные: тип

Рабочее напряжение / количество / длина переносные

230 В – 1 шт./ 50 м

Рис. 13, 14, 15, 16. Автомобиль первой помощи АПП-1,0-40/2(5301ЮО)001ТМ.

Тактико-техническая характеристика АНР-40-1500(433112)35ВР

Наименование параметра Показатель

Базовое шасси ЗиЛ-433112

Колёсная формула 4 × 2

Полная масса 9600 кгГабаритные размеры:

Высота 7850 мм2500 мм3200 ммДвигатель:

Мощность карбюраторный (Евро-3)

Число мест боевого расчёта 6 человек

Максимальная скорость 90 км/чЁмкость бака для пенообразователя, не менее 1500 литровКоличество напорных пожарных рукавов диаметром 77 мм / предельная длина магистральной линии 56 шт. / 1120 метровКоличество напорных пожарных рукавов диаметром 51 мм / предельная длина рабочей линии 12 шт. / 240 метровНасос пожарный:

Расположение центробежный

Среднее (в кабине боевого расчёта)

Номинальная подача насоса: не менее 40 л/с

Номинальный напор на выходе насоса 100 + 5 м. вод. ст. (10 + 0,5 кгс/см2)

Уровень дозирования пенообразователя корректируемый

Вакуумная система газоструйный вакуумный аппарат

Наибольшая геометрическая высота всасывания не менее 7,5 метровВремя всасывания с высоты 7,5 мне более 40 с.

Максимально возможная площадь тушения:

Низкой кратности (0,1…0,15 л/с×м2)

Средней кратности (0,05…0,08 л/с×м2) 4 стволами СВП-4: Sт = 320-213 м25 стволами ГПС-600: Sт=600-375 м21 стволом ГПС-2000М и 2 стволами ГПС-600: Sт = 640-400 м2Максимально возможный объём тушения пеной средней кратности (КЗ = 3) 1 стволом ГПС-2000М Vт = 400 м3;

5 стволами ГПС-600 Vт = 600 м3

Рис. 17, 18, 19, 20. Автомобиль насосно-рукавный АНР-40-1500(433112)35ВР.

Система дополнительного охлаждения двигателя, агрегатов и узлов пожарной автоцистерны

Пожарные автоцистерны при тушении пожаров часто продолжительное время работают в стационарном режиме, и эффективность системы охлаждения значительно снижается, двигатель перегревается из-за отсутствия встречного потока воздуха. Чтобы не допустить перегрева двигателя в стационарных условиях работы пожарного автомобиля, он оборудуется дополнительной системой охлаждения.

Конструктивное исполнение этой системы у всех пожарных автоцистерн не имеет принципиальных отличий (рис. 21).

Рис. 21 Принципиальная схема работы теплообменника

Горячая вода из системы охлаждения двигателя поступает в теплообменник, где через змеевик проходит холодная вода от пожарного насоса. Горячая вода охлаждается и через верхний патрубок поступает в радиатор для дополнительного охлаждения.

На рис. 22 показано устройство теплообменника. Он состоит из нижнего патрубка с термостатом, корпуса, в котором размещен змеевик, изготовленный из латунной трубы и для лучшей теплопередачи выполненный в две спирали. Его концы выведены наружу через крышку и вместе со штуцерами припаяны к ней. Крышка через резиновую уплотнительную прокладку крепится к корпусу винтами.

Рис. 22 Устройство теплообменника: 1 - патрубок нижний; 2-термостат; 3 - корпус; 4 - змеевик; 5 - крышка; 6 - штуцера; 7 - резиновая прокладка; 8 - винт

При необходимости винты можно вывернуть и змеевик вместе с крышкой отсоединить от корпуса. К штуцерам подсоединяются трубопроводы, по которым вода из напорного патрубка пожарного насоса поступает в змеевик теплообменника и возвращается во всасывающий патрубок насоса.

На рис. 23 показана принципиальная схема работы системы дополнительного охлаждения двигателя пожарной автоцистерны.

Рис. 23 Принципиальная схема работы системы дополнительного охлаждения двигателя

Пожарный насос 6 установлен на водоисточник и подает воду для тушения пожара. При нагревании системы охлаждения двигателя до 95 °С и выше необходимо включить в работу систему дополнительного охлаждения. Для этого первоначально открывается вентиль 5 трубопровода 4, соединяющего всасывающую полость насоса со змеевиком 11 теплообменника 10. Затем открывается вентиль 8 трубопровода 9, соединяющего напорную полость насоса с теплообменником. Холодная вода из напорной полости насоса по трубопроводу поступает в змеевик теплообменника и после нагревания возвращается во всасывающую полость насоса.

Горячая вода системы охлаждения двигателя поступает через открытый термостат в теплообменник, охлаждается с помощью змеевика и поступает через верхний патрубок в радиатор 1 для дополнительного охлаждения, затем через нижний патрубок радиатора она подается в водяной насос 2 системы охлаждения двигателя.

Перед окончанием работы пожарного насоса воду из системы дополнительного охлаждения необходимо удалить. Для этого вентиль 8 закрывается полностью и открывается кран продувки 7. Всасывающая полость работающего пожарного насоса создает разрежение, которое через открытый вентиль 5 распространяется по трубам. Воздух через открытый кран 7 подсасывается, проходит по трубам и освобождает их от остатков воды. Затем вентиль и кран закрываются.

Дополнительная система охлаждения обеспечивает продолжительную работу двигателя на пожарный насос при температуре окружающего воздуха до +35 °С. При этом температурный режим в системе охлаждения обеспечивается в диапазоне от +80 до +90 °С.

Система отвода отработавших газов

На пожарных автоцистернах кинетическая энергия отработавших газов двигателя применяется для забора воды в пожарный насос с помощью газоструйного вакуум-аппарата, а тепловая энергия - для обогрева цистерны с водой и насосного отсека в зимнее время.

На рис. 24 показана принципиальная схема системы отвода отработавших газов.

К патрубкам выпускных трубопроводов крепится газоструйный вакуум-аппарат. Отработавшие газы постоянно проходят через внутреннюю полость аппарата и поступают в летнее время через глушитель, а в зимнее - через обогреватели цистерны и насосного отделения.

Рис. 24 Принципиальная схема системы отвода отработавших газов:

1 - патрубки выпускных трубопроводов; 2 - газоструйный вакуум-аппарат;3 - раструб с диффузором; 4 - глушитель; 5, 6 - фланцевые соединения; 7 - телескопические соединения; 8 - обогреватель цистерны; 9 - обогреватель насосного отсека

Перед работой в зимнее время во фланцевом соединении 5 устанавливается заслонка, и отработавшие газы поступают в обогреватели. В летнее время заслонка фланцевого соединения 5 снимается и устанавливается во фланцевом соединении 6.

При включении газоструйного вакуум-аппарата отработавшие газы поступают через струйный вакуумный насос и выходят через раструб. Создаваемое разрежение обеспечивает заполнение пожарного насоса водой.

Обеспечение эксплуатации пожарных аварийно-спасательных автомобилей

Эксплуатация ПАСА, находящегося в боевом расчете, состоит из двух основных периодов (режимов): ожидания и боевой работы при тушении пожара или ликвидации аварии, катастрофы. Основную часть времени ПАСА находятся в режиме ожидания в полной боевой готовности и технически исправном состоянии. В режиме ожидания агрегаты автомобиля имеют температуру, равную температуре воздуха в гараже. В этом режиме выполняются работы водительским и личным составом боевых расчетов по техническому обслуживанию автомобилей и ПТВ при смене караулов, а также в течение дежурных суток.

При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) производится проверка двигателя, тормозной системы, рулевого управления, насосной установки и других систем, агрегатов и узлов. В зависимости от марки ПАСА разрешается выполнять проверку с пуском двигателя.

Перед выездом к месту вызова по тревоге двигатель ПАСА после пуска работает на максимальных оборотах с целью его прогрева, а также заполнения воздухом пневмопривода тормозной системы. Особенно продолжительное время он работает при наличии базового шасси, оборудованного тормозной системой с пружинными энергоаккумуляторами (КамАЗ), так как ее конструктивное исполнение требует перед выездом автомобиля заполнения воздухом ресиверов до давления не ниже 4 кгс/см2.

При выезде из гаража все основные агрегаты и системы базового шасси автомобиля начинают работать при максимальной нагрузке без предварительного прогрева до оптимальной температуры. Большую часть времени агрегаты ПАСА при следовании к месту вызова эксплуатируются в режиме прогрева. Двигатель при этом может развивать только 30-80 % максимальной мощности, а трансмиссия, ее агрегаты имеют крайне низкий коэффициент полезного действия вследствие большой величины вязкостного трения применяемых масел. Установлено, что при форсированном движении ПАСА к месту вызова его средняя скорость в 1,2-1,5 раза превышает скорость движения обычного грузового транспорта. Водители ПАСА для обеспечения безопасности движения вынуждены применять торможение в 3-5 раз чаще по сравнению с обычным транспортом. Вследствие этого двигатель, тормозная система, рулевое управление, ходовая часть и другие агрегаты ПАСА работают в напряженном режиме, подвергаясь интенсивному износу. В процессе эксплуатации ПАСА в сельской местности (при движении по неблагоустроенным, проселочным дорогам и по бездорожью) агрегаты и в первую очередь двигатель эксплуатируются в неблагоприятных условиях. Работа двигателя в пыльных условиях способствует абразивному износу цилиндропоршневой группы, подшипников коленчатого вала и других сопряжений. Рулевое управление, тормозная система, ходовая часть также постоянно работают в напряженном режиме, что ведет к интенсивному изнашиванию деталей. Поэтому требуются более частые регулировки, проведение моечных, очистных и смазочных работ.

При боевом развертывании ПАСА устанавливают в зависимости от его назначения на водоисточник или в боевую позицию для выполнения необходимой работы. В отдельных случаях возможно преодоление участков бездорожья, подъемов с повышенным сопротивлением дороги при работе агрегатов автомобиля с максимальной нагрузкой.

Надежная работа ПАСА в стационарном режиме по подаче огнетушащих веществ, функционированию механизмов автолестницы, коленчатого подъемника, генератора для питания механизированного инструмента и других механизмов в основном зависит от технического состояния двигателя внутреннего сгорания. В процессе его продолжительной работы необходимо контролировать температурный режим системы охлаждения и давление масла в системе смазки. Нарушение указанных режимов работы двигателя может привести к его преждевременному выходу из строя.

На пожарных автомобилях для обеспечения температурного режима системы охлаждения двигателя предусмотрена конструкция дополнительного охлаждения. При продолжительной по времени стационарной работе для обеспечения оптимального температурного режима двигателя требуется квалифицированное применение дополнительного охлаждения, постоянный контроль за его функционированием.

При стационарной работе ПАСА водитель обязан выполнять операции по техническому обслуживанию (двигатель, пожарный насос, узлы и агрегаты), обеспечивать надежную работу всех систем для выполнения поставленной боевой задачи.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПРОВЕРОК ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АЦ

Что проверяется и при помощи какого инструмента, приборов и оборудования.

Методика проверки

1. Герметичность насоса и водокоммуникаций

1.1. Проверка на «сухой вакуум» Закрыть все задвижки и краны насосной установки. Подсоединить всасывающую линию длиной 8 м из двух рукавов диаметром 125 мм с заглушкой на конце. Включить вакуумную систему. По достижении максимального вакуума (стрелка мановакуумметра больше не опускается - стоит на месте) величиной не менее 0.075 МПа (0,75 кгс/см") закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумную систему.

Вакуум в 0,075 Мпа (0,75 кгс/см2) должен быть достигнут за время не более 40 с.

Падение вакуума не должно превышать 0,013 МПа (0,13 кгс/см") за 150 с.

1.2. Проверка герметичности давлением Места не герметичности в соединениях насоса и водопенных коммуникаций выявить путем опрессовки давлением (1-1,1) МПа (10-11) кгс/см2, развиваемым насосом при работе «на себя» при закрытых задвижках и кранах насосной установки. Воду при этом можно забирать из цистерны, водоема или гидранта.

Наличие течи не допускается.

2. Время забора воды из водоема с момента включения вакуумной системы (открытия вакуумного затвора) до появления воды в глазке вакуумного затвора при высоте всасывания 7-7,5 м и всасывающей линии длиной 8 м.

Время не должно превышать 40 с.

3. Работа пеносмесителя

Проверить работу пеносмесителя забором воды вместо пенообразователя из внешней емкости через шланг диаметром 32 мм длиной 4 м при каждом положении дозатора (1, 2. 3, 4, 5).

Время опорожнения контрольного объема в 100л должно соответствовать:

ПОРЯДОК РАБОТЫ

Установка АЦ на пожаре

АЦ должна содержаться в гараже пожарной части, как правило, в полной готовности: заправленной топливом, маслом, с заполненными водой цистерной и пенообразователем - пенобаком, укомплектованной ПТВ.

По прибытию на место пожара, в зависимости от наличия открытого водоема или гидранта, а также, от способа предстоящей работы (подачи воды или воздушно-механической пены) АЦ устанавливается на место, безопасное в отношении воздействия на нее огня и позволяющее, при необходимости, быстро эвакуироваться. При этом надо стремиться, чтобы длина напорной линии и количества изгибов рукавов при прокладке были минимальными.

Убедившись в правильности выбора места, необходимо:

Установить АЦ с работающим на холостом ходу двигателем на ручной тормоз, рыча переключения передач должен быть в нейтральном положении, а рычаг системы управления подачей топлива в насосном отсеке - в положении холостого хода, т.е. поставлен в крайнее положение «от себя», (работа насоса без воды на больших оборотах или длительное время недопустима);

Выжать педаль сцепления, включить КОМ и плавно отпустить педаль сцепления (насос

Включен);

При недостаточном внешнем освещении выключателями на электрощитке включить освещение в отсеках кузова и поворотные фары-прожектора;

Произвести прокладку и подсоединение всасывающих и напорных линий в зависимости

От условий работы (от цистерны, водоема или гидранта);

Открыть дверь насосного отсека.

Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы.

Работа от цистерны

При работе от цистерны необходимо:

Проверить надежность установки заглушки на всасывающем патрубке насоса;

Приоткрыть одну из напорных задвижек (вентилей) пожарного насоса для выпуска воздуха и открыть кран на трубопроводе от цистерны для заполнения насоса водой; Примечание. Не рекомендуется для выпуска воздуха открывать крин вакуумного затвора во избежание попадания воды в вакуумный насос;

Открывать плавно напорные задвижки (вентили);

Рычаг управления подачей топлива в насосном отсеке выжать «на себя», увеличив обороты двигателя автомобиля и установив необходимый режим работы насоса.

Работа от водоема

При работе от водоема необходимо:

Вынуть из пеналов и состыковать всасывающие рукава с всасывающей сеткой, присоединить всасывающую линию к трубопроводу забора воды из водоема, конец всасывающей линии с сеткой опустить в водоем (сетка должна быть опущена не менее, чем на 300 мм ниже уровня воды, но не на дно);

Выключить привод насоса, выжав рычаг выключения сцепления «на себя» и зафиксировав его (допускается привод насоса не выключать, при этом двигатель автомобиля должен работать на холостом ходу);

Проверить закрытое положение всех задвижек и кранов насосной установки, включить вакуумную систему (открыть вакуумный затвор и включить вакуумный агрегат в автоматическом или ручном режиме согласно РЭ на вакуумный насос или РЭ на НЦПК);

После заполнения пожарного насоса водой и выключения вакуумного агрегата (автоматического или ручного) закрыть вакуумный затвор, включить привод насоса, установив рычаг выключения сцепления в исходное положение;

Увеличить обороты двигателя и. после того, как насос разовьет необходимое давление, плавно открыть напорные задвижки (краны) насоса и установить необходимый режим работы насоса.

При работе со стволом-распылителем высокого давления открыть напорный кран высокого давления и включить ступень высокого давления согласно РЭ на НЦПК.

Работа от гидранта

При работе от гидранта необходимо:

Открыть крюком из состава ПТВ крышку колодца гидранта;

Установить пожарную колонку на гидрант и присоединить к всасывающему патрубку насоса водосборник;

Соединить колонку с водосборником при помощи напорно-всасывающих рукавов диаметром 75 мм длиной 4 м;

Открыть клапаны гидранта и колонки, открыть одну из напорных задвижек (вентилей] для выпуска воздуха, заполнить насос водой;

Открыть плавно напорные задвижки (вентили), увеличить обороты двигателя и установить необходимый режим работы насоса.

Подача воздушно-механической пены

К напорным рукавам присоединяют пеногенераторы.

При подаче воздушно-механической пены необходимо поддерживать давление в насосе нормального давления в пределах (0,7-0,8) МПа [(7-8) кгс/см2], при достижении этого давления необходимо установить указательную стрелку пеносмесителя на деление шкалы, соответствующее производительности присоединенных пеногенераторов.

Для образования воздушно-механической пены воду в насос можно забирать из цистерны, водоема или гидранта, а пенообразователь - из пенобака или сторонней емкости.

Забор пенообразователя из пенобака, а воды из цистерны

При заборе пенообразователя из пенобака, а воды из цистерны необходимо сначала выполнить работы в соответствии с разделом 10.2 настоящего РЭ, при этом до открытия напорных задвижек (вентилей) насоса необходимо открыть кран пеносмесителя. После открывания напорных задвижек (вентилей) насоса установить необходимый режим его работы и открыть кран от пенобака к пеносмесителю.

Забор пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или гидранта При заборе пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или гидранта необходимо сначала выполнить работы в соответствии с разделом 10.3 или 10.4. При заборе воды из гидранта давление во всасывающем патрубке насоса должно быть не более 0,25 МПа (2,5 кгс/см2), давление регулируют заслонкой, встроенный в водосборник, а также клапанами пожарной колонки.

До открытия напорных задвижек (вентилей) насоса необходимо открыть кран пеносмесителя. После открытия напорных задвижек насоса установить необходимый режим его работы и открыть кран от пенобака к пеносмесителю.

Требования безопасности при эксплуатации пожарного автомобиля общего применения.

250. Техническое состояние пожарных автомобилей должно отвечать требованиям инструкций заводов-изготовителей. Безаварийная и безопасная работа обеспечивается своевременным и квалифицированным их обслуживанием водителями и мотористами, которые несут ответственность за исправное состояние закрепленных за ними автомобилей, спецузлов и агрегатов.

251. Двери кабины водителя и боевого расчета, а также дверцы отсеков кузова пожарных автомобилей должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.

252. Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарных автомобилей, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких автомобилей должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

253. С целью постоянного содержания автолестниц (автоподъемников) в исправном состоянии приказом начальника подразделения ГПС назначается ответственный для осуществления контроля за безопасной эксплуатацией автомобиля.

Осмотр пожарных автомобилей производится закрепленными за ними водителями при заступлении на боевое дежурство.

254. На автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений должен производиться лицом, ответственным за их исправное состояние в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов. Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются в установленном порядке.

255. Результаты технического освидетельствования автолестниц (автоподъемников) записываются в формуляр пожарного автомобиля лицом, произведшим освидетельствование.

При первичном освидетельствовании этой записью подтверждается, что автолестница (автоподъемник) находится в исправном состоянии и произведено техническое обслуживание.

256. К управлению пожарными автомобилями и работе со спецагрегатами допускаются водители, прошедшие специальную подготовку, обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего и получившие свидетельство установленного образца, выданное квалификационной комиссией территориального органа управления ГПС. К работе на пожарных автомобилях с электроэнергетическими агрегатами допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего.

257. К работе на мотопомпах допускаются лица, прошедшие подготовку мотористов пожарных мотопомп и получившие свидетельство установленного образца.

258. Электронная защита электросиловой установки пожарного автомобиля газодымозащитной службы должна обеспечивать мгновенное отключение (не более 0,05 с) силового питания в случаях пробоя изоляции электроинструмента или понижения ее сопротивления.

В случае неисправности генератора электросиловой установки или появления признаков, указывающих на выход его из строя, подключается распределительный щит автомобиля к внешней электросети. Расстояние от места подключения до автомобиля не должно превышать 50 м. Параметры токоприемников должны соответствовать параметрам электросети: напряжение - 220 - 230 В, частота тока - 50 Гц.

Задание на самоподготовку: Самостоятельно повторить пройденный материал.

Общие сведения о пожарных автомобилях.

Пожарный автомобиль - это моторизованное техническое средство с оборудованием на шасси автомобиля предназначенное для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, спасания и защиты людей и материальных ценностей на пожаре.

Пожарные автомобили предназначены для:

Доставки в требуемый район действий боевых расчетов, огнетушащих средств и пожарного оборудования;

Подачи в необходимом количестве огнетушащих средств в очаг горения;

Выполнения ряда специальных работ перед началом и во время тушения пожара.

В зависимости от назначения оборудования , которыми укомплектованы пожарные автомобили, их, разделяют на:

Основные;

Специальные;

Вспомогательные.

Основные пожарные автомобили

Основные пожарные автомобили – это пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Основные пожарные автомобили подразделяются на:

- автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) к которым относятся автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили, автомобили первой помощи ит.д ;

- автомобили целевого применения (для тушения пожаров на специфических объектах аэропортах, нефтебазах, газовых фонтанов и т.д.) к ним относятся пожарно-насосные насосные станции, автомобили пенного тушения, порошкового тушения, газового и газоводяного тушения, комбинированного тушения, аэродромные автомобили .

Основные пожарные автомобили общего применения

Пожарная автоцистерна (АЦ) это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, ёмкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарного инструмента и оборудования, проведения действий по тушению пожара и АСР.

Пожарные автоцистерны представляют собой самостоятельную тактическую единицу, которые составляют основу парка пожарных автомобилей пожарной охраны и используются 90% случаев при выезде подразделений по тревоге.

Независимо от базового шасси все автоцистерны имеют насосные установки, цистерны и баки для огнетушащих веществ, трубопроводную арматуру, систему забора воды и систему подачи пенообразователя. Все перечисленные элементы соединены трубопроводами, образующими водопенные коммуникации.

При помощи автоцистерн можно подавать воду на тушение пожаров:

Непосредственно из цистерны;

Забирать и подавать воду от водопроводных сетей, из искусственных и естественных водоисточников в том числе и с помощью гидроэлеваторов;

Перекачивать воду на большие расстояния.

В зависимости от грузоподъемности и вместимости огнетушащих веществ автоцистерны подразделяются на три группы:

- легкие с вместимостью цистерны для воды до 2 куб.м. используются в небольших населенных пунктах;

- средние с вместимостью цистерны для воды до 4 куб.м являются основным типом пожарных автомобилей для большинства городов и крупных объектов;

- тяжелые с вместимостью цистерны для воды более 4 куб.м. и насосами производительностью 40-60 л/с. Предназначены главным образом для отдельных объектов и населенных пунктов с недостаточно развитым водоснабжением.

07.05.2015 13:06


Тема5: Основные пожарные автомобили целевого применения.

Литература, используемая для проведения занятия:

Пожарная техника: пожарные машины, устройство и применение. (В.В. Теребнев, Н.И. Ульянов, В.А. Грачев) Москва 2007 год, учебные плакаты(способы подачи огнетушащих материалов);

№ Учебные вопросы. Время. Содержание учебных вопросов.

1. Вступительная часть. 5 Опросить л.с. по предыдущей теме. Довести тему, цель и метод проведения занятия. Вопросы:

Дать определение ПА общего применения

ТТХ АЦ-5.0-40(43253)22ВР

Специальные пожарные автомобили предназначены для выполнения специальных работ на пожаре. В зависимости от назначения и характера выполняемых работ на пожарах специальные пожарные автомобили можно условно разделить на две группы: обеспечения управления тушением пожара (штабные) и обеспечения боевых действий (автолестницы, аварийно-спасательные автомобили, автомобили газодымозащитной службы рукавные автомобили и др.).

2.1 Основная часть

АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ. 70

Машины пожарные первой помощи предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств.

Подача огнетушащих веществ:

При подаче ствола высокого давления пожарный №1 открывает насосный отсек, снимает рукавную катушку с фиксатора прокладывает рукав высокого давления в указанном направлении и работает со стволом. Пожарный № 2 располагается в 2-3 метрах от рукавной катушки и оказывает помощь в прокладке рукавной линии. Водитель производит включение насоса(мотопомпы, в зависимости от комплектации автомобиля) и подает воду в рабочую линию.

В случае подачи воздушно механической пены пожарный №1 открывает насосный отсек, устанавливает пенный насадок на ствол, снимает рукавную катушку с фиксатора, прокладывает рукав высокого давления в указанном направлении и работает со стволом. Пожарный № 2 располагается в 2-3 метрах от рукавной катушки и оказывает помощь в прокладке рукавной линии. Водитель производит включение насоса(мотопомпы, в зависимости от комплектации автомобиля) и открывает кран подачи пенообразователя, подает раствор в рабочую линию.

Охрана труда:

К эксплуатации могут быть допущены те лица, которые прошли курс обучения по соответствующе программе и получившие свидетельство установленного образца.

В процессе эксплуатации запрещается

Допускать к работе посторонних лиц

Работать на автомобиле находящимся в неисправном состоянии

Работать в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на не освещенных площадках

Осуществлять продувку рукава высокого давления для удаления из него оставшейся воды

Работав на авто, не включив стояночную тормозную систему

Тактико-техническая характеристика АПП-0,5-5(2705)мод.008ПВ

Базовое шасси ГАЗ-2705

Колесная формула 4 х 2

Полная масса 3500 кгГабаритные размеры:

Высота 6000 мм2100 мм2800 ммДвигатель:

Мощность бензиновый, инжекторный

Число мест боевого расчета 5 человек

Максимальная скорость 85 км/чЕмкость цистерны для воды 500 литровЕмкость бака для пенообразователя 30 литровНасос пожарный:

Расположение агрегат мотонасосный пожарный высокого давления

МНПВ-40/100-4/400

Среднее (в кабине боевого расчета)

Номинальная подача насоса 1,5 л/с

Номинальный напор на выходе насоса: 300 м.вод.ст. (30 ат.)

Длина рукава на катушке

Производительность ствола-распылителя высокого давления 60 м1,5 л/с

Наибольшая геометрическая высота всасывания 3,5 мРанцевая установка пожаротушения 1 шт.

Электрический генератор «Хонда»:

Номинальное напряжение

Номинальная частота

Максимальная мощность 230 В

Катушка с магистральным кабелем 50 м на 3 розетки 1 шт.

Специальное аварийно-спасательное оборудование и инструмент:

Комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента, в т.ч.:

Мотонасосная станция

Разжим-ножницы гидравлические

Кусачки гидравлические

Соединительные шланги

Устройство для сброса давления

Электрический дисковый резак

Резак дисковый бензиновый 1 комплект

Тактико-техническая характеристика АПП-1,0-40/4(5301)

Наименование параметра Показатель

Базовое шасси ЗИЛ-5301 «Бычок»

Колесная формула 4 х 2

Полная масса 6950 кгГабаритные размеры:

Высота 6950 мм2350 мм2680 ммДвигатель:

Мощность дизельный, с турбонаддувом

Число мест боевого расчета 3 человек

Максимальная скорость 95 км/чЕмкость цистерны для воды не менее 1000 литровЕмкость бака для пенообразователя 90 литровНасос пожарный:

Расположение центробежный двухступенчатый комбинированный

НЦПК-40/100-4/400

Номинальная подача насоса:

При напоре 100 м.вод.ст.

При напоре 440 м.вод.ст.

При совместной работе двух ступеней: - низкой

Высокой 40 л/с

Номинальный напор на выходе насоса:

Нормального давления

Высокого давления не менее 100 м.вод.ст. (10 ат.)

Не менее 440 м.вод.ст. (44 ат.)

Рукавная катушка высокого давления:

Длина рукава на катушке

Производительность СРВД 60 м4 л/с

Вакуумная система автоматическая

Наибольшая геометрическая высота всасывания не менее 8,0 мВремя всасывания с высоты 7,5 мне более 30 с

Электрический генератор «ВЕПРЬ» АДП-230ВЯ:

Номинальное напряжение

Номинальная частота

Максимальная мощность 230 В

Осветительная мачта:

Высота подъема

Привод подъемника

Количество/мощность прожекторов 4,25 мпневматический (сжатым воздухом)

2 шт./1,0 кВт

Комплект электрического аварийно-спасательного инструмента:

Цепная пила «Парма»

Углошлифовальная машина (типа «болгарка») 1 шт.

Катушки кабельные: тип

Рабочее напряжение / количество / длина переносные

230 В – 1 шт./ 50 м2.2 -38100567690АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ПЕННОГО ТУШЕНИЯ.

10 Автомобили пожарные пенного тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, пенообразователя, пожарно-технического вооружения и подачи воздушно-механической пены в очаг пожара.

Тактико-техническая характеристика АЦП-40(130)63Б

Наименование параметра Показатель

Базовое шасси ЗИЛ-130

Колесная формула 4 х 2

Полная масса 9600 кгГабаритные размеры:

Высота 7200 мм2500 мм3200 ммДвигатель: тип

Мощность карбюраторный

Число мест боевого расчета 7 человек

Максимальная скорость 80 км/чЕмкость цистерны для пенообразователя 2100 литровНасос пожарный:

Расположение центробежный одноступенчатый

Номинальная подача насоса:

При напоре 100 м.вод.ст. 40 л/с

Номинальный напор на выходе насоса: 100 + 5 м. вод. ст. (10 + 0,5 ат.)

Уровень дозирования пенообразователя корректируемый

Производительность пеносмесителя,м3/мин 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5

Наибольший допустимый подпор во всасывающей линии насоса при подаче пены, м 80

Наибольшая геометрическая высота всасывания 7,5 мВремя всасывания с высоты 7,5 м не более 40 с

Рукава напорные Ø 77 мм, длиной 20 м, шт. 10

Рукава напорные Ø 51 мм, длиной 20 м, шт. 10

Основные тактические возможности отделения

На автоцистерне с пенообразователем АЦП-40(130)63Б

Время работы воздушно-пенных стволов и пеногенераторов, мин.:

1 ствол СВП-4 72 мин.

2 ствола СВП-4 36 мин.

3 ствола СВП-4 24 мин.

4 ствола СВП-4 18 мин.

1 ствол ГПС-600 97 мин.

2 ствола ГПС-600 48,5 мин.

3 ствола ГПС-600 32 мин.

4 ствола ГПС-600 24 мин.

5 стволов ГПС-600 19 мин.

1 ствол ГПС-2000 29 мин.

Возможная площадь тушения воздушно-механической пеной, м2:

1 ствол СВП-4 80-53 м22 ствола СВП-4 160-106 м25 стволов СВП-4 400-266 м21 ствол ГПС-600 120-75 м22 ствола ГПС-600 240-150 м25 стволов ГПС-600 600-375 м21 ствол ГПС-2000 400-250 м2Возможный объем тушения пеной средней кратности, Кз=3, м3:

5 стволов ГПС-600 600 м31 ствол ГПС-2000 400 м32.3. АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ.

10 ПОКАЗАТЕЛИ.АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ

АП4000-50 (43118),

МОД.2-ТЛ АП 5000 (53215)

Мод. ПМ-567А

Марка шасси КамАЗ-43118 КамАЗ-53213 (КамАЗ-43118)

Колёсная формула бхб.1 6x4.2 (бхб.1)

Количество сосудов для огнетушащего порошка, шт 2 3

Масса огнетушащего порошка, кг 4000 5000

Рабочее давление в сосудах для огнетушащего порошка, МП а 1,200 1,176

Расход порошка, кг. через лафетный ствол 50,0 (не менее) 55,0 (не менее)

Через ручной ствол 6,5 (не менее) 3,5

Автомобили пожарные порошкового тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащего порошка и подачи порошка в очаг пожара.

Тушение пожара лафетным стволом: автомобиль останавливают при малых оборотах двигателя на безопасном расстоянии от очага пожара с наветренной стороны. Пожарный выходит из кабины, поднимается на площадку, освобождает лафетный ствол от фиксаторов и направляет его в очаг пожара. Водитель ставит ПА на тормоз а рычаг переключения передач- в нейтральное положение, выходит из кабины, открывает дверь баллонного отсека и переднюю дверь левого кузова. Открывает вентили по очереди всех баллонов со сжатым воздухом, плавно открывает магистральный вентиль и удостоверяясь что давление на манувакууметре «за редуктором» соответствует рабочему, плавно открывает кран «Воздух в цистерну»

Пожарный управляющий лафетным стволом, при достижении в цистерне рабочего давления дает команду водителю на трогание с места и маневрирование ПА.

При тушении ручными стволами: командир и пожарный открывает двери кузовов, достают стволы-пистолеты, разматывают рукава в направлении очага пожара.

Требования техники безопасности при работе с пенообразователем и порошком

При заправке ПА ПО личный состав подразделений ГПС должен быть обеспечен защитными очками. Для защиты кожных покровов и слизистой оболочки глаз ПО смывается чистой водой или физиологическим раствором. Заправка ПА ПО или порошком должна быть механизирована. При невозможности мех. Заправки, в исключительных случаях, может осуществляться заправка ПА в ручную. В случае заправки ПА в ручную необходимо применять мерные емкость, навесные лестницы или специальные передвижные площадки. Порядок заправки ПА порошком и загрузка цистерны с помощью вакуумной установки и в ручную определен соответствующими инструкциями.

Вакуумная установка, предназначенная для заправки ПА порошком, должна быть смонтирована в проветриваемом помещении. При ее использовании для заправки ПА порошком необходимо:

Проверить крепление электродвигателя, электропроводов и вакуумного насоса, состояние полумуфты;

Включать вакуумную установку только после подсоединения шланга загрузки порошка к крышке люка цистерны;

При загрузке порошка в цистерну в ручную личный состав подразделений ГПС должен работать в респираторах и защитных очках.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Заправка ПА в помещениях гаража, при работающем двигателе, соединение вакуумной установки с коммуникациями ПА, металлическими трубами или шлангами с металлической спиралью, при нарушении изоляции проводов, работающие могут быть поражены электрическим током.

Открывать пробки металлической тары при помощи молотков, и зубил и других инструментов, не предназначенных для этого.

Использование промежуточных емкостей для заправки ПА ПО.

Применение вблизи места заправки открытого огня и курение во время заправки.

2.4 МАШИНЫ ПОЖАРНЫЕ КОМБИНИРОВАННОГО ТУШЕНИЯ.

Машины пожарные комбинированного тушения предназначены для тушения пожаров несколькими видами огнетушащих веществ и служат для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащих веществ, подачи огнетушащих веществ в очаг пожара.

ПОКАЗАТЕЛИ.АВТОМОБИЛЬ КОЛЮИНИРОВАННОГО ТУШЕНИЯ ПОЖАРНЫЙ

АКТ-1/1-40 (4320)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ

Марка шасси УРАЛ-4320

Колёсная формула бхб.1

Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. 3

Вместимость пенобака, м 1,15

Масса вьшозимого порошка, кг 900

Марка насоса нет данных

Максимальный расход через лафетный ствол, л/с воды нет данных

Водного раствора пенообразователя нет данных

Максимальный расход порошка через лафетный ствол, кг/с нет данных

Полная масса, кг 13500

2.5 АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ АЭРОДРОМНЫЕ.

10 Автомобили пожарные аэродромные предназначены для несения пожарно-спасательной службы непосредственно на взлётно-посадочной полосе (ВПП) аэродромов, тушения пожаров самолёта и проведения работ по эвакуации пассажиров из самолёта, потерпевшего аварию. Они служат для доставки к месту аварии самолёта боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.

Ликвидация горения может осуществляться как при движении ПА, так и при стоянке. Для подготовки ПА к ликвидации горения включить привод пожарного насоса и масляного насоса гидропривода, после чего плавно включить сцепление. Эти манипуляции категорически запрещается делать при движении ПА.

ПОКАЗАТЕЛИ.АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ АЭРОДРОМНЫЕ

АА-60 (73101. мод. 160.01 АА-15/80-100/3 (790912), мод.ПМ-539

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ

Марка шасси МАЗ-7313 МЗКТ-790912

Колёсная формула 8x8.1

Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. 4 3

Вместимость цистерны для воды, м 12,0 14,0

Вместимость бака для пенообразователя,м 0,9 1,0

Марка насоса 160.01-35-00-00 FR48/8-2H "Циглер"

П о дача нас оса, л/с 60 80

Марка лафетного ствола нет данных 2RW40/20MDR "Циглер"

Расход огнетушащего вещества через лафетный ствол, л/с нет данных 80

2.5 АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ

10 Автомобили пожарные газового тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса газового огнетушащего состава и подачи газового огнетушащего состава в очаг пожара.

ПОКАЗАТЕЛИ АВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНЫЙ ГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ АГТ-4000 (133Г42)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ

Марка шасси ЗИЛ-133Г42 (КамАЗ-53212)

Колёсная формула 6x4.2

Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт. 3

Газовый огнетушащий состав азот жидкий

Масса вьшозимого азота, кг 4000

Рабочее давление в резервуаре, МП а 1,3...1,6

Температура азота в резервуаре, * К 80... 100

Время непрерывной подачи азота, с ручной ствол 1800 (не менее)

Лафетный ствол 120 (не менее)

Расход азота, кг/с ручной ствол 2,0 (не менее)

Лафетный ствол 30,0 (не менне)

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПАСАТЕЛЕЙ

Аварийно-спасательные машины подразделений спасателей предназначены для доставки к месту чрезвычайных ситуаций групп спасателей, комплекта аварийно-спасательного оборудования и инструмента, а также для обеспечения проведения спасательных и неотложн-восстановительных работ при ликвидации указанных ситуаций.

3. Охрана труда при проведении боевого развертывания 10 При проведении боевого развертывания запрещается:

Начинать его проведение до полной остановки пожарного автомобиля;

Использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов, газо- и теплокоммуникаций;

Спускаться без СИЗОД и спасательной веревки в колодцы водо-, газо-, техкоммуникаций;

Одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;

Находиться под грузом при подъеме или спуске на спасательных веревках инструмента, ПТВ и др.;

Переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки – без чехлов;

Поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;

Подавать воду в незакрепленные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту.

Вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав.

Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников.

Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

При использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом. При этом следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги.

В случаях угрозы взрыва, при боевом развертывании прокладка рукавных линий личным составом подразделений ГПС осуществляется перебежками, переползанием, используя имеющиеся укрытия (канавы, стены, обваловки и т.д.), а также с использованием средств защиты (стальные каски, сферы, щиты, бронежилеты), под прикрытием бронещитов, бронетехники и автомобилей.

Ручные пожарные лестницы должны устанавливаться так, чтобы они не могли быть отрезаны огнем или не оказались в зоне горения при развитии пожара.

При перестановке ручных пожарных лестниц необходимо предупреждать об этом поднявшихся по ним для работы на высотах, указать новое место их установки или другие пути спуска.

Запрещается устанавливать пожарные автомобили поперек проезжей части дороги. Остановка на проезжей части улицы, дороги, при создании помех для движения транспортных средств допускается только по приказу оперативных должностных лиц или начальника караула. При этом на пожарном автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация.

Для безопасности в ночное время стоящий пожарный автомобиль освещается бортовыми, габаритными или стояночными огнями.

4. Заключительная часть 5 Ответить на возникшие вопросы.

Провести опрос личного состава по вопросам пройденной темы

Выставить оценки в журнал боевой подготовки.

Создан: 2016-06-27 07:27:14

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий с группой дежурного караула пожарной части по Пожарной технике.
Тема: Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили общего применения. Вид занятия: классно-групповой. Отводимое время: 90 минут.
Цель занятия: закрепление и совершенствование знаний личного по теме:
1.Литература, используемая при проведении занятия:
Учебник: «Пожарная техника» В.В.Теребнёв. Книга №1.
Приказ №630.

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Пожарными автоцистернами называются пожарные автомобили, оборудованные цистерной для жидкости и пожарным насосом. Они предназначены для доставки к месту пожара л/с, пожарных устройств и пожарного оборудования, запаса огнетушащих веществ (воды, пенообразователя или раствора смачивателя) и подачи пожарных стволов (водяных и пенных) как без установки, так и с установкой на водоисточник.

Кроме того, пожарные автоцистерны могут быть использованы как промежуточные объемы при перекачке воды.

Каждая пожарная автоцистерна создается на базе грузового автомобиля, который состоит из трех основных частей:
- двигателя;
- шасси;
- кузов.

Эти основные части сохраняются и у пожарной автоцистерны, но претерпевают определенные изменения.

Систему охлаждения усиливают дополнительной системой охлаждения, которая состоит из теплообменника, связанного через соединительные трубы с пожарным насосом. Она предназначена для предотвращения перегрева двигателя в летнее время при его стационарной работе на пожарный насос.

Отработанные газы двигателя используются для приведения сирены в действие, газоструйного вакуум-аппарата, создающего разряжение в полости пожарного насоса, для обогрева воды в цистерне, насосного отделения и кабины боевого расчета (зимой).

Выпускные трубы, глушитель, батареи обогрева образуют систему выпуска отработанных газов.

Конструкция шасси грузового автомобиля (трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления) в основном сохраняется.

Для подачи воды и других огнетушащих жидкостей на пожарной автоцистерне монтируют насосную установку (пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель, вакуумная система).

Пожарный насос приводится в действие от двигателя через дополнительную трансмиссию, состоящую из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности может быть установлена вместо одной из крышек коробки передач или самостоятельно.

Для приведения в действие пожарного насоса необходимо с помощью коробки отбора мощности подключить его к двигателю. Тогда усилия передаются по схеме: двигатель - механизм сцепления - коробка передач - коробка отбора мощности - карданная передача - пожарный насос (при установке коробки отбора мощности на коробке передач).

Для удобства управления двигателем и трансмиссией из насосного отделения (при расположении насосной установки сзади) делается сдвоенное управление механизмом сцепления и дроссельной заслонкой карбюратора. Это дает возможность водителю менять режим работы как из кабины водителя, так и из насосного отделения.

В электрооборудование автомобиля дополнительно включены ряд приборов для освещения кабины боевого расчета, отсеков кузова, насосного отделения, площадки около насосного отделения, световая и звуковая сигнализация, контрольно-измерительные приборы.

Специальный кузов используется для размещения боевого расчета, пожарного оборудования и окрашивается в красный цвет. Внутри его находится цистерна и бак для пенообразователя.

Таким образом, основными частями пожарных автоцистерн являются:
-двигатель с дополнительной системой охлаждения и измененной системой выпуска отработанных газов;
-шасси грузового автомобиля с дополнительной трансмиссией на пожарный насос;
-насосная установка;
-сдвоенное управление двигателем и механизмом сцепления из кабины водителя и из насосного отделения;
-специальный кузов;
-цистерна;
-бак для пенообразователя;
-дополнительное электрооборудование.

Пожарные автоцистерны составляют преобладающее большинство парка пожарных автомобилей (около 90%). Их выпуск составляет более 80% по сравнению с другими видами пожарных автомобилей. Это объясняется тем, что пожарные автоцистерны относятся к группе пожарных автомобилей, которые представляют собой самостоятельные тактические единицы, хотя могут применяться и в комплексе с другими типами пожарных машин.

1.Легкие – с емкостью цистерны до 2000 литров (2м3); к ним относятся пожарные автоцистерны марок АЦ-30(53А), модель 106А; АЦ-30(53А) модель 106Б; АЦ-30 (66) модель 146.

2.Средние – с емкостью цистерны 2000-4000 литров (2-4м3); к ним относятся пожарные автоцистерны марок АЦ-30 (130)63А; АЦ-40 (131) 137, АЦ-40 (375) Ц1.

3.Тяжелые – с емкостью цистерны свыше 4000 литров (4м3).

Пожарными автонасосами называются пожарные автомобили, оборудованные пожарными насосами.

Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили предназначены для доставки к месту пожара л/с, пожарных устройств, оборудования и подачи воды к месту тушения пожара. Они конструктивно сходны с пожарными автоцистернами и отличаются от последних отсутствием цистерны, более широким комплектом пожарного оборудования по количеству и номенклатуре, большим числом мест для боевого расчета и увеличенным объемом бака для пенообразователя.

Пожарные автонасосы, как правило, применяются в комплексе с пожарными АЦ. Однако они могут быть с успехом использованы и самостоятельно при тушении пожаров в районах с широко развитой сетью водоснабжения (естественной или искусственной), особенно в городах и на промышленных предприятиях.

При достаточно большом количестве вывозимых пожарных рукавов в существующих пожарных автонасосах не механизирована прокладка и уборка рукавных линий.

Возможно вам пригодится: Симптомы забитого катализатора в автомобиле

Это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи.

Пожарная машина - это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Это - пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.

Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки.

Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т. д.).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при их тушении потребовали создания ПА различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, состоят из ПА общего и целевого применения (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили Вспомогательные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ - автоцистерна АНР - автомобиль насосно-рукавный АПП - автомобиль первой помощи АВД - автомобиль с насосом высокого давления АА - автомобиль аэродромный АП - автомобиль порошкового тушения АПТ - автомобиль пенного тушения АКТ - автомобиль комбинированного тушения АГТ - автомобиль газового тушения ПНС - пожарная насосная станция АГВТ - автомобиль газоводяного тушения АЛ - автолестница АПК - автоподъемник коленчатый АР - автомобиль рукавный ДУ - дымоудаления ГДЗС - газодымозащитной службы АСА - автомобиль аварийно-спасательный АШ - автомобиль штабной Бензовоз Авторе-монтная мастерская Автобус Грузовой автомобиль Легковой автомобиль

Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе. ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

Общие требования к пожарной технике и пожарным автомобилям установлены Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

На основании регламента они:

Должны обеспечивать возложенные на нее функции в условиях пожаров на протяжении всего срока службы;

Конструктивное исполнение ПА и использование материалов для их производства должны обеспечивать безопасность при транспортировке, хранении, эксплуатации и утилизации пожарной техники;

Маркировка пожарной техники должна позволять проводить идентификацию изделий;

Техническая документация на ПА должна содержать информацию для обучения персонала правилам эффективного применения пожарной техники;

ПА должны использоваться с учетом их параметров согласно требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.

Все ПА сооружаются на шасси автотранспортных средств (АТС) различного эксплуатационного назначения, главным образом отечественного производства. Поэтому становится целесообразным изложить систему их обозначений.

В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Полная масса, т Эксплуатационное назначение автомобиля
бортовые тягачи самосвалы цистерны фургоны специальные
До 1,2
1,2-2,0
2,0-8,0
8,0-14,0
14,0-20,0
20,0-40,0
Свыше 40,0

Примечание . Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию
не включены.

1-я цифра обозначает класс АТС (грузовых автомобилей) по полной массе, т;

2-я цифра обозначает тип АТС:

1 - легковой автомобиль;

2 - автобус;

3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;

4 - седельный тягач;

5 - самосвал;

6 - цистерна;

7 - фургон;

8 - резервная цифра;

9 - специальное автотранспортное средство;

3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;

5-я цифра - модификация автомобиля;

6-я цифра - вид исполнения: 1 - для холодного климата, 6 - экспортное исполнение для умеренного климата, 7 - экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые АТС имеют в своем обозначении приставку 01, 02, 03 и т. д., указывающую на то, что эта модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации.

По данной классификации перед цифровым индексом в большинстве случаев указывается буквенное обозначение завода-изготовителя. Например, ЗИЛ, Урал, КамАЗ и др.

В настоящее время осуществляется переход на новую (европейскую) классификацию пожарных автомобилей по величине допустимой полной массы.

Пожарные автомобили делятся на три класса:

Легкие с полной массой от 2 000 до 7 500 кг (L- класс);

Средние с полной массой от 7 500 до 14 060 кг (М- класс);

Тяжелые с полной массой свыше 14 000 кг (S- класс).

Пожарные автомобили в зависимости от проходимости делятся на три категории.

Основные ПА общего применения обозначаются так: автоцистерны пожарные - АЦ; пожарные автомобили насосно-рукавные - АНР; пожарные автомобили с насосами высокого давления - АВД, пожарные автомобили первой помощи - АПП. Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются: вместимость цистерны, м 3 ;подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса; напор насоса, м.

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Примеры условных обозначений:

Пример 1. АЦ3,0-40/4(4331) модель ХХХ-ХХ. Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 м 3 , комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели ХХХ, модификация ХХ (с комбинированным насосом).

Пример 2. АПТ 6,3-40(5557) модель ХХХ. Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 м 3 на шасси Урал 5557, насосом с подачей 40 л/с, модель ХХХ.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборки конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т. д.

Вспомогательные автомобили обеспечивают функционирование пожарных подразделений. К ним относятся: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет.

Для усиления информативности в цветографической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветографическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рис. 1.8.

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме - тип ПА, например АЦ, и номер пожарной части. Согласно цветографической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части - в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.