Ценностные ориентации молодежи презентация. Современная молодежь: основные ценности, позиции и ориентиры. История возникновения теории поколений

Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее - вырождение России. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь.

Так, по мнению большинства опрошенных, причем как людей старшего возраста, так и самой молодежи, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодых респондентов и 70% - представителей старшего поколения. И только треть россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам (36% и 28%, соответственно) (см. рис. 7.1).

Рисунок 7.1

Отношение молодежи к идеалам,%

Причем сравнение оценок, даваемых представителями отдельных возрастных подгрупп молодежи свидетельствует, что распространение среди молодежи настроений цинизма и равнодушия к идеалам в наибольшей степени ощущается среди самых юных наших сограждан. Так, в группе респондентов в возрасте 17-19 лет склонность молодежи к цинизму отмечается чаще всего (43% при 36% среди 20-23-летних и 31% среди 24-26-летних опрошенных). Напротив, представители «старшей молодежи» настроены не столь пессимистично, среди них 68% уверены, что их сверстники тянутся к идеалам, позволяющим прожить жизнь осмысленно (при 63% среди 20-23-летних и 57% среди 17-19-летних респондентов) (см. рис. 7.2).

Рисунок 7.2

Отношение молодежи к идеалам (в молодежных подгруппах), %


Любопытен взгляд на отношение молодежи к идеалам и, напротив, ее склонность к цинизму, среди молодых респондентов, опрошенных в поселениях различного типа. Самый высокий уровень озабоченности распространением настроений цинизма свойственен молодежи, живущей в российских селах - здесь о равнодушии молодых россиян к идеалам говорили 54% молодых респондентов.

Во многом настроения пессимизма обусловлены наличием «второй реальности» - телевидения, где существует свой особый мир, мало имеющий отношений к окружающей людей действительности, но, которое, тем не менее, формирует представление очень многих о безнравственности современной молодежи и в целом, о том, что российская культура, а с ней и исконные традиции, моральные и нравственные устои, постепенно деградируют, уступая место образцам западной массовой культуры. Эти опасения разделяют около ¾ наших сограждан - 73% молодежи и 80% людей старшего поколения уверены, что современная молодежь мало интересуется нашей историей, культурой, ориентирована преимущественно на западные ценности. В меньшинстве оказываются те, кто полагает, что русская история и русская культура по-прежнему интересны и актуальны для молодежи (26% и 19%, соответственно)
(см. рис. 7.3).

Рисунок 7.3

Ориентация молодежи на российскую либо западную культуру, %


Причем западная культура притягивает многих не только в качестве неких образцов, приятных для созерцания, и, возможно, служащих примером для подражания, но и в качестве наиболее предпочтительной среды обитания. Так, 41-43% опрошенных заявили, что, по их мнению, большинство молодежи их круга предпочли бы жить и работать не в России, а за границей (см. рис. 7.4).

Рисунок 7.4

Ориентация молодежи на Россию или зарубежную страну как место постоянного жительства, %


На фоне несущественной разницы мнений молодежи в целом и людей старшего возраста по вопросу о наиболее предпочтительном для молодежи места жительства (Россия или зарубежная страна), не отмечено значимой разницы и в отдельных возрастных подгруппах молодежи. Зато обращает на себя внимание различие во взглядах молодежных подгрупп, выделенных по типу поселения. Так, среди молодых опрошенных, проживающих в мегаполисах, соотношение сторонников двух противоположных точек зрения («молодежь хочет жить в России» - «молодежь хочет жить на Западе») примерно одинаково (49%-50%). Чем меньше тип поселения, тем больше доля тех, кто уверен, что молодежь не хочет жить в России - в районных центрах и на селе она составляет уже большинство, возрастая до 56% в райцентрах и 65% на селе.

Возникает вопрос - неужели, действительно, последние десятилетия радикально изменили россиян, лишили их нравственной опоры, разрушили традиционные основы общения и взаимодействия? Или катастрофизм ситуации сильно преувеличен?

Как показал нынешний опрос, сегодня понятия морали и нравственности, по мнению многих наших сограждан, и особенно молодежи, приобретают зачастую характер анахронизмов, пользоваться которыми - значит обречь себя на неуспех. Так, немногим менее половины опрошенных представителей молодежи (46%) в ходе опроса согласились с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели. Противоположной точки зрения придерживается большинство молодежи, но далеко не подавляющее - 54% уверены, что основные моральные нормы не подвержены влиянию времени и всегда остаются актуальными и современными.

Не только многие молодые россияне полагают естественным процесс моральной коррозии общества. Почти каждый третий респондент старшего возраста (31%) признал, что моральные нормы «стареют» и уже не соответствуют современным нормам и ритму жизни (см. рис. 7.5).

Рисунок 7.5

Суждения молодежи и представителей старшего поколения об актуальности моральных норм, %


Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность россиян серьезным испытаниям на прочность. В ходе исследований многие респонденты признают, что трудности, с которыми им приходится сталкиваться в разных сферах жизни, вынуждают их к серьезной «инвентаризации» ценностей. В результате большинство молодежи (55%) сегодня вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и соглашаться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы». Противоположной точки зрения, что лучше не добиться успеха, но не переступить через нормы морали, придерживаются лишь 44% молодежи.

Моральное «отставание» молодежи в данном случае, что называется налицо: среди респондентов старшего поколения соотношение числа тех, кто ориентируется на нормы морали, и тех, кто считает возможным ими пренебречь, складывается в пользу сторонников незыблемости морального устава (63% против 36%). Однако нельзя не видеть и того, что манкирование моральными принципами считают возможным более трети представителей поколения «отцов», которые, собственно, и должны передавать свой нравственный багаж детям (см. рис. 7.6).

Рисунок 7.6

Суждения молодежи и представителей старшего поколения о возможности/невозможности переступить через моральные принципы, %


Чем наши современники, и прежде всего молодежь, готовы пожертвовать во имя успеха, к чему они могут отнестись снисходительно, и остались ли в современном российском обществе какие-либо нравственные табу?

Как показывают исследования, в целом россияне демонстрируют достаточно высокий морально-нравственный уровень, во всяком случае, на словах. В отношении большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными или по меньшей мере неэтичными, более половины опрошенных высказываются резко негативно и заявляют, что они никогда не могут быть оправданы. В числе безусловных табу - заброшенность и беспризорность детей, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине. Их никогда не смогли бы оправдать более ¾ опрошенных как среди молодежи, так и среди людей старшего возраста.

В число табуированных действий для поколения отцов входят также гомосексуализм, публичное проявление неприязни к представителям других национальностей, обогащение за счет других. Эти поступки и явления не приемлемы и для большинства молодежи, но хотя и не подавляющего.

Кроме того, более половины молодежи и людей старшего возраста считают совершенно недопустимыми хамство, грубость и использование нецензурной лексики, пьянство и алкоголизм, деловую необязательность и проституцию. Практически половина опрошенных в обеих группах не приемлют и супружескую измену.

В то же время, оценка некоторых традиционно осуждаемых явлений сегодня пересматривается, они отрицаются уже не так безусловно. Например, заметный «дрейф» в направлении от осуждения к оправданию наблюдается в отношении молодежи к уклонению от уплаты налогов, даче/получению взяток, а также абортам, которые остаются неприемлемыми только для 34%-40% молодых россиян.

Еще больше лояльность молодежи, как, впрочем, и людей старших возрастов, к сопротивлению милиции, присвоению найденных вещей и денег, уклонению от службы в армии, безбилетному проезду в общественном транспорте - все эти поступки вызывают понимание и оправдываются большинством россиян (от 59% до 84% опрошенных считают их допустимыми). Таким образом, можно констатировать, что критическая масса людей, не придающих большого значения этим «шалостям и проступкам», уже достигнута, и они перешли в разряд общественно приемлемых действий (см. рис. 7.7).

Анализ отклонений между долями респондентов, осуждающих те или иные неэтичные и аморальные поступки и действия, в группах молодежи и людей среднего возраста, свидетельствует, что нынешние «дети» отстают от «отцов», прежде всего, в освоении норм, регулирующих межличностные отношения людей - неприемлемость обогащения за счет других людей, хамства и грубости, деловой необязательности, публичного проявления неприязни к представителям других национальностей. По всем этим позициям распространенность моральных норм среди молодежи на 15%-23% ниже, нежели среди людей старшего поколения. Заметно отставание молодежи в освоении норм в отношении присвоения найденных вещей и денег, проституции, гомосексуализма, употребления наркотиков, а также в сфере социально-экономической чистоплотности - взяточничества и уклонения от уплаты налогов (на 11%-13%).

По остальным тестируемым действиям и поступкам позиции молодежи и людей старшего поколения ближе, различия в принятии группами этих норм не превышают 7%.

Рисунок 7.7

Отношение к аморальным и неэтичным поступкам* молодежи и представителей старшего поколения (расширенный список, доля ответов «никогда не может быть допустимо»,упорядочено по ответам молодежи) , %


* На вопрос, «Какие из следующих поступков никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно?» можно было дать один из следующих ответов: «никогда не может быть оправдано», «иногда это допустимо», «к этому следует относиться снисходительно», «затрудняюсь ответить».

Показательно, что в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни (супружеская измена, аборты), молодежь оказалась даже более строга, чем люди старшего поколения. В частности, аборты здесь осуждаются почти на 9% чаще, чем в поколении отцов (см. табл. 7.1).

Таблица 7.1

Отношение к аморальным и неэтичным поступкам молодежи и представителей старшего поколения (расширенный список, доля ответов «никогда не может быть допустимо»,упорядочено по величине отклонений) , %

Старшее поколение

Молодежь

Отклонение
(% по старшему поколению минус % по молодежи)

Обогащение за счет других

Хамство, грубость, нецензурная брань

Деловая необязательность

Публичное проявление неприязни к представителям других национальностей

Присвоение найденных денег, вещей

Проституция

Гомосексуализм

Употребление наркотиков

Дача/получение взятки

Уклонение от уплаты налогов

Пьянство, алкоголизм

Безбилетный проезд в общественном транспорте

Уклонение от службы в армии

Жестокое обращение с животными

Измена Родине

Плохое воспитание детей, заброшенность, беспризорность

Сопротивление милиции

Супружеская измена

Аборт

Безусловно, декларирование своей приверженности тем или иным морально-нравственным нормам далеко не тождественно тому, как люди ведут себя в реальной жизни. В ходе опроса респондентам специально задавался вопрос, приходилось ли лично им делать что-то из того, что обычно принято считать неэтичным, аморальным.

Как показывает анализ полученных данных, статус «практического табу» для молодежи и людей старшего поколения имеют, например, гомосексуализм и употребление наркотиков. Хотя даже в отношении этих, казалось бы, незыблемых моральных запретов, часть населения, чаще молодежь, демонстрирует терпимость, а некоторые даже указывают на личный опыт таких поступков. В частности, 9% респондентов из числа молодежи заявили, что пробовали наркотики, еще 1% сказали, что делают это часто. Еще 8% заявили, что сами наркотиков не пробовали, но других за их употребление не осуждают. Среди людей старшего поколения о том, что они пробовали наркотики, заявили 4%, еще 3% сказали о своем терпимом отношении к их употреблению другими людьми.

В отношении других тестируемых ситуаций и явлений позиции опрошенных не столь консолидированы. Использование сексуальных связей в корыстных целях, уклонение от налогов и дачу взяток категорически неприемлемыми считают только около половины опрошенных, а не считают зазорным 34%-50% молодежи и 20%-41% людей старшего возраста. При этом о личной практике нарушения запретов в сфере экономических отношений говорили примерно одинаковое число респондентов обеих групп - по 9% уклонялись от налогов, по 19% давали взятки.

<< назад

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Ценностные ориентации современной молодежи Подготовила: учитель истории и обществознания Плешкова А.А. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большетроицкая средняя школа Шебекинского района Белгородской области»

2 слайд

Описание слайда:

В современной России значительное внимание должно уделяться именно молодежи как источнику формирования будущего страны, элиты государства «...молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным… должными являются лишь те цели, которые общество признает ценным».

3 слайд

Описание слайда:

«От того, какой ценностной потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. ... Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения - явления общественные, коллективные»

4 слайд

Описание слайда:

актуальность выбранной темы изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить направленность дальнейшего развития, и степень адаптации молодого поколения к новым социальным условиям, с сопровождающим его инновационным потенциалом.

5 слайд

Описание слайда:

Практическая значимость ценностные ориентации юношей и девушек служат своеобразным индикатором развития общества, в связи с этим особо важно, чтобы на данном этапе социализации у молодежи были сформированы «нормальные» ценности, не противоречащие интересам общества, которые в дальнейшем останутся достаточно стабильными.

6 слайд

Описание слайда:

Цель данной работы заключается в выявлении и раскрытии ценностных ориентаций современной молодежи. задачи: Интерпретация понятий «ценность», «ценностные ориентации» с точки зрения современной социологии; Анализ динамики социологический исследований ценностных ориентаций прошлых лет; Выявление и раскрытие основных причин и предпосылок формирования ценностей современной молодежи; Проведение эмпирического исследования на базе МБОУ «Большетроицкая СОШ», анализ полученных результатов. Выявление различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

7 слайд

Описание слайда:

методы исследования теоретические методы: анализ, синтез, аналогия, обобщение, системный подход Эмпирические методы наблюдение, анкетирование, статистический анализ, сравнение. Следует также выделить, Методика «ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем.

8 слайд

Описание слайда:

Объект исследования - мировоззрение юношей и девушек, обучающихся в МБОУ «Больщетроицкая СОШ» Предмет исследования - ценностные ориентации учащихся.

9 слайд

Описание слайда:

Гипотеза: мы полагаем, что у современной молодежи будут наблюдаться некоторые различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.

10 слайд

Описание слайда:

для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности «ценность» используется в философской социологической другой специальной литературе

11 слайд

Описание слайда:

Согласно Р.Перри с психологической точки зрения «ценность» это то, что возникает исключительно в связи с интересом или потребностью человека в чем-либо. «Будет ли это "швейцарский сыр", благосостояние, нищета, дорогая машина или нечто другое – как рассуждает автор, – неважно, главное, что все это является предметами потребности или интересов человека, а значит – это его ценность»

12 слайд

Описание слайда:

Адлер, американский социолог-позитивист, разделял ценности на 1) ценности являются абсолютами в виде бога, вечных идей, автономных принципов справедливости; 2) ценности заключаются в виде материальных и нематериальных предметов либо в неразрывно связанных с ними качествах, или их атрибутах, которые ценятся, желаются, способны удовлетворить потребности; 3) ценности заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях и разуме; 4) ценности отождествляются с действиями, вербальным или невербальным поведением и не существуют нигде в действительности, кроме действий

13 слайд

Описание слайда:

ценность есть значимый для субъекта предмет (материальный или идеальный), способный удовлетворить его потребности и интересы. Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей: общественные идеалы предметное воплощение этих идеалов мотивационные структуры личности, побуждающие её к предметному воплощению этих идеалов

14 слайд

Описание слайда:

По мнению Н.И. Лапина, общественная ценность, осваиваясь субъектом в процессе деятельности и становясь достоянием индивидуального сознания, начинает функционировать как ценностное отношение личности к определенным фактам, явлениям действительности, выступая в этом своем качестве как механизм регуляции индивидуального поведения и деятельности. Автор выделяет три основных формы ценностных отношений система самых устойчивых и обобщенных ценностных отношений, выступающих в качестве «стержневых» ценностных эталонов личности, ответственных за формирование общей направленности социальной жизнедеятельности в целом; ценностные эталоны, имеющие более частный характер и опосредствующие поведение в отдельных сферах жизнедеятельности; совокупность эталонов, опосредствующих жестко фиксированный план отдельных действий, реализующихся в строго однотипных условиях.

15 слайд

Описание слайда:

ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные личностным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного

16 слайд

Описание слайда:

Система ценностей личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают в качестве критерия выбора вариантов деятельности, поведения, принятия решений. Целостная, устойчивая система ценностных ориентаций личности делает ее способной определить свое отношение к миру, к культуре своего народа, к своей собственной жизни, сориентироваться в системе координат социального пространства

17 слайд

Описание слайда:

Непротиворечивость ценностных ориентаций личности – показатель ее устойчивости: зрелости, целостности.

18 слайд

Описание слайда:

Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую три основных направления: социально – структурные ориентации и планы планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

19 слайд

Описание слайда:

ценностные ориентации – не просто одно из важнейших проявлений массового сознания, а его ключевой компонент, по состоянию и направленности развития которого можно с высокой степенью уверенности судить о качественных характеристиках сознания молодежи.

20 слайд

Описание слайда:

Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет

21 слайд

Описание слайда:

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и несемейной социализации. Социализация – это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

22 слайд

Описание слайда:

В.Т. Лисовской, исходя из анализа социологических исследований прошлых лет, выделяет две основные группы проблем в середе молодежи: специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; общесоциологические проблемы: преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи и т. д.).

23 слайд

Описание слайда:

молодежь – это основная движущая сила процесса развития общества, требующая участия всех элементов социальной системы в его формировании и направлении процесса развития по пути прогресса.

24 слайд

Описание слайда:

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее. Сегодняшние молодые россияне, по справедливому замечанию Н.А. Добролюбова, поставлены во вдвойне экстремальные условия, которые обусловлены переворотом в социально – экономическом укладе, обвальным кризисом ценностного сознания.

25 слайд

Описание слайда:

Молодым приходится самим решать, что ценнее – быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально–нравственных норм гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных взаимоотношений, или семья как оплот успешного существования

26 слайд

Описание слайда:

При формировании собственной системы ценностей молодые люди ориентируются не только на общественную аксиологическую систему, но и на выбранные ими самими образцы для подражания «Еще недавно молодое поколение стремилось быть похожим на космонавтов и геологов, воспитывалось на благородных поступках литературных героев, высказывается В.В. Гаврилюк, – сейчас же в качестве примеров для подражания подростки зачастую выбирают далеко не самых «правильных» героев телевизионных сериалов»

27 слайд

Описание слайда:

Одной из основных причин негативных тенденций в духовной сфере подростков является разрушение системы воспитания. Субъекты воспитания семья телевидение улица не всякая семья может дать достойное воспитание, не стоит снимать со счетов те семьи, в которых ребенок – обуза телевидение из воспитательного – превратилось в развлекательное, Подростки принимают за «правду жизни» все то, что транслируется по ТВ Улица превратилась в оплот развития «трудных» подростков, противопоставляющих себя семье, обществу

28 слайд

Описание слайда:

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В исследовании принимали участие учащиеся МБОУ «Большетроицкая СОШ» преимущественно в возрасте 15-17 лет (10-11 класс) в количестве 30 человек. Из них 15 девочек и 15 мальчиков. Исследование ценностных ориентаций подростков проводилось по методике М. Рокича.

29 слайд

"Мы не для того учились, чтобы работать." - mtrpl.ru

История возникновения теории поколений

В 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом была придумана теория поколений. Теория поколений - теоретический базис для нейромаркетинга, основанный на известном "конфликте поколений", который не связан с возрастными противоречиями. Условно: люди, достигая определенного возраста, приобретали возрастные ценности, характерные этому периоду. А дети, достигая возраста своих родителей, не становятся точно такими же, как они.

1. Поколение GI (поколение Победителей). Годы рождения –1900-1923.

2. Молчаливое поколение. Годы рождения – 1923-1943.

3. Поколение беби-бумеров. Годы рождения – 1943-1963.

4. Поколение Х (Неизвестное поколение). Годы рождения – 1963-1983.

5. Поколение Y. Годы рождения – 1983-2003.

6. Поколение Z. Годы рождения – 2003-2023.

Как покупает поколение Y

Остановимся подробнее на поколении Y. Как они покупают? Гипермаркет или супермаркет – преимущественные места покупок любых товаров. Важный момент: места покупки превращаются в места развлечения. В большинстве случаев представитель поколения Y приводит с собой друзей. Условно, магазин – это культурный центр, где можно совершить покупки, есть, пить кофе, общаться.

Для поколения Y важно попробовать продукт, решение о покупке принимается легко, как игра.

Для поколения Y важно, чтобы еда была вкусной и, главное, полезной. Поколение Y – это вегетарианские рестораны и молекулярная кухня. Поколение Y считает белки, жиры и углеводы. В связи с этим "Макдоналдс" вводит в меню показатель калорийности блюд.

Изучая упаковку, поколение У смотрит на калорийность, процент жирности и содержание витаминов или процент содержания сока. Для поколения У важна забота об экологии.

Ко всем эти выводам пришли Нейл Хоув и Вильям Штраус. И все это касается американского потребителя. А как же наше?

Поколение Y в России

Российское поколение Y немного отличается он американского. Если мы посмотрим на поколение Х (1963-1983) - в США оно считается поколением фаст-фудов, то у нас это не так. Фастфуды начали появляться в России после развала СССР (до развала В СССР был один Макдоналдс в Москве, построенный в 1989 году). Так что применить синоним "поколением Фаст-фуда" можно и к поколению Y в России.

Сейчас нас больше всего интересует поколение Y и то, как они ведут себя Интернете и как они покупают. Что влияет на их выбор.

Стоит заметить, что адаптацию Теории поколений Штрауса и Хоува выполнила в 2003-2004 году команда под руководством Евгении Шамис - координатора проекта «RuGenerations». Главными ценностями выявлены свобода, «fun» , гражданский долг и мораль, ответственность, наивность и умение подчиняться, немедленное вознаграждение.

Поколению Y наши старые знакомые Нейл и Вильям выделили временной период с 1983 по 2003. Мы же разделим их на две половины. Первая: раннее У-поколение, рожденные с 1983 по 1995, и позднее с 1995 по 2003.

Из основных отличий – жизненные приоритеты. У первой половины Y-поколения они несколько другие. На первое место выходят семейные ценности, а вот личные успех и карьера уже на втором месте. У второй половины на первом месте карьера, путешествия, личный успех, легкое общение со сверстниками (по версии GISAP из репрезентативной выборки из 160 человек, учащихся). Семейные ценности отходят на второй план. Они не хотят быть похожими на своих родителей, которые рано начинали самостоятельную жизнь и «жили для того, чтобы работать».

Это поколение новой творческой интеллигенции, они тянутся к практическим областям знаний, активно ведут Instagram и не интересуются новостями, которые не имеют отношения к их деятельности (ист. Mashable)

Потребитель-игрек всегда четко знает, какой Товар и по какой цене ему нужен, может ли он позволить себе взять кредит. При этом ему не нужны рекомендации даже самого опытного консультанта. Его «доверенное лицо», когда дело касается покупок, - Интернет.

Поколение Y развивается по горизонтали, а не по вертикали. Так, вместо того, чтобы карабкаться вверх по единожды выбранной вертикальной лестнице, представитель этого поколения, скорее, будет стараться получить более широкий опыт в нескольких сферах, а работать по двум принципам

Выбирают партнерство, а не подчинение;

Выбирают обмен информацией, а не ее защиту.

Краткое резюме покупательской способности поколения Y. Поколение Y мы разделили на 2 условные "половины".

1. Существует две части поколения в зависимости от даты рождения и покупают они немного по-разному: у 1 половины поколения в приоритете семейные ценности, у 2 половины поколения: нонконформизм, самостоятельность, отношения, явные отличие во вкусах и приоритетах не как у поколения родившихся в 80-х.

2. Чтобы что-то купить, первая половина поколения выезжает в моллы, ест с детьми на фудкортах, пользуется сайтами интернет-магазинами, Яндекс Маркетом и смотрит цены на сайтах Российских сетей, покупает в ближайшем сетевом магазине, сложный товар приходит и забирает сам, чтобы сэкономить на доставке.

3. Вторая половина поколения Y находит любую вещь в соц. сетях, затем сам находит где ее купить. Часто это сайт китайский или европейский, иногда купить нет возможности, но он делится ссылкой, показывая всем, что вот тут эту вещь можно купить именно тут. Покупает на ALI, пользуется EBAY. Умеют пользоваться любой электронно-бытовой техникой.

4. Вторая половина поколения Y готова ко всему новому. Как сказал DOM SEBASTIAN в статье на Dazzed (известный художник, фотограф, дизайнер и музыкант): "Это сайбер генерайшн Y".

«Нравственные проблемы современной молодёжи»

Место выполнения работы:

МКОУ «Средняя образовательная школа №2»

с. Бешпагир

Грачевского муниципального района

Ставропольского края

Научный руководитель: Гриценко Наталья Михайловна

Учитель истории и обществознания,


  • Введение….
  • 1. Что такое нравственность
  • 2.Нравственные проблемы современного общества
  • 3.Кризис современного российского общества
  • 4. Нравственное воспитание в современной школе
  • 5.Молодежные общественные организации
  • 6.Результаты анкетирования

  • Объект исследования: современная молодежь .
  • Предмет исследования: нравственные проблемы молодежи.
  • Цель моей работы: выяснить с какими нравственными проблемами сталкивается сегодняшняя молодежь, причины их возникновения.
  • задачи : исследовать нравственные проблемы молодежи и найти пути их решения

Молодежь на определенном этапе жизни, в период взросления, испытывает потребность во вхождении в сообщества, основанные на общих ценностях, которые переводятся во внутренний план и используются как материал для саморазвития. Подводя итог вышесказанному, сформулируем гипотезу:

Нравственные проблемы охватывают современную молодежь, использование общественно-педагогического воздействия позволяют сформировать благоприятную среду для нравственного воспитания молодежи


Методы исследования:

  • наблюдение и самонаблюдение;
  • опрос (анкетирование, беседа);
  • тестирование;
  • метод статистической обработки данных;

Мы должны создать для нашей молодежи такую социальную программу, при которой они бы оставались самими собой и которая приносила бы им удовлетворение. Такая общественная деятельность способствовала бы укреплению душевного здоровья личности Р. Мэй

Основополагающий вопрос.

В возникающих проблемах виноваты мы сами или окружающий нас мир?

Проблемные вопросы:

  • Какие проблемы возникают у современной молодежи и способы их решения?
  • Как относится современная молодежь к общечеловеческим ценностям?
  • Что такое нравственность?


Кризис современного российского общества

Сегодня требуется объединение и концентрация усилий на решение острых социальных, нравственных проблем, важная активная позиция гражданского общества, мобилизация творческой энергии молодых людей.


Рассмотрим динамическую систему развития населения в виде потока в социальном пространстве

В настоящее время в России продолжает доминировать социально-трудовая компонента . Главным признаком успешного развития личности является формирование материального и финансового капитала. В этих условиях человеческий капитал подвергается интенсивному использованию, что ведет к значительным издержкам в виде повышенной смертности и сокращения продолжительности жизни, а также значительному ухудшению здоровья подрастающего поколения и нравственного воспитания. Из всего этого можно сделать вывод, что необходимо объединение и координация усилий администрации, учреждений и ведомств по решению проблем охраны и укрепления здоровья молодежи, нравственности. Необходимо изменение психологии населения по отношению к здоровью, пропаганда здорового образа жизни и высоконравственного человека.


Исследование отношения молодежи школы к общечеловеческим ценностям и проблемам.

Данные исследования строились на основе методики "проблемных вопросов", отраженных в проблемных темах, таких, как:

  • мужчины и женщины;
  • свобода и привязанность;
  • семья и измена;
  • любовь;
  • святое, центральные ценности;
  • принятие себя, других, мира;
  • открытость во взаимоотношениях;
  • одиночество;
  • дети;
  • игра и "роли-по-жизни";
  • самореализация;
  • полнота и осмысленность жизни;
  • дело и развлечения;
  • переживание собственной уникальности.

Варианты ответов:

  • не задумывался над этим вопросом;
  • актуальная для меня тема;
  • хотел бы обсудить этот вопрос с другими участниками группы;
  • нейтральное отношение к проблеме.


Молодежные общественные организации в жизни молодежи

Я являюсь лидером ученического самоуправления, членом волонтерского отряда «МЕЧТА»

Учащиеся нашей школы привлекаются к участию в различных акциях, как школьного так и муниципального уровня



  • Давай мой друг поговорим О жизни нашей современной. Куда же катится она и молодое поколение?? Где упустили нравственности нить? И почему духовности так мало? Кого винить? Кого судить? Тебя, меня, иль может быть те обстоятельства, В которых нам и дальше суждено прожить? Так в чём же суть?

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с большой натяжкой (я так считаю, что реформа подразумевает два аспекта: непосредственно предопределение путей производимого изменения и прогнозирование, предвидение последствий этого изменения) захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать. Можно сказать, что формирующиеся уже сегодня стили общения, мировосприятия, ценностных приоритетов становятся серьезной основой для тенденций развития социальной структуры «постпереходного» российского общества. Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Как показывает проведенное исследование, они справедливы ничуть не более чем упреки древних египтян. Прежде всего, отметим, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в рисунке 1. Таблица 1. Распределение главных жизненных целей молодежи. |жизненные цели |% ответивших | |иметь хорошую семью |11,3 | |получить хорошее образование |13,9 | |устроиться на хорошую работу |12,0 | |иметь свою квартиру |6,3 | |заработать много денег |3,4 | |обеспечить будущее детям |6,9 | |открыть свой бизнес |2,0 | |жить в достатке |9,6 | |приобрести дорогие вещи |21,3 | Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно- нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели. А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально, практически добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в таблицах 2 и 3. Таблица 2. К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, % |Сферы |Уже |Пока не |Хотели бы, |В их | |достижения |добились |добились, |но вряд ли |жизненных | |успехов | |но считают,|уже смогут |планах | | | |что им это |добиться |этого не | | | |еще по |этого |было | | | |силам | | | |Получить |33,4 |48,2 |11,4 |7,0 | |хорошее | | | | | |образование | | | | | |Получить |15,5 |59,5 |19,4 |5,6 | |престижную | | | | | |работу | | | | | |Создать |27,8 |59,9 |6,9 |5,4 | |прочную, | | | | | |счастливую | | | | | |семью | | | | | |Создать |5,9 |28,3 |26,3 |39,5 | |собственный | | | | | |бизнес | | | | | |Стать богатым |2,0 |40,4 |37,8 |19,8 | |человеком | | | | | |Заниматься |27,7 |55,6 |13,2 |3,5 | |любимым делом | | | | | |Стать |1,6 |13,3 |11,4 |73,7 | |знаменитым, | | | | | |чтобы привлечь | | | | | |внимание людей | | | | | |Побывать в |7,6 |49,4 |34,5 |8,5 | |разных странах | | | | | |мира | | | | | Таблица 3. К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в жизни старшее поколение, % |Сферы достижения |Уже |Пока не |Хотели |В их | |успехов |добились |добились, |бы, но |жизненных | | | |но считают,|вряд ли |планах | | | |что им это |уже |этого не | | | |еще по |смогут |было | | | |силам |добиться| | | | | |этого | | |Получить хорошее |54,0 |5,9 |27,1 |13,0 | |образование | | | | | |Получить престижную|28,2 |15,8 |38,2 |17,8 | |работу | | | | | |Создать прочную, |63,6 |12,9 |19,9 |3,6 | |счастливую семью | | | | | |Создать собственный|9,3 |9,0 |12,9 |68,8 | |бизнес | | | | | |Стать богатым |3,1 |17,1 |47,0 |32,8 | |человеком | | | | | |Заниматься любимым |42,1 |19,4 |34,9 |3,6 | |делом | | | | | |Стать знаменитым, |1,6 |3,6 |7,5 |87,3 | |чтобы привлечь | | | | | |внимание людей | | | | | |Побывать в разных |11,9 |19,1 |48,1 |20,9 | |странах мира | | | | | Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п. Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов? Скорее всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что у “благополучной” и “неблагополучной” молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди “благополучных” считают, что они уже стали богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают, что добьются этого. В то же время среди “неблагополучных” число тех, кто насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно. А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни? Как вытекает из данных, представленных в таблице №4, больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий. Таблица 4. Чего опасается сегодня российская молодежь. |Опасения |% ответивших | |невозможность получить образование |9,6 | |остаться без средств существования |52,1 | |преступность |38,2 | |проблемы с устройством на работу |18,7 | |потерять работу |19,8 | |остаться без друзей |28,0 | |не встретить любимого человека |9,9 | |не суметь создать семью |13,6 | |диктатура власти |19,4 | В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более высокий жизненный тонус, который позволяет им психологически легче переживать реальные и возможные жизненные трудности, чаще пребывать в хорошем настроении (см. табл. 3). Таблица 5. Какие чувства чаще всего испытывали в 1997 году молодежь и старшее поколение, %. |Молодежь |Чувства |Старшее поколение | |14,7 |Эмоциональный подъем, чувство бодрости|4,4 | |32,4 |Обычный жизненный тонус, ровные |21,4 | | |чувства | | |18,7 |Состояние неуравновешенности, чувство |45,2 | | |тревоги | | |4,6 |Состояние безразличия, чувство апатии |8,0 | |27,0 |Когда как |18,6 | |2,6 |Затруднились ответить |2,4 | Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий. В качестве подтверждения этого тезиса сошлемся, прежде всего, на данные таблицы 5, которые весьма красноречиво отражают выбор альтернативных ценностных суждений представителями молодежи и старшего поколения. Таблица 6 . Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения, % |Молодое |Ценностные ориентации |Старшее | |поколение| |поколение | |64,9 |Мое материальное положение в настоящем и |40,5 | | |будущем зависит прежде всего от меня | | |35,1 |От меня мало что зависит - важно, какая |59,5 | | |экономическая ситуация будет в стране | | |49,4 |Для достижения успеха в жизни надо рисковать, |37,3 | | |это дает шанс | | |50,6 |В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но |62,7 | | |зато надежно строить свою карьеру | | |53,9 |Материальных успехов люди должны добиваться |46,0 | | |сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут | | | |бедно - это справедливо | | |46,1 |Надо проявлять гуманность, те, кто материально |54,0 | | |преуспел должны помогать и заботиться о тех, | | | |кто не преуспел | | |59,0 |Только на интересную работу стоит потратить |53,7 | | |значительную часть жизни | | |41,0 |Главное в работе - это сколько за нее платят |46,3 | |32,4 |Надо стремиться иметь любые доходы, независимо |18,0 | | |от того, как они получены | | |67,6 |Человек должен иметь те доходы, которые |82,0 | | |заработал честным путем | | |70,5 |Свобода - то, без чего жизнь человека теряет |58,5 | | |смысл | | |29,5 |Главное в жизни - материальное благополучие, а |41,5 | | |свобода второстепенна | | |60,7 |Выделяться среди других и быть яркой |45,9 | | |индивидуальностью лучше, чем жить как все | | |39,3 |Жить как все, лучше, чем выделяться среди |54,1 | | |других | | |43,8 |Современный мир жесток, чтобы выжить и |24,2 | | |преуспеть, необходимо драться за свое место в | | | |нем, а то и переступить через некоторые нормы | | | |морали | | |56,2 |Я лучше не достигну материального благополучия |75,8 | | |и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну | | | |через свою совесть и моральные нормы | | Как видим, базовые ценности молодежи (четвертая и шестая пары) и старшего поколения очень близки. И те, и другие ориентированы в большей степени на интересную работу, чем на заработок. И те, и другие в большинстве своем предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели “непотребительского” плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.). В то же время анализ ряда инструментальных ценностей, отвечающих не столько на вопрос, “что в жизни важнее”, сколько на вопрос, “в каких условиях и как реализовывать жизненные цели”, демонстрируя достаточно высокий уровень преемственности, показывает в то же время основной вектор изменений ценностных систем поколения, выросшего в условиях рыночных реформ. В первую очередь здесь следует упомянуть ценность солидарности, готовности заботиться о бедных членах общества. Казалось бы, сдвиг, прошедший в этой области, очень небольшой, и число сторонников солидарности среди старших возрастов всего на 7% больше, чем среди молодежи. Но в результате этого сдвига знак выбора молодым поколением меняется на противоположный. И если среди старшего поколения большинство считает, что те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел, то среди молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами. Однако убеждение молодых россиян в том, что бедность - справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка - сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания - человек, “сам себя делающий”, а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий. И не случайно в первых трёх и седьмой парах ценностных суждений, отражающих противоположность инициативно-индивидуалистического и патерналистско-коллективистского типов сознания, ответы представителей молодежи распределялись качественно иначе, чем ответы представителей старшего поколения. Определенные различия здесь выявляются и в среде самой молодежи. Если у “благополучных” молодых россиян 84,3% были убеждены в том, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от них самих, то среди “неблагополучных” - только 49,6%. Соответственно, две трети “благополучных” молодых россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - и это справедливо (см. табл.7). Таблица 7. Распространенность инициативных и патерналистских идеалов среди “благополучной” и “неблагополучной” российской молодежи, %. |“благополучные” |идеалы |“неблагополучные” | |35,4 |помогать бедным |52,6 | |64,6 |добиваться успеха |47,4 | | |самим | | В целом для старшего поколения характерна та же тенденция. Считают, что благополучие каждого должно зависеть от его собственных усилий 55,6% “благополучных” и 38,9% “неблагополучных” представителей старших возрастных групп. Из них же - сторонниками того, что материально преуспевшие должны заботиться об остальных, было соответственно 44,4% и 58,2%. Приведенные данные позволяют говорить о том, что существующие в молодежной среде (как и среди старшего поколения) индивидуалистические и патерналистские ориентации приобрели у молодежи относительно завершенную форму. Это выразилось в росте индивидуалистических настроений и падении распространенности патерналистских ожиданий. “Благополучные” молодые россияне ещё менее склонны помогать бедным, чем их “отцы”, зато и “неблагополучные” представители молодежи меньше ждут помощи от преуспевших сограждан, чем их родители. Наконец, как показывают приведенные данные, в группе ценностей морального плана (пятая и восьмая пары), молодые россияне продемонстрировали определенную преемственность со старшим поколением, хотя происшедшие в этой области сдвиги все же не могут не насторожить. Так, большинство молодых россиян убеждено, что лучше не достичь материального благополучия и не сделать карьеры, чем перешагнуть ради этого через свою совесть и мораль. Но все же 43,8% из них, т.е. почти половина, готовы драться за свое место в жизни и переступить ради своего благополучия через моральные нормы. Среди старшего поколения данное соотношение составило соответственно 75,5% и 23,8%. Однако эти расхождения отражают скорее различия в целевых установках у молодежи и старшего поколения, чем реальную готовность к нарушению молодыми людьми норм морали, а тем более - права. Убеждение в том, что можно иметь только “честные” доходы, а не любые, разделило, например, уже две трети молодых россиян. Вместе с тем то, что каждый третий представитель молодежи убежден в том, что хороши любые доходы, независимо от того, как они получены - факт очень тревожный. У старшего поколения этот показатель вдвое меньше - 17,6%. Обращает на себя внимание и правовой нигилизм молодежи, впрочем, практически тождественный правовому нигилизму старшего поколения. Достаточно отметить, что только каждый десятый представитель молодежи и каждый седьмой представитель старшего поколения готовы безоговорочно подчиняться требованиям закона. Основная же масса и тех, и других готовы это делать только при одном условии - что закон един для всех, и представители власти будут следовать нормам закона так же, как и все остальные граждане. Единственное, что внушает оптимизм в ответах на вопрос об отношении к закону - выявленная относительно небольшая часть (около трети) тех, кто в своем поведении склонен ориентироваться не столько на закон, сколько на свое понимание справедливости. Это позволяет надеяться, что строительство правового государства, в основе которого лежат нормы закона, имеет в России определенные перспективы. Важным аспектом настоящего исследования была также попытка рассмотреть не только декларируемые позиции, но и реальные формы негативного поведения молодежи. В целом опрос показал (см. табл. 6), что доля тех, в чьем социальном опыте такое поведение имело место, весьма значительна, но все же меньше, чем можно было бы предположить, судя по наиболее популярным газетным штампам. Достаточно широко распространены среди молодежи курение, употребление крепких спиртных напитков, вступление в добрачные половые связи. Таблица 8. Степень распространенности среди молодежи различных форм негативного поведения, % |Приходилось |Да, |Редко, |Сами |Не |Не |Итого | |ли … |часто |только |этого не|приходил|захотели| | | | |пробовал|делали, |ось, |отвечать| | | | |и |но |являются|на | | | | | |других |противни|вопрос | | | | | |за это |ками | | | | | | |не |подобных| | | | | | |осуждают|действий| | | |Курить |47,6 |27,3 |10,8 |12,7 |1,6 |100 | |Пить крепкие |36,9 |44,7 |4,4 |7,0 |7,0 |100 | |напитки | | | | | | | |Сознательно |12,6 |33,3 |12,0 |34,2 |7,9 |100 | |обманывать | | | | | | | |кого-то для | | | | | | | |достижения | | | | | | | |своих целей | | | | | | | |Употреблять |1,9 |8,0 |8,2 |79,1 |2,8 |100 | |наркотики | | | | | | | |Давать взятки|6,3 |16,3 |26,2 |45,6 |5,6 |100 | |Уклоняться от|6,0 |6,3 |32,6 |45,1 |10,0 |100 | |налогов | | | | | | | |Вступать в |36,0 |16,1 |15,4 |10,5 |22,0 |100 | |половые связи| | | | | | | |до брака | | | | | | | |Использовать |3,1 |5,1 |30,2 |49,1 |12,5 |100 | |сексуальные | | | | | | | |связи для | | | | | | | |достижения | | | | | | | |корыстных | | | | | | | |целей | | | | | | | |Иметь |0,5 |1,9 |21,5 |68,5 |7,6 |100 | |сексуальные | | | | | | | |отношения с | | | | | | | |человеком | | | | | | | |своего пола | | | | | | | По другим формам негативного поведения показатели заметно ниже. В то же время высокий процент тех, кто отказался определить свою позицию по ним, позволяет предположить, что реальные цифры, характеризующие их распространенность в молодежной среде, могут быть несколько выше. Кто же в первую очередь попадает в группы с негативным поведением? Разумеется, здесь действуют одновременно очень много факторов, связанных в значительной степени с индивидуальными особенностями молодых людей, и все же некоторые общие закономерности выделить можно. Для этого надо, прежде всего, развести входившие в исследование формы поведения на девиантное экономическое поведение (взятки, уклонение от налогов), и бытовое девиантное поведение (наркотики, гомосексуализм, секс в корыстных целях). Экономические формы девиации характерны в основном для мужчин старшей возрастной группы молодежи (от уплаты налогов уклонялись 8,4% молодежи в возрасте до 20 лет, и 15,0% в возрасте 24-26 лет; взятки давал каждый четвертый россиянин старше 24 лет и каждый шестой в возрасте до 20 лет). Работники частных предприятий давали взятки вдвое чаще, чем работники государственных предприятий. Важным фактором экономической девиации оказалась и профессиональная деятельность молодежи: молодые предприниматели втрое чаще уклонялись от налогов и давали взятки, чем, например, гуманитарная интеллигенция, у которой уровень этих форм девиации самый низкий. По значимости фактор профессиональной принадлежности был сопоставим только с вертикальной мобильностью в ходе реформ (но не с уровнем материального благосостояния, который практически не имел значения!). Среди тех, кто выиграл в ходе реформ, экономическая девиация распространена вдвое больше, чем среди тех, кто считает себя проигравшим. Что касается бытовой девиации, то здесь картина довольно пестрая. Сексуальные связи в корыстных целях в большей степени склонны использовать молодые люди, чьи родители не добились в жизни успеха (12,6% при 8,1% у тех, чей отец добился успеха в жизни); жители села, рабочие и работники сферы обслуживания (12,6%, 10,2% и 10,0% соответственно), выигравшие в ходе реформ (11,8% при 6,9% у проигравших). Пол, возраст, материальное положение и образование (за исключением отсутствия даже среднего образования) значения не имели. Сексуальные отношения с человеком своего пола в равной степени распространены и среди юношей, и среди девушек, причем шире всего они имеют место в среде сельской молодежи (3,8%) и гуманитарной интеллигенции (3,4%). В среде предпринимателей, в целом характеризующейся повышенной экономической девиацией, гомосексуализм практически отсутствовал. Однако любые выводы в этом вопросе должны делаться очень осторожно, так как число тех, кто по собственному признанию имел гомосексуальные связи, в общей выборке оказалось очень небольшим (47 человек), и количественные методы оценок на столь малой совокупности респондентов практически не работают. Единственное, что можно сказать уверенно - гомосексуализм выявляется там, где встретить его мало кто предполагал, т.е. в сельской местности. 7 человек из 182 обследованных сельских жителей, пробовавшие заниматься гомосексуализмом (по самой “рискованной” в соответствии с расхожими штампами группе студенчества этот показатель составлял 6 человек из 266), позволяют говорить о распространении гомосексуализма далеко за пределы крупных промышленных центров. Употребление наркотиков также оказалось на селе весьма распространено. Достаточно сказать, что если среди гуманитарной интеллигенции в выборке не оказалось ни одного наркомана, а число пробовавших наркотики было всего 3,0%, то среди сельских жителей наркоманов было 2,2%, и ещё 10,2% молодых людей пробовали наркотики. Более высокий показатель только у предпринимателей (соответственно 2,9% и 12,5%) и студентов (2,3% и 12,8%). При этом, что особенно тревожно, наркотики шире распространены среди самой младшей части молодежи (11,6% в возрастной группе до 20 лет при 8,9% в группе 24-26 лет). Юноши употребляют наркотики в два с половиной раза чаще, чем девушки, а дети не добившихся успеха родителей - в полтора раза чаще, чем их более благополучные сверстники. При этом реальное материальное положение молодых людей значения не имеет. Самый высокий процент постоянного употребления наркотиков среди тех, кто не имеет среднего образования - 7,7%. Эта наименее образованная группа молодежи вообще дает ярко выделяющий её на общем фоне всплеск девиантного поведения, несмотря на то, что подавляющая часть этой группы (84,6%) в возрасте до 20 лет и проживает вместе с родителями (89,7%). 12,8% из них уже регулярно используют сексуальные связи для достижения корыстных целей, а каждый четвертый давал взятки. Однако это не было связано с занятиями предпринимательской деятельностью, так как предпринимателей в этой группе всего 12,8%. Остальные - в основном сельские жители (43,6%), рабочие (28,2%) и работники сферы услуг (12,8%). Очевидно, взятки здесь были связаны в основном с решением каких-то бытовых проблем. Главное же, что отличало эту группу - чувство принадлежности к социальным аутсайдерам. 51,3% из них (при 23,8% по массиву в целом) считали, что их отец успеха в жизни добиться не смог. Таким образом, при относительно высоком уровне негативного поведения у молодежи в целом, распределение различных форм девиации по группам молодежи неравномерно. Наименее распространены они среди женщин из гуманитарной интеллигенции, а шире всего - среди той относительно небольшой части молодежи, которая происходит из “низших” слоев общества и не смогла получить даже среднего образования, обрекая себя на невозможность успешно конкурировать со своими сверстниками на рынке труда. Дополним моральный облик современной российской молодежи данными исследования о том, какие качества она в наибольшей степени ценит в людях. В анкете имелась возможность отметить не более трех из 14-ти предлагаемых положительных качеств человека. Результаты ответов приводятся в таблице по степени от наибольшего к меньшему предпочтению качеств. Таблица 9. Какие качества молодежь в наибольшей степени ценит в людях, % |Человеческие качества |Данные в % к числу | | |ответивших | |Ум |63,6 | |Доброта |36,7 | |Юмор |34,4 | |Уверенность в себе |28,8 | |Целеустремленность |24,7 | |Отзывчивость |22,5 | |Обязательность |17,5 | |Воспитанность |17,5 | |Общительность |11,2 | |Независимость |9,8 | |Инициативность |9,5 | |Сила |8,5 | |Оригинальность |5,6 | |Красота |5,0 | Прежде всего обращает на себя внимание явное предпочтение ума над всеми остальными качествами. Скорее всего, это объясняется тем, что ум в рамках российской культуры понимается как всеохватывающее свойство человека, противостоящее, как известно, глупости. Нередко ум противопоставляется также силе. Однако только 8,5% молодых людей обращают внимание на силу как на очень значимое человеческое качество. Данные специального анализа показывают, что наиболее часто встречающейся комбинацией свойств высоко ценимых молодыми людьми, оказываются ум, доброта и чувство юмора. Если угодно, в этом сочетании мы имеем некую социально- психологическую характеристику предпочитаемой личности. Об уме было сказано. Но ум сам по себе может быть чрезмерно рационален и даже жесток. Вот этой жесткости и противостоит доброта как, скорее всего, некоторое нормативное свойство российской культуры, противостоящее чрезмерной рациональности в отношениях между людьми. Ум и доброта вряд ли пересекаются между собой в контексте иных европейских культур. Эти свойства хотя противостоят друг другу, но их объединению способствует чувство юмора, которое как бы призывает не воспринимать все трудности жизни, с которыми сталкивается нынешний молодой человек в России, слишком серьезно. Чувство юмора позволяет дистанцироваться и от крайне рационалистической позиции, и от чрезмерной доброты, позволяя сохранить определенное ироническое отношение к самому себе и к тому, что с тобой происходит. Обращает на себя внимание, что такие качества, как обязательность, стремление к независимости и инициативность занимают гораздо более низкие позиции, чем это требуется логикой и содержанием развития рыночных отношений. Независимость, разумеется, коррелирует со стремлением к свободе, но это качество выбирают в данном контексте только 9,8% молодежи. Обязательность - безусловное условие успеха в складывающейся системе общественных отношений, в рыночных взаимосвязях, но и оно получает поддержку только 17,5% молодежи. Большее число молодых людей избирает отзывчивость (22,5%). Представленные данные, скорее всего, говорят о том, что российская молодежь ещё недостаточно активно повернулась в сторону рыночных отношений, проявляет слабую требовательность к себе и явно недооценивает необходимость повышения культуры делового общения. Особое место среди жизненных ценностей молодёжи занимает образование. В сложных условиях всеобщего изменения жизни обостряется вопрос о ценности образования. Для чего нужны школьные знания, что даёт высшее образование? Известно, что многие выпускники вынуждены работать не по специальности, т.к. найти работу нелегко. Однако конкурс в ВУЗы не только не сокращается, но и растёт. Увеличивается доля получающих высшее образование на платной основе. Это, видимо, связано с внутренними скрытыми тенденциями изменения интереса к учёбе в школе. Раньше у старшеклассников он был обусловлен стремлением получить в будущем желаемую специальность, поэтому они делали упор на освоение того предмета, который был как-то связан с ней. В настоящее время, когда гарантий работы по специальности никто не даёт, возрастает ценность высшего образования как такового, следовательно должны изменяться и ориентации старшеклассников на учёбу. Проведённое исследование показало, что родители и педагоги не всегда могут обосновать значимость каждого блока знаний в учебной программе. Часто фиксируют внимание на цели учёбы только 27% учителей, никогда на неё не указывают 11%, остальные педагоги, по словам учеников, лишь иногда указывают на неё. Выходит, что господствует традиционное механическое включение детей в образовательный процесс. В сознании детей ценность учёбы в школе выглядит следующим образом: Таблица 10 Ценность учёбы в школе. |Учёба позволяет |% к числу опрошенных | |приобрести профессию |61 | |стать образованным |58 | |подготовиться к самостоятельной жизни|46 | |стать богатым |29 | |быть не хуже других |20 | |утвердиться среди близких |13 | |почувствовать себя взрослым |12 | |превзойти других |11 | Полученные данные указывают на то, что у подростков господствует ориентация на приобретение с помощью школьных знаний профессии. Получается, что ценность знаний, которые связаны с расширением кругозора, понимание общих законов организации природной и человеческой жизни изначально умаляется. Идёт интуитивное, неосознанное деление приобретаемых в школе и вне её знаний на нужные для будущей профессии и лишние. Но если не придётся по ней работать, как же без общей широкой подготовки молодые люди смогут приспособиться к жизни? Обнаружилось, что чем старше учащиеся, тем ярче у них выражена ориентация только на те знания, которые дают возможность поступить на желаемую специальность. Узкоутилитарный подход господствует уже в 7-9 классах, а к выпускному ещё усиливается. Более предпочтительным выглядит выбор, связанный с желанием стать образованным человеком. Он будто бы ориентирует на ценность знания как средства развития культуры, познания законов организации жизни природы, людей, самого себя. Однако он снижается с 7 по 11 класс в 3 раза: с 20 до 8%! Видимо, выпускники приходят к выводу, что полученные за годы учёбы знания не повлияли существенно на их культуру, представления о мире, приобретаемые на основе жизненного опыта, под влиянием друзей, родителей и т.д. Лишь 17% опрошенных связывают своё образование с культурой. Это значит, что родители и учителя не довели подлинный смысл образованности, и учащиеся не рассматривают полученные знания как важнейший способ развития своей культуры. При этом всё-таки 80% указывают, что планируют получить необходимые знания именно на уроках. Противоречие сегодняшнего образования заключается в том, что, с одной стороны, оно ориентировано на формирование культурных, освоивших нормы и правила современной жизни, стремящихся к постоянному самосовершенствованию индивидов. С другой стороны, детям постоянно внушают, что знания нужны прежде всего для поступления в ВУЗ на конкретную специальность. Не осознаётся необходимость более широкого общего развития, позволяющего человеку заниматься широким спектром деятельности. Пока каждый урок не станет конкретным шагом к приобщению ребёнка ко всё более и более высоким нормам и ценностям культуры, до тех пор дети не будут воспринимать школьное образование как действительно нужное для них, и их степень самостоятельных усилий по освоению знаний останется невысокой. Этот вывод подтверждается тем, что только 6% опрошенных самостоятельно занимаются в библиотеке или дома. Узкопрагматический подход ведёт к тому, что учащиеся имеют весьма низкие оценки по многим предметам. Без троек учатся лишь 8% старшеклассников. Проводимые в школе инновации должны создать новую модель формирования интереса к учёбе на основе развития у детей в ходе освоения любого предмета культурных навыков взаимодействия с природой, дюдьми, с самим собой не в отдалённом будущем, а в повседневной жизни учащегося. Тогда можно надеяться на то, что дети будут учиться не только ради приобретения профессии, а прежде всего для того, чтобы постоянно самосовершенствоваться и тем самым всегда соответствовать времени. Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее. Несомненно, выбор современных выпускников школ закладывает основы их будущего положения, и этот выбор, жизненные ценности молодёжи формируются не без помощи старшего поколения - родителей, учителей. Но здесь возникает противоречие: нынешняя молодёжь будет жить в совершенно новых условиях, а что о них знает старшее поколение? Наши родители даже не могут себе это представить, и поэтому нет и не может быть готовых схем жизни в 21 веке. Очевидно, нужно предоставить молодым полную самостоятельность, без которой они не смогут выработать из себя настоящих людей. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему. Очень часто приходится слышать от старшего поколения, что наша жизнь сегодня не та, что прежде, что наше общество должно измениться. Но что нужно сделать для этого? В первую очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также предполагает небывалое повышение удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи. И, наконец, залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и дела. Итак, жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”. P.S. Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают - любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества.