Белгородская черта и изюмский шлях. Значение изюмский шлях в большой советской энциклопедии, бсэ Где проходил изюмский шлях

Писатель Борис Васильевич Изюмский – человек очень нелегкой, но интересной и счастливой судьбы. Счастье писателя – его книги. То, что написано Б. В. Изюмским для детей и взрослых, легко и навсегда нашло дорогу к сердцам и душам читателей. Книги его обладают одним неоспоримым достоинством – они интересны. А интересны потому, что написаны человеком талантливым, широко образованным, точно и глубоко знавшим то, о чем он пишет.

Круг его интересов обширен. Борис Васильевич писал проникновенные стихи. Правда, в отличие от многих торопливых поэтов, печатал их очень редко. Широкому кругу читателей Б. В. Изюмский известен как прозаик, автор многочисленных романов, повестей и рассказов. Он одинаково хорошо, профессионально владел и темой современности, и темой русского прошлого, которое знал глубоко, будучи по образованию историком.

Борис Васильевич Изюмский родился 6 марта 1915 года на Волге, в городе Царицыне. Сейчас это Волгоград, известный всем по знаменитой Сталинградской битве, одним из участников которой был и он сам. Умер он 6 сентября 1984 года, тяжело проболев последний год жизни. До последнего часа писатель жил с достоинством волевого человека, работая над исторической повестью о декабристе Николае Бестужеве. Книга эта обещала быть значительной и интересной, о чем позволяют судить написанные страницы.

Детские и юношеские годы писателя прошли в городе Таганроге, где всегда были сильны культурные и литературные традиции, оставленные в наследство родному городу великим таганрожцем Антоном Павловичем Чеховым. Память о А. П. Чехове, стойко живущая на его родине, повлияла и на выбор жизненной дороги советского писателя Б. В. Изюмского.

…Писателем надо родиться. Но это не значит, что каждый человек, родившийся с задатками литературного таланта, становится писателем. Чтобы одаренный от природы человек мог войти в литературу, необходим огромный жизненный опыт, культура души, неиссякаемое трудолюбие, всеохватывающая преданность своему призванию. Очень нелегко даже талантливому человеку стать настоящим писателем!

Природного дарования Борису Васильевичу было не занимать. Он рано начал зарабатывать на хлеб себе и больной матери. После школы работал грузчиком и токарем на одном из заводов индустриального Таганрога. На заводе стал активным комсомольцем.

Всю жизнь Борис Васильевич много читает, становится всесторонне образованным человеком, успешно заканчивает Ростовский педагогический институт. Получив высшее образование, преподает историю в ростовских школах. Опыт школьного учителя плодотворно скажется впоследствии на его литературной работе. Многие его произведения посвящены школе, учителям.

Но началась война. Школу пришлось оставить. Изюмский Б. В. добровольцем уходит на фронт. Война – это тяжелая, опасная и изнурительная работа, и Борис Васильевич на себе испытал все ее тяготы. В боевых расчетах артиллеристов защищал он родной Сталинград. К исходу войны Изюмский – командир стрелковой роты. Уже в конце 1943 года в бою за Мелитополь он получает третье тяжелое ранение разрывной пулей фашистского снайпера. Ранение не позволило ему вернуться на фронт, но связи с Советской Армией он не теряет. В 1944 году в Новочеркасске создается суворовское военное училище. Педагог, боевыми маршами прошагавший дорогами войны, прикомандировывается к этому училищу, где преподает для будущих армейских командиров историю, психологию и логику.

Семь лет в Новочеркасском суворовском училище стали для писателя важной жизненной школой, давшей ему богатый материал и опыт для литературной работы.

Первый сборник рассказов Б. В. Изюмского «Раннее утро» вышел в 1946 году в Ростове-на-Дону, но подлинным началом его многолетних писательских трудов надо считать книгу «Алые погоны». Именно эта повесть, рассказывающая о жизни ребят в суворовском военном училище, принесла ему как писателю широкую известность.

Более сорока лет назад «Алые погоны» впервые увидели свет в журнале «Новый мир». С того времени книга много раз издавалась в Москве и за рубежом. Сделанные по ней кино– и телевизионные фильмы пользовались неизменным успехом у зрителей, и это вполне понятно. Тонко и проникновенно удалось писателю раскрыть психологию детей в условиях особой, военной школы. Каким многообразием детских характеров населена эта книга! «Алые погоны» нисколько не устарели и в наши дни. Столкновение в книге двух систем воспитания – по-солдатски командной и терпеливо-гуманной, щадящей легко ранимую детскую душу, – делает «Алые погоны» современным произведением, помогающим осмыслить и двигать вперед трудное дело школьной реформы. В книге «Подполковник Ковалев» писатель прослеживает дальнейшую военную судьбу своих воспитанников, живо и увлекательно изображает жизнь и быт современной Советской Армии.

Сорок лет литературной работы Б. В. Изюмского пришлись на очень трудное время в нашей общественной жизни. Нелегко было и Борису Васильевичу пробиваться в своих книгах к подлинной правде жизни. Но он пробивался, ему многое удавалось. И здесь сказались предельная честность, всестороннее изучение жизни, кропотливое собирание материала. Когда Борис Васильевич задумал написать свой роман «Море для смелых», он на несколько лет поселился в Волгодонске, на берегу Цимлянского моря, работал в этом городе рядом со своими героями, узнавал их жизнь не из творческой командировки. В Волгодонске глубоко уважали его труд. И вполне закономерно, что Борис Васильевич стал впоследствии почетным гражданином города Волгодонска.

Роману «Плевенские редуты» предшествовали длительные и вдумчивые путешествия по Болгарии. Города и селения этой страны, ее своеобразная природа, памятники архитектуры, реликвии освободительной войны, а главное – простые люди Болгарии знакомы писателю не понаслышке. Он сам все это видел и познал в живом общении со страной. И поэтому всем своим строем «Плевенские редуты» так точны и достоверны. Роман получил высокую оценку читателя, и автор его был удостоен болгарского ордена Кирилла и Мефодия.

Одну из последних своих работ «Небо остается» Борис Васильевич написал как непосредственный участник войны. Многое, о чем он пишет в романе, им лично пережито и прочувствовано.

Настойчивое постижение подлинной правды жизни, точность увиденных деталей, реальность жизненных обстоятельств в накопленном материале позволяли Б. В. Изюмскому не поступиться правдой в своих книгах.

Закономерно было и обращение писателя к темам русской истории. Профессиональный историк, знаток подлинных документов, он знал язык своих исторических персонажей. И снова путешествия по местам событий. В Киеве, Новгороде, Тамани он внимательно изучает сохранившуюся старину, вживается в то время, о котором намерен писать.

Исторические повести В. В. Изюмского всегда интересны. Он отлично владеет искусством построения остросюжетных повествований. С первых страниц книги вы сами почувствуете эту грань таланта писателя.

Книга, которую вы держите в руках, достаточно полно познакомит с историческими сочинениями Б. В. Изюмского. Открывает ее повесть «Бегство в Соколиный бор», рассказывающая о Киеве времен Ярослава Мудрого, о первых школах на Руси, о несправедливости власть имущих, о том, как создавались законы «Русской правды», о талантливости, бесстрашии простых русских людей, их борьбе за счастье.

Две другие повести, «Соляной шлях» и «Град за лукоморьем», связаны судьбой одного героя – Евсея Бовкуна. Вместе с ним, вслед за чумацким обозом, читатель пройдет в Крым за солью нетронутой плугом девственной степью, станет свидетелем жестоких схваток половцев с русскими людьми… Увлекательное это будет путешествие!

С большим искусством, достоверно и в полном соответствии с исторической правдой автор вплетает в судьбу независимого и гордого Евсея Бовкуна возникновение первых русских поселений, в диком, но вольном тогда Подонье. Сюда от гнета князей и знатных богатеев уходит со всех концов Руси вольнолюбивая голытьба. Сюда устремился и смерд Евсей, ища спасения от кабалы боярина-живодера Путяты. Но жизнь вдали от родного Киева и вблизи от кочевий половецких племен полна трудностей и опасностей. И Евсей вынужден вновь искать спасения, теперь уже на самом краю русской земли – в городе Тмутаракани у берегов Черного моря.

«Выбить крымского хана с Изюмского шляха» – помните «царский указ», который отдавал попавший в прошлое герой в знаменитом фильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? Изюмский шлях и ещё одна дорога – Муравский шлях – пролегали в том числе и по территории Белгородской области. Шляхом, или сакмой, называли длинные широкие дороги. Именно по ним татары и другие недруги шли завоёвывать русские города. На Изюмском шляхе путь врагу перегородил земляной город– крепость Яблонов (на этом месте расположено село Яблоново Корочанского района), на Муравском – крепость Болховец (сейчас – окраина Белгорода) и город–крепость Карпов, который располагался недалеко от нынешнего села Томаровка Яковлевского района. Даже названия сёл здесь напоминают о тех давних славных временах: Пушкарное, Драгунское, Стрелецкое, Казацкое...

Практически ничего не сохранилось от деревоземляного города Яблонов. А между тем он считался одним из самых важных на Белгородской черте. Город был окружён Яблоновым валом, вдоль которого со стороны «Поля» через каждый километр были отсыпаны земляные городки. В них находились караульные избы, а на самих валах – деревянные башни. В ближайшие годы в селе Яблоново Корочанского района, которое стоит на месте бывшего земляного города, построят производственно-туристический комплекс «Город-крепость Яблонов», который будет очень похож на древнюю крепость.

Реки- защитницы

Татары – главные враги русских городов – шли не столько завоёвывать поселения, сколько грабить и уводить в плен жителей. Воду татары не любили, флота своего у них не было, и набеги свои они совершали по суше или высохшим поймам рек. А для русских людей того времени реки были главными транспортными магистралями. Тем более что Везёлка и Северский Донец, да и другие реки, были широки и полноводны, и по ним ходили суда.

Предки Пушкина

В городах Белгородской черты служили дальние предки великого поэта Александра Пушкина – Фёдор Тимофеевич Пушкин был воеводой в Хотмыжске, а Борис Иванович – в Яблонове. Ещё до строительства черты, когда отдельные крепости не были соединены оборонительными сооружениями, воеводами Белгорода были ещё один предок Пушкина – Гаврила Григорьевич – и предок писателя Ивана Тургенева Афанасий Дмитриевич Тургенев. Одним из первых воевод Белгородской черты был старший сын освободителя Москвы Дмитрия Пожарского – князь Пётр Пожарский. Правда, вспоминают о нём как о человеке, который не обладал большими способностями к управлению. Своим продвижением по службе он был обязан знаменитому отцу.

А воевода города-крепости Яблонов стольник Андрей Бутурлин прославился тем, что под его руководством деревянный острог с шестью башнями был возведён всего за две недели! На строительстве работали две тысячи московских стрельцов, а лес для надолб и засек заготавливали белгородцы и оскольчане.

Три Белгорода

Белгород – главный город-крепость Белгородской черты – дважды переносили с одного места на другое. Первую крепость Белгород построили на меловой горе на правом берегу Северского Донца. Сейчас на этой местности располагается авторынок, рядом остались те самые меловые горы. Крепость была хорошо укреплена, но очень трудно было снизу подавать грузы, да и подземных водных источников в том месте не было. Так что долгую осаду такая крепость выдержать не могла. Стояла первая крепость всего 16 лет – с 1596 по 1612 год. В 1612 году её разграбили и сожгли польско-литовские войска.

Новую крепость построили в другой части города, на левом берегу Северского Донца. Сейчас это район Старого города и Крейды. Она простояла дольше – с 1613 по 1650 год. Сооружения возвели в низине реки, и постоянные паводки подмывали деревянные и земляные укрепления.

Третья крепость существовала с 1650 года до середины XVIII века, построили её на левом берегу реки Везелицы. Если смотреть на современную карту города, располагалась она в пределах улицы Пушкина, проспекта Славы, проспекта Богдана Хмельницкого в районе остановки «Родина» и вниз в сторону железнодорожного вокзала. Башни её часто перестраивались, наряду с жилыми домами строились артиллерийские склады и казармы для солдат. Когда в 1783 году Крымское ханство стало частью Российской империи (вошло в состав Таврической губернии на территории Крыма, центром её стал город Симферополь), надобность в Белгородской крепости как оборонительном сооружении отпала. В начале XIX века рвы были засыпаны, а земляные валы разрушены, деревянные башни снесены. На месте Белгородского кремля прошла улица Ново– Московская (сейчас – проспект Славы), на месте жилых домов построена Соборная площадь – центр обновлённого города.

Засеки и валы

В местах, где было много лесов, города строились из дерева, а особенностью богатых лесом мест были засеки – заграждения, созданные из поваленных деревьев. Их укрепляли деревянными кольями, камнями и т. д. Кроны деревьев «смотрели» в сторону противника. А ещё вокруг крепостей устанавливали надолбы – врытые в землю навстречу врагу тяжёлые столбы. Их выстраивали линиями в два-три, а то и четыре ряда.

Там, где лесов не было или было очень мало, строились огромные земляные валы – высокие заграждения из насыпанной земли. У крепостей (Белгород, Болховец, Новый Оскол и Нежегольск и др.) земляные валы служили ещё и городскими стенами.

Некоторые крепости так и называли – «земляные города». Конечно, дома и башни там строили не из земли, а из дерева, но главными оборонительными сооружениями были именно валы. Они были нужны не только для того, чтобы не пустить врага на Русь, но и чтобы не выпустить его и взять в плен или уничтожить. Были случаи, когда татары заставляли русских пленников рыть сквозь валы проходы, чтобы спастись бегством от русского войска. Так что земляные валы были больших размеров и в ширину, и в высоту. Поэтому неправильно называть Белгородскую оборонительную черту засечной чертой: засеки были лишь частью оборонительных укреплений.

Привратные святыни

В те времена все люди были верующими, и поэтому в каждом городе и селе была церковь. Строили храмы или часовни и в городах Белгородской черты. Практически над воротами каждой въездной башни (так назывались башни с проходом, через который можно было попасть в крепость) висела привратная икона. И путники, и служилые люди молились иконе, прежде чем войти в город.

В XVII веке был особый тип икон – с изображением русских царей. Такие святыни жаловали только в города, имевшие особую значимость для Русского государства. Одна из таких икон была торжественно передана и в Белгород, что подчёркивало важную роль города в жизни государства Российского.

Подземные ходы

В каждом городе-крепости были тайники и подземные ходы. Вход в тайник оборудовали в виде колодца глубиной 10-15 метров, из которого уходил подземный ход, заканчивающийся за крепостными стенами. От острогов копали рвы, обкладывали их внутри брёвнами и засыпали землёй. Тайники вели к рекам или монастырям. Эти спасительные подземные ходы позволяли служилым людям и другим жителям крепостей запасаться водой или посылать гонцов за подмогой. Это было очень сложным инженерным сооружением. Внутри подземные ходы обкладывали дубовыми плахами, а щели между ними заливали свинцом, чтобы не проходила вода.

Многие монастыри, особенно подземные (в Белгородской области таких два – Холковский монастырь в Чернянском районе и монастырь святого Игнатия Богоносца в Валуйском районе), тоже имели свои подземные ходы. Некоторые строения в крепостях Белгородской черты были соединены такими тайными подземными магистралями.

Многие подземные ходы сохранились и до наших дней, особенно вырубленные в меловых горах. Кстати, в Белгороде на проспекте Славы, возле старинного дворянского дома, где сейчас расположен овощной магазин, строители обнаружили провалы в земле, похожие на засыпанные подземные ходы. Может быть, это и есть отголосок древней истории нашего края?

Подвиг 700 ливенцев

Самой кровопролитной битвой за всю историю оборонительной черты стал бой у Савиной дубравы. Защитники города-крепости Ливны вступили в бой с татарским войском, которое почти в 30 (!) раз превосходило по численности отряд русских служилых людей. А в ту пору – в 1632 году – отдельные построенные в степи крепости ещё не были соединены в одну оборонительную черту и не спасали от нападений врага.

Отряд из 300 татар возвращался из набега мимо города Ливны (сейчас это город в Орловской области). Вслед за ними выехали 700 ливенских казаков и детей боярских. 3 августа 1632 года ливенцы настигли врага, но татары были хитры: к этому времени с Изюмского и Муравского шляхов подошла целая орда – 20 тысяч крымцев! Они окружили русских воинов. Завязался неравный бой…

Начальник отряда голова Гринёв отвёл ливенцев в Савину дубраву – густой лес в 50 верстах от Ливен. Сейчас это окрестности деревни Становое Курской области. Там вплоть до ХХ века при раскопках находили фрагменты кольчуг и стрел.

Врагов у ливенцев было не только много: в этом походе у крымского хана была в составе орды и лучшая пехота в Восточной Европе – несколько тысяч турецких янычар, которые хорошо владели огнестрельным оружием и везли с собой артиллерию. Больше суток 700 ливенских воинов сдерживали многотысячную орду. Это позволило выиграть время, организовать оборону на подходах к Москве. Жители успели попрятаться в леса и остроги, увели скот, да и воинские люди лучше подготовились к бою с врагом. Больше тысячи ордынских воинов положили отважные ливенцы, 300 человек погибли, остальных татары увели в плен. Потом враги напали на Ливны, другие поселения, грабили и убивали жителей…

Вот чтобы больше не допустить таких разрушительных набегов, и решили соединить разрозненные крепости в одну оборонительную черту, которая широким заслоном стала бы на пути многочисленных врагов и не пустила их в самое сердце Руси.

Слободка Белгородского Никольского монастыря на речке Харьков в Белгородском уезде

Мало кто знает, но современный город Харьков был на самом деле основан не в 1653– м или 1656 году, как об этом пишут в Интернете, а несколько раньше. Как минимум он уже существовал в 1648 году как слободка Белгородского Никольского монастыря на Белгородской кринице. И на тот момент в ней жило более ста человек монастырских крестьян. Управлял ею от Никольского монастыря белгородский поп Иван. Население было смешанное – русские и украинцы. Жили дружно, помогали друг другу. Вместе трудились, вместе отбивались от разного рода врагов, вместе и праздновали.

Часы с боем

В 1667 году Белгород стал не только военным и административным, но и духовным центром – в этом же году учредили Белгородскую епархию.
А в 1669 году на Никольской воротной башне, которая соединяла две части Белгорода – «Малый» и «Большой» города, – установили часы с боем, сработанные французскими мастерами. Это были единственные башенные часы на всей Белгородской черте! Такие часы – знак признания особой роли Белгорода в жизни Российского государства.

Редакция «Большой переменки»

ИЗЮМСКИЙ ШЛЯХ

шлях, один из главных путей, которым пользовались крымские татары для набегов на Русь в 16-18 вв. (см. также Муравский шлях). Начинался у верховий р. Ораш (левый приток Днепра), где отделялся от Муравского шляха, пересекал по Изюмскому броду Северский Донец и в междуречье верховьев Псла, Ворсклы, Северского Донца и Оскола вновь сливался с Муравским шляхом.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИЗЮМСКИЙ ШЛЯХ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШЛЯХ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    306125, Курской, …
  • ШЛЯХ
    (польск. szlach) в Русском государстве 16-17 вв. степная дорога в районе южных границ. Иногда называлась тюркским словом …
  • ШЛЯХ
    (польск, szlach), большая дорога, …
  • ШЛЯХ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. На юге России и на Украине: наезженная …
  • ШЛЯХ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, о шляхе, на шляху, мм. -и, -6в и -и, -ов, м. На Украине и на юге России: наезженная …
  • ШЛЯХ
    (польск. szlach), в Рус. гос-ве 16-17 вв. степная дорога в р-не юж. границ. Иногда наз. тюрк. словом …
  • ШЛЯХ
    шля"х, шляхи", шля"ха, шляхо"в, шля"ху, шляха"м, шля"х, шляхи", шля"хом, шляха"ми, шля"хе, шляха"х, …
  • ШЛЯХ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    шля"х, шля"хи, шля"ха, шля"хов, шля"ху, шля"хам, шля"х, шля"хи, шля"хом, шля"хами, шля"хе, шля"хах, …
  • ШЛЯХ в словаре Синонимов русского языка:
    большак, дорога, путь, …
  • ШЛЯХ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ШЛЯХ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    шлях, -а, предл. на шляху и на шляхе, мн. -и, -ов и-и, …
  • ШЛЯХ в Орфографическом словаре:
    шлях, -а, предл. на шлях`у и на шл`яхе, мн. -и, -ов и -`и, …
  • ШЛЯХ в Словаре русского языка Ожегова:
    На Украине и на юге России: наезженная дорога, путь Чумацкие …
  • ШЛЯХ в Словаре Даля:
    муж. , стар. , южн. , зап. тракт, дорога, путь, тор, накат. Большой шлях, столбовая дорога. | След, сакма, особ. …
  • ШЛЯХ
    (польск. szlach), в Русском государстве 16-17 вв. степная дорога в районе южных границ. Иногда называлась тюркским словом …
  • ШЛЯХ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    шляха, о шляхе, на шляху, м. (старин., обл.). Дорога, путь. У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. …
  • ШЛЯХ в Толковом словаре Ефремовой:
    м. местн. Наезженная дорога (на юге России и в …
  • ШЛЯХ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. местн. Наезженная дорога (на юге России и в …
  • ШЛЯХ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. местн. Наезженная дорога; тракт (на юге России и в Украине) …
  • МУРАВСКИЙ ШЛЯХ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ЧЁРНЫЙ ШЛЯХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    шлях, одна из дорог, которыми пользовались крымские татары для нападений на Правобережную Украину, Галичину и Польшу в 16-17 вв. Ч. …
  • НОГАЙСКИЙ ШЛЯХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    шлях, один из основных путей набегов кочевников на русские земли в 13-17 вв.; название получил в начале 16 в., …
  • МУРАВСКИЙ ШЛЯХ
    большая муравская дорога (или тракт), по которой ходили в России крымские татары и которую, поэтому, усиленно стерегли московские стражники и …
  • ИЗЮМСКИЙ 33-Й ДРАГУНСКИЙ ПОЛК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    переформирован в 1765 г. в Изюме из И. слободского казачьего полка (учрежденного в 1651), в 6-эскадронном составе, под названием И. …
  • МУРАВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУР́АВСКИЙ ШЛЯХ, степной путь в 16-18 вв. Шёл от Перекопа по водоразделу pp. Ворскла и Северский Донец на Ливны и …
  • МУРАВСКИЙ ШЛЯХ
    ? большая муравская дорога (или тракт), по которой ходили в России крымские татары и которую, поэтому, усиленно стерегли московские стражники …
  • ИЗЮМСКИЙ 33-Й ДРАГУНСКИЙ ПОЛК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? переформирован в 1765 г. в Изюме из И. слободского казачьего полка (учрежденного в 1651), в 6-эскадронном составе, под названием …
  • МУРАВСКИЙ ШЛЯХ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    степной путь в 16-18 вв. Шел от Перекопа по водоразделу рек Ворскла и Северский Донец на Ливны и Тулу. Один …
  • ОГУРЕЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ОГУРЕЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Не столь распространенная фамилия, как Огурцов или Огурков, Огуркин. Хотя источник происхождения - старое русское имя-прозвище Огурей. Откуда оно взялось? …
  • ОНУФРИЙ (ЛЕГКИЙ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Онуфрий (Легкий) (р. 1970), архиепископ Изюмский, викарий Харьковской епархии. В миру Легкий Олег …
  • ЕПИСКОПАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епископат Русской Православной Церкви - ныне здравствующие архиереи в порядке сана и епископской хиротонии (у …
  • АЛЕКСАНДР (НЕСТЕРЧУК) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр (Нестерчук) (род. 1950), епископ Городницкий, викарий Киевской митрополии. В миру Нестерчук Василий …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: XIX XX XXI 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 …
  • 14 МАРТА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". 27 марта по новому стилю Март (старый стиль) 1 2 3 4 5 6 7 8 …
  • ПАВЛОВЫ-СИЛЬВАНСКИЕ (Н.Г., Н.Н., Н.П., П.Н.)
    Павловы-Сильванские: 1) Николай Гаврилович - протоиерей (1806 - 1879), сын протоиерея из дворян. За сочинение "Наставления по части дупляночного пчеловодства", …
  • ГЕРБЕЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Гербель, Николай Васильевич - поэт-переводчик (1827 - 1883). По окончании нежинского лицея служил в изюмском гусарском, затем в лейб-гвардии уланском …
  • ГАВРИЛОВ АЛЕКСАНДР ИППОЛИТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Гаврилов, Александр Ипполитович - собиратель народных песен (1856 - 1888). Был земским врачом в Полтавской губернии. Собирал народные песни в …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Литературной энциклопедии:
    1. см. « Ядвигин ». 2. Иван Семенович (псевдоним Нечуй) — украинский писатель второй половины XIX века. Р. …
  • КУЛЫК в Литературной энциклопедии:
    Иван Юлианович — современный украинский пролетарский поэт. Р. на Киевщине в семье деревенского учителя. Приняв участие в революционном движении …
  • ЗЕРОВ в Литературной энциклопедии:
    Микола Костевич — современный украинский критик, историк литературы, переводчик и поэт. Р. в семье учителя, окончил Киевский университет, с …
  • ДНИПРОВСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Иван — украинский драматург, поэт и беллетрист. Р. в крестьянской семье, окончил 6 классов гимназии и филологический факультет Каменец-подольского …
  • ВЫШНЯ в Литературной энциклопедии:
    Остап (псевдоним Павла Михайловича Губенко) — популярный современный украинский писатель-юморист. Родился в крестьянской семье на Полтавщине, в местечке Грунь …
  • СЛОБОДСКИЕ КАЗАКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    казаки, казачье население, проживавшее на территории Слободской Украины. Начало С. к. положили украинские казаки, переселявшиеся сюда уже в …
  • РУБКИ ЛЕСА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    леса, вырубка деревьев и удаление их из леса с целью получения древесины, а также возобновления, оздоровления и повышения продуктивности леса. …
  • ПОЛК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1) воинская часть различных родов войск и специальных войск во всех видах вооруженных сил; организационно самостоятельная боевая, административная и хозяйственная …
  • ИЗЮМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    город в Харьковской области УССР, на р. Северский Донец. Железнодорожная станция на линии Харьков - Красный Лиман. 51 тыс. жителей …

Изюмский шлях – один из главных путей, которым пользовались крымские татары для набегов на Русь в XVI–XVIII вв. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» их «выбивают» именно с Изюмского шляха.

Изюмский шлях являлся разветвлением Муравского, который из Крымской перекопи шел до Тулы между верховьями множества рек и речек, почти не пересекая ни единой из них. Эта древняя дорога (Изюмский шлях) упоминается в «Слове о полку Игореве» и летописи 1571 года, периода правления Ивана Грозного, который примерно в это время дал титул «Великий». В нынешнем восприятии, история Русской Америки и Великого Устюга неотделимы от знаменитой первой советской рок-оперы « », созданной вместо музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве», чьи действия происходили на Изюмском шляхе.

II. От «Слова о Полку Игореве» до «Юноны и Авось»

Изначально, режиссёр Марк Захаров предлагал тогда молодому поэту Андрею Вознесенскому создать музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве » по музыкальным импровизациям на темы православных песнопений композитора Алексея Рыбникова. Андрей Вознесенский отверг идею «Слова о полку Игореве» и предложил свою поэму «Авось! ». Марк Захаров дал согласие, Алексей Рыбников был выбран композитором. Так из «Слова о полку Игореве » родилась легендарная рок-опера «Юнона и Авось» .

История «Слова о Полку Игореве»

«Слово о Полку Игореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова») – самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета – неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века. Автор – неизвестен, по одной из версий им был Рыльский князь. В Рыльске родился Григорий Шелехов (1747–1795), чья жена и два зятя создали после его смерти «Российско-Американскую Компанию ». Первый зять – Николай Резанов стал главным героем «Юноны и Авось» .

Проникнутое мотивами славянской народной поэзии и языческой мифологии, по своему художественному языку «Слово» резко выделяется на фоне древнерусской литературы и стоит в ряду крупнейших достижений европейского средневекового эпоса. Рукопись «Слова» (входившая в состав сборника из нескольких литературных текстов) была обнаружена в конце XVIII века в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров памятников русской старины - графом Алексеем Мусиным-Пушкиным.

Плач Ярославны считается одним из самых поэтических мотивов «Слова». На городском забрале в Путивле (недалеко от Курска) Ярославна рано плачет: «полечю зегзицею (кукушкою) по Дунаю, омочю бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Она обращается к ветру, к Днепру-Словутичу, к светлому, тресветлому солнцу. Ветер развеял ее радость по ковылию, Днепр может только нести ее слезы до моря, а солнце в поле безводном русичам жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им тулы с стрелами заткнуло.

История создания рок-оперы «Юнона и Авось»

Сюжет «Юноны и Авось» закручивается вокруг реальных событиях и посвящен путешествию русского государственного деятеля, графа Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско. «Юнона» и Авось» - одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров). В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.

В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Захарову понравилась музыка, и тогда же возникла идея создать на ее основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве», но это предложение было отвергнуто Андреем Вознесенским: «Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется „Авось!” о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме ». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что согласен и что мы сделаем оперу, причем выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор».

Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам. Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, затем в Германии, Голландии и других странах. В последствии опера была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее. В «Ленкоме» более чем за четверть века спектакль выдержал сотни представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Исполнители главных ролей несколько раз менялись, хотя в роли Николая Резанова неизменно, до несчастного случая, выступал Николай Караченцов, сейчас в роли графа – сменивший его Дмитрий Певцов.

III. Святогорская Лавра

Святогорский район (Изюмский шлях) считается местом битвы князя Игоря с половцами в 1185 году на речке Каяла. По одной из версий она состоялась на территории нынешнего села Макатыха Славянского района. Здесь князь Игорь попал в плен к половцам и бежал с него.

Святогорск, Лавра, Потемкин и Рерих

Первым населенным пунктом Донбасса считается Святогорский монастырь , письменное упоминание о котором относится к 1642 году. В ХVII веке в краю становится выгодна добыча каменной соли и в 1676 году на соляных озерах возникает первый город Донбасса - Соляное (Славянск). Также, Донбасс - один из старейших угледобывающих районов на планете.

Главные храмы Святогорской Лавры - Свято-Успенский и Троицкий. Внешние мозаики Троицкого монастыря были созданы по эскизам Николая Рериха .

Лавра расположена на высоком меловом правом берегу Северского Донца (т. н. Святые горы ), в черте Святогорска, который расположен возле границы трёх областей - Донецкой, Харьковской и Луганской.

Святогорский монастырь (Пушкинские Горы) – основан по приказу Ивана Грозного. А. С. Пушкин похоронен на родовом кладбище за алтарем главного собора этого монастыря.

При Григории Потемкине-Таврическом, в XVIII веке, образованный здесь веком ранее монастырь был упразднен, а само место Екатериной II было передано в собственность графу и его потомкам. Потемкин попросил императрицу подарить ему Святогорскую «дачку» и «рощицу». На одной из гор рядом с монастырем Потемкин построил роскошный дворец, а также велел построить на берегу живописного озера купальни для своих именитых гостей. Такие купальни в те времена назывались банями. Отсюда озеро и селение, возникшее на его берегу, получили название «Банное». Оно быстро стало излюбленным местом плотских развлечений столичной аристократии, богатых купцов и помещиков. Это стало одной из причин возобновления здесь монастыря в XIX веке. Тем не менее, нынешний план застройки Святогорска предусматривает возврат к Потемкинским временам, т. е. в течение нескольких десятилетий Святогорск должен превратиться в фешенебельный курорт с аквапарком, отелями от 3 до 5 звезд и прочими атрибутами курортной роскоши.

В 1964 году село Банное было переименовано в Святогорск . До сих пор Святогорск является популярным курортом, на территории которого размещены детские оздоровительные центры, пансионаты, дома отдыха, санатории.

Памятник Артему на территории Святогорской Лавры

Памятник революционеру Артему (Ф. А. Сергееву), другу и соратнику Сталина, расположен на территории Святогорской Лавры, над изгибами реки Донец, на самой высокой меловой горе, на месте уничтоженной церкви.

27 -метровый памятник Артёму был установлен в 1927 году.

Авангардная работа скульптора Ивана Кавалеридзе в стиле кубизма выдержала даже Великую Отечественную войну – немцы не тронули памятник.

Памятник Артему резко контрастирует с соседним монастырем.

На памятнике расположена надпись – выразительная цитата из выступлений пламенного Артема: «Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо! »

Святогорская Лавра

Кроме наземных строений имеются меловые пещеры. Пещеры в меловых выступах были заселены монахами-пустынниками, которые жили здесь по некоторым данным с XI века и выполняли военные обязанности, связанные со слежением за передвижениями татар в сторону России.

Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна.

Около 1624 года здесь был основан Святогорский Успенский монастырь.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну.

В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По некоторым данным, Потемкин был морганатическим (тайным) супругом Екатерины II и у них была дочь. Екатерина II дарит Потемкину Аничков дворец, Именно в Аничковом дворце состоится первая елка в России.

На одной из меловых гор на правом берегу Северского Донца Григорий Потемкин построил дворец, на берегу озера в пойме реки - купальни для гостей. Отсюда происходит название озера, и селения на его берегу - Банное . Местность и открытые здесь минеральные источники пользовались славой лечебных.

В иконостасе монастырского храме Успения Божией Матери находится икона «Устюжское Благовещение», получившее широкую известность во времена правления Ивана Грозного.

В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. Елена Глинская – мать Ивана Грозного, с которой связываю усадьбу Глинки, в которой после отставки жил Яков Брюс.

Чарующая природа Святогорска вызывала восхищение у многих русских и украинских писателей, художников и композиторов, побывавших здесь в свое время. Антон Павлович Чехов восторгался необычайной красотой этого уголка, назвав его «Донецкой Швейцарией».

Илья Репин, родившийся и выросший в г. Чугуев (см. ниже) на Донце, на котором стоит Святогроская Лавра, оставил много пейзажей, воспевающих раздолье этой древней реки. Этюд Ильи Репина «Вид Святогорского монастыря на Донце» хранится в фондах Третьяковской галереи, также как и его известная картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1870-1873).

В 1934-1935 гг. в Святогорске побывал со своими воспитанниками педагог и писатель Антон Макаренко ; здесь он работал над второй частью «Педагогической поэмы ».

IV. Чугуев и Космос

Чугуев расположен в Харьковской области и знаменит своей связью с двумя российскими космонавтами:

1. Леонов Алексей Архипович – первый человек Земли, вышедший в открытый Космос, в 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ). В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов с номером 11 . Леонов был руководителем программы облета Луны и посадки на нее, а также командиром экипажа этого, к сожалению, не состоявшегося полета: в Политбюро решили, что быть вторыми на Луне после американцев – не престижно.

2. Волков Сергей Александрович – российский лётчик и космонавт, уроженец Чугуева, сын харьковского космонавта Александра Волкова, первый в мире космонавт во втором поколении. Родился 1 апреля 1973 года. Первый полёт - Союз ТМА-12, 8 апреля 2008.

В 1965 году космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев (из Вологды) в ходе полета на космическом корабле «Восток-2» выполнили выход человека в открытый космос. Этот полет вошел в историю первым выходом человека в открытый космос и первой посадкой космического корабля в ручном режиме. Начало выхода в космос произошло в то время, когда корабль находился над Египтом Выход закончился, когда корабль пролетал над Якутией ).

Город Чугуев и путешествия во времени

Чугуев основан белгородским воеводой между 1540 и 1627 годом. Согласно В. В. Пассеку (Очерк истории Харьковской губернии), построен по приказу царя Ивана Грозного (то есть до 1584) на правом берегу Донца в 120 верстах от Белгорода.

В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» татар «выбивают» именно с Изюмского шляха. В квартире Шурика на стене висит мистическая картина уроженца Чугуева Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1870-1873). Свой царский посох Иван Грозный не раз в ней приложил к спине заносчивого режиссера Якина. Съемки фильма производились в доме на улице Новокузнецкой, а сегодня практически напротив этого дома расположился магазин «Путь к себе ».

V. Илья Репин и Запорожцы

Знаменитый уроженец Чугуева – Илья Репин, благодаря картинам которого западные критики признали существование русской живописи. До этого считалось, что в России есть отдельные мастера, но нет значимой художественной школы. Репин создал несколько десятков исторических и жанровых полотен. Его имя для многих стало символом русской живописи.

Илья Репин, зная казачество изнутри, его обычаи и славную историю написал известную картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану » (1880–1891). Художник использовал в качестве натурщика киевского губернатора, чей облик в представлении Репина соответствовал внешности народного героя. Другой работой Ильи Репина была «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», написанная в 1883–1885 годы и ставшая одной из самых известных и противоречивых картин художника. На картину Репина до сих пор ссылаются, словно на летопись или фотографию, хотя в исторических документах нигде не упоминается о сыноубийстве. Ее придумал легат Папы Римского, известный интриган Антонио Пассевино, желавший отомстить Ивану Грозному за его решительный отказ в посредничестве Папы Римского в перемирии или прекращении Ливонской войны в обмен на подчинение Папе Русской Православной Церкви. Делая первые эскизы картины, художник даже не подозревал, что работа над ней вызовет у него тяжелый недуг.

Само грандиозное полотно было задумано и начато в Москве, а завершено в Санкт-Петербурге. «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 г.» – под таким названием картина сейчас выставлена в Государственной Третьяковской галерее. В прошлом у нее были и другие наименования, например, «Сыноубийца» – авторское название полотна. В каталоге проходившей в 1885 году в доме князя Юсупова на Невском проспекте XIII Передвижной выставки, на которой она впервые экспонировалась, картина называлась «Иван Грозный и сын Его Иван». В Москве к названию еще и прибавили дату: «16 ноября 1581 г.». С тех пор это официальное наименование полотна. В народе часто звучит еще одна версия: «Иван Грозный убивает своего сына».

Для царя Ивана Грозного Илье Репину позировали: художник Г. Г. Мясоедов, композитор П. И. Бларамберг, чернорабочий с Литовского рынка. Моделями для головы царевича Ивана были писатель В. М. Гаршин и художник В. К. Менк. Однако, картина сильно не понравилась императору Александру III и его окружению, в результате чего была запрещена к показу, тем самым став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской Империи.

Историки и исследователи все пытаются найти истину – убивал ли Иван Грозный своего сына или нет. Александр Городницкий, написавший песню «Атланты», ставшую неофициальным гимном Санкт-Петербурга, указывает, что первое сыноубийство мог совершить праотец трех монотеистических религий – иудаизма, христианства, ислама – Авраам, не знавший, что Бог заступится за его сына.

Я вижу старинный московский дворец
И кровь на подушках дивана.
Там сына родной убивает отец,
Иван убивает Ивана.
Убийца, себя истребляющий сам,
Его обвинять не рискую, –
Виною всему праотец Авраам,
Замысливший жертву такую,
Который, не в силах любовь побороть,
Готов на посмертную муку,
Не зная о том, что удержит Господь
Его занесённую руку.
Я слышал однажды: как нерв напряжён,
Безлюдной вечерней порою,
Безумец ударил картину ножом
И крикнул: «Достаточно крови!».
И там, где отметина эта видна.
Где лезвие холст разрезало,
Всё капает, капает кровь с полотна
На плинтус музейного зала!

Александр Городницкий

В обращении к теме запорожцев Илье Репину, который и сам в достаточной мере знал историю Украины и был уроженец Чугуева, помогал историк Дмитрий Яворницкий. Именно он познакомил Репина в 1870-х годах с копией письма, написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов.

Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. В частности, для центральных персонажей художник выбрал историка Дмитрия Яворницкого – писарем, атаманом Иваном Серко – киевского генерал-губернатора Михаила Драгомирова, чей облик в представлении художника соответствовал внешности народного героя. Для смеющегося казака в белой папахе красном кафтане позировал писатель Владимир (родом из Вологодского края), в образе которого на картине изображен Тарас Бульба – герой Николая Гоголя, любившего молиться в Храме святителя Николая в Старом Ваганькове, построенном в 1531 году в честь рождения Ивана Грозного.

В храме имеется икона Прокопия Праведного – предка рода , причисленного к лику святых при Иване Грозном. На территории храма находится мраморный бюст последнему царю Романову, время от времени мироточащий. Имеется также уникальная фреска – явление Николая Чудотворца Ивану Грозному накануне взятия . Этот район Москвы, включая место нынешнего Храма Христа Спасителя, были частью Опричной Слободы, где проживал Иван Грозный после разделения Руси по принципу дуальности на Опричнину (Дух) и Земщину (Материя).

Иван Грозный, «вышибавший» Крымского хана с Изюмского шляха, не раз сам молился в данной церкви. Крымский хан действительно безобразничал на Изюмском шляхе в 1571 году, да так, что сжег Опричный дворец Ивана Грозного, который располагался на месте нынешнего Дома Пашкова – одного из известнейших символов Москвы, ныне принадлежащий Российской государственной библиотеке. Именно на крыше этого дома другой герой Михаила Булгакова – Воланд объяснял Левию Матвею об игре Света и Тени, т. е. по сути – . Михаил Булгаков, написавший пьесу «Иван Васильевич» в 1934-1936 годах, по которой Леонид Гайдай в 1973 году снял комедию «Иван Васильевич меняет профессию», знал, где разместить Воланда, посетившего Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, «историка», чтобы посмотреть, насколько изменились москвичи. Действительно, каждый из тех деятелей с кем он встречается, получает от адской братии воздаяние по делам своим, а Мастер, в конце концов, обретает «покой» со своей возлюбленной Маргаритой.

После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом, картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в 1892 году купил император Александр III, в правление которого достроили и освятили Храм Христа Спасителя, на своде главного купола которого находится загадочная фраза «Свят Свят Свят ».

Примечательно, что Храм Христа Спасителя был построен на месте монастыря, который основал здесь Иван Грозный. Так сплелись судьбы Нибиру, Изюмского шляха, Крымского хана, Ивана Грозного, Ильи Репина, Николая Гоголя, Ивана Серко и Тараса Бульбы, изображенных на вышеуказанной картине.

Заслуживает отдельного внимания атаман Иван Серко , изображенный на картине Репина в центре (с усами и трубкой):

За всю историю Запорожской сечи это единственный кошевой атаман, которого избирали 8 раз подряд в должность.

За период пребывания в должности атамана провёл около 55 больших и малых сражений.

В 1676 году Иван Серко подписал письмо запорожцев к турецкому султану Мехмету IV (запечатлён на картине Ильи Репина).

Атаман отличался великодушием и редким бескорыстием, никогда не преследовал слабого врага, а после войны никогда не брал на себя военной добычи. На войне он был беззаветно храбр и удивительно изобретателен. Имя его было окружено ореолом непобедимости. Одержал ряд блестящих побед над Крымским ханством, поляками и Петром Дорошенко при Перекопе, в Капустяной долине и близ Умани.

Серко представлял собой тип истинного запорожца. Он был храбр, отважен, страстен, не всегда постоянен, не всегда верен своим союзникам; он любил по временам погулять и сильно выпить и во хмелю показать свой казацкий гонор.

Командовал казачьим полком во Французских войсках, которые возглавлял принц Конде, в войсках которого служил известный мушкетер Д’Артаньян – герой знаменитой трилогии Александра Дюма-отца.

Иван Серко умер в 1680 году и был похоронен со всеми почестями близ Чертомлицкой Сечи (ныне − село Капуловка в Никопольском районе Днепропетровской области). В 1968 году останки Ивана Серко эксгумировали. Скелет перезахоронили у села Капуловка, а череп Серко доставили в Москву, в мастерскую известного академика Герасимова, занимавшегося реконструкцией портретов исторических личностей по их черепам и костным останкам (включая Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Тимура и др.). Благодаря Лебединской, ученице Михаила Герасимова, была восстановлена внешность атамана Серко.

VI. Скифы и Наги

На высокой горе на Клебан-Быке, в Донецкой области, сегодня стоит памятник Колоксаю – герою скифской мифологии, который хотя и был младшим среди трех братьев, получил верховную власть и стал родоначальником царских скифов. Липоксая, Арпоксая и Колоксая положили начало разделению скифского общества на роды.

Отец истории Геродот излагает две версии легенды о происхождении скифов. Согласно первой, в необитаемой земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери Борисфена (р.Днепр) рождается первый человек по имени Таргитай. Три его сына – Липоксай, Арпоксай и Колаксай – становятся родоначальниками различных частей скифского народа. В царствование сыновей Таргитая с неба падают золотые предметы – плуг с ярмом, секира и чаша. При попытке двух старших братьев овладеть ими, они воспламеняются, и лишь когда к ним подходит младший брат, золотой огонь гаснет, и Колаксай овладевает небесными дарами. После этого старшие братья соглашаются отдать царство Колаксаю.

Персонаж, аналогичный Таргитаю, у греков именуется Гераклом. Поэтому, по второй версии, Геракл после совершения ряда подвигов попадает в Скифию и утомленный засыпает. Проснувшись, он обнаруживает пропажу своих лошадей. Поиски приводят Геракла в пещеру, где обитает фантастическая полудева-полузмея (прекрасная нагиня), которая соглашается вернуть ему лошадей, если он вступит с ней в любовную связь. От этого союза Геракла и женщины-змеи рождаются три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. По достижении зрелости только младший из трех братьев (Скиф) смог выдержать испытание – натянуть отцовский лук и опоясаться отцовским поясом с прикрепленной к нему чашей. Поэтому младший брат остается в стране, а старшие изгоняются на чужбину.

Каким бы не было происхождение скифов, версия, что их прародительницей была женщина-змея ведут в древнюю Индию, где жили (люди-змеи), изображения которых присутствуют на многих храмах, включая храм бога Солнца Сурьи в , где вместе с женщинами-змеями он изображается в образе скифа в сапогах.

В индийских источниках представление о Нагах – божественных змеях – смешивается с представлением о Нагах – исторических племенах, живших на северо-западе Индии еще до прихода туда ариев. «Нагадвипа» («страна нагов») рассматривалась как одна из девяти областей Бхаратаварши, т. е. Индии. С корнем «нага» связано большое число индийских топонимов. В ведийской и индуистской мифологии наги считались детьми Кашъяпы – божественного мудреца (риши), автора нескольких гимнов «Ригведы» и духовного внука бога Брахмы. С тех пор наги считаются мудрецами и магами, им принадлежит подземный мир – патала, где находится их столица Бхогавати и где они стерегут несметные сокровища земли. В человеческом облике Наги часто живут среди людей, причем их женщины – нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся женами смертных царей и героев, как это произошло в случае с родоначальником скифов.

Также, Таргитая часто связывают с хеттским богом грома и молнии. Хотя были индоевропейцами или , возможно связанными с , в своих библиотеках они сохранили многое из наследия шумеров, многое из которое пришло с .

Геологические памятники

Особый интерес на Изюмском шляхе представляет геологический памятник природы «Клебан-Быкское обнажение», площадью 60 гектаров с выходами на поверхность очень древних горных пород, которые образовались в прибрежных участках старинного Пермского моря.

Помимо «Клебан-Быкского обнажения», в состав регионального ландшафтного парка входит геологический памятник общегосударственного значения «Дружковские окаменевшие деревья», чей возраст оценивается около 250 миллионов лет. Дружковские деревья являются, по всей видимости, рекордсменами по возрасту (палеозой, карбон). По внешнему виду окаменевшие деревья похожи на свежеспиленные, только гораздо тяжелее древесины и просматриваются кристаллы кварца. Они росли в лесу карбонового геологического периода, затем были ураганом вырваны с корнем и упали в реку. В воде деревья находились без контакта с воздухом и поэтому не разлагались. Со временем на месте леса образовалось море. Дружковские окаменевшие деревья оказались под толщей осадочных пород, но морская вода просачивалась к ним. Морская вода вымыла из стволов органические вещества, вместо них в стволах накопились минеральные вещества. Окаменение длилось тысячи лет.

Такие палеонтологические находки, подобные залегающим в толще осадочных пород под Алексеево-Дружковкой, встречаются на земле очень редко. Одно из таких явлений природы отмечается еще в пустынном районе американского штата Аризона, США.

VII. Артемовск

Артёмовск расположен на реке Бахмут, в 89 километрах к северо-востоку от Донецка. Основан в 1571 год, в правление Ивана Грозного как пограничная «Бахмутовская сторожа», позже превратившаяся в укреплённую слободку. В 1701 году Петр I приказал построить на Бахмуте крепость и переименовать слободу в поселок (острог) Бахмут. Поселение образовалось здесь в XVII столетии; в 1703 году построена крепость. Если первым населенным пунктом Донбасса считается Святогорский монастырь , письменное упоминание о котором относится к 1642 году, то вторым – Артемовск , тогда – Бахмут, возникший в 1702 году, т. е. за год до основания Петербурга.

До 1924 года город имел название Бахмут, по названию реки, на которой расположен. Переименован в честь революционера Артема (Ф. Сергеева) , памятник которому стоит на территории Святогроской Лавры (см. выше). В Артемовске расположен «Артемовский завод шампанских вин» – одно из крупнейших в Европе предприятий по производству шампанского традиционным бутылочным способом, национальная гордость Украины. Весь цикл производства расположен под землей, в «сказочных» пещерах на глубине более чем 72 метра, а вся площадь пещер простирается на 26 га.

В Иерусалиме есть музей памяти жертв фашизма «Яд-Вашем». При входе на стене перечислены названия городов, где больше всего погибло евреев в годы второй мировой войны. Там есть и Артемовск, где фашисты в 1941 году уничтожили самым зверским образом свыше 3000 евреев, заживо замуровав их в шахте №46 алебастрового комбината – огромный, около 1000 м 2 подземный туннель. После войны, в 1950 году бывшие шахты, где добывался гипс были переданы заводу для хранения шампанских вин. Теперь в подвале Артемовского завода, на глубине 70 метров, имеется мемориальный комплекс «Стена плача» в память о заживо замурованных здесь фашистами евреях г. Артемовска. Мемориал открыт 12 января 1999 года и представляет собой скульптурное изображение женщин, символизирующих горе, страдание, скорбь. На груди у каждой колокол, который не дает памяти уснуть. Всего около 15 000 артемовцев погибли от рук гитлеровских палачей.

VIII. Кремний

В Донецкой области (по территории Изюмского Шляха) много меловых гор, но скалами называют только две Святогорская (см. ) и Белокузьминовка . Последняя расположена в 15 км к востоку от Краматорска, возле села Белокузьминовка Константиновского района. Расположенные в Белокузьминовке меловые скалы имеют возраст 90 миллионов лет и чем-то напоминают знаменитые Красноярские Столбы. Породы сложены вертикальными меловыми слоями и горизонтальными кремневыми прожилками. Некоторые скалы по форме напоминают пальцы или паруса. Обнажение мела поднимается на высоту более 25 метров, а на восточной окраине обнажения стоит гора Меч. Очень интересна структура скал: белый мел с прожилками кремния, которому отводят огромную роль в формировании тела человека Будущего, когда будет происходить переход от углеродной основы человеческого тела (как сегодня) к кремневой.

Кремний производится на заводах в г. Каменск-Уральский (Свердловская область) и г. Шелехов (Иркутская область), названный так в честь Григория Шелехова, на базе компаний которого его жена и два зятя создали в XVIII веке «Российско-Американскую Компанию» для освоения Русской Америки (Аляски).

Сегодня кремний играет ключевую роль в развитии нашей цивилизации:

Ни один из современных компьютеров не существовал бы без кремния.

Кристаллический кремний является основным сырьевым материалом для электроники и солнечной энергетики.

На основе кремния и его соединений создано промышленное производство керамики, стекла, цемента, без которых немыслимо современное общество.

Кремень – камень, положивший начало человеческой цивилизации. На всём протяжении каменного века кремень служил материалом для изготовления орудий труда и охоты, с его помощью добывали огонь. О целебных свойствах кремня упоминается в трактатах древних философов.

Значение кремния для человека

Кремний является основным элементом, продлевающим жизнь и работоспособность практически всех систем организма.

При недостатке кремния в организме человека нарушается баланс энергообеспечения. Являясь пьезоэлементом, он превращает один вид энергии в другой: механическую в электрическую, световую в тепловую.

Именно кремний лежит в основе энергоинформационного обмена в космосе и на Земле . Ибо человек – порождение земных и космических стихий – является уникальной биоэнергоинформационной системой.

Кремний необходим для регенерации соединительной ткани, которая составляет более половины всех тканей нашего организма для передачи нервных импульсов от мозга к каждому органу, каждой клеточке организма и т. д.

В конце 70-х, в Стокгольме Нобелевским комитетом кремний был признан элементом жизни и было отмечено, что без кремния не возможна высокоразвитая жизнь.

IX. САУР

Саур-могила – это одна из высочайших точек Донецкой области. Высота кургана составляет почти 278 метров над уровнем моря. Саур-могила видна на расстоянии 30-40 километров из-за того, что окружающая местность относительно ровная. В 90 километрах на юг находится море. Интересно, что верхняя часть кургана был насыпана во втором тысячелетии до нашей эры, как считается, жившими здесь племенами. Насыпная часть имеет высоту 4 метра и диаметр 32 метра.

Несмотря на полученный в 1936 году статус памятника древности, перевод названия не известен. Ни в русском, ни в украинском, ни в тюркском языках нет слов «Саур » или «Савур». Зато на санскрите, « » означает «солнечный», «божественный».

Есть информация о представителях планеты . Последние буквы этого слова (как и «саур») — это названием шумерского города – родины Авраама (праотца иудаизма, христианства, ислама) и названию нашей планеты в Космосе – Ур антия.

В книге Барбары Хэнд-Клоу «Плеядеанская программа» описывается Саур ианская раса рептилий с Венеры, имеющих очень тесную связь с людьми, а также об экспериментах нибируанцев в Ур е по ускорению развития человеческого сознания с помощью .

Уже ни для кого не секрет, что нет такого села, через которое, по данным местных краеведов, не проезжала бы императрица Екатерина II , и не проходил бы Муравский шлях. При этом, никто из постулирующих подобные утверждения, не отягощает себя поисками документального подтверждения сей информации. И никого не смущает тот факт, что большинство наших сёл, якобы возникших на Муравском шляхе, начали своё существование через 100-200 лет после того, как Муравский шлях стал приходить нашим пращурам исключительно в кошмарных снах.

Именно в кошмарных! Ваш покорный слуга отнюдь не оговорился! В русскоязычной википедии с замиранием сердца читаем: «Муравский шлях или Муравская сакма - один из главных путей (дорога , сакма ) нападения и торговли крымских татар и ногайцев в XVI - начале XVII веков на Великое княжество Московское ». Поскольку к началу XVII века российские передовые отряды стояли уже в Изюме, на Торе (т.е. в Славянске) и в Бахмуте, а западнее и юго-западнее хозяйничали запорожские казаки, то Муравским шляхом нападали и на территории современной восточной Украины. Как видим, лет 400-500 назад торговать здесь, а тем более - закладывать населённые пункты вдоль Муравского шляха, было крайне опасно. Но главное совсем не это: как можно утверждать, что Муравский шлях проходил через село Имярек, даже при условии точнейшей (плюс-минус три версты) идентификации шляха, если последнее было основано в тысяча девятьсот лохматом году? Какое, простите, отношение тогда имеет село Имярек к Муравскому шляху? И какая преемственность от шляха к селу может просматриваться в таком смелом заявлении?

А вот, что пишет о Муравском шляхе украиноязычная википедия: «Муравский шлях - один из важнейших стратегических путей 16-18 веков, который проходил с Южной Украины на север к границе с Московским государством. Этимология названия связана с травой-муравой или спорыш (Polygonum). На месте разрушенных горизонтов почвы вырастает совсем другой состав трав, отличный от обычной степной растительности. Мурава являлась своеобразным индикатором дороги. Низкорослая трава росла именно в местах с бедными почвами ». Первая и главная подсказка: широкой проторенной дороги, дорожных знаков и указателей вдоль того, что ранее называлось Муравским шляхом, попросту не существовало! Главный ориентир, согласно данным источника, - спорыш, по которому и совершали дружинники, татары, казаки и прочие временные обитатели «Дикого поля» марш-броски в направлении Москвы или Перекопи.

И ещё. Основать село на Муравском шляхе было невозможно, поскольку у него не было чёткой трассы. Ну не существовало её, - хоть Вы деритесь! Спорыш разрастался на довольно обширной территории. Да и историки рисуют нам направления Муравского шляха, самые что ни на есть, различные! О чём это говорит? На Муравском шляхе не было никакой грунтовки, по которой можно было безошибочно неподготовленному путнику доскакать до места назначения. Путники шли от одного ориентира к другому вдоль разросшейся муравы практически «напóмацкы». Можно было ориентироваться по солнцу, ветру, курганам, рекам, балкам… по спорышу, наконец. Вряд ли можно было, не отклоняясь от условной оси шляха, пройти в одном направлении дважды. Уверен, что фраза «в России нет дорог, а есть одни направления» корнями именно из таких «магистралей», подобных Муравскому шляху.

Отдельные исследователи старины указывают, что Муравский шлях появился задолго до печальных событий «в XVI - начале XVII веков ». Ряд «толкователей» незабвенного «Слова о полку Игореве» указывают, что Игорь в 1185 году шёл на половцев именно Муравским шляхом. А в 1223 (или в 1224?) году Муравским шляхом проскакала дружина богатырей Алёши Поповича, - чтобы погибнуть на Калке в неравном бою с неизвестными доселе монголо-татарами. Но это - уже далеко не предмет нашей беседы.

А сейчас - об общем направлении Муравского шляха. Некоторые исследователи старины трассируют его в направлении село Гришино - Доброполье - Александровка - станция Дубово, а в направлении Селидово - Новоэкномическое - Октябрьское - село Очеретино - Барвенково - Изюм - знаменитый Изюмский шлях. Насколько эти утверждения коррелируют с документами ушедшей эпохи?

Согласно «Книге Большому Чертежу», Муравский шлях, проходил от Тулы до Перекопи через район современного города Лозовая. Имелись следующие указатели: «А на речке на Терновке стоит человек камен, а у него кладут из Белгорода станичники доездныя памяти, а другие памяти кладут на Самаре у дву девок каменных; а от каменного человека до Самари верст с 30. А от Самари до Волчьих Вод верст з 20; а Волчьи Воды пали в Самарь. А ниже Волчьих Вод пала в Самарь река Бык, от Волчьих Вод верст з 10… А вверх по Быку дорога Муравская ».
Итак, от реки Терновка до «дву девок каменных» на Самаре - 30 вёрст, плюс 20 вёрст - до Волчьих Вод и 10 вёрст - до Быка. Достаточно запутанное описание: река Бык впадает в Самару не ниже, а выше Волчьей, и между ними никак не 10 вёрст.

Если же предположить, что Волчьи Воды - это не Волчья, а речка Водяная, левый приток Самары, то картина становится более ясной. Ведь в некоторых дореволюционных документах (например, в «Пояснительной записке к сооружению Руднично-Лозовской железной дороги» И.П.Табурно) речка Водяная указывается именно как Волчья. А ещё может быть, что это Водяная в совокупности со своей «сестрой» Гнилушей. «Человек камен» мог располагаться в районе современного пгт Близнецы, у истока Терновки, откуда «дорога Муравская» могла направляться по водоразделу Днепра и Дона через район станции Дубово к реке Самара, где находились «две девки каменные». От Близнецов до Александровки по водоразделу и затем по Граничной балке - около 35 км, то есть примерно 30 вёрст. Далее: «вёрст з 20» соответствует длине речки Водяной от Самары до истока в районе Нововодяного. И от истока Водяной до речки Бык - «вёрст з 10»; и Бык, действительно, впадает в Самару, которая «Самарь», ниже Волчьих Вод, «которые Водяная».

Ключевое словосочетание здесь, конечно же, «если предположить». Сам «большой чертёж», - то бишь, карта государства Российского, которому и посвящена «Книга...», и который мог бы пролить свет на трассировку Муравского шляха, увы, утерян. Зато сохранилась карта Г.Боплана, где этот самый шлях указан. Карта довольно запутанная - здесь сверху указан юг, а не север, как мы привыкли это видеть на остальных картах. Зато на карте указаны реки Самара, её притоки Волчья, Терновка, Чаплинка, Бык, Бычок, и дорога Муравская (Morasky Szlac) пересекает верховья Волчьей и Самары, но проходит немного восточнее рассматриваемой нами трассы, - не говоря уже о селе Муравка Покровского района, которое местные краеведы связывают с прохождением шляха именно здесь.

С высокой вероятностью можно предполагать, что система троп под общим названием «Муравский шлях» проходила через Покровский (Красноармейский), Добропольский и Александровский районы в их центральной и восточной части. Восточной «оконечностью» данного направления можно считать «Днепрово-Донской шеломянь» то есть водораздел бассейнов рек Днепр и Дон. По нему и немного западнее, цепляя истоки и верхнее течение речек Бык, Водяная и Самара, проходит железная дорога Покровск - Дубово. Шлях должен был пересекать реки именно в верхнем течении: с одной стороны, не должно было быть крупных водных преград, а с другой - нужно было напоить коней, помыться и т.д. Ещё западнее проходила старая дорога из Гришино в Доброполье, и далее на Барвенково. Столетие назад её называли «большой проезжей». Правда, современное шоссе в направлении Покровск - Барвенково проходит несколько по-иному, но это - уже совсем другая история. Не хотелось бы давать современным коммуникациям громкие названия «современное воплощение Муравского шляха» и т.п., - чтобы не получилось, как с нашими сёлами.

Если «Книга Большому Чертежу» позволяет, пусть и с массой предположений, провести трассу Муравского шляха через район райцентра Александровка (то есть, через наши края), то с Изюмским шляхом ситуация более печальна. Известно, что Изюмская дорога проходила левее дороги Муравской (если смотреть с севера на юг). Второй ориентир - от Изюма до Муравской дороги - «вёрст з 40… верх реки Орели». От города Изюма до реки Орели в районе современной станции Краснопавловка намного больше 40 вёрст! Южнее Северского Донца описание Изюмской дороги довольно «размыто», и явно не позволяет «выгнать крымского хана с Изюмского шляха»… Простите, - шутка явно неуместна, - правильно было бы сказать «трассировать «Изюмский шлях» по водоразделу Самары и Маячки, и далее на Казённый Торец».

Итак, доступные источники позволяют идентифицировать трассу Муравского шляха лишь приблизительно, потому что... трассы-то, как таковой, у шляха не было.

Отдельные исследователи называют Муравский и Изюмский шляхи чумацкими. Действительно, по документам середины XIX века можно довольно точно трассировать: «большую чумацкую Харьковскую дорогу», проходящую через территорию современных сёл Анновка и Грузское Добропольского района; «большую чумацкую дорогу на Харьковскую и Великороссийские губернии», проходящую через район современных Спасско-Михайловки и Шестаковки Александровского района; «большую Мариупольскую Крымскую чумацкую дорогу», проходящую через Селидовку, Сонцовку, Андреевку. Это - в общем направлении Гришино - Барвенково, Изюм - Селидовка - Крым. Но к событиям XVI - XVII веков приставка «чумацкий» («-ая») вряд ли имеет какое-либо отношение. Хотя…

Чумацкий промысел существовал в Украине с тех самых времён, когда и казачество, - с XVI века. Все наслышаны рассказами, как чумаки возили из Крыма соль в Речь Посполитую и Российское государство. Но чумацкой в XIX веке называли и доставку угля волами. Профессор А.А.Гапеев уже в советские годы указывал: «Пласт угля… разрабатывавшийся когда-то давно, «когда уголь ещё на волах возили ». Поди-разберись, почему дороги в документах середины XIX века называли «чумацкими»…