Значение имени Ася: что означает имя, какой характер у его обладательницы? Происхождение и история имени Ася. Почему не сложились отношения между Асей и господином Н.Н.? (по повести Тургенева «Ася») Ася произведения связанные с именем


Повесть И. А. Тургенева «Ася» - настоящее наследие русской литературы о любви. Оно повествует о невозможности любви, счастья, о несбывшихся мечтах и неоправданных надеждах. В какой-то степени тема любви прослеживается во всех произведениях Тургенева.

Большинство героев Тургенева подвержены испытанию любовью, чувствами.

Именно оно оказывается самым главным и сложным, иногда даже непреодолимым, однако это испытание во многом определяет нравственную стойкость и характер человека.

В повести «Ася» любовь зарождается между главными героями: господином Н. и молодой обаятельной семнадцатилетней девушкой Асей. Встретившись в одном немецком городке, герои понимают, что между ними может быть что-то большее, чем дружеское общение. Эмоциональная и открытая, Ася не видит преград на своем пути к счастью с господином Н., однако он становится жертвой слабости, трусости, предрассудков и страха.

Господин Н. путешествует по Европе и во многих городах он заводит отношения с девушками, но не воспринимает это всерьез. Ася же выделялась среди своего окружения смелым русским духом, незаурядным умом, порывистостью.

Именно такая героиня привлекла внимания Господина Н. Встретившись с Асей, он почувствовал, что все влюбленности до этой девушки были лишь игрой, фальшью, глупым чувством. Ася помогла Господину Н. полюбить искренно и нежно.

Но что же тогда помешало героям быть вместе? Мне кажется, невозможность счастья - вина господина Н. Действительно, он любил Асю, однако испугался перемен в своей жизни. Ася говорит господину Н. о своей любви к нему, но герой в смятениях отвергает и девушку. Предрассудки и зависимость от мнения общества заставляют его предать Асю, которая готова была остаться с любимым человеком, несмотря на его недостатки. Позже герой жалеет об этом поступке и хочет все исправить, но Ася не дает ему еще один шанс.

Ася понимала, что господин Н. еще не набрался достаточно опыта для такого важного решения, и в будущем он будет жалеть о своем выборе. Судьба распорядилась так, что Господин Н. не застал Аси и не попрощался с ней. Это был лучший конец для него, как он позже сам признался.

Господин Н. не выдержал испытания любовью. Он потерял любовь по своей вине: при первых серьезных трудностях, он трусит и впоследствии отступает. Вероятно, Господин Н. еще не дорос до любви, его страшат сильные переживания и изменения его размеренной жизни. Господин Н. предстает перед нами человеком нерешительным, трусливым, слабым, на фоне которого ярко выделяется смелость, отважность, самоотверженность «тургеневской девушки» - Аси.

Обновлено: 2018-01-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Синонимы имени Ася. Аста, Асият, Асия, Анастасия.
Происхождение имени Ася. Имя Ася русское, татарское, немецкое, мусульманское, армянское.

Имя Ася – женское имя, имеющее различные версии происхождения. По первой версии, имя Ася является производным именем от имени Аста, которое в свою очередь имеет прямое отношение к имени Астрид , и поэтому, соответственно, имеет скандинавское происхождение. В этом случае имя Ася будет означать «божественно красивая», либо «страстная». Данная форма имени получила более широкое распространение за пределами скандинавских и немецкоязычных стран.

По второй версии, имя Ася является производным именем от греческого имена Анастасия и переводится как «возрождённая».

По следующей версии, имя Ася – вариант имени Асият, Асия (Азия), употребляемое среди татар. Имя Асия в обиходе не только у мусульман, но также и в Европе.

Также имя Ася – это краткая форма ко многим женским именам, чаще всего, начинающиеся на «а» (Анисья , Арсения, Анна , Ассоль, Агнесса , Александра , Астра, Аксиния и другим). Очень часто можно встретить уменьшительно-ласкательное обращение Ася ко многим другим именам (Василиса , Василида, Васса, Ксения , Геласия, Таисия , Тарасия и другие).

Также Ася – ласковое обращение к болгарскому женскому имени Асена, армянскому имени Асмик, казахскому имени Айсель , к мужским именам Аскольд, Александр , Михаил и Тарасий .

Девушка Ася – очень гуманная личность, её можно назвать альтруисткой, так как Ася всегда старается позаботиться о ком-либо, думает об интересах других людей. Она способна на внезапные вдохновения и порывы творчества, но Асе приходится как-то уживать свои мечты и стремления с реальными возможностями, находить грань между жизнью для себя и жизнью во благо общества. Высокие стремления и идеалы Аси плохо приспособлены к повседневной реальности, что доставляет ей душевные терзания и может потрясти её хрупкое нервное равновесие.

Маленькая Ася очаровательная девочка, желает угодить всем, особенно восприимчива к атмосфере дома. Она принимает различные перемены с некоторым запозданием, они сбивают её с толку, вносят беспорядок в её жизнь. И она уже не в состоянии полностью жить в настоящем, которое так хорошо помнит и понимала, а теперь всё становится иным, и ей легче уйти во внутренний мир грёз, где всё понятно и постоянно. Поэтому родителям нужно особенное внимание уделить этой особенности, приучать девочку к переменчивому течению жизни, активно помогать ей приспосабливаться к изменениям.

Ася проявляет интерес к социальным движениям, наукам, вопросам духовности и культуры. Если она заинтересуется одной из этих областей с пристрастием, то нужно остерегаться опасности, в которой Ася может дойти до догматизма и фанатизма. Обладательница этого имени готова сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми с совершенно полной отдачей и непоколебимой верой.

Когда дело доходит до любви, Ася раскрывает свою сентиментальную и романтичную душу, которая стремится идеализировать своего возлюбленного, поставив его на пьедестал, что может привести к риску разочарования. Это довольно женственная натура, материнство, вероятно, может стать прерогативой в её жизни. Однако для неё очень важно внести свой вклад в развитие человечества, и в данном аспекте она может сделать это в качестве родителя. Эмоциональные ценности имеют основополагающее значение для Аси.

Ася может добиться огромных успехов в социальной или художественной областях. Поэтому она может выбрать профессию учителя, социального работника, психолога, социолога, консультанта, медсестры, акушерки, секретаря, художника, музыканта, даже стать политиком. Конечно, она может просто решить посвятить себя своей семье и сделается любящей и внимательной матерью.

Именины Аси

Ася именины не празднует.

Известные люди с именем Ася

  • Ася Еутых ((род.1962) российский ювелир, оружейник. Уникальные произведения из золота, драгоценных камней, выполненные в технике литья и гравировки можно увидеть в Эрмитаже, Государственном историческом музее Москвы, многие её работы находятся в частных коллекциях. Изобрела собственный сплав – Ювелус.)
  • Ася Горская ((1937-2003) российская поэтесса, прозаик и краевед. Автор 25 книг, семи музыкальных альбомов. Создала музей поэтов и писателей Южного Урала «Кораблик».)
  • Ася Зверева ((род.1937) советский и российский звукооператор, обладатель «Ники» 1997 года)
  • Ася Векслер ((род.1943) советская художница-иллюстратор, график, также израильский поэт)
  • Ася Козина ((род.1984) девичья фамилия – Чуприна; украинская современная художница, работает в технике бумажной пластики. Участница многих выставок, её работы находятся в собрания различных музеев и частных коллекций.)
  • Ася Шавинская ((род.1981) российский интеллектуал, игрок элитарного клуба «Что? Где? Когда?». Награждена «Хрустальной» и «Бриллиантовой» совами 2004 года.)
  • Ася Немчёнок ((род.1966) советская и российская художница, фотограф, преподаватель искусств. Создала авторскую технику – «фотоживопись».)
  • Ася Шнейдерман ((род.1968) советская поэтесса, переводчик, художница)
  • Ася Умарова ((род.1985) чеченская художница (графический импрессионизм), также прозаик. Участница российских и международных выставок. Активно участвует в социально-значимых проектах.)
  • Ася Нахимовская ((1923-1997) советская и российская актриса, сыграла более 100 ролей)
  • Ася Норис ((1912-1998) итальянская актриса театра и кино, наибольшей популярности добилась в 30-40-е годы ХХ века)
  • Ася Абдулла (сопредседатель Партии «Демократического Союза» сирийских курдов, участница многочисленных конференций)
  • Ася ((род.1965) псевдоним, настоящее имя и фамилия – Tulay Keçialan; турецкая поп-певица)
  • Ася Сааведра ((род.1992) американская певица, солистка и клавишница, исполняющая песни с сестрой в жанре инди-поп, инди-рок))
  • Ася Миллер Лэппер ((род.1979 американская параолимпийская спортсменка, многократная медалистка по голболу)
  • Ася Симонян ((род.1987) армянская спортсменка (художественная гимнастика))

Сочинение

Повесть И. А. Тургенева «Ася» — одно из лучших произведений русской литературы, посвященных любви. Вообще любовь, в большей или меньшей степени, присутствует во всех произведениях Тургенева. По мнению писателя, это основополагающее чувство в жизни человека.

Все герои писателя проходят испытание любовью. Именно это испытание оказывается самым главным и самым сложным. Но именно оно определяет нравственную основу, сущность человека.

Так, в повести «Ася» зарождается любовь между главным героем, господином Н.Н. и девушкой Асей. Встретившись в захолустном городке Германии и начав дружески общаться, эти герои понимают, что полюбили друг друга. Эмоциональная и смелая в своих чувствах, Ася не видит преград для своего счастья с господином Н. Н. Герой же становится жертвой собственного слабоволия, страха, предрассудков.

Во время описываемых событий двадцатипятилетний герой путешествует по Европе, изучает жизнь людей, наслаждается своей молодостью, свободой, богатством. Почти в каждом городке у него есть дама сердца, однако он сам прекрасно понимает, что все эти увлечения несерьезны. Но неожиданно в одном германском городишке господин Н.Н. встречает свою любовь. Ею оказывается странная девушка Ася. Рожденная от отца-дворянина и матери-служанки, она выделялась среди своего окружения диким, самобытным нравом, умом, эмоциональностью, порывистостью: «Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…».

Автор подчеркивает неординарность девушки. И действительно, господин Н.Н. сразу заметил это: ее артистизм, пластичность, порывистость, огромную эмоциональность, желание прожить яркую и запоминающуюся жизнь. Такая героиня не могла не привлечь внимания героя. Встретившись с Асей, он чувствует в своем сердце любовь к одной красивой вдове, которая отвергла его. Но мы понимаем, что эти чувства во многом наиграны. Да и сам герой признается в этом. Искреннее чувство сумела вызвать у него лишь Ася. Тургенев рисует нам зарождение любви, ее становление и разлуку героев.

Разлука, на мой взгляд, произошла по вине господина Н. Хотя он и очень любил Асю, но он испугался ответственности. Мы помним, что Гагин пришел к господину Н. с рассказом о любви Аси. Он поставил герою ультиматум: или он женится на Асе, или они уезжают. Чуть позже герой встречается с самой Асей. Она признается господину Н. в своем чувстве, но герой предает и девушку, и свою любовь. Предрассудки и боязнь мнения общества и мнения Гагина заставляют его оттолкнуть Асю, которая готова была пойти за господином Н. на край света. Позже герой жалеет о своем предательстве и желает все исправить, но свой шанс он упустил. Об этом ему скажет Ася в прощальной записке.

Достаточно хорошо узнав господина Н., Гагин и его сестра решили уехать, не дождавшись ответа. Они понимали, что господин Н. еще не созрел для такого важного решения, и по прошествии времени он будет жалеть о нем. Так и получилось. В порыве чувства герой бросился догонять Асю, но судьба распорядилась так, чтобы он их не застал. Как в последствии признавался сам господин Н., это была самая лучшая развязка для него: «Впрочем, я должен сознаться, что я не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой».

Из последней главы повести мы узнаем, что герой так и не встретил свою любовь, он живет одиноким бобылем и до сих пор хранит память об Асе. Среди многочисленной череды женщин, которые у него были, лишь эта девушка оставила глубокий след в его душе. Может быть, это была его единственная любовь, и, упустив ее по своей вине, он до конца жизни остался одиноким и несчастным. Или, может быть, у героя были еще шансы полюбить стать счастливым, но он прошел мимо. Потому что по своей натуре он не дорос до любви, боится сильных эмоций и кардинальных изменений в жизни.

Таким образом, на мой взгляд, господин Н. не выдержал испытания любовью. Он потерял любовь Аси только по своей вине. Это мы понимаем, читая сцену свидания господина Н. с Асей. Здесь герой предстает перед нами еще не доросшим до глубокой и серьезной Любви. В отличие от Аси, господин Н. боится трудностей, поэтому идет по самому легкому пути, который, однако, не приносит ему счастья. Герой отказывается от новых сильных, высоких чувств, от напряженных духовных переживаний. Образ жизни светского бездельника приучил господина Н. к мимолетным увлечениям, к поверхностным переживаниям, к легкомысленному отношению к жизни и чувствам. Поэтому, при первом серьезном испытании, когда от героя потребовался выбор, он отступает.

Господин Н. предстает перед нами неспособным к самостоятельным решениям и жизненным переменам. Особенно ярко эта нерешительность и слабость видна на фоне Аси, одной из идеальных «тургеневских девушек». Она готова к самому высшему проявлению любви — самопожертвованию.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ 16 главы повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ XVI главы повести И. С. Тургенева «Ася» Ася как пример тургеневской девушки (по одноимённой повести И.С. Тургенева). Виноват ли господин Н. в своей судьбе (по повести Тургенева «Ася») Идея долга в повести И.С.Тургенева «Ася» Как мы понимаем фразу «У счастья нет завтрашнего дня»? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Место образа Аси в галерее «тургеневских девушек» (по одноименной повести И.С. Тургенева) Мое восприятие повести И. С. Тургенева «Ася» Мое любимое произведение (сочинение - миниатюра) Моё прочтение повести "Ася" Мои размышления о повести "Ася" Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева «Ася») О повести И.С.Тургенева "Ася" Образ тургеневской девушки в повести "Ася" Образ Аси (по повести И. С. Тургенева «Ася») Образ Аси в одноименной повести И. С. Тургенева Образ тургеневской девушки Образ тургеневской девушки (по повести "Ася") Почему главный герой обречён на одиночество? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася» Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева "Ася" Тема тайного психологизма в повести И. С. Тургенева «Ася» Характеристика Аси по одноименной повести И. С. Тургенева Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» Смысл названия Название повести «Ася» «У счастья нет завтрашнего дня...» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (3) Романтические идеалы Тургенева и их выражение в повести «Ася» Герой Тургенева повести «Ася» Мое восприятие повести И. С. Тургенева "Ася" Тема любви в повести И.С.Тургенева Ася А счастье могло быть так возможно... (по повести И.С.Тургенева "Ася")

Чтобы приблизить нас к осознанию причины не случившейся любви Аси и Н.Н., автор пошел от противного, показывая, насколько была возможной эта любовь.

Н. Н. представал перед читателем бесконечно счастливым человеком, переживающим глубокие чувства. Встретившись с Асей, он как будто пересек некий рубеж и вступил в неведомый ему доселе мир (в этом отношении представляется совсем не случайным замечание Аси: "Вы в лунный столб въехали..."), где его настигает неожиданное желание брести через потемневшие поля и вдыхать пахучий воздух, сладостно томят бесконечные ожидания и где сны чисты и безмятежны, как в детстве. Надо заметить, что своим состоянием Н. Н. очень напоминает Володю, с простодушным восторгом переживающего свою влюбленность в Зинаиду.

А чувство сладости, затопившее сердце молодого человека ("точно мне втихомолку меду туда налили") при виде белого домика на верху горы, где живет Ася, разве не сродни обожанию и нежности юного героя из "Первой любви", ласкающего взглядом складочки платья сидящей перед ним с клубком в руках принцессы Грезы?

Необыкновенно близки содержащимся в них духовным напряжением "воробьиная ночь" и ночная сцена на Рейне в десятой главе "Аси". Героев объединяет чувство внутреннего смятения от настигшей их любви и непокоя в окружающем мире, а также рвущаяся из молодых душ жажда счастья, "счастья до пресыщения", говоря словами Н. Н.

Но в таком случае что мешает ему, откликнувшемуся на чувство Аси, остаться с нею? Ведь изначально для любви героя не существует никаких препятствий. Вообще история Аси и Н. Н. имеет все необходимые основания быть похожей на добрую сказку, в которой возлюбленные живут долго и счастливо и умирают в один день. Но для этого Н. Н. недостает качества, которым сполна обладает Володя — рыцарского отношения к женщине. Он просто не дорос, вернее, не захотел дорасти до этого мальчика, способного на жертву во имя любви, которая возвышает мужчину. Н. Н. выбрал собственный покой, предпочел остаться в своем — безлунном — пространстве, без мечты и тайны. Он не рискнул принять посланный ему дар судьбы, поскольку это от него потребовало бы труда души.

Еще до сцены свидания Н. Н. с Асей обнаруживается его неспособность взять на себя ответственность за другого. Автору понадобилась лишь одна фраза, чтобы читатель смог понять — перед ним будущий предатель. Он предает не только возлюбленную, но и свою едва зародившуюся любовь к ней, ведь он страшится этой девочки с "огненной головой", ее способности, подобно пушкинской Татьяне, "любить не шутя". И поскольку Н. Н. неизвестно, как долго его будет преследовать страх перед образом девушки, то он предпочел просто отказаться от своего чувства.

Высказывалось мнение, что в сцене свидания Н. Н. движет чувство долга по отношению к Гагину. Ведь, тот просит Н. Н. о "пощаде", суть которой состоит в честном объяснении с Асей.

Безусловно, Гагиным движет желание предупредить Н. Н., насколько сложна и непредсказуема Ася в выражении чувств. И потому не лучше ли будет для него не "шутить с огнем"? Хотя, возможно, все вышесказанное послужило Гагину лишь внешним поводом для прихода к Н. Н.

Смысл просьбы о "пощаде", думается, заключается в другом. Так, Гагин постоянно повторяет фразу, обращенную к Н. Н.: "Ведь вы не женитесь на ней?" — в которой, как нам представляется, прежде всего звучит искренняя надежда на понимание со стороны Н. Н. и его порядочность в создавшейся ситуации, а также поиск достойного выхода из нее. Долг ли движет героем или что-то другое, проясняет сцена его объяснения с Асей, в которой Н. Н. предстает откровенным пошляком, воспользовавшимся воображаемым долгом перед Гагиным как своеобразной уловкой, чтобы уйти от необходимости принимать решение. Больше того, он обрушил на девушку шквал обвинений за ее откровения Гагину, правда, при этом старался не смотреть на нее.

Что должна была сделать Ася в ответ на обвинительные речи Н. Н.? Разве что прочитать пушкинские строки, защищавшие Татьяну. Что же касается Н. Н., то он после этой сцены выглядит в глазах читателя "тройным" предателем: он предал Асю, Гагина и, что самое драматическое, самого себя.

Однако нравственное развенчание героя на этом не заканчивается. Но сравнению с Владимиром Петровичем, для которого память любви остается главным содержанием его жизни, Н. Н. "не слишком долго грустил" по Асе. И хотя он тут же в свое оправдание начинает лепетать о том, что чувство, возбужденное Асей, уже не повторилось, мы не можем не согласиться со справедливостью приговора, вынесенного ему жизнью: судьба бессемейного бобыля и позднее — сожаление о несостоявшейся любви. Тяжелее наказание нельзя придумать человеку. Но нет и нравственно тяжелее вины, как неспособность любить и жертвовать во имя любви.

Практически каждый из известных русских классиков в своем творчестве обращался к такому литературному жанру как повесть, её главными характеристиками являются средний объем между романом и рассказом, одна развернутая фабульная линия, небольшое количество персонажей. Знаменитый писатель-прозаик ХIX века Иван Сергеевич Тургенев не раз на протяжении всей своей литературной деятельности обращался к данному жанру.

Одним из его самых известных произведений, написанном в жанре любовной лирики, является повесть «Ася», которое также часто относят к элегическому жанру литературы. Здесь читатели находят не только красивые пейзажные зарисовки и тонкое, поэтическое описание чувств, а еще и некоторые лирические мотивы плавно переходящие в сюжетные. Еще при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью читателей как в России, так и за рубежом.

История написания

Повесть «Ася» Тургенев начал писать в июле 1857 года в Германии, в городе Зинцег-на-Рейне, там же и происходят описываемые в книги события. Закончив книгу в ноябре того же года (написание повести немного затянулось по причине болезни автора и его переутомления), Тургенев отсылает произведение в редакцию российского журнала «Современник», в котором её давно уже ждали и опубликовали в начале 1858 года.

По признанию самого Тургенева на написание повести его вдохновила увиденная в Германии мимолетная картина: из окна дома на первом этаже выглядывает пожилая женщина, а в окне второго этажа виднеется силуэт молодой девушки. Писатель, задумываясь над увиденным, придумывает возможную судьбу для этих людей и так создает повесть «Ася».

По мнению многих литературных критиков, эта повесть носила для автора личный характер, поскольку в её основе лежали некоторые события, имевшие место в реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его ближайшим окружением (прототипом для Аси могла стать судьба его незаконнорожденной дочери Полины Брюэр или его сводной сестры В.Н.Житовой, также родившейся вне брака, господин Н.Н., от лица которого ведется рассказ в «Асе» имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором).

Анализ произведения

Развитие сюжета

Описание событий, происшедших в повести, ведется от лица некого Н.Н., имя которого автор оставляет неизвестным. Рассказчик вспоминает свою молодость и его пребывание в Германии, где на берегах Рейна он знакомится со своим соотечественником из России Гагиным и его сестрой Анной, которую тот опекает и называет Асей. Молодая девушка своей эксцентричностью поступков, постоянно меняющимся нравом и удивительной привлекательной внешностью производит на Н.Н. большое впечатление, и он хочет узнать о ней как можно больше.

Гагин рассказывает ему непростую судьбу Аси: она его незаконнорожденная сводная сестра, родившаяся от связи его отца с горничной. После смерти её матери отец забрал тринадцатилетнюю Асю к себе и воспитал, как подобает барышне из хорошего общества. Гагин после смерти отца, становится её опекуном, сначала отдает её в пансионат, потом они уезжают жить за границу. Теперь Н. Н., зная неясное социальное положение девушки, которая родилась у матери-крепостной и отца-помещика, понимает, чем вызвано нервное напряжение Аси и её немного эксцентричное поведение. Ему становится глубоко жаль несчастную Асю, и он начинает испытывать к девушке нежные чувства.

Ася, подобно Пушкинской Татьяне, пишет письмо господину Н. Н. с просьбой о свидании, тот, неуверенный в своих чувствах, колеблется и дает обещание Гагину, не принять любовь его сестры, потому что жениться на ней он боится. Свидание Аси и рассказчика проходит сумбурно, господин Н.Н. упрекает её в том, что она призналась в своих чувствах к нему брату и теперь они не могут быть вместе. Ася в смятении убегает, Н.Н. осознает, что действительно любит девушку и хочет её вернуть, но не находит. На следующий день, придя в дом Гагиных с твердым намерением просить руки девушки, он узнает, что Гагин и Ася покинули город, он пытается их найти, но все его усилия тщетны. Больше никогда в своей жизни Н.Н. не встречает Асю и её брата, и в конце своего жизненного пути он осознает, что хотя у него и были другие увлечения, по-настоящему он любил только Асю и он до сих пор хранит высушенный цветок, который она ему когда-то подарила.

Главные герои

Главная героиня повести Анна, которую брат называет Асей, молодая девушка с необычной привлекательной внешностью (тонкая мальчишеская фигура, короткие вьющиеся волосы, широко распахнутые глаза в окаймлении длинных и пушистых ресниц), непосредственным и благородным характером, отличающаяся пылким темпераментом и непростой, трагической судьбой. Рожденная от внебрачной связи горничной и помещика, и воспитанная матерью в строгости и послушании, после её смерти она долго не может привыкнуть к своему новой роли барыни. Она прекрасно понимает свое ложное положение, поэтому не умеет себя вести в обществе, всех дичится и стесняется, и в то же время самолюбиво хочет, чтобы никто не обращал внимания на её происхождение. Рано оставшись одна без родительского вниманиея и предоставленная сама себе, Ася не по годам рано задумывается о жизненных противоречиях, её окружающих.

Главную героиню повести, как и другие женские образы в произведениях Тургенева, отличает удивительная чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям, желание совершать подвиги и великие деяния на благо людей. Именно на страницах этой повести и появляется такое общее для всех героинь понятие тургеневская барышня и тургеневское чувство любви, которое для автора сродни революции, вторгающейся в жизнь героев, проверяя их чувства на стойкость и способность выживать в непростых жизненных условиях.

Господин Н.Н.

Главный мужской персонаж и рассказчик повествования, господин Н.Н., имеет черты нового литературного типа, который у Тургенева пришел на смену типажа «лишних людей». У этого героя напрочь отсутствует типичный для «лишнего человека» конфликт с окружающим миром. Он абсолютно спокойный и благополучный человек с уравновешенной и гармоничной самоорганизацией, легко поддается ярким впечатлениям и чувствам, все его переживания просты и естественны, без фальши и притворства. В любовных переживаниях этот герой стремится к душевному равновесию, которое бы переплеталось с их эстетической завершенностью.

После встречи с Асей его любовь становится более напряженной и противоречивой, в последний момент герой не может полностью отдаться чувствам, потому что они омрачены разглашением тайны чувств. Позже он не может сразу сказать брату Аси, что готов жениться на ней, потому что не хочет нарушать переполняющее его чувство счастья, а также опасаясь будущих перемен и ответственности, которую ему придется брать за чужую жизнь. Все это приводит к трагической развязке, после своего предательства он теряет Асю навсегда и уже поздно исправлять сделанные им ошибки. Он потерял свою любовь, отверг будущее и саму жизнь, которая могла бы у него быть, и расплачивается за это на протяжении всего своего лишенного радости и любви существования.

Особенности композиционного построения

Жанр данного произведения относится к элегической повести, основу которой составляют описание любовных переживаний и меланхолических рассуждений о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах и печали о будущем. В основе произведения лежит красивая история любви, которая завершалась трагической разлукой. Композиция повести построена по классическому образцу: завязка сюжета - встреча с семьей Гагиных, развитие сюжета — сближение главных героев, возникновение влюбленности, кульминация — разговор Гагина с Н.Н. о чувствах Аси, развязка — свидание с Асей, объяснение главных героев, семья Гагиных покидает Германию, эпилог — господин Н.Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви. Изюминкой данного произведения, является использование Тургеневым старинного литературного приема сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и дается мотивация его поступков. Таким образом, читатель получает «рассказ в рассказ», предназначенный для усиления смысла рассказанной истории.

В своей критической статье «Русский человек на рандеву» Чернышевский резко осуждает нерешительность и мелочный робкий эгоизм господина Н.Н, образ которого немного смягчен автором в эпилоге произведения. Чернышевский же наоборот, не выбирая выражений, резко осуждает поступок господина Н.Н и выносит свой приговор таким же, как и он. Повесть «Ася», благодаря глубине своего содержания, стала настоящей жемчужиной в литературном наследии великого русского писателя Ивана Тургенева. Великий писатель как никто другой сумел передать свои философские размышления и раздумья о судьбах людей, о той поре в жизни каждого человека, когда его поступки и слова могут навсегда изменить её в лучшую или худшую сторону.