Когда славяне праздновали масленицу. История масленицы на руси. Ярила Солнечный и Плодородный.

Любили на Руси праздник «Проводов Зимы» — Масленицу, потому и праздновали широко — в народе и по сей день сохраняются поговорки «не все коту масленица», «не житье, а масленица». Это — самый веселый, народный и сытный праздник, длящийся целую неделю. Если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, и начиналась «Широкая Масленица».

Поэтому в самой архаичной форме одевания обрядов прибытие умерших предков в ритуальное пространство живого мира. И тогда срабатывает принцип «подарок для подарка». Костюмы награждаются едой или вещами. Для этого они выражают пожелания, которые имеют магические силы упрека - как говорится, так и будет. Надеюсь, что урожай будет хорошо расти, чтобы скот размножался, чтобы люди были хороши для развития молодых семей и так далее. Что касается жителя конкретного загородного дома.

Похоже на Хэллоуин. Можете ли вы провести параллели между литовскими святынями и Хэллоуином? Да, это та же традиция одевания, та же традиция. Только платья на Хэллоуин - это очень измененная форма обычая. Сказка - это «шутка или подарок», и вы получаете подарок.

Масленичная неделя состоит из двух половинок — узкой и широкой масленицы, у каждого дня масленичной недели есть свое имя и свои обычаи празднования.

Понедельник — Встреча
В первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы — широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Пекли блины.

Хэллоуин - это то же самое, что восстановление древних традиций древнего ирландского народа, перемещение его в пространство города, но в то же время впечатляющее впечатление, что это продолжение старой традиции. Это смесь ирландской мифологии и современной американской культуры. И не только для Хэллоуина - такие увлечения можно найти среди праздников разных стран мира.

Почему мы печем и пьем блины через Марди Гра? Блинчики, особенно в славянской культурной традиции, - это еда, предназначенная для кормления предков. В Литве они впервые распространились на Аукштайтию, где влияние славянской культуры было выше. У мучеников основным курсом в течение длительного времени было мясо или мед - густая смесь злаков, мяса и картофеля. Однако в Аукштайтии, хотя блины не имели ритуального значения, стало привычным есть блины, когда мясо больше не подходило.

Вторник — Заигрыши
На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили друг к другу в гости: катались на горах, веселились, угощались блинами. Дети катались с гор во все дни масленицы — с гор съезжали и на санях, и на салазках, и на обледенелых рогожах.

Среда — Лакомка
На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, в основном шуточных анекдотов: «У тещи про зятя и ступа доит». «Придет зять, где сметанки взять?» Масленица была разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»

Трудно точно заявить, когда они стали популярными во всей Литве. Однако это произошло совсем недавно. Тот факт, что блины стали самым блюдом Марди Гра, - это феномен современной городской культуры. Традиционно иногда необходимо двигаться на один шаг дальше. Участвовал во многих ансамблях, был построен большой Морей, собралось много людей. Была холодная зима, минус 20 градусов холода. У собравшихся было очень холодно.

Вероника Повильонене, которая хорошо помнила, приняла это событие. Она попыталась пошевелиться, чтобы не было так холодно. И именно тогда люди не уходили, она думала предложить всем скандал: «Зима, зима, выбежала из двора». Теперь объяснить людям, что это современная традиция, в принципе невозможна. Многие считают, что лозунг «Зима, зима, выбегающая из двора» существует уже давно. Это то же самое, с едой блинов в Марди-Гра.

Четверг — Разгул
С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей выходили на кулачные бои и конские бега. Возводили и захватывали построенные снежные города.

Пятница — Тещины вечерки
Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Мы часто жалуемся, что мы выкупаем в праздничные дни, но мы не предполагаем, что это определяется теми же ритуалами. Здесь вам нужно вернуться к мифологическому мировоззрению. Согласно мифологическому сознанию, мир никогда не меняется - он остается тем, что создали боги. И сущность археологических праздников всегда заключалась в том, чтобы вернуть человека к тому первоначальному моменту творения.

Принцип очень прост - считается, что из-за мифического времени «невежества» все, что происходит во время фестиваля, длится вечно. Следовательно, если во время праздника много еды, это будет полный рабочий день. И вот истоки всех великих удовольствий. Символично, что нет разницы между 12 блюдами на столе «Праздник» и едой 9 раз в день через Марди Гра. Если во время праздника будет много еды, фермеры поверили бы ему, тогда он не будет работать до следующего праздника, когда он будет снова подтвержден ритуалом.

Суббота — Золовкины посиделки
Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Воскресение — Последний день Масленицы или прощёное воскресенье.

Последний день Масленицы знаменовался принародным сожжением чучела Масленицы, а заодно старых и ненужных вещей, остатков праздничной еды, с последующим развеиванием праха чучела по полю или же утоплением остатков от чучела в речной воде. Вместе со сжиганием чучела Масленицы считалось, что сжигалась сама смерть и зима, тем самым очищалась широкая дорога для весны, тепла, жизни и плодородия.

Символично, что нет никаких различий между 12 блюдами на столе «Праздник» и едой 9 раз в день через Марди-Гра. Согласно ритуальной традиции, история битвы Канапино и Лаки существовала с древних времен как объяснение того, почему мясо нельзя есть через Гаванай. Родители объяснили детям: Канапинис пришел и покинул Лашинини, но когда придет Пасха, Лашини вернется, и снова мясо вернется.

Но долгое время это была просто история, без элементов действия. Это также можно сказать о моделировании каннабиса и счетчика Лашиной. В традиционной сельской культуре не было выступлений Шровейда. Был разговор между платьями, но пьесы не шли. Появление различий между наблюдателями и участниками создало более сложные сцены и роли. Здесь было место для Канапины и Лашинины.

Древнейший славянский праздник Масленица

Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней в искажённом виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту. Так происходило со многими праздниками, но масленица - наиболее яркий пример. Известно, что до 17 века этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни пытались запретить и преследовали тех, кто праздновал его открыто. Понятно, что из этой затеи искоренить «бесовское веселье» ничего не вышло, и народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. С 18 века церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гуляния царей только укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили суть происходящего. Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв. Каждый из семи (а до 17 века четырнадцати) дней масленицы имел своё название.

Их борьба была привлекательной для горожан - это была публичная, сценическая акция. И сжигание Морса также является современной традицией? Не совсем - скорее, региональная традиция, становящаяся национальной. Кустарниковый культ изначально был распространен на территории Куршского - в литовской части Клайпедского уезда, Кретинга, Скуодас. Доминик был именем Кута, но были и региональные названия, некоторые даже были одинокими.

Неплохо, однако, что имя Мари стало национальным, потому что это, вероятно, будет самым старым названием этой шутки. Он имеет аналогию по всему славянскому миру, в большой географической области. Уничтожение кого-то является кульминационным акцентом многих ритуалов, и смерть Морре совершенно в строю. Конечно, сжигание визуально привлекательно. Но некоторые из них прищурились и почесали Мору. Многие места оставили ее на следующий год, потому что нелегко сделать Море.

К началу 20 века все названия перемешались - древние, церковные, народные, и сейчас Масленица - это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное - блинами. Блины на масленицу стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки молились богу солнца Яриле, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло.

Последний вопрос: какая старая традиция Марди Гра не сохранилась и по сей день? Традиции, которые больше не исчезают из-за их не-функциональности, неадекватности современного общества и современности и других объективных исторических обстоятельств. Впервые лошади охотились на лошадей и прошли, и многие источники указывают, что это происходило именно через Марди Гра.

Но в советское время, массово требуя лошадей, традиция исчезла. Кроме того, раньше в Траурной женщине женщины ложились спать, чтобы помыться в экотипе. Но они часто застыли свободно, и это закончилось трагически. Так что в конечном итоге этот обычай, как непрактичный, был оставлен.

Название Масленица пошло с празднования весны, то есть 1 марта (21-23 марта до 15-16 в), начала нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин - как маленькое солнце - круглый и горячий. Смазать блин маслом - значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочие отголоски языческого прошлого. Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса - покровителя скотоводства.

Не пропустите привычку кататься на коньках в санках, одновременно поливая их. Он был популярен у Бирзая. Такой ритуал был похож на подражание колониальному улову пчелы - чтобы поймать пчелиного леща, его также поливали. А сани называли «пчелиным экипажем».

Каждый год с 5 февраля по 6 марта, в зависимости от времени Пасхи, и когда фрикадельки заканчиваются, празднуется веселый и шумный Девичья День. Он заканчивается коктейлем для развлечения и начинается время концентрации античности - лагуны. Дохристианские и христианские элементы культур объединены в обычаях матерей. Даже в самые старые времена начало весны держал Марди Гра.

Сохранились свидетельства о «царских» празднования масленицы. Например, в 1724 году Пётр Первый решил устроить грандиозный праздник, но морозы помешали огромному маскараду, санному шествию и прочим весельям. Крепкий русский мороз не дал отпраздновать масленицу, лишний раз подтвердив, что изменение сроков масленичной недели - не лучшая идея для праздника. Дело в том, что масленичная неделя должна была проходить в дни весеннего солнцестояния, которые приходились на разгар Великого поста. По настоянию церкви празднество перенесли на месяц назад, и теперь последний день Масленицы должен был быть за неделю до начала поста. Но были и удачные празднования. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Тот же Корб был свидетелем случая, когда свежевыстроенный Лефортов дворец освещал ряженый псевдо-патриарх во главе «всешутейшего и всепьянейшего собора» крестом, сделанным из табачных трубок, кадилом с табачным дымом и в довершение всего служивший службу в честь Вакха. Во время праздника Масленицы во дворце царь сам был заводилой и первым весельчаком. В «освящённом» дворце начался двухдневный пир, при этом гостям запрещалось спать или уходить, и лишь для иностранных гостей сделали исключение и отвели несколько часов для сна, после которого будили и тащили обратно на пир. В 1722 году Пётр Первый устроил грандиозное шествие в Москве, поставив лодки и яхты на сани, и эта процессия прошествовала по Москве на глазах у изумлённой публики. В лодках сидели всё те же проказники: «патриарх», «Бахус», там же был ряженый в костюм Нептуна, восседавший в санях в виде огромной раковины. Завершал процессию большой корабль, на котором ехал царь. Корабль шёл по ветру с распущенными парусами и постоянно палил из пушек, установленных на палубе. Всю конструкцию тянули 15 лошадей. Другой случай, когда Екатерина Вторая устроила праздничный карнавал, слабо понимая традиции народа страны, которой правила. Маскарад «Торжествующая Минерва» состоял из карнавальной процессии, ездящей по столице, обыгрывающей и высмеивающей людские пороки: казнокрадство, взяточничество, волокиту чиновников и прочие. Столичные традиции гуляний перенимали губернии, и по всей России того времени Масленица праздновалась широко и мощно. Для правителей праздник был поводом задобрить народ, показать ему свою близость. Древние традиции не соблюдались, и празднование было усреднённым европеизированным карнавалом с китч-элементами и блинами как понятным и доступным символом. Однако некоторые элементы праздника «на европейский манер» только усилили и обогатили Масленицу, разнообразив его праздничную, весёлую часть.

Это зимняя трансформация весной, зимний эскорт и весеннее волнение. Согласно народной мудрости, Марди Гра является порогом между наступающей зимой и будущей весной. Истинный Марди Гра во вторник. Среда - это День праха, после которого начинаются долгие, серьезные и «худые времена». В течение этого периода вы не можете есть мясо, а молоко разрешено пить только изредка. Оставшиеся обеды матери были обезглавленно разделены на животных, как «лекарство против всех болезней». В воскресенье еда была съедена три раза, шесть раз в понедельник и 12 раз во время Марди Гра, чтобы «быть жирной, полной и здоровой в течение года».

Ещё в 18 веке на Масленицу было принято готовить самые различные угощения - это был пир под открытым небом, у каждого дома. Все ходили в гости друг к другу, лакомились угощениями и веселились от души. На улицах торговали самой разнообразной едой: сбитнем, баранками, медовыми пряниками, пирогами и блинами с самой разнообразной начинкой. Были и солёные кушанья: все виды солений, грибы, вяленая рыба, икра, душистый хлеб и пироги с разнообразной начинкой. Из развлечений были скоморохи, балаганы и ледяные горки. Последнее так было популярно, что в Петербурге устраивали платные горки, прокатиться на которых стоило 1 копейку. В деревнях и сёлах заливали собственные горки, но на уже «готовых» холмах и оврагах, строили снежные крепости и устраивали турниры.

Где-то в Литве необходимо есть 7, 9 в других местах в Марди-Гра и в 12 раз чаще - «сделать желудок сильнее шеи». Специальные блюда из мумий в Литве, независимо от местных привычек питания, были масляной свининой, вареной капустой, блинами, пончиками. После Первой мировой войны в Жогогити это была мода пожрать ликование. Он изготовлен из зерна, гороха, муки, укропа и различных специй. Позднее были добавлены вареная колбаса, жареный кугель и другие различные жирные продукты. Набитый дома сделал пиво, яркое или водку.

Обед Девы, как и Кучиус, был ритуальным, и к нему были приглашены лилии родоначальника. Считалось, что остатки этой последней еды, символически заканчивающей зиму до весны, входят в магическую силу для защиты человека от зла. Введение поста не изменило смысла старых святых дней, потому что в сельской местности весенняя нехватка продовольствия была вызвана самой природой.

В народе устоялся обычай хождения в гости и празднования Масленицы. Каждый день праздничной недели соответствует своему назначению. В понедельник - встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями.

Через Гавению флора возвращается в мир Гайи, и человек метафизически переживает события, связанные с его переходом от духовного существования к земному бытию. Это загадочное выживание трансформации нужно понимать не как прямое преодоление трансформации рождения, а как дальнейшее участие и заботу о жизни на свадебной поверхности, вводящее ее в мир пространства и времени. Отсюда много воровских обычаев, связанных с новобрачными, маскированными масками и возмутительными, с восклицанием.

Старинный образ возникновения новой жизни, рождения яйца, стал символом пасхального праздника. К Рождеству Марди Гра был завершен. В церковном календаре Марди Гра на следующий день до Великого поста Быстро. Однако, согласно традициям фермеров, у Марди Гра есть все особенности прекрасного праздника. Согласно основным особенностям ритуала, Марди Гра не предназначены для весны, а для зимних каникул. Сравнение событий показывает сходство между циклом рождественских праздников и ритуалами Масленицы. Во время траура мы также найдем халаты, ритуальный обмен продуктами, коллективные развлечения и другие общинные обычаи.

Во вторник - заигрыши. В этот день было принято гадать. Про обычай этого дня появилась пословица: «Выбирай мужа по блинам, а жену по пирогам». Какие блины мужчина предпочитает, таков и его характер. Блины с икрой любят настоящие суровые мужики - такие и жену обеспечат, и хозяйство крепкое держать будут. Но и ласки от такого мужика ждать не стоит. Если суженый предпочитает блины с красной рыбой, то нрав его ласковый, это скорее мечтатель, художник. Такой будет говорить нежности, но хозяйство может прийти в запустение. Блины с творогом любят добрые мужчины. Со сметаной - человек без твёрдого характера, которого легко переубедить. Блины с маслом едят мужчины нежные - такой будет любить-целовать, но домашние дела не шибко любит. С сахаром едят те, кто любит, чтобы детишек было много, а уж жена за ними присмотрит. Самые неприятные кандидаты в мужья - те, кто ест блины с варёными яйцами. Зануды дома и на празднике, домашние и супружеские обязанности выполняют, но как-то из долга. Блины с вареньем любят парни-красавцы, первые на деревне, у всех на виду. Быть женой такого лестно, но муженёк и загулять может.

Это зимний провал и праздник весны. Грэм писал: Масленица влияние христианства стало движимым день отмечался до весеннего равноденствия времени. Примерно в то же время, молодого жаждущего начало Нового года. Масленица празднуется во многих странах, как карнавал. Литва - это самые старые обряды и игры, в ходе которых встречи с мертвыми душами и природных божеств.

Каждый любит втиснуть блин, попурри с цельным зерном, горохом и мясом.


Масленица ассоциируется с весной, с выходом, с льна. Этот весенний праздничный период был связан с праздниками предков. Они непосредственно влияют на доходность. Поскольку активность в этот период затягивается, возможно, это время, когда они могут перейти от сакрального к земному миру людей. Поэтому особенно стремились запнуться на них без необходимости, просто быть невидимым.

Cреду называли лакомкой. Во всех приличных домах накрывались богатые столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. По правилам на столе должны быть все виды блинов - и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть (силён ли, может ли жену прокормить), и накормить его перед кулачными боями в четверг. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу.

В четверг - разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники. В христианском календаре этот же день приходится на Сретенье (то есть встречу). Этот праздник в честь принесения Пресвятой Марией младенца Иисуса Христа в церковь и встречи по дороге со старцем Симеоном. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы».

В пятницу зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая (сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю) усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов.

В субботу - золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей.

Воскресенье - последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают Зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело. Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощённым это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан - перед Великим постом.

Блины - самое популярное кушанье в масленичную неделю. Это рецептурно простое блюдо готовят с особым умением. Здесь важно мастерство и точность руки, наметанный глаз, кулинарное чутьё и выдержка. Именно поэтому блины - такое простое и одновременно сложное блюдо. Слово блин общеславянское. В украинском языке существует млинець, в болгарском - млин. Млин - это жернов в ветряных мельницах, круглый камень, который путём трения о другой такой же плоский, но лежащий неподвижно, истирал зёрна злаков, превращая их в муку. Блин-млин это слова из терминологии мельничного ремесла, которое у славян было одним из центральных. Во французском языке мельницу называют moulin, в немецком - Mühle, в итальянском - mulino, а в английском - mill, то есть, тоже схоже с млин.

Интересно происхождение выражения первый блин комом - в современном языке это однозначно - ком, неудача, первый блин получился комком. Но раньше это означало не как, а комукомам - умершим предкам. Этот первый блин был подношением комам. Так выходит, что совпадает старое написание с новым значением - живой русский язык постоянно меняется. блин, то есть

Надо сказать, что обычай есть блины на масленицу появился довольно поздно. Конечно же, их ели во время празднований масленицы с давних времён, но долгое время блины не были центральным блюдом. В более глубокой древности (дохристианскую и раннюю христианскую эпоху) Масленицу праздновали разнообразной пищей. Блины являлись символом праздника, но не основным блюдом на столе. Сведения о приготовлении блинов древними славянами, к сожалению, можно узнать лишь из переписок раннехристианских летописей, которые неполно и, возможно, ложно описывали суть обрядов, а уж их поздние списки и вовсе изобиловали ошибками. По одной версии, блины у восточных славян были жертвенным хлебом, поминальным блюдом на тризнах. Обычай есть блины на похоронах сохранился без своей первоначальной сути или просто не обозначался, чтобы не вступать в противоречия с официальной религией.

Блины - универсальное блюдо, можно сказать - архетип. Их готовили в древнем Риме и Европе в средние века, например в Швеции, Германии. Но только у славян «блинная тема» раскрыта полностью. У нас встречаются блины из пшеничной, ржаной, гречишной, ячменной и овсяной муки. Обилие начинок и вариантов приготовления, простота и быстрота приготовления сделала блины русским блюдом, и именно русские преуспели в приготовлении из блинов разнообразных и интересных кушаний. Можно сказать, что блины - это первый фаст-фуд, ведь их удобно есть руками, завернув в них всё, что угодно, а опытному повару приготовить горку блинов достаточно просто.