Малые десантные корабли на воздушной подушке типа «Зубp. Малый десантный корабль Зубр: самый большой на воздушной подушке Корабль мордовия

МДК типа «Зубp»

Постройка и служба

Общие данные

555 / т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
157,3 / 25.6 / 21,9 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ

Основная

  • 3 газотурбинных двигателя М-70 (3х10,000 л.с.).

Привод нагнетателя ВП

  • 2 газотурбинных двигателя М-70 (2х10,000 л.с.).

Электроснабжение

  • 4 газотурбинных генератора ГТГ (4х100 КВт).

Движитель

  • 3 воздушных винта в кольцевых насадках.
Энергетическая установка
110 км/ч/60 узл. Скорость хода
555 км/300 миль Дальность плавания

Бронирование

Вооружение

Зенитно-ракетный комплекс

  • 2 × ПУ ЗРК А-22 «Огонь».

Пушки

  • 2 х 30мм автоматические установки типа АК-630.

ПЗРК

  • 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла» или Stinger .

Радиоэлектронное

  • рлс общего обнаружения «Позитив»;
  • навигационный комплекс Экран» в обеспечении РЛС МР-244-3;
  • комплекс средств РЭБ «Слябинг»;
  • комплекс средств связи «Буран».

Десантовместимость

  • три танка Т-80 и 100 человек десанта;
  • 10 БТР или восемь «БМП-3» и 140 человек десанта;
  • 500 человек личного состава десанта с полным снаряжением.

Корабль на воздушной подушке не имеет якоря , его функцию выполняет гибкое ограждение, которое в не рабочем состоянии опускается, и судно остается неподвижным. Рабочим состоянием «юбки» считается подъем на высоту до 6 метров от земли, при помощи нагнетаемого под нее воздуха, который, в свою очередь, не выходит за ее пределы и создает подъемную силу. При использовании трех ходовых двигателей и рулей, корабль имеет хорошую маневренность.

Центральный командный пункт оборудован штурвалом авиационного типа. Управляет судном один человек, официально называемый пилотом. Со своего рабочего места пилот с помощью пяти экранов контролирует состояние ходовых и подъёмных двигателей, генераторов и других систем корабля.

«Зубpу» свойственна легкая управляемость. За согласованную работу всех элементов управления отвечает АСУ «Флора-32», с высокой точностью удерживающая корабля на курсе. Управление движением корабля и его техническими средствами может быть централизованным дистанционным, дистанционным автоматизированным и автоматическим. Управление судном может осуществляться с выносных пультов управления, когда на мостике вообще никого нет.

Энергетическая установка

Двигатель судов проекта 12322 типа «Зубp» обладает мощностью в 50 тысяч лошадиных сил. Двигатель представляет собой силовую установку М35, произведенную на николаевском предприятии «Зоря-Машпроект». Судно имеет четыре нагнетательных агрегата НО-10 с пропеллером, диаметр которых 2,5 метра. Их вращение расходует всю мощность силовой установки. Три реверсивных винта отвечают за горизонтальное движение «Зубpа». Диаметр каждого 4-лопастного винта составляет 5,5 метра.

Три главных ГТД расположены над верхней палубой на пилонах в специальных гондолах. Для повышения тяги воздушные винты поместили в кольцевые насадки. На КВП пр. 1232, например, четыре винта диаметром 6,2 м перерабатывали мощность 32 000 л.с. и обеспечивали ход 50 уз. На более крупном КВП пр. 12322 три винта примерно того же диаметра перерабатывают мощность 30 000 л. с. и обеспечивают ход 60 уз (при 15 °C) или 40 уз (при 35 °C). В отличие от прототипа на «Зубpе» два ГТД (такие же, как и главные ГТД) работают на привод нагнетателя воздушной подушки. Благодаря такой конструкции удалось отказаться от сложной системы трансмиссий.

Для предотвращения засаливания главных ГТД воздух для них отбирают из ресивера нагнетателей (как и в пр. 12321), а затем осуществляют трехступенчатую очистку: на первой и третьей ступенях - через вихревые очистители малого диаметра (100 мм) типа «Циклон», а на второй - через пористые фильтры с коагуляцией капель воды.

Максимальная скорость составляет 111 км/ч, дальность хода 555 километров.

Экипаж и обитаемость

Про обитаемость информации мало. Отсеки экипажа располагаются в носовой части судна. На корабле установлена система вентиляции, кондиционирования, отопления и звукоизолирующие покрытия. Автономность составляет для экипажа 5 суток, для экипажа и десанта 1 сутки. Видео (смотри раздел "видео") дает представление об уровне комфорта рядового состава «Зубpа».

Вооружение

ПУ ЗРК А-22 «Огонь»

Выстрелы к А-22 «Огонь»

140-мм реактивная система залпового огня - огнеметно-зажигательный комплекс. Система создана и производится ГНПП "Сплав" (г.Тула) и предназначена для вооружения речных и десантных кораблей, а так же судов на воздушной подушке.

Наведение - оптический прицел "Шелонь-14" (дальномерно-визирное устройство - ДВУ-3-БС, масса 300 кг). Дальномерно-визирное устройство предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.

Пусковая установка - МС-227, 22 ствола, в походном положении убирается под палубу, перезарядка вручную.

Размеры (ДхШхВ) 2125 мм х 1735 мм х 2200 мм

Угол наведения по вертикали - от -10 до +65 град
Угол наведения по горизонтали - сектор 320 град
Масса ПУ - 1430 кг (без боезапаса), 1700 кг с боезапасом
Масса комплекса:
- без/с боезапасом - 2000 кг/2600 кг

ТТХ артиллерийской части:
Калибр снаряда - 140 мм
Калибр ствола ПУ - 140,3 мм

Дальность действия - 800-4500 м
Скорость снаряда на срезе ствола - 27-40 м/с
Скорость снаряда в конце активного участка - 400 м/с
Скорость носителя максимальная при стрельбе - до 30 узлов
Время реакции комплекса - 8 с
Волнение моря при стрельбе - до 3 баллов
Температура эксплуатации - от -40 до +50 град.С

30мм автоматические установки типа АК-630

30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 - калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Огневые характеристики:

Калибр: 30 мм
Патрон: 30×165 мм
Длина ствола: 54 калибра
Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин

Длина очереди:

6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
Масса патрона: 0,83 кг
Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
Дальность стрельбы: 4000 м

Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град
Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град
Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек

Другие характеристики:

Масса: 3800 кг

Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
Боевой расчёт: 1 чел.
Боезапас: основной - 2000 ед., запасной бункер - 1000 ед. (только у АК-630М)

Ракетный комплекс «Игла»

«Игла» (индекс ГРАУ - 9К38, по классификации МО США и НАТО - SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) - российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.

Средства связи, обнаружения и управления

Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне скоростей хода «Зубp» оборудован интегрированной навигационной системой, гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной аппаратурой.

Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки 20-80 (в зависимости от типа) мин. На «Зубpе» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран- 6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.

Десант

Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322 «Зубp» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозить их морем, высаживать на необорудованное побережье и поддерживать десант огнем.

В десантном отсеке «Зубpа» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А , Т-64Б , Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80 , БТР-70 или БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников.

Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или легких танков ПТ-76Б . Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140 десантников.

Экспорт

Информация по «Зубpу» впервые появилась на международной выставке "ИДЕКС-93" в Абу-Даби. В 2001 году на «Судостроительной фирме «Алмаз» были построены два десантных корабля проекта 12322 «Зубp» для Военно-Морских Сил Греции. Один был выделен из состава ВМФ России, отремонтирован и передан греческой стороне. Другой заново строился на заводе «Алмаз». Первый «Зубp» прибыл в военно-морскую базу Саламис 18 января 2001 года, корабль получил название Kefallinia и бортовой номер «L180». Поставка «Алмазом» двух военных кораблей государству-участнику блока НАТО является новым шагом в области военно-технического сотрудничества. Еще два таких корабля по контракту ВМС Греции в марте 2001 года поставило Феодосийское производственное объединение «Море», один из состава ВМС Украины, другой – построенный.

На греческих «Зубpах» предполагается транспортировать к месту высадки 140 пехотинцев с обмундированием и три танка класса «Леопард», или восемь бронетранспортеров типа М113 , или 500 солдат. Экипаж корабля составляет 32 человека. На «Зубpе» для инозаказчика несколько изменен тип оборудования.

Греческие ВМС значительно интенсивнее, чем в нашем флоте, используют «Зубpы». Для этого на них были размещены подготовленные и высококвалифицированными экипажами. При этом греки проводят эксплуатацию этих специализированных кораблей с воздушной подушкой очень грамотно, понимая их отличие от обычных водоизмещающих. Известно, что они высоко оценили проект 12322. Позже, по техническим причинам один «Зурб» построенный на ПО «Море» вернули Украинской стороне.

В дальнейшем Греция подписала еще контракт с Россией на поставку «Зубpа» для своих ВМС, что бы заменить утраченный четвертый корабль. Его строительство велось на Судостроительной фирме «Алмаз». Этот «Зубp» отличается от трех имеющихся в составе ВМС Греции кораблей этого проекта, в основном составом электронного и энергетического оборудования, одновременно повышена надежность основных систем. Корабль по этому соглашению летом – осенью 2004 года проходил испытания и в конце октября этого года должен был передан ВМС Греции. Но по техническим причинам это событие не произошло в запланированные сроки. В ноябре «Зубp» был погружен на специальное транспортное судно, которое взяло курс к берегам Греции. Там корабль будет сдаваться заказчику. В настоящее время с Грецией ведутся переговоры о поставке им пятого «Зубpа».

Греческий «Зубp»

Контракт Украины с Китаем на строительство и поставку МДКВП был заключен в 2009 году. Его объем оценивался в порядка 350 млн долларов. Украина обязалась построить и передать Китаю четыре корабля. Первый МДКВП, построенный на Украине, был передан заказчику в апреле 2013 года.

1 марта 2014 года с территории ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море» в Феодосии (Крым) был спешно отправлен в Китай второй построенный для этой страны малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 958 «Бизон» (»украинская» вариация проекта 12322 «Зубp»). Десантный корабль был введен буксирами в Феодосийский порт, где погружен на понтон, откуда проследовал в сторону Босфора и далее в Китай. Сообщается, что корабль «был спешно вывезен из феодосийской бухты заказчику в Китай, – под угрозой возможного захвата или повреждения в следствии вероятных боевых действий». Судя по всему, второй корабль не прошел всю положенную программу испытаний.

Состав серии

Название Заводской номер Введён в состав флота Изготовитель Текущий статус
MДК-51 100 10.10.1988 Утилизирован
MДК-122 101 2.01.1990 Приморский судостроительный зaвoд Утилизирован
MДК-50, с 17.08.2001 - Евгений Кочешков 102 30.10.1990 Приморский судостроительный зaвoд В составе Балтийского флота России .

В 2013-2014 годах прошёл ремонт.

MДК-94, с 12.03.2001 - Мордовия 103 15.10.1991 Приморский судостроительный зaвoд В составе Балтийского флота России
Керкира L182 107 28.05.2001 Приморский судостроительный зaвoд В строю, ВМС Греции
Закинтос L183 108 25.07.2004 Приморский судостроительный зaвoд В строю, ВМС Греции
MДК-118, с 20.12.2000 Кефалония 104 29.08.1994 Приморский судостроительный зaвoд В строю, ВМС Греции
MДК-119 105 - Приморский судостроительный зaвoд Не достроен
MДК-120 106 -

Малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) «Евгений Кочешков» проекта 12322 «Зубр» был построен «Судостроительной фирмой «Алмаз» (ранее «Приморский судостроительный завод») в Санкт-Петербурге, которая специализируется на военном и гражданском судостроении. В составе Балтийского флота находится однотипный МДКВП «Мордовия», который был введен в эксплуатацию 15 октября 1991 года как «МДК-94».

Проект был разработан ОАО ЦМКБ «Алмаз».

Предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для корабля доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира. Является самым большим кораблем на воздушной подушке.

Был заложен под строительным номером 102 как «МДК-50». Введен в состав Балтийского флота 30 октября 1990 года. 17 августа 2001 года был переименован в «Евгений Кочешков». Имел бортовые номера 615(1990 год), 770(1993 год).

Основные характеристики: Водоизмещение 555 тонн. Длина 57,3 метра, ширина 25,6 метра, высота 21,9 метра. Скорость хода 60 узлов. Дальность плавания 300 морских миль. Автономность 5 суток. Экипаж 27 человек.

Двигатели: 5 ГГТА мощностью 10000 л.с. каждый.

Вооружение:

Артиллерия: две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140,3-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект - 66 снарядов на каждую ПУ) и система управления стрельбой.

Зенитная артиллерия: две 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект - 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02.

Ракетное вооружение: 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла» или «Stinger».

Корабль способен перевозить: 3 основных танка суммарной массой до 150 тонн; или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта; или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн; или 8 плавающих танков.

Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно ещё 366 человек (всего около 500 человек).

В 2013-2014 годах прошёл ремонт, который проходил на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». На 28 ноября 2013 года оборудования воздушных винтов, топливных цистерн и днища МДКВП. Также кораблестроителям предстоит установить новое гибкое ограждение, так называемую «юбку» десантного корабля, под которой и создаётся воздушная подушка.

11 марта 2014 года - в соединение десантных кораблей Балтийского флота - после окончания ремонта на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь».

На 31 октября 2014 года в рамках сдачи курсовой задачи, которая предусматривает одиночные действия по предназначению в море, успешно в морских полигонах по надводным и воздушным целям.

По сообщению от 06 мая 2015 года в ходе сдачи курсовой задачи в морских полигонах. По сообщению от 22 мая в рамках планового выхода в море по высадке морского десанта на необорудованное побережье. в Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), который проходил в Санкт-Петербурге с 01 по 05 июля. 14 августа в плановом подготовительном тактическом учение группировки разнородных сил Балтийского флота по высадке морского десанта на необорудованное побережье. По сообщению от 20 августа в военно-спортивной игре «Гонка героев» на полигоне Хмелевка Балтийского флота, которая стартует 22 августа.

Принял в работе VIII Международного военно-морского салона (MBMC-2017), который проходил с 28 июня по 02 июля 2017 года в Санкт-Петербурге.

19 июля 2019 года в репетиции военно-морского парада и военно-спортивного праздника, посвященных Дню ВМФ России.

Во время выходов в море экипаж малого десантного корабля на воздушной подушке (МДКВП) «Мордовия» Балтийского флота успешно произвел артиллерийские стрельбы по морским надводным и воздушным целям.

Стрельбы выполнялись из 140-мм пусковых установок системы «Огонь» (морской аналог системы залпового огня типа «Град») по специальному буйковому полю, имитирующему береговую батарею противника, а также из 30-мм автоматических установок АК-630.

Об этом нашему корреспонденту сообщили в пресс-службе Западного военного округа.

В ходе выполнения задач боевой подготовки экипаж МДКВП «Мордовия» также осуществил высадку морского десанта на необорудованное побережье. К десантированию было привлечено подразделение морской пехоты Балтийского флота на бронетранспортерах БТР-82А.

В ходе высадки морского десанта с МДКВП «Мордовия» военнослужащие соединения морской пехоты отработали действия по прорыву противодесантной обороны противника с моря.

малый десантный корабль «Мордовия» выполнил артиллерийские стрельбы и высадил морской десант




Для экипажа МДКВП мероприятия по приёму с необорудованного берега подразделения морских пехотинцев с боевой техникой, их перевозка морем и высадка на побережье условного противника стали завершающими в ходе выполнения курсовой задачи К-2, которая для всего плавсостава Балтийского флота является экзаменом на боевую зрелость.

В ее рамках оценивается степень готовности экипажа и материальной части каждого корабля и катера выполнять в море задачи по предназначению, а также вести одиночный бой в различной оперативно-тактической обстановке.

«Мордовия» и однотипный с ним МДКВП «Евгений Кочешков» — самые большие в мире десантные корабли на воздушной подушке и стоят на вооружении Балтийского флота.

Справка

Для решения десантных задач в морской зоне ВМФ СССР предполагал активно использовать десантные корабли и катера с использованием динамических сил поддержания. Наибольшее распространение получили КВП (корабль на воздушной подушке). Выполненные оценки показали, что использование десантных КВП позволяет увеличить десантодоступность с 17% (традиционные водоизмещающие ДК с носовой аппарелью) до 78% протяженности береговой линии, сообщается на сайте издания "Ярослав Экспресс ".


КВП обладают такими тактическими свойствами, как высокая скорость, амфибийность (способность выходить на необорудованное побережье, преодолевать подводные инженерные сооружения, двигаться по льду и заболоченной местности), повышенная взрывостойкость от ударной волны при подводном взрыве (за счет подъема корпуса над водой), что позволяет им эффективно проводить десантные операции в морских и прибрежных районах.

Такими кораблями стали МДКВП проекта 1232, созданные судостроителями объединения «Алмаз», которое проектирует корабли на воздушной подушке с 1955 года и является продолжателем работ по созданию таких кораблей, проводившихся в России с 1934 года.

Накопленный опыт эксплуатации серийно строившиеся и эксплуатировавшиеся катеров на воздушной подушке «Скат», «Кальмар», «Омар», десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран» позволил ВМФ СССР принять решение о дальнейшем развитии этого направления. Не дожидаясь завершения серии МДКВП «Джейран» уже в 1978 году ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на проектирование более мощного корабля под шифром «Зубр».

Заданием предусматривалось увеличение скорости хода, десантной нагрузки (до 3 основных танков), усиление артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. В разработке проекта 12322 принимали участие главные конструкторы Л.В. Озимов, Ю.М. Мохов и Ю.П. Семенов, наблюдение от ВМФ возглавлял капитан 2 ранга В.А. Литвиненко (позднее его сменил капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов). После завершения проектных работ, в 1983 году на трех заводах («Алмаз» в Ленинграде, «Море» в Феодосии и Хабаровске) начинают строится 4 корабля. В дальнейшем строительство серии продолжали лишь в Ленинграде и Феодосии.

«Зубр» является самым крупным в мире десантным КВП. Он предназначен для транспортировки боевой техники вместе с десантными подразделениями и высадки на необорудованный берег с обеспечением огневого прикрытия. Также корабль может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений.

Основной силовой несущей частью корпуса корабля, обеспечивающей прочность и непотопляемость, является понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка двумя продольными переборками разделена на три функциональных объема. В средней части размещен отсек десантируемой техники с танковыми дорожками и аппарелями.

В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десанта, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования и отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала.

На корабле созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа. Первоначальными планами предусматривалась сдача головного «Зубра» флоту в 1985 году. Однако этот корабль, получивший тактический номер МДК-95 и фактически являвшийся опытным, был построен лишь в 1986 году. После продолжительных испытаний он вошел в боевой состав ВМФ только в 1988 году.

В результате испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены некоторые коррективы, претерпел изменения состав радиоэлектронного вооружения. К началу 90-х в составе ВМФ СССР числились 8 «Зубров». На Балтике они базировались в главной базе флота — Балтийске, а на Черноморском флоте — в Донузлаве.

12 марта 2001 года командование Балтийского флота приняло решение дать «Зубру», поступившему на вооружение еще осенью 1991 года, имя «Мордовия». Шесть лет подряд экипаж этого корабля завоевывал приз командующего флотом по высадке морского десанта, а в 2000 году этот «Зубр» был признан лучшим кораблем своего класса на Балтике.

Малый десантный корабль «Мордовия»




МДКВП «Мордовия» малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира .

Технические характеристики :

  • Экипаж, чел - 31
  • Длина, м - 57,3
  • Ширина, м - 25,6
  • Высота габаритная на воздушной подушке, м - 21,9
  • Грузоподъемность, тонн - 130
  • Водоизмещение стандартное, тонн - 480
  • Водоизмещение полное, тонн - 550
  • Осадка наибольшая (по корпусу), м - 1,60
  • Скорость максимальная, узлов - 60
  • Дальность при максимальной скорости, миль - 300
  • Автономность, суток - 5
  • Силовая установка: газотурбинный двигатель 3 воздушных 4-лопастных реверсивных винта с принудительным управлением шага диаметром 5,5 м с приводом от ГТУ М-70 каждый 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м с приводом от 2-х ГТУ М-70 5 х 1000
  • Вооружение: 2 х 6 30-мм артустановки АК-630 3000 снарядов 4 счетверенные ПУ ПЗРК «Игла-1М» или «Стрела-3М» 32 ракеты

Малый десантный корабль на воздушной подушке. Разработка десантного корабля на воздушной подушке (КВП) начата в 1978 г. ЦМКБ "Алмаз". Новый проект КВП создавался с использованием наработок по КВП пр.12321 "Джейран". Эскизный проект разработан заместителем главного конструктора ЦМКБ "Алмаз" Г.Д.Коронатовым. Главные конструкторы пр.12322 - Озимов Л.В., Мохов Ю.М. и Семенов Ю.П. Головной КВП пр.12322 МДК-51 вошел в состав ВМФ в 1988 г. Конструкция серийных кораблей проекта отличается доработками.

По состоянию на 2014 г. (и ранее) КВП пр.12322 "Зубр" является самым большим КВП в мире.


Головной корабль пр.12322 "Зубр" в ходе достройки и испытаний, в носовой оконечности под чехлами установки комплекса А-22 (фото из архива А.Ушакова, http://foto.mail.ru/mail/mdk-kvp)


Конструкция :
Корпус МДК выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещен отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами - с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.


Модель КВП пр.12322 "Зубр" в экспозиции МВМС-2007 в Санкт-Петербурге (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


КВП "Евгений Кочешков" (борт №770) в Балтийске, лето 2012 г. (фото из архива Вячеслава Семенкова, http://forums.airbase.ru).


Производство гибкого ограждения осуществлялось заводом "Ярославль-Резинотехника" (г.Ярославль).

Погрузка и выгрузка полезной нагрузки (десанта) осуществляется через откидные ворота в носовой части корабля.

Двигательная установка М35, производитель - НПК газотурбостроения "Зоря - Машпроект" (г.Николаев, Украина).
- тяговая / маршевая установка М35-1 - 3 х 10000 л.с. ГТД ДП71 (МТ-70) с маршевыми редукторами РО-35-10 с 4-х лопастными реверсивными винтами АВ-98 с принудительным управлением шага в кольцевых насадках. Агрегат управления винта - АУ-4.
Производитель винтов с агрегатами управления - НПП "Аэросила" (Украина).
Производитель кольцевых насадок из композитных материалов - КТБ "Судкомпозит" (г.Феодосия, Украина).
Диаметр винтов - 5.5. м

Нагнетательная установка М35-2 - 2 х 10000 л.с. ГТД ДП71 с нагнетательными агрегатами НО-10 (4 агрегата), включающими в себя нагнетательные редукторы РО35-21 и РО35-22.
Диаметр рабочих колес - 2.5 м


Энергетика :
- 2 газотурбинных генератора ГТГ-100К мощностью по 100 кВт
или
- 2 дизель-генератора "Вольво-Пента" (пр.12322Э)

ТТХ корабля :
Экипаж - 27 чел (в т.ч. 4 офицера, 7 мичманов)

Длина - 57,3 м
Ширина - 25,6 м
Осадка - 1,6 м
Высота - 21.9

Водоизмещение:
- стандартное - 500 т
- полное - 555 т

Скорость полного хода - 63 уз
Дальность плавания - 300 миль (на скорости 55 уз)
Автономность - 5 суток

:
- 3 основных танка типа Т-80 массой до 150 т
- 10 БТР суммарной массой до 131 т и 140 чел десанта
- 8 БМП или плавающих танков суммарной массой до 115 т и 140 чел десанта
- до 500 чел (140 чел в помещениях для десанта и 360 чел в переоборудованном помещении для техники)
- 78 мин (вместо десанта)

Вооружение :


- 2 х 22 х 140 мм выдвижные ПУ МС-227 РСЗО (боезапас - 132 выстрела ОФ-45, ЗЖ-45) с системой управления ДВУ-3


КВП "Евгений Кочешков" пр.12322 "Зубр" Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г. (http://militaryphotos.net).


Установки МС-227 комплекса А-22 "Огонь" на КВП "Евгений Кочешков" пр.12322 "Зубр" Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г. (http://militaryphotos.net).


- 2 х 6 х 30 мм артиллерийская установка (боезапас - 3000 выстрелов) с системой управления МР-123-01 «Вымпел» (на МДК-51 без СУ);

1 х 2 ПУ МТУ-2 ЗРК «Игла-1М» (боезапас - не менее 8 и не более 32 ЗУР);

Оборудование :
- РЛС «Позитив» (на головном МДК-51)
- РЛС «Лазурь» (на серийных КВП)
- РЛС РЭБ МП-411
- навигационная РЛС «Экран-1»
- комплекс связи Р-782 «Буран»

По состоянию на 2011 г. (Россия, дополнения):
Радиотехническое:
- инерциальная навигационная система "Горизонт-25" с приемоиндикатором GPS NT-300D.
- изделие 6710З-1
- система сопряжения РЛС "Звездочка-12322"


Навигационное:
- гирокурсоуказатель ГКУ-2
- магнитный компас КМ69-М2
- радиодоплеровский дрейфолаг РДЛ-3-АП100-Э
- радиопеленгатор РН
- комплект аппаратуры спутниковой навигации
- изделие центральной гироскопической навигации "База-12322"

Средства связи:
- автоматизированный комплекс связи "Буран-6Э"
- комплект средств радиосвязи ГМССБ для морского района А2
- автоматизированное радиоприемное устройство "Бригантина"
- комплекс ГГС и трансляции П-405
- 2 х ВНЦ-452
- светосигнальный прибор

Специальное оборудование:
- средства защиты от ОМП
- средства защиты от неконтактных мин
- бронирование
- средства визуальной маскировки

Комплексная система управления техническими средствами и движением (КСУ ТСДК) "Флора-32". На КВП пр.958 "Бизон" (Украина) используется функциональный аналог - КСУ ТСДК "Сирена" производства НПО "Фиолент" (г.Симферополь).


Модификации :
- пр.12322 "Зубр" - базовый вариант десантного КВП. Головной корабль проекта имел некоторые отличия от серийных кораблей по конструкции и оборудованию.

Пр.12322Э - экспортный вариант, поставлялся в Грецию.

Пр.958 "Бизон" (Украина) - модификация КВП украинского производства. Поставляется в Китай, а так же планируется к сборке в Китае по украинской лицензии. Вероятно, корабль в оригинальном проекте не оснащается системами вооружения - их будет устанавливать заказчик. Гибкое ограждение воздушной подушки спроектировано и произведено в г.Николаев (Украина). Два комплекта винтов АВ-98 для КВП закуплены в России вместе с агрегатами управления АУ-4, далее планируется наладить местное производство винтов с агрегатами управления. Так же из России поставлены два комплекта навигационных систем "Горизонт-25" для установки на первые два корабля проекта.

Статус : СССР / Россия


КВП МДК-57 пр.12322 "Зубр" борт №567 ВМФ СССР в Севастополе во время визита американских кораблей, 4 августа 1989 г. (фото - Scott Allen, U.S. Navy, http://www.defenselink.mil).


- 1993 г. - в ВМФ 7 КВП пр.12322. Ведется раздел Флота с Украиной - 3 КВП из состава Черноморского флота и 2 недостроенных КВП на ССЗ "Море" (г.Феодосия) переданы Украине.



- 2011 г. 22 декабря - в СМИ заявлено, что Главный штаб ВМФ России принял решение не заказывать у промышленности новые корабли проекта 12322. В составе ВМФ остается 2 корабля проекта - "Мордовия" и "Евгений Кочешков" (оба - Балтийский флот)..


КВП "Мордовия" (борт №782) и "Евгений Кочешков" (борт №770) в Балтийске, лето 2012 г. (фото из архива Вячеслава Семенкова, http://forums.airbase.ru).


- 2014 г. 11 марта - КВП "Евгений Кочешков" прибыл в Балтийск после ремонта на ССЗ "Янтарь". Специалисты завода "Янтарь" отремонтировали двигательную установку корабля, обновили корпус, другое оборудование. Главное - установлено новое гибкое ограждение - "юбка". Второй КВП "Мордовия" так же входит в состав Балтийского флота ().

Украина
:
- 1993 г. - 3 КВП из состава Черноморского флота и 2 недостроенных КВП на ССЗ "Море" (г.Феодосия) переданы Украине.


2010 г. - на судостроительном заводе ФСК "Море" в Феодосии заложен первый КВП пр.958 "Бизон".

2011 г. апрель - на ФСК "Море" в Феодосии ведется строительство КВП пр.958 для поставки ВМС Китая. Корабль является вновь построенным - это не МДК заводской №306 пр.12322!


Неудавшаяся попытка выкатки из цеха корпуса головного КВП пр.958 "Бизон". Кадр видеозаписи за несколько секунд до обрушения крана, повредившего корпус корабля и приведшего к человеческим жертвам. ФСК "Море", г.Феодосия ().


2012 г. сентябрь - из цеха ССЗ "Море" в Феодосии выкачен первый вновь построенный МДК пр.958. Начаты швартовые испытания.


Экспорт :
Греция :
- 2000-2004 г.г. - поставлено 4 КВП (Украина - 1, Россия - 3).

2011 г. - 2 КВП в составе ВМС (?).


КВП L180 Kefallinia зав №104 пр.12322 "Зубр" ВМС Греции. Греция, Пирей, 16.10.2013 г. (фото - Dennis Mortimer, http://www.shipspotting.com).


Китай :
- 2009 г. - Украина заключила контракт на поставку до 2014 г. 4 кораблей пр.958 "Бизон" - это адаптированный к современным возможностям украинской экономики и переименованный пр.12322 "Зубр". Два корабля планируется построить на Украине, 2 корабля планируется строить по лицензии в Китае. Сумма контракта - 315 млн USD.

2011 г. апрель - на ССЗ "Море" в Феодосии ведется строительство КВП пр.958 для поставки ВМС Китая. Корабль является вновь построенным - это не МДК заводской №306 пр.12322.

2013 г. 12 апреля - в Феодосии подписан акт приемки Заказчиком (ВМС Китая) головного десантного КВП пр.958 ().


http://news.ifeng.com).


Выгрузка с транспортного судна головного КВП пр.958 "Бизон" украинской постройки в Китае, 25 мая 2013 г. (http://www.huanqiu.com).


Первое фото строящегося в Китае КВП пр.958 "Бизон" украинской разработки, опубликовано 22.10.2013 г. (http://mil.news.sina.com.cn).

2014 г 01 марта - в связи с вероятностью военных действий на территории п-ова Крым с Феодосийского ССЗ "Море" выведен, погружен на перевозчик и отправлен в Китай второй корабль пр.958 "Бизон", который строился Украиной для ВМС Китая ().


Второе экспортное СВП пр.958 "Бизон" на территории ССЗ "Море", Украина, Феодосия, февраль 2014 г. (фото - Ne formal, http://forums.airbase.ru).


Буксировка второго экспортного СВП пр.958 "Бизон" с ССЗ "Море" в порт Феодосия, Украина, 01.03.2014 г. (фото - Павел Анфимов, http://phistory.info).


Второе экспортное СВП пр.958 "Бизон" на судне-перевозчике в порту Феодосия, Украина, 01.03.2014 г. (http://kuleshovoleg.livejournal.com/).


Реестр МДК пр.12322 (по состоянию на 03.03.2014 г.):

пп
Название Проект Завод.
Завод Закладка Спуск на воду Вступил в строй Списание Примечание
1 МДК-51
12322 100 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград)
23.02.1983 09.10.1985 10.10.1988 17.07.1997 БФ. Головной корабль.
Списан
2 МДК-57 / U422 "Краматорск" 12322 301 ССЗ "Море" (г.Феодосия) 1983 г.
нд 30.12.1988 11.06.1999 ЧФ
Передан ВМС Украины, с 31.12.1995 г. - U422 "Краматорск"
Списан
3 МДК-122 12322 101 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) 1983 г. нд 02.01.1990 22.06.2005 БФ
Списан
4 МДК-123 12322 302 ССЗ "Море" (г.Феодосия) 1983 г. нд 30.12.1989 29.11.2000 ЧФ
Передан ВМС Украины, с 31.12.1995 г. - U424 "Артемивськ"
Списан
5 МДК-50
"Евгений Кочешков"
12322 102 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд нд 30.10.1990 -
БФ
Поименован "Евгений Кочешков" 17.08.2001 г.
- 11.03.2014 г. - корабль прибыл в Балтийск после ремонта на ССЗ "Янтарь".
6 МДК-93 12322 303 ССЗ "Море" (г.Феодосия) нд нд 30.12.1991 2011 г. ЧФ
Передан ВМС Украины, с 31.12.1995 г. - U423 "Горловка"
Списан
7 МДК-94
"Мордовия"
12322 103 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд нд 15.10.1991 -
БФ
Поименован "Мордовия" 12.03.2001 г.
8 МДК-100 / U420
"Донецк"
12322 304 ССЗ "Море" (г.Феодосия) нд нд 26.06.1993 23.07.2008 Начиная с 1992 г. достраивался для ВМС Украины. С 1992 г. U420 "Донец", позже "Донецк". Списан .
9 МДК-118 / L180 Kefallinia ("Кефалония") 12322 104 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд нд 29.08.1994 БФ
Поставлен в Грецию, с 20.12.2000 г. носит название L180 "Кефалония"
10 МДК-100 / U421 "Иван Богун" / L181 "Итаки"
12322 305 ССЗ "Море" (г.Феодосия) 1993 г. 09.12.2000 03.02.2001 Начиная с 1992 г. достраивался для ВМС Украины. С 1992 г. U421 "Иван Богун". В 2001 г. поставлен ВМС Греции и с 17.02.2001 г. носит название L181 "Итаки".
11 МДК-119 12322 105 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд - - 2005 г. Разобран в 2005 г.
12 МДК- 12322 306 ССЗ "Море" (г.Феодосия) нд -
- Украина
Не достроен (2011 г.). Утилизирован (?)
13 МДК- 12322 106 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд - - Не достроен (2011 г.).
Утилизирован (?)
14 МДК- 12322Э 107 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) 25.05.2000 28.05.2001 2001 г. БФ (временно)
Построен на экспорт. Поставлен в Грецию, с сентября 2001 г. носит название L183 "Закинтос"
15 МДК- / L182 "Керкира" 12322Э 108 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) 24.01.2003 25.07.2004 2004 г. БФ (временно)
Построен на экспорт. Поставлен в Грецию, с 23.11.2004 г. носит название L182 "Керкира"
16 Экспортный №1
958 ССЗ "Море" (г.Феодосия) сентябрь 2010 г. 25.09.2012 12.04.2013 г. подписан приемный акт - Выкатка из цеха - апрель 2011 г. - падение крана с повреждением корпуса и жертвами. Повторная выкатка - сентябрь 2012 г. Корабль является заново построенным.
17 Экспортный №2
958 ССЗ "Море" (г.Феодосия) 2012 г. 01.03.2014. - - Корабль построен для ВМС китая, отправлен заказчику 01 марта 2014 г.
18 Лиценционный 958 Китай 2010-2012 г.г. (?) - - - Строится в Китае по украинской лицензии. Первое фото - 22.10.2013 г.
19 Лиценционный 958 Китай - - - - Строится в Китае по украинской лицензии

Бортовые номера МДК пр.12322:
Год МДК-51 МДК-57 МДК-122 МДК-123 МДК-50 МДК-93 МДК-94 зав.№107 зав.№108
1986 г. ? 733
1987 г. 700
1989 г. 567 795 586
1990 г. 762 507 508 615 509 782
1993 г. 770
2001 г. 702
2004 г. 702
2012 г. 770 782
Не указан 270 625

Источники :
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт

Морские пехотинцы - особый вид войск. Они должны выполнять высадку на неподготовленных участках побережья, там, где их никто не ждет. Факторы, обеспечивающие победу, перечислять недолго. Это внезапность, быстрота доставки к месту десантирования, скрытность и возможности получить мощную огневую поддержку. Как правило, высадка осуществляется с применением десантных кораблей, оснащенных аппарелями, или с помощью вспомогательных плавсредств. Но у российской морской пехоты есть технические средства, которыми не обладает никакая другая армия мира. Корабли проекта «Зубр» могут не только высадить десант, но и передвигаться по суше, вне зависимости от характера грунта, ведя при этом огонь и сея панику в стане врага.

Первые опыты

Секрет скорости и беспрецедентной вездеходности состоит в оригинальном способе передвижения. Мощные пропеллеры создают под днищем судна и оно зависает на заданной высоте. Идея возникла еще в конце двадцатых годов у советского инженера Левкова, работавшего на Новочеркасском судостроительном заводе. Им был построен опытный образец, названный в честь автора проекта «Левков-1» (Л-1), но, несмотря на очевидную перспективность, пришелся «не ко двору». В середине и второй половине тридцатых годов упор делался, скорее, на традиционные боевые средства, а споры шли между «конниками» и «танкистами». Оценить гениальную идею было некому. Работы свернули, и вспомнили о них лишь в 50-е, когда советская разведка узнала об аналогичных западных разработках.

Конструкторскому бюро «Алмаз» поручили создание особого десантного средства. Крупнотоннажные военные корабли (линкоры, крейсеры) тогда резали на металлолом, а руководству страны в лице Н. С. Хрущева нравились проекты необычные, революционные и фантастические. Таким и был первенец «Алмаза» - «Скат», представлявший собой симбиоз амфибии и катера, покинувший док и начале шестидесятых. До взвода морпехов это судно доставляло к точке высадки со скоростью курьерского поезда (90 км/ч). Прямым потомком этого чуда техники стал «Зубр», корабль на воздушной подушке.

Альтернативные концепции десантирования

Транспортное средство, имеющее колесную или гусеничную ходовую часть, может передвигаться по суше и преодолевать сложные препятствия, но диапазон высот преград ограничен. Есть средства, способные плавать, но их судоходные качества обычно не соответствуют понятию «судно», они тихоходны и относительно беспомощны до момента входа на берег. Существуют военные корабли специального назначения, предназначенные для перевозки и высадки десанта, в составе которого могут присутствовать несколько единиц бронетехники и живая сила. У этих плавсредств также есть недостатки, они уязвимы в силу тихоходности, для успешного выполнения боевой задачи им требуется подходящий берег. Только 14% всех пляжей пригодны для высадки с МДК (аббревиатура означает малый десантный корабль) водовытесняющего типа, причаливающих вплотную и открывающих аппарели.

Есть и еще одна концепция, разработанная в последние десятилетия. Это загоризонтное десантирование. Суть ее состоит в том, что основной корабль находится вдали от побережья, а доставка бронетехники осуществляется специальными самоходными маломерными судами. Именно к такому десантированию готовы вертолетоносцы класса «Мистраль». Высаживаться таким способом можно, конечно, лишь в условиях полного господства суше, в воздухе и на воде. Что произойдет с десантом, если у противника есть эффективные средства противодействия (комплексы береговой обороны, например), можно легко представить. Ему предстоит послужить кормом для рыб.

Десантный корабль «Зубр» быстр, он не останавливается на берегу, его огневая мощь сама по себе представляет опасность для обороны противника. В общем, это почти идеальное средство высадки. Он может обслужить 78 процентов всего мирового морского и океанского побережья.

Корпус

Постройка самого совершенного в мире средства морского десантирования основывалась на производственно-научной базе, созданной в КБ «Алмаз». В конце семидесятых годов советские судостроители обладали опытом постройки судов на воздушной подушке («Кальмар», «Скат» и другие проекты десантных кораблей). Наиболее успешным оказался КВП «Джейран» (проект № 12321). Его развитием стал следующий по порядку индекс 12322 «Зубр». Главная несущая конструкция корпуса выполнена в виде прямоугольного понтона (57,3 L х 25,6 W х 21,9 H, м), на котором смонтирована надстройка, в свою очередь, поделенная на три продольно ориентированных отсека. По функциональному назначению грузовым является центральное пространство, по бокам которого размещены энергетические узлы, места личного состава и перевозимых подразделений, защитные системы, обеспечивающие жизнедеятельность (в том числе и в случае применения Помещения персонала и десанта снабжены системами кондиционирования, вентиляции, отопления, они шумо- и теплоизолированы. Есть условия для приема пищи.

Корпус выполнен по цельносварной технологии, материал - высокопрочный немагнитный алюминиево-магниевый сплав повышенной коррозионной стойкости.

Идея компоновки принадлежит главному конструктору проекта Коронатову Г. Д.

Электрическая часть

Управление силовыми приводами - задача непростая. Российские военные суда обычных типов приводятся в движение турбинными двигателями, за исключением подлодок, винты которых нагружены на электромоторы. Для упрощения систем управления по подобному принципу организована силовая система МДК «Зубр». Корабль на воздушной подушке непросто удерживать на заданной высоте над поверхностью, для этого требуется много энергии. Вырабатывают ее электростанции, их две, в основе каждой стоит стокиловаттный газотурбинный генератор (их тоже два). Общая мощность силовой установки типа М35, произведенной НПК «Заря - Машпроект», составляет 50 тысяч лошадиных сил. Заботой командира БЧ-5 (электромеханической боевой части) являются главные распределительные щиты (ГРЩ). Управление производится дистанционно из ГКР (главного командного пункта), многие операции автоматизированы с целью повышения эргономических показателей. В схеме присутствуют также выносные пульты.

Пневматика

Удержать тяжелое судно (его водоизмещение составляет 555 т) на заданной высоте также непросто, это, в конце концов, не вертолет. Пневмоподушку под корпусом создают четыре четырехлепестных нагнетательных винта диаметром 25000 мм, оснащенных устройствами принудительного управления шага. Вместе с электродвигателем каждый из них составляет нагнетательный агрегат (НО-10). Горизонтальное перемещение производится по глиссерному принципу. Толкают десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» три пропеллера с регулируемыми поворотными лопастями с возможностью реверса диаметром 55000 мм, смонтированных на полимерных композитных кольцевых посадках, снижающих шум. Посредством этих движителей судно разгоняется до рекордных 90 км/ч, а изменение соотношения тяги каждого из них позволяет эффективно маневрировать.

Границы подушки

Для того чтобы нагнетаемый воздух не уходил по сторонам, а «работал», удерживая тяжеловесное судно на заданном клиренсе, конструктивно предусмотрены ограничители. Они представляют собой эластичное ограждение, выполненное по двухъярусной схеме. Ресивер гибкий, навесные элементы разделены крестообразно двумя килями, поперечным и продольным. Вся эта непростая система позволяет надежно «опирать» на сжатый воздух такую махину, как «Зубр». Корабль на воздушной подушке покоится или движется до тех пор, пока давление уравновешивает его вес, приподнимается, если это нужно, чтобы преодолеть неровности рельефа, и опускается на грунт, когда пора осуществлять высадку десанта и выгрузку боевой техники. Для него неважно, каков характер поверхности, вода это или суша, диапазон волнения достаточно широк, а способность «заползать» далеко за береговую линию выгодно отличает его от других, более распространенных и традиционных десантных средств.

Вместимость

Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» в полном своем названии скромно именуется «малым». Он может доставить в нужную точку прибрежной зоны «всего лишь» механизированный батальон морпехов на десяти БТРах вместе с экипажами. Вообще-то, по размерам и грузоподъемности в классе КВП равных ему нет. По десантным возможностям ему соответствует, скорее, понятие «средний десантный корабль» (до большого он все же не дотягивает), если брать аналог в виде обычного водовытесняющего судна, причаливающего и открывающего аппарели на кромке берега. Как показали учения «Запад-2009», реально высажены с МДКВП «Зубр» могут быть следующие варианты воинских подразделений:

Три танка Т-80 (Т-90) общим весом до 150 тонн;

8 БМП (115 тонн);

10 БТР плюс 140 морских пехотинцев;

Восемь плавающих легких танков.

Десант располагается в четырех кубриках на 140 человек каждый. Возможен вариант доставки только живой силы, без техники, в этом случае появляются еще 366 мест, а общее число высаживаемых военнослужащих возрастает до полутысячи. Это может быть нужно в случае возникшей необходимости в подкреплении, но автономность плавания уменьшается до нескольких часов. Морские пехотинцы - тоже люди, им нужно есть и отдыхать, а в грузовом отсеке условия не самые комфортные.

Для непосредственной высадки служат носовые ворота, откидывающиеся вниз и представляющие собой аппарель, упирающуюся в грунт.

Вооружение

Десантный корабль «Зубр» - не только средство доставки личного состава и техники к неприветливым вражеским берегам, он может наносить ракетные и артиллерийские удары с целью подавления возможного сопротивления окопавшегося противника, оказывать огневую поддержку и защищаться от возможных атак неприятельской авиации. Без этих боевых возможностей столь совершенная машина в глазах военных специалистов оставалась бы простым «корытом», пусть даже скоростным и маневренным.

Вот набор «инструментов», которым для обеспечения нужной огневой мощи оснащен «Зубр». Корабль на воздушной подушке вооружен:

Двумя пусковыми установками «Огонь» А-22, стреляющими неуправляемыми ракетами калибра 140,3 мм.

Двумя автоматическими установками АК-630 калибра 30 мм с боекомплектом в три тысячи снарядов.

Восьмью зенитно-ракетными комплексами «Игла» (иногда иностранные эксплуатанты используют американские «Стингеры»).

На борту присутствует комплекс РЭБ «Слябинг», позволяющий препятствовать работе вражеских систем связи и обнаружения.

Кроме этого, «Зубр» может устанавливать мины, в боекомплекте их до 20 штук. Максимальное время установки - 1 час 20 минут.

Конечно, до крейсера этот корабль не дотягивает, но следует учитывать, что в условиях современной войны в одиночку он действовать не должен, и флотская, а также воздушная, а если потребуется - и тактически-ракетная поддержка ему будет предоставлена.

Американский аналог

Десантные корабли, парящие над водной поверхностью, состоят и на вооружении американской армии. Их официальное название - LCAC (Landing Craft Air Cushion), предназначены они для тех же целей, что и «Зубры». Компоновка заокеанского образца отличается от архитектуры советского аналога, надстройка как таковая отсутствует, зато есть огороженная понтонами палуба площадью 182 кв. м, на которой и размещаются техника вместе с контингентом, подлежащие высадке. LCAC гораздо скромнее «Зубра» и по размерам, и по мощности энергоустановки (16 тыс. л.с.). Его длина составляет 27 метров, ширина - 14 м. Расход горючего, тем не менее, зашкаливает, за час сжигается семьсот литров топлива. Весит судно Движется оно глиссерно, два винта диаметром в 3 м 70 см толкают его вперед или назад. примерно такая же, как у судна проекта «Зубр». Дополнительные двигатели служат для подруливания. Подъемная тяга обеспечивается четырьмя пропеллерами, направленными вниз. Вес полезного груза - 70 тонн.

Стремясь облегчить конструкцию, американские инженеры решили обойтись без надстроек и помещений для личного состава, что создает риск быть смытым за борт, - палуба на скорости становится скользкой от брызг воды.

Собственного вооружения плавсредство не имеет.

Если резюмировать все тактико-технические данные американского десантного корабля на воздушной подушке, можно прийти к выводу о том, что его боевые возможности уступают качествам «Зубра» примерно втрое. Морских пехотинцев на борт он может взять не более 170 при условии отсутствия на палубе боевой техники. Однако и эта машина заслуживает внимания, кроме нее конкурировать с образцом советской разработки не может ни один западный ДКВП.

Управление кораблем типов San Antonio и WASP требует очень серьезной подготовки, овладеть им непросто. Базируются эти корабли только на территории США, на военно-морской базе в Вирджинии.

Сколько осталось «Зубров»?

При всех достоинствах этого замечательного образчика советского оборонпрома нельзя не добавить в славную бочку меда, которой, несомненно, достойны его создатели, и ложку дегтя. На момент распада СССР в составе Черноморского флота числились восемь единиц ДКВП «Зубр». Эта бригада десантных кораблей была поделена не поровну, но по-братски: России достались пять (среди них - первый опытный образец, его можно не считать), а Украине - три судна («Краматорск», «Артемовск» и «Горловка»). Возмущаться поборникам всеобщей справедливости не стоит. Украинскому флоту оказались не нужны и те «Зубры», что он получил, содержать их оказалось не под силу военному бюджету. К тому же в Феодосии достраивались еще два корабля, один из которых удалось завершить. Опять же, справедливость требует заметить, что российский флот тоже распорядился своими «Зубрами» не лучшим образом. Когда Греция (страна - член НАТО!) изъявила желание приобрести уникальные боевые корабли, то и Украина, и Россия предложили купить по паре штук. Сделка состоялась.

Затем три оставшиеся единицы были за ненадобностью списаны из состава ВМС Украины, и, по всей видимости, порезаны на металлолом, спрос на который есть всегда.

Итак, в итоге у греков «Зубров» больше всех, целых четыре. Флот России обладает двумя единицами, а в Китае - один, достроенный на украинских верфях. Кстати, в КНР планируется постройка еще четырех экземпляров. Украинские специалисты предоставили помощь и

В утешение можно констатировать, что боевое применение «Зубров» во время грузино-абхазского конфликта пока было единственным и успешным. Подробности военных операций с их участием широкой общественности неизвестны.