Святой Патрик это национальный праздник Ирландии. Не был ирландцем

Сегодня Русская Православная Церковь впервые отмечает память святителя Патрика, просветителя Ирландии. Новость о внесении в месяцеслов новых святых была воспринята неоднозначно в православных кругах. Попробуем разобраться, действительно ли речь идет о почитании «католического святого».

На заседании Священного Синода РПЦ 9 марта 2017 года в русский месяцеслов было включено 15 святых, подвизавшихся на Западе в период неразделенной Церкви – до разделения на православных и католиков. Среди этого списка числится имя великого апостола Ирландии святителя Патрика (Патрикия) († после 460 г.). О его жизни нам достоверно известно немногое. Источниками описания его жизни и подвигов служат его собственные сочинения («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Святого Патрика» и некоторые другие) и стихотворные гимны, написанные вскоре после его смерти.

Святой Патрик родился в Британии около 383 года в семье диакона Кальпурния. В возрасте 16 лет он был вместе со многими другими жителями похищен пиратами, которые увезли его в Ирландию, где и продали одному землевладельцу, который поручил Патрику охранять в горах свои стада.

Суровая жизнь и тесное соприкосновение с природой обратили его сердце к Богу. Дни и ночи он проводил в молитве, укрепляемый Святым Духом. Через шесть лет плена по Божественному повелению он совершил побег и, пройдя наугад больше 320 километров, сел на языческий корабль. После многочисленных злоключений ему удалось наконец вернуться на родину.

Вскоре по возвращении Бог вновь призвал будущего просветителя к апостольскому служению в тех землях, где он находился некоторое время в рабстве. Патрик откликнулся на этот призыв и решил подготовить себя к просвещению ирландских варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет он провел в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона. Через некоторое время святой принял посвящение в епископа из рук святого Германа, после чего и началась его апостольская миссия на ирландском острове.

Благодаря ревностному и самоотверженному служению делу евангельского благовестия ему удалось обратить ко Христу тысячи ирландцев, включая правителей и языческих жрецов-друидов. Последние пытались противодействовать ему при помощи колдовства, но сила Божия, действующая через святого Патрика, обратила их козни в ничто. Некоторые из них обратились ко Христу и даже сделались благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Посвятив свою жизнь миссионерству в Ирландии, святой Патрик рукополагал новых клириков, основывал монастыри, неустанно проповедовал и защищал простой народ от притеснений. Сам он проводил строгую жизнь, постоянно упражняясь в молитвословии и чтении Священного Писания.

Об особой любви к Слову Божию свидетельствует его «Исповедь», написанная на исходе жизни. В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Свою самоотверженность и любовь ко Христу он выражает в таких словах: «Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины. И если я когда-нибудь сделал хоть что-то благое ради Бога, Которого люблю, я молю Его даровать мне, чтобы я пролил мою кровь с изгнанными и заключенными за имя Его, даже если я останусь непогребенным, или мое никчемное тело будет растерзано в клочья псами и дикими зверями, или истреблено птицами небесными, ведь я твердо верю, что если так случится, я сохраню и душу, и тело. Ибо вне всякого сомнения в день тот [последний] мы снова восстанем в сиянии солнца, то есть во славе Иисуса Христа, нашего Искупителя, как дети Бога Живого и сонаследники Христа, сотворенные по образу Его, и будем царствовать через Него, с Ним и в Нем».

Святой Патрик мирно почил о Господе около 460 года в местечке Саул после многолетнего апостольского служения ирландскому народу. Благодаря трудам святого Патрика Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться «Островом святых». Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрику посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Внесение 15 имен святых в русский месяцеслов было воспринято неоднозначно в православных кругах. Целый ряд СМИ, как светских, так и околоцерковных, с восторгом или, напротив, возмущением сообщили о неслыханном почитании Русской Православной Церковью «католических» святых. Больше всего досталось святителю Патрику Ирландскому, которого некоторые ресурсы даже кощунственно назвали богохульником, усмотрев в его учении и жизни католические признаки. В качестве главного аргумента заявляют о том, что якобы его прославление в качестве святого началось на католическом Западе аж в XVII веке, и РПЦ своим решением просто признала католическую канонизацию.

«Тенденция к противлению всему западному не нова и по-своему понятна, но доводить ее до такого абсурда, что не признавать святых угодников Божиих на том основании, что они жили на Западе, уже переходит всякие границы»

По поводу древнего почитания святого Патрика мне удалось найти немного информации, но уже этих сведений вполне хватит, чтобы опровергнуть распространяемые глупости. В частности, пишут, что святого Патрика стали почитать католики только в XVII веке. Это откровенно ошибочное заявление. В древние времена не было ещё официальной процедуры канонизации. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. Поэтому святых начинали почитать вскоре после их преставления. Кто прославил святителя Николая Чудотворца официально? Сомневаюсь, что кто-то найдет такое формальное определение. Хотя в Западной Церкви почитание святых было более формализованным, чем на Востоке, тем не менее, почитание отдельных подвижников начиналось без жесткого контроля церковной властью. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация святого Ульриха Аугсбургского в 993 году. Так что ждать определения какого-нибудь древнего собора об официальной канонизации подвижников исторически некорректно.

Так когда же в таком случае Православная Церковь начала почитать ирландского епископа в качестве святого?

Кроме того, ему посвящены более 2000 соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых - собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году.

Следовательно, включение святителя Патрика в месяцеслов РПЦ является не признанием католической канонизации, а восстановлением несправедливо забытого почитания его Древней Церковью.

Свт. Иоанн Шанхайский († 1966 г.), много потрудившийся для восстановления почитания древних западных святых, говорил о том, что многие из них, к сожалению, совсем неизвестны русскому человеку. По его словам, «постановления совещаний русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада, и он является святым, почитаемым Православною Церковью . Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания там его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым в Посте просиявшим, или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в синаксаре на тот же день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнью различным векам и прославились разными путями… Св. Патрикий отличался весьма строгою жизнью и, подобно св. Мартину, святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 491 или 492 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости» .

Как вы уже поняли, для святителя Иоанна святость Патрика и многих других западных подвижников не вызывала никаких сомнений. Он сообщает об изначальном почитании ирландского епископа. Собор епископов РПЦЗ под председательством святителя Иоанна постановил почитать древних святых православного Запада (в том числе св. Патрика) чтобы эти праведники почитались всей Православной Церковью , а ее верные члены обращались бы к ним в своих молитвах.

Кстати, древнейшее житие святого Патрика (конец VII в.), опубликовано на русском языке в книге Г. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» (см. приложение к книге). Ну, это для тех, кто до сих пор сильно сомневается, что его почитали в древности.

Кроме того, многие православные западные святые не были известны и почитаемы на Востоке, что никак не умаляет их святости. Например, блаженный Августин, которого V Вселенский Собор поставил в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви, стал почитаться на Востоке уже после раскола с католиками (по-видимому, только в XIX в.). Его памяти даже нет в Типиконе, что не мешает нам почитать его как православного святого.

Почему-то бурное возмущение началось только сейчас, при том, что святой Патрик и многие другие западные подвижники уже давно почитаются как местночтимые святые РПЦ МП (в частности, св. Патрик в Сурожской епархии и на приходах РПЦ в США) и в Константинопольской Православной Церкви. Его имя числится в Великом Синаксаре Греческой Церкви . В честь него строят храмы в Антиохийской Православной Церкви . Просто местное почитание стало общецерковным, как это бывает и с другими святыми.

Кроме того, 21 августа 2007 года Священный Синод РПЦ учредил день Соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третье воскресенье после праздника Троицы. Хотя святые и не перечислены здесь поименно, но среди ирландских святых не может не подразумеваться просветитель этой страны.

Кто-то стал писать, что этот шаг Священного Синода будет поощрять пьянки, которыми на Западе и в России сопровождается праздник святого Патрика. По-моему это уже совсем глупый довод. Кому надо найти повод для выпивки, он его найдет без всяких канонизаций. Такими темпами можно вообще все церковные праздники поотменять. Церковь отмечает память святых традиционно – богослужением, не думаю, что в данном случае будет по-другому. Церковь прославила святого, а не узаконила коммерческое празднование под его именем. Да я и не думаю, что во многих приходах ему будут служить службы: память преподобного Алексия, человека Божия, которая тоже празднуется 30 марта, более привычна русскому православному человеку.

В прославлении давно забытых святых кто-то может увидеть экуменическую политику или навязывание западных ценностей – объяснений можно придумать сколько угодно, благо, наш народ любит чтоб было пострашней. Лично я вижу в этом, вместе со святителем Иоанном Шанхайским, восстановление исторической справедливости и возможность порадоваться при мысли, что у нас есть еще несколько предстателей перед Богом. Искание во всем негатива мне представляется признаком духовного нездоровья, поэтому призываю лучше помолиться и почтить память великого апостола Ирландии, святого Патрика, день памяти которого мы сегодня вспоминаем.

С праздником святителя Патрикия, братья и сестры!

Вконтакте

Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.

Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.

Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: «Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!» Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.

Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней - люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше.

Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: «Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас». Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел святой Патрикий в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона.

Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию, где боролся с еретиками-пелагианами (429), перед ним вновь встала неотложная задача: найти миссионеров для Ирландии. Чуть ранее папа Келестин I (431) рукоположил диакона Римской Церкви святого Палладия в епископа, дабы он организовывал рассеянных по Ирландии христиан и управлял ими. Палладий немедленно столкнулся с большими трудностями, основал всего лишь три церкви, а через несколько месяцев был настигнут смертью. Поэтому святой Патрикий принял посвящение в епископа из рук святого Германа, дабы нести свет истины варварам Ирландии. Действительно, он был хорошо подготовлен к выполнению этой задачи не только потому, что его призвал Бог, но и потому, что он знал язык и нравы этих племен. Помня о грехах юности, он не решался принимать рукоположение, но новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия.

Во главе небольшого числа клириков он высадился на острове в том самом месте, куда приплыл и святой Палладий. Святой Патрикий не мешкая отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов. Перед свирепыми воинами он произнес смелую проповедь о Христе. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри. Святой Патрикий обошел всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Именно так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.

Проповедник столкнулся, однако, с противодействием жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их бессильными и даже обратил некоторых ко Христу. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев.

После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армаге, который впоследствии стал архиепископской кафедрой Ирландии. Именно из этой обители начинались его длительные миссионерские поездки. Патрикий противостоял насилию, угрозам и каким бы то ни было опасностям с полным пренебрежением к своей жизни и пересекал эти негостеприимные земли, позволяя Богу говорить через него с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию, обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были, помимо простых людей, также барды-филиды. Барды были одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранителями и интерпретаторами священных устных преданий народа и по своему положению были близки языческим жрецам. Они, став монахами, отдавали служению Благой Вести свои поэтические таланты. Их песнопения были столь прекрасны, что, как говорили, ангелы преклонялись с небесной высоты, чтобы их послушать.

Для устроения новой Церкви святой Патрикий рукополагал священников и епископов, относясь с уважением и мудростью к самобытному характеру ирландского народа. Кафедры его епископов располагались, как правило, не в городах, а в монастырях, которые при следующих поколениях достигли расцвета и превратили Ирландию в новую Фиваиду. Из них вышло множество монахов, смелых миссионеров и неутомимых путешественников, внесших значительный вклад в дело нового просвещения Европы Благой Вестью после варварских нашествий .

Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из этих монастырей-епископий или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение святого Иоанна Богослова. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих.

Познав лично страдания, причиняемые рабством, Патрикий стал защитником населения, подвергавшегося нападениям пиратов. Он отлучил Коротика, предводителя отряда бриттов, который, высадившись на землях племени, крещенного накануне, убил некоторых из новообращенных, а других захватил для продажи в рабство. Несколько месяцев спустя Коротик, отказавшийся раскаяться, был поражен умопомешательством и умер в отчаянии.

По прошествии почти 30 лет епископского служения святой Патрикий, которому было уже 80 лет, написал в своей «Исповеди»: «Я исповедую это пред моим Господом и не испытываю чувства стыда в Его присутствии: с того времени, как я узнал Его в юности, любовь Божия росла во мне, и вплоть до сего дня, по благодати Господней, я сохранял веру… Он, Который так часто прощал мне мою глупость и небрежность в ответ на то, что Святой Дух мне внушал, помилует меня благодаря тысячам и тысячам людей, потому что Он видел, что я нахожусь в Его власти. Пусть на то будет воля Божия, чтобы мои чада превзошли меня в делах возвышенных и в плодах спасения! В этом будет для меня слава, поскольку сын мудрый радует отца (Притч. 10: 1). Мои возлюбленные, я искал вас, а не ваши богатства. То, что мне давали даром, я так же и раздавал: вам - ваши блага, а себе - утомление и опасности, и я шел к вам и повсюду ради вас, и даже в те края, куда никто никогда не приходил крестить. По благодати Божией ради вашего спасения я все перенес в трезвении и великодушии… Христос Спаситель стал бедняком ради нас, и я, бедный и несчастный, каждый день ожидал, что меня убьют, что я попаду в ловушку или буду обращен в рабство, но благодаря небесным обещаниям я не боялся ничего из всего этого, предав себя в руки Всемогущего Бога, Который выбрал меня для выполнения этой задачи… Как я воздам Ему за все Его благодеяния по отношению ко мне? И если мне удалось совершить какое-нибудь доброе дело для моего Бога, Которого я люблю, пусть никто не говорит, что это сделал такой невежда, каким я являюсь, но это был дар Божий. Я просил Его разрешить мне пролить свою кровь за Его имя: пусть даже я был бы лишен могилы, и мой труп, разодранный в клочья, был бы оставлен на корм птицам и в добычу хищным зверям» .

Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни.

17 марта 461 года святой прибыл в местечко Саул, в области Улад (Ольстер). Там он почил в мире, сопровождаемый гимнами небесных воинств. Тело Патрикия положили на повозку, которую влекли два диких быка. Они остановились в некоем месте, которое было названо впоследствии Даун-Патрик . Там ему вырыли могилу.

Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Как отмечать День Святого Патрика? Какие традиции и обычаи праздника? Что такое леприкон? Что надеть? Что приготовить? Как поздравить?

Каждый день 17 марта отмечается День Святого Патрика - покровителя Ирландии. Патрик принес христианство в Ирландию и его стараниями оно было установлено в этой стране практически бескровно.

Также считается, что он дал Ирландии письменность и изгнал из страны всех змей (Ирландия действительно является страной, в которой вообще нет змей).

По легенде, Патрик, бывший христианским миссионером, объяснял язычникам догмат о Троице на понятном и доступном им примере - листке клевера (трилистника): "Бог един в трех лицах, как три листка, растущие от одного стебля".

Google doodle - День святого Патрика 2016

Согласно официальной биографии, Святого Патрика он родился в конце IV века в Британии, находившейся тогда под римским владычеством, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы. С рождения его звали Мэвин Суккат.

Несмотря на то, что отец мальчика был дьяконом местной церкви, Мэвин в ранние годы своей жизни не был приверженцем веры в единого бога. Когда ему было 16 лет, его захватили в плен пираты. Мэвина продали в рабство в Ирландию, где он шесть лет пас скот. Именно там молодой человек пришел к христианской вере. Согласно преданию, юноша неистово молился, и Господь сжалился над ним. Бог указал ему, как спастись из плена, благодаря чему Мэвин вернулся в Британию. Вскоре он покинул отчий дом и направился в Галлию (территория современной Франции), чтобы стать служителем церкви. По прошествии нескольких лет службы он был посвящен в епископский сан и наречен Патрициусом (Патриком) , что означает "отец своим людям" .

В 30-е годы V века будущий святой по поручению папы Целестина I начал свою миссию в Ирландии.

За твердость веры бог обещал Патрику, что Ирландия уйдет под воду за семь лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда.

Умер Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461) года. Он был канонизирован до разделения Церкви на западную и восточную, поэтому как святой почитается в обеих. Однако почитание в православных церквах носит местный характер, поскольку вопрос с общим почитанием не решен. Помимо Ирландии, Святой Патрик покровительствует Нигерии, поскольку христианство там проповедовали в основном ирландские миссионеры.

Святой Патрик - краткая биография

Ирландцы начали отмечать День Святого Патрика в качестве своеобразного национального праздника еще в X-XI веках, причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора.

В начале XVII века этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если день памяти святого выпадает на Страстную неделю (неделя перед Пасхой). Светский праздник практически во всех странах проводится 17 марта, в некоторых он растягивается на несколько дней.

В 1903 году День Святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. В том же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из-за чрезмерного употребления гражданами алкоголя (закон был отменен в 1970-е годы). Впоследствии 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

Интересные факты про День святого Патрика

С празднованием Дня Святого Патрика связано множество различных традиций, как христианских, так и народных. К христианским относится ежегодное восхождение паломников на святую гору Croagh Patrick , на которой святой молился и постился 40 дней.

К народным - традиция распития хотя бы одной рюмки спиртного в каком-нибудь пабе . Изначально наиболее распространенным напитком в этот день был виски, впоследствии очень популярным стал эль.

Существует так называемая "Чарка Патрика" - единица измерения выпиваемого виски. До того, как выпить последний стакан виски, необходимо было положить в стакан трилистник. Это называлось "осушить трилистник". Выпив виски, трилистник полагалось бросить за спину через левое плечо - на счастье.

По народной же традиции в этот день принято одеваться в зеленое или прикреплять к одежде трилистник . Впервые об этом обычае упоминается в 1689 году. До этого года ирландцы носили на груди кресты святого Патрика. Вплоть до XVIII века обычай ношения трилистника считался вульгарным, но с течением времени традиция прижилась.

В день праздника все города Ирландии "зеленеют": люди рисуют на лицах ирландские флаги, прикрепляют охапки клевера к головным уборам и костюмам, одеваются в праздничные одежды, даже пьют зеленое пиво.

Помимо трилистника и зеленого цвета, символизирующего и саму жизнь, и победу весны над зимой (связанного одновременно и с кельтской мифологией, и с католицизмом), символами дня также считаются лепреконы (сказочные существа маленького роста, шьющие обувь для других сказочных существ и являющиеся хранителями сокровищ), арфа (изображена на гербе Ирландии) и шилейла (дубовый или терновый посох с загнутым концом, использовавшийся, помимо прямого назначения, как клюшка для игры в керлинг).

Лепрекон (ирл. leipreachán) - персонаж ирландского фольклора, волшебник, исполняющий желания, традиционно изображаемый в виде небольшого коренастого человечка. Цвет одежды лепрекона зависит от местности, из которой он происходит. В XX веке в массовой культуре лепреконов обычно изображают одетыми во всё зелёное. Как и другие мифические существа, связывается с Племенами богини Дану. Происходит, скорее всего, от ирландского leipreachán (luchrupán, luchorpán). Один из вариантов произношения, leithbrágan, происходит от словосочетания «левый башмак» и связывается с классическим изображением лепрекона, на котором тот чинит один из ботинков. Лепреконы имеют вид маленьких (не выше детей) людей преклонного возраста.

Девиз праздника умещается в одно слово - Craic - что означает "веселье и наслаждение" . Люди пьют пиво и пляшут групповой ирландский танец "кейли".

В День Святого Патрика готовят особые блюда. Несмотря на то, что 17 марта, как правило, выпадает на Великий пост, в этот день готовят мясо: существует народное поверье, что Святой Патрик превращает на праздник все готовящееся мясо в рыбу. Традиционным блюдом является капуста с беконом или солониной.

В День Святого Патрика устраиваются парады.

На улицы выходят люди, одетые в экстравагантные костюмы, и также духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки. Народная молва гласит о том, что эта традиция родилась в Ирландии. Нью-Йорк и Бостон (США) оспаривают пальму первенства. Ньюйоркцы утверждают, что первый парад состоялся в их городе в XVIII веке.

Наибольший размах праздник приобретает в городах с большой ирландской диаспорой. Помимо Нью-Йорка и Бостона, это Филадельфия, Атланта и Чикаго.

В Чикаго красят в зеленый цвет реку Грин-Ривер . Это уже является традицией ко Дню святого Патрика, которая берет свое начало еще в 1962 г. Организаторы праздника утверждают, что используют растительный краситель, и никакого вреда обитателям реки празднование не принесёт. Сам рецепт смеси, которая применяется для окраски, властями города держится в секрете.

День Святого Патрика в Чикаго

Именно в США зародилась традиция дружески щипать тех, кто не одет 17 марта в зеленое. Кроме того, во многих американских городах существует традиция в День Святого Патрика красить водоемы в зеленый цвет. Считается, что начало традиции положили рабочие, следившие за уровнем загрязнения реки Чикаго: они окрасили ее воды зеленым растительным красителем для того, чтобы отслеживать нелегальный сброс отходов.

Блюда на День Святого Патрика

Американский пивной суп

Необходимые продукты:

пиво темное - 2 стакана
хлеб ржаной - 200 г
вода - 1/2 стакана
цедра лимона тертая - 1 ст. ложка
сахар - 1 ст. ложка

Способ приготовления:

С хлеба срежьте корки. Мякиш мелко нарежьте, залейте пивом и оставьте на 3 часа.

Смесь пива с хлебом доведите до кипения, добавьте цедру, сахар и варите 5 минут.

Измельчите смесь в блендере до получения однородной массы и доведите ее до кипения.

При подаче оформите сливками.

Говядина в пивном соусе

Необходимые продукты:

мякоть говядины - 1,2 кг
пиво темное - 2 стакана
лук репчатый - 4 головки
цуккини - 400 г
чеснок рубленый - 1 ст. ложка
маслины без косточек - 50 г
сахар - 1 ст. ложка
мука пшеничная - 2 ст. ложки
масло оливковое - 6 ст. ложек

Способ приготовления:

Лук и цуккини нарежьте кубиками.

Говядину нарежьте порционными кусками, посолите, поперчите и обжарьте на масле. Добавьте лук, цуккини, чеснок, посыпьте сахаром и жарьте 3 минуты.

Муку спассеруйте, влейте пиво, варите соус 10 минут. Затем добавьте говядину, маслины и тушите до готовности.

Подавайте блюдо с маринованными овощами, оформив зеленью.

Овощи, припущенные с сыром

Необходимые продукты:

пиво светлое - 2 стакана
капуста - 400 г
морковь - 3 шт.
картофель - 6 шт.
шпик копченый - 800 г
лук репчатый - 1 головка
чеснок - 1 зубчик
масло сливочное - 4 ст. ложки
лавровый лист - 2 шт.
перец черный молотый, соль по вкусу

Способ приготовления:

Капусту нарежьте шашками, картофель и шпик - кубиками.

Лук, морковь и чеснок также нарежьте кубиками и спассеруйте на масле.

Картофель залейте пивом, припускайте 10 минут, добавьте остальные овощи, шпик, посолите, поперчите и припускайте еще 20 минут. За 5 минут до готовности добавьте лавровый лист.

Подавайте овощи, посыпав зеленью.

Печенье к пиву

Необходимые продукты:

мука пшеничная - 3 1/2 стакана
сыр плавленый - 300 г
маргарин - 350 г
вода - 4 ст. ложки
яйца - 2 шт.
мак - 2 ст. ложки
соль - 1/2 ч. ложки

Способ приготовления:

Из муки, плавленого сыра, маргарина, одного яйца, соли и воды замесите тесто. Сделайте из него большой шар и поставьте на холод на 30 минут.

Раскатайте тесто в пласт толщиной 1 см, смажьте взбитым яйцом, посыпьте маком и с помощью формочек вырежьте печенье. Выпекайте 10 минут при 230ºС.

Поздравления на День Святого Патрика

♦ День Святого Патрика,
Веселый, дружный день,
Танцуют, пьют на улицах,
Все, кому не лень.
В этот праздник ярки,
Желаю я теплой весны,
Любви и страсти жаркой,
И всего, чего хочешь ты!

♦ Зеленые одежды,
И шапки набекрень,
Поем мы песни Патрику,
Нам петь совсем не лень.
Природа пробудилась,
А с ней и наши сердца,
Желаю, чтоб с тобой случилась,
Радость и веселье без конца.

♦ Весёлых вам друзей,
Приятных, добрых дней!
Пусть жизнь сияет радугой
Весь День святого Патрика!

♦ Дайте клевера на счастье,
Я трилистник сберегу,
С лепреконом разобраться,
Тоже в этот день смогу.
Святой Патрик помогает,
Смелость, храбрость ощутить,
Он мне пиво наливает,
«ЩА», начнем приезжих бить.
И парады в мире ходят,
Люди песенки поют,
Патрик вновь толпу заводит,
Ну, а люди снова пьют.

♦ С листочком клевера в руке,
Шагает смело, налегке,
Ведет с собой весну, тепло,
Сам Патрик! Значит повезло!
Уже закончится зима,
Природа вся сойдет с ума!
Мы поздравляем вас с весной,
С теплом, ручьями и травой!

♦ С днем Патрика святого поздравляю,
Пусть этот день удачу принесет!
Я это от души вам пожелаю,
Пусть Патрик вашу веру сбережет,
А лепрекон покажет клад заветный!
И этот день, ирландцами воспетый,
Пусть будет самым радостным всегда,
И мы грустить не будем никогда!

17 марта – это праздник в честь любимого святого ирландского народа – праздник святого Патрика. Этот праздник – настоящее переплетение христианских и языческих традиций. В Ирландии, и по всему миру в этот радостный день проводятся карнавалы, играют во всю волынки и все присутствующие, распивают на улице и по пабам пиво. Участники карнавала одеваются в яркие экстравагантные костюмы всех оттенков зеленого, на голову надевают медно-рыжие парики, а в петлицу вставляют листочек клевера.

Каждый год 17 марта весь мир отмечает День святого Патрика — главного покровителя всех ирландцев. Такой экстравагантный праздник давно уже перешел за границы Изумрудного острова, и каждый год все люди на планете имеют возможность превратиться в немножко ирландцев.

Ни один национальный праздник не добился настолько широкого признания за пределами своей страны, как День святого Патрика. Маленький европейский остров дал миру самое большое количество иммигрантов – рыжеволосых и веселых. Каждый ирландец с горсткой родной земли увозил вместе с собой и самый дорогой, самый «ирландский» и важный сердцу праздник. Но не смотря на это, теперь этот День святого Патрика неофициально празднуют в разных странах, да еще и с немалым размахом.

Святой Патрик ирландская легенда

С этим великим праздником связано сразу несколько интересных легенд.

Одна из самых известных говорит, что именно Святого Патрика стоит благодарить за обращение Ирландии в христианство. Причем, в отличии, от многих стран по всему миру, произошло это невероятно быстро и без кровопролитий, так как харизме и ораторскому искусству Патрика может позавидовать самый дерзкий и выдающийся политик.

Согласно второй – Святой Патрик сумел изгнать всех змей с острова. Согласно преданию он повелел гадам ползучим ирландским собраться на высокой горе (сейчас это место паломничества), а когда все послушно сползлись, приказал им убираться вон из страны. Одна большая змея отказалась покидать родину, тогда Патрик хитростью заманил ее в большой ящик и сбросил в море со скалы. И в легенду можно не верить, но в Ирландии днем с огнем не сыщешь.

Еще одна легенда гласит, что на этой горе святой Патрик держал пост 40 дней. Господь испугался, что Патрик может помереть, не выполнив своего жизненного предназначения. Всевышний обратился к Патрику с просьбой прекратить свой пост, но тот ответил, что согласится на это только при трех условиях:

  • ирландцы должны обрести свободу,
  • Ирландия уйдет под воду за семь лет перед концом света, чтобы избежать бедствий и разрушений,
  • чтобы сам Патрик мог судить людей в час Великого Суда.

В этот день во многих странах Мира проходят карнавалы, звучат волынки и пьется пиво. Участники карнавала одеваются в экстравагантные зеленые костюмы, на голову надевают рыжие парики, а в петлицу вставляют листок клевера.

Святой Патрик покровитель

Настоящее имя ирландского героя совсем не Патрик. Родители дали ему имя Мэйвин Суккат. Во всяком случае, так принято считать. Он был римлянином, родился в конце 4-го века в римской Британии. Мэйвину было 16 лет, когда его похитили ирландские разбойники и продали в рабство. Он был приставлен пасти овец, бежал обратно в Британию и смог укрыться в монастыре. Годы спустя служителем церкви Суккат уже сам едет в Ирландию, где стал миссионером. Имя Патрик (Патриций), означающее примерно “отец своим людям”, он принял вместе с саном.

Святой Патрик – покровитель Ирландии. Считается, что именно он будет вершить справедливость над ирландцами в день Страшного Суда. Ведь так он договорился с Госполом.

Лепрекон, герой ирландского народного фольклора, рыжий человечек в зеленом одеянии, он стал одним из символов Дня святого Патрика относительно недавно. По преданию, этот небольшой коренастый человечек в зеленой шляпе и костюмчике хранит горшочки с золотом, зарытые на конце радуги. В каждом горшочке – 1000 монет, всего около 30 килограммов золота.

Святой Патрик праздник

17 марта считается днем кончины святого Патрика. Касаемо самого места и даты его смерти данные источников расходятся. Неизвестно и место могилы святого. По легенде, в повозку с телом святого специально запрягли двух неукрощённых быков, и хоронить его нужно было там, где они прекратят идти.

День святого Патрика – национальный ирландский праздник. Но такую колоссальную популярность он получил не на родине, а благодаря ирландцам, которые поехали искать лучшей жизни в США. Именно их община в память о родине, по которой тосковали, решили отмечать день смерти любимого святого с небывалым размахом и масштабом. Именно в Америке 17 марта 1762 года прошел и первый парад на День святого Патрика. А первый парад в Ирландии, в Дублине состоялся лишь в 1931 году.

На сегодняшний день число в США проживает около 33,3 млн (10,5% населения страны) американцев с ирландскими корнями. Тогда как население самой Ирландии – всего около 4,2 млн. Ирландцы особенно массово уезжали с Изумрудного острова во времена Картофельного голода на острове в 40-х годах 19-го века.

Есть традиция, что нужно выпить, как минимум, одну рюмочку спиртного в каком-нибудь классическом ирландском баре. Существует так называемая "Чарка Патрика" — единица измерения выпиваемого виски. По традиции, нужно положить в бокал лист клевера перед тем, как выпить бокал виски. В народе так и говорят — "осушим трилистник".

В День святого Патрика все ирландцы и все те, кто этот праздник чтят, распивают пиво. Во всем мире выпивается около 13 миллионов пинт Гиннеса.

Из Ирландии пришла традиция прикреплять к наряду трилистник, символизирующий крест, символ католицизма, да и символьный цвет самой «изумрудной страны». В честь Патрика сложен даже церковный гимн, в котором поется о том, что святой Патрик при помощи трилистника прервал языческий ритуал, который совершался в селении Тара, королевской столице Ирландии того времени.

Уже традиционно в День святого Патрика устраиваются просто грандиозные парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантные костюмы в зеленых тонах и ярких париках рыжего цвета, надевают шляпы. Подготовка всегда серьезная, и, непременно, со всеми необходимыми атрибутами. Повсеместно гремят духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки. Люди веселятся, много танцуют и радуются, слегка опьянев от традиционного пива и духа «изумрудного острова», немного сказочного и волшебного.