Президент назвал проблемы впк. Военно-промышленный комплекс России: отрасли, предприятия, проблемы. Структура и развитие военно-промышленного комплекса в России Проблемы развития военно промышленного комплекса

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент по высшему профессиональному образованию

Кафедра общей экономической теории

РЕФЕРАТ

По экономике на тему:

« П роблемы военно-промышленного комплекса России»

Выполнила:

Проверила:

Новосибирск 2011

Введение3

Глава 1. Понятия и структура ВПК

1.1 Определение ВПК

1.2 Структура ВПК

1.3 Отрасли ВПК

Глава 2. Развитие, проблемы и факторы, влияющие на состояние ВПК

2.1 Положение ВПК России последних лет

2.2 Проблемы ВПК России

2.3 Факторы, повлиявшие на появление проблем ВПК

2.4. Оборонный комплекс Новосибирской области

Глава 3. Прогнозы и пути решения проблем ВПК

3.1 Задачи и пути модернизации ВПК

3.2 Среднесрочные тенденции развития ВПК

3.3 Всеобщее разоружение

Заключение

Список литературы

Введение

военный промышленный россия

Тема «Военно-промышленный комплекс России» весьма актуальна, поскольку оборонно-промышленный комплекс представляет собой особый компонент экономики России, который оказывает ярко выраженное влияние на развитие промышленности страны, включает органы государственного управления и власти, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники.

При подготовке данной работы мы изучили и проанализировали различные источники: научные статьи, учебную литературу, ресурсы Интернета.

Военно-промышленный комплекс (ВПК), является ведущим звеном в системе жизнеобеспечения вооруженной организации государства (Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований). Он представляет сложную структуру, состоящую из множества отраслей, расположенных на всем географическом пространстве России. ВПК России прошел сложную историю формирования своей структуры и состава в различные периоды.

Целью нашей работы была попытка подробного изучения оборонно-промышленного комплекса, темпов его развития, факторов влияющих на него, проблем связанных с ним, и возможных путей их решения. Для её достижения мы поставили перед собой следующие задачи:

1. проанализировать источники информации по вопросу оборонно-промышленного комплекса;

2. раскрыть понятия, виды, структуру военной промышленности в России;

3. изучить историю и перспективы развития ВПК;

4. дать полную характеристику проблемам ВПК.

5. проанализировать способы решения проблем ВПК

Глава 1. Понятия и структура ВПК

1.1 Определение ВПК

Военно-промышленный комплекс (ВПК) -- совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт. Это мощная система предприятий, производящих боевую технику, вооружение и боеприпасы. Также ВПК является сегментом промышленного сектора экономики, потребляющим военный бюджет.

В настоящий момент в России официально употребляется термин оборонно-промышленный комплекс. Как синонимы ВПК используются также термины «военная промышленность» и «оборонная промышленность».

Американский политический и военный деятель Д. Д. Эйзенхауэр, утверждал, что военно-промышленный комплекс - это альянс военной промышленности, армии и связанных с ними части государственного аппарата и науки. А масштабы ВПК и мера его влияния на внешнюю и внутреннюю политику есть выражение милитаризации определенной страны.

1.2 Структура ВПК

В состав ВПК входят:

Научно-исследовательские организации (их задача - теоретические разработки);

Конструкторские бюро (КБ), создающие прототипы (опытные образцы) оружия;

Испытательные лаборатории и полигоны, где происходит, во-первых, «доводка» опытных образцов в реальных условиях, а во-вторых, испытание оружия, только вышедшего из заводских стен;

Производственные предприятия, где осуществляется массовый выпуск оружия.

Но кроме военной продукции, предприятия ВПК производят продукцию гражданского назначения. Большая часть холодильников, магнитофонов, вычислительной техники, пылесосов и стиральных машин России производилась на предприятиях ВПК. А телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и швейные машины выпускались только на военных заводах.

Таким образом, ВПК концентрирует производство более сложной продукции. Этому способствовал высокий технический уровень большинства предприятий ВПК. Это был тот сектор народного хозяйства, в котором производство находилось на уровне лучших мировых образцов, а во многих случаях и превышало его.

ВПК сосредоточивал наиболее квалифицированные и инициативные кадры, лучшую технику и умелых организаторов производства. Его масштабы были огромны. В конце 80-х гг. на 1800 предприятиях ВПК России было занято около 4,5 млн. человек, в том числе 800 тысяч - в сфере науки. Это составляло около четверти занятых в промышленности. С учетом членов семей с ним было непосредственно связано 12-15 млн. человек, то есть каждый десятый житель России.

Затраты на содержание армии и ВПК лежали на всем населении страны, понижали его уровень жизни. В сфере «оборонки» господствовало убеждение, что самое главное - произвести как можно больше продукции.

Особенностью ВПК является размещение многих его предприятий в «закрытых» городах, о которых до недавнего времени нигде не упоминалось, они даже не были нанесены на географические карты. Только недавно они получили реальные названия, а до этого обозначались номерами (например, Челябинск-70).

1.3 Отрасли ВПК

ВПК состоит из нескольких основных отраслей:

Производство ядерного оружия

Авиационная промышленность

Ракетно-космическая промышленность

Производство стрелкового оружия

Производство артиллерийских систем

Военное судостроение

Бронетанковая промышленность.

Ядерно-оружейный комплекс - часть атомной промышленности России. Он включает в себя следующие производства:

Добыча урановой руды и изготовление уранового концентрата. В России сейчас действует только один урановый рудник в Краснокаменске (Читинская область). Там же производится урановый концентрат.

Обогащение урана (разделение урановых изотопов) происходит в городах Новоуральске (Сведловск-44), Зеленогорске (Красноярск-45), Северске (Томск-7) и Ангарске. В России сосредоточено 45% мировых мощностей по обогащению урана. С сокращением производства ядерных вооружений эти отрасли все более ориентируются на экспорт. Продукция этих предприятий идет как на гражданские АЭС, так и на производство ядерных боеприпасов и на промышленные реакторы для производства плутония.

Изготовление тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) для атомных реакторов осуществляется в Электростали и Новосибирске.

Наработка и выделение оружейного плутония сейчас осуществляется в Северске (Томск-7) и Железногорске (Красноярск-26). Запасы плутония в России накоплены на много лет вперед, но атомные реакторы в этих городах не останавливаются, поскольку они обеспечивают их теплом и электричеством. Ранее крупным центром производства плутония был Озерск (Челябинск-65), где в 1957 году из-за отказа системы охлаждения взорвалась одна из емкостей, в которой хранились жидкие отходы производства. В результате территория в 23 тыс. км оказалась загрязненной радиоактивными отходами.

Сборка ядерных боеприпасов происходила в Сарове (Арзамас-16), Заречном (Пенза-19), Лесном (Свердловск-45) и Трехгорном (Златоуст-16). Разработка опытных образцов осуществлялась в Сарове и Снежинске (Челябинск-70). Первые атомная и водородная бомбы были разработаны в Сарове, где сейчас находится Российский Федеральный ядерный центр.

Утилизация ядерных отходов на сегодняшний день является одной из самых сложных экологических проблем. Главным центром является Снежинск, где осуществляется переработка отходов и их захоронение в горных породах.

Авиационная промышленность размещена, как правило, в крупных промышленных центрах, где готовые изделия собираются на головных предприятиях из деталей и узлов, поставляемых сотнями (а иногда и тысячами) смежников. Главные факторы размещения производственных предприятий - удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видов российских самолетов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственное исключение - КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолеты-амфибии.

Ракетно-космическая промышленность - одна из наиболее наукоемких и технически сложных отраслей. Например, межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) содержит до 300 тысяч систем, подсистем, отдельных приборов и деталей, а крупный космический комплекс - до 10 миллионов. Поэтому ученых, конструкторов и инженеров в этой области гораздо больше, чем рабочих.

Научно-исследовательские и конструкторские организации отрасли сосредоточены в значительной степени в Московском регионе. Здесь разрабатываются МБР (в Москве и Реутове), ракетные двигатели (в Химках и Королеве), крылатые ракеты (в Дубне и Реутове), зенитные ракеты (в Химках).

А производство этой продукции разбросано почти по всей России. МБР производятся в Воткинске (Удмуртия), баллистические ракеты для подводных лодок - в Златоусте и Красноярске. Ракеты-носители для запуска космических аппаратов производят в Москве, Самаре и Омске. Космические аппараты производятся там же, а также в Санкт-Петербурге, Истре, Химках, Королеве, Железногорске.

Главным космодромом бывшего СССР был Байконур (в Казахстане), а в России сейчас единственный действующий космодром - в городе Мирный Архангельской области (близ станции Плесецк). Зенитные ракетные комплексы испытывают на полигоне Капустин Яр Астраханской области.

Управление военно-космическими силами и всеми беспилотными космическими аппаратами ведется из города Краснознаменска (Голицыно-2), а пилотируемыми - из центра управления полетами (ЦУП) в городе Королеве Московской области.

Артиллерийско-стрелковое вооружение является очень важной отраслью ВПК. Самый знаменитый и массовый вид выпускаемого стрелкового оружия - автомат Калашникова, которым пользуются по крайней мере в 55 странах (а в некоторых он даже изображен на государственном гербе). Главные центры производства стрелкового оружия - Тула, Ковров, Ижевск, Вятские Поляны (Кировская область), а ведущий научный центр находится в Климовске (Подмосковье). Артиллерийские системы выпускаются в основном в Екатеринбурге, Перми, Нижнем Новгороде.

Бронетанковая промышленность была одной из самых развитых отраслей ВПК. За последний период на заводах бывшего СССР было произведено 100 тысяч танков. Сейчас значительная их часть подлежит уничтожению в рамках договора об ограничении вооружений в Европе. Из четырех российских заводов танки сейчас производятся лишь на двух - в Нижнем Тагиле и Омске, а заводы Санкт-Петербурга и Челябинска перепрофилируются. Бронетранспортеры (БТР) выпускают в Арзамасе, а боевые машины пехоты (БМП) - в Кургане.

Военное судостроение трудно отделить от гражданского, поскольку до последнего времени большинство российских судоверфей работало на оборону. Самым крупным центром судостроения со времен Петра I является Санкт-Петербург, где находится около 40 предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды кораблей. Атомные подводные лодки ранее выпускались в Нижнем Новгороде и в Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время их производство сохраняется лишь в Северодвинске. Другие центры военного судостроения - ряд городов на реках, где производят небольшие суда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.)

Глава 2. Развитие, проблемы и факторы, влияющие на состояние ВПК

2.1 Положение ВПК России последних лет

В последнее время российский оборонно-промышленный комплекс по данным многих изданий СМИ находится в очень тяжелом состоянии: коррупция, завышение цены продукции, неспособность разрабатывать и изготавливать современные образцы вооружений, которые отвечали бы за сохранность страны от реальных современных угроз - главные «пункты обвинения». При этом Министерство обороны не пытается улучшить ситуацию, а только усугубляет положение следующими действиями: значительное сокращение численности и дезорганизация воинских подразделений и промышленных объектов, модернизация морально устаревшей военной техники взамен закупки новой и многообещающей, размещение заказов за рубежом. А также Министерство обороны фактически отстранилось от интересов отечественного ОПК, и большое внимание уделяет клиентам на рынке. Эти факторы приводят к ослаблению обороноспособности нашей страны.

Военная мощь Советского Союза опиралась на значительный общеэкономический фундамент. Его экономика с точки зрения возможностей функционирования военного производства была комплексной и самодостаточной, то есть изготовление всей гаммы новейших вооружений практически не зависело от внешнеэкономических связей.

Самыми общими и употребительными в мировой статистике показателями роли военно-промышленного комплекса в экономической структуре государства являются удельный вес военных расходов в ВВП и объем военного производства. В СССР в 80-х гг. удельный вес оборонных расходов составлял 9-13%. В комплексе было занято около 10 млн. человек. Отраслевая структура и высокий научно-технический потенциал промышленности позволяли обеспечивать стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира - США (имея приблизительно 1/3 американского объема ВВП).

С момента распада СССР в 1990-е годы практически вся российская индустрия, в том числе военная, была фактически всецело разрушена. Исключение составляли нефтегазовая, пищевая и горнодобывающая отрасли. Из 24 тысяч индустриальных компаний, работающих частично на военные цели и выпускающих необходимую продукцию двойного предназначения, выжили лишь 1200. При всем этом все эти фабрики и заводы, не имея финансирования, не прогрессировали - ни на техническом уровне, ни умственно. Пока они «стояли на месте», военные спецтехнологии в конкурирующих продвинутых странах шагнули вперед. А среди больше 5,6 тысяч НИИ и скрытых научных центров, осуществляющих разработку современных военных спецтехнологий, остались только 677 в очень ослабленном виде - без квалифицированных кадров, без нынешней технической базы. Из 126 тысяч экспертов классов А1-А3 (по систематизации МОТ), занятых в ОПК в России в 1990 году 102 тысяч, т.е. больше 80%, уехали трудиться в страны дальнего зарубежья.

Уильям Фоккинген (международное военно-техническое и оборонно-промышленное сотрудничество в Пентагоне), в июне 2000 г. на конференции по государственной сохранности произнес: «От оборонного потенциала России, по нашим оценкам, осталось менее 6%. При продолжении имеющихся тенденций через 5 лет останется 0». В 1999 г. оборонный бюджет, составлял всего 3,8 миллиардов долларов - сумма, которая расходуется сейчас на оплачивание 2-х сухопутных бригад. А расходы на разработки НИОКР на протяжении долгих лет приравнивались к нулю.

По сравнению с СССР экономические возможности России существенно ухудшились. Сегодня по размеру ВВП Россия отстает от США в 10 раз, Китая - в 6, Японии - в 4, Германии - в 3, Индии, Франции, Великобритании и Италии - в 2 раза. По объему ВВП мы занимает 15-е место в мире, пропустив вперед не только указанные страны, но и Испанию, Бразилию, Южную Корею, Канаду, Мексику и даже Индонезию. По объему ВВП на душу населения наши позиции еще хуже (примерно 100-е место в мире).

Россия унаследовала 80% оборонной промышленности СССР. Это означает, что степень милитаризованности экономики оказалась более высокой по сравнению с другими республиками бывшего Союза. Правда, численность занятых в ВПК сократилась до5,4 млн. человек, но она все равно остается чрезмерной. Так, удельный вес работающих в оборонной промышленности составляет 23,5% от общей численности занятых по стране, причем непосредственно ВВТ сейчас производят около 2 млн. человек.

По состоянию на начало 1999 года в состав ВПК России входило около 700 НИИ и КБ оборонного профиля, а также 1700 предприятий и организаций и восемь отраслей. Кроме того, с ними связано более 1500 смежников в 10 странах СНГ. На объектах оборонной промышленности производится 20% всего объема машиностроительной продукции страны.

Предприятия ВПК расположены на территории большинства субъектов РФ, хотя и крайне неравномерно. Некоторые районы и более 70 городов-заводов, включая закрытые административно-территориальные образования, полностью зависят от работы комплекса, поскольку в них практически отсутствуют другие сферы применения труда. Наиболее сложно эта ситуация складывается в Удмуртии (55,3% занятого населения работает на предприятиях оборонной промышленности), в Саратовской области (50,9%), Новосибирской области (43,5%), Северо-западном регионе России (30,7%).

Регионы с высокой долей занятости занятых на предприятиях ВПК формируют большой потенциал массовой миграции рабочей силы в другие районы, что при отсутствии достаточных инвестиций в производственную и жилищно-коммунальную сферу создает экономическую и социальную напряженность. Поэтому в данных регионах важно учитывать местные возможности для трудоустройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников.

Крайне тяжелая ситуация в ВПК проявляется в обвальном падении объемов производства, финансовых трудностях, снижении технического уровня производства, нарушений сложившейся системы кооперационных связей, уменьшении мобилизационных возможностей. Часть этих трудностей Россия унаследовала от Советского Союза, а некоторые из них - результат ошибок экономической политики.

Таким образом, главные причины трудностей в оборонной промышленности России заключаются в несовершенстве управления, недостатках финансового обеспечения, непродуманными конверсией и приватизацией предприятий комплекса.

2.2 Проблемы ВПК России

Перечислив основные характеристики российского ВПК можно выделить несколько конкретных пунктов связанных с его проблемами:

Многие предприятия российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) ещё не готовы к серийному производству высокотехнологичных систем вооружения. По данным Владислава Путилина (заместителя председателя военно-промышленной комиссии РФ), только 36%стратегических предприятий финансово здоровы, а 25% находятся на грани банкротства. В состав российского ОПК входит 948 стратегических предприятий и организаций, на которые распространяются нормы параграфа 5 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие специальные правила банкротства. В настоящее время в отношении 44 из них возбуждены процедуры банкротства.

По данным ФНС России, 170 стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса имеют признаки банкротства. Более того,в отношении 150 стратегических предприятий и организаций налоговыми органами уже вынесены постановления о взыскании задолженности за счёт их имущества, которые направлены на исполнение судебным приставам. Дополнительные проблемы ОПК создала и задержка с перечислением средств по гособоронзаказу. Анализ предприятий авиапромышленности и бронетанкового машиностроения показывает, что за последние годы оборонка успела наделать очень большие долги. В авиапромышленности: РСК «МиГ» - 44 млрд. руб., ММП им. В.В.Чернышева - 22 млрд. руб., НПК «Иркут», компания «Сухой» - порядка 30 млрд. руб. В бронетанковом машиностроении -- например ФГУП «Омский завод транспортного машиностроения» производит танки Т-80У и Т-80УК. Кредиторская задолженность предприятия составляет 1,5 млрд. рублей. В 2008 году между Минобороны РФ и ОАО «НПК «Уралвагонзавод» был заключен трёхлетний контракт на закупку 189 танков (по 63 танка в год). В 2010 году Министерство обороны России запланировало приобрести 261 новый танк Т-90, которые производит ОАО «НПК «Уралвагонзавод». Если заказ на закупку танков на 18 млрд. рублей всё-таки осуществится, то у завода появится шанс погасить свою задолженность - 61 млрд. руб.

Несмотря на то, что в последние годы России удалось частично вернуть утраченные позиции в мировой торговле оружием, успехи переоценивать нельзя. Ведь в основе кризисных явлений в области ВТС лежат не только и не столько несовершенство государственного управления (хотя это тоже важно), сколько проблемы производителей ВиВТ. По многим военным технологиям Россия ещё находится на уровне 1970-1980-х годов. Состояние предприятий ОПК и их существенная технологическая зависимость от зарубежных поставщиков остаются критическими. Так, по сравнению с 1992 годом уменьшилось производство: военных самолётов - в 17 раз, военных вертолётов - в 5 раз, авиационных ракет - в 23 раза, боеприпасов - более чем в 100 раз.

Вызывает тревогу снижение качества продукции военного назначения (ПВН). Затраты на устранение дефектов в ходе производства, испытания и эксплуатации ПВН доходят до 50% от общего объема затрат на ее изготовление. В то время, как в экономически развитых странах этот показатель не превышает 20%. Главная причина - износ основного оборудования, достигший 75%, и чрезвычайно низкий уровень перевооружения: темпы обновления оборудования составляют не более 1% в год при минимально необходимой потребности 8-10%.

В последние годы снижение качества ПВН и участившиеся случаи несоблюдения сроков выполнения контрактных обязательств российскими субъектами ВТС, в сочетании с неоправданным повышением цены на ВиВТ, стали заметно отражаться на взаимоотношениях в области ВТС с традиционными российскими покупателями ПВН (в первую очередь с Индией и Китаем) и, как следствие, на объёмах поставок.

Предприятия ОПК не в полной мере справляются с выполнением заключенных контрактов. Некоторым иностранным заказчикам приходится стоять в очереди за российским оружием. Правда, пока не совсем ясно, как удержать цену 2011 года на всю номенклатуру боевой техники, которую собираются закупать военные у промышленности, до 2020 года. Заложенные в бюджет дефляторы всегда почему-то оказываются меньше, чем реальный рост инфляции и рост стоимости материалов и комплектующих к конечной продукции. В итоге, все программы вооружений через пять лет оказываются разбалансированными, а объём недополученных денег и, следовательно, не поступившей в войска техники достигает 30-50%. Сопоставление объёмов продаж ПВН на экспорт с закупками ПВН в интересах в МО РФ показало, что многие годы объёмы продаж вооружения и военной техники (ВиВТ) иностранным государствам превышали объёмы внутренних закупок и только в последние годы наметилась тенденция к увеличению внутреннего спроса. Если в 2000-2003 годах военные расходы России составляли порядка 30-32% от объема экспорта ПВН, то в 2004-2005 годах стали сопоставимы, а с 2006-го превысили объемы экспорта, составив в 2006 году 114,6%, в 2007 году - 132,6%. Эти данные отражают не только улучшение экономической ситуации в стране, наблюдавшееся в последние пять-шесть лет, но и изменение отношения государства к состоянию Вооружённых сил РФ, требующих переоснащения и модернизации. В федеральном бюджете на 2009-2011 годы предусмотрен существенный рост объемов закупок ПВН, несмотря на финансовый кризис.

Деградация научно-технического комплекса привела к тому, что, несмотря на рост оборонного госзаказа, производство нового поколения вооружений никак не удается наладить. Нынешняя ситуация создает угрозу национальной безопасности России.

По мнению Сергея Рогова, директора Института США и Канады РАН, у ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том числе у США - 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигают 3,5-4,5% ВВП. Очень высокими темпами наращивает расходы на НИОКР Китай (1,7% ВВП). Ожидается, что в следующем десятилетии КНР догонит США по объему расходов на науку. Быстро растут расходы на НИОКР и в Индии. К 2012 году они достигнут 2% ВВП. Европейский союз поставил задачу увеличить расходы на НИОКР до 3% ВВП. Доля расходов России на оборонные НИОКР - 0,6% ВВП, на гражданскую науку - 0,4%. Для сравнения: в последние годы существования СССР общие расходы на НИОКР составляли 3,6-4,7% от ВВП. К сожалению, в России доля всех затрат на фундаментальные исследования составляет всего 0,16% ВВП. В развитых странах расходы на фундаментальные исследования составляют 0,5-0,6% ВВП. В странах - лидерах мировой науки научная политика имеет две стороны. С одной стороны, государство напрямую финансирует научные исследования, а с другой - с помощью налоговых мер стимулирует расходы на НИОКР частного сектора. В России же, по данным ОЭСР, налоговая система не поощряет, а ущемляет расходы на НИОКР. Затраты российского бизнеса на НИОКР в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах. Лишь три российские компании входят в число 1000 крупнейших компаний мира по размерам затрат на НИОКР. В то же время удовлетворение запросов «Рособоронэкспорта» пользуется преимуществом перед потребностями Вооруженных сил РФ. Контракты «Рособоронэкспорта» для государства важнее, чем заказы Минобороны, поскольку внутренние цены уступают экспортным. Именно поэтому «Уралвагонзавод» не может начать производство нового танка Т-95 и боевой машины поддержки танков (БМПТ).

Автономия остается главным элементом российской оборонной доктрины. Одной из главных целей реализации новой политики для ОПК обозначено «недопущение критической зависимости деятельности ОПК от поставок комплектующих изделий и материалов иностранного производства». В полной мере отражены чаяния глав предприятий ОПК: государство будет содействовать приобретению уникального оборудования и передаче его в лизинг российским оборонщикам.

Проблемы развития отечественной электронной компонентной базы, так же как и радиоэлектроники, специальной металлургии и малотоннажной химии, будут решаться в рамках федеральных целевых программ и частно-государственного партнерства.

Система управления ВПК в России пересматривалась шесть раз. В результате уровень этого управления снизился от заместителя председателя правительства Российской Федерации до руководителя департамента Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Деятельность различных структур, занимающихся разработкой различных видов военной продукции, не скоординирована с Федеральным законом от 26 сентября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данный закон смягчил требования к стратегическим предприятиям ОПК в части признаков несостоятельности и установил увеличенный перечень мероприятий, направленных на предупреждение их банкротства. Однако и этот закон требует ряда изменений. Особенно это относится к порядку предоставления государственных гарантий по обязательствам стратегических предприятий в период их финансового оздоровления, ограничению прав кредиторов по распоряжению имуществом должника, прав собственника мобилизационных (резервных) производственных мощностей. Предлагается, чтобы в скорректированном законе было прописано право инициирования банкротства стратегического предприятия только правительству Российской Федерации либо возбуждалось дело о банкротстве после снятия с предприятия стратегического статуса.

Неудачная политика сложилась и в области ценообразования на продукцию ОПК. Сейчас цены на военную продукцию утверждаются заказчиком в соответствии с ведомственными нормативами на основе расчётов себестоимости, представляемых головным исполнителем заказа. Зачастую утверждённые цены на продукцию ОПК не соответствуют росту тарифов естественных монополий. В результате цены на военную продукцию постоянно растут. Поэтому, несмотря на ежегодное увеличение расходов на государственный оборонный заказ, денег на закупку новых современных вооружений не хватает.

Не находит решения такая важнейшая проблема для ОПК, как налогообложение. Земельный налог, налог на имущество, другие виды налогов, которые стратегические предприятия ОПК сегодня обязаны платить, стали одним из главных тормозов его реформирования. А когда возникает необходимость в вывозе российского мусора контейнером, предприятия ОПК пользуются услугами специализированных компаний, таких как ЗАО «Лэндмэн». Руководители оборонных предприятий уже много лет добиваются отмены налога на добавленную стоимость с авансовых платежей, которые ведутся по контрактам в рамках государственного оборонного заказа, по прибыли предприятий ОПК.

2.3 Факторы повлиявшие на появление проблем ВПК

Ниже перечисленные характеристики конъюнктуры можно отнести к группе факторов, порождающих кризис системы ВПК и последующего появления проблем в его функционировании и развитии.

1) Конверсия. Главными целями, которые ставят перед конверсией, во-первых, повышение народнохозяйственной эффективности ВПК в экономике страны, во-вторых, перераспределение ресурсов и производственных мощностей оборонного комплекса в пользу гражданских производств - прежде всего товаров народного потребления и гражданской продукции (инвестиционного оборудования для перерабатывающих отраслей АПК, легкой промышленности, ТЭК). В конверсионных программах явный приоритет отдается направлению, связанному с выпуском потребительских товаров и бытовой техники.

2) Приватизация. Главной целью приватизации является поиск «эффективного собственника». Результаты приватизации как по промышленности в целом, так и в военном секторе не характеризуются особенным успехом. Этому есть ряд причин, главной из которых является эмпирическое наблюдение, что простая смена титула собственника не может оказаться стимулирующей для интенсивного развития прогрессивных форм управления. Особенность приватизации государственных оборонных предприятий - сохранение профиля заказов в послеприватизационный срок, обеспечение на определенный период государственных рынков сбыта. Государство - гарант будущих заказов и закупок. Такой подход экономически себя оправдывает, ибо стимулирует предпринимателя осуществлять долгосрочные инвестиции в предприятие, а государство - способствовать смягчению жестких экономических обстоятельств, в которые предприятие попало после приватизации.

3) Неэффективность программ долгосрочного развития и реформирования оборонных отраслей. Для обеспечения процессов приватизации и конверсии должен быть разработан план ряда программ, призванных обеспечить возможность плавного перехода предприятий к новым экономическим отношениям. С целью перераспределения производственных ресурсов, высвободившихся при резком сокращении военного заказа, развития гражданских производств и научно-технического потенциала отраслей оборонного комплекса. Но многие направления могут оказаться бесперспективными в силу отсутствия спроса или вообще потребности в такого рода технике. Все это делает программу неоднородной и не дает возможности определить приоритеты. В итоге основная часть финансовых средств, выделенных правительством на осуществление инвестиционных конверсионных программ, идет на выплату заработной платы, пополнение оборотных средств, погашение процентов по “неконверсионным” займам коммерческим банкам, или просто возвращается назад в бюджет в виде налогов.

4) Неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура. Предприятия оборонного комплекса вынуждены функционировать в крайне неблагоприятной экономической среде. В последнее время стали сказываться следующие неблагоприятные макроэкономические тенденции, которые могут усилить негативные процессы в оборонном секторе. Это, во-первых, рост издержек производства - увеличение расходов на энергоресурсы и транспортные услуги. Во-вторых, ориентация отраслей топливно-энергетического комплекса и комплекса конструкционных материалов на поставки за рубеж приведут к тому, что в условиях ожидаемого экономического роста ресурсы окажутся чрезвычайно дорогими.

5) Подавление инвестиционной активности. На фоне неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры довольно вяло протекает инвестиционная деятельность предприятий. Даже если инвестиционное решение принято, наибольшие сложности возникают при привлечении заемного капитала для финансирования инвестиций. Можно рассмотреть пять потенциальных источника финансирования: конверсионные кредиты доходы от внутренней продажи вооружений доходы от экспорта гражданской и военной промышленности зарубежные инвестиции возвращение российских финансовых ресурсов из-за рубежа

Из этих источников, только экспорт и зарубежные инвестиции являются более-менее реальными в будущем. Поскольку иностранные инвестиции (также в силу законодательных ограничений) составляют к настоящему моменту менее 1%, то предприятию придется рассчитывать на собственные средства и на поступления от экспорта. В общем, по оценкам специалистов, российскому ВПК потребуется порядка 150 млрд. долл. для осуществления полномасштабной структурной перестройки и конверсии военного сектора.

2.4 Оборонный комплекс Новосибирской области

Новосибирская область сегодня остается одним из крупнейших военно-промышленных центров, обладающим высоким научно-техническим, производственным и кадровым потенциалом, представляющим в совокупности все основные отрасли оборонной промышленности. В настоящее время ВПК области включает 35 предприятий и организаций, подведомственных Министерству экономики России и Минатому России.

В области представлены почти все направления оборонного комплекса (атомная промышленность, авиапромышленность, ракетно-космическая, электронная, радиопромышленность, промышленность боеприпасов и спецхимии, промышленность средств связи и вооружения), включающие уникальные и единственные в своем роде оборонные предприятия и НИИ со своей специфической технологией и высокопрофессиональными кадрами, перепрофилирование которых чрезвычайно затруднительно, в некоторых случаях просто нецелесообразна.

Важнейшей отличительной чертой ВПК области является уникальный по качественному и количественному уровню, а также по широте специализации научно-технический потенциал, представленный тремя Сибирскими отделениями Российской Академии наук, государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», двадцатью отраслевыми, проектными институтами и КБ. Уровень выполняемых исследований имеет мировое значение, а ряд отраслевых НИИ оборонного профиля являются ведущими организациями России по разработке различных видов вооружения.

Несмотря на имеющийся потенциал перспективы значимого роста производства в оборонной промышленности, области остаются неясными. Основным вопросом в ближайшее пятилетие остается финансовое обеспечение деятельности предприятий, существенного увеличения собственных средств у них в этот период, вероятнее всего, не предвидится. Государственная поддержка может коснуться только тех, кто попадет в состав той или иной федеральной программы или в список казенных заводов. Надежды на иностранные инвестиции незначительны, особенно в тяжелом положении могут оказаться предприятия с устаревшим производственным аппаратом и с ограниченными возможностями производства конкурентоспособной продукции, в том числе военной, поэтому очевидно, что не все оборонные предприятия города будут существовать в сложившемся виде в долгосрочной перспективе. В этой связи ближайшими задачами являются полная инвентаризация их возможностей, реорганизация реформирования и посильная местная поддержка в осуществлении намечаемых проектов. Анализ результатов деятельности предприятий, удельный вес которых сейчас составляет 15% объема производства всей промышленности время экономическое состояние оборонных предприятий весьма разнородно: выделяются предприятия, более или менее «держащиеся на поверхности» и предприятия, испытывающие серьезный кризис, независимо от формы собственности.

Глава 3. Прогнозы и пути решения проблем ВПК

3.1 Задачи и пути модернизации ВПК

Основная задача при решении проблем ВПК это создание новых конкурентоспособных предприятий с современными технологиями и высококвалифицированными кадрами, обеспечивая опережающее развитие новейшего технологического уклада, формируя эффективную систему управления. Динамику развития оборонно-промышленного комплекса ведущих стран во многом определяют новые компании, действующие в области высоких технологий. При этом крупные инвестиции ими направляются на приобретение знаний и технологий, меньшие - на совершенствование основных производственных фондов. В первую очередь необходимо прекратить бесперспективное вливание огромных ресурсов в уже неживые ОАО и ФГУП"ы. Сосредоточить усилия на селективной поддержке тех предприятий, которые могут стать точками роста нового российского ВПК и доказать свою живучесть в жестком соревновании с мировыми лидерами, обеспечить опережающую подготовку и закрепление для них конкурентоспособных кадров.

По некоторым оценкам, основанным на анализе зарубежного опыта, при создании точек инновационного роста экономики основные инвестиционные затраты (до 70%) должны идти на развитие кадрового потенциала (в первую очередь, на научные, конструкторские и технологические кадры), и не более 30% должны составлять затраты на технику. Тем самым проблема подготовки кадров является ключевой при инновационном развитии ОПК. Первым этапом решения этой проблемы является проблема подготовки новой генерации кадров, что требует роста расходов, в том числе, на переподготовку и повышение квалификации, научные исследования и разработки.

Очевидно, в значительной мере решение вопроса подготовки и переподготовки кадров для ВПК связано с необходимостью формирования Федерального университета оборонных технологий (ФУОТ). Этот вуз должен быть наделен самостоятельностью в разработке и применении учебных программ, что особенно важно для такой специфической отрасли, как ВПК.

Задача подготовки профессиональных кадров для ОПК фактически разбивается на две: 1) подготовка кадров для предприятий модернизированной экономики; 2) формирование кадрового состава, способного провести модернизацию.

Очевидно, что это две разные задачи, требующие разных подходов и разных методов их решения. Решать их надо фактически одновременно, поскольку реальный учебный цикл подготовки высококлассных специалистов (в том числе кадров высшей научной квалификации) занимает до десяти лет, что фактически совпадает со временем, отпущенным Концепцией 2020 на проведение модернизации экономики страны. В то время, пока идет подготовка специалистов, которые должны работать в новой «оборонке», надо успеть провести ее модернизацию силами специалистов, которых предстоит подготовить для этого гораздо быстрее. Этих специалистов предстоит найти в сегодняшней инженерно-технической и управленческой среде и организовать для них соответствующую краткую, но интенсивную переподготовку в рамках дополнительного профессионального образования (ДПО). Затем сформировать эффективные команды управленцев и специалистов и провести реформирование ОПК.

Основными кадрами в новой производственной среде станут специалисты, должным образом подготовленные и прекрасно ориентирующиеся в современном состоянии и перспективах определенного, но достаточно широкого научно-технического направления. Это «синтезаторы», способные с помощью компьютерных технологий воплощать свои замыслы в конкретные технические решения, и «аналитики», задачей которых должен быть критический анализ эффективности и работоспособности разрабатываемых систем.

3.2 Среднесрочные тенденции развития ВПК

Говоря о среднесрочном развитии ВПК, можно выделить несколько моментов, которые в будущем изменят роль ВПК как в экономике, так и политике.

1. статистический анализ межстрановых сравнений свидетельствует о том, что с ростом экономики возрастает потребность в вооружениях. Таким образом, можно утверждать, что вооружения - это своего рода «роскошь». Поэтому в будущем имеет смысл ожидать закупок вооружений от развивающихся стран.

2. в связи с изменениями в геополитической картине мира вполне возможно ожидать дальнейшее перераспределению военной силы и в будущем. Это означает, что эти процессы смогут повысить роль ВПК как инструмента военно-экономического давления.

3. пересмотр задач, стоящих перед армией развитой в военном отношении страны, повлечет изменение качественного уровня продукции, производимой в ВПК. Основной задачей вооруженных сил на новом этапе будет участие в локальных конфликтах без применения оружия массового уничтожения. Как отмечают военные аналитики Пентагона, ВС США должны в будущем иметь силы и средства для ведения не одной глобальной войны, но двух локальных военных конфликтов. Однако, как показывает практика, в условиях малой войны наибольшее значение будут иметь высокоточное, «интеллектуальное» оружие.

Это означает ориентацию военного заказа на технологически более высокую продукцию оборонных отраслей. Тем самым стимулируется выпуск оружия по сверхновейшим технологиям и ускорение НИОКР в соответствующих областях. Тенденция к удорожанию военной техники на фоне сокращающихся расходов на армию приведет к дальнейшему сокращению численности ВС и повышению квалификации военнослужащих.

4. сравнительные преимущества стран в области военно-экономических разработок приобретут новый оттенок. Раньше делался акцент на стратегическом паритете, когда превосходство противника в одних видах вооружений компенсировалось за счет развития других видов.

Подход же с точки зрения рыночной эффективности, т.е. со стороны не чисто военного, а экономико-военного паритета, исключает данные трудности. Экономико-военный паритет - это сравнительные преимущества ВПК стран. При таком подходе в расчет принимаются не только отдельные виды вооружений, но в первую очередь технологии, призванные обеспечить производство определенного вида вооружений в случае надобности в достаточном количестве и дешево. Поэтому в дальнейшем имеет смысл говорить не о паритете по видам вооружений, но по технологиям. Рыночный механизм стимулирует развитие новых, перспективных технологий, адаптирует их к применению в гражданском секторе.

5. как следствие перехода к сравнительным преимуществам ВПК, гонку вооружений заменит гонка военных технологий. А это имеет ряд важных последствий для разработки военно-технической политики. Во-первых, прорыв в области высоких технологий возможен только в результате широкомасштабных фундаментальных исследований, результаты которых воплощаются в опытно-конструкторских разработках. А это значит, что критическое положение в области науки сегодня приводит к потере конкурентоспособности. Во-вторых, эволюция и доработка технологий возможна только там, где она развивалась с «нуля».

6. уже упомянутые тенденции к концентрации военно-промышленного капитала и монополизации приведут к вытеснению «непрофильных» стран из производства вооружений. Что, кстати, уже имеет место. Фактически это создаст малую группу стран (США, Франция, Великобритания, Израиль, Россия), являющихся поставщиком оружия на мировой рынок. Утрата конкурентоспособности на этом рынке означает ликвидацию ВПК и потерю рынка практически навсегда. Поэтому необходимо осуществлять постоянный мониторинг ситуации на мировых рынках вооружений и не допускать утраты отечественными производителями конкурентоспособности продукции. В первую очередь это касается поддержки «интеллектуальной начинки» техники, выражающейся в стимулировании отечественной фундаментальной науки.

Говоря об эволюции экономики ВПК в России, следует разделять два фактора, эту эволюцию порождающую. Это с одной стороны чисто экономический фактор, главным образом олицетворяющий последствия курса реформ и изменения экономической политики в области как ВПК, так и всей промышленности в целом. Вторым (политическим) фактором будет влияние конечного спроса (формирующегося из внутреннего и внешнего спроса) на продукцию оборонных отраслей.

Первый фактор будет определять эволюцию технологических структур и стимулировать предприятия к созданию наиболее эффективной с экономической точки зрения производственной инфраструктуры.

Второй фактор будет в будущем определять специализацию ВПК как в рамках национального рынка, так и в области мирового рынка вооружений. Как видно, эти два фактора являются взаимодополняющими, причем экономический фактор является определяющим. Имея нерациональную экономическую инфраструктуру в оборонных отраслях, нельзя удерживать свои позиции в долгосрочной перспективе, даже если прогноз потребности вооружений со стороны как внутренних, так и внешних потребителей будет сделан удачно. Это вытекает из того факта, что адаптация к изменившейся конъюнктуре в условиях неразвитой инфраструктуры будет вести к так называемым трансакционным издержкам (издержкам на информационное обеспечение, издержки процесса принятия решения и проч.), которые могут достичь значительных размеров и в долгосрочном плане привести к удорожанию продукции секторов ВПК, что в конечном счете повлечет дальнейшее снижение конкурентоспособности ВПК на мировой арене.

3.3 Всеобщее разоружение

Одним из важнейших вопросов в сфере стратегической безопасности и ВПК является контроль вооружений и разоружении в мире. Мы, как авторы данного реферата, считаем, что одной из самых эффективных, продуктивных и целесообразных решений проблем ВПК не только России, но и всего Мира - это всеобщее разоружение.

Разоружение - сокращение средств ведения войны, которыми обладают государства. Меры по разоружению, принимаемые государствами, могут включать в себя как межгосударственные соглашения, так и односторонние акции; это могут быть относительно простые договоренности, затрагивающие ограниченные территории, или детально разработанные формулы, направленные на демилитаризацию всего земного шара.

Идея разоружения во имя мира неоднократно возникала в истории человечества. Как одно из направлений государственной политики разоружение известно с 19 в. В 20 в., вследствие бурного развития военной техники, его роль многократно возросла. После двух разрушительных мировых войн разоружение стало важнейшим аспектом дипломатической деятельности, направленной на устранение войн. В ядерную эру всеобщее внимание сосредоточено на переговорах по контролю, ограничению и сокращению стратегических ядерных вооружений. В этой связи Организацией Объединенных Наций и другими международными организациями были предприняты усилия по контролю вооружению и разоружению в трех областях: ядерные, конвенциональные и биологические вооружения. Однако, к сожалению, человеческое сообщество все еще не имеет четкой программы всеобщего разоружения.

В настоящее время торговля оружием составляет существенную часть общей мировой торговли, а точнее около 16% от 5 трлн. долларов мирового товарооборота, это 800 млрд. Продажа вооружений и военной техники в мире продолжает расти, так что оружейные и оборонные предприятия в 2002-2003 гг. увеличили производство на 25%. В 2003 году эти предприятия получили от продажи оружия 236 млрд. долларов, причем 63% пришлось на американские компании. Соединенные Штаты со времени окончания «холодной войны» остаются крупнейшим поставщиком оружия в мире. За ними следуют Россия, Великобритания и Франция.

В силу разрушительных последствий наращивания вооружений, а именно войн, конфликтов, разрушений и связанных с этим колоссальных расходов, мировое сообщество вот уже долгие годы стремится как-то обуздать гонку вооружений и добиться всеобщего разоружения. За последние годы в результате прогресса в разработке все новых вооружений дать качественные и количественные оценки производству вооружений в мире становится все труднее. Сложности добавляет, с одной стороны, растущая точность поражения, а с другой, разработка новых средств перехвата этих вооружений. Сегодня темпы качественного, технического развития средств ведения войны постоянно ускоряется. Поэтому первым делом следует «сбавить обороты». Однако все признаки говорят о том, что мировое сообщество все еще не достигло заметного успеха в контроле вооружений, в обуздании гонки вооружений и всеобщем разоружении.

Ввиду колоссальной прибыли, получаемой от торговли оружием, военные индустрии постоянно развиваются и применяют в производстве самые новейшие технологии. В то же время растущие инвестиции в военно-промышленный комплекс, в основном со стороны частного сектора в западных странах, усиливает тревоги и опасения всего человеческого сообщества.

Заключение

По итогам проделанной работы можно сказать, что ВПК России переживает свои не лучшие времена. От пика своего роста в бывшем СССР он проходит стадию резкого сокращения объемов производства, снижения финансирования оборонного заказа, оттока квалифицированных кадров. Вместе с тем он пока является единственной производственной системой, способной решать многие технологические задачи на уровне современных требований. Более того, ВПК был и остается на сегодняшний день единственной базой прорыва российских технологий на мировой рынок продукции и не только на него.

Для ускорения возрождения оборонно-промышленного комплекса и превращения его в научно-техническую и технологическую базу национальной экономики необходимо разработать и принять на федеральном уровне систему мер по стимулированию инновационного развития ОПК.

Мы рассмотрели все важные аспекты существования и функционирования ВПК и проанализировали его деятельность. Цели нашей работы можно считать достигнутыми.

Список литературы

1. Глазьев С.Ю. «Две концепции конверсии и причины неудач». Москва, «Наука», 2008.

2. Чистова В.Е. «Финансовые аспекты реформирования оборонно-промышленного комплекса». 2005

Подобные документы

    Понятие военно-промышленного комплекса России. Характеристика основных отраслей военно-промышленного комплекса. Конверсия военно-промышленного комплекса России в условиях свободной экономики для достижения высокого качества продукции машиностроения.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2011

    Сущность, проблемы, показатели экономики России на рубеже ХХ-ХХI вв.: достижения в сфере военно-промышленного комплекса, воспроизводство неэффективных технологических форм в индустрии. Основные задачи и тенденции современного развития экономики страны.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2012

    Состав аграрно-промышленного комплекса, цели его развития. Направления, методы, механизмы государственного регулирования аграрно–промышленного комплекса России. Современное состояние аграрно-промышленного комплекса России и стратегия его развития.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2011

    Понятие ВПК, его взаимосвязь с экономической политикой государства и как данная политика может повлиять на развитие военно-промышленного комплекса. Становление и развитие ВПК в СССР. Военно-промышленный комплекс России, причины и последствия кризиса.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Определение оборонно-промышленного комплекса как совокупности предприятий, занятых разработкой и производством продукции военного и гражданского назначения, объединенных по отраслевому признаку. Проблемы развития ВПК и его роль в национальной экономике.

    реферат , добавлен 07.02.2012

    Ознакомление с результатами реформирования оборонно-промышленного комплекса России как способа вывода его из кризиса. Особенности конверсии, диверсификации и реструктуризации предприятий ОПК. Проблема оснащения силовых структур новой военной техникой.

    доклад , добавлен 14.11.2010

    Место оборонно-промышленного комплекса в экономической структуре. Анализ оборонно-промышленного комплекса. Сущность и методы конверсии. Процессы преобразования оборонно-промышленного комплекса в России. Типы предприятий в структуре собственности ОПК.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2010

    Проблемы и перспективы развития оборонно-промышленного комплекса Тульской области. Основные направления инвестиционной стратегии развития инновационной деятельности в отрасли. Разработка программы "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 годы)".

    курсовая работа , добавлен 12.02.2012

    Особенности и характерные признаки промышленного комплекса городского хозяйства. Главные черты, структура и функциональное направление комплекса, его роль в экономической жизни муниципального образования. Показатели хозяйственной деятельности предприятий.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2016

    Финансовая реструктуризация Брянского химического завода. Оценка эффективности инвестирования денежных средств в технологическое перевооружение. Пути расширения внешнеэкономических поставок имущества военно-технического назначения в страны зарубежья.

Газета «Деловой Петербург» сообщила, что на верфях Северо-Запада под угрозой срыва строительство сразу 17 боевых кораблей для нашего Военно-Морского флота на общую сумму 227 млрд. рублей. Конкретнее: восьми корветов и девяти фрегатов на заводах «Янтарь» (Калининград) и «Северная верфь» (Санкт-Петербург).

Основная причина одна – отсутствие газотурбинных и дизельных двигателей.

Силовые агрегаты для пяти фрегатов проекта 11356, которые ускоренно делает «Янтарь» для Черноморского флота, а также для восьми кораблей того же класса проекта 22350 (ими загружены верфи в Питере) должно было поставить украинское госпредприятие газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект. Все шло по плану. Три установки ушли в Калининград. Еще две оплачены Россией и даже изготовлены. Но, увы, пылятся на складе в украинском городе Николаеве. Потому что вспыхнула гражданская война в Донбассе. И Киев минувшим летом разорвал всякое военно-техническое сотрудничество с нашей страной.

Таким образом, все же полученные калининградцами двигатели позволяют своевременно сдать флоту лишь три из пяти . Головной – «Адмирал Григорович» — завершил процесс размагничивания и проходит заводские испытания. На второй – «Адмирал Эссен» — на плаву завершают устанавливать оборудование и вооружение, он вот-вот выйдет в море. Третий – «Адмирал Макаров» — готовится к спуску.

В Петербург, на «Северную верфь», николаевцы успели отправить лишь два агрегата. И это для восьми запланированных . Но с этими двигателями вообще случилась незадача. На головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» в конце минувшего года во время испытаний у причальной стенки случилось возгорание. Причина – сбой в системе управления двигателем. Скорее всего, имел место конструкторский просчет. Как утверждают специалисты, произошел помпаж, турбину залило маслом, она загорелась. Лопатки вышли из строя. Турбину демонтировали и отправили на ремонт в Рыбинск.

Поскольку строительство «Адмирала Горшкова» и так уже затянулось до неприличия (он был заложен без малого десятилетие назад — еще в 2006 году), решено было не ждать обнадеживающих вестей из Рыбинска, а срочно загрузить на этот корабль последний имеющийся у питерцев украинский двигатель – тот, что предназначался для второго фрегата этой серии, «Адмирала Касатонова». А как быть с «Касатоновым»? Ему, говорят, придется дожидаться возвращения к жизни сгоревшей турбины. И уже с ней поднимать пары.

А с продолжением строительства и этой серии тоже туман. Спуск на воду третьего фрегата – «Адмирала Головко» из-за отсутствия двигателей отложен пока как минимум на год.

Не менее сложно дело обстоит и со строительством корветов проектов 20385 . Этих кораблей ближней морской зоны на «Северной верфи запланировано построить, как уже сказано, восемь. Они должны по многим показателям превзойти своих предшественников типа «Стерегущий» (проект 20380), которых в боевом строю уже четыре. Все – на Балтийском флоте.

Надо сказать, многоцелевые корабли проекта 20385 обещали получиться хоть и до зубов вооруженными, но весьма дорогими. С усиленным ударным, зенитно-ракетным и противолодочным вооружением, которое позволяло бы действовать не только в ближней, но и в дальней морской зоне. Каждый примерно по 10 млрд. рублей. Или на четверть дороже .

Одним из коренных отличий новых корветов, как предполагалось, будет более совершенная двигательная дизельная установка. Возможно, это решение Главного штаба ВМФ стало результатом опыта недолгой пока эксплуатации «Стерегущего». Он вошел в боевой состав флота сравнительно недавно – в 2008 году. Но за эти годы его главная энергетическая установка, изготовленная в Коломне, дважды выходила из строя.

В итоге вместо отечественных дизельных двигателей ДДА12000 российские военные моряки собрались обзавестись германскими агрегатами фирмы MTU. Такие уже ставят в Турции на серийные корветы по программе Milgem. И на австралийские фрегаты типа Anzac. И там они почему-то не ломаются столь часто.

Война в Донбассе и эту затею, возможно, погубила. ВМФ России к 2020 году рассчитывает получить одиннадцать корветов проекта 20385, восемь из которых собиралась построить «Северная верфь». Остальные – должны были достаться Амурскому судостроительному заводу.

Дело не заладилось в самом начале. Германия минувшим летом присоединилась к экономическим санкциям против России. Как следствие, законопослушная фирма MTU так и не начала отгрузку нам своих дизелей для корветов.

Первые два корвета проекта 20385 получили названия «Гремящий» и «Проворный». Они уже строятся в Питере. Головной – с 2012 года, первый серийный – с 2013-го. В нынешнем году «Гремящим» собирались пополнить Северный флот, «Проворным» — Черноморский. Ничего теперь с адмиральским графиком не получится. У обоих кораблей нет «сердец». И когда появятся – не знает никто.

Так ведь и это еще не все беды. Те самые германские двигатели мы приспособились ставить и на малые ракетные , которые строят в Зеленодольске. Три «Буяна» уже переданы Каспийской флотилии, пять на стапелях и у заводской стенки в различной степени готовности. Для каждого ли из них у зеленодольцев запасены двигатели фирмы MTU? Хорошо если так. Однако по плану пора приступать к девятому «Буяну-М». Ему уже и название придумали – «Грайворон». В том, что и для «Грайворона» припасены чудо-дизели очень сомнительно.

Правда, руководство отечественного ВПК излучает казенный оптимизм. По словам замминистра обороны России по вооружению Юрия Борисова, по крайней мере, проблема с фрегатами скоро будет решена. Уже идет техническое перевооружение на НПО «Сатурн» в Рыбинске, которое специализируется на двигателях для авиации и Военно-Морского флота. Задача: за два с половиной года развернуть там полный цикл производства морских газотурбинных двигателей для российских боевых кораблей дальней морской зоны.

А теперь давайте считать. Два с половиной года – это 2017-й. Допустим, все будет исполнено неукоснительно, и к новогодним елочкам 2018-го первый новенький рыбинский двигатель поедет в Калининград или в Питер. На заждавшийся такого подарка, допустим, фрегат «Адмирал Бутаков» его поставят в лучшем случае к лету того же года. Потом заводские и ходовые испытания. Когда же «Адмирал Бутаков» появится на флоте? В 2019-м? Это при самых благоприятных раскладах. А по плану должен уже в нынешнем году. То же самое и с фрегатами проекта 22350 типа «Адмирал Горшков».

Впрочем, скорее всего, дела обстоят еще хуже. Откуда у замминистра обороны Борисова столь непоколебимая уверенность, что рыбинцы вовремя справятся с важнейшим правительственным заданием? Ситуация со срывом поставок оборонной продукции, по меньшей мере, с Украины прогнозировалась давно. И именно НПО «Сатурн» еще в начале 2000 годов была поставлена задача подготовиться к импортозамещению в области корабельного двигателестроения. И что? А ничего . Производство важнейшей продукции в Рыбинске так пока и не освоено.

Не создан даже испытательный стенд для корабельных газотурбинных и дизель-газотурбинных агрегатов, на который теперь экстренно выделено 6 млрд. рублей. На территории бывшего СССР такой стенд пока существует в единственном экземпляре. Все в том же украинском Николаеве.

Более того. Когда-то высокий профессиональный и кадровый потенциал завода в значительной степени утерян. Чтобы доказать это, достаточно вспомнить ситуацию с созданием двигателей для авиалайнера «Суперджет». Разрабатывать его «Сатурну» предстояло совместно с французской компанией «Снекма». После долгих мучений, французы от совместной работы отказались. Из-за низкой, как они заявили, квалификации рыбинских партнеров.

Что, с той поры в НПО произошли волшебные перемены к лучшему? С чего бы это? Вряд ли много лучше ситуация у двигателестроителей из Коломны. Иначе с чего бы несчастья так преследовали «Стерегущий»?

") сообщило, что из-за задержек выполнения концерном воздушно-космической обороны «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва находятся сроки поставки фрегатов «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал Макаров».

Головной построенный для ВМФ России фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков", проект 23350, оснащенный головным образцом корабельного зенитного ракетного комплекса 3К96-2 "Полимент-Редут" разработки ПАО «НПО «Алмаз», в ходе испытаний. Росляково (Мурманская область), 19.03.2016. Источник: avsky / forums.airbase.ru

Министерство обороны в лице заместителя министра обороны генерала армии Юрия Ивановича Борисова подтвердило этот печальный факт.

«Из-за несвоевременного выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ по элементу «Редут» и «Штиль» под угрозой срыва находятся сроки поставки кораблей проектов 22350 «Адмирал Горшков» и 11356 «Адмирал Макаров».

Это заявление было сделано Борисовым на мероприятиях Единого дня приемки военной техники, который состоялся 24 марта этого года.

Что же послужило причиной этому весьма неприятному факту?

По словам Юрия Ивановича, «основными причинами несвоевременной сдачи явились низкий уровень организации собственных работ, задержки поставок комплектующих, недостаточные производственные мощности и недостаток квалифицированного персонала».

Буквально вчера мы говорили о проблемах в области космической техники. И вот теперь к космосу добавляется и ВМФ? Это действительно заставляет задуматься о многих вещах одновременно.

Давайте для начала просто попробуем разобраться со всеми пунктами заявления замминистра.

Низкий уровень организации собственных работ.

Серьезное обвинение в адрес руководства. Тем более, если неготовность ЗРК является самой существенной причиной для вступления корабля в строй. Стоит напомнить, что президент России в прошлом году озвучил сроки сдачи кораблей. Ноябрь 2016 года. Однако воз, то есть фрегаты, все еще там… на верфях.

Перед тем, как плавно перейти к руководству, стоит оглянуться назад. В . Это порой бывает полезно.

Зенитно-ракетная система «Полимент-Редут» разрабатывалась аж с 1991 года «Морским НИИ радиоэлектроники «Альтаир». Да, именно этим предприятием, а не «Алмазом», как пишут многие СМИ.

«Альтаир» был создан в далеком 1933 году и по сути являлся единственным и уникальным НИИ, который работал исключительно на нужды ВМФ. Именно в стенах МНИИРЭ «Альтаир» родились такие известные изделия, как «Волна», «Москит», «Штиль», «Форт», «Клинок» и менее известные, но не менее значимые. Два Ордена Ленина на знамени института - лучшее тому свидетельство.

В наше время «Альтаир» был ведущим отечественным разработчиком систем ПВО средней и большой дальности. Был.

22 декабря 2010 года в результате объединения ОАО "МНИИРЭ «Альтаир», ОАО «НИЭМИ», ОАО «МНИИПА» и ОАО «НИИРП» создан межвидовый головной разработчик систем ПВО ГСКБ «Алмаз-Антей».

Вернемся к «Полимент-Редуту».

Поскольку не стоит рассказывать, как было в 90-е годы с финансированием, точнее, как его не было, то понятно, что разработка велась за счет инициативы предприятия. Отсюда как бы и длительные сроки разработки.

Но настали другие времена, и, как говорят источники, с 2006 года началось нормальное финансирование со стороны государства, и «процесс пошел». Уже во второй половине 2010 года начались стендовые испытания с плановым сроком установки на корабль в ноябре 2011 года.

И тут грянул 2010 год, в конце которого «Альтаир» был включен в состав Головного специализированного конструкторского бюро (ГСКБ) концерна ПВО «Алмаз-Антей» (ныне ПАО «НПО «Алмаз»).

Многие эксперты даже не из числа «либеральных» уверенно считали, что это был просто рейдерский захват стратегического НИИ.

И современный классический сценарий от «эффективных манагеров». Лишение финансирования, изъятие средств на счетах («мы вам все купим и привезем к порогу»), массовые увольнения и сокращения.

Кто «вылетел» в первую очередь? Естественно, «старая гвардия». Директор, заместитель по научной работе - главный конструктор, заместитель по производству, заместитель по режиму и безопасности, заместитель по финансам, бухгалтерия в полном составе от главного бухгалтера до кассира.

Естественно, на освободившиеся места тут же пришла «молодая эффективная» команда из числа друзей и приближенных директора нового образования Нескородова.

Да-да, того самого, недавно вышвырнутого с «волчьим билетом» по статье «утрата доверия».

Но его «эффективная команда» дельце свое гнилое сделала. Убрала «непрофильные производственные активы», фактически ликвидировала производство, сменила руководителей среднего звена.

Взамен существовавшего десятки лет производственного цеха было наскоро сварганено дочернее предприятие - ОАО «Опытное производство», с которым начали работать по договорам.

И самое важное: новая команда почему-то решила напрочь отказаться от разработок для ВМФ, предпочтя им работу по сухопутному направлению.

Как я понял, изрядно покопавшись в статьях, посвященных этой теме, если «Полимент-Редутом» никто себя не напрягал, и работы были фактически свернуты.

Тем не менее, «Адмирал Горшков» с того же 2010 года уже был спущен на воду и худо-бедно, но строился. И «Адмирал Макаров» тоже. И к ноябрю 2016 года, согласно указанию Путина, корабли должны были войти в строй.

Видимо, на верфях, чем ближе к контрольной дате, тем больше «проявляли обеспокоенность». Но «дефективным» из «Алмаз Антея» было не до каких-то там морских ЗРК, это уже стало «не их тематикой».

Но понимая, что пинок от заказчика (читай - Путина) последует, то пришлось напрячься и ЗРК для фрегатов кое-как долепить и отправить на корабли. Вот только почему-то работать они не стали как надо.

Итог печальный: Нескородова выкинули, «Полимент-Редут» не работает, фрегаты в строй не введены. А ведь уже не ноябрь 2016, уже как бы апрель 2017 на носу…

И, что самое неприятное, доводить ЗРК на фрегатах фактически некому. «Дефективные манагеры» Нескородова благополучно расправились с теми кадрами, которые могли бы что-то предпринять. В этом году будет 7 лет с того момента, как «Альтаир» прекратил свое существование. Кто будет налаживать ЗРК, кто будет их модернизировать - вопрос…

Наруководили, короче.

Что больше всего беспокоит, так это то, что все делается как под копирку. Сценарий одинаков что для Москвы, что для Воронежа, что для Омска.

Недавно я по косточкам разбирал то, что творится сегодня на КБХА, одном из столпов космической инженерии. И вот тут же абсолютно схожий случай.

Все то же самое: приход нового руководства, однозначно соображающего в производственных вопросах меньше слесаря с этого производства, но - «эффективных».

Чем Нескородов отличается от Камышева (КБХА)? Да ничем.

Камышев, обалденный специалист в производстве космических двигателей, всю карьеру прошатался по банкам и сомнительного свойства структурам (в биографии написано «и другие»), поруководил «Ростелекомом».

Нескородов в 1990 году закончил московский физтех по специальности «инженер-физик», три года поработал инженером в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, затем перебрался в «Тверьуниверсалбанк», а оттуда - в «Алмаз Антей».

«Эффективные» близнецы, не находите? Находим. И самое в этом поганое, что находят и те, кто продвигает этих выкидышей банковской сферы на столь ответственные посты.

Нескородов отстранен от должности советом директоров предприятия «за систематическое невыполнение поручений руководства концерна, упущения в работе и утрату доверия».

А вот теперь задумаемся, чем это поможет фрегатам? Да ничем.

Наш флот не намерен отказываться от ЗРК «Полимент-Редут», не потому, кстати, что нет других вариантов, а потому что задумка и исполнение были от знающих и понимающих людей. «Полимент-Редут» - система отличная, чтобы там не писали, особенно «по результатам испытаний».

Испытания проводили заинтересованные люди, а вот кто готовил к ним ЗРК и насколько эти работники были компетентны - тот еще вопрос. Лично я сильно сомневаюсь в этих специалистах. Скорее всего, были посланы «на отвали» те, кто по каким-то причинам еще остался в штате и был хоть немного, но в курсе.

Ведь специалисты по морским разработкам уже давно стали не нужны в «Алмаз Антее», еще в 2014 году Нескородов заявил, что «разработка систем ПВО сухопутного базирования станет основным направлением деятельности концерна».
Конечно, есть в этом эффективный смысл. Куда проще пачками продавать за полновесные доллары С-300 и С-400 всем желающим, чем забивать себе голову какими-то там фрегатами…

Не завидую новому гендиректору «Алмаза» Геннадию Бендерскому. Человек не просто попал в огонь, а по полной программе. Радует, однако, что до «Алмаз Антея» Бендерский не в банке сидел, а руководил Лианозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ). Не кредитами ворочал, а предприятием, выпускающим в том числе и РЛС. Не системы ПВО, но рядом.

И трудовой путь Геннадий Иванович начал в 1982 году угадайте где? Не в банке? Угадали! На том же ЛЭМЗ, инженером-технологом. И так и работал на этом предприятии, пока, очевидно, не прижало. Бессменно до момента назначения в «Алмаз Антей». Не «эффективный менеджер», инженер.

Хорошее назначение, бесспорно. Но даст ли оно плоды, учитывая то, что срок сдачи кораблей перенесен всего-навсего на июль этого года, и действовать придется в условиях не просто цейтнота?

Все еще, как было констатировано на официальном уровне, упирается в отсутствие квалифицированных кадров, разбазаренных и уволенных предыдущим директором. Да и собственная «кузница кадров» «Альтаира» тоже уничтожена.

Остается только пожелать Геннадию Ивановичу успехов в решении этой тяжелейшей задачи, здоровья и крепких нервов. И проклясть «дефективных манагеров» команды Нескородова.

Ситуация, возможно, поправимая. Можно при желании по крупицам восстановить «альтаировские» кадры. Даже нужно. Но здесь уже вопрос к высшему руководству нашего ВПК и конкретно к куратору господину Рогозину.

Ведь фактически именно на них лежит ответственность за неудачи в выполнении гособоронзаказа. И за назначение «эффективных менеджеров» в руководство ключевых предприятий ВПК.

И простите, но громкими заявлениями и увольнением виновных ситуацию кардинально не улучшить. Да, ситуация не станет от этого еще хуже, конечно, это плюс. Но если мы хотим видеть реальное возрождение нашего военно-промышленного комплекса, то на ключевых должностях обязаны находиться грамотные специалисты, инженеры, а не бывшие сотрудники банков.

Создается впечатление, что господин вице-премьер Рогозин этого просто не понимает. А действовать сегодня в угоду завтра надо более эффективно, если, конечно, мы все хотим этого завтра.

http://argumentiru.com/army/2017/03/460526
https://vpk.name/news/161201_istochnik_nazval_glavnuyu_prichinu_uvolneniya_gendirektora_npo_almaz.html
http://raspletin.com/o-predprijatii-48873/generalnyj-direktor
http://www.militarynews.ru/default.asp?pid=0&rid=1

Военно-промышленный комплекс и проблемы природопользования

военный инфраструктура биосфера радиоактивный

Военно-промышленный комплекс (ВПК) включает в себя научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, занимающиеся разработкой военной техники, испытательные лаборатории и полигоны, производственные предприятия, где осуществляется массовый выпуск оружия, а также сухопутные армии, военно-воздушные силы п военно-морской флот. Военно-промышленный комплекс оказывает огромное негативное воздействие на окружающую среду, которое прошляется и в мирное, и в военное время. Объекты, связанные с производством и хранением ядерного, химического и биологического оружия, представляют большую опасность для населения, проживающего на прилегающих к этим объектам территориях, и для окружающей среды. Промышленные предприятия, производящие вооружение, потребляют огромное количество дефицитного сырья и энергии. Только на поенные нужды идет 9% всей мировой продукции металлургии. В последние годы установлено, что даже разоружение и уничтожение оружия сопряжено с большим экологическим риском. Отрицательное воздействие на биосферу оказывают и испытания различного вида вооружений. Особенно это касается испытаний ядерного оружия, проводившихся, как правило, в пустынях, на островах и в других районах, экосистемы которых крайне уязвимы для внешних воздействий. Губительны последствия для растительного и животного мира, но самое опасное, когда в зоне испытаний оказывается человек. Испытания вызывают риск радиоактивного облучения, приводящего к тяжелым заболеваниям (лейкемия, рак щитовидной железы и т.п.). Для размещения и боевой подготовки современных армий отчуждаются значительные земельные площади. По некоторым данным, каждые 100 тыс. солдат во время маневров используют около 60 тыс. км2территории (суши, акваторий, воздушного пространства). Для сравнения: в годы Второй мировой войны эта потребность оценивалась в 3 тыс. км2; в настоящее время один механизированный пехотный батальон американской армии (600 солдат) требует 60 км2, а во время войны -- 16 км2. Еще больше загружено военной деятельностью воздушное и морское пространства. Размеры вовлекаемой в ходе такой деятельности территории и степень воздействия на нее существенно увеличиваются во время маневров и учений. Если всю территорию, занимаемую армиями мира, сложить вместе, то эта площадь будет превышать размеры Франции. Дислокация подобной военной мощи оказывает огромное негативное воздействие на природные комплексы, вызывая их деградацию. Однако самое опасное в деятельности ВПК -- это войны и вызываемые ими опустошения. Войны были постоянным спутником человека. С 1496 г. до н.э. по 1861 г. люди воевали на протяжении 3130 лет и только 227 лет жили в мире. В период 1900-1938 гг. произошло 24 войны, а в 1946-1979 гг.-130 войн. Арена военных действий может охватывать территории целых государств, при этом разрушается вся среда обитания. Сооружение военной инфраструктуры (дорог, укреплений, траншей) увеличивает площадь используемых земель, перемещаются многие миллионы кубометров грунта, уничтожаются растительность, почвенный покров, загрязняются воды, атмосферный воздух. Этому способствует и применение отравляющих веществ, как это было во время войны во Вьетнаме (гербицидами было уничтожено 568 тыс. га леса, 363,8 тыс. га посевов сельскохозяйственных культур). Сильное загрязнение вод Персидского залива нефтью и нефтепродуктами произошло и во время агрессии Ирака против Кувейта. Нефтяная пленка вызывает гибель планктона, служащего кормом рыбам, и т.д. Хорошо известны экологические последствия боевых действий США и союзников во Вьетнаме, Ираке, Афганистане, Югославии. Расчеты показывают, что если произойдет крупномасштабная война, в ходе которой крупнейшие города мира подвергнутся ядерной бомбардировке, то солнечный свет в течение длительного времени не сможет пробиться через гигантские облака сажи от взрывов и пожаров. В результате снизится средняя температура воздуха (во внутриконтинентальных районах на несколько десятков градусов). Ядерная зима, следствие такого изменения климатических условий, может продлиться неопределенно долго. Перепады температур между быстро остывшей сушей и океанами способны породить ветры чудовищной силы. Резкое и глубокое изменение температуры и осадков отразится на сельском хозяйстве и главных экосистемах мира -- лесных, степных, морских. Это вызовет глобальный продовольственный кризис; распад системы производства приведет к резкому снижению численности населения. Таким образом, в случае ядерной войны произойдут глобальные и настолько глубокие разрушения природной среды и социально-экономических структур человеческого общества, что они исключат возврат к предвоенному состоянию. Похожую катастрофу, только без радиоактивного загрязнения, Земля пережила на рубеже мезозоя и кайнозоя, когда падение гигантского метеорита (кометы?) привело к радикальной смене флоры и фауны, в частности, к вымиранию динозавров. Люди не должны, благодаря своим собственным усилиям, пережить аналогичную катастрофу. Какие меры способны снизить степень негативного воздействия ВПК? Прежде всего, это разоружение и разрешение любых конфликтов между государствами путем мирных переговоров. Чем выше уровень цивилизации и культуры стран, тем меньше вероятность военных конфликтов. Необходимо провести независимое обследование всех военных объектов страны, разработать систему мер рекультивации территорий, подвергшихся военным действиям или вовлеченным в использование в военных целях.