Политическая деятельность и общество конспект. Политическая деятельность. Формы и способы политического действия. Субъекты политической деятельности

Всякое общество, существующее или существовавшее в нашем мире, так или иначе возникло только лишь после того, как людей связали прочные и долговременные социальные связи. А они во многом формируются на основе политической жизни общества. Таким образом, политическая деятельность крайне важна для всякого человеческого социума, являясь подобием раствора в каменной кладке. Только с ее помощью может сформироваться политический «организм», который крайне необходим для принятия важных решений.

Увы, но современная политология по каким-то причинам не уделяет должного внимания изучению столь важного вопроса. Более того, сегодня политическая деятельность вообще рассматривается в отрыве от процессов, которые происходят в социуме. Конечно же, это совершенно недопустимо.

Что это такое?

Так что изначально понималось под «деятельностью», что подразумевает данный термин? Это понятие используется для обозначения политических отношений, которые позволяют сохранять старые или создавать новые структурные связи в управленческой структуре социума. Нужно отметить, что социологи делят политическую деятельность сразу на несколько частей, так как понятие это не слишком-то однородное. Вот эти составляющие:

  • Субъект. Это государственный деятель или их группа, которые занимаются достижением определенной цели. К примеру, внутренняя и внешняя политика в этом случае могут предусматривать выход на международные рынки с целью повышения благосостояния собственного населения.
  • Объект. Это тот предмет (закон, социальная группа), на который направлена их работа. Сама деятельность при этом также считается объектом, так что об этом не следует забывать.

Важна также цель, используемые средства и конечный результат, ради которого так или иначе ведется всякая политическая деятельность. Она, как и любая другая отрасль человеческой жизни, всегда основывается на некой мотивации, исходя из которой подбираются также методы достижения поставленного перед собой результата. В общем-то, именно поэтому любую деятельность подобного плана можно поделить на два этапа:

  • Разработка политики поведения.
  • Собственно, сама работа по достижению цели.

Для успеха нужны какие-то ценностные убеждения и ориентация, исходя из которой деятельность подразделяют на три типа: познавательную, ценностную и практическую.

Этапы работы

Любая работа, в том числе и политического направления, делится сразу не несколько этапов:

  • Оценка выполнимости поставленной перед собой задачи.
  • Прогнозирование результатов ее выполнения.
  • Затем специалист должен попытаться адаптировать уже существующие способы, которые использовались его предшественниками при решении подобных задач, к существующим условиям работы.
  • В ходе развития рабочего процесса его следует постоянно корректировать, дабы избежать нежелательной бифуркации конкретной ситуации, с ее последующим развитием по не слишком выгодному для вас направлению.

В политической деятельности могут участвовать сразу несколько участников: народ при помощи выборов или референдума, весь бюрократический аппарат или органы судебной власти, а также все политические партии, входящие в состав Парламента, Думы и т. д.

Основные представления о вопросе

В современных вузах это важнейшее понятие подменяется термином «политическое поведение». Именно это самое «поведение» и рассматривается в качестве того ключа, который предопределяет развитие управленческой структуры в государстве. Именно это понятие сегодня предпочитают рассматривать в качестве отдельной сферы социальных взаимоотношений, что еще более запутывает и без того непростой вопрос. А потому сразу расставим все точки над «i»: «политическая деятельность» и «поведение» являются равнозначными терминами, но рассматриваемыми с разных точек социологического зрения.

Некоторые противоречия подходов

Такой подход стал возможен благодаря американцам. Начиная с середины прошлого века, их социологи стали пытаться отыскать способы изучения политики с точки зрения обычных наук о человеческом обществе. Вот так в политологии появился истинно социологический термин «поведение». Впрочем, результат получился любопытный, так как все поступки политиков стало проще оценивать с психологической точки зрения. Получилась своеобразная «политическая психология», которую, собственно говоря, изучают в современных вузах, причем акцент при этом делается на деятельность и поведение отдельных членов самого социума, которые могут участвовать в политической деятельности.

Именно поэтому в западной литературе чаще всего встречается термин «электоральное поведение». Кроме того, источники характеризуют его и как «гражданское сознание». Термин этот так примелькался в западной прессе, что его значение практически забылось. Напротив, в отечественной литературе «политическое поведение» рассматривается как отдельное понятие, выражающее отношение социума к сложившейся в стране политической обстановке. То есть в это определение попадает как участие в выборах, так и «забеги» при активном содействии противоправным митингам и демонстрациям. Соответственно, если человек входит в какие-то политические партии, он также может считаться лицом с «активным» поведением.

В любом случае политологи и социологи сходятся в том, что конкретные действия обусловлены психологической «обустроенностью» личности, ее зрелостью и наличием твердых, устойчивых убеждений. При этом психологи небезосновательно утверждают, что при этом в человеке, как и во всех прочих случаях, может говорить зависть, у него могут иметься какие-то глубокие внутренние противоречия, «всплывающие» в виде сексуальных девиаций или показательного неприятия другой точки зрения.

Почему этот термин не принимают некоторые ученые?

Мы уже не раз говорили, что понятие «поведение» в данном конкретном случае не совсем корректно. Ни в коем случае не следует привязывать его к «деятельности». Те же американские исследователи порой противоречат основополагающим основам самой социологии. Так, термины «гражданская позиция» и «демократическое поведение» для них оказываются едиными, что в корне неверно и ошибочно. Более того, мы уже описывали ситуацию, когда явно противоправные действия по подрыву гражданского порядка и, теоретически, конституционных основ государственности, являются, согласно их подходу, «политической деятельностью». Именно такое толкование терминов и подмена понятий приводят к совершенно абсурдным выводам: получается, что политология и социология - совершенно «пустые» науки, оперирующие заведомо неверными, запутанными аксиомами.

Наконец, словосочетание «политическое поведение» вообще не слишком корректно со всех точек зрения. Если перевести это понятие на язык нормальной логики, то получается что-то вроде «поведения политики». Возникает неразрешимый парадокс. Таким образом, все же не следует полностью проецировать социологическую составляющую на политическую жизнь, так как результаты будут в корне неверными. Можно ли в этом случае прийти к консенсусу? Да, такая возможность есть. Следует помнить, что в политике, как и в прочих областях человеческой деятельности, играет важную роль наше биологическое, социальное естество, но в большинстве случаев факторы политической деятельности его полностью подавляют.

Если говорить проще, отношение человека к окружающему миру зависит как от его индивидуальных психологических особенностей, так и от воспитания. Но! Поведение - это не форма социальной активности, чтобы о том не говорили некоторые специалисты. Даже если человек проявляет свою индивидуальность в группе (чего почти не бывает), индивидуальность прочих индивидов при этом все равно сглажена и не проявляется настолько, чтобы оказывать какое-то влияние на достаточно большие группы людей. Собственно, а для чего мы сейчас обсуждаем психологические нормы, если разговор ведется о политической деятельности?

Перенос психологических приемов на политическую жизнь

Давайте представим себе обычные, среднестатистические выборы. Они являются своеобразной формой «демократической» активности человека (еще одно ложное понятие) и целых общественных организаций и объединений. Реальное участие обывателей в этом процессе определяет как уровень их «гражданской сознательности», так и гражданский статус. Собственно, так связана политика и власть. Именно в этот момент определяется и политическое поведение человека. Если говорить упрощенно, процесс выборов наглядно показывает, насколько культурен данный индивид, насколько цивилизованно и спокойно он может выражать свое мнение или отстаивать свою же точку зрения. Конечно, те или иные явления могут и носят массовый характер, но все же вычленить в общей массе индивидуальность бывает не так уж и сложно.

Что характеризует это направление деятельности?

В общем, так можно описать не только ориентированность того или иного человека на политику, но и его психологические качества. То есть ничего сугубо специфического в таком подходе попросту нет. По сути, политика и власть никак не отделяются от общечеловеческих стереотипов, прихотей и слабостей. Деятельность же людей в этой сфере никак не отличается от аналогичных действий в любой другой отрасли. Таким образом, рассмотренные выше термины имеют мало общего с реальным положением дел. Пожалуй, американские социологи в свое время были абсолютно правы в том, что политику не следует отделять от обычной социологии и психологии. Вот только они явно ошибаются в том, что термин «политическое поведение» и «деятельность» не следует разделять. Поясним.

Каковы же отличия?

Здесь может возникнуть очень простой вопрос: как деятельность политической организации отличается от работы, к примеру, лесозаготовительного предприятия? Конечно, различия есть. Все же политология рассматривает те факторы, которые влияют на принятие управленческих решений и являются сугубо специфическими именно для данного рода деятельности. Особенностью является то, что эти задачи зачастую требуют от человека абстрагироваться от обычных, людских мотивов и целей. Именно поэтому можно все же утверждать, что результаты политической деятельности и ее мотивы следует рассматривать с отдельной точки зрения, применяя подходы, отличающиеся от общепринятых. А сейчас мы поговорим о глобальных процессах, понимание которых тесно связано с теми сведениями, которые были предоставлены выше.

Внешнеполитическая работа

На международной арене каждое самостоятельное государство всегда реализует свою собственную внешнюю политику, подчиняющуюся интересам граждан этой страны (в идеале). Если не углубляться, то так можно назвать комплекс мер и решений, которые в полнейшей мере соответствуют интересам собственных граждан, но вместе с тем не подрывают авторитет страны на международном поле и не создают условий, препятствующих мирному, дипломатическому урегулированию возникающих противоречий и разногласий. Конечно же, внутренняя и внешняя политика очень тесно связаны, так как процессы, происходящие внутри, зачастую вынуждают правительство идти на какие-то меры для защиты интересов населения.

Следует помнить, что действительно сильное, самостоятельное выражение своих интересов на международной арене возможно только в том случае, когда правительство опирается на следующие потенциалы: демографический, экономический, технический, научный и военный блоки. Чем больше «кусочков» присутствует в этой мозаике, тем вольготнее может себя чувствовать страна. Традиционно задачи политической деятельности в этой области чрезвычайно «просты»: нужно наладить устойчивые дипломатические связи с другими странами и, по возможности, склонить их к союзничеству (не обязательно военному). Только в этом случае будет возможно заключение договоров на всех уровнях с наиболее выгодными для государства условиями. Ошибки здесь стоят очень дорого.

Конечно же, внешняя политика всегда определяется множеством постоянных факторов, далеко не все из которых являются благоприятными: размер страны, ее географическое месторасположение, наличие или отсутствие ресурсов. Чем менее благоприятными являются условия внутри, тем активнее государство стремится участвовать в международных процессах и тем более миролюбивым ему приходится быть. При скудных ресурсах и невысоком потенциале в научной, оборонной и демографической сферах попросту нереально решить вопросы силой. А потому развивается профессиональная политическая деятельность «в лице» дипломатии, отстаивающей национальные интересы в самых сложных ситуациях.

Внутренняя деятельность

Большинство исследователей в наше время придерживаются мнения, что внутренние функции государства подразделяются на следующие типы:

  • Хозяйственная деятельность. Подразумевается организация нормальной экономической деятельности.
  • Стабилизация. Недопущение резких общественных потрясений.
  • Координация, то есть создание общественного, единого «монолита».
  • Социально-политическая деятельность. Распределение благ, назначение и выплата всех типов социальных пособий.
  • Воспитание и культурное развитие народонаселения страны.
  • Правовая функция, которая подразумевает создание и внедрение социально справедливых законов и законодательных норм.
  • Экологическая деятельность, защищающая природные ресурсы государства.

Основная классификация и перечень выполняемых действий

Строго говоря, направления политической деятельности внутри государства можно поделить всего лишь на два типа:

  • Основная работа.
  • Неосновные задачи.

Основные - те функции, которые могут осуществляться только государственными органами. В частности обеспечение правопорядка, в том числе и защита граждан от противоправных действий преступных элементов. Впрочем, функции политической деятельности в этом случае намного разнообразнее:

  • Уничтожение преступности во всех ее проявлениях.
  • Осуществление учета, переписи населения, регистрация видов деятельности граждан.
  • Меры по недопущению различных катастроф техногенного характера, по смягчению последствий возможных стихийных бедствий.
  • Именно государство должно заниматься ликвидацией тех последствий, которые возникают в результате действия стихии или в случае каких-то крупных антропогенных или техногенных катастроф.

Не менее важны и различные функции государственной машины в финансовой и правовой сферах деятельности. Можно сказать, что правительство в этом случае занимается установлением и внедрением каких-то социальных норм, включая экономические и валютные отношения между гражданами. Наиболее важная эмиссия денежных единиц. В нашей стране этим имеет право заниматься только само государство. Оно же отвечает за сбор налогов и распределение денег по субъектам Федерации.

Кстати говоря, последние годы ознаменовались попыткой некоторых слоев общества отобрать у государственных органов функцию эмиссии денег. Речь идет, к примеру, о выпуске (майнинге) тех же биткоинов и прочих образцов криптовалют. В некоторых странах они были признаны законными. Более того, в США было официально разрешено оплачивать с их помощью услуги и товары. Напротив, в Германии и России отношение к криптовалютам резко отрицательное, так как есть небезосновательные опасения их негативного действия на экономику страны.

Неосновные задачи

Неосновная работа правительственных органов также может быть поделена на два основных типа: традиционная (которая исполняется исторически) и «новая», возникшая где-то в середине прошлого века. Следует отметить, что традиционные функции можно встретить далеко не во всех странах. Даже если в двух соседних государствах правительство и имеет аналогичные обязанности, то совсем не обязательно, что они будут даже отдаленно совпадать. В нашей стране политическая деятельность государства в этой сфере состоит из:

  • Транспортной логистики и связи.
  • Образовательных услуг и здравоохранения.
  • Защиты граждан с ограниченными физическими или умственными возможностями.
  • Воздействия на СМИ. (Пожалуй, это практически единственная, действительно универсальная функция, которую так или иначе выполняют правительственные органы во всех без исключения странах с незапамятных времен.)

Следует отметить, что традиционные разновидности работ не являются постоянными: время от времени государство отказывается от исполнения некоторых из них. К примеру, СМИ в нашей стране контролируются только частично: формально государству принадлежат только каналы «Россия 1» и «Россия 2». Прочие выкуплены различными акционерами. Тут следует напомнить, что многие общественно-политические организации, которые приобрели эти каналы, в любом случае остаются подконтрольными правительству. Если же говорить о «новых» функциях, то вот их краткий перечень:

  • Государственная поддержка предпринимательской деятельности. Под непосредственным контролем правительства находится оборонная сфера и некоторые другие отрасли, вмешательство в которые по законам нашей страны недопустимо. В странах социалистического блока этой функции, по понятным причинам, не было. Попытки самостоятельно заработать пресекались, и порой достаточно жестко.
  • Государство так или иначе влияет на экономические процессы с целью их направления в нужное русло. Исполняться эта задача может не только сугубо экономическими, но и административными средствами, что значительно повышает эффективность работы.
  • Социальные услуги. Конечно, эта функция всегда лежала на государстве, но в последние годы объем такого рода мероприятий увеличился, так как появилось много новых пособий и выплат.

Вот что такое политика и политическая деятельность. Надеемся, что вам оказалась полезна данная информация.

В политической науке - политологии - существуют различные подходы к пониманию политики. Один из них заключается в рассмотрении политики как одной из четырех основных сфер жизни общества. В сферу политики входят и политическое сознание, и политические организации (правительство, парламент, партии и т. п.), и задачи, которые различные социальные группы стремятся решить, используя власть, и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество, включающий меры по сохранению стабильности в обществе и реформы. С характеристикой политической сферы вы познакомились в курсе обществознания основной школы. Второй подход основан на понимании политики как особого типа социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, т. е. отношений, связанных с властью, государством, управлением делами общества. (Этот материал вы будете изучать в 11 классе.) Наконец, третий подход состоит в рассмотрении политики как одного из видов деятельности, т. е. активности ее субъектов - участников политической жизни.
Все три подхода дают многоаспектное представление об одном объекте - политике. А в данном параграфе политика рассматривается в свете третьего подхода.

ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наука предлагает разные определения политической деятельности. Приведем два из них.
1. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
2. Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.
Вдумайтесь в эти определения, сравните их. В них вы сможете усмотреть, во-первых, деятельностный характер политики; во-вторых, особую роль в этой деятельности больших социальных групп, а также партий и государств; в-третьих, связь их деятельности с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.
Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т. е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связаны с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой - выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.
Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
Субъектами политики являются, во-первых, большие социальные общности, к которым относятся социальные группы и слои, классы, нации, сословия и т. п.; во-вторых, политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения); в-третьих, политические элиты - сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть; в-четвертых, личности, и в первую очередь политические лидеры.
Обратимся к вопросу об объектах политики. Вы знаете, что различаются политика внутренняя и политика внешняя. Каков же объект каждой из них? Нетрудно понять, что внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, т. е. отношения с другими странами. В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику. В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую. (Вероятно, вы сами сможете назвать объекты каждого из названных направлений политики.)
Из рассмотрения объектов политической деятельности можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.

ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна - с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.
Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). «Излишне говорить, - писал он, - сколь похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность... Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».
Итак, политический деятель («государь»), как считал Н. Макиавелли, «ради сохранения государства» может нарушить данное слово и вообще «не чураться и зла». И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения лжи, материалов, компрометирующих оппонентов, и иных совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах организации, приверженные к крайним взглядам и мерам. Борясь за свои политические цели, они считают возможным устраивать уличные беспорядки, захватывать административные здания, устраивать драки с политическими противниками и т. п.
Формуле «цель оправдывает средства» противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.



ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Напомним, что всякая деятельность представляет собой совокупность действий. Политическая деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партий и принятие правительственных решений, избирательные кампании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это могут быть акции отдельного человека или группы, которые выступают как субъекты политической деятельности.
Политические действия бывают направлены на то, чтобы «сделать что-то» (например, добиться принятия какого-либо закона и т. д.), или «не допустить чего-то», или «прекратить что-то» (например, прекратить межнациональный конфликт). В связи с этим следует рассмотреть не только действие, но и бездействие. Как можно было бы оценить бездействие государственного лидера перед лицом опасности государственного переворота? Как оценить бездействие человека в отношении выборов (неучастие в выборах)? И в том и в другом случае бездействие позволяет другим участникам политических событий провести свою линию.
Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные - это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Иррациональные - это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют.
Политические действия бывают стихийными и организованными. Стихийно возникший митинг и тщательно подготовленная партийная конференция - примеры таких действий.
Далеко не всегда политическое действие приводит к достижению поставленной цели. Например, убийство народовольцами Александра II привело к результатам, которые существенно отличались от целей борьбы «Народной воли». (Вспомните, каковы были цели этой организации. Каковы были последствия террористического акта против царя?)

В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.

ВЛАСТЬ И ВЛАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Поскольку политическая деятельность связана с воздействием на власть или использованием власти, рассмотрим это понятие более обстоятельно. При этом учтем, что с ним вы встречались многократно и в курсе истории, и при изучении обществоведения. Вам, конечно, знакомы слова, которые в основе имеют греческие корни «кратос» или «архи», означающие «власть», «господство»: аристократия, демократия, монархия и т. п. Вы, вероятно, знаете и то, что власть - это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчинять своей воле с помощью принуждения. В политологии существуют различные классификации власти.
Власть в сфере экономики называется экономической властью, которая распределяется между высшими государственными органами, промышленными и финансовыми компаниями, фирмами, их руководителями и владельцами. Власть военная находится в руках Верховного главнокомандующего (в России по Конституции им является Президент страны), военачальников. Духовная власть, т. е. власть идей, - это влияние на общество наиболее авторитетных писателей, ученых, журналистов, церковных деятелей, а также владельцев и руководителей средств массовой информации, которых иногда называют властью информационной. Государственную власть осуществляют органы государства и лица, облеченные высшими полномочиями согласно Конституции страны (в государственной власти выделяют законодательную, исполнительную и судебную). Различные субъекты политики стремятся овладеть властью во всех сферах жизни общества. Возможность влиять на все общество в целом дает политическая власть, которой обладает государство, а в политических партиях и движениях - их лидеры.
Политическая власть как государственная возникла около 5 тыс. лет назад. Однако еще в предшествующие тысячелетия возникла потребность регулировать взаимодействия людей, придать им организованность, подчинив общим правилам поведения. Такое регулирование на ранних этапах человеческой истории осуществлялось волей народного собрания, совета старейшин, военных вождей. Чем многообразнее становилась деятельность людей, чем заметнее было социальное неравенство, тем больше различий приобретали их интересы, тем острее была нужда в их согласовании, в особой деятельности, направленной на упорядочение, интеграцию общества, предотвращение хаоса, дезорганизации, разрушения социальных связей. Эта особая деятельность превратилась в профессиональную: появился слой людей, главным занятием которых стало управление делами общества, осуществление властных функций. Возникло государство, которое стало главным орудием реализации политической власти.
Властная деятельность - это в основном деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь. Русский философ И. А. Ильин (1883-1954 гг.) так охарактеризовал эту деятельность: «Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к хотению и решению. Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других, однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.
Властвование есть тонкий, художественно слагающийся процесс общения более могучей воли с более слабой волей. Этот процесс создает незримую и невесомую атмосферу тяготения периферии к центру, многих разрозненных воль к единой, организованной, ведущей воле».
В результате взаимодействия различных субъектов и объектов власти (обладателей власти и подвластных) возникают властеотношения. В зависимости от используемых субъектом средств эти отношения могут принимать различную форму. Власть силы - это способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с подвластными путем применения физического или психического воздействия. Принуждение - это действие, рассчитанное на то, чтобы заставить подвластных подчиниться каким-либо требованиям под угрозой наказания. Побуждение основано на способности субъекта предоставить подвластному те или иные блага. Воздействие на подвластных с помощью убеждения основано на силе аргументов, веских, продуманных доводов, влияющих на их поведение. Подчинение власти авторитета связано с публичным признанием высоких качеств субъекта власти, вызывающих доверие к нему. Наконец, возможны манипуляции сознанием и поведением людей, т. е. скрытое воздействие на них с помощью искаженной информации, демагогических лозунгов и т. п.

Политическая наука выделяет ряд ключевых компонентов властной деятельности. Это прежде всего властная воля, т. е. интенсивное стремление к достижению цели, мобилизация сил, свобода в проявлении власти, принятие таких решений, которые должны выполняться всеми, осуществление мер, которым должны все подчиняться. Это, далее, властное решение, постановление по какому-либо вопросу, основой которого является вывод, найденный носителем власти (властителем, органом государства) в результате изучения вопроса, его продумывания, обсуждения, согласования. Это также и властные действия, конкретные проявления активности, в которой реализуются властная воля и властные решения. Властная деятельность находит отражение во властных актах, т. е. в законах, указах, постановлениях, приказах государственных органов. Эти особенности властной деятельности вы можете усмотреть в политике известных вам руководителей разных государств в различные исторические периоды - Ивана Грозного и Петра I, Александра II и П. А. Столыпина, Наполеона и Рузвельта.

ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ

Власть может быть эффективной при условии ее легитимности. Понятие легитимности широко используется в политологии для характеристики такого отношения подвластных к обладателю власти, при котором население признает правомерность власти, принимает ее как законную и справедливую, добровольно соглашается ей подчиняться. Классическая типология легитимности властвования была разработана немецким ученым М. Вебером (1864-1920 гг.). Он выделил три типа легитимности и, соответственно, три типа политического господства (властвования, основанного на непосредственном и безусловном подчинении).
Традиционный тип легитимности существует благодаря привычке повиноваться власти. Он опирается не столько на закон, сколько на традиции, обычаи, веру в священность издавна существующих порядков и властей. Такой тип характерен для монархий.
Харизматический тип легитимности связан с необыкновенными, экстраординарными личными качествами властителя (слово «харизма» греческого происхождения, означает «божественный дар»). Люди принимают такую власть не по традиции, а вследствие чувственного восприятия нового, яркого, необычного. Такой тип власти опирается не на привычное поведение, не на закон, а на эмоционально окрашенное преклонение перед действительными или воображаемыми исключительными качествами вождя.
Рационально-легальный тип легитимности означает признание власти, возникшей по установленным правилам и соответствующей закону. Этот тип связан не с выдающейся личностью руководителя, не с привычками людей, а с четким соблюдением формально-правовых норм, регламентирующих властную деятельность. В современном мире он, как правило, существует в демократических государствах.
Если классификация М. Вебера относится скорее к легитимности власти отдельных лиц, то впоследствии американский политолог Д. Истон предложил подход, применимый к различным политическим режимам. Идеологическая легитимность опирается на ценности и принципы, провозглашаемые властью, на их соответствие ожиданиям людей. Структурная легитимность существует на основе привязанности людей к структурам и нормам режима. Личностная легитимность основана на моральном одобрении лиц, выполняющих властные функции в структурах режима.
Обе рассмотренные классификации представляют так называемые идеальные типы властеотношений, а в реальной жизни они могут проявиться более или менее заметно; в том или ином конкретном случае возможно их сочетание.
Властвование - это вид политической деятельности, и ему также присущи все те черты, которые характеризуют политику как деятельность и которые описаны в этом параграфе.
Властная деятельность - это, по существу, политика власти, воздействующая на все социальные общности, на все сферы жизнедеятельности людей, на общество в целом.
Политика и власть - это ключевые понятия политологии, с важнейшими положениями которой вам предстоит познакомиться в 11 классе.
Основные понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти.
Термины: политические действия, властвование, харизма.

1. Можно ли признать актуальными или устаревшими слова Аристотеля: «Человек по природе своей есть существо политическое»? Как следует их понимать?
2. Русский философ Н. О. Лосский (1870-1965 гг.) писал:
«Попытки иных социальных реформаторов одним судорожным прыжком сразу поднять общество на гораздо более высокую ступень развития обыкновенно только разрушают достигнутое раньше скромное добро и вовсе не осуществляют новых, высших форм совершенства». Проанализируйте это высказывание о деятельности политиков с позиций связи «цель - средство - результат». Какую мысль в тексте параграфа подтверждают слова Н. О. Лосского?
3. Назовите основные направления политики Петра I. Каковы были цели, средства их достижения и результаты каждого из них? Как политика Петра I повлияла на российское общество?
4. Какая проблема рассматривается в следующем высказывании М. Вебера: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств, с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий, и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель «освящает» этически опасные средства и побочные следствия»? Совпадает ли позиция М. Вебера со взглядами Н. Макиавелли? Свой вывод аргументируйте.
5. Обсудите, по каким показателям можно определить, возрастает или снижается легитимность власти. Подумайте, о чем свидетельствует преобладающее использование во властной деятельности тех или иных средств.
6. Соберите материалы прессы о деятельности какой-либо политической организации за последнее время. Проанализируйте эту деятельность, используя те понятия, которые вы изучали в данном параграфе.

Поработайте с источником

Российский философ В. Ю. Сморгунова размышляет о связи политических знаний и политического действия.

Все политические действия имеют политический смысл, они умышленны, хотя содержат и бессознательный компонент. Однако осознанность политических действий не всегда свидетельствует об их конструктивности, адекватности существующей политической ситуации, верном отражении субъектом политического действия собственных потребностей и политических интересов, правильном учете политических интересов других политических субъектов. Субъект политического действия в своей политической практике может полагаться не на самостоятельно проведенное исследование политической жизни, не на собственную политическую оценку, а на усвоенную из другого гносеологического источника политическую информацию. Возможно также и несовпадение между декларируемыми целями, сознательно маскирующими реальный смысл политических мотивов, и теми политическими идеями, которые реально руководят деятельностью политических субъектов. Подобная ситуация встречается и в случае неразвитости политического мышления участника политического процесса, не осознающего противоречий между мышлением и практикой ...
Политические отношения, политика в целом, властные структуры призваны рационализировать общественную жизнь в интересах достижения общественного согласия. Именно поэтому политическое знание воплощается в политических решениях. Политическое решение как интеллектуально-волевое образование демонстрирует собой тот пусковой механизм, который превращает интеллектуальную деятельность в практические поступки. Здесь мир духовный смыкается с миром реальным, практическим. Здесь мы видим, как человек политический превращается из человека знающего и желающего в человека могущего, действительно реализующего свои интересы. Эта реализация интересов только и возможна в разнообразных формах политического.
Вопросы и задания: 1) Какую роль играют политические знания в политической деятельности? 2) К чему ведет использование неверной информации? 3) Как человек знающий превращается в человека могущего? 4) Какое значение имеют верные представления о действительности для принятия властных решений?

Выводы к главе III

1. Деятельность - это форма существования общества, характерный для человека способ отношения к внешнему миру, проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека. В любой деятельности есть мотивы, цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат. В роли мотивов могут выступать потребности, интересы, социальные установки, убеждения, идеалы, влечения и эмоции.
Особую роль в развитии человека и общества играет творческая деятельность, в процессе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Многообразие проявлений творческой активности человека выражается в таких видах деятельности, как игра, учение, труд. В творческой деятельности получают развитие способности человека, а ее результатом является культура, обновление всех сторон общественной жизни.
2. Духовная деятельность (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая) связана с изменением сознания людей. Это деятельность в сфере науки и образования, художественной культуры и религии. В нее входит создание, распространение и освоение духовных ценностей. Осваивая культуру, люди овладевают духовными богатствами своего народа, страны и мира. В различных видах и формах духовная деятельность созидает и развивает культуру личности и общества. Духовный (внутренний) мир личности сводит воедино разум, чувства, волю человека, характеризует личность с позиций ее отношения к окружающей действительности, к другим людям, к себе.
3. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств труда материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Это способ удовлетворения человеческих потребностей; источник общественного богатства; фактор общественного прогресса. Трудовая деятельность характеризуется набором трудовых операций; качеством субъектов труда; материально-техническими условиями труда; способом связи субъектов труда со средствами и условиями их использования; структурой организации трудового процесса и управления им. Преобразование технического фактора производства значительно увеличивает роль человеческого фактора.
С переходом к рыночной экономике получило развитие социальное партнерство - система взаимоотношений между органами государственной власти, представителями трудящихся и работодателями, предпринимателями, основанная на равноправном сотрудничестве.
4. Политическая деятельность выражает интересы больших социальных групп и общества в целом. Она включает в себя разнообразные действия, использование различных средств, которые не должны выходить за пределы, обозначенные в документах о правах человека. Направление и содержание политической деятельности во многом определяются политической идеологией.
Политическая деятельность связана с воздействием на власть или использованием власти. Власть - это способность оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право и, если необходимо, с помощью принуждения. Властная деятельность проявляется в основном в выработке, принятии и проведении в жизнь политических решений. Эффективной власть может быть при условии ее легитимности, т. е. при таком отношении населения, при котором подвластные признают власть законной и справедливой.

Вопросы и задания к главе III

1. Опираясь на содержание глав II и III, охарактеризуйте социальную сущность деятельности.
2. Знания о деятельности и ее многообразии отразите в таблице.

Деятельность и ее виды

3. На семинаре по философии возник спор:
Николай. В деятельности - сущность человека. Она не может проявиться иначе, чем в каких-то делах.
Лена. Я не согласна с этим. Можно жить, ничего не делая. Древнегреческий философ не занимался никакой деятельностью, а только размышлял о жизни.
Максим. А разве философствовать - это не значит заниматься деятельностью? Это ведь тоже сущность человека. Животные философствовать не могут.
Вы вступаете в спор. Изложите свое отношение к высказанным точкам зрения и собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
4. Приведите примеры творчества в трудовой, духовной и политической деятельности. Что общего и каковы различия этих актов творческой деятельности?
5. Сравните два определения творчества. Н. Бердяев говорил, что творчество - это переход небытия в бытие через акт свободы. А. Д. Андреев определял творчество как высшую, драгоценнейшую способность человека, проявление им божественной прерогативы (исключительного права. - Ред.) его духа. Как вы относитесь к этим высказываниям? Видите ли в них что-либо общее? Какое определение предпочитаете и почему?

Готовимся к экзамену

1. Какие признаки следует дополнить к необходимым элементам определения понятия «человеческая деятельность»?
1) Проявление активности;
2) .........................................;
3) ........................................ .
2. Что является лишним в перечислении особенностей человеческой деятельности?
1) Целеполагание;
2) мотивы;
3) приспособление к окружающей среде;
4) преобразование окружающей среды.
3. Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внешнего мира, - это:
1) игра;
2) поведение;
3) отношение;
4) деятельность.
4. Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, - это:
1) познание;
2) изучение;
3) творчество;
4) копирование.
5. Верны ли следующие суждения?
А. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры.
Б. Муравейник - это пример хорошо организованной деятельности.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба высказывания неверны.
6. Приведите собственный пример какой-либо деятельности и раскройте на этом примере общие черты любой деятельности.
7. Напишите три предложения, содержащие понятие «социально-гуманитарные знания» и дающие любую информацию об этих знаниях.
8. Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию - трудолюбие».

Главная проблема в определении политической деятельности - его частая подмена совершенно другим понятием - политическим поведением. Между тем не поведение, а деятельность является формой Поведение - понятие из психологии. Деятельность же подразумевает социальный, общественный или политический контекст.

Прежде чем приступить к основным терминам в статье, необходимо провести ревизию понятия «политика». Если рассматривать политику с точки зрения деятельности, то это интегрированное понятие: и управление людьми, и наука, и выстраивание отношений - все ради завоевания, удержания и реализации власти.

Одним из главных признаков политики, равно как и политической активности, является рациональность, определяющая уровни политической деятельности. Рациональность - это всегда понимание и осознанность, планирование сроков и средств. Рациональность обычно поддерживается сильной идеологией: люди и сообщества должны хорошо понимать, зачем и почему они занимаются той или иной политической активностью. Сильная идеология определяет вектор и скорость активности субъектов на политической арене.

Основы политической деятельности

С этим понятием и так связано бессчетное число определений, теорий и течений. Поэтому вместо еще одной «авторской» формулировки лучше представить уже существующие. Читателю придется потерпеть, здесь их три:

Это систематическое сознательное вмешательство индивидов или групп в систему общественных политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

Во втором варианте «людоедства» меньше:

Это действие субъектов политики по достижению политических целей, характеризуемое целостным единством составляющих его элементов (цели, объекта, субъекта, средств).

И самая подходящая формулировка в контексте данной статьи:

Цели и средства

С целями политической деятельности разобраться легче: они всегда связаны либо с сохранением, либо с изменением общественно-политических отношений. Вся политика, равно как и политическая активность, существует и направлена на выполнение целей. Цели, средства и результаты - главные и единственные компоненты в политической активности.

К средствам политической деятельности относятся различные ресурсы и инструменты, с их помощью достигаются политические цели. Разнообразие политических средств огромно, они могут быть совершенно разной природы и разного масштаба: выборы, восстания, финансы, идеология, ложь, законодательные акты, человеческие ресурсы, подкуп и шантаж - список можно продолжать до бесконечности.

Сегодня к этому списку присоединились новые средства - Интернет и социальные сети с ярчайшими результатами и примерами политической деятельности: Арабская весна, выход Великобритании из Европейского Союза или референдум за независимость Каталонии.

Нельзя не вспомнить и знаменитое высказывание, что «цель оправдывает средства». Печальная история этого утверждения связана, прежде всего, с большевистским террором. Этот подход свойственен тоталитарным режимам, радикальным группировкам и другим сообществам, склонным к экстремизму и насильственным методам воздействия.

С другой стороны, участники политических процессов попадают в ситуации, когда необходимо принять решение об очень жестких мерах для сохранения, например, безопасности. Трудно определить, где находится абсолютный предел морали в таких случаях. Поэтому политику часто называют искусством компромиссов и эксклюзивных решений - каждый случай должен быть рассмотрен отдельно с учетом всех внешних и внутренних факторов воздействия.

Одно точно: цели политической деятельности никаких средств не оправдывают.

Объекты и субъекты в политическом интерьере

В этом параграфе - самая высокая концентрация философского контента, ведь объекты и субъекты - глубоко излюбленная философская тема в течение долгого времени. Разобраться в лабиринтах высоких научных рассуждений не всегда просто, но попытку сделать можно.

Объект - это часть политической реальности, на которую направлена деятельность политических субъектов. Объектами в данном случае могут быть как социальные группы с различными институтами, так и политические отношения. Объектом может быть и личность - лишь бы эта личность была включена в политический контекст.

Субъект политической деятельности - это источник активности, направленной на объект (группы, институты, отношения, личность в политическом контексте и т. д.). Интересно то, что субъектами могут быть все те же лица: личности, институты, различные группы людей и их отношения.

Объекты и субъекты политической деятельности вполне взаимозаменяемы и не только. Они взаимно влияют друг на друга. Объект политической деятельности определяет пространство и методы воздействия субъекта, который, в свою очередь, тоже меняет объект.

Варианты политической активности

Огромное число видов политической деятельности объясняется субъективностью этого понятия. Их можно объединить в три крупные разновидности:

  • Политическое отчуждение (эскапизм). Несмотря на экзотическое название, встречается намного чаще, чем это можно предположить. Более того, эскапизм разной окраски можно найти у совершенно противоположных по своим установкам представителей общества - от Сергея Шнурова с его манифестациями из разряда «я кладу на вашу возню» до правящих партий, которые находятся у власти продолжительное время.

"Пофигизм по-шнуровски" - удобная и выгодная позиция: ты чист и свободен от выбора и ответственности. На самом деле такое поведение нельзя отнести к позитивным моментам общественной жизни. Приправа в виде куража - не политическое геройство, а вовсе даже наоборот - это не что иное, как политическое отчуждение.

Отчуждение правящей партии проявляется именно в сокращении политической составляющей ее деятельности. Действия сводятся к обслуживанию собственных интересов, которые все больше обособляются от общественных политических (нередко такое отчуждение наступает незаметно для правящих элит).

С другой стороны, отчуждение может произойти и на другой стороне - если это гражданские группы, то их отчуждение от политической жизни может стать весьма неприятным и даже опасным фактом для власти.

  • Политическая пассивность (конформизм) - сознательно или бессознательно субъект находится под полным влиянием общественных стереотипов или мнения других. Никаких инициатив и намеков на самостоятельное поведение. Если говорить о политическом аспекте конформизма, то это чистой воды приспособленчество: без принципов и собственных позиций. Одна из интереснейших разновидностей конформизма - «подданическая политическая культура»: авторитет власти признается полностью, участие в политической жизни нулевое.

Самой благодатной почвой для политической пассивности с давних пор были тоталитарные и авторитарные режимы. Конформизм и сейчас никуда не делся. К нему относятся политические приспособленцы - партийные функционеры в немалом количестве, которые перемещаются из партии в партию в поисках самого выгодного «места под солнцем».

  • Политическая активность - это, прежде всего, реализация политических взглядов. Это оптимальный способ политической деятельности, до которого нужно суметь «дорасти». Речь не о простой активности, а о политической, которая подразумевает целенаправленные, осознанные и протяженные во времени действия.

«Соглашайся, иначе убью»

Насилие - древнейший политический инструмент разрешения многих социальных конфликтов. В древнем мире форма была одна - прямое физическое насилие, уничтожение противников и тех, кто попросту мешал жить. Вторым, более прогрессивным этапом стало осознание того, что противника выгоднее заставить делать то, что нужно. «Соглашайся, иначе убью» - в этом заключался не только рабский труд, но и согласие с политическими условиями. Третьим, самым продвинутым этапом стала взаимовыгодная экономическая мотивация и социальный обмен: сделай то, а я сделаю это.

Казалось бы, объем насилия в целом должен снижаться параллельно и пропорционально смене социальных методов решения конфликтов. К сожалению, логика здесь не работает, политическое насилие до сих пор остается «методом».

Политический экстремизм - тоже политическая деятельность с достижением своих целей. Просто средства немного другие - насилие. Объектами экстремизма являются либо существующий государственный строй, либо существующие партии, либо части существующего общества.

Если говорить о политическом терроризме, то сначала нужно отделить его от понятия «террор». Террор бывает индивидуальным, когда ликвидируются неугодные люди, вовлеченные в политический процесс. Гибель жертвы в этом случае предполагала окончание этого процесса. Массовый же террор всегда имел профилактический характер - внушение страха широким массам населения с помощью казни тех или иных отдельных групп.

Современный политический терроризм - «смесь» индивидуального и массового террора. «Чем больше, тем лучше» - уничтожить неугодного человека и «зацепить» побольше народу вокруг. Со временем терроризм в качестве политической деятельности имел под собой все более выраженную идеологию.

Одна из разновидностей - государственный терроризм, когда власть применяет насилие против гражданского населения с помощью репрессивного аппарата.

Процессы в политике

Политический процесс - это совокупность взаимодействий субъектов на политической сцене. Эти субъекты реализуют свои политические интересы и играют свои политические роли. Создается впечатление, что сколько ученых политологов занимались теорией политического процесса, столько и концепций осталось после них. Одни связывают процесс с борьбой группировок за власть, другие - с реакцией политической системы на внешние вызовы, третьи - с изменением статусов субъектов. Все трактовки так или иначе основаны на изменениях.

Но самой распространенной и логичной выглядит концепция конфликта - источника большинства опций взаимодействия политических субъектов. В данном случае конфликт следует рассматривать в качестве конкуренции политических сторон за власть, полномочия и ресурсы.

Главным актором политического процесса всегда выступает государство. Его визави - гражданское общество. Второстепенными акторами выступают партии, группы и индивиды.

Факторы, определяющие масштаб и скорость политических процессов, делятся на:

  • Внутренние - цели и намерения акторов, их персональные характеристики, реальное распределение ресурсов и т. д.
  • Внешние - политические события, правила игр и т. д.

Политические изменения

Политические изменения всегда связаны с новым регулированием власти в обществе. Это новое может появиться в результате постепенных трансформаций, а может - в результате полной смены одной системы на другую. Такие политические изменения называются революцией - самой радикальной формой.

Революцию следует отличать от государственного переворота. Переворот не несет в себе глубокий и принципиальных изменений в политическом укладе стран - это всего лишь насильственная смена властных элит.

Самой оптимальной и распространенной формой изменений являются постепенные корректировки политического влияния либо внесение конституционных поправок - все, что можно определить двумя словами - легитимность и эволюция.

Главный актор - государство

Политическая деятельность государства бывает внутренней и внешней - это классика политического жанра. Кажется, что эти две ипостаси четко разделены и по целям, и по функциям, которые выполняются абсолютно разными государственными органами. На самом деле международные отношения любого государства есть точное зеркальное отражение как внутренней политики, так и внешней. К внутренней политической деятельности относят:

  • Охрану и поддержку правопорядка.
  • Налогообложение.
  • Социальную поддержку населения.
  • Экономическую деятельность.
  • Поддержку культуры.
  • Защиту экологии.

Цели внешней политической деятельности следующие:

  • Оборона (безопасность, суверенитет, целостность территории).
  • Мировой порядок (регулирование международных конфликтов).
  • Международное сотрудничество (экономические, культурные и другие связи).

Будет ошибкой думать, что политическая деятельность власти и государства принципиально отличается от таковой со стороны оппозиционных политических сил. Структура, цели, средства и желаемые результаты остаются неизменными, такова природа политической активности. Речь, конечно, идет о цивилизованных государствах с демократическими принципами управления.

У современных государств появились и новые функции в рамках политической деятельности:

  • Всемерная поддержка предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса.
  • Влияние на экономические процессы с помощью административных средств.
  • Новые социальные услуги, особенно цифровые форматы таких услуг.

Политическое руководство

Политическое руководство - одно из важнейших направлений политической деятельности. Оно проводится с помощью государственной или партийной деятельности и всегда состоит из этапов:

  • Определение целей с точки зрения политического субъекта.
  • Выбор методов, тактики и средств достижения запланированных целей.
  • Коммуникации и управление людьми.

Важное понятие в современной политологии - политическая платформа. Это неотъемлемая часть политического руководства, она содержит главные идеологические положения, политический курс, программы, требования, лозунги и т. п. Обычно политическую платформу создают государственные и партийные органы совместно. Политическая стратегия, содержащаяся в платформе, очерчивает долговременные задачи, способы их решения и ожидаемые результаты во времени, разработанные на основании анализа и политических прогнозов.

Стратегии разнятся по своим направлениям: научные, экономические, внешнеполитические, культурные и т. п. В свою очередь, каждая из профильных стратегий тоже может состоять из подразделов.

Политическая жизнь в обществе

В данном случае название говорит само за себя. Общественные объединения граждан самого разного толка могут выступать в роли как политических субъектов, так и политических объектов. Их довольно сложно классифицировать, поэтому начать можно с простых примеров.

Самыми привычными формами политической деятельности граждан являются демонстрации, пикеты, митинги и многие другие кампании. Мероприятия такого формата сегодня наблюдаются на улицах намного чаще, чем буквально несколько лет назад. Все это - общественно политическая деятельность партий и иных организаций. Основная цель - привлечение внимания к определенной социальной проблеме или выражение определенного настроения в общественной жизни по тому или иному поводу.

Общественно-политическое лидерство - весьма распространенная разновидность политической деятельности. Такое лидерство предполагает признание большими массами граждан одного человека или группы людей, это способ взаимодействия лидеров и масс.

Еще один вид политической деятельности - выборы. Иногда выборы напоминают лишь ритуал и не влияют на общественную политическую жизнь общества - такая ситуация наблюдается, к сожалению, во многих государствах даже сегодня. Если же говорить о настоящих выборах с высокой конкуренцией между кандидатами, непредсказуемостью и выраженной интригой, то такого рода политическая деятельность может поспорить с популярными сериалами и развлекательными шоу.

Выборы всегда сопровождаются голосованием. Политическая роль (значимость) выборов зависит от способа голосования в стране. Если это прямые формы демократии, то в голосовании побеждает большинство, и значимость выборов относительно низкая.

Значение выборов как вида политической деятельности человека трудно переоценить: часто бывает, что всеобщие выборы являются единственным политическим событием и реальным участием людей в политической жизни страны. За выборами в какой-либо стране следят во всем мире - это чуткий индикатор социального пейзажа в обществе.

Особенности современной общественной политической деятельности следующие:

  • Рост альтернативных форматов политической активности в виде общественных движений вместо привычных партийных организаций с их жесткими установками и поведенческими кодексами.
  • Взаимодействие понятий «политическая деятельность и общество» сфокусировано сегодня больше не на какой-то партии, а вокруг определенной проблемы. Объединяться могут люди с разной идеологией. Их интересует другое - возможные общей проблемы.
  • Чрезвычайно интересная социальная трансформация среди молодого населения. Это независимая индивидуальная политизация, которая стала главным форматом процесса политической осознанности. Граждане активны, но стремятся действовать независимо, вне рамок каких-либо политических сил. Такую возможность им дают, прежде всего, социальные сети.

Какова мотивация людей, ступающих на политическую стезю? Считается, что у сегодняшнего политического феномена гражданской активности три причины:

  1. Реализация собственных интересов - инструментальная модель.
  2. Высокая миссия - желание помогать другим, улучшение качества жизни вокруг.
  3. Социализация и реализация персональных качеств - «образовательный» мотив.

Чаще всего встречается смешанная мотивация, она всегда рациональная и одновременно инструментальная. Граждане стараются влиять как на принятие государственных решений, так и на поиск и выбор лучших представителей власти всех уровней.

У каждого гражданина есть право участвовать в политической деятельности. Для этого нужно совсем немного: политическая осознанность, рациональность и идеологическая мотивация. Важнейшим фактором является обстановка в обществе и в самом государстве. Только при взаимодействии субъектов возможная эффективная политическая деятельности, которая приведет к модернизации процессов и общим благам.

Политическая жизнь состоит из взаимосвязанных между собой событий, в которых принимают непосредственное участие граждане отдельных стран или даже сами страны, входящие в мировое сообщество. Как и любой вид человеческой активности, политическая деятельность подразумевает наличие своего субъекта, объекта и отношений между ними. Субъектом в политике обычно выступает социальная группа или политический деятель. Объектом, то есть предметом, на который деятельность направлена, становится одна из сторон политической жизни, например законотворчество или политическая власть.

Политическая деятельность имеет свои цели и собственные средства, применение которых ведет к определенному результату. Осуществляя деятельность в сфере политики, ее субъекты действуют под влиянием ясных или, наоборот, не вполне осознаваемых мотивов. Выражением мотивации обычно становятся политические лозунги и требования, с которыми выступают участники политических процессов. Конечной целью в данной сфере деятельности становится приход той или иной политической силы к власти, а также ее последующее удержание.

Особенности политической деятельности

Первоначальным направлением политической деятельности является предварительная выработка политики, после чего следует ее непосредственное осуществление. Первый этап предполагает наличие представлений о политической реальности. Политический деятель обязан владеть знаниями о природе общественных отношений, о способах влияния на политическую жизнь. Ему необходимо также иметь устойчивую систему ценностных ориентаций, которая служит в политической деятельности своеобразным ориентиром.

Оценив политическое состояние общества, сделав прогноз его развития, участники политической деятельности приступают к осуществлению мер, необходимых для приведения системы в надлежащий вид. Примером политической деятельности может быть проведение в жизнь реформ, участие в референдумах и выборах, работа в политических партиях и других добровольных объединениях граждан.

В обществе политическая деятельность выполняет функцию своеобразного регулятора. В ее процессе государственные элиты, лидеры партий, социальные группы находят компромиссные решения. Если же выработать общую политику, которая могла бы удовлетворить всех участников политического процесса, не удается, деятельность может приобрести характер конфронтации. В моменты острых кризисов, к примеру, политическая деятельность принимает вид прямого противостояния между властью и оппозицией.

Политическая деятельность - это особая, специфическая сфера общественной деятельности, охватывающей всю политическую жизнь общества. В политической деятельности человека, социальных слоев, классов, наций и других субъектов политики оказывается их отношение к окружающему миру, к политических явлений и процессов, политических ценностей, существующей политической системы.

Политическая деятельность - это универсальная категория политической теории, что характеризует уровень развития личности и общества в целом, их участие в реализации политических отношений.

Мотивационной основой политической деятельности выступают определенные политические интересы личности, различных социальных групп и слоев сус-пільства. В интересах концентрируется цель деятельности человека, что требует поиска соответствующих средств и методов обеспечения их.

Следовательно, политическая деятельность предполагает наличие необходимых объективных и субъективных условий и факторов, которые включают в себя субъекты и объекты деятельности и определенные отношения между ними; мотивы и способы влияния субъектов на объекты; цель и программу деятельности; осуществление соответствующих действий для достижения определенных результатов, а также контроль за самим процессом деятельности и его результатами (табл. 5).

Таблица 5. Иерархия субъектов политической деятельности

Виды субъектов

Разделение политических

субъектов по видам

и по принадлежности

Функции субъектов

Непосредственные

субъекты

политики

Политические лидеры, властные структуры, руководящие органы политических организаций

Принятие политических решений, консолидация общества, преодоление конфликтов, организационная деятельность, борьба за самосохранение

Вторичные

субъекты

политики

Политические партии, движения, инициативные комитеты, общественные организации

Определение собственных интересов (самосознание), формирование общественно-политических структур, поддержание через массовые акции

Виды субъектов

Разделение политических

субъектов по видам

и по принадлежности

Функции субъектов

Базовые (первичные) субъекты политики

Этносы, нации, классы, социальные слои, религиозные объединения, социально-демографические группы, территориальные объединения

Определение собственных интересов

(самосознание), формирование общественно-политических структур, поддержание через массовые акции

Политической деятельностью в широком смысле слова называют всю совокупность действий, в которых реализуются социально-политические отношения. Именно поэтому войну, насилие, принуждение и т.д называют продолжением политики. В этом смысле к политике можно отнести акты шантажа, подкупа, угрозы и собственно применения силы, хотя в современной мировой практике такая деятельность воспринимается как неправомерная, незаконная и поэтому подлежит осуждению. Меры и средства господства никакого сообщества или противодействия ей, осуществляемые в пределах правовой регламентации, существующих конституционных требований и действующего законодательства, составляют политическую деятельность в узком смысле слова - собственно политическую деятельность.

До конкретных проявлений собственно политической деятельности относят методы и средства волевиявляння субъектов политической жизни, в частности такие, как участие в избирательной кампании, действия, связанные с принятием законов и других правовых актов общегосударственного масштаба, борьба политических партий и организаций за установление определенного политического режима или формы государственного устройства, участие в национально-освободительном движении. В пределах собственно политической деятельности осуществляются управление социально-политическими процессами и институтами, дипломатическая практика и др. Политическая деятельность детерминируется интересами и потребностями человека, которые реализуются путем ее участия в различных институциональных и стихийных формах такой деятельности.

Определяющим фактором политической деятельности является политическое сознание. Принимая участие в политических процессах, люди руководствуются определенными идеями, взглядами, убеждениями, чувствами и настроениями. Политическое сознание является формой осознания групповых потребностей и интересов и средств удовлетворения их, а следовательно, она определяет организацию и развитие политической деятельности, основные формы которой в конечном счете подчинены борьбе за власть, за господство с целью удовлетворить преимущественно групповые интересы. Активная роль сознания в осуществлении политической деятельности заключается в том, что познавательная деятельность побуждает практическую деятельность. На основе определенных теоретических концепций производятся программные положения и требования, из них вытекают или ними определяются стратегические и тактические рекомендации, реализация которых приводит к разработке конкретных практически-политических планов, до провозглашения лозунгов и призывов, принятие резолюций и, наконец, до конкретных действий. Таким способом происходит связь политических идеалов с предметным политической деятельностью.

В структуре политической деятельности следует различать деятельность как политическое участие (участие в политической жизни общества) и деятельность как политическое функционирование. Политическое участие - это осуществление определенных акций, мероприятий с целью выразить интересы, позиции, требования и настроения, царящие в массах, формировать их, а также, и это самое главное, с целью повлиять на органы власти, чтобы заставить их к осуществлению требований, заявления протеста или поддержание определенных решений.

Конкретные формы политического участия могут тяготеть к экстремистской стиля или к взаимного согласования. Экстремизм здесь следует понимать как склонность к крайним мерам и действиям, нетерпимость, неприятие других позиций, взглядов или решений, абсолютную бескомпромиссность. Экстремизм исключает возможность учитывать в осуществлении политики, в решении общих проблем многообразии мнений, интересов сообществ. Часто экстремистская политика бывает связана с установкой на использование силы, принудительных средств воздействия, навязывание с помощью крайних мер одной определенной ограниченной позиции всем людям.

Политическая деятельность в стиле согласования интересов основывается на принципе толерантности (то есть терпимого отношения при общей несогласии, несовпадения с интересами и позиции других политических сил); на признании правомерности существования и осуществления многообразных интересов и целей, которые не противоречат правам и свободам человека (принцип плюрализма); на компромиссности политики, а это означает склонность идти на уступки, жертвовать

некоей долей своей позиции ради достижения согласия, взаємоприйнятності устремлений. Политическое согласие, или консенсус, в отличие от однообразия и однодумства, - это согласие в главном, согласие, которого достигают путем взаимных уступок. Она является единственно возможной предпосылкой и основой сосуществования различных социальных общностей.

Политическая деятельность может быть направлена на сохранение, определенные изменения существующего общественного и государственного состояния или на улучшение роли субъектов политической деятельности на основе сохранения законов, политических и правовых норм или на основе внесения некоторых изменений в них. Здесь могут быть использованы различные средства воздействия как административного, правового, так и экономического, социального и морального характера.

В политической жизни общества граждане принимают участие в таких практических мероприятиях, как демонстрации, шествия, пикетирование, митинги, выборы представительных органов и всевозможные кампании, проводимых политическими партиями и организациями.

Политическая демонстрация - массовое шествие, которую введена для выражения определенного общественно-политического настроения, требования, солидарности, протеста и т.д. Демонстрации проводятся и с целью привлечь внимание общественности и власти к некой определенной социальной проблемы, высказать требование к решению ее.

Манифестация - публичное массовое выступление для провозглашения идеи или ряда идей, которые вытекают из острой социальной проблемы, в форме сосредоточения сторонников этой идеи в одном месте, скандирование лозунгов и призывов, произнесение речей, подъем транспарантов.

Митинг - публичное собрание, введенное для обсуждения определенных актуальным общественно-политическим вопросам и для формирования психологической готовности индивидов к непосредственного воздействия на их реализацию. Это собрание сторонников одной идеи, которая здесь превращается в требование (запретить или разрешить, поддержать или осудить и др.).

Своими действиями (речи, скандирование, транспаранты), даже самим фактом многочисленного собрания присутствующие пропагандируют идею, которая объединила их. При этом они теснее сплачиваются, возникает готовность немедленно и непосредственно приступить к осуществлению идеи. Митинги были одной из начальных и самых распространенных форм политического участия в период возрождения политической жизни нашего общества, начиная со второй половины 80-х годов. Синдром "митинговой демократии" является признаком ранней стадии политического развития общества, политическим деятелям которого присуща претензия на господство какой-то одной идеи, преобладание эмоционального над рациональным, замена логических аргументов силой вопли. В условиях митингового стиля политической борьбы трудно или вовсе невозможно достичь согласия. Противостоять господствующей идеи митинга может только митинг иной идеи.

Политические выборы - это комплекс мероприятий по формированию руководящих органов государства, партий, общественных организаций, избрание представителей, а также делегатов на представительные собрания, съезды и т.д. Первоначально выборы предусматривают такие процедуры, как провозглашение, образование избирательных округов и участков, составление списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосование, подсчет голосов, объявление результатов, проведение, при необходимости, повторного голосования или повторных выборов.

Политическое участие - это осуществление гражданами различных актов, мер, направленных на реализацию своих интересов, потребностей, взглядов через влияние на государственные органы и общественные организации, выполнения ими принятых решений. Различают различные типы политического участия, среди которых индивидуальная и коллективная, добровольная и принудительная, активная и пассивная, традиционная и новаторская, законная и нелегальная.

Культура политического участия определяется тем, насколько граждане знают процедуры осуществления политических акций и нормы, которые регламентируют. Однако главное здесь - установка на множественность мира, на ценность общности, целостность общества, согласованность существования сообществ.

Политическое функционирование - это осуществление деятельности различных политических институтов (государственных учреждений, политических партий, организаций и т.п.), управление общими делами, процессами, удовлетворения насущных потребностей общества и социальных групп. Это профессиональная аппаратная политическая деятельность. Политическое функционирование включает в себя такие формы, как отбор и использование кадров, определение механизмов принятия решений, собственно принятие их, организация, осуществление, контроль за этими процессами. Характер и содержание политической деятельности определяются традициями, сложившимися в обществе, правилами и инструкциями.

Разновидностью политического функционирования является политическое лидерство. Политическим лидером может быть глава государства, руководитель политической партии, общественного движения, объединения. Признаками политического лидерства является признание большинством граждан, членами определенной политической структуры конкретного человека за высочайший авторитет, готовность подчиняться ей, выполнять ее указания.

Следовательно, политическая деятельность - это разнообразные формы, методы и средства реализации социальных интересов, потребностей, ценностей граждан и их объединений посредством политической власти; это сознательная, целенаправленная борьба за завоевание, укрепление и использование политической власти, участие в руководстве и управлении государственными и общественными делами, многочисленные формы воздействия на них. Политическая деятельность является внутренне противоречивой. Она содержит в себе направленность на вторичные относительно непосредственных потребностей людей цели - реализация определенных принципов - и в то же время способствует становлению человека, ее социализации. В истории политического развития общества закономерно происходят процессы либерализации политической деятельности, становление правовых норм политического участия, повышение эффективности руководства.