Узоры и резьба по дереву.  Прорезная резьба. Секреты резьбы по дереву. Видео по резьбе по дереву и применение в интерьере

Художественная резьба по дереву всегда выглядит очень эффектно. Большинство людей даже не догадываются, каким образом такие изделия возможно осуществить. Представляется, что для этого нужна огромная физическая сила, а кроме того, художественный вкус и образование. Однако вырезать красивый орнамент не так сложно, как кажется, стоит только немного подучиться технике выполнения и, что называется, набить руку. Мы покажем популярные рисунки для резьбы по дереву, которые пригодятся начинающим и мастерам!

Основные стили узбекской резьбы по дереву были разработаны к концу 18 - началу 19 вв. В узбекской резьбе по дереву выделяются три основных орнаментальных стиля: мешдади, ислими и паргори. Обычно это узор с тремя краями, образующий различные простые геометрические фигуры. Этот стиль резьбы особенно популярен в Ташкенте и Хиве. Он был назван в честь древнего типа рамных дверей.

Изображение человека в орнаменте

Багдади обычно появляется в полосах, обрамляющих композиции разных стилей на дверях, столах хантахты или сундуках. Эскизы представляют собой геометрические сетки, состоящие из кругов, квадратов и треугольников, на которых рисуются тонкие кружевные рисунки. Низкий рельеф, четкий и сложный, эта резьба представляет собой удивительный эффект светотени. Он используется в декорировании как архитектурных элементов, так и небольших предметов, обычно в сочетании с мешковинами и паргори.

Ни для кого не секрет, что для ручной творческой работы необходимо не только владеть навыками данного искусства, но и иметь вдохновение, желание и, конечно, время. Чтобы все эти параметры сошлись воедино, мастеру могут помочь рисунки для резьбы по дереву. Для рождения идеи помогают не только чертежи, но и фотографии работ других умельцев.

Искусство мастера тогда заключается в создании надлежащего фона и раскрытии естественной красоты дерева. Узбекские резчики используют несколько видов деревьев для своих работ. Среди них - карагач, местный вид вяза. Это дерево растет толстым и высоким и имеет твердую тонкую текстуру, пригодную для тонкой сложной резьбы. Карагач, а также платан и грецкий орех используются для изготовления обшарпанных столбов и дверей. Грецкий орех также используется для изготовления столов и ящиков, которые, если их полировать, выглядят действительно изысканно.

Существуют эскизы для различных видов резьбы по дереву, и здесь можно найти подходящий для себя эскиз совершенно бесплатно.

Эскизы для геометрической резьбы по дереву

Для начинающих мастеров хорошо подойдут чертежи для геометрической резьбы. Это легкий и эффектный вид вырезания из дерева. Для этого нужно лишь определить для себя, какие участки выпуклые, а какие - вогнутые, в таком случае выйдет правильная картинка на дереве.

Для небольших предметов мастера предпочитают ореховый дерево с красивой жилкой. Среднеазиатский можжевельник - это еще одна твердая древесина, которую используют местные резчики: у нее также очень своеобразная жилка. Для панджарских композитных решеток предпочтительны локальные мягкие разновидности ивы. Дерево тутового дерева, столь распространенное в Узбекистане, используется для изготовления музыкальных инструментов. Липовые и абрикосовые деревья выбираются преимущественно для вкладок. Тополь, хотя и мягкий и легкий, недостаточно силен и обычно используется только для очень простых резьбовых конструкций.

Доски в геометрической и плоскорельефной технике.

Трафарет.

Трафареты можно менять - например, уменьшать количество элементов, или, напротив, добавлять детали для более интересного результата.

Трафареты для прорезной резьбы

Художественная резьба бывает и других видов. Одной из несложных техник резки при наличии подходящего инструмента, например, фрезера, является прорезная резьба. Ее еще называют ажурной за то, что готовое изделие, выполненное точно и аккуратно, внешне похоже на кружево. Оно не имеет фона - он вырезан из узора. Отсюда и название. Для занятий таким видом резьбы по дереву нужно иметь твердую руку и вырезать четко по контуру трафарета. Под изделие, изготовленное в такой технике фрезером или лобзиком, подкладывают контрастного цвета ткань или фольгу. На фото видны примеры готовых работ, а также эскизы, подходящие для этой техники.

Найти и сократить необходимое дерево - это только одна часть бизнеса. Свежая древесина не подходит для резьбы по дереву. Он нуждается в приправе в сухом и теплом месте, при этом бревна и доски размещаются в вертикальном положении, чтобы предотвратить деформацию. Умелые мастера никогда не игнорируют эти требования. Узбекские резчики обычно используют традиционные, проверенные временем инструменты. Прежде всего это большой и меньший теша - топорный инструмент, ручка которого закреплена перпендикулярно лезвию и используется для первоначального формования заготовки.


Техника контурной резьбы по дереву: примеры, эскизы для работы

Контурная резьба отличается тем, что на дереве выпиливается контурный рисунок. В этой технике можно сделать очень много различных картин, для нее необязательно брать готовый трафарет для резьбы. Для декора детской можно обвести раскраску и использовать ее в качестве эскиза. Также, если Вы не умеете рисовать, можно взять любой набросок, выполненный карандашом, и перенести его на дерево. В этой технике хорошо получаются изображения животных, птиц, а также пейзажей и натюрмортов. На изображениях хорошо видны примеры того, что можно вырезать по дереву в этой технике.

Затем они используют самолеты для окончательной зачистки и, при необходимости, могут применяться рамочные пилы, поперечные пилы и молотки. Также используются деревообрабатывающие станки. Набор инструментов для резьбы по дереву обычно состоит из более чем 25 различных режущих инструментов. Они выглядят как долота с короткими деревянными ручками и хорошо заточенными лезвиями. В зависимости от его функции резак может иметь лезвие различной формы - прямое, полукруглое или угловое. Самый широкий нож резака имеет ширину не более 10 миллиметров.

Чернолаковая резьба - разновидность контурной, где по крашеному дереву вырезается светлый контур.

Примеры и трафареты для плоскорельефной резьбы по дереву

Этот вид отличается тем, что рисунок находится над фоном. При этом узор имеет одинаковую высоту. Фон бывает текстурным, а бывает гладким. Края, вырезанного узора, как правило, заоваливаются, то есть тщательно зашкуривается, чтобы они были плавными, как бы овальными. Эта техника требует чуть большего мастерства, чем другие, но изделия, выполненные таким образом, выглядят потрясающе. На фото - примеры и эскизы для резьбы в этом стиле.

С 18-го века самые отличные стилистические качества были прослежены в Хорезмской школе резьбы по дереву. Основание школы было заложено мастерами, которые создали внутреннюю резьбу мечеть Джума в Хиве. Потолок мечети был натянут множеством деревянных балок, расположенных на 212 колоннах высотой четыре метра. Поверхность столбов была покрыта резьбой, представляющей растение и геометрические узоры. Каждый из столпов отличается не только высокохудожественной резьбой и множеством украшений, но и гармоничными пропорциями и оригинальным дизайном его нижней части, выполненной в виде кувшина с цветущими растениями.


Оформление шкатулок в различных техниках резьбы

Особым видом можно выделить рисунки для шкатулок. Их можно выполнить в различных техниках: прорезной резьбой, подкладывая под рисунок основу из ткани, фольги или благородных сортов дерева подходящего цвета; плосковыемчатой резьбой, к которой относятся геометрическая и контурная, или другим подвидом. Отличается она тем, что в плоском фоне проделываются углубления на одинаковую глубину. В случае с геометрической техникой углубления, как правило, имеют форму треугольников или четырехугольников. Кроме этого, есть еще скобчатая резьба, которая тоже является разновидностью плосковыемчатой и хорошо подходит для оформления шкатулок. На изображениях можно видеть шкатулки, выполненные в различных стилях.

Эта форма столба с незначительными изменениями была принята в традиционной строительной практике повсюду в Узбекистане. В более поздний период для Таш-хаульского дворца хивинского хана были сделаны великолепные решетчатые двери, содержащие медальон-подобные элементы и потрескавшиеся деревянные столбы, встроенные в орнаментированные мраморные основания.

Секреты между строк

С тех пор традиционная узбекская архитектура применила три типа изрезанных столбов: один с основанием, вырезанным из того же куска дерева, один из которых установлен на каменном основании и один прикреплен к отдельно вырезанной деревянной базе с помощью штифта. Столбы украшены сферическими нижними концами кузоги и сталактитоподобными карнизами макарнас. Иногда их верхние концы увенчаны головой калла. Но в основном они соединяют потолочные балки с помощью структурного блока, украшенного фигурной резьбой, что делает стойку светлой и изящной.

Шкатулка с прорезной резьбой и подложкой.


Пример изделия с трехгранной геометрической резьбой.

Шкатулка, выполненная в технике контурной резьбы.


Подборка видео-материалов на тему статьи

Произведения искусства, которые он и его ученики выпускают, экспонируются не только в музеях. Например, прогулявшись по узким улочкам древнего города Хива, посетитель может постучать в одну из многочисленных резных дверей, и гостеприимные хозяева пригласят его во внутренний двор, окруженный террасой айван с великолепными изрезанными колоннами. Ферганская долина имеет свой собственный стиль резьбы по дереву. В мечети Джума в Коканде, построенной в 18 веке, крыша айвана поддерживается 98 отрезанными столбами из «каменного» вида вяза, называемого карагач-будджун.

Резьба по дереву насчитывает несколько тысячелетий. С той поры, как человек научился строить деревянные жилища, в нём не угасает стремление облагородить его, украсить. Искусство применялось на фасадах зданий, ложках, большинстве музыкальных инструментов. Позднее мода распространилась на мебель, рамки, шкатулки. У многих народов в почёте не только орнаменты, но и скульптуры.

Каждый столб и его основание были вырезаны из того же куска дерева, а резьба на столбах служит не просто как декоративное украшение: оно создает определенный художественный образ, гармонично сочетающийся со всей архитектурной концепцией здания. Среди выдающихся мастеров Кокандской школы был Кадирджан Хайдаров. Это был тот, кто украшал резьбу передними дверями Государственного исторического музея Узбекистана и двери Дворца народов «Дружба в Ташкенте». Во многих музеях сейчас выставлен его шестигранный маленький столы и хантахтские столы, покрытые сложной резьбой из полированного рельефа на матовом фоне.

В музеях можно внимательно рассмотреть всё воочию. Здесь представлена резьба по дереву фотографии рисунки и эскизы . Это довольно увлекательное занятие. На каждом континенте приняты свои пропорции и используемый материал. К середине второго тысячелетия течение в развитых странах вылилось в декоративно-прикладное искусство. Шиком стало приглашать знаменитых мастеров во дворцы власть имущих для изготовления мебели и иных аксессуаров.

Виды резных орнаментов

Умаров практикует одно и то же ремесло, сохраняя и развивая древние традиции. Следуя по стопам своего деда, он делает изящные изрезанные столбы и знаменитые кокандские расстроенные двери. В Ташкенте работают много умелых резчиков по дереву. Он по праву считается лучшим специалистом практически во всех видах традиционной резьбы по дереву и умелыми мастерами, обладающими самыми сложными методами резьбы. Он один из немногих мастеров, которые могут вырезать и изготовить композитные решетки панджары. Во все времена такие решетки для открытой работы использовались для заполнения верхних частей дверных проемов, оконных рам и складных экранов.

Расцвет пришёлся на XVIII – начало XIX века, когда плодами трудов искусных резчиков стали пользоваться средние слои населения. Затем, в соответствии с законами истории, отрасль в России (позднее в Советском Союзе) стала сходить на нет. Но она настойчиво цеплялась за жизнь на периферии да среди истинных ценителей народных талантов. В последнее время заметно бурное возрождение, проявляющееся в деталях кресел, диванов, сувенирной продукции, украшения зданий.

Секрет решетки панджары заключается в создании красивых геометрических узоров путем соединения деревянных элементов с одним сантиметром без клея, гвоздей или винтов. Эта кажущаяся простота достигается точными математическими расчетами и большой тщательностью работы, присущей ювелиру. Хасанов хорошо известен как дома, так и за рубежом, их часто приглашают украшать общественные здания в Малайзии, Турции и Казахстане. В художественных салонах Ташкента, Самарканда, Бухары, Коканда и Хивы имеется широкий выбор резьбы по дереву.

Среди них - хантахтские столы, маленькие шестигранные столы с табуретами, различные ящики, карандаши и портсигары, трости для ходьбы, книжные шкафы, рамы для картин, стеновые панели и посуда. Резьба на столешницах и коробках обычно состоит из центрального рисунка в виде цветка или медальона, окруженного узкими или широкими узорчатыми полосками. Художественная ценность резьбы одинаково зависит от красоты орнамента, ритма элементов рисунка и их гармоничной интеграции, а также их адаптации к форме предмета, который они покрывают.

В крупных промышленных центрах, губернских городах, небольших посёлках существуют школы художественной резьбы по дереву. Обучают этой профессии в профессионально-технических учебных заведениях, педагогических училищах и даже в институтах. Цель – возрождение отечественных традиций в данной области. В соответствии с развитием общества изменился и подход: применяется не только ручной, но и автоматизированный труд.

Древесина , применяемая для резьбы

Исходным материалом служат разные породы дерева. Самой популярной стала липа. Она наиболее удачно сочетает в себе технические характеристики, необходимые для специалистов. Мягка, имеет плотную ровную поверхность, легко обрабатывается, поддаётся морению, шлифовке, лакированию. Подготовленная правильным образом, не подвергается короблению, растрескиванию.

Объединяя узоры и изменяя глубину рельефа на лучший эффект, узбекиские резчики по дереву всегда стараются выбирать лучшие традиционные орнаменты, чтобы соответствовать функциональности и архитектонике резного предмета. В средние века вступил в строй один из самых оригинальных изделий из резьбы по дереву - складная стойка «Коран». Ходжаева в середине 20-го века считалось, что искусство создания лаухов было потеряно навсегда. Но 15 лет назад некоторые мастера решили возродить эту древнюю технологию.

Вырезанные из одного куска дерева неотделимых частей лауха, разворачиваются, они образуют книжный стенд, который помещается на стол. Трудно поверить, что эта посуда изготовлена ​​без клея, гвоздей, шарниров и суставов. Когда он складывается, он становится аккуратным деревянным баром. Самые искусные резчики делают 2 - или 3-уровневые стойки. Когда они разворачиваются, они выглядят как миниатюрный книжный шкаф. Боковые полки такого лауха предназначены для небольших предметов, таких как карандаши, записные книжки, закладки, тогда как центральная часть - сама книжная.


Применяются другие тонкослойные деревья: клён, яблоня, рябина, ольха, орех, тополь. Берётся за основу и дуб, только он довольно прочен и требует не только сноровки, но и грубой мужской силы. Некоторые используют смолистые хвойные породы, однако они имеют массу недостатков. Отобранные стволы готовят не менее, чем за пару лет до применения. Их тщательно ошкуривают, оставляя кольца коры (по 10-15 см) только на концах. Торцы тщательно обрабатывают раствором глины, краской – таким образом предотвращается появление трещин. Сушку производят под навесами, в сараях с хорошей вентиляцией. Впоследствии всё это добро распускается на доски и плахи.

Лаухи обычно покрыты элегантной резьбой и тщательно отполированы. Азларов, по-видимому, главный резчик-хаус: он делает «многоэтажные» стенды способными разворачивать до 10 ярусов. Несмотря на все превратности жизни, резьба по дереву остается чрезвычайно популярной среди прикладного искусства. Фретрованные двери и колонны теперь широко используются для украшения общественных зданий. Уникальные качества древесины, неизменность древних традиций, сердечность, приданные предмету мастерами «ловкими руками», - вот что привлекает нас к резьбе по дереву в современном мире высоких технологий.

Инструменты для резьбы

Теперь мастер, получив исходник, приступает к работе. Для этого ему необходимы многофункциональные помощники – резцы простых и замысловатых конфигураций. К ним относятся:
  • Нож-косяк. Изготавливается из прочной доброкачественной стали. Имеет, как и все инструменты, удобную для захвата ручку. Лезвие скошено под углом 60 градусов. Выступает на 5-7 см. Затачивается с обеих сторон. Выполняется из стамески, ножа, ножовочного трубного полотна.
  • Обычные прямые стамески, продающиеся в магазинах. Желобковые, изогнутые, фигурные;
  • Деревянная столярная киянка;
  • Ножовки;
  • Шило;
  • Циркуль;
  • Набор бархатных напильников;
  • Ручной и электрический лобзики;
  • Коловорот;
  • Дрель;
  • Мелкая наждачная бумага;
  • Порошок пемзы;
  • Материал для морилок;
  • Кисти. Тампоны. Валики;
  • Отделочные лаки;
  • Желателен электрический многофункциональный станок.


Тем не менее, профессия не является «детской игрой»: с дизайном и эскизом она начинается и не заканчивается выбором и хранением подходящих типов дерева. Пиление, фрезерование, резьба, строгание, склеивание и поворот - все, что у вас есть, как деревянный производитель игрушек. Особенно важно, чтобы во время ваших действий вы обращали внимание на то, что продукты абсолютно безопасны для детей и могут выдерживать экстремальные нагрузки. По этой причине вы используете только экологически чистые и экологически чистые глазури, лаки, масла и краски для обработки поверхности.

Виды резьбы по дереву

Художественно-прикладное искусство различает следующие виды резьбы:
Плосковыемчатая, именуемая геометрической. Название получила по применяемым треугольникам, окружностям, овалам, квадратам, прямым и изломанным линиям, розеткам. Ею же можно выполнить растительный орнамент. Ими украшаются наличники усадеб, фронтоны, карнизы, входные калитки, ворота во двор, простенки, крылечки.


Плоскорельефная. Фон здесь выбирается вокруг орнамента, на точно заданную глубину. Затем все края тщательно заоваливаются. Второй способ – заглубление в древесину орнамента, фон остаётся в первозданном виде. Сейчас мало кто занимается этим вручную, применяя для этого фрезерные станки. Многие на следующем этапе обработки чеканят поверхность, скрывая погрешности. Другие вырезают мелкие канавки, желобки, клеточки. В этих операциях незаменимы мелкие резцы.


Прорезная. Похожа на предыдущую, если бы у неё удалить фон. Используется в производстве шкатулок, рамок. Для выразительности снизу добавляется красивая цветная ткань, на худой конец, – бумага. Ажурный рисунок придаёт изделию шарм, воздушность.

Рельефная. Одна из самых сложных, однако обладает огромной декоративностью. Она с давних пор употребляется в различных аспектах быта. Если к ней добавляется позолота да ещё и масляная роспись – глаз не оторвать. Само слово «рельеф» означает выпуклость. Совокупность всяких неровностей представляет кору Земли. В данной профессии – это обыкновенный выпуклый орнамент, расположенный на ровной поверхности. Есть подвиды. Барельефом означают комплекс орнаментов, чьё-либо изображение, возвышающееся на величину меньше1/2 толщины. Горельеф – больше одной второй толщины скульптуры.


Объёмная (скульптурная). Здесь предмет отделывается с разных ракурсов, с нескольких сторон, возможно и вкруговую. Яркий тому пример – ножки резной мебели.


Применение резьбы

Накоплен богатый опыт, имеется много материала. Резьба по дереву - фотографии рисунки и эскизы используются для создания декора в мебельной промышленности. Она представляет внушительный ассортимент, составленный из элементов для интерьера, украшения стульев, столов, кроватей, кресел, диванов. Компании отошли от ручного труда и активно используют станки с программным управлением. Методы 2D и 3D позволяют получать любые комплектующие с необыкновенной точностью и чистотой обработки. Следует добавить, что используется любая древесина и даже МДФ.


Деревянная мебель с качественным декором является непререкаемым признаком отличного вкуса, поднимает статус владельца в глазах родственников, друзей и знакомых. Технологии на должной высоте. Есть полная возможность имитации Классицизма, Модерна, Ренессанса, Рококо, Ампира, Готики, Ар Деко, Барокко. Всё выполняется тщательно, с отличным художественным вкусом, на высоком профессиональном уровне.


Мастера с удовольствием занимаются реставрацией дворцов, старинных усадеб. Сочетание квалификации, фантазии, умения позволяют дизайнерам составлять новые уникальные композиции. Накладки, рамы, капители поражают воображение изяществом линий, полным подражанием выбранному стилю. Круглые, овальные, прямоугольные розочки представляют собою цветы, наборы листьев. Дойдя к нам со времён древних греков, великолепно дополняют мебель.

Товара нынче несметное количество. К примеру, домовые наличники делаются нынче из клееного материала. Потому не изменяют формы, размера, не растрескиваются под воздействием атмосферных перепадов. Ни один прохожий не пройдёт равнодушно, обязательно заглядится на рукотворную красоту. Без резьбы по дереву не обходится ни одно производство лестниц, балюстрад, фасадов, балконов. Кронштейны и консоли призваны поддерживать выступающие части здания, интерьера. Восхитительны в виде завитков (волют), хотя могут быть в виде треугольников или прямоугольников.

Резной погонаж применяется для употребления молдингов, резных плинтусов, оконных и дверных багет. Карнизы не только привнесут шик, изящество, но и подчеркнут статусность и благосостояние владельца коттеджа или просторной квартиры. Интересно смотрятся двери, где все углы сходятся в единый, логичный, законченный рисунок. А какие неподражаемые у нас балясины! Цилиндрические, плоские, скульптурные. Каждая модель смотрится идеально, эффектно, завораживающе. Из всего многообразия подбирается оптимальный вариант для собственного интерьера.



Герба популярны в дизайне помещений, исполненных в стилях прошлых веков. Семьи, имеющие богатые родословные, знающие, что их предки имели дворянский титул, стараются украсить особняки фамильными гербами. Это в какой-то мере утешает их тщеславие, погружает в воспоминания о былом величии фамилии.

Затейливые орнаменты, рисунки, вязи на «старинных» сундуках, триумфально вернувшихся к их поклонникам, не перестают восхищать. Сложность по-настоящему впечатляет. В них заключена энергия вечности и доброты. Радуют взор шкатулки разных размеров. Каждая деталь подогнана до сотой миллиметра. Ничего лишнего. Сплошной блеск и очарование. Такое великолепие непременно хочется подарить любимой женщине для хранения всяких безделушек. Не забыты самые маленькие резные декоративные элементы.

Видео по резьбе по дереву и применение в интерьере