Образование древнерусского государства. Лекция: Проверочный контроль Всероссийская олимпиада школьников

ИСТОРИЯ РОССИИ Тест № 1
Тема: «Древняя Русь». Вариант 3 (профиль)
1. К Х веку относится:

























1) призвание варягов на княжение 2) поход Аскольда и Дира на Константинополь
3) смерть князя Игоря 4) образование Древнерусского государств








15. Из какого исторического источника взяты эти слова:



16. (1 балл) Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) восстание древлян
2) призвание Рюрика новгородцами
3) захват князем Олегом Киева
4) поход Олега на Константинополь
5) походы князя Святослава
17. (2 балла) Какие три из перечисленных терминов обозначали категории людей, зависимых от крупных землевладельцев в Древней Руси

18. (2 балла) Какие три события относятся к периоду княжения Владимира Мономаха? (1113-1125)
1) присоединение вятичей, обложение их данью
2) первое летописное упоминание о Москве
3) создание «Устава»
4) организация наступления на половцев и предотвращение их набегов на Русь
5) «Поучение»
3 4 5
6) поставление Илариона на Киевскую митрополию
19. (2 балла) Установите соответствие между князьями Древней Руси и народами и государствами, которым эти князья нанесли крупные военные поражения, имевшие важные последствия для дальнейшего хода событий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Б) Олег 2) варяги
В) Святослав 3) печенеги
Г) Ярослав Мудрый 4) половцы
5) Хазарский каганат
А Б В Г
4 1 5 3
20. (2 балла) Установите соответствие между названием народа (племени, союза племен) и районом его проживания.


Б) вятичи 2) нижняя Волга

Г) хазары 4) Скандинавия
5) среднее течение Днепра
А Б В Г
4 1 5 2
21. (2 балла) Установите соответствие между названием народа (племени, союза племен) и районом его проживания.
Народы (племена, союзы племен) Районы проживания
А) варяги 1) бассейн реки Оки
Б) вятичи 2) нижняя Волга
В) поляне 3) нижнее течение реки Дунай
Г) хазары 4) Скандинавия
5) среднее течение Днепра
А Б В Г
22. (2 балла) Установите соответствие между правителями Древней Руси и их вкладом в становление Древнерусского государства.
Правители Вклад





А Б В Г
5 4 3 1
23(1 балл) Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и напишите, о ком идет речь.

Ответ:________________
24. (1 балл) Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и напишите название места, где проходило описываемое событие.
«Собрались… для установления мира и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей…» И на том целовали крест». Ответ:_____________
ИСТОРИЯ РОССИИ Домашний тест № 1
Тема: «Древняя Русь».
Прочитайте вопросы и после каждого отметьте правильный вариант ответа (обведите номер).
Задания части «В» выполняйте строго по инструкции. Заполненный тест сдайте преподавателю на проверку перед началом занятия.
ФИО Группа №
Оценка за тест(А+В+С) баллов Макс. оценка (А+В+С) баллов
Задания части «А» ЕГЭ (оценка 1 балл за каждое задание теста).
1. К Х веку относится:
1) крещение Руси 2) призвание варягов
3) создание «Повести временных лет» 4) съезд князей в Любиче2. Первым князем, подчинившим большинство восточнославянских племен, был:
1) Рюрик 2) Святослав 3) Олег 4) Игорь
3. Согласно летописным свидетельствам, восстание древлян в 945 г. было вызвано:
1) межплеменной рознью древлян и словен ильменских2) попыткой киевского князя вторично взять дань с древлян
3) нежеланием древлян принимать христианство 4) насильственным набором древлян в дружину князя Владимира
4. Прочтите отрывок из сочинения историка ХХ века и укажите, о ком идет речь.
«При нем, как говорит летописец, «вера христианская нача плодитися и расширятися». Вызывая мастеров из Византии, он строил храмы (из которых наиболее знаменитым был кафедральный собор Св. Софии в Киеве), основал монастыри, продолжал организацию церковного управления и способствовал распространению и упрочению христианства в обширных пределах своего государства».
1) Владимир Мономах 2) Владимир Святой 3) Святослав Игоревич 4) Ярослав Мудрый
5. Прочтите отрывок из сочинения историка XIX века и укажите, чье правление характеризует автор.
«Деятельность его имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые отношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы».
1) Рюрика 2) Олега 3) Игоря 4) Святослава
6. В какой войне русы были вынуждены с почетом отступить после упорной обороны города, но их предводитель погиб при возвращении из похода?
1) война князя Святослава с Византией в Дунайской Болгарии 2) поход князя Игоря на Царьград
3) разгром князем Святославом Хазарского каганата 4) поход Владимира Мономаха против половцев
7. К числу преобразований в управлении, проведенных Владимиром I, относится:
1) использование своих сыновей как наместников 2) предоставление варягам привилегий на русской службе
3) создание старшей дружины как совета при князе 4) усиление роли веча
8. Как называлась торгово-ремесленная часть русского средневекового города?
1) вече 2) посад 3) уезд 4) удел
9. В каком году Владимир Мономах был приглашен на Киевский престол?
1) 1111 г. 2) 1113 г. 3) 1125 г. 4) 1132 г.
10. Кто из перечисленных князей правил раньше других?
1) Владимир Мономах 2) Александр Невский 3) Святослав 4) Ярослав Мудрый
11. Какое событие произошло в 882 г.?
1) призвание варягов на княжение 2) смерть князя Игоря
3) образование Древнерусского государства 4) поход Аскольда и Дира на Константинополь
12. Какой собор был главным в Новгороде?
1) Казанский 2) Софийский 3) Успенский 4) Покровский
13. Съезд русских князей в Любече был созван с целью:
1) установить новый порядок взимания дани 2) остановить междоусобицы
3) принять Русскую правду 4) принять решение о крещении Руси
14. Прочтите отрывок из древнерусской летописи и укажите имя князя, о котором идет речь.
«Сказал он матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы».
1) Олег 2) Игорь 3) Святослав 4) Ярослав
15.Из какого исторического источника взяты эти слова:
«Дети мои или иной, кто слушая эту грамоту, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь».
1) «Слово о полку Игореве» 2) «Поучение Владимира Мономаха»
3) «Повесть временных лет» 4) «Русская правда»
Задания части «В» ЕГЭ (в скобках указан номер задания и оценка на ЕГЭ).
16(В1-1 балл) Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) восстание древлян (945)
2) призвание Рюрика новгородцами (862)
3) захват князем Олегом Киева (882)
4) поход Олега на Константинополь (907, 911)
2 3 4 1 5
5) походы князя Святослава (964-966) или (969-972 у Орлова)
17(В1-1 балл)Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) война князя Святослава с Византией (967-971)
2) восстание в Киеве (1113)
3) образование Киевской митрополии (1036)
4) поход князя Игоря на Царьград и его разгром греками (941)
5 4 1 3 2
5) образование государства Русь (882)
18(В2-2 балла) Какие три из перечисленных терминов обозначали категории людей, зависимых от крупных землевладельцев в Древней Руси. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) смерд2) рядовичи3) холоп 4) инок5) волхв6) закуп
1 2 6
19(В2-2 балла) Какие три события относятся к периоду княжения Владимира Мономаха?(1113-1125)
1) присоединение вятичей, обложение их данью (966)
2) первое летописное упоминание о Москве (1147)
3) создание «Устава» (1113)
4) организация наступления на половцев и предотвращение их набегов на Русь (1116)5) «Поучение» (в конце жизни)
3 4 5
6) поставление Илариона на Киевскую митрополию(1051)
20(В3-2 балла) Установите соответствие между князьями Древней Руси и народами и государствами, которым эти князья нанесли крупные военные поражения, имевшие важные последствия для дальнейшего хода событий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Князья Народы или государства
А) Владимир Мономах 1) Византийская империя
Б) Олег 2) варяги
В) Святослав 3) печенеги
Г) Ярослав Мудрый 4) половцы
5) Хазарский каганат
А Б В Г
4 1 5 3
21(В3-2 балла) Установите соответствие между названием народа (племени, союза племен) и районом его проживания.
Народы (племена, союзы племен) Районы проживания
А) варяги 1) бассейн реки Оки
Б) вятичи 2) нижняя Волга
В) поляне 3) нижнее течение реки Дунай
Г) хазары 4) Скандинавия
5) среднее течение Днепра
А Б В Г
4 1 5 2
22(В3-2 балла) Установите соответствие между правителями Древней Руси и их вкладом в становление Древнерусского государства.
Правители Вклад
А) Олег 1) начало письменного законодательства
Б) Ольга 2) перемешивание племен с целью создания единого народа
В) Рюрик 3) создание правящего слоя
Г) Ярослав Мудрый 4) установление регулярного налогообложения
5) формирование основной территории государства
А Б В Г
5 4 3 1
23(В9-1 балл) Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и напишите, о ком идет речь.
Он представлен в летописях «князем недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным уже племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка, подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад из греческого похода. Но к этим чертам характера в предании прибавлена еще другая – корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею»
Ответ:________________(Игорь)
24(В9-1 балл) Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и напишите название места, где проходило описываемое событие.
«Собрались… для установления мира и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей…» И на том целовали крест». Ответ:_____________Любеч

Тренинг по теме «Древняя Русь»

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий.

№ п/ п

Восстание древлян

Гибель Святослава

Крещение Руси

Любечский съезд

Призвание варягов

Разгром Хазарского каганата

­­­­­­­­___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический

Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Аскольд и Дир

Байер, Миллер и Шлецер

Борис и Глеб

Владимир I

Владимир II Мономах

Кирилл и Мефодий

Святополк Окаянный

Святослав

Ярослав Мудрый

Ярославичи

3. Работа со схемой

1. Заполните родословную таблицу. Подчеркните тех князей, которые занимали киевский великокняжеский престол.

2. Заполните схему управления Древнерусским государством.

4. Работа с картой

Найдите на карте:

    Волжскую Болгарию;

    город Доростол;

    город Итиль (столицу Хазарского каганата);

    город Киев;

    город Константинополь;

    город Корсунь;

    город Новгород;

    границы ДРГ при Владимире I

    границы ДРГ при князе Игоре и княгине Ольге;

    границы ДРГ при князе Олеге;

    границы ДРГ при Ярославе Мудром;

    Дунайскую Болгарию;

    наиболее вероятную прародину славян;

    район расселения варягов;

    район расселения вятичей;

    район расселения древлян;

    район расселения печенегов в X – начале XI вв.;

    район расселения половцев во второй половине XI – начале XII в.;

    район расселения полян;

    район расселения словен ильменских.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

    Барщина __________________________________________________.

    Вервь _____________________________________________________.

    Волхв _____________________________________________________.

    Вотчина ___________________________________________________.

    Закуп _____________________________________________________.

    Зернь _____________________________________________________.

    Идол ______________________________________________________.

    Капище ___________________________________________________.

    Митрополит _______________________________________________.

    Мозаика ___________________________________________________.

    Оброк _____________________________________________________.

    Рядович ___________________________________________________.

    Скань _____________________________________________________.

    Фреска ____________________________________________________.

    Холоп _____________________________________________________.

6. Работа с источниками

Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет». Заполните таблицу.

1. «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: «Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь». И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».

2. «…Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их…».

3. «И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?”»

4. «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».

5. «…Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его… к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей».

6. «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же»».

7. «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, – говорили они, – имели у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их”».

8. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам…».

9. «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей…».

10. «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая… И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня».

ОТВЕТЫ

Тренинг

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу (1 - необходимо указать век или десятилетие, 2 - точную дату). Определите последовательность событий.

№ п/ п

Восстание древлян

Второе восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха

Гибель Святослава

Крещение Руси

Любечский съезд

Объединение Новгорода и Киева в рамках одного государства

Окончательный распад Древнерусского государства

Поражение Ярославичей от половцев и восстание в Киеве

Поход Олега на Константинополь

Призвание варягов

Разгром Хазарского каганата

Усобица среди сыновей Владимира

­­­­­­­­10→6→9→1→11→3→4→12→8→5→2→7

2. Работа с персоналиями

Исторический

Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

вт. пол. Хв.

византийская принцесса

1. Вышла замуж за Владимира I после крещения

Аскольд и Дир

вт. пол. IX в.

правители Киева

1. Убиты князем Олегом при захвате города

Байер, Миллер и Шлецер

XVIII в.

ученые, немцы по происхождению, работали в России

1. Создатели норманнской теории

Борис и Глеб

начало XI в.

князья, сыновья Владимира I

1. Убиты Святополком Окаянным

2. Первые русские святые

Владимир I

годы правления: 980-1015

1. Победил в борьбе со своим братом Ярополком

2. Сделал своих сыновей наместниками

3. Организовал оборону южных рубежей от набегов печенегов

4. Пытался реформировать язычество

5. Крестил Русь (988 г.)

Владимир II Мономах

годы правления в Киеве: 1113-1125

князь, внук Ярослава Мудрого, по матери – внук византийского императора Константина Мономаха

1. Организатор совместной борьбы с половцами

2. Заслужил известность как справедливый правитель, противник междоусобиц

4. Был приглашен на киевский престол в нарушение сложившегося порядка наследования

5. Дополнил «Русскую правду», урегулировав взимание ростовщического процента

перв. пол. Х в.

великий киевский князь, сын Рюрика

1. Предводитель неудачного похода на Византию в 941 г.

2. Предводитель похода на Византию 944 г.

3. Убит древлянами во время сбора дани

XI в.

митрополит

1. Первый русский по происхождению митрополит

Кирилл и Мефодий

IX в.

просветители в славянских землях

1. Создатели славянской письменности

начало XII в.

монах Киево-Печерского монастыря

конец IX – начало Х вв.

сначала – правитель Новгорода, затем – и Киева, возможно родственник Рюрика

1. Захватил Киев, убив Аскольда и Дира

2. Подчинил большинство восточно-славянских племен

3. Совершил в 907 г. очень успешный поход на Константинополь

4. Заключил выгодный для русов договор с Византией

жена Игоря, правительница ДРГ при малолетнем сыне Святославе

1. Жестоко отомстила древлянам за смерть мужа

2. Ввела твердые нормы сбора дани

3. Совершила дипломатическую поездку в Константинополь

4. Приняла крещение по византийскому обряду

IX в.

варяжский князь

1. В 862 г. призван на княжение в Новгород

Святополк Окаянный

начало XI в.

князь, сын Владимира I (возможно – Ярополка)

1. Захватил власть в Киеве после смерти Владимира I

2. Обвинен в убийстве Бориса и Глеба

Святослав

великий киевский князь, сын Игоря

1. Разгромил Хазарский каганат

2. Присоединил к ДРГ вятичей

3. Воевал в Дунайской Болгарии сначала против болгар, а затем против Византии

4. Хотел перенести на Дунай центр своей державы

5. Отступил после обороны г. Доростол

6. Убит печенегами при возвращении с Дуная

великий киевский князь, сын Святослава

1. Проиграл борьбу за власть Владимиру I

Ярослав Мудрый

годы правления: 1019-1054

великий киевский князь, сын Владимира I

1. С помощью варягов победил в междоусобной борьбе среди сыновей Владимира

2. Нанес решающее поражение печенегам

3. При нем Древняя Русь достигла расцвета

4. Построены храмы Святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке

5. Началось составление «Русской правды»

6. Разделил государство между сыновьями

7. Выдал дочерей за королей Франции, Норвегии и Венгрии

Ярославичи

вт. пол. XI в.

князья, сыновья Ярослава Мудрого

1. Вступили в междоусобную борьбу друг с другом

2. Потерпели поражение от половцев

3. Дополнили и изменили «Правду Ярослава»

3. Работа со схемой

1 . 1 - Олег ; 2 - Рюрик; 3 - Игорь ; 4 - Ольга ; 5 - Святослав ; 6 - Ярополк ; 7 - Олег; 8 - Владимир I ; 9 - Святополк Окаянный ; 10 - Ярослав Мудрый ; 11 - святые Борис и Глеб; 12 - Изяслав ; 13 - Святослав ; 14 - Всеволод ; 15 - Святополк ; 16 - Владимир II Мономах .

2 . 1 - великий киевский князь; 2 - старшая дружина; 3 - младшая дружина; 4 - местные князья (самостоятельные династии); 5 - князья-наместники из рода Рюриковичей (потомки Владимира I ).

4. Работа с понятиями

    Барщина – феодальная повинность, заключавшаяся в обязанности зависимого крестьянина работать в хозяйстве и на поле феодала.

    Вервь – крестьянская община у древних славян.

    Волхв – языческий жрец у древних славян.

    Вотчина – крупное земельное владение с зависимыми крестьянами, передававшееся по наследству.

    Закуп – зависимый крестьянин, работавший за долг («купу»).

    Зернь – узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.

    Идол – скульптурное изображение языческого божества.

    Капище – святилище у древних славян, в котором богам приносились жертвы.

    Митрополит – глава Русской православной церкви после крещения, назначавшийся патриархом.

    Мозаика – картина из цветных стеклышек.

    Оброк – феодальная повинность зависимых крестьян, заключавшаяся в обязанности отдавать феодалу часть произведенных на своем наделе продуктов или заработанных денег.

    Рядович – зависимый крестьянин, работавший по договору («ряд»).

    Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу.

    Фреска – живопись по сырой штукатурке.

    Холоп – раб.

5. Работа с источниками

№ отрывка

Место и время события

Действующие лица

Последствия

У стен Константинополя (Царьграда), 907 г.

Князь Олег и византийцы

Византия заплатила огромную дань и согласилась заключить выгодный для русов договор

Земля древлян, 945 г.

Князь Игорь и древляне

Игорь был убит древлянами, княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, но установила твердые нормы сбора дани

Письмо киевлян князю Святославу

Святослав всё равно не стал защитником своей земли (хотя на данное конкретное письмо откликнулся, приехал и разбил печенегов)

Киев, 980 г.

Князь Владимир I

Языческая реформа не имела успеха, и понадобилась «смена веры»

Киев, 988 г.

Князь Владимир I

Христианство из Киева стало распространяться по всей Руси

Киев, время правления Святослава

Святослав и его мать княгиня Ольга

Святослав так и не принял крещение

Древняя Русь, 941 г.

Участники похода князя Игоря

Через 3 года Игорь совершил новый поход, более удачный

Новгород, 862 г.

Новгородцы

Призвание варягов, начало династии Рюриковичей

Рубежи Древней Руси, время правления Святослава

Князь Святослав

Подчинение вятичей, другие победы

У стен Киева, время правления Ярослава Мудрого

Армии Древнерусского государства и печенегов

Печенежская угроза была ликвидирована, но вскоре в степь «на смену» печенегам пришли половцы

6. Работа с суждением историка

«Эпизод» – захват князем Олегом Киева в 882 г. Взгляды историка можно охарактеризовать как крайний антинорманнизм. Его оппонентами были сторонники норманнской теории, подчеркивавшие значение варягов в становлении Древнерусского государства и называвшие князя Олега его основателем.

Часть 3

Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1. Призвание князя Владимира Мономаха на Великое Киевское княжение (1) в 1113 г. (1) (Всего – 2. )

С2. Причина беспорядков – недовольство малообеспеченных горожан задолженностью ростовщикам (1), которые, пользуясь покровительством умершего князя, брали большие проценты. Летописец употребляет слово «киевляне» в двух значениях: 1) мятежники, разграбившие двор тысяцкого и дома ростовщиков (1); 2) знатные горожане, призвавшие князя Владимира для успокоения города (1). (Всего – 3. )

С3. Владимир Мономах не имел прав на киевский престол в соответствии с порядком наследования, установленным его дедом Ярославом Мудрым, и не хотел нарушать его (1). Однако опасность разрастания беспорядков вынудила его согласиться (1). (Всего – 2. )

С4. Во внутренней политике князь Олег подчинил большинство восточно-славянских племен (1) и создал державу с центром в Киеве (1). Однако законов, регулировавших это подчинение, не было, что создавало почву для конфликтов в недалеком будущем (1). Во внешней политике главным достижением князя Олега стал успешный поход на Византию, который дал Древнерусскому государству выгодный торговый договор (1). (Всего – 4. )

С5. (Всего – 6. )

С6. Принятию христианства из Византии способствовали давние торговые (1) и культурные (1) связи этой страны с Русью. В Византии приняла крещение бабка Владимира княгиня Ольга (1). Византийская империя была в то время самым могущественным и богатым государством среди соседей Руси, принять от нее религию было престижно (1). Вместе с тем князь Владимир не хотел просить дать веру, а решил добиться равенства с Византией, породнившись с императорской династией. Этого можно было добиться только силой (1). (Всего – 5. )

С7. (Примечание. При выполнении заданий на рассмотрение исторических версий и оценок желательно, чтобы экзаменуемый назвал крайние, полярно противоположные точки зрения, а его собственная точка зрения носила бы «промежуточный», по возможности нейтральный характер, но при этом была достаточно аргументирована.)

Две противоположные точки зрения – крайний норманнизм (Древнерусское государство создано варягами) (1) и крайний антинорманнизм (участие варягов в становлении древнерусской государственности было незначительным) (1). Норманнисты опираются на летописный рассказ о призвании Рюрика, а также на свидетельства иностранных авторов, разделявших славян и «русь» (2). Антинорманнисты ставят многие летописные свидетельства под сомнение, указывая на предвзятость авторов (1). Но главное в том, что, согласно современной точке зрения, государство не может быть создано посторонней силой, его возникновение – результат развития объективных социально-экономических процессов (1).

На мой взгляд, именно такие процессы развертывались на территории проживания восточно-славянских племен (расслоение на богатых и бедных вело к возникновению новых общественных противоречий, которые было невозможно решить в рамках родоплеменного строя; сказывались потребности обороны от набегов варягов и хазар; высокой была заинтересованность славянской знати в налаживании взаимовыгодной торговли с Византией, а такую торговлю не могли обеспечить разрозненные племена) (3). Следовательно, восточные славяне шли к созданию государства, и если Рюрика пригласили править, то было, куда приглашать. Варяги, таким образом, сыграли важную, но вспомогательную роль в создании Древнерусского государства (1). (Всего – 10. )

О деятельности полусказочного Рюрика (по-древнескандинавски Hroerekr) в Новгороде почти не сохранилось преданий. Рассказывали, что он первоначально жил не в Новгороде, а в Ладоге, на устье р. Волхов, в Новгород же перешел после смерти братьев. Правление его возбуждало будто бы неудовольствие и вызвало даже мятеж под предводительством какого-то Вадима Храброго; но Рюрик убил Вадима и одолел восставших. Недовольные им бежали в Киев, где сидели уже варяжские дружинники Аскольд и Дир, оставившие дружину Рюрика и основавшие в Киеве свое княжество. Трудно, конечно, сказать, насколько справедливы все эти предания.

По смерти Рюрика (879) княжить в Новгороде стал его родственник Олег (по-древнескандинавски Helgi). Он пользовался властью как опекун малолетнего сына Рюрикова Игоря (по-древнескандинавски Ingvarr). Олег не остался в Новгороде: вместе с Игорем он двинулся на юг, по великому пути «из варяг в греки», покорил на Днепре Смоленск и Любеч и подошел к Киеву. Обманом он захватил здесь и погубил Аскольда и Дира на том основании, что они «не князья и не княжеского рода», между тем как сам он князь, а Игорь - Рюриков княжич. Заняв Киев, Олег основался в нем и сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Так удалось Олегу объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это и была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собралися, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

Но объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников, Аскольда и Дира, сделавших набеги на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском «на конях и на кораблях» подошел он к Константинополю (907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки завели переговоры, дали Олегу «дань», то есть откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г. Удача Олега произвела глубокое впечатление на Руси: Олега воспевали в песнях, и его подвиги изукрасили сказочными чертами. Из песен летописец занес в свою летопись рассказ о том, как Олег поставил свои суда на колеса и посуху на парусах «через поля» пошел к Царюграду. Из песни же, конечно, взята в летопись подробность о том, что Олег, «показуя победу», повесил свой щит в вратах Царяграда. Олегу дали прозвание «вещего» (мудрого, знающего то, что другим не дано знать). Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: Олег создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил путем договоров правильные торговые сношения Руси с Византией ; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.

По смерти Олега (912) вступил во власть Игорь , по-видимому, не имевший таланта воина и правителя. Он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали «трубами огнь на лодьи русские». Во второй раз Игорь не дошел до Царяграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договоры Олега. В походе Игоря против греков принимали участие и печенеги (§2), впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь окончил жизнь свою печально: он погиб в стране древлян, с которых хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Поход князя Игоря на Константинополь в 941 г. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Ольга (по-древнескандинавски и по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством. По древнему славянскому обычаю, вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницею. Отношение к ней летописца - самое сочувственное: он считает ее «мудрейши всех человек» и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). По рассказу летописи, Ольгу крестили «царь с патриархом» в Цареграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома, на Руси, ранее своей поездки в Грецию. Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием (в сочинении «Об обрядах Византийского двора»), повествует о русской княгине сдержанно и спокойно. Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотою и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней жениться; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а во-вторых, она отказала ему в дани или дарах, на которые он будто бы легковерно рассчитывал. Таково было наивное предание, усвоившее Ольге исключительную мудрость и хитрость. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться православною церковью и княгиня Ольга была причтена к лику святых.

Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть трилогии "Святая Русь" С. Кириллова, 1993

Сын Ольги Святослав носил уже славянское имя, но нравом был типичный варяг-воин и дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с нею стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери, «гневался на мать», когда она убеждала его креститься. «Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», - говорил он. С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь и поэтому двигался необыкновенно легко: «легко ходя, аки пардус (барс)», по выражению летописи.

Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство , взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью у Азовского моря под названием Таматарха (позднее Тмутаракань, а теперь Тамань). Наконец, Святослав, проникнув на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в состав Хазарской державы. Главною силою в Черноморье становилась теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников.

Возвратясь в Киев после своих завоеваний на востоке, Святослав получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с дунайскими болгарами. Собрав большую рать, он завоевал Болгарию и остался там жить в г. Переяславце на Дунае, так как считал Болгарию своею собственностью. «Хочу жить в Переяславце Дунайском, - говорил он, - там - середина моей земли, там собираются всякие блага: от греков золото, ткани, вина и плоды, от чехов и угров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед и рабы». Но ему пришлось на время вернуться из Болгарии в Киев, потому что на Русь в его отсутствие напали печенеги и осадили Киев. Киевляне с княгинею Ольгою и детьми Святослава едва отсиделись от грозного врага и послали к Святославу с упреками и с просьбою о помощи. Святослав пришел и прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Умиравшая Ольга просила его подождать на Руси до ее кончины. Он исполнил ее желание; но, похоронив мать, сейчас же ушел в Болгарию, оставив князьями на Руси своих сыновей. Однако греки не желали допустить господства русских над болгарами и потребовали удаления Святослава назад в Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная. Началась война, и византийский император Иоанн Цимисхий одолел Святослава. После ряда тяжелых усилий он запер русских в крепости Дористоле (теперь Силистрия) и вынудил Святослава заключить мир и очистить Болгарию. Войско Святослава, истомленное войною, на пути домой было захвачено в Днепровских порогах печенегами и рассеяно, а сам Святослав убит (972). Так печенеги довершили поражение русского князя, начатое греками.

Памятник князю Святославу в Запорожье

После смерти Святослава на Руси между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошли кровавые междоусобия, в которых погибли братья князя Владимира, и он остался единодержавным государем. Потрясенное усобицами, Киевское княжество являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы усмирить варягов, служивших у него, и подчинить отложившиеся племена (вятичей, радимичей). Пошатнулось после неудач Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости; воевал также с волжскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии на Руси.

Прочитайте отрывок из работы историка Б.А. Рыбакова. О каком «эпизоде» во взаимоотношениях варягов и славян здесь упоминается? Охарактеризуйте взгляды этого ученого-историка одним словом. Кем были его оппоненты, можно ли понять из отрывка, что они утверждали?

«Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с местным населением происходили с переменным успехом... Единственный раз за все средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве... Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель государства не оставил».

ЧАСТЬ I
При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.

A1. К X веку относится:
1. крещение Руси;

2. призвание варягов;
3. написание «Повести временных лет»;

4. съезд князей в Любече.

A2 . Первым князем, подчинившим большинство восточно-славянских племен, был
1.Рюрик;

2.Святослав;

A3 . Полюдьем назывался(ась, ось):
1.народное собрание у древних славян;
2.объезд великим князем подчиненных племен с целью сбора дани;
3.работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала;
4.сбор народного ополчения для организации отпора кочевникам.
A4 . Согласно летописным свидетельствам, восстание древлян в 945 г. было вызвано:
1.межплеменной рознью древлян и словен ильменских;
2.попыткой киевского князя вторично взять дань с древлян;
3.нежеланием древлян принимать христианство;
4.насильственным набором древлян в дружину князя Владимира.

A5. Прочтите отрывок из сочинения историка ХХ века и укажите, о ком идет речь.
«При нем, как говорит летописец, "вера христианская нача плодитися и расширятися". Вызывая мастеров из Византии, он строил храмы (из которых наиболее знаменитым был кафедральный собор Св. Софии в Киеве), основывал монастыри, продолжал организацию церковного управления и способствовал распространению и упрочению христианства в обширных пределах своего государства».

1.Владимир Мономах;

2.Владимир Святой;

3.Святослав Игоревич;

4.Ярослав Мудрый.

A6. В каком веке произошли все названные события – убийство Бориса и Глеба; окончательный разгром печенегов; начало вторжений половцев в русские земли?

A7 . В какой войне русы были вынуждены с почетом отступить после упорной обороны города, но их предводитель погиб при возвращении из похода?
1. война князя Святослава с Византией в Дунайской Болгарии;



2. поход князя Игоря на Царьград;

3. разгром князем Святославом Хазарского каганата;

4. поход Владимира Мономаха против половцев.

A8. Как называется древнейшая часть «Русской правды»?
1. «Закон русский»;

2. «Правда Владимира Святого»;

3. «Правда Ярослава»;

4. «Устав Владимира Мономаха».

A9. Какое из приведенных ниже понятий связано с языческими верованиями славян?
1. «барщина»;

2. «вервь»;

3. «вотчина»;

4. «капище».

A10. Крещение Руси привело к...

1. быстрому исчезновению всяких следов языческих верований;

2. подчинению княжеской власти православной церкви;

3. превращению Руси в зависимое от Византии государство;

A11. Прочтите отрывок из сочинения историка XIX века и укажите, чье правление характеризует автор.

«Деятельность его имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые отношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы».

4. Святослав.

A12. Князь Владимир Святой создал систему оборонительных укреплений от набегов...
1. варягов;

2. печенегов;

1. Владимир Мономах;

2. Иларион;

A14. Согласно летописи, князь Владимир принял крещение в городе...

2. Константинополь;

3. Корсунь;

4. Новгород.

A15 . Главой русской церкви после крещения стал...
1. великий киевский князь;

2. архиепископ;

3. митрополит;

4. патриарх.

A16 . Первые русские святые – это

1. Аскольд и Дир;

2. Борис и Глеб;

3.Владимир Святой и Анна;

4. Кирилл и Мефодий.

A17. В результате похода князя Олега на Константинополь...
1. был заключен выгодный для Руси торговый договор;

2. Византия уступила Руси Дунайскую Болгарию;

3. князь и его дружина приняли крещение;

4. столица Византии была разграблена.

A18 . Что из перечисленного является частью процесса становления феодального строя?

А) возникновение барщины и оброка;

Б) появление закупов и рядовичей

В) появление первых летописей

Г) раздача великим князем земель и превращение их в вотчины

Е) украшение храмов мозаиками и фресками

Укажите верный ответ.

Новгороде. Так произошла династия, объединившая под своею властью племена русских славян.

В предании летописи, как считает профессор С. Ф. Платонов, не все ясно и достоверно. Во-первых, по рассказу летописи, Рюрик с варяжским племенем русью пришел в Новгород в 862 г. Между тем известно, что сильное племя русь воевало с греками на Черном море лет на 20 раньше, а на Царьград (Константинополь) русь в первыйраз напала в июне 860 г. Стало быть, хронология в летописиневерна игод основания княжества в Новгороде летописью указаннеточно. Произошло это потому, что годы в летописном тексте ставились уже после того, как была составлена повесть о начале Руси, и ставились по догадкам, воспоминаниям и приблизительным вычислениям. Во-вторых, по летописи выходит так, что русь была одним из варяжских, то есть скандинавских племен. Между тем известно, что греки не смешивали знакомое им племя русь с варягами, также арабы, торговавшие на Каспийском побережье, знали племя русь и отличали его от варягов, которых они звали "варангами" Стало быть, летописное предание, признав русь за одно из варяжских племен, сделало какую-то ошибку илинеточность.

Среди днепровских славян племя русь появилось в первой половине IX в. Еще раньше, чем потомство Рюрика перешло княжить из Новгорода в Киев, в нем уже были варяжские князья, нападавшие отсюда на Византию (860 г.). С появлением здесь новгородских князей Киев стал средоточием всейРуси.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВАРЯЖСКИХ КНЯЗЕЙ

О деятельности полусказочного Рюрика в Новгороде почти не сохранилось преданий. Рассказывали, что он первоначально жил не в Новгороде, а в Ладоге, на устье рекиВолхова, в Новгород же перешел после смерти братьев. Правление его вызывало, будто бы, неудовольствие. В результате имел место даже мятеж под предводительством Вадима Храброго. Но Рюрик убил Вадима и одолел восставших. Недовольные они бежали в Киев, где сидели уже варяжские дружинники Аскольд и Дир, оставившие дружину Рюрика и основавшие в Киеве свое княжество. Трудно, конечно, сказать, насколько справедливы все этипредания.

После смерти Рюрика (879 г.) княжить в Новгороде стал его родственник Олег. Он пользовался властью, как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. Олег не остался в Новгороде: вместе с Игорем он двинулся на юг, по великому пути "из варяг в греки", покорил на Днепре Смоленск и Любеч и подошел к Киеву. Обманом он захватил город и погубил Аскольда и Дира на том основании, что они"не князья ине кня-

жеского рода", между тем как сам он князь, а Игорь -Рюриков княжич. Заняв Киев, Олег основался в нем и сделал его столицей своего княжества, говоря, что Киев будет "матерью городов русских". Так удалось Олегу объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это ибыла его первая цель. Из Киева онпродолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, даже подчинил себе радимичей. Он собрал таким образом все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

Но объединением славян Олег не ограничивался. По примеру своих киевских предшественников Аскольда и Дира, сделавших набег на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском "на конях

и на кораблях" подошел он к Константинополю (907 г.), опустошил его окрестности и осадил город. Греки начали переговоры, дали Олегу "дань", то есть откупились от разорения и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г. Удача Олега произвела глубокое впечатление на Руси. Олега воспевалив песнях иего подвигинаградили сказочными чертами. Из песен летописец взял рассказ о том, как Олег поставил свои суда на колеса и посуху на парусах "через поля" пошел к Царьграду. Из песни же, конечно, взята в летопись подробность о том, что Олег, "показуя победу", повесил свой щит на вратах Царьграда. Олегу дали прозвание "вещего" (мудрого, знающего то, что другим не дано знать.) Деятельность Олега имела исключительное значение. Олег создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и установил торговые отношения Руси с Византией. Словом, он был создателем русско-славянской независимостиисилы.

После смерти Олега (912 г.) власть перешла к Игорю. Он предпринял два набега в греческие владения: на Малую Азию ина Константинополь. В первый раз он потерпел жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем ипускали"трубами огнь на лодьи русские". Во второйраз Игорь не дошел до Царьграда

и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договоры Олега. В походе Игоря против греков принималиучастие ипеченеги, впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем.

Игорь окончил свою жизнь печально: он погиб в стране древлян, с которых хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, иместь Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством. По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданской самостоятельностью и полноправием, и вообще положение женщин у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницей. Отношение к ней летописца самое сочувственное: он считает ее "мудрейши всех человек" и приписывает ей большие заботы об устройстве земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и оставляла добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957 г.). По рассказу летописи, Ольгу крестили "царь с патриархом"в Царьграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома, на Руси, ранее своей поездки в Грецию. Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце иописавшийее прием (в сочинении "Об обрядах Византийского двора"), повествует о русской княгине сдержанно и спокойно. Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотой иумом Ольгинастолько, что хотел даже на нейжениться. Однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а вовторых, она отказала ему в даниилидарах, на которые онбудто бы легковерно рассчитывал. Таково было наивное предание, наделившее Ольгу исключительной мудростью и хитростью. После принятия христианства на Руси память о княгине Ольге, во святом крещенииЕлена, стала почитаться православной церковью и княгиня Ольга была причислена к лику святых.

Сын Ольги Святослав носил уже славянское имя, но нравом был типичный варяг - воин и дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину ис нею стал искать себе славы идобычи. Онрано вышел из-под влияния матери, "гневался на мать", когда она убеждала его креститься: "Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною",- говорил он. С дружиной он сжился крепко, вел с ней суровую походную жизнь и поэтому двигался

необыкновенно легко: "легко ходя, аки падус (барс)", по выражению летописца.

Еще при жизни матери, оставив на попеченииОльгиКиевское княжество, Святослав совершил свои первые блестящие походы. Онпошел на Оку и подчинил вятичей, которые платили дань хазарам. Затем разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар Саркел и Итиль. Затем Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на реке Кубани, овладел местностью у Азовского моря, под названием Таматарха, позднее Тмутаракань, а теперь Тамань. Наконец, Святослав, проникнув на Волгу, разорил землю камских болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в состав Хазарской державы. Главной силой в Черноморье становилась Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадалитеперь все южно-русские степи, занятые раньше хазарами, исамойРусискоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников.

Возвратясь в Киев после своих завоеваний на востоке, Святослав получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с дунайскими болгарами. Собрав большую рать, онзавоевал Болгарию иостался жить в городе Переяславце на Дунае, так как считал Болгарию своей собственностью. “Хочу жить в Переяславце Дунайском,- говорил он,- там - середина моей земли, там собираются всякие блага: от греков - золото, ткани, вина и плоды, от чехов и угров - серебро, кони, из Руси - меха, воск, мед и рабы”. Но ему пришлось на время вернуться из Болгарии в Киев, потому что на Русь в его отсутствие напали печенеги, осадили Киев. Киевляне с княгиней Ольгой и детьми Святослава едва уцелели от грозного врага и послали к Святославу просьбу о помощи. Святослав пришел и прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Умирающая Ольга просила его побыть на Руси до ее кончины. Он исполнил ее желание. Но, похоронив мать, сейчас же ушел в Болгарию, оставив князьями на Руси своих сыновей. Однако греки не желали допустить господство русских над болгарами и потребовали удаления Святослава назад в Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная. Началась война, и византийский император Иоанн Цимисхий одолел Святослава. Он запер русских в крепости Дористоле (позже Силистрия) ивынудил Святослава заключить мир и очистить Болгарию. Войско Святослава, истомленное войной, на пути домой было захвачено в Днепровских порогах печенегами и рассеяно, а сам Святослав убит (972 г.). Так печенегизавершилипоражение русского князя, начатое греками.

После смерти Святослава на Руси между его сыновьями(Ярополком, Олегом и Владимиром) произошла кровавая междоусобица, в которой погибли братья князя Владимира, и оностался единодержавным государем.

Потрясенное усобицами Киевское княжество начало постепенно распадаться, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы усмирить варягов, служивших у него, и подчинить отделившиеся племена (вятичей, радимичей). Пошатнулось после неудач Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много войнс разнымисоседямиза пограничные волости, воевал также с волжскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период властиваряжских династийна Руси.

ГЛАВНОЕЗНАЧЕНИЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАРЯЖСКИХ КНЯЗЕЙ

Главнейшим содержанием этого периода, как мы видим, былиусилия киевских князей:

1) объединить русские племена и создать на Русиединое государ-

2) устроить как можно выгоднее торговые отношения с соседямии обезопасить торговое движение к иноземным рынкам;

3) защитить Русь от внешних врагов.

Завладев сначала всем путем "из варяг в реки", от Ладогидо Киева, киевские племена старались затем подчинить своейвластиите славянские племена, которые жилив стороне от этого пути(древляне, вятичи). В подчиненных областях они или правили лично, илипосылалитуда своих сыновей и дружинников в качестве наместников (посадников), или же, наконец, оставляли там местных князей "под рукою" своей. Главной задачей управления был сбор "дани". Сам князь или его посадникиобъезжали волости, творя суд и расправу и собирая дань деньгами или натурой. Такой объезд назывался "полюдьем" и совершался по зимнему пути. К весне собранная князем дань свозилась на речные пристани, грузилась на суда и весной отправлялась в Киев. В то же время "везли повоз", то есть доставлялидань в Киев из тех мест, где не успелипобывать князья с дружинами. В руках киевских князей сосредоточивались таким образом большие запасы различных товаров, которыми князья торговали, посылая их в Грецию, или к хазарам, или (как Святослав) на Дунай.

Весной в Киеве составлялись большие торговые караваны из лодок, которые по-славянски назывались "ладьями", а по-гречески "моно-

ксилами", то есть однодеревками. Такое название дано было ладьям потому, что их днище (киль) состояло из одного дерева. Подобные ладьи подымали несколько сот пудов груза и40-50 человек экипажа. К ладьям княжеским присоединялись ладьикняжескойдружины икупцов (гостей). Караван охранялся княжеской стражейивооруженнымидружинамигостей. Построившись, караваны отправлялись вниз по Днепру.

Для того чтобы устроить общийдля всейРусикараванв Грецию и такие же караваны в другие места (в ХазарскийИтиль, в Дунайские области), киевские князья должны былитратить много труда исил. На них лежала забота о том, чтобы своевременно отвезтив Киев товары, полученные в виде дани, и всякийкупеческийтовар, затем снабдить караваны сильной охраной и проводить их до места назначения, наконец, мирными договорами или же оружием подготовить выгодные условия торговли в чужих странах. Походы киевских князей на Грецию, походы Святослава на Дон и Волгу были тесно связаны с торговыми делами Киева. Таким образом, торговля страны определяла ивнешнюю политику киевских князей.

Кроме того, на князьях лежала забота об обороне государства от внешних врагов. Степняки нападали не только на границы Руси, но и на столицу - Киев. Этот город лежал слишком близко к степному пространству и был открыт со стороны степи. Поэтому киевские князья понемногу окружают его крепостями, "рубят города" на границах степи и укрепляют границу валами и другими сооружениями. Чтобы степнякипеченеги не мешали торговому движению через степь, князья нападают на них в степи или же вступают с ними в дружбу и даже в союз. Но дружеские отношения с печенегами были все же исключением, чаще Русь с нимивраждовала.

Из того, что было сказано о торговле Руси, можно заключить, в чем именно заключалось значение Киева и почему Олег дал ему имя "матери городов русских". Киев был самым южным городом на Днепре и соседствовал со степью. Поэтому в Киеве естественно собирались все купцы, которые везли из Руси товары на юг и на восток. Здесь устраивался главныйсклад вывозимых товаров, здесь был главныйрынок и для тех товаров, которые привозились на Русь своими и чужими купцами от хазар и греков. Словом, Киев был торговым центром всей тогдашней Руси. Прочие торговые русские города зависели от него в своих торговых оборотах. Понятно, почему сильнейшие русские князья предпочитали Киев всякому иному городу и почему именно Киев стал столицейобразованного этимикнязьямигосударства.

КРЕЩЕНИЕРУСИ

Ранее мы говорили о том, что киевскийкнязь Владимир Святославович принял христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства всей Русью. Язычество на Руси было упразднено.

ВРЕЗКА ИЗ СТАРОГО ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА

Раньше этот рассказ был в каждом школьном учебнике. Вот один из таких сборников для классного чтения, изданный в 1903 г. в С- Петербурге. Называется "Родина". Читаем "Крещение Руси": ”Убежденный рассказами возвратившихся из Царьграда послов, своих бояр, а также беседами с греческим философом в превосходстве Греческой веры над всеми другими, Владимир решился быть христианином. Но хотел, чтобы обряд крещения над ним совершен был торжественно, в самой греческой земле, ине как над смиренным просителем крещения у греков, но как над победителем. Собрав войско, великийкнязь пошел на судах по Днепру в Черное море, высадился в Крыму иосадил греческий город Корсунь, который и был взят после того, как перекопанбыл водопровод, по совету некоего Анастаса, оказавшегося доброжелателем Владимира. По завоевании города, кн. Владимир объявил греческим императорам, Василию II и Константину, что он желает быть супругом сестры их царевны Анны, а в случае отказа возьмет Константинополь. Императоры ответили, что Владимир получит руку их сестры, но лишь тогда, когда примет христианскую веру. Владимир с радостью изъявил согласие, но хотел, чтобы прежде царевна приехала в Корсунь.

Царевна Анна сначала ужаснулась брака с князем народа дикого, языческого. Но, по настоянию братьев, отправилась в Херсонес. В летописи сказано, что к этому временикнязь так разболелся глазами, что не мог ничего видеть. Анна убедила его немедленно креститься. И князь прозрел, когда Херсонесский митрополит ивизантийские просвитеры совершили над ним обряд крещения. Затем следовали обручение и брак царевны с Владимиром, благословенныйдля России.

Князь Владимир, соорудив в Херсонесе церковь, возвратил завоеванный им город царям греческим в изъявление благодарности за руку сестры их. "

ЛЕТОПИСНОЕПРЕДАНИЕО КРЕЩЕНИИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Так повествует старый школьный учебник. Но так ли все было на самом деле? Ведь на Руси существовало много преданий. Точных дан-

ных о крещении Владимира не сохранилось. Одни рассказывали, что князь крестился в Киеве, другие - в городе Василькове - под Киевом, третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсунь (Херсонесе), после того как взял этот город у греков. Спустя сто лет после крещения Русилетописецтак писал об этом событии:

"Пришли,- говорит он,- к Владимиру (986 г.) сначала волжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. Все они хотелипривлечь Владимира

в свою веру. Он же выслушал их всех и отсылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарамиипочестями, но пока не крестился. В следующем (987 г.) созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали князю мысль послать в разные страны своих послов посмотреть: “Кто как служит Богу?” Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Онитак исказалиВладимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников: “Где крещение примем?” А они согласно ответили: “Где тебе любо”. И вот в следующем 988 г. Владимир пошел с войсками на Корсунь иосадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, есливозьмет Корсунь идействительно взял его.

Ему помог монах Анастас, так его называют летописи. Онприслал

в стан Владимира стрелу, на которой былиуказаны места водопровода. В Херсонесе в то время был водопровод. Владимир перерыл его. В городе начался мор, болезни. И только после этого город сдался, но сопротивлялся до последнего.

Предание гласит, что войска Владимира, чтобы штурмовать стены - и по сегодняшним меркам серьезные оборонительные укрепления, сохранившиеся до наших дней,- приносили к их подножью землю, насыпая курган, чтобы лестницы доходили до их верха. Жителиже Херсонеса за ночь вносили всю эту землю в стены города. Утром Владимир объявлял штурм, а штурмовать было невозможно. Потом, спустя несколько веков, на этом же месте служители мужского монастыря повторят этот подвиг. Будет это во время обороны Севастополя в 18551856 г.г. Но об этом периоде наш следующийрассказ...

Вернемся к Владимиру. Он и поклялся креститься из-за того, что город так сопротивлялся. Та же летопись говорит, что еще не крестясь,

послал он послов в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Царисказали ему, что не могут выдать царевну замуж за “поганого”, то есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирившись с греками и отдав им Корсунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

Таково сказание летописи. В нем, по-видимому, соединились в одну повесть разные предания:

1) предание о том, что Владимиру предлагали свою веру болгары, хазары, немцы игреки, пришедшие в Киев ижившие в нем;

2)предание о том, что Владимир, не только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физической слепотой, чудесно прозрел во время крещения сразу духовно ителесно;

3) предание о том, что до принятия греческойверы Владимир счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобы вместе с ним как бы завоевать иверу греческую, приняв ее рукойпобедителя.

По сказаниям греков и арабов вот что известно о походе Владимира на Корсунь: в то время в Византийскойимпериипроизошло восстание войска под предводительством полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен в 987 г. Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получил бы руку греческой царевны Анны, а сам обязывался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству, мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988 г.). Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда он начал войну с греками. Осадил и взял Корсунь - главный греческий город в Крыму - и настоял на исполнении греками договора. Онпринял христианство иполучил в супружество царевну (989 г.). Где именно был крещен он и когда именно состоялось крещение - в 988 или в 989 г.г.,- точно не известно. Илибыло не известно до недавнего времени. Но последние находки ученых подтвердили, где действительно происходило это таинство. Удалось его и реконструировать. Об этом рассказывает в телелекции архитектор, участник раскопок Наталья Валентиновна Чурканова.

КРЕЩЕНИЕРУСИ В КИЕВЕ

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов былиповергнуты наземь иброшены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство устанавливали княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века, да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.

ВРЕЗКА. ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК

В школьном учебнике "Родина", на который мы уже ссылались, о крещенииРусирассказано так:

"Получив наставление от Херсонесского митрополита в тайнах и нравственном учении христианства, Владимир спешил в столицу свою - озарить народ светом крещения. Истребление кумиров служило приготовлением к сему торжеству: одни были и рублены, другие - сожжены. Перуна, главного их них, привязали к хвосту конскому, били палками и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычникине извлеклиидола из реки, воины княжеские отталкивали его от берегов и проводили да самых порогов, за коими он был изверженволнамина берег иместо это долго называлось ПЕРУНОВЫМ. Изумленный народ не смел защищать своих мнимых богов, но проливал слезы, бывшие последнейданью суеверия, ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские -вельможиирабы, бедные ибогатые шликреститься. И народ, уже лишенный предметов обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою, когда великий князь и все бояре предпочли ее старой вере отцов своих. Там явился Владимир, сопровождаемый собором греческих священников, и, по данному знаку, бесчисленное множество людей вступили в реку: большие стоялив воде по грудь ишею, отцы иматеридержали на руках младенцев. Иереи читали молитву крещения и пели славу Вседержателю. Когда же обряд торжественный совершился, когда священный собор нарек всех граждан киевскими христианами, то Владимир, в радости и восторге сердца, устремив взор в небо, громко про-