Монастырь валаамский спасо-преображенский. Валаам фото, скиты Валаама, поездка на Валаам, фото и видео Скиты валаама посещение воскресенского гефсиманского коневского

Валаамский монастырь (он же – Преображенский) располагается на острове Валаам, что в Ладожском озере.

Монастырь был основан выходцами из Новгорода в начале XIV века. В течение долгих лет монастырь служил крепостью, неоднократно отражая нападения воинственных шведов, однако в 1611 году он пал перед врагом. В 1715 году монастырь был восстановлен по указу Петра Первого.

Валаамский монастырь всегда славился своим строгим уставом. Некоторое время он даже использовался в качестве тюрьмы. Также здесь всегда было хорошо организовано хозяйство, садоводство, молочное животноводство, рыбный и кустарный промыслы.

Сегодня это действующий мужской монастырь. Посещение его туристами возможно по предварительному оформлению турпутевки. Также в монастыре можно приобрести аудиозаписи хора братии монастыря.

Остров Валаам

Валаам – крупнейший остров всего Валаамского архипелага, который располагается в северной области Ладожского острова. Остров неизменно привлекает туристов своей девственной природой и заповедными святынями, расположенными здесь.

Валаам находится на расстоянии 22 километров от материка. Здесь проживает порядка 200 человек, при этом большинство из них – монахи. В летнее время остров переполнен туристами. Порядок на острове поддерживается церковными властями. Расположенный здесь мужской монастырь находится в подчинении у патриарха. Главный собор монастыря носит название Свято-Преображенского Валаамского, он был полностью перестроен в XIX веке. Сегодня здесь можно услышать прославленное валаамское пение.

Свое название остров получил от финно-угорского «валам». что значит горная, высокая земля.

Интересен для осмотра скит Александра Свирского в 8 километрах от монастыря. В общей сложности на острове насчитывается около 10 скитов

Любителей военной истории привлекут остатки построек линии Маннергейма.

А какие достопримечательности Валаама вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Гефсиманский скит

Гефсиманский скит, построенный в 1911 году игуменом Маврикием, расположен на Сионской горе. В 1910 году здесь был установлен поклонный крест серого гранита с символикой крестных страданий Спасителя.

Его церковь, увенчанная шатрами, освящена во имя Успения Богородицы. Внешний интерьер церкви богато украшен резьбой, а внутреннее убранство, в частности, иконостас, было выполнено из кипариса, сегодня, к сожалению, полностью утраченного.

Сейчас в скиту ведутся реставрационные работы.

Рядом с ним находится небольшая деревянная часовня, где можно увидеть икону "Моление о чаше". За церковью, между пихт, расположены два келейных корпуса для братии, в которых в 1930-е годы жили финские артиллеристы.

Остров Святой принадлежит к Валаамскому архипелагу. В старые времена его называли по-разному: Пюха Сара, Пюха, Пюхасаари. Пюха переводится также "святой". Было у острова и название "Угрюмый". Одинокий остров, абсолютно безлюдный, скалы, мрачно нависающие над водой, к нему всегда было трудно подплыть на лодке, ее просто могло разбить в щепки. Видимо отсюда и такое "угрюмое" название".

Предания говорят, что здесь некоторое время проживал преподобный Александр Свирский. Поселившись на Валааме, он решил совсем уединиться от людей и поселился на острове Святом. Молитвы днем и ночью сделали свое дело - монах услышал голос, по зову которого он вернулся домой, на родину.

В XVIII веке здесь поставили скит. Чуть позже была поставлена церковь в честь Преподобного Александра Свирского, а также крест у церкви. Можно пройти и в пещеру, где жил Александр Свирский, там тоже стоят крест и икона.

Никольский скит

Никольский скит является одним из красивейших скитов острова Валаам. Расположился он в полутора километрах от Центральной усадьбы монастыря. Добраться до него можно по дороге, проложенной в XVIII веке. Сначала она проходит по Валааму, а затем по деревянным живописным мостам, которые соединяют острова.

Никольский скит принял первых монахов в XVIII веке. В то время здесь жило 12 монахов, которые занимались рыболовством и таможенным досмотром: на остров Валаам был запрещен ввоз табака и спиртных напитков.На самой вершине холма расположился отреставрированный шатровый храм Свято-Никольского скита. Раньше на этом месте стояла небольшая часовня с маяком, построенная в начале XIX века. Стены внутри храма расписывали монахи, проживающие на его территории и главной темой росписи было житие Николая Чудотворца.

У пристани туристы могут полюбоваться на гранитный поклонный крест, уставленный в 1861 году, и небольшое деревянное строение, которое раньше выполняло функцию таможенного пункта. Братия жила в келейном корпусе, реставрацию которого провели в 1988 году.

Владимирский скит

Владимирский скит на острове Валаам - относительно новая постройка. Основан скит был в 2002 году, строительство завершено в 2007 году. Проект скита разработала "Мастерская Андрея Анисимова" с участием архитекторов Анисимова Андрея и Ефимовой Татьяны. Архитекторы старались воплотить свой проект в том, чтобы все здания скита были связаны единой идеей и составляли цельный ансамбль.

При Владимирском ските была возведен храм в честь равноапостольного Владимира, который в 2008 году был освящен патриархом Алексием Вторым. У храма есть два придела: во имя святой великомученицы Людмилы и во имя Всех Русских Святых. Храм был построен чисто в русском стиле, но с элементами модерна.

Цокольный этаж скита занимает музей истории Валаамского монастыря. Отдельный зал в музее посвящен патриарху Алексию Второму, много сделавшему для возрождения монастыря на Валааме.

Ильинский скит

Валаамский монастырь помимо своего основного монастырского двора имеет несколько скитов - таких небольших "кусочков" монастыря, которые находятся в труднодоступных местах. В скитах обычно живет несколько монахов или послушников.

Ильинский скит находится на территории знаменитого Валаамского монастыря, расположенного на Валаамском архипелаге Ладожскго озера. История скита уходит в XIX век, он был основан игуменом Дамаскиным. Скит дал название и острову - Ильинский. В пятидесятые годы XX века скит был полностью уничтожен. В 2006 году полностью восстановлен.

До этого старая церковь скита была не очень выразительной. Новую церковь архитекторы постарались сделать на славу. Она создана в северном чисто-русском стиле с шатровым покрытием.

Коневский скит

Игумен Дамаскин в 1870 году основал Коневский скит на месте своего уединения и назвал его так в честь Акафистной (Коневской) иконы.

Первоначально в Коневском скиту была построена часовня, которая была в 1858 году перенесена с Предтеченского острова. Затем по проекту Г. Карпова была основана церковь. Насельники Коневского скита строго чтили устав и не вкушали в праздники рыбу и молочное – то, что в изобилии водилось в Коневских (Игуменских) озерах.

В настоящее время в Коневском скиту находится не больше трех человек. Восстановленный храм имени Коневской Божией Матери считается святыней скита. Рядом расположена келья, в которой обитает отшельник и послушники. Туристам разрешается бывать на территории Коневского скита, но в храм вход воспрещен. По предварительной договоренности зайти в храм могут только паломники.

Воскресенский скит

Воскресенский скит, известный также как Красный скит, был построен в 1901-1906 годы финляндским епархиальным архитектором В.И.Баpанкеевым. Он находится на вершине холма над Большой Никоновской бухтой, в 800 метрах от Гефсиманского скита.

Он был построен благодаря паломнику И.М.Сибиpякову, который предложил игумену Гавpиилу построить его на месте, где жили монастырские рыбаки, и пожертвовал 10 тысяч рублей. Центром скита является двухэтажная церковь, похожая на храм в Иерусалиме.

Вход в нее представляет собой открытое крыльцо с четырьмя колоннами, соединенными арками. Под ним расположен вход в нижнюю церковь, названную именем Андрея Первозванного. В ней можно увидеть «кувуклию» – грот из серого мрамора, где хранилась частица «истинного гроба Господня».

Летом в верхнем храме проводятся небольшие концерты духовного пения. В комплекс скита входят два келейных корпуса и трапезная, в которой кормят паломников и туристов.

Юбочные ели Валаама

Валаам является самым крупным островом красивейшего архипелага из более чем 50 островов в северо-западной части Ладожского озера в Карелии.

Сплошь заросший лесом, изобилующий многочисленными бухтами, заливами, проливами и внутренними озерами, Валаам выделяется из сотен других ладожских островов. Все здесь необычно: громадные массы гранита, поросшие мхами, могучие сосны, корни которых, как руки, цепляются за совершенно голые камни, гряды валунов...

Также на Валааме можно встретить необычного вида ель с густой, спускающейся до самой земли кроной – знаменитые ели в «юбках», которые были посажены монахами Валаамского монастыря.

Самые популярные достопримечательности на Валааме с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Валаама на нашем сайте.

С кит Всех Святых еще называют "Белый скит" - он самый первый и самый большой скит Валаама.
В 1789-1796 годах тут были построены каменный храм и шесть келейных корпусов для братии.

Но сначала начну с житейского. Машину мы нашли без проблем. Такса - полторы тысячи в час с машины. Хоть вчетвером набивайтесь))) но если больше по времени займет, то больше и заплатите))) ездили на Ниве с очень толковым местным мужиком (прожившем тут всю жизнь) который поведал нам о Валааме много интересного, чего не прочтешь даже в Википедии.

Дороги тут больше на пешего туриста и велосипедиста. Машин на острове (у простых людей) около пяти))) остальные джипы высоких начальников и монастырские. У каждого монаха в сане и своя машина и своя кухарка.

Владимирский мост. Рядом с ним ВИП причал))) Теперь мы переезжаем на остров Скитский.

Ограждений у моста вообще нет,даже условных))) а ведь падать высоко...

Карта - схема Валаама, "Скит Всех Святых" слева сверху.

Деревья встречаются вековые...

Вот шишкинская сосна...

Часовня Крестных страданий.

В нее мы зашли. Её архитектурный стиль - эклектика. Она была построена в 1842г. архитектором К. Брандтом.

Все это из черного мрамора. Внутри никого... благодать. Чем-то напоминает греческие храмы. Там все примерно так же, все лежит открыто - свечи, деньги, старинные книги, иконы,... и только зажигалка на веревочке...)))

Недалеко от часовни в 1991 году были обретены мощи преподобного Антипы. В 1865 г. он прибыл на Валаам и поселился в скиту Всех святых. Пройдя долгий путь послушания и духовного восхождения в молдавских и афонских монастырях, преподобный принял подвиг старчества, был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до кончины преподобного Антипы чудотворный образ Божией Матери, принесенный подвижником с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь.
Он лежит за часовней. Говорят похоронен не на территории скита не случайно, хотел что бы и женщины могли на его могилу прийти...

Тут нас обогнали велосипедисты))) временно)))

Подъезжаем к монастырю. Этот считается тут не только самым старым, но и самым строгим и "правильным".
Когда то он был единственным на острове, поэтому, говоря "Скит", имели в виду именно этот "Скит Всех Святых". Место для него было выбрано неслучайно. По приданию и XV веке здесь подвизался преподобный Александр Свирский.

В лучшие годы в нем проживало до 50-и монахов, поэтому и прозвали этот скит большим, а позже когда братский корпус оштукатурили и побелили, стали называть Белым. Нижняя теплая церковь освящена во имя Всех Святых в 1849 году архимандритом Игнатием Брянчаниновым.
Тут все строго. Монахам нельзя ни мясо ни рыбы ни молока, ни электричества, спать не более 6 часов. Даже не представляю что им нельзя в пост...

Женщинам за эти ворота нельзя. Монастырь мужской. Женщин сюда пускают только в один день в году, на день "Всех Святых".

Я туда зашел, но все монахи сразу попрятались, словно вымерло все... сюда даже мужчинам вход без благословения наместника монастыря запрещен. Но я жеШь блоХер... прости Господи...

Год постройки храма 1793. Архитектор А.М.Горностаев (перестройка).

В начале мая 2018 года я побывал в составе небольшой паломнической группы в удивительном месте – на Валаамском архипелаге, где расположен знаменитый православный монастырь. Находится архипелаг в Карелии, в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, и насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км.

Дорога туда непростая и проходит по воздуху (если лететь до Санкт-Петербурга на самолете), суше и воде. Мы прибыли в Северную столицу вечером 4 мая, а уже в 4:30 утра следующего дня выехали на автобусе в небольшой город Приозерск, что на берегу Ладожского озера. Оттуда в 9:00 мы отправились на теплоходе к монастырю. Плыли 3,5 часа (в летнее время из Приозерска ходят «Метеоры», которые довозят пассажиров менее чем за 1,5 часа). На материке ближе всего к Валааму город Сортавала, однако туда неудобно добираться из Москвы.

Тут настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой

Ладожское озеро – холодное, темное и негостеприимное. Там часто бушуют шторма. Нам же повезло: водная гладь была безмятежной. Правда, несмотря на теплую погоду, дул ледяной пронизывающий ветер. Паломникам и туристам, посещающим Валаам весной, я бы рекомендовал обязательно брать шапки, теплую одежду и обувь. В тамошних местах настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой.

Название «Валаам» восходит к финно-угорскому топониму Valamo, где valo – это «свет», «клятва» (по другой гипотезе – «высокая земля»), или к финскому слову valаа – «отливать из металла». Даты рождения монастыря также указываются разные: одни исследователи называют конец X века, другие – XIV век.

Доподлинно известно, что святую обитель основали преподобные Сергий и Герман. В Валаамском монастыре подвизался , которому предстояло стать первым православным миссионером в Америке. Северный Афон, как часто называют Валаам, был местом паломничества русских царей и членов их семей, вдохновлял блестящих представителей русской культуры и науки: И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Н.С. Лескова, Ф.И. Тютчева, П.И. Чайковского, Н.Н. Миклухо-Маклая, Д.И. Менделеева и многих других.

Валааму довелось побывать в составе Швеции (XVIII в.) и Финляндии (1917–1940 гг.). Наивысшего расцвета монастырь достиг к середине XIX столетия, в годы 42-летнего настоятельства игумена Дамаскина (Кононова). А самый трагический период его истории пришелся на 40–80-е годы прошлого века, когда в монастырских стенах разместилась сначала школа боцманов и юнг, а затем дом инвалидов. Также на Валааме действовал рыбпромкомбинат.

Монашеская жизнь возродилась в 1989 году, с 1991 года монастырь имеет статус ставропигиального (то есть подчиняется непосредственно Патриарху, от имени которого текущими делами занимается игумен обители – епископ Троицкий Панкратий). Сегодня здесь насчитывается около 200 насельников. В обители сложился полноценный приход, действует культурно-просветительский центр и воскресная школа.

Совместно с коллективом Ассоциации специалистов по культурным маршрутам «Святыни неразделенного христианства» я веду работу над проектом одноименного культурного маршрута, поддержанного Министерством культуры России, Федеральным агентством по туризму и получившего грант Президента Российской Федерации в области культуры и искусства. Маршрут включает в себя наиболее значимые храмы, часовни и монастыри России и европейских стран, которые названы в честь святых Церкви I тысячелетия и в которых хранятся мощи этих святых, а также другие культурные памятники, имеющие отношение к общехристианским святым.

Культурный туризм, под которым понимают знакомство с культурой и культурной средой места посещения, приобретает все большую популярность. По разным данным, на него приходится от 35 до 60% мирового туристического потока (и это логично, ведь люди пресытились сугубо развлекательным досугом и стремятся даже на отдыхе узнавать что-то новое). Как отмечают теоретики туристического дела, этот вид туризма призван выполнять культурно-познавательную, образовательную, культуроохранную, консервационную, коммуникационную и миротворческую функции.

В ходе нашего трехдневного пребывания на Северном Афоне сложился, с моей точки зрения, весьма примечательный маршрут, который я рекомендовал бы не только паломникам, но и всем любителям культурного туризма. Святыни, расположенные в местах со столь богатой историей и природой (на Валааме насчитывается около 480 видов растений), старинной и изящной (вместе с тем отнюдь не помпезной) архитектурой, прекрасной инфраструктурой и приятной атмосферой, важно и полезно знать всем.

Гора Фавор

Чтобы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх

Фавор – гора высотой 588 метров в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 километрах к юго-востоку от Назарета. На ней произошло : «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1–2).

Гость, высадившийся с теплохода на причале в Монастырской бухте Валаама, оказывается у подножия одноименной горы. Валаамский Фавор поднимается на 30 метров над уровнем Ладожского озера. Таким образом, дабы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх. И многие монастырские скиты построены так, чтобы к ним нужно было идти, затрачивая физические силы.

Фавор на Валааме с трех сторон окружен великолепными садами, которые веками возделывают монахи.

С этой стоящей напротив входа в монастырь часовни, где в центре расположена , обычно начинается знакомство с Валаамской обителью. Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря Александром II и членами императорской семьи, о чем свидетельствует высеченная надпись в медальоне, поэтому часовню еще называют Царской. Она построена из карельского полосчатого мрамора, цоколь – из серого сердобольского гранита, и являет собой каменную арку с треугольным фронтоном, куда встроен каменный медальон.

Чтобы попасть из центральной усадьбы монастыря в скит, нужно пройти около двух километров, в том числе по множеству деревянных мостиков. Перед скитом заканчивается остров Валаам и начинается остров Никольский, который прежде назывался Крестовым.

Выстроенный в 1833 году в традициях русского зодчества XVII века Никольский храм когда-то служил маяком (в одном из его больших окон всегда горел мощный фонарь). Рядом с церковью монахами разбиты огород и фруктовый сад, защищенные от холодных ветров с одной стороны каменной стеной, с другой – сосновым бором. С площадки у храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Храм Николая Чудотворца был излюбленным местом на Валааме для писателя Александра Дюма-отца, посетившего монастырь в 1858 году, и для Патриарха Алексия II.

Скит, посвященный Крестителю Руси – , – был первым на Валааме скитом, возведенным в новейшее время. Строительство, стартовавшее в 2002 году, курировал известный церковный архитектор А.А. Анисимов. Скитский комплекс построен в псковско-новгородской манере.

В сентябре 2008 года Патриарх Алексий II освятил Владимирский храм с белокаменным резным иконостасом, имеющим мозаичные вставки, и белокаменным же алтарем. Это последний храм, освящение которого совершил предыдущий Предстоятель Русской Православной Церкви, скончавшийся 5 декабря 2008 года.

В храме есть придел во имя мученицы Людмилы Чешской. Родившаяся около 860 года, она вышла замуж за чешского князя Борживоя. Супруги приняли крещение из рук святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Людмила и Борживой потрудились для христианского просвещения своего народа, строили храмы. Князь умер молодым; на престол вступил его сын Вратислав, которому, в свою очередь, наследовал внук Людмилы и Борживоя Вячеслав. Вдова Вратислава Драгомира, пользуясь юностью и неопытностью сына, пыталась насаждать в стране язычество. Людмила воспротивилась этому, за что была убита по велению Драгомиры. Спустя четыре года, в 925 году, Вячеслав перенес останки бабушки в базилику святого великомученика Георгия Победоносца на Пражском Граде. А ее глава вместе с главой князя Вячеслава покоится в соборе святого Вита там же, в историческом центре Праги.

Людмила и Вячеслав – первые чешские святые, небесные покровители Чехии. Мученицу Людмилу чтут как молитвенницу за бабушек, матерей и христианских учителей. В Москве единственным местом, где можно поклониться мощам этой святой, является храм святителя Николая Чудотворца в Котельниках – Патриаршее подворье и представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси.

Воскресенский скит входит в число точек на карте Валаама, воспроизводящих Святую Землю, вместе с упоминавшейся горой Фавор, горой Елеон с Вознесенской часовней, Гефсиманским скитом, Мертвым морем (Лещевским озером) и рекой Иордан (протокой, соединяющей два озера). «Русский Иерусалим» задумал создать на Валааме в начале XX века игумен Макарий (Баранов), хотя Воскресенский скит возник несколькими годами ранее. Скит стоит в Большой Никоновской бухте, куда могут заходить габаритные суда. Порой отсюда начинается осмотр Валаама, ведь именно здесь, как повествует легенда, Андрей Первозванный воздвиг крест.

Скит также известен как Новоиерусалимский и Красный (все его постройки выполнены из красного кирпича). Он был заложен в 1901 году; в 1906 году состоялось освящение верхнего (в честь Воскресения Христова) и нижнего (во имя Андрея Первозванного) храмов, сочетающих русский и византийский стили.

Святая святых Воскресенского скита – копия Кувуклии. Тут хранится частица Гроба Спасителя

Когда Валаам принадлежал Финляндии, на территории скита находилась монастырская школа. В советские годы одну церковь преобразовали в танцплощадку, а другую – в прачечную. С 2000-х годов комплекс возрождается. В наши дни там размещаются паломническая служба монастыря, жилье для экскурсоводов и трапезная.

Святая святых Воскресенского скита – копия Кувуклии, купольной часовенки в иерусалимском храме Воскресения Христова, более известном как храм Гроба Господня. Тут хранится частица Гроба Иисуса, привезенная со Святой Земли. Над репликой лавицы (пещерного камня, на котором лежало тело Христа) возжены семь лампад; одна из них неугасаемая. Валаамская Кувуклия помещена в Андреевском храме – тусклом, лишенном росписей, с низкими потолками, призванном напоминать о страданиях и смерти Спасителя на Голгофе. В противоположность ему верхняя Воскресенская церковь – светлая, открытая, украшенная фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой. Своим убранством она выражает дух «Праздника праздников и Торжества из торжеств» – Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью и добра над злом.

Ильинский скит

Этот скит назван в память великого ветхозаветного пророка Илии, жившего в IX веке до Рождества Христова. С юных лет он посвятил себя проповеди Единого Бога, подвизался в пустыне, непрестанно молился и соблюдал строгий пост. Тогда в Израиле правил царь-идолопоклонник Ахав. Чтобы доказать истинность Единого Бога, Илия однажды собрал на горе Кармель народ и жрецов языческого божества Ваала и предложил принести жертвы Богу и Ваалу на двух разных жертвенниках, но не поджигать их. Если Ваал воспламенит свою жертву огнем с неба, то он и есть подлинный Бог, если же Господь – Бог Он. Жертва Вааала осталась нетронутой, а Бог воспламенил жертву, дрова, каменный жертвенник и даже окружавший его ров с водой. Потрясенные израильтяне покаялись и восславили Бога.

Лишь Илия и Моисей удостоились беседы с Христом во время Его Преображения на Фаворе. Илия был вознесен в огненной колеснице «яко на небо». Именно будет Предтечей Второго Пришествия Иисуса и в ходе проповеди примет телесную смерть.

Ильинский скит находится в 10 километрах от Валаама, на острове Лембос (на карельском – «Чертов»). Второе название острова – Ильинский. Еще в XVIII веке там стояла часовня. В 1868 году на Лембосе был построен храм, освященный во имя пророка Божия Илии. В советское время в келейных корпусах Ильинского скита жили рыбаки. В 1967 году храм и братские корпуса сгорели (возможно, их подожги намеренно, чтобы стереть скит с лица земли). К концу XX века от комплекса почти ничего не осталось.

Вдруг над горой закружил белый голубь – и сел там, где когда-то возвышался алтарь

Скит поднимают из руин с 2003 года. Примечательно, что, когда конюх Николай перевозил на тяжеловозе бревна от причала к месту возведения храма, на горе он увидел белого голубя (хотя на Валаамском архипелаге голуби не водятся), который покружил и сел там, где когда-то возвышался алтарь. Николай вместе с братией поймали голубя и по колечку-«паспорту» на лапке узнали, что это финская почтовая птица, прилетевшая из той точки, куда в 1940 году эвакуировались валаамские монахи. Это было воспринято как благословение прежних поколений братии на восстановление скита пророка Илии. Уже через три года Ильинский храм был построен и освящен.

До Ильинского скита мы плыли минут сорок. По пути нам встретилось несколько ладожских нерп – млекопитающих, похожих на тюленей (они занесены в Красную книгу России). На причале паломников ожидал улыбчивый послушник Павел. Он повел нас по лестнице к деревянному храму, сооруженному в стиле Русского Севера XVII–XVIII веков, и первым делом предложил угоститься чистейшей водой из скитского колодца. Павел показал нам храм и провел по берегу острова. Остановившись на площадке возле отвесной скалы, он поведал трогательный случай: в один из приездов на Валаам, взирая отсюда на Ладогу, Патриарх Алексий II сказал, что хотел бы умереть в этом месте. Потом мне рассказали, что наш провожатый – бывший артист цирка из Нижнего Новгорода. Пару лет назад Павел бросил успешную карьеру и поступил послушником в Валаамский монастырь.

На Северном Афоне вообще немало насельников с необычными судьбами. Так, в Смоленском скиту мы познакомились с монахом Феофилом, который в светской жизни был диджеем, ныне же занимается кулинарным делом и фотографией (в интернете выложены его работы). Сопровождал нас в дни пребывания на Валааме инок Герман, раньше учившийся в Дипломатической академии Министерства иностранных дел России и трудившийся в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

Все они молоды, образованны, полны энергии и могли бы реализоваться в мирской среде. Это веское свидетельство в пользу того, что в монашество люди уходят отнюдь не от несчастий и безысходности (как многие считают), а по зову Божиему, против которого бессильны любые материальные блага, профессиональные достижения и житейские радости.

В настоящем очерке я коснулся лишь малой толики достопримечательностей Валаамской обители – тех, которые посетил сам и которые предполагаю включить в маршрут «Святыни неразделенного христианства». Здесь можно приложиться к мощам (матери Пресвятой Богородицы), пророка и крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла, апостола Андрея Первозванного и других.

В заключение поделюсь такой историей. Надгробная плита одной могилы на старом братском кладбище Валаама содержит надпись:

«На сем месте тело погребено,
В 1371 году земле оно предано,
Магнуса, шведского короля,
Который, святое крещение восприя,
При крещении Григорием наречен…»

Далее рассказывается история короля Швеции и Норвегии Магнуса II Эрикссона по прозвищу Смек («Ласковый»), который дважды воевал против Руси, дал клятву более не нападать на соседа, нарушил ее, потерял войско в кораблекрушении на Ладожском озере, три дня и три ночи носился по волнам на корабельной доске, пока не был спасен валаамскими монахами. Он перешел в Православие, затем принял монашеский постриг. Прожив на Валааме всего три дня, скандинавский король скончался.

Споры о том, где окончил свои дни могущественный король Швеции – на русском Валааме в 1371 году или в Норвегии в 1374-м, – не утихают до сих пор. Однако одно можно сказать точно: Валаам – тот уголок планеты, где любой человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное. Как, возможно, нашел это католический правитель, который под действием Божественной благодати и в знак благодарности за проявленные к нему заботу и любовь обратился в веру своих недавних врагов.

В него входят: церковь Успения Богородицы, Вознесенская часовня на горе Елеон, келейные корпуса и маленькая часовенка «Моление о чаше». Главным сооружением скита является церковь Успения Богоматери. В 1906 году здесь была поставлена часовня, которую после перестройки в 1911 году превратили в церковь. Церковь относится к клетскому типу, широко распространенному на Русском Севере. К западной части церкви примыкает двухъярусная колокольня, завершенная восьмигранным шатром с луковичной главкой. 12 сентября 1998 года церковь была вновь освящена. Напротив Успенской церкви стоит небольшая деревянная часовенка «Моление о чаше», за ней - живописное Никоновское озеро. К западу от Гефсиманского скита находится одна из самых спокойных на Валааме, Малая Никоновская бухта. Поражает различие левого и правого берегов бухты. Левый берег – пологий, зарос густым лесом. А правый возвышается скалой высотой до 40 метров, из расселины которой поднимаются редкие стволы сосен. Скала названа монахами горой Елеон. У ее подножья проложена дорога, которая вела к находившейся раньше в этом месте пристани. Здесь был сооружен серый гранитный поклонный крест, видимый издалека. Крест – памятник материальной культуры начала ХХ века.

На горе Елеон, на самой высокой ее точке, в 1912 году была сооружена деревянная Вознесенская часовня, входящая в ансамбль Гефсиманского скита. Из Малой Никоновской бухты она видна одновременно с поклонным крестом. Часовня имеет пятиглавое завершение, рублена «в лапу» и обшита тесом. Очень красиво крыльцо часовни. Архитектурное решение Вознесенской часовни идентично решению Успенской церкви. С вершины горы Елеон, где оборудовано несколько смотровых площадок, открывается потрясающий вид на Малую Никоновскую бухту, за которой – просторы Ладожского озера. Один из самых восхитительных видов на Валааме – маленький островок, расположенный посредине пролива, отделяющего Малую Никоновскую бухту от озера.

От горы Елеон по лесной тропинке можно пройти к Коневским (Игуменским) озерам. Небольшими протоками озера соединены между собой. Свое название водоемы получили по построенному здесь в 1870 году скиту с церковью во имя иконы Коневской Богоматери. Каждое из озер имеет свое название: самое большое – Игуменское, поменьше – Мустоярви, и, наконец, самое маленькое Оссиево озеро. В северной части Игуменского озера растет целая роща сибирской лиственницы, насчитывающая более полусотни деревьев. У подножья скалы – остатки фундамента кельи Дамаскина, который жил здесь во времена своего отшельничества.

За деревянным мостиком расположен недавно восстановленный скит во имя иконы Коневской Богоматери. В 1858 году сюда с острова Предтеченский была перенесена часовня. Рядом стояли две избы-кельи. В середине 50-х годов ХХ века строения скита были разобраны до фундаментов. В 2003 году началось воссоздание Коневского скита. В 2005 году состоялось освящение хра ма во имя иконы Коневской Божией Матери. Рядом появился келейный корпус.