Комплекс реакций признаки травматического стресса. Травматический психологический стресс. Как почувствовать себя приземленным во время травматического стресса

Экстремальные ситуации Малкина-Пых Ирина Германовна

2.1 СТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Исследования в области посттравматического стресса развивались независимо от исследований стресса, и до настоящего времени эти две области имеют мало общего. Центральными положениями в концепции стресса, предложенной в 1936 г. Гансом Селье (Селье, 1991), является гомеостатическая модель самосохранения организма и мобилизация ресурсов для реакции на стрессор. Все воздействия на организм он подразделил на специфические и стереотипные неспецифические эффекты стресса, которые проявляются в виде общего адаптационного синдрома. Этот синдром в своем развитии проходит три стадии: 1) реакцию тревоги; 2) стадию резистентности; и 3) стадию истощения. Селье ввел понятие адаптационной энергии, которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо и ведет к старению и табели организма.

Психические проявления общего адаптационного синдрома обозначаются как «эмоциональный стресс» - т. е. аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Поскольку эмоции вовлекаются в структуру любого целенаправленного поведенческого акта, то именно эмоциональный аппарат первым включается в стрессовую реакцию при воздействии экстремальных и повреждающих факторов (Анохин, 1973, Судаков, 1981). В результате активируются функциональные вегетативные системы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующее поведенческие реакции. Согласно современным представлениям эмоциональный стресс можно определить как феномен, возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этим требованием. В случае недостатка у человека стратегий совладания со стрессовой ситуацией (копинг-стратегии) возникает напряженное состояние, которое вкупе с первичными гормональными изменениями во внутренней среде организма вызывает нарушение его гомеостаза. Эта ответная реакция представляет собой попытку справиться с источником стресса. Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, то есть познавательная, и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы. Если попытки справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций и органических повреждений.

При некоторых обстоятельствах вместо мобилизации организма на преодоление трудностей стресс может стать причиной серьезных расстройств (Исаев, 1996). При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стабильную форму. В этих случаях даже при нормализации ситуации застойное эмоциональное возбуждение не ослабевает, а наоборот, постоянно активизирует центральные образования нервной вегетативной системы, а через них расстраивает деятельность внутренних органов и систем. Если в организме оказываются слабые звенья, то они становятся основными в формировании заболевания. Первичные расстройства, возникающие при эмоциональном стрессе в различных структурах нейрофизиологической регуляции мозга, приводят к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, изменению свертывающей системы крови, расстройству иммунной системы (Тарабрина, 2001).

Стрессоры обычно делятся на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура и т. п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т. п.). Последние, в свою очередь, подразделяются на эмоциональные и информационные.

Стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями. В этом случае, согласно существующим концепциям, нарушается структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, система памяти, эмоциональные пути научения. В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события - экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны. Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Были выделены следующие четыре характеристики травмы, способной вызвать травматический стресс (Ромек и др., 2004):

1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние:

2. Это состояние обусловлено внешними причинами;

3. Пережитое разрушает привычный образ жизни;

4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Травматический стресс это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу Я.

Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс.

Первая фаза - фаза психологического шока - содержит два основных компонента:

1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности;

2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратко временна.

Вторая фаза - воздействие - характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение - эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы…» и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Характерный пример - описанное в литературе чувство «вины выжившего», нередко доходящее до уровня глубокой депрессии.

Рассматриваемая фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо процесс выздоровления (отреагирование, принятие реальности, адаптация к вновь возникшим обстоятельствам), то есть третья фаза нормального реагирования, либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у членов их семей.

Результаты многочисленных исследований показали, что состояние, развивающееся под действием травматического стресса, не попадает ни в одну из имеющихся в клинической практике классификаций. Последствия травмы могут проявиться внезапно, через продолжительное время, на фоне общего благополучия человека, и со временем ухудшение состояния становится все более выраженным. Было описано множество разнообразных симптомов подобного изменения состояния, однако долгое время не было четких критериев его диагностики. Также не существовало единого термина для его обозначения. Только к 1980 году было накоплено и проанализировано достаточное для обобщения количество информации, полученной в ходе экспериментальных исследований.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Стресс В современной жизни стресс – явление обычное, часто встречающееся. Стрессом называется эмоциональная и операциональная напряженность, возникающая в результате негативных переживаний. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, некоторые авторы считают их

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Стресс и давление Твердая и неуступчивая позиция рационалов вызывает стресс как у них самих, так и у окружающих, особенно если рационалы настаивают на чрезмерном структурировании и планировании, проведении ненужных совещаний, составлении перечней и разработке

Из книги Аутотренинг автора Александров Артур Александрович

Личность и стресс «Коронарный» тип личностиБольшую роль в возникновении стрессовых состояний играет личность человека, подвергнутого воздействию стрессовой ситуации. Особенно ярко это проявляется на примере ишемической болезни сердца. Открытие зависимости реакции

Из книги Укроти дурной нрав! Самопомощь для взрывных автора Власова Нелли Макаровна

Не всякий стресс – стресс. И несчастье может быть благословением Не делайте из травм культа! Возвращаться к ним в мыслях и проклинать – это путь к неврозу и самоистязанию.Даже катастрофы можно превратить в интересные события.Когда висишь на волоске, радуйся совершенно

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Стресс и его особенности Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода - холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое - организм отвечает не только

Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова Ирина

Снимите стресс Если ты чувствуешь себя не в настроении заняться любовью, снять стресс и привести себя в нужное настроение поможет ванна с ароматическими маслами. Можно принять ее вместе с возлюбленным. Добавь в горячую воду 8-10 капель ароматического масла, специалисты Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

6.2.2. Боевой стресс Действие боевого стресса обусловливает все физиологические и эмоциональные реакции, возникающие в результате выполнения боевых задач. Это комплексное понятие, включающее в себя не только опасность получения ранения в ходе боевых действий, но и целый

Из книги Как избавиться от стресса и депрессии [Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым] автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

Стресс Стресс – понятие, введенное канадским физиологом Г. Селье в 1936 г. для обозначения различного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности (в самом широком ее смысле) в сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные

Травматический стресс -- особая форма общей стрессовой реакции. Когда стресс перегружает психол-е, физ-е, адапт-е возможности человека и разрушает защиту, он становится травматическим, т.е. вызывает психологическую тревогу. Психологическая травма возможна, если: - происшедшее событие осознаваемо, т.е. человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние; - пережитое разрушает привычный образ жизни.

Травматический стресс -- это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

1. Травматическое событие упорно переживается вновь и вновь. Это может происходить в различных формах: - Повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления. Повторяющиеся кошмарные сны о событии

Действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы. Сюда относятся иллюзии, галлюцинации и так называемые "вспышки воспоминаний

Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие

Физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли. и др.

2. Упорно избегается все, что может быть связано с травмой: мысли или разговоры, действия, места или люди, напоминающие о травме.

3. Появляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, т.е. человек не может вспомнить некоторые эпизоды из того, что с ним происходило.

4. Выражено снижение интереса к тому, что раньше занимало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает.

5. Появляется чувство отстран-ти и отчуж-ти от других, ощущение одиночества.

6. Притуп-ть эмоций -- неспос-ть переж-ть сильные чувства (любовь, ненависть)

7. Появляется чувство укороченного будущего, т.е. короткая жизненная персп-ва, когда человек планирует свою жизнь на очень небольшое время. Ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т.д.

Появляются упорные симптомы ниже перечисленной группы: Проблемы со сном (бессонница или прерывистый сон, Раздражительность или вспышка гнева, Нар-ие памяти и концентр-и вним-я, Сверхбдительность, Преувеличенное реагирование

Теорий объясняющие возникновение травматического стресса.

Американский психолог Дж. Ялом рассматривет все психол-е проблемы тр-го стресса с точки зрения смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. В травм-й ситуации эти темы выступают не абстрактно, не как метафоры, а являются абсолютно реальными объектами переж-я. Так, смерть предстает перед человеком в двояком виде. Человек становится свидетелем смерти других людей (знакомых незнакомых, родных, близких) и оказывается перед лицом своей возм-й смерти.

В обычной жизни у человека есть психологические защиты, позволяющие ему существовать бок о бок с мыслью что в один прекрасный момент для него ничего не будет иметь значения. Создаются эти психологические защиты не сразу. Впервые страх смерти возникает у трехлетнего ребенка: он начинает бояться засыпать, по многу расспрашивает у родителей, не умрут ли они и т. д. В дальнейшем ребенок создает психологические защиты, выступающие в виде базовых иллюзий. Их три: иллюзия собств-го бессм-я, иллюзия справедливости и иллюзия простоты устройства мира. Разрушение базовых иллюзий -- момент болезненный для любого. И очень важно, что последует за этим. Если человек сможет выйти из мира хотя и удобных, но все же иллюзий в мир опасный, но все же реальный, значит, он повзрослел и сильно продвинулся как личность. Если же он не смог преодолеть этот барьер, то, как правило, или делает вывод, что мир ужасен, или же строит другие иллюзии, помогающие ему воссоздать и укрепить убеждение собств-м бессмертии. Часто такую роль вып-т религия.

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса.

Первая стадия -- аларм-стадия, или стадия тревоги, когда происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Это подготовка к следующему этапу, поэтому иногда первая стадия называется "предстартовой готовностью". Физически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду так называемых "психосоматических": гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.п. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая фаза -- стадия резистентности, или сопротивления. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует себя он вполне сносно, хотя уже без душевного подъема, характерного для первой фазы. Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает третья стадия -- стадия истощения. На стадии истощения энергия исчерпана, физиол- и психол-я защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться.

Посттравматические реакции: позновательные, эмоциональные, поведенческие, соматические.

Познавательные реакции включают повторяющиеся сновидения или кошмары о бедствии; воспроизведение событий, связанных с бедствием, в своем сознании, с тем чтобы оно выглядело иначе; трудности с концентрацией внимания или запом-м; переоценка духовных или религиозных воззрений; постоянные навязчивые мысли или воспоминания о бедствии или о близких, погибших в катастрофе.

Эмоциональные реакции включают ощущение оцепенения, углубленности в свои переживания или изолированности; ощущение страха и беспокойства, когда предметы напоминают человеку о катастрофе, особенно звуки и запахи; ощущение, что пропал интерес к повседневным делам или что они не приносят радости; чувство постоянной угнетенности; вспышки гнева или чрезмерной раздражительности; ощущение пустоты или безнадеж-и в отношении будущего.

Поведенческие реакции могут включать излишнюю заботу о собственной безопасности и безопасности своей семьи; изоляцию от других людей; повышенную настороженность и пугливость; трудности с засыпанием или продолжительностью сна; уклонение от деятельности, напоминающей о бедствии, от посещения мест или встреч с людьми, которые вызывают трагические восп-я; усиление конфликта с членами семьи; пребывание в постоянной занятости, чтобы не думать о произошедшем; слезливость или плач без всякой очевидной причины.

Соматические реакции могут включать бессонницу, головные боли, боли в желудке, мышечное напряжение, учащенное сердцебиение и перемежающуюся лихорадку. По мере накопления стресса симптомы могут усиливаться, заканчиваясь тяжелым заболеванием.

Травматический стресс у участников военных действий - это сложное психоэмоциональное состояние, вызванное быстро воздействующими запредельно деструктивными информационно-эмоциональными факторами, протекающими на фоне недостаточной осознанности, остающейся в «застывшем», непереработанном виде.

При описании данного стресса мы опирались на коллективную работу, подготовленную Н. Сарджвеладзе, 3. Беберашвили, Д. Джава-хишвили, Н. Сарджвеладзе (2007). Несмотря на недостаточную обоснованность ряда положений, данная работа дает общее представление о травматическом стрессе участников военных действий.

Авторами отмечается, что преимущественно этот феномен развивается у бойцов, принимавших участие в военных действиях, перенесших особо острую и интенсивную травму. Обычная «мирная» жизнь им кажется тусклой и неинтересной. Часто для того, чтобы восполнить «дефицит впечатлений», они идут на неоправданный риск (например, вербуются наемниками в «горячие точки», устраиваются работать телохранителями и т. п.). Эта категория перенесших психотравму людей считает себя неадекватными и непригодными для «обычной» жизни, никому не нужными, отвергнутыми. Поэтому они часто прибегают к алкоголю, наркотикам, склонны к насилию и даже самоубийству. Влечение травмированного человека к алкоголю и сильнодействующим препаратам можно объяснить и тем, что таким образом он пытается подавить тяжелые воспоминания и невыносимые переживания. Душевное состояние травмированного человека можно охарактеризовать и таким образом: для него не существует завершенного прошлого, как не существует светлого и ясного будущего, что в целом не позволяет ему надежно чувствовать себя в настоящем.

Фундаментальные компоненты травматического стресса - это тревога и депрессия. Тревогу создает неопределенность настоящего и будущего, а депрессию - чувство безнадежности. Постоянная тревога может вызвать напряжение и ожидание угрозы, испытанные во время прошлой травмы, а в обычной житейской ситуации породить реакции чрезмерного страха и паники. Безнадежность и поток негативных чувств могут довести человека до отчаяния. Эти формы реагирования на стресс, так или иначе, понятны. Но для травматического стресса вместе с тем характерны такие феномены, как гнев, чувства стыда и вины. Эти деструктивные (разрушительные) эмоции посягают на чувство собственного достоинства человека и поэтому требуют особенного подхода, например, гнев возникает тогда, когда человек чувствует себя оскорбленным или ненужным. Он слышит только то, что подтверждает его мысли и согласуется с его эмоциями. Он не хочет и не может успокоиться, пока не признают его правоту.

В то же время гнев - это реакция на страх, на то, что личная безопасность находится под угрозой.

Человек, прошедший через военные испытания, может узреть притаившуюся угрозу даже тогда, когда для этого существует лишь незначительный повод. Отсюда проистекают характерные для травмированного человека «вспышки гнева и ярости». Именно эти реакции больше всего тревожат бывших бойцов. Они жалуются, что в такие моменты не могут «взять себя в руки», «не понимают, что с ними происходит», хотя позднее жалеют о случившемся.

В некоторых случаях гнев переходит в агрессию, которая, с одной стороны, является защитной реакцией на собственную беспомощность и на преодоление чувства фрустрации (внутренней неудовлетворенности), а с другой - это проекция (перенос) боли на внешний мир, разрядка таких переживаний, как страх, унижение, оскорбление, в плену которых находится человек. Несомненно, такие «вспышки» эмоций приносят травмированному временное облегчение, и, возможно, именно с их помощью человек спасается от крайних форм потери контроля, например психологического «расщепления» личности. Но все же важно не допустить, чтобы гнев перерос в физическую агрессию и человек причинил вред самому себе или окружающим людям.

Особой деструктивностью отличается ущемляющая чувство собственного достоинства человека эмоция - чувство вины. Эта эмоция отражает моральную ответственность за те действия, которые причинили боль или ущерб другому человеку. У находящегося в кризисе чувство вины может быть связано, например, с тем, что во время эвакуации, в суматохе или же из-за нерешительности он не оказал должного внимания родственнику или другу и в настоящее время даже не знает, какая участь постигла их.

Чувство вины - базисное переживание при травматическом стрессе. Человек, испытывающий его, неосознанно стремится наказать себя и прибегает к самобичеванию, иначе говоря, осуществляет аутодеструктивное поведение. Он «застревает» в прошлом, не стремится вперед и даже считает, что вовсе не достоин жизни.

Чувство вины может возникнуть тремя путями:

  • 1. Самообвинение за воображаемые грехи. Например, человек может считать, что его близкий погиб потому, что когда-то при словесной перебранке он проклял его.
  • 2. Самообвинение за несделанное. Несомненно, в любой ситуации человек может обнаружить ошибки в своем поведении: «Сделай он что-то иначе - беды можно было избежать». В данном случае типичными переживаниями являются: «Если бы я не поторопился...», «Если бы я отнесся к этому с должным вниманием...», «Если бы я не позволил ему выйти на улицу...» и т. д.
  • 3. Самообвинение только из-за того, что ты остался жив, а другой погиб - «вина выжившего», - которое иначе называют «синдромом узников концентрационных лагерей».

Человеку присуще естественное стремление выжить, порой даже ценой чужой жизни. Может возникнуть бессознательное удовлетворение и облегчение от того, что остался жив ты, а не другой. Впоследствии эти ощущения лежат в основе чувства «вины выжившего»: человек испытывает невероятную ответственность, он как бы обязан жить теперь «за другого», что, несомненно, ложится на него тяжелым бременем.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить характерные для психотравмы и травматического стресса признаки. Мы имеем дело с психотравмой, если:

  • - она содержит внезапную, массированную, непреодолимую угрозу безопасности человека;
  • - вызывает у человека интенсивный страх, чувство беспомощности и ужаса.

Травматический стресс имеет место тогда, когда опыт вынуждает человека вновь возвращаться к тяжелому прошлому для того, чтобы переработать и исчерпать его. Его проявления:

  • - повторные навязчивые воспоминания и «обратные вспышки» образов прошлого;
  • - непроизвольные автоматические реакции и реакции на случайный стимул, напоминающий о травмирующем событии;
  • - повторные, связанные с травмой кошмарные сновидения;
  • - сверхбдительность;
  • - гнев и агрессивное поведение;
  • - тревога и депрессия;
  • - чувство стыда и вины;
  • - влечение к алкоголю, сильнодействующим лекарствам (препаратам).

В то же время человек сознательно или бессознательно избегает

связанных с травмой болезненных переживаний. Это проявляется в следующем:

  • - активное избегание мыслей, чувств, бесед о травме, мест и действий, связанных с травмой;
  • - активное избегание стимулов, напоминающих о травме;
  • - забывание важных эпизодов травмирующего инцидента;
  • - потеря интереса ко всему, что раньше волновало;
  • - отчужденность и равнодушие к окружающим;
  • - потеря способности испытывать сильные чувства;
  • - бессонница и сверхбдительность;
  • - потеря желания построить будущее.

Итак, травматический стресс - сложное явление. Мы отметили его черты, которые проявляются на личностном социально-психологическом уровне.

Дань, взимаемая травматическим стрессом с эмоционального благополучия, — интенсивные, спутанные и пугающие переживания. И эти эмоции встречаются не только у людей, переживших травматическое событие. Экстренные новости — яркое свидетельство того, как мы бомбардируемся ужасающими снимками природных катастроф, жетоских перступлений и террористических атак — почти в тот же момент, когда они происходят где-то в мире. Повторяющееся воздействие способно запустить травматический стресс и оставить вас с чувствами безнадежности и беспомощности. Были ли вы непосредственно вовлечены в травматическое событие или же соприкоснулись с ним уже после, существуют шаги, которые вы способны предпринять, чтобы восстановить эмоциональное равновесие и вновь обрести контроль над жизнью.

Что такое травматический стресс?

Травматический стресс — нормальная реакция на такие травматические события, как природная катастрофа, дорожно-транспортное происшествие, авиакатастрофа, перестрелка или террористическая атака. Такие события запредельно стрессовы — и не только для выживших, но и также для свидетелей и даже тех, кто постоянно сталкивается с ужасающими снимками события, циркулирующими в социальных медиа и новостных источниках.

В действительности, в то время как очень маловероятно, что мы когда-либо станем непосрественными жертвами террористической атаки, к примеру, мы постоянно бомбардируемся нарушающими покой фотографиями со всего мира невинных людей, кто подвергся атаке. Просмотр этих материалов снова и снова способен перегрузить нервную систему и породить травматический стресс. Ваше чувство безопасности подтачивается, и вы остаетесь с чувствами беспомощности и ранимости в угрожающем мире,особенно если событие было делом рук других людей — перестрелка или террористический акт.

Обычно тревожные мысли и чувства травматического стресса увядают по мере того, как жизнь начинает возвращаться в нормальное русло через несколько дней или недель после события. Вы можете способствовать процессу, если будете держать в голове:

  • Люди реагируют по-разному на травматические события . Нет «правильного» или «неправильного» способа реагирования. Не говорите себе (или кому бы то ни было еще), что вы должны думать, чувствовать или делать.
  • Избегайте навязчивого повторного переживания травматического события . Повторяющееся переосмысление или повторный обзор ужасающих снимков снова и снова способны перегрузить нервную систему, что затруднит способность мыслить ясно.
  • Игнорирование чувств замедлит восстановление . Может показаться, что лучше порой избегать столкновения с чувствами, но они существуют вне зависимости от того, обращаете вы на них внимание или нет. Даже острые чувства пройдут, если просто позволить себе почувствовать то, что вы чувствуете.

Признаки и симптомы травматического стресса

Повлияло ли на вас травматическое событие непосредственно или нет, нормально чувствовать тревогу, испуг и неопределенность по поводу того, что заготовило вам будущее. Ваша нервная система оказалась перегруженной стрессом, который запустил целый спектр острых эмоций и физических реакций. Эти реакции на травматический стресс часто приходят и уходят как волны. Временами вы чувствуете себя тревожным и раздраженным, а иногда — изолированным и оцепенелым.

Нормальные эмоциональные реакции на травматические события

  • Шок и неверие . Вам может быть трудно принять реальность, признать случившееся.
  • Страх . Вы боитесь, что то, что случилось, вновь произойдет, или что вы потеряете контроль и окажетесь сломленными.
  • Грусть . Особенно, если погибли люди,которых вы знали.
  • Беспомощность . Внезапная и непредсказуемая природа террористических атак, происшествий и природных катастроф способны оставить с чувствами уязвимости и беспомощности.
  • Гнев . Вы можете злиться на Бога или других людей, которых считаете ответственными.
  • Стыд . Особенно по поводу чувств и страхов, которые вы не в состоянии контролировать.
  • Облегчение . Вы можете чувствовать облегчение, что худшее позади. Вы также можете переживать надежду, что ваша жизнь возвращается в нормальное русло.

Нормальные физические реакции на травматические события

Важно знать, что как выглядят физические симптомы травматического стресса, чтобы они не пугали вас:

  • Тремор и трясущиеся руки
  • Тремор и трясущиеся руки
  • Тянущие ощущения в животе
  • Повышенное сердцебиение
  • Головокружение и слабость
  • Учащенное дыхание
  • Холодный пот
  • Ком в горле, удушливость
  • Скачущие быстрые мысли

Хотя эти реакции на травматический стресс нормальны, если симптомы не ослабевают и нервная система остается «оцепеневшей», неспособной двигаться дальше продолжительного времени от события, возможно, вы столкнулись с пост-травматическим стрессовым расстройством.

В то время как некоторые из выживших или свидетелей травматического события иногда восстанавливают контроль за счет просмотра медиа-материалов события или наблюдая за восстановительными работами, для других людей повторные напоминания оказывают дальнейшее травматизирующее влияние. Чрезмерное увлечение снимками тревожного события (повторный просмотр видео, чтение новостных сайтов) даже способно породить травматический стресс у людей, кто не был непосредственным участником события.

  • Ограничьте воздействие медиа-материалов, посвященных травматическому событию . Не просматривайте новости и не проверяйте социальные сети перед сном, воздержитесь от повторного просмотра тревожных фильмов.
  • Постарайтесь избежать фото и видеоматериалов, вызывающих стресс . Если вы хотите быть в курсе событий, лучше прочтите газету, вместо просмотра телевизора или видео в интернете.
  • Если материалы медиа приводят к перегрузке, полностью откажитесь на время от новостей . Избегайте новостей по телевизору и в газетах, прекратите проверять социальные сети до тех пор, пока симптомы травматического стресса не снизятся и вы не сможете двигаться дальше.

Травматический стресс способен приводить к самым разным переживаниям — от трудных до удивляющих, включая шок, злость и вину. Эти эмоции — нормальная реакция на утрату безопасности (равно как и жизни, конечности бытия и собственности), которая приходит после катастрофы. Принятие чувств и дозволение себе испытывать то, что вы чувствуете, — необходимо для излечения.

Совладание с болезненными эмоциями травматического стресса

  • Дайте себе время, чтобы исцелиться и оплакать любые утраты, с которыми вы столкнулись.
  • Не пытайтесь насильственно ускорять процесс исцеления.
  • Будьте терпеливы по отношению к темпу выздоровления.
  • Позвольте себе почувствовать любые переживания, связанные с осуждением и виной.
  • Будьте готовы к трудным и изменчивым эмоциям.

Преодоление травматического стресса — история о том, чтобы начать действовать. Позитивные действия помогут преодолеть чувства страха, беспомощности и безнадежности — даже небольшие поступки сыграют большую роль.

  • Участвуйте в волонтерских мероприятиях, которые важны для вас. Волонтерство не только поможет быть с другими, но также и бросит вызов чувству беспомощности, которое вносит вклад в травму.
  • Если формальное волонтерство подразумевает для вас слишком большую приверженность, помните, что просто быть полезным и дружелюбным к другим способно высвободить удовольствие, снижающее стресс, и бросить вызов чувству беспомощности. Помогите соседу донести покупки, придержите дверь незнакомому человеку, улыбнитесь людям, с которыми видетесь в течение дня.
  • Общайтесь с другими людьми, на которых повлияло травматическое события, и участвуйте в мемориалах, мероприятиях и других публичных ритуалах. Чувство связанности с другими людьми и воспоминание об утраченной и сломленной жизни во время этих событий помогут преодолеть чувства беспомощности, которые часто сопровождают трагедию.

Возможно, это последнее, о чем вы подумаете или чего захотите, когда сталкиваетесь с травматическим стрессом, но тренировки помогут выжечь адреналин и высвободить эндорфины, которые позволят почувствовать себя хорошо и поднимут настроение. Физическая активность, выполняемая вместе с техникой «полной осознанности», выведет нервную систему из «оцепенения» и поможет двигаться дальше после травматического события.

  • Ритмические упражнения и тренировки, которые вовлекают сразу и руки, и ноги (прогулки, бег, плаванье, баскетбол, танцы) — хороший выбор.
  • Чтобы добавить элемент «осознанности», сфокусируйтесь на теле и том, что вы чувствуете, когда двигаетесь. Заметьте ощущения от ног, касающихся земли, например, или ритм дыхания, или чувство от ветра на коже.
  • Скалолазание, бокс и тренировки на снижение веса или боевые искусства упростят задачу фокусировки на движениях тела — просто потому, что если вы не станете.этого делать, то получите травму.
  • Если вы боретесь с тем, чтобы найти энергию или мотивацию для тренировок, начните с танцев или движений под любимую музыку. Как только вы начнете двигаться, вы сразу почувствуете себя более энергичным.
  • Нацельтесь на 30 минут или более тренировок каждый день — или, если это проще, на три десятиминутных вспышки тренировок — это так же хорошо.

У вас может возникнуть искушение отстраниться от друзей и социальных активностей после травматического события, но общение лицом к лицу с другими людьми — критически важно для выздоровления. Простой разговор лицом к лицу с другим человеческим существом высвободит гормоны, облегчающие травматический стресс. Даже простой обмен несколькими словами или дружеский взгляд помогут успокоить нервную систему.

  • Обращение к другим людям не обязательно означает разговор о травматическом событии. Комфорт приходит из чувства связности и увлеченности другими людьми, которые вы доверяете.
  • Участвуйте в «нормальной» активности с друзьями и любимыми — во всем,что не имеет ничего общего с событием, запустившем травматический стресс.
  • Если вы живете один или ваше социальное окружение ограничено, никогда не поздно обратиться к другим и завести новых друзей .
  • Воспользуйтесь преимуществами групп поддержки, церковных сборов и общественных организаций. Присоединитесь к спортивной команде или к клубу по хобби, чтобы встретить людей с похожими интересами.

Хотя некоторое количество стресса — нормально и даже бывает полезным, когда вы сталкиваетесь с вызовами, связанными с последствиями катастрофы или трагического события, слишком большой стресс помешает выздоровлению.

  • Осознанное дыхание . Чтобы быстро успокоить себя в любой ситуации, просто сделайте 60 вдохов, сфокусировавшись на каждом из них.
  • Сенсорные ощущения . Чувствуете ли вы себя спокойно, когда слушаете тихую песню? Или вдыхаете запах кофе? Или теребите домашнего питомца и это позволяет вам лучше концентрироваться? Каждый реагирует по-своему на сенсорную стимуляцию, поэтому поэкспериментируйте, чтобы найти то, что лучше всего сработает для вас. И прочитайте нашу статью, «Как облегчить стресс мгновенно ».

Выделите время на расслабление

  • Практикуйте такие техники релаксации , как медитация, йога или тай цзы.
  • Запланируйте время на активности, которые приносят вам радость — любимое хобби или приятное развлечение, болтовня с заветным другом.
  • Используйте время безделья для расслабления . Почитайте книгу, примите ванну или насладитесь будоражащим или смешным фильмом.
  • Спите достаточно . Недостаток сна приводит к значительному стрессу для сознания и тела, что затрудняет приведения себя в эмоциональное равновесие. Нацельтесь на 7-9 часов освежающего сна каждую ночь .

Переструктурируйте повседневность для успокоения

Привычность приводит к успокоению. После травматического стресса возвращение к нормальной повседневности в той мере, насколько это возможно, поможет минимизировать стресс.

  • Даже если работа или школе оказались разрушенными, структурируйте свой день за счет регулярного приема пищи, сна, тренировок и проведения времени с друзьями.
  • Делайте то, что поддержит сознание занятым (читайте, смотрите фильмы, готовьте, играйте с детьми), чтобы не оказаться слишком увлеченным травматическим событием.

Как почувствовать себя приземленным во время травматического стресса

Сядьте в кресло, почувствуйте, как ноги касаются пола, а спина опирается на спинку. Оглянитесь вокруг и выберите шесть предметов, имеющих красные и синие цвета. Это поможет почувствовать себя в настоящем, более приземленным к реальности. Обратите внимание, как дыхание становится более глубоким и более спокойным. Или же выйдите на улицу и найдите умиротворяющее место — сядьте на траву или опуститесь на землю.

1.1. Концепция стресса Г. Селье.

1.2. Понятия «травма», «травматический стресс», «посттравматическое стрессовое расстройство».


1.1. Концепция стресса Г. Селье


Начало созданию биологической концепции стресса положил Ганс Селье в 1936 г. Одной из главных функций психики он назвал уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды. Таким образом, центральной в концепции стресса
Г. Селье стала гомеостатическая модель самосохранения организма и мобилизация ресурсов для реакции на стрессор. В этом смысле стресс - это одно из естественных состояний человека. Стресс (от англ. stress - нажим, давление) - это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Речь идет о совокупности стереотипных , филогенетически запрограммированных реакций организма, вызываемых воздействием различных интенсивных стимулов окружающей нас среды или трудными жизненными ситуациями. По своей начальной сути возникающие реакции организма имеют адаптационный характер. И в этом качестве стресс - неотъемлемое проявление жизни.

Исходными пунктами, вызывающими состояние стресса, являются стрессовые события или стрессоры. Стрессоры обычно делят на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая


и низкая температура и т. п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т. п.). Последние, в свою очередь, подразделяются на эмоциональные и информационные.

Если рассматривать события в качестве стрессоров, то их можно систематизировать по размеру негативной значимости и по времени, требуемому на адаптацию. В зависимости от этого различают критические жизненные события, травматические стрессы, повседневные стрессоры или хронические стрессоры (Пушкарев А. Л. и др., 2000).

По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:


  1. Системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.

  2. Психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вызывающих эмоциональную реакцию.
Г. Селье выделяет два вида стресса - эустресс и дистресс . Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным воздействием. Эустресс имеет положительный эффект, т. к. активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер. Эустрессом называется такая потеря равновесия, которая возникает, когда субъект переживает соответствие между требуемыми от него усилиями и имеющимися в его распоряжении ресурсами. Понятие дистресс отражает такие психические состояния
и процессы, при которых, по крайней мере, на какое-то время, соотношение между требуемыми усилиями и имеющимися ресурсами кажется нарушенным, причем не в пользу ресурсов .

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:


  1. первая - аларм-стадия, или стадия тревоги,

  2. вторая - стадия резистентности, или сопротивления,

  3. третья - стадия истощения.
На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Эта фаза характеризуется тем, что человек перестает чувствовать заболевания, ощущать симптомы, которые относятся к разряду «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии. Правда,
к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.

Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения.

В это время энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Вновь появляются признаки тревоги.

По образному сравнению Г. Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.

Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, эмоциональная и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы. Если попытки справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций. При некоторых обстоятельствах вместо мобилизации организма на преодоление трудностей, стресс может стать причиной серьезных расстройств (Исаев Д. Н., 2004).

1.2. Понятия «травма», «травматический стресс»,
«посттравматическое стрессовое расстройство»

Научный термин «стресс» уже давно вошел в обиходный язык, о нем пишут в популярной и художественной литературе, ищут способы, как избежать, снять это состояние .

Однако необходимо различать, что есть стресс «нормальный», не нарушающий адаптацию человека , и травматический. Травматическим стресс становится, когда результатом воздействия стрессора является


нарушение в психической сфере.

В начале 80-х гг. возникло самостоятельное исследовательское направление, которое занимается экстремальными перегрузками, их преодолением и последствиями, в результате чего сложились такие понятия, как «травматические перегрузки», «травматический стресс» или, попросту, «психологическая травма». Но понятие травмы, несмотря на его частое употребление, определяется в основном в общих словах: событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладания и превышении приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом (Freedy J. R., Hobfoll S. E., 1995). По DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorder - Классификационный психиатрический стандарт, подготовленный Американской психиатрической ассоциацией). Травматическое событие имеет место тогда, когда оно связано со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением или какой-то другой угрозой физической целостности; причем данное событие может затрагивать человека прямо или косвенно - через значимых лиц. Но иногда травма возникает и из-за того, что человек становится свидетелем угрожающей кому-то опасности, ранения или смерти совершенно чужого ему человека. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса , психологические последствия которого разнообразны.

Травматический стресс - это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на сложные, травмирующие обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (Черепанова Е. М., 1997).

В. Г. Ромек, В. А. Конторович выделяют четыре характеристики травмы, способной вызвать травматический стресс:

1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние.

2. Это состояние обусловлено внешними причинами.

3. Пережитое разрушает привычный образ жизни.

4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс (Пушкарев А. Л. и др., 2000).

Первая фаза - фаза психологического шока - содержит два основных компонента:

1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности.

2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна.

Вторая фаза - воздействие - характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх , ужас, тревога, гнев, плач, обвинение - эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы...» и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Данная фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо «процесс выздоровления», либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму. В последнем случае человек остается на второй фазе реагирования. При благополучном эмоциональном отреагировании возникает третья фаза - фаза нормального реагирования. Ее можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Фазы выхода из стрессового состояния
Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у членов их семей .

Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - это
непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «Я». Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD - Posttraumatic Stress Disorder) определяется как комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс. Предполагается, что симптомы могут появиться сразу после пребывания в травматической ситуации, а могут возникнуть спустя много лет.

В соответствии с особенностями проявления и течения различают три подвида посттравматических стрессовых расстройств (Ромек В. Г., Конторович В. А., 2004):


  • острое, развивающееся в сроки до трех месяцев (его не следует смешивать с острым стрессовым расстройством , которое развивается
    в течение одного месяца после критического инцидента);

  • хроническое, имеющее продолжительность более трех месяцев;

  • отсроченное, когда расстройство возникло спустя шесть и более месяцев после травматизации.
В настоящее время ряд зарубежных авторов предлагает дополнить диагностику постстрессовых нарушений еще одной категорией - посттравматическими личностными расстройствами (или PTPD - posttraumatic personality disorder), что представляется достаточно логичным шагом, поскольку присутствие хронических симптомов ПТСР часто отмечается на протяжении всей последующей жизни человека, пережившего массированную психотравму. Безусловно, что такая травма способна оставить неизгладимый отпечаток в душе человека и привести к патологической трансформации всей его личности.

Схематически взаимосвязь различных по времени возникновения, продолжительности и глубине стадий формирования постстрессовых


нарушений В. Г. Ромек, В. А. Конторович представляют следующим образом (рис. 2).


Рис. 2. Стадии формирования постстрессовых нарушений

Разрушительное действие пережитой травмы продолжает оказывать влияние на всю жизнь человека, нарушая развитие у него чувств безопасности и самоконтроля. Это вызывает сильное, порой непереносимое напряжение. И если это напряжение не снимается, то целостности психики угрожает реальная опасность. В общих чертах это и есть тот путь , по которому идет развитие посттравматического стрессового состояния.


Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные виды стрессов.

  2. Какие стадии развития стресса выделил Г. Селье?

  3. Какие характеристики отличают травматический стресс от «нормального»?

  4. В чем различия между понятиями «травматический стресс» и «посттравматическое стрессовое расстройство»?

  5. Опишите фазы психологического реагирования на травму.

  6. Какие выделяют виды посттравматических стрессовых расстройств в зависимости от особенностей их течения?

  7. Чем отличаются посттравматические стрессовые расстройства от посттравматических личностных расстройств?

  8. Сформулируйте стадии формирования постстрессовых нарушений.
Задание

Ознакомьтесь с нижеизложенными утверждениями, касающимися стрессов. Определите, какие из них ложные, а какие верные. Обоснуйте свою точку зрения.

Список утверждений


  • Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении.

  • Только слабые люди страдают от стресса.

  • Я не несу ответственности за стресс в моей жизни . Стресс в наше время неизбежен - мы все его жертвы.

  • Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс.

  • Распознать источники чрезмерного стресса легко.

  • Все люди реагируют на стресс одинаково.

  • Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать, - это сесть и расслабиться.

  1. Исаев, Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2004. - 384 с.

  2. Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2005. - 960 с.

  3. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. - СПб. : Речь, 2004. - 256 с.

  4. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М. : МЕДГИЗ, 1991. - 54 с.

  5. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М. : Прогресс, 1979. - 48 с.