Сравнительная характеристика “века нынешнего” и “века минувшего” по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.). «Век нынешний» и «век минувший». Спор поколений в комедии «Горе от ума» Герои века нынешнего в горе от ума
- Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» с поразительной точностью отразила основной конфликт эпохи - столкновение консервативных сил общества с новыми людьми и новыми веяниями. Впервые в истории русской литературы был высмеян не один порок общества, а все сразу: крепостничество, нарождающийся бюрократизм, карьеризм, подхалимство, солдафонство, низкий уровень образованности, преклонение перед всем иностранным, угодничество, то, что в обществе ценятся не личные качества человека, а «душ тысячки две родовых», чин, деньги.
- Главный представитель «века нынешнего» в комедии - Александр Андреевич Чацкий - молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым Отечества» «сладок и приятен», но многое в жизни России надо менять, и, в первую очередь, сознание людей.
- Герою противостоит так называемое «фамусовское общество», которым владеет страх перед прогрессивными идеями и вольнодумными мыслями. Его главный представитель - Фамусов - чиновник, по-житейски неглупый человек, но ярый противник всего нового, прогрессивного.
Характеристики |
Век нынешний |
Век минувший |
Отношение к богатству, к чинам |
«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» |
«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» |
Отношение к службе |
«Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» |
«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» |
Отношение к иностранному |
«И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» |
«Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.» |
Отношение к образованию |
«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» |
«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» |
Отношение к крепостному праву |
«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» |
Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. |
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению |
«Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» |
«К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.» |
Отношение к кумовству, протекции |
«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» |
“При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки” |
Отношение к свободе суждений |
«Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» |
Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений |
Отношение к любви |
Искренность чувства |
«Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених» |
Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. |
Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» |
Характеристики | Век нынешний | Век минувший |
Отношение к богатству, к чинам | «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» | «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» |
Отношение к службе | «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» | «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» |
Отношение к иностранному | «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» | «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.» |
Отношение к образованию | «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» | «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» |
Отношение к крепостному праву | «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» | Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. |
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению | «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» | «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.» |
Отношение к кумовству, протекции | «А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» | “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки” |
Отношение к свободе суждений | «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» | Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений |
Отношение к любви | Искренность чувства | «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених» |
Идеалы | Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. | Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» |
- Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
- А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
- Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
- Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
- Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
- При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
- Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
- «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
- В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
- Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
- Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
- ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
- Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
- Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
- Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
- Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
- В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
- Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
- Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
- В произведении Грибоедва "Горе от ума" эпизод "Бал в доме Фамусова" является главной частью комедии, ведь именно в этой сцене главный герой Чацкий показывает истинное лицо Фамусова и его общества. Чацкий - свободный и вольнодумный персонаж, ему противны все нравы, которым Фамусов старался как можно больше соответствовать. Он не боится высказывать свою точку зрения, отличающейся от Павла Афанасьевича. К тому же, сам Александр Андреевич был без чинов и небогат, а это значит, что он был не только плохой партией […]
(9)
«ВЕК НЫНЕШНИЙ» И «ВЕК МИНУВШИЙ» В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
План.
1. Вступление.
«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений в русской литературе.
2. Основная часть.
2.1 Столкновение «века нынешнего» И «века минувшего».
2.2. Фамусов - представитель старого московского дворянства.
2.3 Полковник Скалозуб - представитель аракчеевской армейской среды.
2.4 Чацкий - представитель «века нынешнего».
3. Заключение.
Столкновение двух эпох рождает перемены. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей.
И. Гончаров
Комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» можно назвать одним из самых злободневных произведений в русской литературе. Здесь автором затронуты острые проблемы того времени, многие из которых продолжают занимать умы общественности даже много лет спустя после создания пьесы. Содержание комедии раскрывается через столкновение и смену двух эпох - «века нынешнего » и «века минувшего» .
После Отечественной войны 1812 года в русском дворянском обществе произошёл раскол: сформировались два общественных лагеря. Лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба, других людей их круга воплощает «век минувший». Новое время, новые убеждения и позиции передовой дворянской молодёжи представлены в лице Чацкого. Столкновение «веков » Грибоедов выразил в борьбе этих двух групп героев.
«Век минувший » представлен автором людьми разного положения и возраста. Это Фамусов, Молчалин, Скалозуб, графиня Хлёстова, гости на балу. Мировоззрение всех этих, персонажей сформировалось в «золотой» екатерининский век и с тех пор никак не изменилось. Именно этот консерватизм, стремление сохранить всё так, «как делали отцы», объединяет их.
Представители «века минувшего» не приемлют новизны, а в просвещении видят причину всех проблем настоящего времени:
Ученье - вот чума, учёность - вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Фамусова принято называть типичным представителем старого московского дворянства. Он убежденный крепостник, не видит ничего предосудительного в том, чтобы для достижения успехов по службе молодые люди учились «сгибаться вперегиб», прислуживаться. Павел Афанасьевич категорически не приемлет новых веяний. Он преклоняется перед дядей, который «на золоте едал», и читатель прекрасно понимает, как получены его многочисленные чины и награды - конечно, не благодаря верной службе Родине.
Рядом с Фамусовым полковник Скалозуб - «золотой мешок и метит в генералы». На первый взгляд его образ карикатурен. Но Грибоедов создал вполне правдивый исторический портрет представителя аракчеевской армейской среды. Скалозуб так же, как и Фамусов, руководствуется в жизни идеалами « века минувшего», но только в более грубой форме. Цель его жизни не в служении Отечеству, а в достижении чинов и наград.
Все представители фамусовского общества - эгоисты, лицемеры и корыстолюбцы. Их интересуют только собственное благополучие, светские развлечения, интриги и сплетни, а их идеалы - богатство и власть. Грибоедов разоблачает этих людей в страстных монологах Чацкого. Александр Андреевич Чацкий - гуманист; он защищает свободу и независимость личности. В гневном монологе «А судьи кто?« герой обличает ненавистный ему крепостнический строй, высоко оценивает русский народ, его ум, свободолюбие. Низкопоклонство перед всем иностранным вызывает у Чацкого резкий протест.
Чацкий - представитель передовой дворянской молодёжи и единственный герой в комедии, воплощающий «век нынешний». О том, что Чацкий - носитель новых взглядов, говорит всё: его поведение, образ жизни, речи. Он уверен, что «век покорности и страха» должен уйти в прошлое вместе с его нравами, идеалами и ценностями.
Однако традиции минувших дней всё ещё сильны - в этом Чацкий убеждается очень быстро. Общество резко ставит героя на место за его прямоту и дерзость. Конфликт между Чацким и Фамусовым только на первый взгляд видится обычным конфликтом отцов и детей. На самом же деле это борьба умов, взглядов, идей.
Так, наравне с Фамусовым, к «веку минувшему» принадлежат и сверстники Чацкого - Молчалин и Софья. Софья не глупа и, может быть, в дальнейшем её взгляды ещё могли бы перемениться, но она была воспитана в обществе отца, на его философии и морали. И Софья, и Фамусов жалуют Молчалина, и пусть « нет в нём этого ума,/ Что гений для иных, а для иных чума » ..
Он, как и положено, скромен, услужлив, молчалив и никого не обидит. Они не замечают, что за маской идеального жениха скрываются лживость и притворство, направленные на достижение цели. Молчалин, продолжая традиции «века минувшего», безропотно готов «угождать всем людям без изъятия», чтобы добиться выгоды. Но именно его, а не Чацкого, выбирает Софья. Дым Отечества «сладок и приятен» Чацкому.
По прошествии трёх лет он возвращается в родной дом и поначалу настроен очень доброжелательно. Но его надежды и радости не оправдываются - на каждом шагу он упирается в стену непонимания. Чацкий одинок в своём противостоянии фамусовскому обществу; его отвергает даже любимая девушка. Более того, конфликт с обществом тесно переплетается с личной трагедией Чацкого: ведь именно с подачи Софьи в обществе начинаются разговоры о его сумасшествии.
Подумаем!
- Как вы понимаете высказывание «век нынешний»?
- Что значит «век минувший»?
- Кого из героев можно отнести к «веку нынешнему», а кого к «веку минувшему»? Почему вы так решили?
- Можно ли перефразировать нашу тему урока?
- Как она тогда будет звучать?
- «Чацкий и Фамусов», «Чацкий и Фамусовская Москва» «Чацкий и Фамусовское общество» и т.д.
- Т.е. сегодня мы должны сопоставить этих героев (эти полярности) и выявить основные критерии, по которым они расходятся, т.е. выяснить причины деления «веков» на «нынешний» и «минувший»
- В каком эпизоде наиболее впервые раскрывается разное отношение героев в вещам (явлениям) в той или иной области?
- Разговор Фамусова с Чацким – действие 2 явление 2 .
Сравнительная таблица
- Отношение к богатству, к чинам.
Чацкий: « Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве , Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве , И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», « А тем, кто выше, лесть , как кружево плели…»
Фамусов: « Будь плохонький , да если наберется, Душ тысячки две родовых, тот и жених »
Сравнительная таблица
2. Отношение к службе.
Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно », «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, Расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »
Фамусов: « А у меня, что дело, что не дело , обычай мой такой: подписано, так с плеч долой »
Сравнительная таблица
3. Отношение к иностранному.
Чацкий: «И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты », «Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья ».
Фамусов: « Дверь отперта для званных и незванных, Особенно для иностранных».
Сравнительная таблица
4. Отношение к образованию.
Чацкий: « Что, нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки Числом по более , ценою подешевле ?… Нам каждого велят признать историком и географом»
Фамусов: « Забрать все книги бы да сжечь », «Ученье - вот чума , ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений».
Сравнительная таблица
5. Отношение к крестьянам.
Чацкий: «Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, На них он выменял борзые три собаки !!!»
Фамусов: Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества (приведите примеры из текста его отношения в слугам и крестьянам, возможно, не только и его ).
Сравнительная таблица
6. Отношение к Московским нравам.
Чацкий: «Да и кому в Москве не зажимали рты , обеды, ужины и танцы?»
Фамусов: «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели », «В четверг я зван на погребенье », «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить …»
Сравнительная таблица
7. Отношение к кумовству, протекции*
Чацкий: «А судьи кто ? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима …»
Фамусов: «При мне служащие чужие очень редки , Все больше сестрины, свояченицы детки »
*покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел
Сравнительная таблица
8. Отношение к свободе суждений
Чацкий: «Помилуйте, мы с вами не ребята, Зачем же мнения чужие только святы ?»
Фамусов: «*Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений »
Сравнительная таблица
9. Отношение к любви
Чацкий: «И я чего хочу, когда все решено? Мне в петлю лезть , а ей смешно».
Фамусов: «* Будь плохенький , да если наберется Душ тысячки две родовых,- тот и жених »»
Сравнительная таблица
10. Идеалы.
Сделайте, пожалуйста, вывод, что же является идеалом для каждого? Подтвердите свое мнение.
Чацкий: Идеал Чацкого – свободная независимая личность , чуждая рабской приниженности.
Фамусов: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, « охотники поподличать»
Вывод:
- Что лежит в основе, по вашему мнению, в основе такой разницы между героями (представителями)?
- С кем из них вы более согласны? Кто вам ближе? Почему?
- Актуальна ли комедия сейчас?
Домашнее задание.
- Работа с текстом комедии. Характеристика А.Молчалина.
- Найдите цитаты , по которым можно сравнить Чацкого и Молчалина.
- По каким характеристикам вы бы их сравнили? ( примерные ваши критерии)
Осенью 1824 года уже окончательно была отредактирована сатирическая пьеса «Горе от ума», которая сделала А. С. Грибоедова русским классиком. Много острых и больных вопросов рассматривает это произведение. В нем речь идет о противопоставлении «нынешнего века» «веку минувшему», где затрагиваются темы образования, воспитания, нравственности, порядков государственного устройства, а также обличаются нравы высшего московского общества, которое к тому моменту уже растеряло все и почти полностью погрязло в неискренности и фальши. Теперь все продается и покупается, даже любовь и дружба. Об этом постоянно думает и размышляет писатель Грибоедов. Чацкий же - только художественный герой, который озвучивает его мысли. Самое удивительное в этом произведении заключается в том, что фразы из него стали одними из самых цитируемых в русской литературе.
«Горе от ума». Комедия. Чацкий
Многие крылатые выражения пьесы «Горе от ума» используются и сегодня в нашем обиходе, но сейчас нет смысла всех их перечислять. Изначально это произведение было запрещено цензурой, так как уж очень явными были нападки автора на существующий строй самодержавия с его крепостным правом, устройством армии и многим другим.
Выразителем этих самых идей стал главный герой - молодой дворянин с прогрессивными взглядами - Чацкий. Его оппонентом же выступила особа из московского аристократического общества - барин и помещик Фамусов.
Отношение Чацкого к крепостному праву
Эти двое были противопоставлены друг другу своими взглядами на По нескольким цитатам произведения можно охарактеризовать отношение Чацкого к Именно в них заключается весь смысл едкой сатиры комедии, созданной Грибоедовым. Этих высказываний не так уж и много, но зато какие они!
Чацкий встает на защиту угнетенного народа и высказывается на счет крепостного права весьма эмоционально и сильно. Одна часть этих высказываний начинается со слов: «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженных слуг…». Она только еще сильнее подчеркивает негодование главного героя, когда речь идет о крепостных.
Употребляемое вначале слово «Нестор» трактуется как «управляющий», то есть та русская знать, которая владеет крепостными людьми. Униженная и оскорбленная чернь служит этим высокопоставленным господам верно, защищает их от всяких напастей, а порою спасает от неминуемой смерти.
Опасный человек
В итоге они получали «благодарность» в виде обмена их - живых людей - на щенков породистых Отношение Чацкого к крепостному праву очень явное и негативное. Он не скрывает своей ярости и презрения, его возмущению нет предела. За это время он успел провести три года за границей и вернулся в Москву. Из этого следует вывод, что Чацкий повидал много разных обществ и государственных устройств, которые не имели крепостного права. Ему было обидно за свой народ и за открытую форму рабства, присутствующую в России в XIX веке.
Независимая личность
Есть и другое его высказывание, которое следовало за предыдущим, и оно звучало так: «Или вон тот, еще, который для затей, на крепостной балет согнал на многих фурах…». Отсюда видно, что зачастую крепостных использовали ради забавы, на потеху или удивление гостей и друзей. Чацкий напоминает о каком-то знатном дворянине (собирательном образе), создавшем балет, в котором участвовал крепостной народ. Для Чацкого это был жуткий пример эксплуатации живых людей как неодушевленных марионеток. Но вся беда заключалась в том, что когда хозяину пришла нужда, он отдал крепостных за долги как какую-то вещь.
Первое высказывание Чацкого - обличающее и суровое, а второе содержит чувство жалости по отношению к бедным людям.
Интересно и то, что отношение Чацкого к крепостному праву не предполагает прямых выпадов в сторону Фамусова. Но и это не создает сомнений по поводу взглядов героя, потому что он - истинный патриот независимых вольнолюбивых воззрений. Чацкий искренне желает процветания своей Родине, презирает карьеризм и чинопочитание, осуждает всякие подражания заграничному и считает, что человека должны уважать и ценить не за количество крепостных, а за его