Игнатьев день. «Пусть измелют меня зубы зверей – да сделаюсь чистым хлебом Христовым

Свя-той Иг-на-тий Бо-го-но-сец име-ет осо-бое зна-че-ние для нас, по-то-му что он близ-ко об-щал-ся с апо-сто-ла-ми, непо-сред-ствен-но от них слы-шал хри-сти-ан-ское уче-ние и был сви-де-те-лем рас-про-стра-не-ния и раз-ви-тия пер-вых хри-сти-ан-ских об-щин. В сво-их се-ми пись-мах он за-пе-чат-лел для нас апо-столь-скую эпо-ху.

Свя-той Иг-на-тий ро-дил-ся в Си-рии в по-след-ние го-ды жиз-ни Спа-си-те-ля. Его жиз-не-опи-са-ние по-вест-ву-ет, что он был тем от-ро-ком, ко-то-ро-го Гос-подь взял на ру-ки и ска-зал: «Ес-ли не об-ра-ти-тесь и не бу-де-те как де-ти, не вой-де-те в Цар-ство Небес-ное» (). Бо-го-нос-цем он на-зван по-то-му, что, креп-ко лю-бя Гос-по-да, он как бы но-сил Его в сво-ем серд-це. Он был уче-ни-ком апо-сто-ла и еван-ге-ли-ста Иоан-на Бо-го-сло-ва. Из по-сла-ния свя-то-го Иг-на-тия к смир-ня-нам вид-но, что он был осо-бен-но бли-зок к апо-сто-лу Пет-ру и со-про-вож-дал его в неко-то-рых его апо-столь-ских пу-те-ше-стви-ях. Неза-дол-го до раз-ру-ше-ния Иеру-са-ли-ма в 72 го-ду, скон-чал-ся Евод, один из се-ми-де-ся-ти уче-ни-ков Хри-сто-вых, и его пре-ем-ни-ком на Ан-тио-хий-ской ка-фед-ре (в сто-ли-це Си-рии) стал Иг-на-тий.

Свя-той Иг-на-тий управ-лял Ан-тио-хий-ской цер-ко-вью в те-че-ние 40 лет (67-107 гг..). В осо-бом ви-де-нии он удо-сто-ил-ся уви-деть небес-ное бо-го-слу-же-ние и услы-шать Ан-гель-ское пе-ние. По об-раз-цу Ан-гель-ско-го ми-ра он ввел на бо-го-слу-же-ни-ях ан-ти-фон-ное пе-ние, в ко-то-ром два хо-ра че-ре-ду-ют-ся и как бы пе-ре-кли-ка-ют-ся. Это пе-ние из Си-рии быст-ро рас-про-стра-ни-лось в ран-ней Церк-ви.

В 107 го-ду во вре-мя по-хо-да про-тив ар-мян им-пе-ра-тор Тра-ян про-хо-дил через Ан-тио-хию. Ему до-ло-жи-ли, что свя-ти-тель Иг-на-тий ис-по-ве-ду-ет Хри-ста, учит пре-зи-рать бо-гат-ство, хра-нить дев-ство и не при-но-сить жерт-ву рим-ским бо-гам. Им-пе-ра-тор вы-звал свя-ти-те-ля и по-тре-бо-вал, чтобы он пре-кра-тил свою про-по-ведь о Хри-сте. Ста-рец от-ка-зал-ся. То-гда его в око-вах по-сла-ли в Рим, где на по-те-ху на-ро-да он был от-дан на рас-тер-за-ние зве-рям в Ко-ли-зее. По пу-ти в Рим он на-пи-сал семь по-сла-ний, ко-то-рые со-хра-ни-лись до на-ших дней. В сво-их по-сла-ни-ях свя-той Иг-на-тий про-сит хри-сти-ан не пы-тать-ся спа-сти его от смер-ти: «Умо-ляю вас, не ока-зы-вай-те мне небла-говре-мен-ной люб-ви. Оставь-те ме-ня быть пи-щею зве-рей, чтобы по-сред-ством их до-стиг-нуть Бо-га. Я - пше-ни-ца Бо-жия. Пусть из-ме-лют ме-ня зу-бы зве-рей, да сде-ла-юсь чи-стым хле-бом Хри-сто-вым». Услы-шав о му-же-стве свя-ти-те-ля, Тра-ян пре-кра-тил го-не-ния на хри-сти-ан. Мо-щи его бы-ли пе-ре-не-се-ны в Ан-тио-хию, а впо-след-ствии воз-вра-ще-ны в Рим и по-ло-же-ны в церк-ви во имя свя-щен-но-му-че-ни-ка .

В сво-ем по-сла-нии к Ефе-ся-нам свя-той Иг-на-тий пи-сал: «Хра-ни-те ве-ру и лю-бовь и на де-ле по-ка-зы-вай-те се-бя хри-сти-а-на-ми. Ве-ра и лю-бовь суть на-ча-ло и ко-нец жиз-ни. Ве-ра - на-ча-ло, а лю-бовь - ко-нец, обе же в со-еди-не-нии суть де-ло Бо-жие. Все про-чее от-но-ся-ще-е-ся к доб-ро-де-те-ли от них про-ис-хо-дит. Ни-кто ис-по-ве-ду-ю-щий ве-ру не гре-шит, и ни-кто стя-жав-ший не нена-ви-дит».

Народный праздник Игнатьев день в 2020 году отмечается 2 января (по старому стилю - 20 декабря). В православном церковном календаре это дата почтения памяти священномученика Игнатия Антиохийского. В народе его прозвали Богоносцем. Существует две версии, почему ему дали такое имя. Согласно первой, Игнатий был неразрывно связан с божественным духом, который присутствовал в нем. По второй версии, когда он был еще маленьким ребенком, его брал на руки Иисус Христос.

История жизни святого Игнатия

Игнатий жил во II веке. Его учителем был Иоанн Богослов. Во время Троянского гонения на христиан Игнатия арестовали и направили из Антиохии в Рим для совершения над ним страшной казни. По пути следования он преодолел шесть городов и для каждой церковной общины оставил послание. По прибытии в Рим его бросили к голодным львам на растерзание.

Традиции и обряды праздника

Традиционно в этот народный праздник в церквях проходят молебны, направленные на охрану жилища. Священники совершают крестные ходы с иконой вокруг домов с целью защиты хозяев от несчастий и голода.

В этот день на Руси было принято сбивать с яблонь иней. Считалось, что такой обряд помогал вырастить богатый урожай яблок.

Приметы и поверья

  • Иней на деревьях в Игнатьев день - к ясной погоде.
  • Если ночью на небе много звезд, то год будет урожайным.
  • Синицы начали громко щебетать - ближайшие ночи будут холодными.
  • Если солнце ярко светит и стоит мороз, то и в августе оно будет людей баловать и жаром обдавать. Если же слякоть или другое ненастье наступило, то и август будет пасмурным и дождливым.
  • Родившийся 2 января будет всю жизнь привязан к родному дому.

О священном мученике Игнатии Богоносце, епископе Антиохийском, мы знаем не так уж много. Есть лишь две даты, имеющие официальное подтверждение. 20 декабря 107 года - день его мученической кончины и 29 января / 11 февраля (по старому / новому стилям) - день перенесения его мощей. 11 февраля, в день памяти Игнатия Богоносца, «Прихожанин» напоминает своим читателям, что надо знать об этом святом.

Святой Игнатий Богоносец родился в Сирии . Правда, точная дата его рождения неизвестна. Из Сирии он вместе с родителями попал в Иудею, где ему посчастливилось увидеть Христа при Его земной жизни и где впоследствии Игнатий общался с Его апостолами. На протяжении 40 лет (с 67 по 107 годы) он был епископом в Антиохии (в наши дни это турецкий город Антакья). Кстати, именно Антиохию считают колыбелью христианского богословия, и с этим городом связана знаменитая Антиохийская школа богословия. Мученическую смерть святой Игнатий Богоносец принял в Риме. По дороге из Антиохии в Рим он побывал во многих городах Малой Азии: Селевкии, Смирне, Троаде, Неаполе, Филиппах…

Почему его называли Богоносцем?

Существуют два объяснения, почему святого Игнатия называют Богоносцем. По одной версии, именно Игнатий был тем самым ребенком, которого Господь, взяв за руку, поставил перед Своими учениками. «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 1- 4). По другой версии, Богоносцем он был наименован потому, что имя Христа имел в сердце своем и непрестанно Ему молился. Даже когда в Риме его вели на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял имя Спасителя, а когда его спросили, почему он это делает, он ответил, что носит это имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую».

Ученик апостола и епископ Антиохии

Известно, что Игнатий Богоносец был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В своем «Похвальном слове Игнатию» святитель Иоанн Златоуст писал, что Игнатий «близко общался с апостолами и от них почерпал духовные струи» , «с ними воспитывался и везде при них находился, имел общение с ними и в речах, и в неизреченном» , что власть епископства была вручена ему святыми апостолами и «руки блаженных апостолов касались священной главы его» .

Мы знаем также, что Игнатий Богоносец был третьим по счету епископом Антиохии (после святого апостола Петра и епископа Еводия). Епископство Игнатия пришлось на страшное время правления императора-язычника Траяна. Известно, что после победы над скифами Траян приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам. Христиан, которые отказывались поклоняться языческим идолам, по приказу Траяна убивали.

Прибыв в Антиохию, император Траян приказал привести ему Игнатия и, когда это было исполнено, потребовал от епископа отречься от Христа. Игнатий отказался, и тогда Траян приказал отвезти старца в Рим и отдать на съедение львам.

В течение долгого времени закованный в цепи Игнатий Богоносец ехал в Рим в сопровождении десяти римских воинов, которых за жестокость он прозвал «леопардами». За время долгого пути он посетил немало городов, и из многих мест к нему приезжали представители христианских общин: и священнослужители, и простые верующие.

Духовное наследие священномученика Игнатия Богоносца

Считается, что Игнатий Богоносец был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Его послания были столь значимы для христиан, что появилось немало подделок, приписываемых Игнатию Богоносцу. Современные исследования подтверждают, что из 15 посланий лишь 7 были, действительно, написаны святым Игнатием. Эти послания называются по имени того народа, к которому обращался святой: послания к эфесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, римлянам, смирнянам. И особняком стоит послание, обращенное к Поликарпу, епископу Смирнскому, который так же, как и Игнатий, был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Почти во всех посланиях святой Игнатий Богоносец поднимал одни и те же важные вопросы. Он писал о том, как важно христианам почитать и во всем следовать советам своих епископов, укреплять и беречь единство Церкви, остерегаться еретиков. Священномученик Игнатий призывает всех христиан быть кроткими и смиренномудрыми, молиться друг за друга и во всем уподобляться Господу. Сегодня нам, живущим в XXI веке, эти мысли кажутся такими очевидными, но ведь если задуматься, это писалось и говорилось две тысячи лет назад - в момент, когда только-только закладывались первые камни в фундамент христианской Церкви. И для многих зарождающихся христианских общин в римских провинциях слова священномученика Игнатия Богоносца по сути были настоящим откровением.

Учение Игнатия Богоносца о Христе очень четкое. Он не сомневается в том, что Христос одновременно Бог и Человек, рожденный «от Марии и Бога». Церковь он называет местом жертвоприношения, а Евхаристию - врачеством бессмертия. Игнатий первый употребил выражение кафолическая Церковь для обозначения совокупности верующих: «Где является епископ, там да будет народ, а где Иисус Христос, там кафолическая Церковь («Вселенская» переводится на славянские языки с греческого как «кафолическая», а на западные - «католическая»). Духовная жизнь христианина понимается святым Игнатием Богоносцем как подражание Христу: «Будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он - Отцу Своему».

В своих посланиях святой Игнатий просил христиан не пытаться спасти его от смерти. «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви, - обращался он к ним. - Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я - пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей - да сделаюсь чистым хлебом Христовым» .

Известно, что именно Игнатий Богоносец стал использовать антифонное пение. Антифон (греч. «звучащий в ответ» ) - песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. Игнатий Богоносец удостоился в видении быть свидетелем небесного богослужения и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он и ввел на богослужениях антифонное пение. В нем два хора чередуются и как бы перекликаются. Антифонное пение, начиная со II века, из Сирии быстро распространилось по всему христианскому миру.

Тропарь Игнатию Богоносцу

Апостольских нравов подражателю / и престола их снаследниче, / архиереев удобрение / и мучеников славо, Богодухновенне, / на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради / и, слово истины исправляя, / до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Подготовил Петр Селинов

История раскрасила февраль особыми календарными цветами. День святого Валентина и 23 февраля -- наиболее заметные языческие праздники этого времени (языческие не значит плохие, «поганые»; языческие -- это народные, коммерческие, государственные, но и не более того, не выше). Церковный знак февраля -- Сретение, по-русски -- Встреча: Младенца-Спасителя на сороковой день после Рождества встречают Симеон Богоприимец и пророчица Анна. В ветхозаветный Храм вступает вочеловечившийся Бог, Ветхий Завет встречается с Новым. Однако свести весь церковный календарь к двунадесятым праздникам будет нестерпимым обеднением. Каждый из 365 дней в году посвящен памяти какого-то события или святого человека. Эти «будничные» праздники часто проходят незамеченными -- а жаль!

В 107 году из Рима в Антиохию были перенесены мощи святого Игнатия Богоносца. До сих пор, вот уже 19 столетий, Церковь вспоминает об этом событии каждый год 11 февраля (29 января по старому стилю). Святых, живших в столь древние времена (родился будущий священномученик в середине первого столетия), мы знаем совсем немного. А вот об Игнатии Богоносце до нас дошли не только устные свидетельства, но и его собственные письма, что и вовсе исключительная редкость. Для сравнения: Апокалипсис Иоанна Богослова был написан, вероятно, лишь десятью годами раньше.

Святой Игнатий был епископом города Антиохии. В 107 году, в царствование императора Траяна, его арестовали и по этапу отправили в Рим, где он принял мученическую кончину на арене цирка -- его растерзали дикие звери. По дороге в Рим антиохийский епископ, уже предвидя скорый исход, написал несколько (нам известно пять) писем малоазийским Церквям, прощаясь с ними и передавая последние наставления. Еще одно письмо адресовано римлянам, и одно -- лично Поликарпу, тогдашнему епископу Смирны.

Где сейчас эти малоазийские Церкви? Эфес, Смирна, Фиатир, Лаодикия, Магнезия… Им писал и апостол Павел (проповедь которого в Антиохии, должно быть, слышал и Игнатий Богоносец, тогда еще не епископ), к ним обращался Иоанн Богослов (помните, «и ангелу Лаодикийской церкви напиши»?). Эти христианские общины находились на территории современной Турции. От Эфеса остались одни развалины, теперь там музей; Смирна называется Измир -- это крупный современный город; а вот окрестности древней Лаодикии и до сего дня привлекают массы людей -- тысячи туристов ежедневно приезжают сюда полюбоваться белоснежными скалами Памук-Кале. Христиан в турецких поселениях практически нет, а местные жители даже не очень-то понимают, чем замечательны их города. Но в те далекие времена здесь были крупнейшие общины новой религии (со времени распятия и воскресения Христа не прошло и 80 лет). Им-то и писал находящийся в узах епископ Игнатий, как около 40 лет ранее -- заключенный под стражу апостол Павел.

Послания Игнатия Богоносца -- настоящие жемчужины первохристианской письменности. Стиль их прост -- ни высокой риторики, ни философских изысков. Специалисты говорят, что даже с точки зрения греческого языка творения Игнатия не вполне безупречны -- все-таки епископ был сирийцем и едва ли получил основательное образование. Но дело вовсе не в этом: наставления священномученика -- это все то самое ценное, что передавал своим братьям святой, достигший высочайшей духовной жизни. Мученичество за Христа было ступенью, с которой весь предыдущий жизненный опыт представлялся ему несовершенным. «Теперь только начинаю учиться», -- пишет Игнатий, долгое время возглавлявший крупнейшую христианскую общину того времени.

В Церкви еще не было развитой системы канонического права и сложного иерархического соподчинения, но антиохийский архипастырь нашел слова, которые выражают самую суть еще не изданных канонов: «Посему необходимо ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству как апостолам Иисуса Христа -- надежде вашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией, поэтому-то и им должно беречься от нареканий как от огня».

Кое-где среди верующих начинались неурядицы и раздоры, святитель указывает на корень разделения -- нарушение литургического единства: «Итак, старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении Крови Его, один жертвенник, как и один епископ…»; «Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прощение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной. Един Иисус Христос, и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы составляете из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как одного Иисуса Христа, Который изшел от Единого Отца и в Едином пребывает, и к Нему Единому отшел».

С особой силой обличает он еретиков-докетов, которые говорили, что страдания Спасителя были только кажущимися, это была только видимость, не может ведь Бог страдать… «Все это Он претерпел ради нас, чтобы мы спаслись; и пострадал истинно и воскресил Себя, а не так, как говорят некоторые неверующие, будто Он пострадал призрачно. Сами они призрак, и как умствуют они, так и случится с ними -- бестелесными, подобными злым духам. Ибо я знаю и верую, что Он и по воскресении Своем был и есть во плоти. И когда он пришел к бывшим с Петром, то сказал им “Возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный”. Они тотчас прикоснулись к Нему и уверовали, убедившись Его плотию и духом. Посему-то они и смерть презирали, и явились выше смерти… Если же Господь наш совершил это призрачно, то и я ношу узы только призрачно. И для чего же я сам себя предал на смерть, в огонь, на меч, на растерзание зверям?»

Смело и ясно пишет Игнатий о высоких догматах, смело наставляет заблудших, смело указывает, как нужно поступать. Это та смелость, которая рождается от пламенной веры, от ясного зрения -- не на ощупь, не в потемках, а напрямую, к цели. Цель же одна: «Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня, -- только бы достигнуть мне Христа».

Непривычна и неожиданна для современного «неуверенного» христианина прямо-таки жажда страданий, мученичества. Игнатий всячески увещевает римских христиан не ходатайствовать за него перед властями, не лишать его возможности пострадать вместе со Христом. «Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость».

Несомненно, в жизни святого епископа было много славного и поучительного и до прощальных писем. Но для нас его образ остается в этой единственной сцене: епископ прощается со своей паствой, со своими детьми -- и дальше под конвоем десяти воинов, терпя насмешки и издевательства, в последний путь. В Рим, по этапу.

Почему святого Игнатия называют Богоносцем? Для многих толкователей -- и древних, и новых -- это оставалось не до конца понятным. Объясняли по-разному. Кто-то говорил, что Игнатия еще ребенком приносили ко Христу, и Спаситель брал его на руки. Другие утверждали, что, когда тело мученика рассекли мечом, увидели, что в сердце его было написано золотыми буквами «Иисус Христос». В буквализме этого предания, вероятно, нашло отражение представление о запечатленности имени Христова в душе и жизни верных христиан. Сам же Игнатий называет Богоносцами верных христиан, которые «Иисуса Христа имеют в себе». «Вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу, -- пишет он эфесянам. -- Потому все вы спутники друг другу. Богоносцы и Храмоносцы, святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса Христа. От того-то я и радуюсь тому, что удостоился письменно беседовать с вами и разделить с вами радость мою, что вы, как свойственно другой жизни, ничего не любите, кроме одного Бога». Порадуемся и мы, имеющие сегодня чудесную возможность читать подлинные письма великого архипастыря древности -- в книге ли, в интернете ли, -- размышляя над его словами и черпая из них чистейшее учение о вечной жизни.

Священномученик Игнатий Богоносец, родом из Сирии, был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вместе со святым Поликарпом (память 23 февраля), епископом Смирнским. Святой Игнатий был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-ти.

Предание сообщает, что когда святой Игнатий был ребенком, Спаситель обнял его и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Богоносцем же он наименован потому, что имел Имя Спасителя в своем сердце и непрестанно Ему молился.


Священномученик Игнатий Богоносец

Святой Игнатий ревностно и не жалея сил трудился на ниве Христовой. Ему принадлежит установление в церковной службе антифонного пения (на два лика или хора). Во время гонений он укреплял души своей паствы и сам горел желанием пострадать за Христа.

В 106 г. император Траян (98–117), по случаю победы над скифами, приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывающихся поклониться идолам, убивать. Во время похода против армян и парфян в 107 г. император проходил через Антиохию. Здесь ему донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродетельную жизнь, хранить девство. В это время святитель Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Настойчивые просьбы императора Траяна принести жертву языческим идолам были решительно отвергнуты святым Игнатием. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор. Его готовность к мученическому подвигу засвидетельствована очевидцами, сопровождавшими святого Игнатия из Антиохии в Рим.


Игнатий Богоносец.
Собор Св. Софии Константинопольской. Мозаика в нише северного тимпана. Конец IX в.

На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии, остановился в Смирне, где святой Игнатий встретился со своим другом епископом Поликарпом Смирнским. Из других городов и сел к святому Игнатию стекались священнослужители и верующие. Святитель Игнатий увещевал всех не бояться смерти и не скорбеть о нем. В своем послании к римским христианам от 24 августа 107 года он просил их содействовать ему молитвами, просить Бога укрепить его в предстоящем мученическом подвиге за Христа: «Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: “Иди к Отцу”». Из Смирны святой Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало радостное известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии. Из Троады святой Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в Филиппы. По пути в Рим святой Игнатий посещал храмы, произносил поучения и наставления. Тогда же он написал еще шесть посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу. Все эти послания сохранились и дошли до наших дней.


сщмч. Игнатий и сщмч. Климент, Папа Римский. Минск

Римские христиане встретили святого Игнатия с великой радостью и глубокой скорбью. Некоторые из них надеялись уговорить народ отказаться от кровавого зрелища, но святитель Игнатий умолил не делать этого. Преклонив колена, он молился вместе со всеми верующими о Церкви, о любви между братиями и о прекращении гонений на христиан. В день языческого праздника 20 декабря святого Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу: «Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Сразу же после этого были выпущены львы.

Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой Игнатий отвечал, что носит это Имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую». Когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутренних сторонах его золотую надпись: «Иисус Христос». В ночь после казни святитель Игнатий явился многим верующим во сне, чтобы их утешить, а некоторые видели его молящимся. Услышав о великом мужестве святителя, Траян пожалел о нем и прекратил гонение на христиан.

Тропарь священномученику Игнатию Богоносцу, глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Игнатие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак священномученику Игнатию Богоносцу, глас 3

С ветлых подвиг твоих светоносный день/ предпроповедует всем в вертепе Рожденнаго:/ Сего бо жаждая от любве насладитися,/ потщался еси от зверей снеден быти,/ сего ради и Богоносец нареклся еси,// Игнатие всемудре.

Молитва священномученику Игнатию Богоносцу

О великий святителю Богоносный Игнатие! К тебе припадаем и молим тя: призри на ны, грешныя, прибегающий к твоему заступлению! Умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша. Ты мученически душу твою за веру положил еси, даруй и нам мужество во всем подражати тебе. Ничто в жизни не возмогло отлучити тя от любве ко Господу: ни лестныя обещания, ни прещения, ни угрозы, ниже самыя муки, ты с радостию предстал пред зверьми на смерть лютую и, яко Ангел, возлетел еси во обители Отца нашего Небеснаго, и молитва твоя много может пред Господем. Буди же, святый угодниче, предстателем у Господа, испроси нам благоденственное и мирное житие, здравие, и спасение, и во всем благопоспешение, на враги же победу и одоление, да осенит Он, Милосердый, Своею благодатию и да охранит нас на всех путях святыми Своими Ангелами. Помогай нам святыми своими молитвами ко Всемогущему Богу, да избавит ны от глада, труса, града, бездождия и смертоносных болезней. Буди нам помощник скорый во всякой скорби, наипаче в час кончины нашея явися нам светлым защитником и ходатаем и умоли Господа сподобитися всем нам, тебе ныне тепле молящимся, получити по христианской кончине Небесное Царствие, идеже вси святии вкупе с тобою вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

*На русском языке издано:

Письма / Слав. пер. Преосвященного Амвросия (Зертис-Kаменского). - М., 1779. То же / Пер. протоиерея Герасима Павского // Христианское чтение. 1821. 1828. 1829. 1830. То же // Православный собеседник. 1855. Отд. отт. - Казань, 1857. То же / Пер. протоиерея Преображенского. - М., 1860. Изд. 2-е. - СПб., 1902.*