Библиографическое описание: понятие, основные виды и особенности составления. Основные виды библиографии культуры и искусства

Оглавление

Введение 3

Сущность библиографии 3

Видовая структура библиографии 4

Библиография в жизни личности общества , государства. 9

Заключение 12

Литература 13


Введение

Теория есть мысленное воспроизведение (модель) какого-либо объекта и, главное, объяснение его. Научное знание опирается на тео­рию. Теории библиографии посвящены десятки книг и сотни статей. Учебное познание библиографии исходно начинается с изучения и по­нимания ее теоретической модели. Последнюю образуют изложение сущности библиографии и ее понятийного аппарата, характеристика библиографической информации как ядра библиографии, ее свойств, форм существования и функций, ознакомление с основными видами библиографии, объяснение системных связей библиографии и ее роли в современном мире.

Сущность библиографии

Ключевые понятия: эволюция представлений о библиографии, поня­тие библиографии, структура библиографии, библиографическая дея­тельность.

Самые ранние элементы библиографической информации в форме упоминаний названий древних книг (эпических поэм и песен о Гильгамеше и др.) обнаружены учеными в текстах глиняных табличек , написан­ных в середине II тысячелетия до н. э., и. позднее, на Древнем Востоке. Эти элементы можно назвать протобиблиографическими (от греч. «protos» - первый, первичный). Слово «библиография» пришло в евро­пейские языки именно из Древней Греции. В документах V в. до и. э. библиографами называли переписчиков книг. С начала XVII в. в течение более трех последующих веков оно употребляется в значении не «книгописание», то есть переписывание книг, а в другом - «книгоописание». В России в XVIII в. оно было заимствовано из французского языка каль­кой слова «bibliographic».

Словом «библиография» прежде именовали любой перечень книг, журналов, статей и других документов. Однако по мере расширения со­става объектов библиографического отражения (помимо книг ими ста­новились журналы, газеты, статьи и другие документы), развития биб­лиографической деятельности дальнейшая эволюция представлений о библиографии привела к тому, что количество трактовок ее сущности умножалось. Само слово «библиография» в середи­не XX в. употреблялось, в де­сяти значениях. Основными из них были четыре: «книгоописание и наука о нем», «перечень книг, журналов, статей и других произведений печа­ти», составляющих научную, художественную и другие виды литерату­ры (XIX-XX вв.), «область научной и практической деятельности», «вспомогательная дисциплина» Достоинством двух последних определений является стремление устано­вить родовидовые отношения библиографии. Иными словами, уяснить не только сущность библиографии, но и определить, к какому социаль­ному явлению она относится.

И в последующем ученые стремились установить родовидовые отно­шения библиографии. Ее именовали областью «культуры» «практической деятельности», «книжного дела», «познавательной ин­фраструктурой книжной коммуникации». В раз­ных источниках библиографию именовали также «научно-практической деятельностью», либо относили к «инфраструктуре си­стемы социальных коммуникаций», «системе соци­альных коммуникаций». Эти утверждения справедливы постольку, поскольку по своей при­роде библиография входит в состав культуры , экономики, просвещения, науки, социальных коммуникаций и тем более «пространства информа­ции и знаний», где создаются, перемещаются и используются документы. Но они не раскрывают ее специфику в целом. Последнюю воплощает ее главный компонент - библиографическая информация. В самом об­щем толковании библиографическая информация представляет собою информацию о документах, в основном отчужденную от них. Опираясь на данную трактовку, можно определять библиогра­фию в самом широком значении - как систему видов деятельности, охватывающих все библиографические явления и обеспечивающих фун­кционирование библиографической информации.

Таким образом, современное научное представление о библиографии основано на трактовке ее сущности, понятии «библиографическая ин­формация» и отнесении ее к информационной сфере общества, именуе­мой в действующем ГОСТе 7.0-99 Библиотечно-информационная дея­тельность, библиография «информационной инфраструктурой». Информационную инфраструктуру данный ГОСТ определяет как сово­купность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи , обеспечивающую доступ потребителей к информационным ре­сурсам (термин 3.1.34). Следует уточнить, что понятие «инфраструкту­ра» обозначает вспомогательную по отношению к любой области соци­альной деятельности подсистему, обеспечивающую функционирование области деятельности. С этой точки зрения информационная инфра­структура - это социальная система, организующая подготовку и функ­ционирование социальной информации, а библиография - ее подсисте­ма, у которой имеется своя инфраструктура.

Можно считать общепризнанной информационную природу библио­графии. Поэтому, исходя из вышесказанного, предлагается следующее определение. Библиография - это социальная информационная сис­тема, обеспечивающая подготовку и функционирование библиографи­ческой информации.

Видовая структура библиографии

Структура библиографии включает:

Общая (национальная и массовая) - Специаль­ная (научно-вспомогательная, профессионально-вспомогательная, реко­мендательная) библиография. Библиография для детей. Текущая, рет­роспективная и перспективная библиографии. Универсальная и отраслевая библиография. Персональная библиография. Территориаль­ная библиография. Метабиблиография (библиография библиографии). Традиционная - электронная библиографии. Межвидовые связи.

Библиография - настолько сложное социокультурное образование, что его структура не ограничивается рассмотренными в первой теме тре­мя подсистемами. Проблемы выделения видов библиографии всегда были сложными и актуальными. Обсуждение их продолжается и сегод­ня. Выделение видов обусловлено, во-первых, информационными по­требностями в определенном виде библиографии и соответствующим его развитием, во-вторых, осознанием специфики вида и трактовкой сущности библиографии. Это означает , что каждый вид библиографии должен быть составляющим библиографии в целом, то есть определен­ным видом библиографической деятельности и ее организации, должен обладать научным знанием и соответствующей инфраструктурой. Ска­занное не означает равноценного развития видов. У некоторых видов нет своих средств деятельности, имеются только отдельные элементы инф­раструктуры.

Выделяются два основных вида библиографии: общая и специальная, а в каждом из них - подвиды, для индивидуального обозначения которых, впрочем, в литературе употре­бляется слово «вид».

По возрастному признаку библиография разделяется на два блока:

для взрослых и для детей и юношества.

Подвиды общей библиографии

Общая библиография удовлетворяет информационные потребности всего общества, хотя ее продукцию используют преимущественно опреде­ленные группы потребителей (ученые, специалисты и другие). По свое­му содержанию эта продукция является большей частью универсальной.

Подвидами общей библиографии являются национальная (государ­ственная) и массовая библиография. Национальная библиография тра­диционно занимает ведущее место в системе мировой библиографии, что объясняется ее значением. Прежде всего она выполняет функцию Регулярного информирования о новых социально и культурно значимых документах, появившихся на территории определенной страны либо свя­занных с определенным этносом. Приоритетное внимание уделяется отражению непериодических и сериальных изданий. Охват видов доку­ментов возрастает; в настоящее время объектом отражения национальной библиографии становятся также электронные ресурсы. Вторая функ­ция национальной библиографии - формирование библиографического репертуара, то есть описания книжной продукции государства либо на определенном языке с начала ее издания. Национальная библиография создает информационную базу для различных видов деятельности , в пер­вую очередь, как надежный источник полного выявления документов при составлении библиографических пособий. Третья функция нацио­нальной библиографии - формирование патриотики. Так именуют си­стему библиографирования документов на государственном языке стра­ны, появившихся за ее пределами или связанных с нею содержанием и происхождением (на любом языке). Базой патриотики в основном яв­ляются соответствующие фонды национальных библиотек. В РНБ та­кой фонд стал формироваться с 1850 г. под названием «Россика». При­мерами указателей патриотики являются «Сводный каталог русских зарубежных периодических и продолжающихся изданий в библиотеках Санкт-Петербурга (1917-1995)» (СПб., 1996; составлен специалистами РЫБ и БАН) и «Книга Русского Зарубежья в собрании Российской го­сударственной библиотеки, 1918-1991» в трех частях (М., 1997-2002).

В России изначально развитие национальной библиографии стало заботой государства. Поэтому у нас она именуется государственной. За­дачи национальной библиографии выполняют специальные учреждения (книжные палаты) и центральные библиотеки субъектов Российской Федерации. Их функции распределены следующим обра­зом. Российская книжная палата и другие информационные центры глав­ным образом информируют о новых изданиях и других документах, вышедших на территории России. Книжные палаты национальных рес­публик, республиканские, краевые и областные библиотеки стремятся полно описать издания и другие документы, появившиеся на их терри­тории. Развивается подвид национальной библиографии - библиогра­фия местной печати. Кроме того, национальная библиография ставит своей задачей отразить документы о стране или регионе, появившиеся за ее пределами, на языках населяющих их этносов.

В зарубежных странах аналогичные задачи выполняют национальные библиотеки и/или частные фирмы.

Массовая библиография, как свидетельствует ее наименование, от­личается неопределенным адресом (всем, массе людей) своей продук­ции, а также многообразием форм проявления. В продукции массовой библиографии ведущее место занимает регулярно публикуемый в еже­недельной газете «Книжное обозрение» профессионально составленный систематический список новых книг и брошюр. Публикуемые в других массовых периодических изданиях библиографические сообщения обычно бессистемны, субъективны по отбору изданий и, как правило , не соответствуют стандартам на библиографические описания. Рассказы о книгах по радио и на телевидении ограничиваются упоминанием авто­ров, заглавий и издательств, уделяя наибольшее внимание содержанию. Но в то же время аудитория электронных СМИ многократно превышает число читателей газеты «Книжное обозрение»

Подвиды специальной библиографии

Специальная библиография, как следует из ее наименования, удов­летворяет обособленные по разным признакам информационные потреб­ности. Основными подвидами ее являются научно-вспомогательная, про­фессионально-вспомогательная и рекомендательная библиографии.

Научно-вспомогательная библиография удовлетворяет потребности научных работников, в том числе преподавателей высшей школы. Уче­ные, особенно в областях социальных и гуманитарных наук, в ходе сотво­рения нового знания прорабатывают в максимальном объеме документы всех видов и типов. Их потребности отличаются разнообразием тематики и глубиной, постоянством, интенсивностью. Поэтому научно-вспомога­тельная библиография наиболее развита среди видов и подвидов биб­лиографии. Продукцию ее систематически производят универсальные научные и специальные библиотеки, а также информационные центры.

Профессионально-вспомогательная библиография удовлетворяет потребности специалистов различных областей практическо-производственной деятельности - инженеров, врачей, учителей , журналистов, библиотекарей и других. Этот подвид принято именовать профессио­нально-производственной библиографией, а соответствующие посо­бия - профессионально-производственными (ГОСТ 7.0-99, учебник Коршунова и другие издания). Но определение «производственная» нео­правданно сужает категории потребителей продукции и услуг данного подвида библиографии. Они нуждаются в выборочной информации о научно значимых, достоверных, желательно новых и доступных доку­ментах. Примером профессионально-вспомогательного пособия может служить ежегодник «Книгу - специалисту сельского хозяйства», вы­пускаемый ЦНСХБ. Но в настоящее время такую информацию содер­жат главным образом профессиональные непериодические издания и журналы в виде прикнижных и внутрижурнальных библиографических списков. Анализ ежегодника «Библиография российской библиогра­фии» показывает, что их появляется достаточно много для обоснования существования профессионально-вспомогательной библиографии.

Рекомендательная библиография удовлетворяет потребности широ­кого круга пользователей (неспециалистов по отношению к предмету библиографического обеспечения). Ее возникновение и бытие обуслов­лено прежде всего потребностью в ценностном отборе и ориентации в документальных массивах и потоках. Она, как и критика, призвана иг­рать роль компаса в информационном океане.

Продукция и услуги рекомендательной библиографии преимуще­ственно предназначены молодым читателям, любителям популярных жанров, людям, заинтересовавшимся каким-либо историческим собы­тием, личностью, явлением природы и т. д. Они обычно стремятся разо­браться в их сущности, расширить личный кругозор. Система производ­ства рекомендательных библиографических изданий в настоящее время свернута, но советы и рекомендации лучших произведений и изданий научно-популярной , художественной и иных типов литературы во мно­жестве разбросаны в журналах и газетах, передачах радио и телевиде­ния. К сожалению, такого рода советы нередко являются рекламой изда­ний, отрицательно оцененных профессиональной критикой. В широком масштабе рекомендательно-библиографическую деятельность в много­образных формах ведут общедоступные библиотеки.

Виды библиографии, соответствующие содержанию документов

По данному классификационному критерию выделяют два вида биб­лиографии: универсальную и отраслевую.

Универсальная библиография, как следует из ее наименования, ох­ватывает в качестве объектов документы независимо от их тематики. Она организует подготовку библиографической информации по всем или многим отраслям знания. Универсальной является продукция на­циональной библиографии, которая в масштабе России дифферен­цирована по видам документов (книги и брошюры, журналы и газеты, географические карты, изобразительные документы и др.). Такая ин­формация необходима прежде всего информационным учреждениям (библиотекам и другим) и является базовой для развития отрасле­вых библиографий. Универсальными, естественно , являются алфа­витный, систематический и предметный каталоги универсальных биб­лиотек.

Поскольку продукция универсальной библиографии создается ис­ключительно в подвидах общей библиографии, то ее специфика изуча­ется в рамках указанных категорий. Специальных публикаций об уни­версальной библиографии в целом не существует.

Отраслевая библиография организует подготовку библиографиче­ской информации по одной отрасли знания и соответствующей деятель­ности. Отрасль может быть широкой (например, Химия) и сравнитель­но узкой (например, Органическая химия).

Отраслевая библиография развивается более дифференцирование, чем универсальная, соответственно областям создания и функциониро­вания библиографической информации. Перечислить виды отраслевой библиографии затруднительно. Наиболее развиты естественно-научная, техническая, сельскохозяйственная, социально-экономическая, истори­ческая, педагогическая, литературная, музыкальная библиографии. Наи­менования видов, чтобы избежать двусмысленности, формулируют и в другом порядке: библиография народного образования, высшей школы , искусства (а не искусственная библиография), туризма, фантастики (а не фантастическая библиография) и т. п.

Отраслевые библиографии информируют о специфичных для отдель­ных отраслей видах документов. Для технической библиографии - это патенты, музыкальной - ноты, географической - географические кар­ты.

Виды библиографии, соответствующие времени появления документов

По хронологическому (временному) признаку постепенно сформи­ровались три вида библиографии: текущая, ретроспективная и перспек­тивная. Текущая библиография сформировалась сравнительно поздно; в России - с начала XIX в., когда производство печатной продукции при­няло массовый характер и читателям стало трудно самостоятельно усле­дить за новинками. Текущая библиография свою продукцию выпускает регулярно (периодически - обычно раз в полгода, ежеквартально, раз в два месяца, ежемесячно, ежедекадно, еженедельно). Периодичность за­висит главным образом от объема продукции. По этой же причине уни­версальная текущая библиография информирует раздельно об отдель­ных видах документов, отраслевая - обо всех (идеальный вариант) или многих видах документов.

Ретроспективная библиография является наиболее древней. Издав­на составители библиографических пособий стремились сообщать обо всех известных им книгах, изданиях , статьях и других документах. По мере роста производства документов это стремление дифференцирова­лось по видам документов и по областям знания, но за все время. С XIX и особенно с XX в. хронологические отрезки отражения документов ста­ли локализоваться. Если существовал источник, содержащий библио­графическую информацию с момента появления вида документов либо

по определенной теме, следующие пособия большей частью их не повто­ряли, а хронологически продолжали.

Перспективная библиография сообщает о запланированных, находя­щихся в производстве, даже о задуманных документах. В такой информации нуждаются главным образом книжная торговля и научная среда. Однако сама перспективная библиографическая информация носит от­носительный (для потребителя - мысленный, то есть виртуальный) ха­рактер. Некоторые обещанные издания в свет не выходят, могут изме­ниться заглавия и другие библиографические сведения опубликованных документов. Но данная библиографическая информация существует и функционирует реально, что создает основание для выделения вида биб­лиографии.

Библиография в жизни личности общества, государства.

Библиография изначально развивалась не изолированно, сама для себя , а в теснейших разнообразных связях не только с книжным делом и информационной деятельностью, но и с окружающим социальным ми­ром. Она не ис­ключает и не принижает возникновения и развития библиографических коллективов, профессиональной библиографической среды, но резуль­таты их деятельности в основном направлены вовне и там потребляются.

Внутренние и внешние связи библиографии

Внутренние связи прежде всего характеризуют взаимоотношения основных составляющих библиографии: библиографической деятельно­сти, библиографоведения, ее инфраструктуры. Они определяют также специфику профессионального функционирования библиографической информации. Эти связи формируются в библиографических подразде­лениях (отделах, секторах) информационных учреждений и коллекти­вах библиографоведов (организованных и неформальных). Выделяют­ся системные связи субординации (подчинения) и координации (сотрудничества). Первые носят иерархический характер и проявляют­ся в процессах управления библиографической деятельностью. Вторые складываются в ходе согласованного формирования и использования распределенных библиографических ресурсов библиотек и других ин­формационных учреждений, их подразделений, филиалов ЦБС, то есть кооперации и координации библиографической деятельности.

Каждый вид библиографии самостоятелен, поскольку обладает своей организационно оформленной практикой (разделом библиографиче­ской деятельности), библиографоведческим знанием, соответствующей инфраструктурой. Но ни один из выделенных выше видов библиогра­фии не функционирует изолированно. Они взаимосвязаны методами, продуктами , средствами, знанием, инфраструктурой. Так, продукция те­кущей библиографии со временем, при отсутствии соответствующего ретроспективного пособия, становится поневоле источником ретроспек­тивного поиска. Но взаимопревращение видов библиографии не проис­ходит: текущие пособия остаются таковыми всегда и не отменяют по­требности в ретроспективных пособиях. С другой стороны, текущие библиографические пособия всегда используются в процессах составле­ния ретроспективных указателей, но не механически, а в качестве базы выявления литературы. Нередко приходится проводить дополнитель­ное выявление документов, по каким-либо причинам не отраженных в текущих пособиях. Значительную часть или все документы изучают за­ново в целях составления аннотаций. Структура становится более глубо­кой, разветвленной. Составляют новые вспомогательные указатели.

Внешние связи библиографической деятельности и библиографо­ведения характеризуют их взаимоотношения прежде всего с родствен­ными областями деятельности и соответствующими научными дисциплинами (библиотечным делом и библиотековедением, книжным делом и книговедением, научно-информационной деятельностью и инфор­матикой). Эти связи обусловлены тем, что документ - объект библио­графической деятельности - является также объектом издательского дела, книгораспространения, архивного дела , библиотечного дела и дру­гих областей культуры. Библиографическая информация как спутник (сателлит) сопровождает документ на всех путях его движения. Она извещает потенци­альных потребителей документа еще до выхода его в свет. По выходе информирует об этом событии. По мере распространения документа и его воздействия - отражает отзывы о нем. И когда активная жизнь документа угасает, сохраняет память о нем. Мемориальная функция биб­лиографической информации чрезвычайно важна в общечеловеческой культуре.

Будучи отчужденной от документа, библиографическая информа­ция является средством его поиска и способствует его известности и популяризации. Библиографы и библиографоведы применяют в своем труде межотраслевые средства практической деятельности, общенауч­ные методы познания. Указанные связи отражаются в понятиях «биб­лиографические ресурсы» библиотеки (или иного информационного учреждения), «библиографическая работа» библиотеки и т. п. Соответ­ственно специализации библиографической деятельности выделились «библиотечная библиография», «книготорговая библиография», «кни­гоиздательская библиография» и другие виды. Эти понятия отражают теснейшие связи библиографии со смежными видами информацион­ной деятельности. Так, обязательной функцией современной библиоте­ки является библиографическое обслуживание ее пользователей. Без библиографии издательское дело, книжная торговля, научно-информа­ционная деятельность не в состоянии полноценно функционировать.

Познание библиографии в своем развитии опиралось на философ­ские знания, ее исследование оказывалось успешным благодаря применению общенаучных и частнонаучных методов. Например, формирование иерархических и даже предметных библиографических классификаций документов опирается на общенаучные классификации. Разработку оте­чественной Библиотечно-библиографической классификации (ББК) консультировали выдающийся философ академик Бонифатий Михай­лович Кедров (1904-2004) и другие ученые.

Библиографические пособия нередко насыщаются пояснительными и иными текстами по существу его темы. Библиография теснейшим образом связана с социальными и гумани­тарными научными дисциплинами, особенно с текстологией, граждан­ской историей, историографией, языкознанием, историей литературы , семиотикой. Без опоры на библиографические ресурсы и применения методов библиографического поиска эти дисциплины не могут полно­ценно развиваться. Библиографические тексты являются непосредствен­ным объектом исследования в этих дисциплинах. Наглядно внешние связи библиографии показаны на рис. 1.

Роль библиографии в современном мире

Важную роль играет библиография в развитии науки. Собранные вместе и размещенные в хронологии их появления описания научных публикаций представляют ценнейший материал для суждения об исто­рии научной дисциплины или конкретной проблемы, показывают всплес­ки интереса к открытиям, методам, напротив, угасание, когда выясняет­ся недостоверность обнародованных данных, неприменимость метода и т. п. Науковедение, которое изучает историю науки в целом, закономер­ности развития научных направлений и школ, опирается на материалы библиографии. Новое научное направление - наукометрия - ведет подсчет библиографических ссылок на труды отдельных ученых и тем са­мым разрабатывает своеобразные карты науки.

Широко используют библиографические данные такие научные дисциплины, как история литературы, история издательского дела , история права, текстология и другие.

Теснейшим образом библиография связана с научной, литературной и в меньшей степени - художественной критикой. Любой продукт кри­тической деятельности (рецензия, заметка, обзор) содержит библиогра­фические сведения (полные или краткие, стандартные и большей частью нестандартные) о произведениях научного, литературного, художествен­ного творчества. Не содержат библиографической информации крити­ческие публикации о спектаклях, концертах и других произведениях искусства , не зафиксированных документально. В свою очередь, биб­лиографы в процессе реализации оценочной функции находят в критике наиболее авторитетные, обоснованные оценки. Связи с критикой послу­жили основанием для выделения в 30-60-е гг. XX в. особой «критиче­ской библиографии». Ей были посвящены десятки статей и фрагментов книг. Многие библиографы были и являются специалистами, знатоками литературы, искусства, истории и других областей знания, выступают в печати с соответствующими публикациями, которые правильно рассмат­ривать как работы литературоведов, искусствоведов, историков. Науч­ных оснований для выделения особой критической библиографии нет. Можно сказать, что критика является ближайшей родственницей биб­лиографии, но отсюда не следует, что существует «критическая библио­графия».

Общественное признание библиографии как ценного компонента на­уки и культуры находит многообразное выражение. В частности, об этом свидетельствуют статьи о библиографии, библиографических учрежде­ниях и выдающихся библиографах в универсальных и отраслевых эн­циклопедиях.

Заключение

Сказанное выше вовсе не означает, что библиографы прежних лет не размышляли о сущности библиографии, ее статусе. Размышляли и нередко глубоко , но в рамках положения «библиография – это наука». Высоко оценивая роль библиографии в развитие науки, они рассматривали ее как единство науки и практики, а в качестве объекта библиографической науки рассматривали книгу.

Литература


  1. ГОСТ 7.0.-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. - Изд. офиц. - Введ. 2000-07-01. - Минск: Меж­государственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999. - 23 с. - (Межгосуд. стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

  2. Астахова Л.В. Библиография как научный феномен: Монография /Л В. Астахова; МГУК. -М.,1997. - 338 с.

  3. Берков П.Н. Библиографическая эвристика: к теории и методике библиографических разысканий / П.Н.Берков. -М.: Всесоюз. кн. палата, I960. - 173 с.

  4. Библиография «россики» как часть ретроспектив­ной национальной библиографии России // Ретроспективная нацио­нальная библиография России. Современное состояние, проблемы и перспективы развития. СПб., 1999. С. 185-204.

  5. Диомидова Г.Н. Библиографоведение: учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Г.Н. Диомидова. - СПб.: Профессия, 2003. -288 с. - (Серия «Библиотека»).

  6. Зусьман О. М. Библиографические исследования науки: Моногр. / О. М. Зусьман. - СПб.: СПбГУКИ, 2000. - 216 с.

  7. Коршунов, с. 113-117; Семеновкер, Б. А. Национальная библиография: плоскости и матрицы / Б. А. Семеновкер // Библиография. 2004. № 2. С. 31-38;

  8. Маслова, А. Н. Библиография местной печати - составляющая наци­ональной библиографии / А. Н. Маслопа // Библ. дело (М.). 2002. №3. С. 222-239;

  9. Моргенштерн И. Г. Библиографические ресурсы: лекция по курсу «Общее библиографоведение» по специальности 052700 - библиотечно-информационная деятельность // Библиография. - 2003. - № 6. - С. 31-42.

  10. Моргенштерн И. Г. Библиографическое информирование / И. Г. Моргенш­терн // Сов. библиогр. - 1988. - № 5. - С. 76-77.

  11. Новоженова Т. А. Информационно-библиографические ресурсы социальной тематики: учеб. пособие для студентов / Т.А. Новоженова; Краснодар. ГУКИ. - Краснодар , 1999. - 147 с.

  12. Ретроспективная национальная библиография Российской Федерации. Современное состояние, проблемы и перспективы развития: Сб. ст. и материалов. СПб., 1999. 243 с.;

  13. Справочник библиографа / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2002. - 528 с.

Библиографическое описание – жанр библиографической записи, отражающий необходимый минимум библиографической информации в целях идентификации книги (или ее части).

Библиографические описания различаются:

По объекту описания:

  • - монографическое;
  • - сводное;
  • - аналитическое;
  • - объединенное;

По полноте:

  • - краткое (только обязательные элементы);
  • - расширенное (обязательные и частично факультативные)
  • - полное (и обязательные и факультативные)

По функциональности:

- Библиографическая ссылка – библиографическое описание в любом варианте его систематизации, составляемой на цитированное в каком-либо тексте другое издание, необходимое и достаточное для его идентификации и поиска. Библиографическая ссылка оформляется в виде примечания к тексту (внутритекстовое, подстрочное, затекстовое), также может быть включена в сам текста или частично оформлена в виде примечания.

Основные принципы библиографии

  • 1. Принцип партийности – библиография как орудие политической и идеологической борьбы (правильные, неправильные книги);
  • 2. Научности – требует: привлечения широкого круга специалистов; основываться на диалектике как на совершенной универсальной методологии; совершенствования и развития библиографической деятельности с учетом научно-технического прогресса;
  • 3. Народности – библиографическая деятельность должна носить государственный, общественный характер;
  • 4. Деятельности – основа для разработки научных основ библиографии;
  • 5. Коммуникативности – определяет специфику духовного или информационного общения. Включает в себя 3 формы: содержание, язык и материально-конструктивную. Только при наличии этих 3-х форм книга может осуществлять коммуникативную функцию.
  • 6. Системности – направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

И современная трактовка

I период – библиография как книгописание (Древняя Греция);

II период – библиография как наука о книге (Европа XVII века);

III период – библиография как информационная деятельность (начало – 60-е

годы ХХ века);

IV период – библиография как информационное управление (вторая полови-на ХХ – начало XXI веков);

Книжное дело как объект библиографии;

Библиографическая информация как предмет библиографии.

Функции библиографии

Управление как общая, универсальная функция библиографии;

Сигнальное информационное управление как частная функция библиографии;

Оценочное информационное управление как частная функция библиографии;

Самоуправление как частная функция библиографии.

1.3. Принципы библиографии: традиционные и современные

Традиционные принципы библиографии: партийность, народность, научность;

Современные принципы библиографии: коммуникативность, системность,

деятельность.

Базовые библиографические категории

Основные библиографические категории: библиография, библиографоведе-

ние, библиография библиографии (библиография второй степени), библио-

графическая практика, библиографическое общение, библиографическое

производство, библиографическое потребление, библиографическая инфор-

мация, библиографическая продукция, субъект библиографии.

Литература по теме

Г. Н. Диомидова // Библиографоведение: учебник для ссузов. – СПб. : Про-

фессия, 2002. – С. 6–12.

Термины и определения.

БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ

____________2.1. Понятие и структура библиографоведения как науки

Библиографическая деятельность как объект библиографоведения;

Библиографическое знание как предмет библиографоведения;

Теория библиографии как составная часть библиографоведения;

История библиографии как составная часть библиографоведения;

Методика и методология библиографии как составная часть библиографоведения.

Библиографоведение в системе книговедения.

Библиографоведение и смежные науки

Библиографоведение как составная часть книговедения;

Библиографоведение и смежные науки: философия, логика, история, инфор-

матика, психология, теория систем и т. д.

Литература по теме

1. Гречихин, А. А. Библиографоведение как наука / А. А. Гречихин // Общая

библиография: учебник для вузов. – М. : МГУП, 2000. – С. 20–84.

2. Диомидова, Г. Н. Общее понятие о библиографии и библиографоведении /

Г. Н. Диомидова // Библиографоведение. – СПб. : Профессия, 2002. – С. 6–12.

3. ГОСТ 7.0–99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография.

Термины и определения.

ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОГРАФИИ

Многомерный критерий

Современной библиографической типологии

Состав многомерного критерия современной библиографической типологии:

цель, предмет, метод, жанр, социальная значимость, полнота, социальный

уровень, структура, время, пространство, материальная конструкция, потре-

битель (читательский адрес).

Виды современной библиографии

По функциональному признаку (по способу информационного управления):

(библиография второй степени);

По сфере деятельности: универсальная, специальная, отраслевая, единичная;

По предмету информационного управления: документографическая, факто-

графическая, концептографическая;

По методу информационного управления: описательная, аналитическая, синтезная;

По жанру: аннотативная, реферативная, обзорная__________;

С КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ СУХОРУКОВОЙ

Виды библиографии(4 основных уровня выделяется в основной видовой схеме по (социальному?) признаку)

1-й. Уровень Общая (или универсальная) библиография

(выделение по формальному признаку (по месту издания, по количеству страниц, и т.д.), а не по содержанию документа)

В свою очередь, эта общая библиография подразделяется на ряд подвидов

в зависимости от основных социальных функций библиографии

Итак, на основе функции Учета (на функции учета основана государственная библиография ) у нас получается Общая Государственная библиография (пример пособия, который мы хотим отнести к этому виду: еженедельник Книжной Палаты "Книжная летопись" –каждую неделю выходит брошюра, где описаны все книги, вышедшие в стране за неделю; Всё, что вышло в стране за неделю описывается в "Книжной летописи" – формальный признак (не важно какого содержания – всё, что вышло за неделю = это полный учет, поэтому это государственная библиография;Общая = формальный признак , Государственная = полный учет, всё, что за неделю . Получили пособие Общей государственной библиографии)

На функции Оценки – здесь получается Общая Научно-вспомогательная библиография. Мы можем создать пособие, где будет присутствовать оценка –аннотация или реферат; и опять неважно, какого содержания книги (формальный какой-то признак …, главное, что там присутствует оценка)

Третья подфункция –Рекомендация –Общая Рекомендательная библиография. Я всегда привожу пример издания начала ХХ века, очень известное пособие Рубакин Николай Александрович "Среди книг". Задача Рубакина была описать лучшие книги по всем областям знаний (всё самое лучшее по всем областям знаний). В результате мы получили пособие Общей библиографии –по всем областям знаний , рекомендательной –потому что только лучшие книги, отборные , библиографии и получили пособие Общей рекомендательной библиографии.



И четвертая функция Самоуправление(на этой функции основана библиография библиографии) – Общая библиография библиографии. Неважно какого содержания –все библиографические пособия мы с вами учли, которые есть. Ну, конкретный пример. Книжная Палата выпускает ежегодник "Библиография российской библиографии" –там описаны ВСЕ библиографические материалы, которые вышли в стране за год (всё библиографическое за год). В результате получили – Общую(Всё описано ) библиографию библиографии (ниже рис. 1-го уровня)

2-й. Уровень этой схемы –Специальная библиография

(затем будет 3-й уровень – Отраслевая библиография)

Вообще, все последующие уровни основаны на содержании документа . Второй и третий уровни соотносятся как общее к частному (специальная библиография –это общее, а отраслевая библиография –частное по отношению к специальной). Пример рассмотрим –всё будет понятно.

Принцип построения внутри тот же самый.

Первый подвид здесь –Специальная государственная библиография

Что могут быть за пособия? Скажем, учли все пособия, все издания по Книжному делу, вышедшие в стране, например, за 5 лет (это неважно) – все пособия по книжному делу, вышедшие в стране за 5 лет. В результате получили = т.к. Все пособия –Государственная, по Книжному делу –Специальная библиография = Специальная государственная библиография.

Второй подвид на функции Оценки– Специальная научно-вспомогательная библиография. Там присутствует оценка –есть аннотации, есть редактор у пособий, посвященных книжному делу, есть какая-то оценка …

На функции Рекомендации–Специальная рекомендательная библиография. Опять пособие по книжному делу. Ну, мы его составили, скажем, для школьников. Пособие по книжному делу библиографическое, но предназначенное школьникам. Оно будет рекомендательное пособие, потому что будет отбор (не все книги по книжному делу, а только те, что интересны могут быть школьникам). ПолучилиСпециальную рекомендательную библиографию.

Ну и на функции Самоуправления–Специальная библиография библиографии. Мы с вами учли всебиблиографические пособия посвященные книжному делу. (см. ниже схему2-го уровня)

Следующий 3-й уровень –Отраслевая библиография

(мы сказали, что отраслевая библиография является частным по отношению к специальной; пример был книжное дело –здесь возьмем в качестве примера библиотечное дело; книжное дело из каких частей состоит, какие области деятельности связаны с книгой: издательское дело, типографское дело (полиграфическая промышленность), книжная торговля, библиотечное дело и библиография)

Итак, пособие по библиотечному делу, только части книжного дела. Всё будет то же самое.

Отраслеваягосударственная библиография. Мы учли все материалы по библиотечному делу за год (всё, что вышло за год по библиотечному делу). Получилось пособиеотраслевое–потому что только по библиотечному делу ,государственное–ибо всё, что за год вышло библиография.

Присутствует оценка –Отраслевая научно-вспомогательная библиография.

Присутствует отбор какой-то, выборку сделали – Отраслевая рекомендательная библиография (скажем, пособие по библиотечному делу мы с вами составили для студентов института …, выбор был какой-то с учетом издательского и целевого назначения –получили рекомендательную библиографию)

И Отраслевая библиография библиографии.

Мы могли учесть библиографические пособия по библиотечному делу, могли оценку дать этим библиографическим пособиям по библиотечному делу, могли и выборку составить –отобрать эти пособия по библиотечному делу. (см. рис. 3-го уровня ниже)

И 4-й уровень –Единичная библиография (используются также такие термины, как: Персональная библиография (посвященная какому-нибудь писателю, деятелю, кому-либо) иТематическая библиография (посвященная какой-либо узкой теме)

Это основная сложная схема. Она есть в учебнике, но мы ее просто в более упрощенном виде изобразили.

Вы должны обязательно разобраться. Во-первых, знать основные виды библиографии, основанные на основных социальных функциях –государственная, научно-вспомогательная, рекомендательная и библиография библиографии. И вот в таком виде все себе это представлять.

Кроме того, посмотрите ваши конспекты, какие еще критерии видов или типов библиографии предлагает Гречихин и другие библиографоведы.

Например, по такому критерию, как методинформационного управления какие виды библиографии предлагаются: аналитическая, описательная, синтезная и т.д.

По такому критерию как социальный уровень –массовая, групповая, межличностная

Обратите внимание на такой критерий, как время(это часто встречается), такие виды библиографии, как: текущая, ретроспективная, перспективная (обязательно должны запомнить)

Такой критерий, как пространство(обязательно должны запомнить) такие виды библиографии: международная, страноведческая, краеведческая (это очень часто используется).

Ну и т.д. Огромное количество критериев (как вы поняли, единой видовой классификации создать не удается –это, действительно, очень сложно сделать)

Излагаются основы библиографоведения как науки, особенности системы современной библиографии как деятельности, типологически характеризуется все возможное многообразие современной библиографической продукции.

Глава 2. СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОГРАФИИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характеризуются особенности систематизации библиографии, основных типов библиографии по главному критерию и типов библиографии, выделяемых по дополнительным признакам.



2.3 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ БИБЛИОГРАФИИ

Прежде всего мы будем исходить из того, что высшей, обобщающей систематической категорией является не вид, а тип. Поэтому создаваемые в результате категории мы будем называть типами библиографии. Далее, библиографическая систематизация может осуществляться не только на основе родо-видовых отношений, но и других вариантов членения, деления понятий - функционального, структурного и т.п. (см. рис. 7). Условно все они могут считаться однозначно соотносимыми, но в рамках единой типологической модели, построенной с использованием многомерного критерия как определенным образом структурированной целостности, или системы. Поэтому такой подход к определению основных типов библиографии можно считать системным. Вопрос другой: реализация такого подхода даже в трехмерном варианте (см. рис. 11) требует не плоскостного, а объемного изображения, чего в данном случае достичь не удается. Поэтому мы ограничимся иерархическим вариантом типологической модели, которой в общем достаточно для понимания существа дела.

Главное, что необходимо положить в основу заданной типологической модели библиографии, - это критерий функциональности. Другими словами, основными типами библиографии следует считать те, которые отражают, определяют основную ее общественную функцию - информационное (у2же - книжное) управление. Причем информационное управление, как мы уже знаем, также реализуется как своеобразный деятельностный процесс, где имеются соответствующие подсистемы: библиографического познания - библиографоведение, библиографического управления (самоуправления) - библиография библиографии (или библиография второй степени), библиографического общения - библиографическая литература (книга), библиографической практики - непосредственная реализация информационного управления в общественной деятельности в целом и в ее специализированных частях.

Взаимосвязи между указанными подсистемами библиографической деятельности очень сложны и до конца не исследованы. В конечном итоге ясно, что они не сводимы к перечислению или даже к иерархии, а носят характер интегральной, органической системы. В самом общем виде интегральная модель библиографии как деятельности представлена на рис. 13. Она и послужила исходной базой для системы книжного дела (см. рис. 3), демонстрирующей в нашем случае специфику библиографии и ее место в системе других отраслей книжного дела и соответственно библиографоведения в системе книговедческих дисциплин. Построение библиографии по интегральному принципу пока наталкивается на большие трудности, поэтому мы будем лишь в отдельных случаях показывать возможности интегрального, или системного, моделирования библиографии.

Таким системным критерием применительно к библиографии мы и считаем способ информационного управления, отражающий ее основную социальную функцию и реализуемый как единство определенного множества наиболее существенных ее признаков. Согласно нашему подходу способ информационного управления как обобщенный критерий систематизации библиографии включает уже известные (см. рис. 9, 10, 11) 12 единичных признаков.

Они, конкретизируя библиографию и соответственно критерий ее систематизации, отражают как бы место единичных элементов библиографической системы в направлении от цели - идеального предвосхищения социальной сущности информационного управления - до потребности - реального осуществления информационного управления. И здесь речь идет не только о потреблении библиографической информации в обществе, а именно о таком ее потреблении, которое позволяет освоить обществу в целом, а также его частным составляющим (коллективу, группе, личности) необходимую информацию (так называемую первичную) для использования в общественной практике. Иначе, овладевая библиографической информацией, мы имеем лишь средство (способ), но не овладеваем результатами общественной деятельности.

В иерархическом варианте предложенный нами многомерный критерий "способ информационного управления" может быть соотнесен с основными систематическими категориями - тип, род, вид, индивид. В соответствии с этим мы можем в типологическом отношении выделить, по крайней мере, четыре иерархических уровня в системе библиографии: универсальная (общая) библиография, специальная библиография, отраслевая библиография и единичная библиография (библиография отдельных направлений, тем, процессов, персоналий и т.п.). Примечательно, что Е.И.Шамурин (см. табл. 6) тоже выделяет аналогичные уровни, но не по системному, а по содержательному критерию.

Наиболее сложными пока являются определение и конкретизация, наполнение соответствующими составляющими специальной и отраслевой библиографии. Обычно эти понятия отождествляют, в связи с чем используют одно из указанных терминообозначений. Например, для ГОСТ 7.0-77 был выбран термин "отраслевая библиография", под которой понималась "библиография, назначением которой является обслуживание отдельных отраслей знания и (или) практической деятельности". В учебниках по общей библиографии в качестве противопоставления ей используется термин "специальная библиография", правда, в разной квалификации (см. табл. 4). В частности, М.А.Брискман считал необходимым ее выделение по содержанию, тогда как О.П.Коршунов предлагает более сложную интерпретацию. Противопоставляя также специальную библиографию общей, он, с одной стороны, связывает первую с оценочной функцией библиографической информации, а с другой - с деятельностью "по всестороннему библиографическому обеспечению определенной сферы общественной практики, включающей создание и использование специальных библиографических материалов, а также использование любых источников (в том числе источников общей библиографии) в целях библиографического обеспечения потребностей и запросов данной сферы обслуживания" [Коршунов О.П. Общее библиографоведение. С. 118-119]. При содержательной квалификации ("содержание объектов библиографирования") он использует термин "отраслевая библиография", противопоставляя ее универсальной [Там же. С. 122].

Не соглашаясь в целом с такой постановкой и решением рассматриваемого вопроса, мы в то же время считаем возможным использовать оба эти термина - специальная и отраслевая библиография, учитывая все более углубляющуюся дифференциацию, специализацию библиографической деятельности. Под специальной библиографией мы будем понимать также сферы ее общественного применения, которые сами в свою очередь могут быть подразделены на подсистемы более частного порядка. Последние мы и будем именовать отраслевой библиографией.

В настоящее время более или менее обоснованно можно говорить о следующем принципиальном ряде специальной библиографии: общественно-политическая, естественнонаучная, художественная, техническая, сельскохозяйственная, педагогическая, медицинская. В свою очередь, каждая из них делится на ряд отраслевых библиографий, например: художественная - по отраслям искусства, общественно-политическая - по отраслям идеологии, педагогическая - по отраслям системы народного образования и т.п. Следует подчеркнуть, что и книжное дело как специфическая сфера информационного общения также имеет свои направления: они в принципе совпадают с выделенными сферами специальной библиографии. Это относится и к отраслевой библиографии, причем само книжное дело имеет и свои особые отрасли (см. рис. 1), в которых сложились и соответствующие отраслевые библиографии: издательская, библиотечная, книготорговая.

В результате мы можем сформировать в самом общем виде иерархический вариант модели библиографической деятельности как системы (рис. 14). Своеобразие этой модели состоит в том, что, во-первых, она отражает статику библиографии на всю глубину общественной информационной деятельности; во-вторых, по горизонтали она отражает динамику библиографии, а в целом все возможное многообразие деятельностных библиографических процессов. О динамико-библиографической деятельности следует сказать особо. Дело в том, что библиография, как мы отмечали выше, осуществляет свои общественные функции как ценностный (аксиологический) деятельностный процесс. Это и отражают соответствующие уровни библиографии, выделяемые по функциональному признаку: государственная (учетная, сигнальная), научно-вспомогательная (оценочная, критическая) и рекомендательная, - фиксируя важнейшие моменты движения социальной (библиографической) информации в направлении от производства новой информации к ее оценке на социальную значимость и потреблению лучшей, практически отработанной и, значит, истинной, полезной информации в общественной деятельности.

Возникают определенные трудности в случае более детальной разработки указанной выше типологической модели библиографии (см. рис. 14) и особенно при реализации ее оптимального, интегрального варианта. Поэтому дальнейшую детализацию мы будем осуществлять на отдельных примерах и в виде отдельных блоков (модулей), из которых и может сложиться в перспективе целостная и достаточно развернутая для практического применения типологическая модель библиографии. В частности, конкретизация и углубление универсальной и специальной библиографии могут быть осуществлены так, как показано на рис. 15 и 16.

Можно видеть в указанных моделях как общее, совпадающее, так и различия. Общим является необходимость выделения основных статичных уровней по вертикали и основных динамичных подразделений по горизонтали. Особой сложностью и проблематичностью, ввиду недостаточной научной разработанности системы общественной деятельности в целом, характеризуется специальная библиография, где в исходный, базовый ряд выделены наиболее четко специализированные сферы приложения книжного дела и библиографии.

В этом отношении еще более сложным становится такой базовый ряд в отраслевой библиографии, так как здесь соответствующие подразделения формируются в результате последующей дифференциации каждой из указанных, а в перспективе и других сфер общественной деятельности. Поэтому построим необходимые отраслевые модели на примере педагогической деятельности и соответственно книжного дела (рис. 17 и 18). Как видим, и здесь сохраняются те же вертикальные и горизонтальные аспекты систематизации, а своеобразие проявляется в исходных, базовых рядах отраслей педагогики и книжного дела. Выделение таких отраслей общественной деятельности в некоторых случаях пока еще достаточно условно, но решение этой проблемы уже выходит за рамки и книговедения, и библиографоведения. Мы в данном случае используем результаты современных общественных наук.

Одна из самых актуальных и трудных задач на современном этапе развития библиографоведения - разработка интегральной типологической модели библиографической деятельности. Значение такой модели состоит в том, что она не только включает исходный, базовый ряд возможных подразделений библиографии по функциональному признаку, воспроизводит статику и динамику библиографического развития, но и отражает их диалектическую взаимосвязь, взаимопереходы. А в целом интегральная модель приближает наши научные представления к реальной библиографической практике.

В обобщенном варианте интегральная модель библиографической деятельности приведена на рис. 19 (необходимая модификация иерархической модели, см. рис. 14). Она может быть еще более усложнена путем конкретизации блоков универсальной, специальной, отраслевой библиографии (см. рис. 15, 16, 17) в обобщенной интегральной модели библиографии (см. рис. 19). Важно подчеркнуть, что принципиальная деятельностная модель (см. рис. 13) должна быть соотнесена с любой из возможных категорий, включенных в типологическую модель библиографии.

Тем самым сделан, на наш взгляд, еще один важный шаг на пути построения универсальной типологической модели библиографии. Пока это еще отдаленная перспектива библографоведения. В качестве переходного этапа мы можем здесь предложить рабочий вариант универсальной типологической модели библиографии в одной из разновидностей интегрального моделирования - циклическое моделирование (рис. 20). Причем и здесь циклический вариант для простоты дан лишь на уровне универсальной библиографии, так как нам важно показать методологию такого подхода. Особенность этой модели состоит в том, что библиография в ней предстает в необходимой обусловленности такими типологическими характеристиками, как исторические, коммуникативные, функциональные, социологические, ценностные, статистические (количественные), структурные, компонентные (см. рис. 7). В построении подобной модели может быть использован наш опыт разработки современной типологии книги [см. наши работы: Современные проблемы типологии книги; Библиотипология, или общая теория систем в книжном деле]. В то же время без необходимой логической и математической формализации, использования современных средств электронно-вычислительной техники эффективное и качественное создание универсальной типологической модели библиографии интегрального характера невозможно.

Таким образом, основными являются четыре типа библиографии, выделяемые с учетом систематизации функционального признака ее - способа информационного управления: 1) библиография библиографии (или библиография второй степени, или самоуправление библиографии); 2) государственная (или сигнальная, учетная, регистрационная, информационная, поисковая и т.п.) библиография; 3) оценочная (критическая, научно-вспомогательная и т.п.) библиография; 4) рекомендательная (популярная и т.п.) библиография. В свою очередь, они модифицированы, обусловлены социальными уровнями информационного общения - универсальным, специальным, отраслевым и единичным (индивидуальным, персональным, отдельным и т.п.).

Естественно, возможно дальнейшее углубление предложенной типологической модели библиографии по другим признакам, составившим ее многомерный критерий. Но в целом они будут лишь дополнять, детализировать эту в принципе универсальную модель. Характеристика возможной систематизации библиографии по дополнительным признакам будет дана ниже.