Абхазия. Новый Афон. Симон Кананит - pharmateacher — LiveJournal. Симон Зилот (Кананит) - один из апостолов Иисуса Христа Апостол симон кананит икона

Этот преподобный святитель был одним из 12 апостолов , принявших учение Спасителя Иисуса Христа. Житие апостола Симона Зилота рассматривается с трех разных точек зрения. О его мученичестве писали ближневосточные летописцы, кавказские и английские исследователи.

Священное Писание утверждают, что апостол приходился сводным братом Божьего Сына. Прозвище Симона переводится с арамейского на русский как «ревнитель». Апостол Лука называл его в своих сочинениях по-гречески, - Зилотом, что означает то же самое.

История святого Апостола

В Священных Писаниях история этого ученика Мессии начинается с сюжета, повествующего о его свадьбе. Бракосочетание Симона знаменито тем, что Христос совершил на празднике свое первое чудо после Его Крещения и сорокадневного поста в пустыне.

Интересно! Так как среди учеников Спасителя уже был проповедник по имени Симон (Петр), то нового апостола прозвали Кананитом.

Это имя указывало на происхождение его из Каны, что в Галилее. Точное нахождение этого древнейшего города остается неизвестным. Некоторые исследователи полагают, что он располагался на том месте, где сегодня стоит израильская деревня Кафр-Кана. Этот населенный пункт известен своим большим монастырем, которые именуют Церковью венчания.

Проповедническая деятельность Кананита

После наступления Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) , Симон Зилот, следую завету Мессии, распространял христианское учение в некоторых уголках мира. В основном это были регионы Средиземноморья и близлежащие земли: израильская Иудея, африканские Египет и Ливия, а также Мавритания, располагающаяся на дальнем западе африканского континента.

Апостол Симон Зилот

Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матфеем распространяли благую весть о Христе в Иверских землях, а после они отправились в Осетию. Вскоре пути благочестивых святителей разошлись. Андрей стал проповедовать вдоль побережья Черного моря у Кавказа, а Симон поселился в маленькой пещере, рядом с рекой под названием Псыртсхи. В этот небольшой грот святитель Зилот спускался с помощью веревки.

Читайте еще об апостолах Христа:

Симон совершал множество чудес и ознаменовывал важнейшие события, привлекая людей на сторону христианства. В летописях описывается, как с помощью легкого прикосновения преподобный исцелял тяжелые недуги, читая молитву на древнем языке.

Существует три версии, которые рассказывают о его последних мученических днях.

  1. В англоязычном житии апостола упоминается, что он проповедовал на Британских островах. Однако ортодоксальные христиане подвергают это мнение большому скепсису, не объясняя свою точку зрения. Остается только предполагать, связано ли такое утверждение с удаленностью Великобритании или тем, что эти земли были заселены еретиками. Английские исследователи подтверждают, что Кананит читал Евангелие в публичных местах города Гластонбери, а был казнен безбожными язычниками в Кейсторе (Линкольншир).
  2. Вторая версия чрезвычайно распространена на Ближнем Востоке. Здешние летописи утверждают: в последние годы апостол Симон Зилот распространял христианское учение в древнем Вавилоне, который сегодня называется Ираком. Сюда Кананит пришел из Иерусалима через город Эдесса для того, чтобы публично читать Священное Писание. Вместе с Иудой Фаддеем его казнили в Вавилоне.
  3. Исключительно в пределах Российской империи распространена третья версия проповеднического пути святителя Кананита. Она повествует о том, что после чтения Евангелия в Эдессе, апостол Симон Зилот ушел в кавказские пределы и поселился в уединенном месте, где совершал служения и ежедневно молился Всевышнему. Абхазские проповеди святителя подавили языческие обычаи (принесение человеческих жертв) этой местности.

В настоящее время здесь функционирует Ново-Афонский храм, а рядом реставрируется пещера самого апостола Зилота. По этой версии святителя казнили над рекой. На это указывает особый постамент, на котором все еще проступают пятна крови казненного проповедника.

Интересно! Останки преподобного Симона находятся в нескольких областях. Некоторые части захоронены в разрушенном абхазском монастыре, построенном в честь святителя Кананита. Паломники могут прикоснуться к его мощам в церковных комплексах Рима и германских обителях Кёльна, Госпара и Херсфельда.

О наличии останков (верхних конечностей) также говорят и священнослужители монастыря города Кобленц, что на западе Германии. Однако эта информация никак не подтверждена.

Абхазский монастырь в честь апостола Симона

Храм построили в IX столетии рядом с тем местом где, по одной из версий, ученики похоронили преподобного Кананита. Спустя два века, христианская вера окончательно утвердилась в Абхазии, которая процветала в религиозной набожности: государство обогатилось цветущими городами и благочестивыми монастырями, а близлежащие горные цепи укрепились замками и церквями.

Новоафонский мужской монастырь Святого Апостола Симона Кананита

  • Однако в конце XII столетия местность завоевали турецкие войска, абхазы сменили христианство на мусульманство. Монастырь апостола Симона подвергся разрушению, как и большинство подобных построек.
  • В XIX столетии древний храм восстановили насельники соседнего церковного комплекса. Эта деятельность стала возможной благодаря распоряжению императора Александра III, который передал братии права на эту территорию, а также разрешил ловить рыбу в реке Псырцха.
  • Восстановленная обитель являлась центральным местом религиозного просвещения юга Российской империи. В здешнем Пантелеймоновском соборе - культовом строении Абхазии - могли разместиться тысячи прихожан. Прекрасно расписанные стены сооружения демонстрировали истинное изящество русской иконописи.
  • Александр III подарил обители паровоз, электростанцию и музыкальные куранты, которые поместили на самой высокой колокольне. На территории обители действовало несколько заводов, вокруг были засеяны виноградники, картофельные поля, экзотические растения и т.д.
  • Чтобы пробраться в грот святителя Симона, братия прорубила удобный вход и пристроила лестницу из камня. На стенах пещеры мозаичным образом выложили лики Христа, Богородицы и самого апостола Зилота.
  • Внутренне убранство грота практически не претерпело изменений. Паломники, стремящиеся посетить это место, могут наблюдать вблизи источник с целебной водой и небольшой валун с отпечатками ног преподобного апостола.

Читайте о других православных монастырях:

Келья апостола Симона Кананита

Образ Зилота и почитание

Общей иконографии Симона не существует: чаще его изображают как старца, который держит в своих десницах книгу или свиток - обязательные атрибуты для апостолов. Такие полотна символизируют деятельность проповедника и распространение христианского учения. На некоторых иконах святитель изображен с ручной пилой, напоминающей о мученической кончине преподобного старца. Предание гласит, что именно от этого инструмента он принял собственную кончину.

День памяти апостола Кананита, которого многие почитают в качестве покровителя плодородия, приходится на 23 мая. В этот церковный праздник сажают лишь те растения, которые не требуют обработки. Традиция предостерегает от тревог и труда, верующим рекомендуется просто отдохнуть. После празднования сельскохозяйственные работы возобновляются с великой силой.

В церквях 23 мая поется продолжительный акафист , повествующий о бракосочетании в Кане и апостольской проповеди в Иверии. В молитве символично сравнивают превращение воды в вино с обращением православной души к истинному благочестию.

На заметку! Православная Церковь вспоминает святителя 23 мая, когда нельзя совершать никаких работ на земле, и 13 июля, в день совершения особенного праздника - Собора всех двенадцати апостолов. Избрание последних произошло после второй Пасхи, а их список дается в общих Евангелиях и Деяниях.

Став свидетелем чуда, которое сотворил Мессия, Симон Зилот отринул свою прошлую жизнь и пошел вслед за учителем, чтобы проповедовать истинную веру. Апостол совершил великое путешествие вдоль побережья Черного моря и приобщил к религии даже отъявленных безбожников. Симон Кананит принял мученическую смерть за свои подвиги и обрел колоссальную славу среди православного населения.

Видео о святом апостоле Симоне (Зилот) Кананите

Одного из Иисуса Христа звали Симон Кананит. Он был сыном от первого брака Иосифа, супруга Марии Богородицы, то есть был сводным братом Иисуса. Прозвище Кананит с арамейского переводится как "ревнитель". в своих трудах называет апостола Симона не Кананитом, а по-гречески - Зилотом, что означает одно и то же.

Первое чудо Иисуса Христа

В повествуется о том, что во время церемонии бракосочетания своего сводного брата Симона Иисус Христос сотворил свое первое чудо, а именно - претворил воду в вино. Увидев это, новоиспеченный жених уверовал в брата своего Иисуса Христа и стал его ревностным последователем и учеником (апостолом). В христианской вере Симон Зилот считается покровителем молодоженов и супружества. На протяжении 2000 лет во время христианского обряда венчания священник произносит строки из Евангелия, повествующие о сотворении Богом этого чуда.

Путешествия по миру

Согласно библейским писаниям, после того как Спаситель вознесся на небеса, апостол Симон Кананит, как и все ученики Христа, получил божественный дар, который сошел на него в виде огненного языка. С этих пор он стал проповедовать ученье брата своего Иисуса Христа в различных странах: в Иудее, Эдессе, Армении, Ливии, Египте, Мавритании, Британии, Испании и других. Об этом можно узнать из древних преданий этих народов.

Весть о воскрешении Христа доходит до черноморского побережья

Через 20 лет после воскрешения Христа трое его апостолов - Андрей Первозванный, Матвей и Симон Зилот - отправились в земли Иверские, а дальше в горы нынешней Осетии и Абхазии. В городе Севасте (Сухуми) их пути разошлись. Апостол Симон Зилот поселился в пещере, расположенной в глубоком ущелье горной реки, куда спускался при помощи веревки, а Андрей отправился дальше, вдоль черноморского побережья Кавказа. Каждый из них проповедовал ученье Христа, рассказывал о его жизни, о сотворенных чудесах, о мученической смерти и воскрешении, и стремился обратить в христианство местных жителей.

Новый Афон

Местность, в которой жил в те времена Симон Зилот, находилась в окрестностях современного курорта Новый Афон. Здесь апостол дарованной ему небесами силой творил чудеса и знамения и благодаря этому смог найти последователей и обратить их в христианство. В Абхазии в те далекие времена действовал языческий обряд, согласно которому на жертвенный алтарь приносились не только животные, но и безвинные младенцы. У местных жителей был также распространен каннибализм. Усилиями апостола Симона местные жители осознали, насколько бесчеловечны, жестоки и дики эти древние обычаи, и вскоре отказались от них. Симон Кананит также занимался врачеванием и излечивал больных силой своей молитвы и простых прикосновений. Это, как ничто другое, вселило веру местного населения в него и его ученье. В результате этого все больше язычников просили Зилота крестить их и принимали христианскую веру.

Гонения и мученическая смерть

Грузинский царь Адеркий - ярый сторонник языческой веры - начал гонения против апостола и его последователей. В результате этого Симон Зилот был пойман и после долгих истязаний жестоко убит. В некоторых свидетельствах упоминается, что его распяли на кресте, в других - заживо распилили пилой. Его бездыханное тело было погребено его учениками близ той пещеры, в которой он провел последние годы своей жизни. После этого многие нуждающиеся, больные и обездоленные приходили к его могиле молить о помощи и спасении, а число верующих в Христа росло с каждым днем.

Храм, посвященный апостолу Симону Кананитскому

Через 800 с лишним лет из греческого города Афон к могиле апостола пришли христианские паломники. Они воздвигли рядом с могилой Зилота белый храм из местных известковых пород, а близлежащее поселение с тех пор стало называться Новым Афоном. В 11-12-м веках Абхазия стала христианским государством. С этих пор по всей территории Абхазии начали воздвигаться монастыри, храмы и церкви. Позже она была подвергнута нападению со стороны арабов: большинство христианских храмов, в том числе и Симоно-Кананитский, были разрушены, а народ под принуждением арабских захватчиков принял мусульманство.

В 19-м веке, после вхождения Абхазии в состав Российской империи, в этих местах вновь стало распространяться христианство и все чаще стало упоминаться это имя - Симон Зилот. Храм, когда-то посвященный ему, был восстановлен, а рядом началось строительство Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который превратился в крупный духовный и образовательный православный центр на всем кавказском побережье Черного моря. Одноименный собор, который находится в центре монастырского комплекса, представляет собой прекрасный образец православной архитектуры конца 19-го века. Его внутренние стены расписаны красивыми иконами работы искусных мастеров, а музыкальные куранты колокольни были подарены собору русским императором Александром Третьим.

Заключение

Сегодня это место, расположенное близ города Новый Афон в Абхазии, является одной из главных достопримечательностей на Кавказа. Этот духовно-исторический комплекс включает в себя и пещеру (грот апостола Симона), в которой до принятия мученической кончины обитал Симон Зилот - один из первых учеников Иисуса Христа. Тысячи паломников со всех концов света приходят за благословением и в надежде на оздоровление на его могилу.

Святой Апостол Си́мон Кананит - один из 12-ти Апостолов - был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса Христа. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель. Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот, что значит то же самое, что и Кананит.

Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Си́мона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Си́мона Кананита как покровителя христианского супружества.

Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом - в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.

Известно, что Си́мон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской. Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после - в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.

Келья-грот апостола Симона Кананита

Пещера Симона Кананита

Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей - предков современных абхазов.

Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину. По одной из версий он был усечен мечем, по другой - заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.

Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.

В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка. А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии. В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством. Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Но позже, по неисповедимым судьбам Божиим, она была завоевана турками, абхазцы изменили христианству и перешли в мусульманство. Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский.

Самый древний из монастырских храмов - храм апостола Симона Кананита

В 19-м веке древний храм был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан рядом в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона. На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха".

Монастырь Святого Симона Кананита на Новом Афоне

Монастырь стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России, а его центральный Пантелеймоновский собор - крупнейшим культовым сооружением Абхазии. В нем могли одновременно поместиться более трех тысяч человек. Стенные росписи собора представляли собой один из последних памятников русской церковной иконописной школы. Музыкальные куранты самой высокой башни-колокольни являлись подарком Александра III. Кроме курантов, царь преподнес монастырю паровоз и электростанцию.

При монастыре работали несколько заводов - свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские. Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями. Следы былого могущества монастыря видны и сейчас - до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.

К древней пещере Симона Кананита монахи прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. В таком виде она сохранилась до наших дней. И сегодня по пути к ней можно встретить источник со святой водой, и небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола, и горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна - «капли апостольской крови».

В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма.

Часть мощей апостола пребывает в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).

Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона. По одной, он был распят местными язычниками во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, - казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне. Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.

ропарь, глас 3
Апостоле святый Симоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго вохвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо славы ныне предстоит и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

Память святого апостола Симона Зилота совершается в Православной Церкви 23 мая по новому стилю, а также 13 июля, в день Собора двенадцати апостолов.

Жизнеописание святого Симона Зилота
О жизни святого Симона Зилота известно крайне мало, хотя его имя упоминается в списке двенадцати апостолов, который приводят все три евангелиста-синоптика. Кроме того, о нем написано в книге Деяний. Предполагают, что он был родом из Каны Галилейской и именно в его доме Господь совершил первое чудо, превратив обычную воду в прекрасное вино на свадьбе, после чего Симон уверовал в Него и с этого времени начал следовать за Спасителем, став одним из Его ближайших учеников. Существует предание, согласно которому Симон Зилот был сыном Иосифа-обручника и таким образом приходился сводным братом Господу Иисусу Христу.
Поскольку среди двенадцати апостолов уже был один ученик с именем Симон (он же Петр), то за вторым Симоном закрепилось прозвище Кананит, что указывало на его происхождение из Каны Галилейской. Точное местонахождение этого древнего поселения неизвестно, однако считается, что оно находилось на месте нынешней деревни Кафр-Кана в Израиле, где позже был возведен большой храм, получивший название Церкви венчания.
Кроме того, апостол Симон иногда называется Зилотом. Точное происхождение этого прозвища не совсем ясно, но можно предположить, что оно указывает на принадлежность апостола к религиозно-политическому направлению зилотов. Это течение возникло в эпоху Маккавеев в середине I века до Рождества Христова и достигло апогея в первой половине I века после Рождества Христова. Движение зилотов отличалось большой радикальностью. Своей целью приверженцы этого направления ставили освобождение Иудеи от власти Рима и эллинистического влияния, проявлявшегося не только в политической, но также в религиозной жизни страны. Так, например, в 66 году по повелению римского наместника из Иерусалимского храма было изъято все серебро, что послужило поводом к началу Иудейской войны, начатой зилотами. Хотя во время земной жизни Господа Иисуса Христа партия зилотов еще не прибегала к таким решительным действиям как восстание против римского владычества, однако уже тогда отличались большим национальным самосознанием, твердо веря в особую миссию и избранничество еврейского народа. Принадлежность Симона к этой партии говорит о том, что религиозные вопросы были для него крайне важны. Уверовав во Христа как в обещанного Мессию и Спасителя, он начал с такой же ревностью проповедовать новую веру, с какой исповедовал ранее Моисеево учение.
После Вознесения Господа святой Симон Кананит приступил к апостольскому служению сначала в Иудее, где стал вторым епископом Иерусалима после мученической кончины апостола Иакова, а затем проповедовал христианство в Египте, Ливии и Абхазии. Возможно также, что он сопровождал апостола Иуду Иаковлева в его миссионерском путешествии в Персии. Известно, что Симон Зилот принял мученическую кончину на Кавказе около 107 года.

Икона апостола Симона Зилота
Нет единой иконографии святого апостола Симона Зилота, однако нередко его изображают в виде старца с седыми волосами с книгой или свитком. Эти предметы являются обязательными атрибутами на иконах апостолов, поскольку символизируют их проповедническую деятельность и распространение слова Божия среди язычников. Кроме того, на иконах Симона Кананита можно видеть пилу, которую он держит в руках, что напоминает о его мученическом подвиге. По преданию, святого апостола распилили пилой.

Славянские традиции празднования Симонова дня
У многих славянских народов этот день считался особым, так как после празднования памяти Симона Кананита начинались сельскохозяйственные труды. Поэтому в сам день праздника земле давали отдых, не производя никаких работ в поле.

Тропарь, глас 3:
Апостоле святый Симоне,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак, глас 2:
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго/ во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго, вси Симона:/ престолу бо славы ныне предстоит и со Безплотными веселится,// моляся непрестанно о всех нас.

Величание:
Величаем тя, / апостоле Христов Симоне / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.

Молитва:
Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего; да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди вам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

11:48 2012

Святой Апостол Симон Зилот (Кананит)


Святой апостол Симон Зилот — Кананит, память которого празднуется Православной Церковью дважды в году: 10 мая и 30 июня, был сродником и учеником Христовым из числа 12 апостолов. Происходит он из Каны Галилейской, отчего и называется в истории Кананитом или Зилотом (с греческого «ревнитель закона»), ибо отличался особой религиозной ревностью. Чтение первого Святого Евангелия от Матфея на Божественной литургии в день памяти этого святого апостола благовествует нам о братьях Господа по плоти. Среди них назван и Симон. Вот что благовествует нам Святое Евангелие: «И пришед (Иисус) во отечество Свое (Назарет), учаше их (жителей назаретских) на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду Сему премудрость сия и силы? Не Сей ли есть тектонов сын, не Мати ли Его нарицается Мариам; и братия Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не вся ли в нас суть; откуду убо Сему сия вся».


Родитель святого апостола Симона и иных братий и сестер Христовых по плоти святой праведный Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии, происходил из царского рода Давидова, был потомком святого царя псалмопевца и премудрого сына его святого царя и пророка Соломона. По занятиям своим отец апостола Симона Иосиф был плотником и снискивал ежедневно пропитание трудами рук своих, жил в чистоте и святости, как честный и добродетельный труженик, и имел женою Саломию, четыре сына и две дочери.


По кончине супруги своей Саломии Иосиф жил много лет вдовцом. Святой Епифаний епископ Кипрский писал: «Умерла жена его; после многих лет, будучи вдовым, он принимает Марию». Затем тот же святой Епифаний так называет детей Иосифа и Саломии: «Иаков, Иосия, Симон, Иуда – сыновья; Мария и Саломия – дочери. Итак по Евангелию от Матфея и по мнению других учителей Церкви, святой апостол Симон Кананит — третий мнимый брат Господа.


Поначалу Симон, как и два других брата его Иосия и Иуда, оказали Господу и брату своему небратолюбие. Когда Иосиф стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены, то пожелал дать часть и Иисусу, рожденному Мариею. Но три сына, в том числе и Симон, не хотели этого, и только четвертый сын Иаков принял Иисуса в часть свою.



Хусепе де Рибера (1591-1652). Апостол Симон. ~ 1630. Прадо


По Евангелию от Иоанна в Кане Галилейской Симон Кананит или Симон Зилот – тот самый человек, на свадьбе которого из-за бедности не было даже вина, где Иисус сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Узрев чудо, совершенное Господом на его свадьбе, Симон так уверовал во Христа, что последовал за Ним, несмотря на то, что только что вступил в брак, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».


Приняв Святаго Духа, апостол Симон проповедовал в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии – в городе Севасте, нынешнем Сухуми.


В Иверию апостол Симон пришел вместе с апостолом Андреем Первозванным. Потом отсюда апостол Симон Кананит странствовал со словом спасения в Египет, Киринею, Мавританию и Ливию.


Из жития святого апостола Андрея Первозванного видно, что он, отправляясь из Иерусалима в третий раз на проповедь Евангельскую с несколькими спутниками, направился в Эдесс; там у князя той страны по имени Авгарь остался апостол из числа 70 Фаддей. Князю Авгарю вернул он возложением рук здравие душевное и телесное. С остальными же спутниками святой апостол Андрей отправился в города и села, и везде он и апостол Симон поучали народ и творили чудеса именем Христа.


Наконец, они, пройдя через Каппадокию и приморский город Трапезунд, достигли земли Иверской и прошли часть области Триалетской, до реки, называемой Чорохи, беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя. Апостолы, в числе которых был и Симон Кананит, посетили здесь гористую Сванетию в княжение некой жены, которая приняла их проповедь и крестилась. Здесь остался святой Матфей, а апостолы Андрей и Симон Кананит проникли глубже в горы, в пределы осетин, и достигли города, называемого Фостофор, где знамениями их многие из язычников обратились ко Христу.


Из Осетии апостолы спустились в Абхазию и остановились в Севасте, ныне Сухуми, жители которого с радостью приняли слово Божие. Блаженный Андрей оставил в этом городе апостола Симона Кананита, а сам отправился вдоль поморья в землю джигетов, родственных абхазцам горцев (к нынешнему Новороссийску).


Так первыми просветителями страны Иверской были святые апостолы Андрей Первозванный и брат Господень по плоти Симон Кананит. Он и остался в Абхазии, как агнец Божий посреди волков.


Было это в 55 году по Рождестве Христовом, т. е. через 20 с небольшим лет после Вознесение Христова. Известно, что апостол Симон обосновался в пещере в ущелье реки Псыртсхи, в окрестностях современного города Новый Афон.


Как и долго ли проповедовал в Абхазии Симон Кананит, летописи не сообщают, но известно, что святой апостол Симон прославился многими чудесными знамениями, и Божественное учение, проповеданное им, начало приносить обильный плод веры в народе.


За то ополчился на него враг рода человеческого, и апостол Симон подвергался бесчисленным огорчениям и гонениям. А во время жестокого преследования христиан, воздвигнутого во времена грузинского царя-язычника Адеркия (Аркадия), увенчан был апостол Симон Зилот мученическим венцом и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу реки Псыртсхи, что в 20 верстах от Сухуми.


Мощи святого апостола Симона Кананита и теперь сокрыты в Абхазии в храме его имени. Оставшиеся после жестоких гонений христиане скрывались в горах, лесах, где собирались вместе на молитвы и поминали всех замученных язычниками и иудеями христиан как первомучеников. Вскоре и могила самого апостола Симона сделалась предметом их глубокого поклонения и почитания.


Затем летописи говорят, что в IV веке по Рождестве Христовом на месте погребения апостола Симона была построена во имя его церковь, а в VI веке свет Христова последующие поколения христиан перенимали и распространяли далее. Вскоре и Антиохийские, и Константинопольские Патриархи стали назначать сюда самостоятельных епископов.



Главным же городом пребывания вновь утвержденной церковной иерархии в Абхазии стал город Пицунда, близ того же города Сухуми. В XI веке, в царствование святого абхазо-имеретинского царя Давида Возобновителя (1098-1130) весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Вера христианская сделалась господствующей на этой благословенной земле, и Святая Церковь прославляет апостола Симона Кананита как учителя премудрости Божией. Проповедь апостола Симона Кананита принесла для Абхазии, Осетии и всей Иверии самые благотворные плоды. Но по завоевании турками абхазцы изменили христианству, приняли ислам и многие христианские храмы, в том числе и храм святого апостола Симона Кананита, разрушили. Из светлого прошлого сохранилось множество развалин монастырей, храмов без куполов и других живых свидетельств древнего христианства.



Келья Симона Кананита


Храм был восстановлен новоафонскими монахами в 1882 году. А место погребения св. апостола Симона Кананита более точно было указано необычным образом великим подвижником святой горы Афон и духовником Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря иеросхимонахом Иеронимом (Соломенцовым), явившимся 1890-х годах во сне иконописцу этой обители о. Савину после своей кончины. Вот как последний пишет об этом: «…будто я вошел в церковь Симона Кананита и вижу: из алтаря вышел покойный отец Иероним, зовет меня в алтарь; я вхожу, отец игумен Иерон (в то время был настоятелем обители) стоит по правую сторону престола, оба в епитрахилях. Отец Иероним, указывает под престол: «Вот здесь похоронен апостол Симон Кананит, по левую сторону престола». Тем самым было подтверждено из вечности старинное предание о месте погребения этого великого ученика и друга Христова. Чтобы особо прославить и благоукрасить место почивания мощей св. апостола Симона, темже иеросхимонахом Иеронимом было поручено на скале рядом с храмом, выполнить изображение истории крещения св. апостолами Андреем и Симоном древних абхазов, которое существует и теперь. Это трудное поручение было исполнено о. Савином — искусным художником монастыря.



Пещера Ап. Симона Кананита


Место погребения святого апостола Симона Кананита всегда было у местных обитателей в особенном почитании. Его могила и разрушенный Симоно-Кананитский храм хранит и теперь нетленное тело святого апостола Симона. А в 1875 году древний храм во имя святого апостола Симона был не только возобновлен, но и при нем основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.



Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь.


Сравнительно молодой, он был основан монахами из Пантелеимоновской обители, что на горе Афон, в 1875 году. А до того, в 1874 году, монахи обратились к великому князю Михаилу Романовичу с просьбой выделить им участок земли для постройки монастыря. Согласие вскоре было получено, в 1876 году началось строительство нижней части монастыря. А через восемь лет насельники приступили к практически непосильной задаче – постройки нагорной части обители. Для этого требовалось срезать часть горы, вывезти десятки тысяч тонн породы, и это при отсутствии нормальных дорог!


Однако уже через 12 лет, в 1896 году, монастырь засиял во всей своей красе. Кстати, сам император Александр III внёс свой посильный вклад в украшение и благоустройство обители – им были подарены музыкальные куранты, установленные на самой высокой башне, а также паровоз и электростанция.



Именно здесь некогда и поселился Симон Кананит в пещере, куда попасть он мог только через узкий лаз в своде пещеры. Симон Кананит стал первым обращать абхазов в христианство. Именно благодаря его усилиям и проповедям были искорены такие языческие обряды, как приношение в жертву младенцев и людоедство. Но в те годы христианство подвергалось гонениям, и однажды на берегу реки, недалеко от пещеры-кельи, Симона Кананита схватили римские солдаты. По одной из версий, ему отрубили голову, по другой, его заживо разрезали пилой. Тело святого было найдено христианами и погребено на берегу реки. На месте мученической кончины святого ныне установлен крест. А на его мощах через четыре века вырос храм, который был разрушен во время многочисленных нападений завоевателей. Но в X веке на месте погребения святого вновь был построен прекрасный храм, который дошёл до наших дней. К сожалению, уникальная фресковая живопись была забелена в советские времена, и сейчас удалось отмыть лишь небольшую их часть.


Центральным храмом монастыря является собор во имя св. Пантелеимона, выстроенный в 1888-1900-х гг. в ново-византийском стиле. Его пять куполов сияют позолотой и видны отовсюду, ведь высота центрального купола – 40 метров. Стены собора расписаны в 191-1914 гг. мастерами из Палеха и Москвы, под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова. Преобладающими в гамме являются голубые, коричневые и золотистые тона. Интересны и некоторые отступления от канонических изображений Марии Магдалины и сцены Страшного Суда.




Помимо главного собора в обители освящены: надвратный храм – Вознесения Господня, храм Св. апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».


Под колокольней с курантами расположена бывшая братская трапезная, расписанная братьями Оловянниковыми – известными волжскими мастерами.


Уникальна по своему размаху и значению хозяйственная деятельность монастыря. На склонах монастырской горы были высажены цитрусовые, оливковые, ореховые сады, виноградники, картофельные и кукурузные поля. Именно благодаря инокам монастыря ныне Абхазия так славится своими мандаринами! Кроме того, были пасеки, ботанический сад, множество небольших заводиков и мастерских. А в начале XX века рядом с храмом Симона Кананита была построена гидроэлектростанция, хотя и существующая до сих пор, но недействующая.



И в 1917 году практически всё рухнуло в одночасье… По преданию, на корабле иноков вывезли в середину Новоафонской бухты и утопили, привязав тяжелые камни на шеи. Рассказывают, что в наши дни водолазы видели стоящие на дне морском нетленные тела мучеников. Колышутся тихим течением монашеские рясы, бороды… А в 1924 году монастырь был вовсе закрыт. В нём в разное время располагались склады, туристическая база, краеведческий музей… А во время войны 1992-1993 гг. в монастыре располагался госпиталь. Для кого-то это чудо, для кого-то просто совпадение, но тем не менее остаётся удивительным тот факт, что за всё время войны, несмотря на ожесточённые бои в самом городе, монастырь остался невредимым.


А в 1994 году началось возрождение монастыря. И сейчас в его стенах вновь звучит молитва…


К святому приходят попросить счастья в супружестве, любви и благополучия.

Молитва святому славному и всехвальному апостолу Христову Симону Зилоту, иже и Кананит именуется:


Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и безпомощия нашего: да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем, и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на страшнем суде Христове, да, избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. (Из Акафиста)