Законодательная база российской федерации. Современные проблемы науки и образования Положение 383 п

В 2017 года снова введены изменения в оформление и подготовку платежных документов для перечисления налогов и страховых взносов. Ниже приведены правила заполнения полей нового платежного поручения - платежки - для перечисления налогов НДФЛ, ЕНВД, УСН и страховых взносов в ФНС РФ и ФСС - соцстрах. А также применение ККТ в безналичных расчетах.

НОВОЕ ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ - ПЛАТЕЖКА в 2019

При уплате в бюджет налогов и страховых взносов используйте типовые бланки платежек . Форма и поля платежного поручения, номера и наименования его полей приведены в приложении 3 к положению, утвержденному Банком России от 19 июня 2012 г. № 383-П .

Что за статью сметы нужно заполнить в платежке? Правила заполнения новых платежных поручений в 2019 году при перечислении налогов платежей в бюджет утверждены приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н . Эти правила распространяются на всех, кто перечисляет платежи в бюджетную систему РФ:

  • плательщиков налогов, сборов и страховых взносов;
  • налоговых агентов;
  • плательщиков таможенных и других платежей в бюджет.

Касса нужна при всех безналичных расчетах

Изменили требование, при каких способах расчетов надо применять ККТ. В законе появилось понятие «безналичный порядок расчетов». До поправок требовал применять ККТ только при наличных расчетах и безналичной оплате с использованием электронных средств платежа (ЭСП). Определение ЭСП есть в Законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Это, например:

  • банковская карта;
  • любые электронные кошельки;
  • онлайн-банк и т. п.

ККТ при безналичных расчетах: что изменилось

Было

ККТ применяют при приеме или выплате денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги…

Стало

ККТ применяют при приеме (получении) и выплате денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги…

С 3 июля 2018 года закон требует применять ККТ при любом способе безналичной оплаты. Например, при оплате по квитанции или платежным поручением через банк. Но дополнительно пробивать чеки нужно будет только с 1 июля 2019 года. Безналичные платежи, кроме электронных средств, освободили от ККТ до 1 июля 2019 года (п. 4 ст. 4 Закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ).

Ответы на частые вопросы

Нужно ли сейчас применять ККТ при безналичных расчетах с физлицами?

Да, нужно. С 1 июля 2018 года необходимо применять ККТ, но только при расчетах с помощью электронных средств платежа. Например, при оплате через электронные кошельки и онлайн-банк. По новым способам безналичной оплаты действует отсрочка до 1 июля 2019 года. То есть при оплате квитанций и платежных поручений через операциониста в банке ККТ надо будет применять только с 1 июля 2019 года. Это следует из пункта 1 статьи 1.2, абзаца 21 статьи 1.1 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, пункта 4 статьи 4 Закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ.

Требуется ли использовать ККТ при безналичных расчетах с организациями и ИП?

Нет, при безналичных расчетах с организациями и ИП применять ККТ не надо в принципе. Исключение – расчеты с предъявлением электронного средства платежа. Например, при расчетах с использованием карты. Если расчеты проходят через систему «Клиент-Банк», то ККТ не требуется. Это безналичная оплата без предъявления электронного средства платежа. Об этом сказано в Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

к меню

С июня 2018 г. новые правила безналичных расчетов

Эти изменения касаются всех организаций и предпринимателей.

С 1 июня 2018 г. меняют правила безналичных расчетов (Закон от 26.07.2017 № 212-ФЗ). Раньше банк мог попросить клиента уточнить платежку. Банк отклонял платеж, только если клиент не отвечал. Теперь, после того как банк принял платежное поручение, он должен:

  • убедиться, что плательщик вправе распоряжаться деньгами;
  • проверить, отвечает ли платежка установленным требованиям;
  • выяснить, достаточно ли денег на счете для платежа;
  • выполнить другие процедуры по банковским инструкциям.

По новым правилам банк не может просить клиента уточнить содержание платежки. Это значит, что банк с 1 июня 2018 г. формально вправе отказать из-за любой ошибки в платежке (). Ошибку можно будет исправить, только если есть внутренняя инструкция банка, которая позволяет запросить у клиента уточнение. За опоздание с оплатой из-за неточностей в платежке контрагентам придется заплатить неустойку или законные проценты, а ИФНС – пени.


Новые правила заполнения платежных поручений по НДФЛ с 1 августа 2016

В поле 110 при перечислении налогов с 2015 года не нужно будет заполнять поле «110» указывать в нем тип платежа (пени, проценты, штраф, задолженность). Тип платежка налоговики и фонды могут идентифицировать по КБК.

Сумма платежа прописью поле 6 указывается только в платежках на бумажном носителе, в электронном варианте сумма прописью не проставляется.

В поле 21 " " нужно писать цифру 5 , а раньше было 3.

Примечание : Изменения внесены в . Банк не должен отказывать в приеме бумажного платежного поручения, если в нем неверно заполнен реквизит «Очередность платежа». Eсли ваш обслуживающий банк отказался исполнить платежку по этой причине, об этом можно сообщить в Центробанк. (Письмо Минфина от 04.10.2017 № 05-09-06/64623)

В поле 22 реквизите "Код " распоряжения о переводе денежных средств указывается уникальный идентификатор начисления УИН .
Пишется вместо УИН значение 0, если платеж вы перечисляете самостоятельно, а не по требованию.

Требование о необходимости заполнения реквизита "Код" распространяется на распоряжения о переводе денежных средств, формы которых установлены Положением Банка России № 383-П .

Примечание : . Разъяснено какое значение УИН ставить к реквизите КОД в поле 22 платежного поручения.

к меню

Уплата налогов за третьих лиц: как заполнить платежку

С 30.11.2016 года появилась возможность перечисления в бюджет налогов за другое лицо (как юридическое, так и физическое). ФНС рассказала, .

Юридические лица могут перечислять налоги со своего счета за другие организации, а руководители вправе погашать налоговые обязательства компании за счет своих средств. Это справедливо и в отношении сборов, пеней, штрафов, страховых взносов и распространяется на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Примечание : ФНС России в письме от 25.01.18 № ЗН-3-22/478@ рассказала, как в таких случаях нужно заполнять поля «ИНН», «КПП» и «Плательщик» платежных документов.

В заполнении поля платежки 24 «Назначение платежа » указывается дополнительная информация, связанная с перечислением средств в бюджет и внебюджетные фонды.

Например, при уплате страховых взносов в данном поле можно указать краткое наименование внебюджетного фонда (ФСС, ФФОМС или ПФР) и регистрационный номер организации.

Если перечисляется налог, укажите наименование налога и за какой период производится уплата. Например: «Уплата НДС за I квартал 2017 года», «Уплата налога на прибыль за I квартал 2017 года».

При этом общее количество знаков в поле «Назначение платежа» не должно превышать 210 символов (приложение 11 к положению, утвержденному Банком России от 19 июня 2012 г. № 383-П).

К сведению

При перечислении страховых взносов за текущие периоды в поле «Назначение платежа» обязательно указывайте месяц, за который взносы уплачиваются. Иначе, если у организации есть просроченная задолженность, налоговая направит поступившие средства на погашение этой недоимки.

Если платежное поручение на перечисление страховых взносов не позволяет определить назначение платежа и период, за который производится уплата, то в первую очередь фонд зачислит взносы в счет погашения задолженности, сформировавшейся ранее. И только после этого оставшаяся часть суммы будет засчитана в счет текущих платежей.


Индивидуальные Предприниматели (ИП) при заполнении платежки, новых платежных поручениях 2019 должны также указывать адрес своей регистрации или места жительства, заключенный в символы «//».

В поле 8 платежки предприниматель заполняет фамилию, имя, отчество и в скобках - "ИП", а также адрес регистрации по месту жительства или адрес по месту пребывания (если нет места жительства). До и после информации об адресе надо поставить знак "//".

Пример: Петров Иван Петрович (ИП) //г.Москва, Петровка 38, каб.35//

Ставьте КПП и ОКТМО того обособленного подразделения, за работников которого компания перечисляет НДФЛ

Письмом Федерального казначейства время с 01.01.2014 по 31.03.2014 назначено переходным периодом, в течение которого указывать УИН можно, но не обязательно. С 1 апреля 2014 порядок указания идентификаторов будет обязательным.

Количество символов в полях 8 и 16 : «плательщик» и «получатель» не должно быть больше 160.

Примечание : См. письмо ПФР №АД-03-26/19355 от 05.12.13

Правила оформление всех других платежей, кроме налогов, взносов и оплаты муниципальных и государственных услуг, остаются прежними.

Налогоплательщик, узнавший, что из-за ошибки, допущенной в платежном поручении, налог не отражен на лицевом счете, должен совершить определенные действия. О них читайте тему " ".

Примечание : Открыт раздел с для организаций и ИП по всем налогам и сборам. Заходите в любое время. Скачивайте заполненные примеры платежек 2019.


к меню

Реквизиты для заполнения платежек на уплату налогов и взносов изменятся в 26-ти регионах

С 4-го февраля 2019 года нужно быть внимательнее при заполнении платежек на уплату налогов, взносов, штрафов и других платежей. ФНС России сообщила, что в ряде регионов изменится номер управления федерального казначейства. Таблица соответствия прежних и новых банковских счетов приведена в письме ФНС от 28.12.18 № КЧ-4-8/25936@ .

Новые номера УФК нужно будет указывать в платежках уже с 4 февраля. При этом Центробанк установил «переходный» период. Так, при заполнении платежек допускается функционирование двух банковских счетов (старых и новых) до 29 апреля 2019 года. После этой даты плательщикам нужно будет указывать только новые реквизиты (письмо Федерального казначейства от 13.12.18 № 05-04-09/27053).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме
  1. Примеры ЗАПОЛНЕНИЯ ПЛАТЕЖЕК в НАЛОГОВУЮ
    Правила заполнения платежных поручений при перечислении платежей в бюджет утверждены приказом Минфина России от 12-11-2013 г. № 107н. Они распространяются на всех, кто перечисляет платежи: плательщиков налогов, сборов и страховых взносов.

  2. Приведены Правила для указания информации в реквизитах 104 - 110, "Код" и "Назначение платежа" при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, страховых сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ.

  3. Даны правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ. Код в поле 101 платежки.

  4. налогоплательщик, узнавший, что из-за ошибки, допущенной в платежном поручении налог не отражен на лицевом счете, должен совершить следующие действия...

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРАВИЛАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

(с изм., внесенными Указанием Банка России от 15.07.2013 N 3025-У)

Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872), Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728), Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 15 июня 2012 года N 11) устанавливает правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями (далее при совместном упоминании - банки) на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

1.1. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

расчетов платежными поручениями;

расчетов по аккредитиву;

расчетов инкассовыми поручениями;

расчетов чеками;

расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований настоящего Положения.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (далее - основной договор).1.2. Плательщиками, получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, физические лица (далее - клиенты), банки. Взыскатели средств могут являться получателями средств. По распоряжениям взыскателей средств, в том числе органов принудительного исполнения, налоговых органов, получателем средств может быть также орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

Взыскатель средств в распоряжении, направляемом с исполнительным документом о взыскании, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

1.3. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством:

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств - физическим лицам;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

1.4. Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством:

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств.

1.5. Перевод денежных средств может быть осуществлен банком с последующим возмещением в соответствии с договором банком плательщика денежных средств в размере сумм распоряжений, исполненных банком получателя средств.

1.6. Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка, не являющегося банком плательщика и банком получателя средств (далее - банк-посредник).

1.7. Безотзывность, безусловность, окончательность перевода денежных средств наступает в соответствии с федеральным законом.

1.8. Кредитные организации утверждают внутренние документы, содержащие:

порядок составления распоряжений;

порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений;

порядок исполнения распоряжений;

иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.

Внутренние документы не могут содержать положения, противоречащие законодательству, в том числе настоящему Положению.

1.9. Перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.

1.10. Перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения.

Формы платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера на бумажных носителях приведены в приложениях 2 , 4 , 6 и 9 к настоящему Положению.

Номера реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 3 , 5 , 7 и 10 к настоящему Положению.

Максимальное количество символов в реквизитах платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера, составляемых в электронном виде, установлено приложением 11 к настоящему Положению.

1.11. Распоряжения, для которых настоящим Положением не установлены перечень реквизитов и формы, составляются отправителями распоряжений с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществить перевод денежных средств, и по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения, и должны содержать наименования распоряжений, отличные от указанных в пункте 1.10 настоящего Положения.

Положения настоящего пункта распространяются на заявления, уведомления, извещения, составляемые в случаях, предусмотренных настоящим Положением, на заявления, составляемые в соответствии с федеральным законом в целях взыскания денежных средств.

Положения настоящего пункта распространяются на составляемые юридическим лицом в электронном виде или на бумажном носителе распоряжения о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица при недостаточности денежных средств на его банковском счете.

1.12. Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

1.13. Форма распоряжения на бумажном носителе, указанного в пунктах 1.10 и 1.11 настоящего Положения, не должна превышать лист формата A4. Если форма распоряжения, указанного в пункте 1.11 настоящего Положения, состоит из нескольких листов, каждый из листов оформляется в порядке, установленном банком, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

Количество экземпляров распоряжений на бумажных носителях устанавливается банком.

1.14. Банки применяют распоряжения в соответствии с настоящим Положением в случаях:

списания (зачисления) денежных средств по банковскому счету, если банк является получателем средств (плательщиком);

перевода денежных средств без открытия банковского счета, включая перевод электронных денежных средств, если банк является получателем средств.

1.15. На основании распоряжения плательщика, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк плательщика может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовый и (или) периодический перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщику, в том числе использующему электронное средство платежа, в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой плательщиком, получателю средств в этом или ином банке.

1.16. На основании распоряжения получателя средств, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк получателя средств может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовое и (или) периодическое предъявление распоряжений получателя средств к банковскому счету плательщика, открытому в этом или ином банке, или в целях осуществления перевода электронных денежных средств плательщика в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой получателем средств.

1.17. Плательщик может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, плательщик может составлять распоряжение на общую сумму с реестром в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым разными банками.

1.18. Получатель средств может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в котором указываются плательщики, обслуживаемые одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, получатель средств может составлять распоряжение, в котором указывается информация о плательщиках, обслуживаемых разными банками.

1.19. В реестре указываются информация о банках получателей средств (банках плательщиков), получателях средств (плательщиках), суммы по получателям средств (плательщикам), даты, номера распоряжений и назначение платежа (назначения платежей), а также общее количество распоряжений. Если реестр направляется отдельно от распоряжения на общую сумму, то в нем указываются общая сумма распоряжений, включенных в реестр, а также номер и дата распоряжения на общую сумму. Сумма, указанная в реестре, должна соответствовать сумме, указанной в распоряжении на общую сумму. В реестре плательщик (получатель средств) может по согласованию с банком указать дополнительную информацию.

1.20. Банк на основании принятых к исполнению распоряжений, распоряжений на общую сумму с реестрами, представленными в банк, может составлять распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности. В реестре указываются общая сумма и общее количество распоряжений, информация о плательщиках или плательщике (в предусмотренных федеральным законом или договором случаях), получателях средств или получателе средств, обслуживаемых данным или другим банком, содержащая предусмотренные договором реквизиты, достаточные для зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств, выдачи наличных денежных средств получателям средств, сумма каждого распоряжения. Даты, номера распоряжений и информация о назначении платежа (назначениях платежей) указываются в реестре при их наличии в распоряжениях.

1.21. Порядок направления распоряжений, передачи реестров, указанных в пунктах 1.17 , 1.18 и 1.20 настоящего Положения, определяется банками с учетом срока осуществления перевода денежных средств в соответствии с федеральным законом.

1.22. Банк вправе в целях осуществления перевода денежных средств составлять распоряжения в электронном виде, на бумажных носителях на основании распоряжений в электронном виде, на бумажных носителях, принятых к исполнению от отправителей распоряжений. При этом банк обеспечивает неизменность реквизитов распоряжений, указанных отправителями распоряжений, за исключением реквизитов банка плательщика (при составлении им распоряжения), банков-посредников, а также случаев, предусмотренных Указанием Банка России от 15 марта 2010 года N 2410-У "О работе с расчетными документами, платежными ордерами при изменении реквизитов банков, их клиентов", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2010 года N 16792 ("Вестник Банка России" от 14 апреля 2010 года N 20).

1.23. Банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.

1.24. Распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

Распоряжение получателя средств, взыскателя средств в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями, иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) получателем средств, взыскателем средств или уполномоченным на это лицом (лицами).

При воспроизведении распоряжений в электронном виде в соответствии с пунктом 1.23 настоящего Положения должна обеспечиваться возможность установления лица (лиц), указанного (указанных) в настоящем пункте.

Положения настоящего пункта применяются к распоряжениям в электронном виде, реестрам, составляемым банками.

1.25. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.

1.26. Перевод денежных средств с использованием платежных карт осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Положением Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2005 года N 6431, 30 октября 2006 года N 8416, 8 октября 2008 года N 12430, 9 декабря 2011 года N 22528 ("Вестник Банка России" от 30 марта 2005 года N 17, от 9 ноября 2006 года N 60, от 17 октября 2008 года N 58, от 19 декабря 2011 года N 71).

1.27. Перевод денежных средств с применением банковского ордера осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Указанием Банка России от 11 декабря 2009 года N 2360-У "О порядке составления и применения банковского ордера", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2009 года N 15812 ("Вестник Банка России" от 30 декабря 2009 года N 78).

1.28. Настоящее Положение распространяется на осуществление перевода денежных средств с участием государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк).

  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Процедуры приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений и порядок их выполнения
  • Глава 3. Особенности выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы
  • Глава 4. Процедуры исполнения распоряжений и порядок их выполнения
  • Глава 5. Расчеты платежными поручениями
  • Глава 6. Расчеты по аккредитиву
  • Глава 7. Расчеты инкассовыми поручениями
  • Глава 8. Расчеты чеками
  • Глава 9. Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)
  • Глава 10. Заключительные положения
  • Приложение 1. Перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования Приложение 2. Форма 0401060 "Платежное поручение" Приложение 3. Форма 0401060 "Платежное поручение" (нумерация полей бланка) Приложение 4. Форма 0401071 "Инкассовое поручение" Приложение 5. Форма 0401071 "Инкассовое поручение" (нумерация полей бланка) Приложение 6. Форма 0401061 "Платежное требование" Приложение 7. Форма 0401061 "Платежное требование" (нумерация полей бланка) Приложение 8. Перечень и описание реквизитов платежного ордера Приложение 9. Форма 0401066 "Платежный ордер" Приложение 10. Форма 0401066 "Платежный ордер" (нумерация полей бланка) Приложение 11. Максимальное количество символов в реквизитах платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера, составляемых в электронном виде Приложение 12. Порядок формирования получателем средств уникального идентификатора платежа и его контроля банком плательщика в случае перевода денежных средств на банковский счет получателя средств, открытый в целях идентификации платежа Приложение 13. Порядок контроля распоряжения, в реквизите 110 которого указан код выплат

Положение Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П
"О правилах осуществления перевода денежных средств"

С изменениями и дополнениями от:

15 июля 2013 г., 29 апреля 2014 г., 19 мая, 6 ноября 2015 г., 5 июля 2017 г., 11 октября 2018 г.

Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872), Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728), Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 15 июня 2012 года N 11) устанавливает правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями (далее при совместном упоминании - банки) на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации.

Регистрационный N 24667

Положение устанавливает новые правила перевода денежных средств ЦБР, кредитными организациями в России в рублях. Это связано с принятием Закона о национальной платежной системе. Положение ЦБР о безналичных расчетах в России утрачивает силу (кроме ч. II и ряда приложений).

Новое положение касается всех клиентов кредитных организаций (как физических, так и юридических лиц). Оно распространяется на перевод денежных средств с участием Внешэкономбанка.

Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия последних на основании распоряжений о переводе.

Предусмотрены следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; перевод денежных средств по требованию получателя - прямое дебетование (ранее были платежные требования); перевод электронных денег (прежде это не предусматривалось).

При переводе денежных средств в качестве промежуточных этапов выделяются и операции с наличными (напр., выдача получателям-физлицам и прием от плательщиков-физлиц).

Прежнее положение о безналичных расчетах в т. ч. регламентировало расчеты через корреспондентские счета (субсчета) кредитных организаций (филиалов), открытые в ЦБР. Через корреспондентские счета в других кредитных организациях и счета межфилиальных расчетов. Приводился рекомендуемый порядок отражения основных операций в бухучете кредитных организаций при совершении расчетов через счета "ЛОРО", "НОСТРО" и через счета межфилиальных расчетов. В новом положении подобных разделов нет.

Предусмотрено, что банки утверждают внутренние документы, содержащие порядок составления распоряжений о переводе, их приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования), исполнения.

Положение вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, за некоторыми исключениями. Глава 3, которая посвящена особенностям выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы, вступает в силу с 1 января 2013 г. Требования, определяющие максимальное количество символов в реквизитах платежного, инкассового поручений, платежных требования, ордера, составляемых в электронном виде, - с 1 апреля 2013 г.

Положение Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств"


Регистрационный N 24667


Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением

1. Вопрос: При недостаточности денежных средств на счете плательщика подлежат ли возврату платежные требования, акцептованные плательщиком, либо с заранее данным акцептом?

Ответ: На основании пункта 2.10 Положения Банка России N 383-П при наличии в договоре с плательщиком условия о приеме к исполнению распоряжений при недостаточности денежных средств на банковском счете распоряжения, в том числе платежные требования, при положительном результате контроля наличия заранее данного акцепта либо получении акцепта, помещаются в очередь неисполненных в срок распоряжений.

При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика и отсутствии в договоре с плательщиком условия о приеме к исполнению распоряжений при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика платежные требования не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) отправителям распоряжений (п. 2.10) не позднее дня, следующего за днем поступления распоряжения либо за днем получения акцепта плательщика.

2. Вопрос: Допускается ли использование разового ключа в качестве способа удостоверения права распоряжения денежными средствами?

Ответ: В соответствии с пунктом 2.3 Положения Банка России N 383-П удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде составлено лицом (лицами), указанным (указанными) в пункте 1.24 Положения Банка России N 383-П.

3. Вопрос: Возможно ли списание денежных средств с банковского счета клиента при использовании им платежной карты в случае приостановления операций по счету, когда кредитная организация - эмитент выполнила процедуру контроля достаточности денежных средств на банковском счете плательщика кредитной организации и подтвердила эквайеру возможность проведения операции?

Ответ: Приостановление операций по счету в соответствии с федеральным законом означает прекращение кредитной организацией всех расходных операций, за исключением случаев, установленных законодательством. Соответственно, списание денежных средств со счета непосредственно после проведения авторизации возможно до приостановления операций по счету.

4. Вопрос: Могут ли изменение статуса распоряжения в системах дистанционного банковского обслуживания, промежуточная или окончательная выписка по счету рассматриваться в качестве извещения, подтверждающего прием распоряжения к исполнению и его исполнение?

Ответ: Согласно пункту 2.13 Положения Банка России N 383-П при положительном результате процедур приема к исполнению распоряжения в электронном виде банк принимает распоряжение к исполнению и направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде о приеме распоряжения к исполнению с указанием информации, позволяющей отправителю распоряжения идентифицировать распоряжение и дату приема его к исполнению.

На основании пункта 4.6 Положения Банка России N 383-П извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение.

В этой связи направление клиенту промежуточной или окончательной выписки по счету, изменение статуса распоряжения в системах дистанционного банковского обслуживания, например, путем изменения информации, доступной для клиента, "принято" на "исполнено", могут рассматриваться в качестве уведомления, подтверждающего прием распоряжения к исполнению и его исполнение.

5. Вопрос: Вправе ли банк не направлять отправителю распоряжения уведомление о невозможности отзыва распоряжения в случае поступления заявления об отзыве и наступлении безотзывности перевода?

Ответ: Пункт 2.14 Положения Банка России N 383-П содержит обязанность кредитной организации направить отправителю распоряжения уведомление в электронном виде об отзыве с указанием даты, возможности (невозможности в связи с наступлением безотзывности перевода денежных средств) отзыва распоряжения не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления на отзыв.

6. Вопрос: Обязан ли банк плательщика при поступлении непосредственно от получателя или через банк получателя средств платежного требования на условиях заранее данного акцепта осуществлять проверку полномочий лиц, предъявивших платежное требование к банковскому счету плательщика на условиях заранее данного акцепта?

Ответ: Банк плательщика при поступлении платежного требования на условиях заранее данного акцепта осуществляет процедуры приема к исполнению распоряжений в порядке, установленном кредитной организацией в соответствии с пунктами 1.8 , 2.2 Положения Банка России N 383-П, в т.ч. контроль наличия заранее данного акцепта плательщика в отношении поступившего требования получателя средств, а также проверку соответствия поступившего платежного требования условиям заранее данного акцепта плательщика. В соответствии с подпунктом 2.9.1 пункта 2.9 Положения Банка России N 383-П условия заранее данного акцепта наряду с предусмотренной в подпункте информацией могут предусматривать указание иных сведений, в т.ч. о порядке подтверждения полномочий лиц, имеющих право предъявлять распоряжения к банковскому счету плательщика на условиях заранее данного акцепта.

Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями; расчетов по аккредитиву; расчетов инкассовыми поручениями; расчетов чеками; расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами. Распоряжения. Процедуры приема к исполнению распоряжений включают: удостоверение права распоряжения ДС; контроль целостности распоряжений; структурный контроль распоряжений; контроль значений реквизитов распоряжений; контроль достаточности денежных средств. При недостаточности не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) очередь не исполненных в срок распоряжений к банковским счетам плательщиков - физических лиц не ведется. Отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств. Возможно частичное исполнение распоряжения.

При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика - физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (далее - банк-эмитент), обязуется осуществить перевод денежных средств получателю средств при условии представления получателем средств документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение иных его условий (далее - исполнение аккредитива), либо предоставляет полномочие другому банку (далее - исполняющему банку) на исполнение аккредитива.

Инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и расчетах по распоряжениям взыскателей средств. Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика. Инкассовое поручение взыскателя средств может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств.

Расчеты чеками

Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)

Приложения: перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования (Максимальное количество символов в реквизитах).