Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.). Антиордынское восстание в твери Тверское восстание причины

Тверское восстание произошло многие века назад. Однако память о нём сохранилась и до наших дней. Многие историки до сих пор спорят по поводу итогов, целей и последствий восстания. Мятеж был широко описан в различных летописях и рассказах. Подавление мятежа стало основой для создания новой иерархии на Руси. Отныне новым политическим центром стала Москва. Также можно было наблюдать нивелирование культурных различий в обособленных землях на юге Руси.

Предпосылки

Тверское восстание 1327 года стало следствием недовольства населения Руси гнётом монгольского ига. Чуть менее чем за 100 лет первые орды захватчиков ступили на русскую землю. До этого монголы покорили множество народов и наконец решили вторгнуться в Европу. Сами по себе монголы были относительно небольшим народом и вели кочевнический образ жизни. Поэтому основу их войска составляли солдаты из других народов и племён. С покорением современной Сибири огромную роль в иерархии империи стали играть татарские ханы.

В 1230-х годах началась подготовка к походу на Русь. Монголы выбрали крайне удачное для себя время. К началу 13 века полностью оформился Держава была сильно разобщена. Феодальные уделы - княжества - вели самостоятельную политику, нередко враждуя друг с другом. Поэтому монгольские орды решили начать планомерное вторжение. Сначала было послано несколько отрядов, основной целью которых было получение информации о жизни в Европе, особенностях местности, войсках, политической ситуации. В 1235 году монголы собрались на сборе чингизидов и приняли решение наступать. Уже через год бесчисленные орды стояли у границ Руси в степях, ожидая приказа. Осенью началось вторжение.

Падение Руси

Русские князья так и не смогли консолидироваться, чтобы дать отпор врагу. Более того, многие хотели воспользоваться бедствием соседа, чтобы укрепить власть в регионе. В итоге княжества оставались один на один с во много раз превосходившим противником. В первые годы практически полностью была разорена южная Русь. А в течение следующих пяти пали все крупные города. Ополчение и подготовленные дружины давали жестокий бой в каждой крепости, но в итоге все были разбиты. Русь попала в зависимость от Золотой Орды.

С этих пор каждый князь обязан был получать ярлык на княжение от Орды. При этом монголы участвовали практически во всех междоусобицах и важных политических событиях. Русские города обязаны были выплачивать дань. При этом всё же княжества сохранили некоторую независимость. И даже в этих условиях продолжалось жёсткое соперничество. Основными культурными и политическими центрами являлись Москва и Тверь. Тверское восстание сыграло решающую роль во взаимоотношениях между этими княжествами.

Новый князь

Тверское восстание часто связывают с князем Александром Михайловичем. В 1236 году он получает от монголов. Александр жил в Твери, в своём дворце. Однако уже следующей осенью в город прибыл Чол-хан, который решил тут и основаться.

Он выгнал великого князя из дворца и сам в нём поселился. Татары, которые были далеки от цивилизации, тут же вызвали волну негодования у местных жителей. Татарские офицеры пользовались привилегиями и вели себя надменно. Они без спроса присваивали себе чужое имущество и творили другие бесчинства. При этом возник конфликт на религиозной почве. Летописи донесли до наших дней рассказы о притеснениях христиан и зверствах.

Местное население любило князя Александра Михайловича и нередко обращалось к нему за помощью. Люди предлагали поднять мятеж против татар и изгнать их из княжества. Однако сам князь понимал бесперспективность такого решения. На помощь ордынцам неминуемо пришло бы огромное войско, и тверское восстание было бы жестоко подавлено.

Народное недовольство

Летом начали распространятся слухи о планах Чол-хана узурпировать власть в княжестве, а всех русских обратить в ислам. Более того, люди говорили, будто произойти это всё должно на великий праздник Успения, что добавляло драматичности. Эти слухи, возможно, были и неправдивыми, но являлись естественной реакцией на притеснение христиан. Именно они катализировали ненависть в народе, благодаря чему произошло Тверское восстание 1327 года. Князь изначально уговаривал народ подождать. Историки и сейчас спорят о его роли в этих событиях. Одни считают, что именно он начал организованный бунт, другие же - что он только потом присоединился к нему. В пользу последних говорит рассудительность князя, который понимал, что сопротивление без поддержки других княжеств приведёт к ещё большим бедам.

Начало восстания

К концу лета в народе все больше назревали бунтарские настроения. Со дня на день мог произойти мятеж. было 15 августа.

Татары из личной охраны Чол-хана решили присвоить лошадь местного священника. Народ вступился за него, и началась перепалка. Дьякон Дудко, судя по всему, также пользовался личным уважением горожан. А оскорбление церковного человека ещё сильнее разозлило русский народ. В итоге свита была перебита. Весь город узнал о беспорядках. Народный гнев выплеснулся на улицы. Тверичи кинулись громить татар и других ордынцев. Князь Александр теоретически мог подавить бунт своими силами, однако этого делать не стал и присоединился к народу.

Гнев народа

Татар били повсюду. Уничтожили в том числе и купцов. Это подтверждает именно национальный характер восстания, а не только религиозный или антиправительственный. Татары массово стали бежать в княжеский дворец, где спрятался и сам Чол-хан. К вечеру народ осадил дворец и поджёг его. Сам хан и вся его свита были сожжены заживо. К утру в Твери не осталось ни одного живого ордынца. Так происходило Тверское восстание (1327). Князь понимал, что мало просто уничтожить татар. Поэтому начал подготовку к отходу из Твери.

Москва

Через короткое время вся Русь узнала, что произошло Тверское восстание (1327). Московский князь Калита увидел в этом выгоду. Он давно вёл соперничество с Тверью за главенство.

Поэтому решил нанести удар и изменить распределение влияния в свою пользу. За короткое время он собрал войско. Ему в помощь выделил пятьдесят тысяч человек и своих подданных. Начался поход на юг. Через короткое время объединённые московские и татарские войска вторглись в княжество. Карательный отряд действовал очень жестоко. Горели сёла, города, убивались крестьяне. Многих забрали в плен. Почти все поселения были разорены.

Александр Михайлович понимал, что ни при каких условиях ему не выстоять против такой армии. Поэтому, стремясь хоть как-то облегчить участь тверичей, бежал со своей свитой из города. Через некоторое время он добрался до Новгорода. Однако ордынцы с москвичами настигли его и там. Князь новгородский дал большой откуп и дары, чтобы его владения не постигла та же участь. А Александр бежал в Псков. Иван Калита затребовал выдачи мятежника. Действующий по указанию Москвы объявил, что отлучает псковичей от церкви. Сами жители очень любили князя. В город прибывали послы и предлагали Александру сдаться в плен. Он был готов пожертвовать собой ради спокойствия других. Однако псковичи заявили, что готовы сражаться и умереть с Александром, если понадобится.

Бегство в Литву

Понимая опасность положения и зная, какая участь постигнет Псков в случае вторжения, Александр Михайлович всё же не задерживается и здесь. Он отправляется в Литву. После долгих странствий он всё же заключает перемирие с ханом Узбеком и возвращается в Тверь. Но это не нравится Ивану Калите. Московский князь уже распространил влияние на многие земли и видел новую угрозу в Твери. Александра очень любил народ. Он часто упрекал других князей и бояр в бездействии, предлагая поднять всеобщий мятеж против хана за землю христианскую. Хотя он не имел огромной армии, слово Александра Михайловича было очень авторитетным.

Однако после череды заговоров и интриг его снова хватают татары. Через месяц князю Александру Михайловичу выносят смертный приговор. Свою участь он встретил с завидным достоинством и, как говорят летописи, "с высоко поднятой головой он пошёл навстречу своим убийцам".

Через многие годы после его смерти церковь канонизирует князя и объявит святым мучеником за веру.

Тверское восстание 1327 года: значение

Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Оно обнажило явные проблемы Руси и дало понимание о политической конъюнктуре. Соперничая между собой, православные князья не были способны объединиться перед лицом общего врага. Также очень важен именно народный характер восстания. В эти тяжелые годы ковалась русская идентичность и христианское братство. Пример тверичей вдохновит людей на многие последующие восстания. И только через десятки лет Русь окончательно сбросит с себя ярмо Орды и освободится от гнёта.

Тверское восстание крайне важно в плане распределения влияния отдельных княжеств. Именно в этот момент Москва, благодаря усилиям Калиты, стала самым сильным городом и распространила влияние далеко за пределы своей земли. Это были первые предпосылки к созданию Московского царства, которое можно считать первым примером русской государственности в том виде, в котором оно существует сейчас.

Тверское восстание (1327): итоги

Несмотря на все бедствия, участие москвичей в подавлении восстания позволило принести значительное спокойствие на русскую землю. Также ордынцы были впредь более осмотрительны и уже не позволяли себе прежних бесчинств.

Тверское восстание 1327 года получило отражение во многих народных песнях и сказаниях. Также записи о нём есть и в различных летописях. Кровавые события описал известный писатель в своём романе "Великий стол".

Но особенно позиции Москвы усилились после тверского восстания 1327 года . В Твери татаро-монголы пытались собрать очень большую дань, что вызвало восстание, которое возглавил сам тверской князь. Московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита («кошелек») , боясь, что гнев ордынцев обрушится и на его княжество тоже, с ордынскими войсками обрушился на Тверь и разгромил ее. Калита уберег свои земли, а позиции Твери были подорваны. Великокняжеский ярлык перешел в Москву.

Восстания в Твери и антиордынские выступления в других городах вынудили хана передать Калите право сбора дани со всех русских земель и доставки ее в Орду, что способствовало ликвидации системы баскачества.

Союз Калиты и церкви

При Иване Калите (1325-1340) московское княжество окончательно стало как крупнейшим и сильнейшим в Северо-Восточной Руси. Сбор дани давал ему возможность, утаивая часть «выхода», значительно разбогатеть.

Со времен Калиты складывается тесный союз московской великокняжеской власти с Русской Православной церковью. Митрополиты сделали Москву своим постоянным местопребыванием. Москва стала уже в XIII веке религиозным центром русских земель.

Дальнейшее расширении территории Московского княжества

При Калите расширилась территория Московского княжества. Он смог включить в состав своего государства экономические развитые Галич, Углич, Белоозеро.

Значение правления Ивана Калиты

В княжение Калиты была заложена основа могущества Москвы. Сын Калиты Симеон Иванович (1340-1353) уже претендовал на титул «великого князя всея Руси» и за свое высокомерие получил прозвище «Гордого» .

Внешне Калита был покорным слугой Золотой Орды. Он стремился не дать им поводов для новых вторжений на Русь. Набеги татар в его княжение почти полностью прекратились. Русские земли получили необходимую им передышку для восстановления и подъема экономики, накопления сил для предстоящей борьбы за свержение ига.

Все это позволило внуку Калиты Дмитрию вступить в открытую борьбу с Ордой.

IV. Княжение Дмитрия Донского

Начало княжения Дмитрия Ивановича.

А) Борьба за ярлык между Московским и Суздальско-Нижегородским княжествами. Роль московского боярства и Русской Православной церкви.

Дмитрий Иванович, внук Калиты, был слишком мал, когда взошел на трон. Воспользовавшись его малолетством, суздальские князья забрали ярлык у Москвы. Только энергичные действия московского князя и митрополита Алексия способствовали возвращению ярлыка московскому князю.

Б) Строительство Кремля

Прежде чем вступать с другими княжествами в открытую борьбу, Дмитрию надо было укрепить могущество Москвы. В 1367г. в невероятно короткий срок - меньше чем за два года - было закончено строительство нового Московского Кремля - из белого камня-известняка. Его строительство выделяло Москву из всех остальных городов: это была первая каменная крепость на Северо-Востоке .


В) Соперничество Москвы с Литвой.

Очень серьезным соперником Москвы в это время было Великое княжество Литовское и Русское, в состав которого входили западнорусские земли. Русский язык здесь был государственным, большую часть населения составляли православные славяне, «Русская Правда» была в этом государстве действующим законодательством. Литовские князья, как и московские, претендовали на собирание русских земель.

В конце 60- - начале 70-х годов великий литовский князь Ольгерд трижды осаждал Москву, но взять ее не смог, так как Москва была окружена белокаменным Кремлем .

Прочтите отрывок из «Повести о Шевкале»

«В год 6834 (от Сотворения мира)… Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: "Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними". Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный диаволом: "Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе". И царь велел ему так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.

И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диаконтверянин, - прозвище ему Дудко, - повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой к Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: "Люди тверские, не выдавайте!" И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала. (...) Убит же был Шевкал в 6835 году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю - пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове»

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) после подавления восстания в Твери тверские князья добровольно отказались от прав на великое Владимирское княжение в пользу Москвы

2) события, описанные в повести, произошли в первой половине XIV в.

3) следствием восстания в Твери стала передача ханом Золотой Орды ярлыка на великое Владимирское княжение тверскому князю

4) в карательном походе монголо-татар против Твери принимали участие войска Ивана Калиты

5) темник в войске ордынцев командовали отрядом в тысячу человек

6) Чол-хан (Шевкал, Щелкан) был баскаком ордынского хана Узбека на Руси

Пояснение.

1) после подавления восстания в Твери тверские князья добровольно отказались от прав на великое Владимирское княжение в пользу Москвы - НЕТ, неверно.

2) события, описанные в повести, произошли в первой половине XIV в. - ДА, верно, речь идет об антиордынском восстании в Твери в 1327 г. против баскака Чол-хана (первая половина XIV в).

3) следствием восстания в Твери стала передача ханом Золотой Орды ярлыка на великое Владимирское княжение тверскому князю - НЕТ, неверно, ярлык на великое Владимирское княжение после подавления восстания перешел московскому князю Ивану Калите.

4) в карательном походе монголо-татар против Твери принимали участие войска Ивана Калиты - ДА, верно, восстание было подавлено монголами и русскими войсками во главе Ивана Калиты.

5) темник в войске ордынцев командовали отрядом в тысячу человек - НЕТ, неверно, темник в войске ордынцев командовал отрядом в десять тысяч человек.

6) Чол-хан (Шевкал, Щелкан) был баскаком ордынского хана Узбека на Руси - ДА, верно.

Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.)

Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.)

Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига. Оно было очень жёстко подавлено Золотой Ордой, однако привело к фактическому перераспределению сил на сторону Москвы, проведя черту под четвертью века соперничества Твери и Москвы за верховенство в землях Северо-Восточной Руси. Самое подробное описание данных событий мы можем найти Рогожском и Тверском сборнике летописей.

Осенью 1236 года Александр Михайлович (тверской князь) получает от монгольского хана Узбека ярлык на княжение во Владимире. Примерно спустя год в Тверь приезжает Шевкал (Щелкан), являющийся двоюродным братом Узбека. Он селится в княжеском дворце, выгоняя оттуда Александра и начинает гонения, грабежи и избиения христианского народа. Также в городе ходит слух о том, что Щелкан имеет план перебить всех князей и править Тверью лично, обратив русских жителей города в ислам, что должно было произойти на Успение. Как рассказывает нам летопись, собравшиеся жители пришли к Александру с просьбой расправы над монголами, однако тот уговаривал их терпеть.

Но пятнадцатого августа внезапно вспыхивает восстание, которое началось с того, что татары из свиты Щелкана пытались отнять кобылу дьякона Дудко. Возмущённые жители вступились за дьякона, после чего начали бить татар по всему городу. Чолхана вместе со свитой сожгли во дворце. Народ перебил всех татар, которые были в Твери, включая так называемых «бессермен», являющихся ордынскими купцами. Некоторые из летописей выставляют в качестве зачинщика данного восстания, но историки опровергают это. Однако князь и не препятствовал волнениям.

Иван Калита (московский князь) – давний соперник Тверского княжества за великокняжеский престол быстро воспользовался восстанием в Твери для утверждения собственного главенства в Русской земле. Он отправляется в Орду и вызывается помочь монголам полностью восстановить над Русью власть. При этом, в случае успеха хан обязуется сделать Калиту великим князем и дать ему пятьдесят тысяч воинов возглавляемых пятью темниками. К такому ордыно-московскому войску присоединились силы Александра Суздальского, а в народе данный поход принято было называть «Федорчуковой Ратью».

Князь Твери сбежал в Новгород, а потом Псков. Новгород смог откупиться от Калиты.

ЛЕТОПИСЬ О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ

В тот же год князю Александру Михайловичу дано великое княжение. И пришел из Орды, и сел на великокняжеском престоле. После этого, вскоре, за умножение грехов наших Бог попустил диаволу вложить злое в сердца безбожных татар и сказать беззаконному царю: "Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не будешь иметь власти над ними". Беззаконный же, проклятый и всего зла зачинщик Шевкал, разоритель христиан, открыл скверные свои уста и начал говорить, учимый диаволом: "Господин царь, если велишь мне, пойду на Русь и разорю христианство, а князей их убью, а княгинь и детей к тебе приведу". И велел ему царь так и сделать.

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени.

И было так, что в пятнадцатый день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: "О, мужи тверские! Не выдайте!" И был между ними бой. Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд. Не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших коней на поле, которые схватили лучших жеребцов и ускакали в Москву, а затем в Орду, и там рассказали о кончине Шевкала

Летописный сборник, именуемый Тверскою Летописью

ПОВЕСТИ О ШЕВКАЛЕ

Повести о Шевкале - летописная повесть и другие повествования о восстании в Твери против ханского наместника Шевкала (Щелкана, Чол-хана) в 1327 г. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285-1375 гг. тверской летописный текст; судя по дате окончания этого сходного текста, он восходил, очевидно, к тверскому своду посл. четв. XIV в. Повесть помещена здесь под 6834 (1326) г.; под следующим годом рассказывается о карательном татарском походе на Тверь и бегстве тверского князя Александра в Псков.

Первая часть Повести повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю (хану Узбеку) «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского. Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, - о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар (спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом - они-то и принесли в Орду весть о восстании). Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи.

Повести о Шевкале // Электронные публикации http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3074

ПЕСНЯ О ЩЕЛКАНЕ ДУДЕНТЬЕВИЧЕ

И в те поры млад Щелкан,

Он судьею насел

В Тверь-ту старую,

В Тверь-ту богатую.

А немного он судьею сидел:

И вдовы-та безчестити,

Красны девицы позорити,

Надо всеми наругатися,

Над домами насмехатися.

Сборник Кирши Данилова. Древние Российские стихотворения собранные Киршею Даниловым. М., 1977 http://lmkn.narod.ru/byliny/chelkan.html

Н.М.КАРАМЗИН О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ

В конце лета явился в Твери Ханский Посол, Шевкал, сын Дюденев и двоюродный брат Узбека, со многочисленными толпами грабителей. Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и Церкви в набожной России. Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.

Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. http://magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar04_08.htm

ШЕВКАЛОВО ДЕЛО

Но в то время, как московский князь утверждением у себя митрополичьего престола приобретал такие важные выгоды, Александр тверской необдуманным поступком погубил себя и все княжество свое. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал (Чолхан), или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.

Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.