Тридентский собор. Решения тридентского собора Что такое тридентский собор определение

Тридентский собор - вселенский собор, который с перерывами работал с 13.XII.1545 по 6.XII.1563 в Триденте (Германия). Созван по инициативе папы Павла III с целью сдерживания развития Реформации, восстановления позиций католической церкви и поднятия пошатнувшегося в глазах мировой общественности авторитета папства.

Религиозный и политический раскол в Германии, вызванный выступлением в 1517 Мартина Лютера и началом реформационного движения, германский император Карл V и немецкое дворянство предлагали загладить на всеобщем соборе, идея созыва которого ими высказывалась уже в 20-30-е г. XVI в. Карл V предлагал провести собор в Триденте, чему - и самой идее собора, и месту его проведения - противился папа Климент VII, помня о соборах в Констанце и Базилее. Его преемник папа Павел III (1534-1549) положительно отнесся к идее созыва собора и с 1535 начал его подготовку. Но в силу политических и религиозных обстоятельств время его проведения неоднократно откладывалось. Очередной срок открытия собора был назначен на 15. III.1545. Но фактическое открытие состоялось 13. XII.1545, когда в Тридент прибыли 4 архиепископа, 21 епископ и 5 генералов орденов. В начале лета 1646 количество участников увеличилось до 66 человек, 1/3 которых прибыла из Италии. Первый этап заседаний проходил 13.XII.1545 - 2.VI.1547.

Участники собора раскололись на 2 партии: непримиримая, папская, и компромиссная, императорская, группировавшаяся вокруг Карла V. Первая стояла за немедленное обсуждение догматических проблем и осуждение тех ошибочных толкований и святотатственных учений, которые так заразили страны, ставшие на путь протестантизма. Вторая, императорская, партия полагала, что собор прежде всего должен рассмотреть причины распространения еретического движения и деморализации в церкви. Она настаивала на допущении к обсуждению спорных вопросов светских лиц, требовала ведения переговоров с еретиками-протестантами, что отвергали паписты. Карл V допускал возможность «реформировать» католицизм, смягчить некоторые его злоупотребления. На этот «компромиссный» католицизм могла бы пойти значительная часть колебавшихся протестантов, если бы Тридентский собор пошел на уступки. Но именно этих уступок больше всего боялся папа. При слабости императорской партии, которая отражала интересы сил, отвлеченных светскими делами, в частности, к военным протестантским фронтом, Павлу III удалось без труда навязать Тридентскому собору свою программу.

На первом этапе соборных заседаний обсуждались вопросы веры и реформы католической церкви. Были приняты декреты об источниках веры, о первородном грехе, а также об оправдании, который стал главным догматическим декретом собора. Обсуждались вопросы о таинствах, крещении и др.

В связи с эпидемией, которая охватила Тридент весной 1547, собор продолжил работу в Болонье, куда однако не последовало немецкое протестантское духовенство. Перенесением места работы собора папа хотел избавить собор из-под влияния императорской власти, которая стремилась вернуть собор в Тридент. Перевод в Болонью означал провал попыток к соглашению и компромиссу между сложившимися партиями. Отныне в течение короткого времени было 2 собора, враждовавшие между собой и не пользовавшиеся авторитетом.

В Болонье собор дискутировал над вопросами об Евхаристии, исповеди, причащении больных, посвящения в священники, о браке священников, о св. мше, чистилище, об индульгенциях. По существу Болонский собор бездействовал, и 13.IX.1549 папа распустил его. 10.XI.1549 Павел III умер.

Фактически Тридентский собор с 1547 по 1551 не функционировал. Он снова открылся под давлением императора в том же германском городе. Трудное положение католицизма во многих западных государствах в момент смерти Павла III заставило коллегию кардиналов потребовать при избрании нового папы, принявшего имя Юлия III (1550-1555), возобновить Тридентский собор. Это требование поддержал и Карл V, надеявшийся примирить протестантов с католиками в империи и достигнуть единства веры. Наоборот, Франция выступала против продолжения собора, желая таким образом усилить религиозный раскол в Германии и ослабить позиции Карла V. Без особой веры в успех своего дела Юлий III созвал в Триденте собор, который торжественно открылся 1.V.1551.

В конце 1551 - начале 1552 по требованию императора на собор прибыли представители немецких протестантов, которые желали аннулировать все прежние дефиниции веры, что было нереально, поскольку декреты о таинствах и по некоторым другим вопросам, принятые в Болонье, были уже опубликованы. Воспользовавшись вмешательством французского короля в их пользу, немецкие протестантские князья покинули Тридент. 28.IV.1552 политические обстоятельства вновь привели к закрытию собора. На этот раз перерыв затянулся на целых 10 лет, до 1562 г.

Тем временем вслед за Юлием III умерли его преемники Марцелий II и Павел IV. Наконец заседания собора возобновил Пий IV (1559-1565). Открытие произошло 18.I.1562 в присутствии 109 кардиналов и епископов. Был одобрен декрет о таинствах, отвергнуто предложение об отмене целибата, обсуждался вопрос о беспорядках в епархиях. Принята декларация, обязывавшая епископов создавать в своих епархиях духовные семинарии для подготовки священников. Еще в 1546 Тридентский собор издал декрет о запрещении распространения не одобренных церковью изданий св. Писания и комментариев на него. Павел IV дополнил этот декрет специальным списком запрещенных книг, а возобновивший в 1562 свою работу Тридентский собор издал новый список, впоследствии много раз переиздававшийся и дополнявшийся. Этот список получил название «Индекс» («Указатель»). На последней сессии, 3-4.XII.1563, были одобрены декреты о чистилище, индульгенциях, почитании святых, о реформе мшала и бревара, издании всеобщего катехизиса.

Декреты Тридентского собора были утверждены папой 26.I.1564. Собрание догматических решений собора, называемое тридентское исповедание веры, папа вознес до ранга правил, обязательных для всех бискупов, преложоных ордена, докторов и т.д. Тридентскому исповеданию веры должны были присягнуть все духовные лица и профессора университетов.

Решения собора, которые вводили организационные изменения в церкви, положили начало так называемой католической реформе. Принятые на соборе решения усилили власть и авторитет папы, церковную дисциплину, уточнили основы церковной цензуры. Собор отверг всякие уступки протестантам, определил католическую доктрину относительно реформационной. Уточненные католические догматы и литургия выразительно отличались от протестантской концепции. Уже после собора был введен пересмотренный в соответствии с его решениями катехизис (1566), реформированные бреварий (1568), обязательный для всего клира, мшал (1570) и официальный текст Библии, т.н. Вульгата (1592). Подчеркнуто, что единственным интерпретаторами св. Письма является духовенство.

Тридентский собор не смог привести к восстановлению единства христиан в вере, чего добивался германский император. Большую роль на нем сыграли иезуиты, которые с этого времени приобрели сильное влияние на политику Рима.

После Тридентского Собора на протяжении 300 лет, до 1869-1870, не состоялось ни одного собора католической церкви.

Постановления собора, утвержденные папой Пием IV, были приняты в Речи Посполитой, прежде всего Сигизмундом II Августом (на сейме в Парчеве 1564), а по проведении папой корректив - синодом в Петрикове (1577).

Одним из главных направлений политики папства после Тридентского собора стало подчинение Риму приверженцев восточной церкви. Провал миссии папского легата Антония Поссевино к царю Ивану Грозному, имевшей целью присоединение Москвы к церковной унии, склонили Рим к концентрации усилий на православной церкви Речи Посполитой. Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза поддержали реформы Тридентского собора и политику Рима относительно православной церкви их державы.


Литература:

1. Encyklopedia Historii Polski: Dzieje polityczne. - T. 1. - Warszawa, 1994. - S. 388.

2. Feischer -Wollpert R. Leksykon papieży. - Kraków, 1998.- S. 249-251.

Начало Тридентского собора (1545–1563) было крайне неудачным. К моменту предполагаемого открытия собора в Триент (ныне Тренто, Италия) прибыло всего 10 епископов, а на первых заседаниях присутствовало только 30 епископов. На то были свои причины. Император Карл V желал, чтобы собор происходил на территории Священной Римской империи, тогда как французский король настаивал на соборе в Авиньоне; папа, со своей стороны, хотел провести собор в одном из итальянских городов, чтобы избежать контроля со стороны светских властей. В итоге был избран Триент, город, находившийся в границах империи, но расположенный неподалеку от Франции и Италии. Папа хотел, чтобы собор вынес определения относительно спорных догматов, император же настаивал на рассмотрении одних лишь дисциплинарных вопросов. Кроме того, в самих католических кругах не было единодушия относительно того, кому принадлежит верховная власть в церкви – папе или собору, и многие епископы подозревали, что папа желает укрепить ускользающую власть. И наконец, существовала оппозиция собору со стороны светских государей католических стран.

Последнее обстоятельство, впрочем, оказалось на руку папе, поскольку давало ему возможность собрать своих сторонников. На соборе председательствовали три папских легата, которые обладали исключительным правом выдвигать вопросы на обсуждение. Папские делегаты взяли под свой контроль организацию собора, заменив голосование по принципу национального представительства (принятое на Констанцском соборе, закончившемся великой западной схизмой) индивидуальным голосованием, уменьшив тем самым возможность воздействия на результаты голосования со стороны императора и европейских монархов через послушные им национальные фракции участников собора. Каждый вопрос, вынесенный на повестку дня легатами папы, рассматривался группой теологов и специалистов по каноническому праву, а результаты этого рассмотрения доводились до сведения епископов, которые и принимали окончательное решение. Затем на общем собрании принималось постановление. В период с 1545 по 1563 собор трижды возобновлял свою деятельность; всего за это время было проведено 25 пленарных заседаний.

В результате было выработано официальное католическое учение о первородном грехе, об оправдании, о мессе и о таинствах. Кроме того, собор принял дисциплинарные постановления о минимальном возрасте для поступающих в монастырь, об аттестации и улучшении подготовки священства, о церковных облачениях и епископском контроле над приходскими священниками. Однако за всеми вопросами, обсуждавшимися на Тридентском соборе, стояли две главные проблемы, связанные с положением папства. Первой из них была проблема участия в соборе протестантских теологов. Папские легаты предложили им явиться на собор и изложить свои доводы, однако отказали им в праве голоса – до тех пор, пока они не вернутся в лоно Римско-католической церкви (что подразумевало подчинение власти папы и решениям собора). Оставалось также неясным, получают ли епископы свой сан непосредственно от Бога или опосредованно, через папу. В первом случае епископы оказывались практически независимыми от папы, а единственной высшей властью в церкви становился общецерковный собор. Папские легаты избегали прямой постановки этого вопроса, однако по сути выступали за примат папы. Римская церковь была признана матерью и владычицей всех прочих церквей. Все, кто рукополагается в тот или иной сан, должны приносить обет повиновения папе. Папа осуществляет попечение обо всей церкви и обладает прерогативой созывать вселенские соборы. Наконец, все постановления собора должны утверждаться папой.

Последнее требование заключало в себе серьезную проблему, так как чиновники Курии пытались добиться смягчения некоторых постановлений, которые сокращали число случаев, требующих апелляции к Риму, а тем самым и доходы канцелярии. Однако Пий IV (1559–1565) решительно утвердил эти постановления и запретил издание «комментариев, глосс, аннотаций и схолий к вышеназванным постановлениям» без согласования с папой. Кроме того, он создал кардинальскую конгрегацию для истолкования постановлений Тридентского собора.

Ряд вопросов не был разрешен на соборе, в частности – издание нового Индекса запрещенных книг. Кроме того, на усмотрение папы был оставлен и вопрос о составлении нового католического катехизиса. Для составления катехизиса в Риме была назначена комиссия теологов, результатом деятельности которой явился т.н. Катехизис Тридентского собора, опубликованный при Пие V (1566–1572).

Кроме того, собор оставил незавершенной реформу Миссала и Бревиария и вопрос об исправлении текста Вульгаты. Завершение этой работы также легло на плечи пап. Реформированные Миссал и Бревиарий были изданы Пием V, но ватиканское издание Вульгаты было осуществлено лишь в 1612.

Использованы материалы сайта http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/PAPSTVO.html

Далее читайте:

Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |

История папства (хронологическая таблица).

Католическая Церковь насчитывает по настоящее время 21 собор, от Никейского в 325 году до II Ватиканского в 1962-1965. Между этими соборами Тридентский (который был девятнадцатым по счету) продолжался с 1545 по 1563 год и был, естественно, одним из самых важных, хотя он не был ни самым многочисленным, ни пышным, да и не таким уж затяжным, если учесть годы перерыва (с 1548 по 1551 и потом с 1552 по 1561 г.).

Важность Собора заключается в том, что он а) занял ясную доктринальную позицию относительно тезисов протестантов, б) обновил устав Церкви и дал точные указания по поводу формирования и поведения клира.

Чтобы дать представление о реформаторском духе Собора приведем фрагмент канона: ("Декрет Реформы", сессия XXII, 17 сентября 1562): "Нет ничего, что более настоятельно побуждало бы других к набожности и поклонению Богу, чем жизнь и пример тех, кто возложил на себя обязательства служения Богу. Видя их, действительно возвышающихся над мирским и устремленных в мир более высокий, другие смотрят в них как в зеркало и извлекают пример, которому следует подражать. И абсолютно необходимо, поэтому, чтобы духовные лица, призванные связать с Богом свои судьбы, в своих привычках, манерах держаться, ходить, говорить не касались того, что не серьезно, не умеренно, и не полно религиозности". Эти наставления направлены против безнравственности клира конца Средневековья и эпохи Возрождения, и конкретизируются в других канонах декрета.

Кроме того, на Тридентском соборе, Церковь вновь обретает полное сознание того, что быть Церковью - значит быть "попечительницей о душе" и миссионером: "Salus animarum suprema lex esto", "Да будет высшим законом спасение душ". Этот исторический поворот Йеден оценивает следующим образом: "В истории Церкви этот перелом имеет то же значение, которое имеют открытия Коперника и Галилея для картины мира, выработанной естественными науками".

В документах Собора томистская и схоластическая терминология и концепции использовались весьма умеренно и осторожно и, как было отмечено внимательными интерпретаторами, мерой здесь служит верность Церкви, а не верность схоластическим теологам.

Были найдены решения по вопросам об оправдании верой, о деяниях, о предопределении, о таинствах, которые протестанты собирались свести лишь к крещению и причастию (в частности, была утверждена доктрина транссубстативности евхаристии, согласно которой субстанции хлеба и вина преобразуются в тело и кровь Христову). Лютер, напротив, говорил о консубстативности, что подразумевало неизменность хлеба и вина, в которых все же осуществлялось воплощение Христа, в то время как Цвингли и Кальвин сходились в символической интерпретации причастия), и, таким образом, вновь восторжествовала традиция.



Приведем несколько выдержек из документов для иллюстрации некоторых из этих пунктов. По поводу оправдания верой говорится: "Конечная причина - величие Божье и Христово и жизнь вечная; действующая причина - милосердие Божье, которое бескорыстно и свято, сущностная причина - это единственный Господь наш Иисус Христос, который, будучи взятым его врагами, возлюбил их бесконечной любовью, и мы заслужили оправдание его пресвятыми страстями на кресте и его прощение. Инструментальная причина состоит в святости крещения, которое есть таинство веры, без которого никому и никогда не будет оправдания. В конце концов, единственная формальная причина - это справедливость Божья; верит не тот, для которого он справедлив, но тот, которому передается справедливость; т.е. посредством этого дара, мы обновляемся в глубине духа, не только считались справедливыми, но названы были так и действительно были ими, получая каждый собственное оправдание, в той мере, в которой святой Дух расточает ее каждому в отдельности, согласно предопределению и собственному содействию. Действительно, кто оправдан, если не тот, кому переданы страсти Господа нашего Иисуса Христа; в этом оправдании грешников, благодаря тем же самым святым страстям, любовь Бога распространяется посредством святого Духа в сердцах оправданных. Вместе с оправданием и с отпущением грехов человек получает через Иисуса Христа все эти дары, в которых соединены вера, надежда и милосердие. Действительно вера, если не добавились к ней надежда и милосердие, не соединяет совершенным образом со Христом, и не делает его живой частью нашего тела. Поэтому абсолютно истинно утверждение, что вера без благих деяний мертва и бесполезна и что во Христе важно не обрезание, но вера, действующая посредством милосердия".

По поводу "бескорыстия" веры, уточняется: "Когда апостол говорит, что человек оправдан через веру и бескорыстно, это следует понимать в духе католической церкви, т.е. так, что вера есть источник человеческого спасения, фундамент и корень любого оправдания, без которого нет воли Божьей и причастия, которое с вами обретают и ваши дети. Мы оправданы бескорыстно, поскольку все то, что предшествует оправданию - как вера, так и благие деяния - заслуживает благодати оправдания, ведь не в заслугах дело, иначе (как говорит тот же апостол) милость Его не была бы больше милостью".

О соблюдении заповедей и о благих делах говорится: "Никто, потом, уже будучи оправданным, не должен считаться свободным от соблюдения заповедей, употреблять дерзкие выражения и запрещенное отцами под угрозой наказания быть отлученным от Церкви, нельзя для оправданного человека не соблюдать заповеди Божьи. Бог, действительно, не требует невозможного; но когда Он управляет тобою, то предупреждает делать то, что ты в состоянии сделать и когда требует того, что не в твоих силах, то помогает с тем, чтобы ты смог; Его заповеди не тяжки, иго сладостно и легко. Те, кто действительно являются сыновьями Божьими, любят Христа, и те, которые любят (как и Сам Он говорит), соблюдают Его слова, вершат дела, которые с помощью Бога несомненно могут делать. Хотя, действительно, в жизни смертные, какими бы святыми и справедливыми они ни были, сколько раз впадают в ошибки незначительные и повседневные, простительные, но при этом не перестают быть справедливыми. И собственно для прощенных уже выражение, смиренное и правдивое: "И остави нам долги наша".

Наконец, по поводу евхаристии говорится: "Так как Христос, наш Спаситель, говорил, что истинно пребывал своим телом в том, что отдал под видом хлеба, церковь убеждена и объявляется сейчас снова на этом святом Соборе - что с освящением хлеба и вина преобразуются они: хлеб в сущность тела Христа, нашего Господа, и вино в сущность Его крови. Это преобразование, произведенное подобающим образом, и есть, собственно, то,что святой католической церковью называется транссубстанцией ".

... Один из западноевропейских авторов У. Топпер писал:

«Каким же образом осуществилась христианизация Европы? Этого мы не знаем. Во всяком случае, не так, как это передают церковные тексты, ни в плане временных рамок, ни касательно характера операции. Действительные события в легендах искажены до неузнаваемости, все перевернуто вверх ногами».

Далее мы рассмотрим, как развивались события, которые в конце концов привели к рождению латинской модификации христианства и насильственному распространению этого «христианства» на территории нынешней Европы и в России.

Орден тамплиеров

В пятницу 13 октября 1307 все французские тамплиеры по приказу короля Филиппа IV были арестованы, а их имущество конфисковано.

Обвинения:


    Орден давно отступил от христианства (он и не был христианским — авт.). Члены ордена при вступлении в него плевали на крест, вслух отрекались от власти церкви над собой.


    Уклонение от уплаты налогов, финансовые махинации с недвижимостью, ростовщичество и многое другое.


Основная масса доказательств была собрана королевскими судьями с применением обычных в то время при судопроизводстве пыток.

Кто стал владельцем имущества и денежных средств ордена? По-видимому тот, кто осуществлял далее преобразования общества и объединение Европы.

Авиньонское пленение пап

Следующее знаковое событие — это авиньонское пленение пап (1309-1377 гг.)

Авиньонское пленение пап по официальной версии началось с финансовых разногласий папы Бонифация VIII и французского короля Филиппа IV . Отметим, что опять мы встречаемся с Филиппом IV .

Многие источники отмечают, что Филипп IV не был самостоятельной фигурой,большую роль в политике Филиппа играли его приближенные. Была некая команда, которая проводила «перестройку» в Европе, разрушая сложившиеся устои.

Как пишут энциклопедии, авиньонское пленение продолжалось 68 лет. К этому времени папство утратило былую роль в политической жизни Европы (да его и не было — авт.).

В то время в странах Западной Европы началась централизация государств. В централизованных государствах всё население подчинялось монарху, в том числе и духовенство, и это приводило к раздробленности Европы. Глобальный центр управления поставил задачу объединить Европу. Для этого и начали создавать институт папства.

Вильгельм Каммайер в книге «Универсальная фальсификация истории» (1926 г.)пишет:

«Существование католических пап до так называемого авиньонского пленения было полностью выдумано».

У. Топпер считает, что папство возникло «... в Авиньоне и переселилось в конце XIV века в Рим в Италию».

Авиньонский период в истории папства мало напоминал реальный плен, скорее это было сотрудничество пап с «сильными мира сего».

По-видимому, собрали всех церковных руководителей (пап) с целью их объединения под единое начало .

Папам дали неограниченную власть в церкви. Википедия:

«Но уже через год после окончания «Авиньонского пленения» начался Великий западный раскол (1378-1417), когда и в Авиньоне, и в Риме находились конкурирующие папы, разделившие между собой весь католический мир (а может не католический, а религиозный, так как католичества еще не было? — авт.)».

По-видимому, не все согласились с решениями, принятыми в Авиньоне. Ведь в то время существовали на территории нынешней Европы и другие вероучения.

Констанцский собор

Констанцский собор (1414-1418) начался во время раскола с целью объединения Римской католической церкви и прекращения Великого западного раскола, который к этому времени уже привёл к троепапству.

Собор в Констанце восстановил единство католической церкви.

В результате новых выборов папой был избран Мартин V.

На соборе были приняты два документа, которые утверждали:


    Собор обладает наивысшей властью, данной ему Христом, и все, не исключая папы, должны подчиняться этой власти;


    Собор будет собираться регулярно, через определенное количество лет.


Оба эти документа были выражением тезиса о верховенстве власти собора над папством и потому не были подтверждены папой.Считается, что Собор прекратил схизму, но реформу церкви провести не мог.

Заодно собор принял решение о наказании еретика Яна Гуса. Он был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419-1434).

Можно говорить, что на Констанцском соборе 1414-1418 гг. состоялось объединение римских католических церквей в единую организацию.

Хотя собор решил не все задачи, в частности, папа еще не получил безграничную власть, но уже эта объединенная церковная организация показала, что будет с теми, кто не подчинится её решениям.

Вот с такого греха перед Богом начала свою деятельность латинская объединенная церковь, которой в последствии дадут название «католическая», по-видимому, от слова «кат»: на чешском языке «кат» означающее «палач» (см. словарь Фасмера).

Не вся правда известна о Яне Гусе, а тем более о том, какое вероучение он защищал.

Но известны некоторые положения вероучения, которые он проповедовал:


    Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим.


    Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.


    Каждый человек прямо связан с Богом без каких-либо посредников, следовательно, церковь как промежуточное звено между человеком и Богом не нужна.


    Исповедь — это насилие в отношении совести и потому достаточно довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом.


    Необходимо перевести Библию с традиционного латинского языка на национальные языки.


Так какое христианство проповедовал Ян Гус?

Косвенно нам об этом говорит следующий факт. На помощь гуситам, которые оборонялись от крестоносцев папы римского, «прибыл отряд из числа православных подданных Великого Княжества Литовского, боровшихся против окатоличивания своей страны. Восемь лет вместе с таборитами они сражались против польских, немецких и венгерских войск» .

По-видимому, православные помогали православным в борьбе против латинян.

Отметим, что в настоящее время Чехия является самыматеистическим государством в Европе.

Ферраро-Флорентийский собор

Ферраро-Флорентийский соборсостоялся в1438-1445 годах.

После войны с чехами решили попробовать навязывать латинскийвариант христианства политическими методами. Официальная цель Флорентийского Собора — преодоление догматических разногласий между Западной и Восточной церквями и заключениеуниимежду ними.

Собрали представителей всех христианских церквей — около 700 человек. Принимал участие и киевский митрополит Исидор. Им в ультимативной форме предложили всем войти в союз с латинской церковью при главенстве папы римского. Одновременно потребовали принять новые христианские догмы латинской церкви: главенство папы римского во Вселенской Церкви, филиокве (добавление в Символ веры) и учение о чистилище.

Уния состояла в признании нововведений Римской церкви , но с оговоркой, что Восточные церкви не станут вводить у себя латинские литургические и церковные обряды.

Представители православных церквей подписали документы не по своей воле. В ходе собора большинство представителей византийской делегации 5 месяцев не получали денег на пропитание, обещанных как условие присутствия делегации на соборе еще в Константинополе.

Среди не подписавших унию был митрополит Марк Эфесский. Марк Эфесский не сделал никаких уступок в пользу латинского учения, называл латинян еретиками.

Почему Марк Эфесский называл латинян еретиками?

Он говорил, что латиняне изменили Евангелия, приписав Христу то, чего он не говорил: «Почему... иное проповедуем Евангелие!» .

Однако уния оказалась непрочной и на деле просуществовала недолго. Уже через несколько лет многие присутствовавшие на Соборе епископы и митрополиты стали открыто отрицать своё согласие с Собором или утверждать, что решения Собора были вызваны подкупом и угрозами со стороны латинского духовенства.

Таким образом, по-хорошему договориться не удалось, но на этом латиняне не успокоились: уже в 1453 году османы взяли Константинополь не без помощи латинян и иудеев.

Как же отнеслись в России к решениям Ферраро-Флорен-тий-ского собора?

Киевский Митрополит Исидор подписал унию с Римско-католической Церковью, но великий князь Московский Василий Иванович (Василий III , 1479-1533) на третий день после приезда Исидора отправил его в темницу, лишил сана и разорвал унию с Римской Церковью.

Тридентский собор

Тридентский собор состоялся в 1545-1563 годах (длился 18 лет).

Один из важнейших соборов в истории католической церкви.

На нем были решены задачи на 300 лет вперед. Следующий Ватиканский собор состоялся лишь в 1869, и то он был прерван.

«Скорее всего, до Тридентского Собора католицизм не существовал как единая организованная структура» .

Решения Тридентского собора


    Тридентский Собор закрепил верховенство пап. Фактически был создан Римский католицизм,как монолитная транснациональная надгосударственная монархическая организация с единым центром управления — папой римским, суждения которого по вопросам веры и морали обладают непогрешимостью.


    Сформировал идеологическую основу в виде Библии.


    С этого момента Вульгата, т. е. латинский перевод Библии, является официальной Библией католической церкви.



    Принят Указ о символе веры (Credo — по латыни);


    Официально утвержден орден иезуитов.


    Принят указ об Индексе запрещенных книг.


    Впервые обнародованы Евангелие Христа, затем писания его апостолов.


    Впервые говориться о нашем «Господе Иисусе Христе, Сыне Божьем».


    Запретил толковать Писание мирянам. Право толкования истинного смысла Святого писания имеет только святая мать Церковь. « Поступающие вопреки, будут изобличаться священнослужителями и наказываться согласно закону».


    Утвердил основные догматы католицизма.


    Заставил всех духовных лиц и профессоров католических университетов присягнуть Тридентскому исповеданию веры.


Фактически на Тридентском соборе была создана религиозно-идеоло-ги-ческая — политическая организация, с глобалистской направленностью деятельности, а непросто религиозная (вероучительная), какими были другие церкви.

Единство церкви, основанное на главенстве папы — это сильная сторона римской церкви, позволяющая решать множество задач, которые были не под силу другим церквям. Власть пап была безгранична.

Узаконенный на соборе орден иезуитов был по оглашению создан для обучения латинскому вероучению народов других стран. По умолчанию это был военно-монашеский орден, который играл громадную роль встановлении многих правителей средневековой Европы. Иезуиты всегда славились умением достигать результата любой ценой.

Своими связями орден опутал все цивилизованные страны мира. Интриги и шантаж, подкуп и убийства — с одной стороны, охрана интересов церкви и католицизма — с другой. По сути, если пользоваться терминологией наших дней, орден иезуитов — одно из орудий ведения папством и его хозяевами «гибридной войны» за безраздельное мировое господство.

На Соборе была поставлена цель: очистить церковь от ереси, искоренить злоупотребления и пороки, укрепить внутрицерковную дисциплину и освободить Римскую церковь от контроля со стороны светских монархов.

В деле искоренения ереси полагались на Индекс запрещенных книг и на инквизицию.

Отметим, что все монашеские ордена были созданы для окатоличивания некатолических народов любыми методами и средствами.

Формально возможности папы после Триденского собора ограничивались назначением епископов в любой католической стране, но фактически папа назначал королей и императоров. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской.

Подтверждением этого является предложение иезуита Поссевино Ивану Грозному принять католичество, как единственно правильную религию и за это его обещали назначить восточным императором.

1. Убрать еретиков, ведьм и колдунов, препятствовавших распространению католичества внутри Европы.

2. Расширить католическое влияние, т.е. совершить экспансию в другие страны, в том числе и в Россию.

Инквизиция на Западе

После Триденского собора во второй половине XV века и в XVI веке в Европе начинаются религиозные войны и борьба с ересями.

130 лет между 1559 и 1689 гг. стали для Европы периодом анархии, гражданских войн и восстаний. Официальная история называет основной причиной протестантско-католическую религиозную борьбу, но так ли это? Протестанты тоже участвовали в Триденском соборе и приняли латинский вариант священного писания.

Лютер был августинским монахом, а Кальвин был католиком и богословом. Оба занимались переводом Библии. Они могли выполнять особую миссию — возглавить тех, кто был недоволен католицизмом, но не дать этим недовольным отказаться от созданного латинянами вероучения и от борьбы с еретиками.

Принято обвинять в инквизиции только католиков. Но это не так. Протестанты тоже жгли ведьм и колдунов и еще изощренней, чем католики. Приведем отрывок из книги «Христианство и спорынья» :

«...в протестантских областях Германии охотники за ведьмами безумствовали даже больше, чем в землях, оставшихся католическими. …Каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры. …по всей Германии отовсюду поднимается дым костров, который заслоняет свет.

Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то... сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма…..именно виднейшие деятели протестантизма (Лютер, Кальвин, Бакстер) были фанатичными преследователями ведьм».

Похоже на то, что было разделение труда: католики боролись с еретиками, а протестанты с ведьмами и колдунами.

Поставим вопросы:


    Почему инквизиция начала действовать только в средние века, несмотря на то, что христианство существовало уже почти полторы тысячи лет, как нам говорит официальная история? Неужели за такой большой срок христианство не обрело стабильности?


    Откуда взялись полчища еретиков?


Как показал уже упоминавшийся Джонсон, «полчища» еретиков появились лишь на бумаге.

С нашей точки зрения еретики были придуманы для того, чтобы скрыть факт существования в более раннее время единого вероучения на всей территории Европы и внушить всем мысль, что были лишь разрозненные и не связанные между собой секты, с которыми католицизм вынужден был бороться.

За что конкретно пытали и сжигали еретиков? Есть описание пыток и казни, есть статистика, литература по инквизиции насчитывает около 2 тыс. названий, но в чем конкретная вина еретиков понять трудно.

Известно, что еретиком считается любой, кто не принимает догматы католической церкви, но какие догматы были решающими для казни, — это не ясно.

Через пять лет после основания ордена иезуитов состоялось и созвание собора. Этого уже давно требовали в католическом мире, да и сам Карл V считал собор лучшим средством для разрешения религиозных споров; но папы были против этого, помня стремление соборов первой половины XV в. к ограничению их власти. Павел III вынужден был на созвание собора (1545) в Триенте (по-латыни Тридент), но сделал все, чтобы помешать серьезной реформе церкви. Голоса на соборе подавались не по нациям, как то было в Констанце и Базеле, а поголовно, что давало перевес итальянцам; заседания под разными предлогами прерывались или переносились в другое место. Два раза собор прекращал свои занятия на несколько лет и окончил их лишь в 1563 году. В последнем, самом важном периоде на соборе вполне торжествовала папская политика, и громадную роль играл генерал иезуитов Лайнес, один из основателей ордена и непосредственный преемник Лойолы . Собор выработал теперь «тридентское исповедание веры» без малейших уступок протестантам и даже с особенно резким определением противоположных учений. Папская власть была признана в своем средневековом объеме и над церковью, и над светскими государями – к большому неудовольствию последних. Отменена только была торговля индульгенциями, и приняты были меры для улучшения образования и нравов духовенства. Католические государи признали тридентские постановления лишь с разными оговорками. Высшее духовенство тоже не везде им благоприятствовало, и, напр., польские епископы согласились на них лишь через тринадцать лет после принятия их королем. Иезуиты немало содействовали и проведению в жизнь постановлений Тридентского собора.

95. Общее следствие реакции

Реакция сороковых годов произвела большую перемену и в самом папстве. Папы второй половины XVI в. отказались как от веселой жизни, так и от гуманистических интересов и от чисто светской политики своих предшественников. Теперь это были суровые фанатики, заботившиеся прежде всего о победе католицизма. Из этих пап особенно выделились Григорий XIII (15711585) и Сикст V (1585– 1590). Первый, известный как реформатор календаря («григорианский стиль»), обнаружил самую дикую радость, когда узнал об избиении французских протестантов в ночь св. Варфоломея. Сикст V достиг престола хитростью. Перед избранием он притворился дряхлым и больным, чем и обеспечил свое избрание кардиналами, не хотевшими иметь строгого папы; но именно он и был одним из самых энергичных, суровых и жестоких людей на папском престоле. Католическая реакция оказала влияние и на народные массы, положив конец колебаниям католиков точными определениями Тридентского собора и распространив везде фанатическое отношение к протестантизму. Эпоха католической реакции была временем религиозных войн как междоусобных, так и международных, в которых во всей своей силе и проявился этот фанатизм.