Милютин, николай алексеевич. Николай алексеевич милютин Николай давыдович милютин роль в истории

Происходил из небогатой дворянской семьи. Образование получил в Благородном пансионе при Московском университете. В молодые и юношеские годы находился под сильным влиянием своих родителей и дяди, графа П. Д. Киселёва.

В 1835 г. поступил на службу в Министерство внутренних дел. В 1840 г. обратил на себя внимание запиской о голоде; по поручению министра графа А. Г. Строганова разрабатывал вопрос о железнодорожном строительстве. В 1842 г. возглавил городское отделение хозяйственного департамента МВД, разработал новое городовое положение, введенное в Петербурге, Москве и Одессе. Принимал активное участие в работе Отделения статистики и Совета Русского географического общества (1852-1854).

Был назначен директором хозяйственного департамента. На этом посту проводил масштабную работу по статистическому обследованию России, результаты которой были опубликованы в ряде выходивших под его редакцией трудов 1838-1864 гг. (см. ниже). Инициировал исследование ярмарочной торговли на юге (выполнялось И. С. Аксаковым), статистики, политических учреждений и финансов Царства Польского. Департаментом активно собирались данные, необходимые для разработки крестьянской реформы. Член Особого комитета для обсуждения ходатайств, поступивших из многих губерний об оказании разных льгот и облигаций по случаю восточной войны и неурожаев (1856).

Разработчик крестьянской реформы

Милютин Николай Алексеевич В середине 1850-х гг. подал записку «Предварительные мысли об устройстве отношений между помещиками и крестьянами», в которой предполагал, ссылаясь на реформу, проведённую в Пруссии, освободить крестьян с земельными наделами за выкуп.

Во второй половине 1850-х гг. входит в кружок Великой княгини Елены Павловны, сближается с Вел. кн. Константином Николаевичем и министром внутренних дел С. С. Ланским, после ручательства которого «как за самого себя» был назначен товарищем министра (1859) и стал руководителем работ по подготовке крестьянской реформы. Занимая либеральные и славянофильские позиции, при поддержке Вел. кн. Константина Николаевича, С. С. Ланского и императора Александра II выступал против позиции большей части губернских комитетов по крестьянскому делу. После обнародования Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости вместе с графом С. С. Ланским подал в отставку. Назначен сенатором.

Статс-секретарь по делам Польши

31 августа 1863 г. на аудиенции у Государя выступил с планом умиротворения Польши. Как статс-секретарь Его Императорского Величества для особых поручений, вместе с Ю. Ф. Самариным и кн.В. А. Черкасским руководил умиротворением Польши; совместно разработал ряд предложений, одобренных императором, в том числе Положение от 19 февраля 1864 г., наделявшее землёй польских крестьян. Введено в действие Высочайшими указами от 19 февраля 1864 г. об устройстве быта польских крестьян; об устройстве сельских гмин, о ликвидационной комиссии, о порядке введения в действие новых постановлений.

Главными чертами реформы Милютина-Самарина-Черкасского были переход в собственность крестьян всей земли, которой они владеют, установление одного лишь поземельного налога, разрешение выкупа сервитутов лишь с согласия крестьян, дозволение перехода крестьянской земли лишь к крестьянам.

Будучи назначенным статс-секретарём по делам Польши, совместно с главным директором правительственной комиссии внутренних дел кн. В. А. Черкасским и Я. А. Соловьёвым проводит реформу, инициирует пересмотр учебного устава 1862 г. и циркуляров Велёпольского, организует издание пособий для русских униатских училищ, подготавливает судебную реформу. Проводит резкую антипапскую политику: секуляризацию католических монастырей с сокращением числа монахов, отмену патроната крупных собственников над костёлами, стремится ограничить власть епископов над ксендзами. В 1866 г. добивается решения об упразднении конкордата с папским престолом.

Лучшие дня

Тайный советник. Член Государственного Совета с 1865 г.

Последние годы жизни

В декабре 1866 г. после заседания у государственного канцлера тяжело заболевает, вынужденно отходит от государственной деятельности. В 1867 вышел в отставку по болезни.

На протяжении трёх лет жил за границей, два года в Москве. Скончался, окружённый попечением близких и общественным уважением.

По отзывам современников, обладал взрывным характером и был трудным в общении человеком, за что получил прозвище «красный». Исходя из характера своей деятельности, а также круга своих друзей и соратников - по убеждениям примыкал к славянофилам.

Семья

Жена - Мария Аггеевна Абаза (1834-1903), дети: Юрий (1856-1912) и Прасковья.

Николай Алексеевич Милютин

МИЛЮТИН Николай Алексеевич (1818-1872) - российский государственный деятель.

Брат Д. А. Милютина. Принадлежал к группе «либеральных бюрократов». В 1859-1861 гг. - товарищ министра внутренних дел, фактический руководитель работ по подготовке Крестьянской реформы 1861 г. Руководил крестьянской реформой в Привислинском крае (1864). Оставил труды но экономике и статистике.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 317-318.

Милютин Николай Алексеевич (6.06.1818-26.01.1872), государственный деятель. Его имя неразрывно связано с главными реформами 1860-х, особенно с освобождением крестьянства . Воспитывался в Благородном пансионе при Московском университете. В 1835 поступил на службу в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел, где тогда решались вопросы городского хозяйства, общественного призрения и народного продовольствия. В 1842 ему было поручено учредить при хозяйственном департаменте особое городское отделение, ведавшее управлением городами и их хозяйством. Составленное при участии и под руководством Милютина новое «Городовое положение» для С.-Петербурга (1846), в котором впервые были использованы начала самоуправления, послужило образцом для переустройства др. городов. В 1852-54 он в качестве члена Императорского Русского Географического общества принимал деятельное участие в заседаниях отделения статистики. Являлся автором и редактором многих статистических трудов, исследовавших вопросы, связанные непосредственно с жизнью государства. В 1856 он принимал участие в заседаниях особого комитета по обсуждению ходатайств об оказании льгот в платеже казенных и банковских долгов по случаю восточной войны и бывших неурожаев. С 1859 Милютин становится товарищем министра внутренних дел и фактическим руководителем работ по подготовке освобождения крестьян. По его предложению была образована под названием «Редакционной комиссии» настоящая законодательная комиссия, которая явилась главным рычагом в дальнейшем продвижении освободительного вопроса. В 1859-1861 он был также председателем Комиссии по разработке проекта земской реформы 1864. Весной 1861 в связи с исправлением правительственного курса был уволен в отставку и назначен сенатором. В 1864 Милютин был назначен статс-секретарем по делам Польши, с 1865 он являлся членом Государственного Совета и главным начальником Канцелярии по делам Царства Польского. С 1867 по болезни отошел от государственной деятельности.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Из «Хроники...» Н. П. Семенова . 4 февраля 1859 года (см. про Милютина).

(1818-1872)

К числу научных заслуг Н. А. Милютина в области географии следует отнести прежде всего то, что он составил первый комплексный атлас по экономической географии Европейской России и написал ряд работ по статистике и экономической географии населения и городов дореформенной России, имевших в свое время большое значение для познания страны и встретивших одобрительные отзывы в тогдашней печати.

Н. А. Милютин родился 6 июля 1818 г. в небогатой дворянской семье. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1835 г. поступил на службу в министерство внутренних дел, в хозяйственный департамент. Вскоре после этого вместе с совершил поездку в южную Россию для ревизии государственных имуществ.

В 1842 г. он возглавил учрежденное при хозяйственном департаменте министерства внутренних дел особое городское отделение. Здесь под его руководством был выполнен ряд работ по статистике населения и городов России, имеющих важное значение для экономической географии.

Начиная с 1843 г. Милютин в течение нескольких лет вместе с , Н. И. Надеждиным, П. И. Кёппеном, и другими принимал участие в работе временного статистического комитета по описанию России при министерстве внутренних дел. Позднее в связи с работами этого комитета им была составлена инструкция статистическим экспедициям, которые в 1852 г. были отправлены министерством для сбора статистических сведений о населении Нижегородской и Ярославской губерний.

Экспедиции в этих губерниях работали более трех лет и собрали обширный материал о населении и хозяйстве. Из трудов экспедиций, издававшихся под руководством Милютина, вышел в свет только первый выпуск под заглавием «О составе и движении населения по губерниям Нижегородской и Ярославской» (1861). Но и этот выпуск является библиографической редкостью, так как почти весь тираж, как об этом пишет А. П. Заблоцкий-Десятовский, был уничтожен пожаром 28 мая 1862 г. вместе с другими материалами экспедиции.

Инструкция статистическим экспедициям, составленная Милютиным, была принята в качестве руководства для описания Киевского учебного округа и использована при статистических исследованиях в работе В. В. Трудникова «Результаты народных переписей в Ардатовском уезде Симбирской губернии» и других.

В 1850 г. Милютин составил по материалам губернских отчетов за 1849 г. и другим сведениям «Статистический атлас Европейской России» – первый атлас по экономической географии. Он состоит из 35 карт. Наибольшее количество карт в форме картограмм посвящено размещению населения (10 карт); 6 карт атласа, относящихся к сельскому хозяйству, заимствованы из «Хозяйственно-статистического атласа Европейской России», составленного К. С. Веселовским (1852). Большой интерес представляют карты промышленности, ярмарочной торговли и др. До этого атласа Милютиным была составлена первая карта плотности населения Европейской России, которая в 1851 г. под названием «Степень населенности губерний и областей Европейской России» была опубликована в «Сборнике статистических сведений о России», изданном Географическим обществом (1851). Карты атласа дают ценный материал для характеристики сельского хозяйства, промышленности, населения и торговли России. Атлас является выдающимся произведением экономической картографии дореформенной России.

31 марта 1851 г. Милютин представил составленный им атлас отделению статистики Географического общества, которое, учитывая его большое научное значение, постановило опубликовать его за счет Общества. На этом же заседании Милютин предложил членам отделения статистики заняться дальнейшей разработкой частично уже использованных им в атласе статистических таблиц. Эти таблицы в виде пяти фолиантов были составлены под его руководством в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел. Они сохранились и по настоящее время и представляют собой свод статистических сведений о территории, населении, сельском хозяйстве, промышленности, торговле, податях и повинностях Европейской России.

Несмотря на старания Географического общества. «Статистический атлас» не был напечатан. Он сохранился в нескольких рукописных экземплярах в архивах Москвы и Ленинграда.

В 1851 г. Милютин на основании своих материалов опубликовал в «Сборнике статистических сведений о России» статью «Число городских и земледельческих поселений в России», которая получила весьма положительную оценку в «Современнике» и «Отечественных записках».

Позднее под его руководством министерство внутренних дел опубликовало несколько изданий, посвященных городам. В 1859 г. вышел в свет двухтомник «Общественное устройство и хозяйство городов» – сборник статистических сведений, касающихся главным образом движения денежных сумм городов.

Наибольший интерес представляет многотомное издание «Городские поселения в Российской империи» (первые два тома изданы под руководством Милютина в 1860 г.), которое включает в себя описания всех существовавших в то время городских поселений России, расположенных в алфавитном порядке губерний. По каждому городу приведены следующие сведения: время учреждения и перемены в административном значении, история города (с приложением важнейших литературных источников), герб и план города, материалы по строительству города, доходы и расходы его, льготы и пособия по торговле и промышленности, повинности, состав населения, земли, принадлежащие городу.

В шестой том (1864) вошли материалы, касающиеся «Столичного города Москвы» и «городов и посадов Московской губернии», в седьмой том. (1864) – «Столичного города С.-Петербурга» и «городов С.-Петербургской губернии».

Милютин был старейшим членом Русского географического общества. В первые годы существования Общества он, будучи выбран в 1847 г. в комиссию по выработке устава Общества, боролся за то, чтобы в уставе было резче подчеркнуто влияние всей массы членов Общества на ведение его дел, а несколько позднее – против немецкого влияния в Обществе. Как видно из дел архива Общества, именно Милютин передал в отделение статистики статистические материалы о недвижимых имуществах Петербурга, за разработку которых К. С. Веселовский впоследствии чуть не попал в политическую ссылку.

Усилиями Милютина в 1847 г. в Обществе была учреждена Жуковская премия, которая присуждалась только за сочинения, написанные по-русски и заключающие в себе «статистические данные о нашем отечестве, очищенные критически и представленные в обработанном виде, сообразно современным требованиям науки». Жуковской премии были удостоены выдающиеся русские статистики и экономико-географы, в том числе К. И. Арсеньев, Д. П. Журавский и Г. П. Небольсин.

По инициативе Милютина Географическим обществом была организована экспедиция для исследования внутренней торговли, результатом которой явился известный труд И. С. Аксакова «Исследование о торговле на украинских ярмарках» (1858).

С 1851 по 1855 г. Милютин был членом совета Общества. Он принимал активное участие в работах отделения статистики и политико-экономического комитета.

В 1859 г. Милютин был назначен товарищем министра внутренних дел и введен в состав редакционных комиссий по подготовке проекта крестьянской реформы 1861 г. Представляя интересы той группы помещиков, которая стремилась вести хозяйство буржуазного типа, Милютин являлся сторонником освобождения крестьян с землею за выкуп. Будучи товарищем министра внутренних дел и членом редакционных комиссий, он отстаивал, как писал Ленин, «привилегии крепостников и необычайно тяжелый «выкуп» за эти привилегии!» .

В 1861 г. Милютин получил отставку и выехал за границу. Он посетил Германию, Швейцарию, Италию, Францию и Англию, прожив вне России два года.

В 1863 г. ему была поручена разработка крестьянской реформы в Польше. Проведенная им реформа в феврале 1864 г. создавала для польских крестьян лучшие условия, чем реформа 1861 г. в других областях России. Это объясняется тем, что во время польского восстания 1863 г. царское правительство, используя классовые противоречия между крестьянством и польской шляхтой, стремилось привлечь польских крестьян на свою сторону.

В 1864 г. Милютин был назначен членом государственного совета и членом комитета по устройству сельского населения. В 1866 г. он был назначен статс-секретарем по делам Польши.

Милютин был почетным членом Московского университета.

Скончался он 26 января 1872 г. в Москве. За пять лет до смерти был разбит параличом и лишен возможности работать.

Как видно из краткой биографии Милютина, почти все его работы, представляющие интерес для истории экономической географии, и активная деятельность его в Географическом обществе относятся к дореформенному периоду.

В период подготовки реформы и в пореформенный период «либерал Н. А. Милютин был убежден в необходимости приспособления социально-политического строя России к потребностям буржуазного развития. В крестьянском вопросе он был решительным сторонником освобождения крестьян от власти помещиков и наделения их землей в собственность за выкуп, но будучи сторонником «разумного абсолютизма» и боясь революции, он считал нужным осуществлять намечаемые реформы бюрократическим путем, решительно высказываясь не только против какой бы то ни было конституции, но даже против местного самоуправления и настаивая на административной опеке над крестьянством. Только таким путем он считал возможным предотвратить «анархию», т. е. революцию, и обеспечить интересы «государства», т. е. самодержавия».

Список литературы

  1. Никитин Н. П. Дмитрий Петрович Журавский / Н. П. Никитин // Отечественные экономико-географы XVIII-ХХ вв. – Москва: Государственное учебно-педагог. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1957. – С 146-151.

В Министерстве внутренних дел мысль о возможности и осуществимости выкупной операции деятельно начала проводиться Н. А. Милютиным и Я. А. Соловьевым, которые получили непосредственное влияние на направление работ по крестьянской реформе, с образованием в составе министерства особого земского отдела, в котором сосредоточились все подготовительные работы по крестьянскому делу. Земский отдел открыт был 4 марта 1858 г. под председательством товарища министра А. И. Левшина; Я. А. Соловьев назначен был непременным членом отдела, заведовавшим его делами, Н. А. Милютин состоял членом отдела в качестве директора хозяйственного департамента.

Левшин уступил центральное место Соловьеву и Милютину, из которых последний вскоре сменил его и на посту товарища министра.

Роль Милютина была еще ответственнее и важнее. Ростовцев впоследствии выразился как-то, что Милютин был нимфой Эгерией редакционных комиссий.

В 1856-1857 гг., пользуясь старым знакомством и дружбой с Ю.Ф. Самариным и более новым - с К. Д. Кавелиным, Милютин в общении с ними основательно приготовился к участию в крестьянской реформе, познакомившись в то же время и со старыми архивными материалами. Уже в том же 1857 г. он имел несколько случаев проводить свои взгляды на это дело в беседах с Ланским, с которым он был в частых сношениях по должности директора хозяйственного департамента.

Во взглядах на крестьянскую реформу Милютин разделял точку зрения Самарина, которую этот последний подробно обосновал в статьях своих, напечатанных в «Сельском благоустройстве». Оба они понимали предпочтительность радикального решения вопроса при помощи обязательного выкупа, при условии, конечно, освобождения крестьян с теми приблизительно наделами, которыми они пользовались при крепостном праве, но сознавали и те опасности и трудности, которые сопряжены с таким исходом дела для государственной казны, истощенной последней войной и находившейся в то время в слабых и неискусных руках таких министров, как Брок, а затем Княжевич. Во всяком случае, самой важной стороной реформы Милютин, вместе с Самариным, признавал освобождение крестьян с достаточным земельным наделом и очень недоверчиво относился к планам и видам большинства дворянских губернских комитетов. Тем не менее в требованиях прогрессивного большинства Тверского губернского комитета он не мог не видеть стремления найти добросовестное и радикальное решение вопроса с соблюдением выгод и интересов не только помещиков, но и крестьян.

В конце концов и Ланской, и Ростовцев признали необходимым предоставить Тверскому комитету довести свой план до конца, и ему было разрешено сверх проекта, основанного на позеновской программе и имевшего в виду устройство крестьян в переходном «срочнообязанном» периоде, выработать и особый выкупной проект, имевший в виду немедленное и единовременное полное освобождение крестьян с землей. Вскоре такое же разрешение дано было Калужскому комитету и еще 15 другим, не успевшим к тому времени окончить своих работ.

Проводить в жизнь реформу Милютину, однако, не было дано. Спустя 5 недель после манифеста 19 февраля оставил свой пост граф С.С. Ланской; с ним вместе ушел и Милютин, назначенный сенатором. Около двух лет провел он не у дел, большей частью за границей, пока о нем не напомнило польское восстание 1863 г. На аудиенции у государя 31 августа 1863 года он имел возможность изложить свою мысль об умиротворении Польши путем крестьянской реформы. Вскоре после этого, в качестве статс-секретаря Его Императорского Величества для особых Высочайше возложенных поручений, он выехал в Царство Польское с целью ознакомления на месте с положением дел; он взял с собой Юрия Самарина и князя Черкасского, и они с увлечением приступили к изучению крестьянского вопроса в Польше. Тем не менее он успел достаточно ознакомиться с общим положением дел в Варшаве и проверить свои заключения личными наблюдениями. Он представил Государю подробную записку о польских делах: все его планы были одобрены.

Исходной точкой польских реформ должно было послужить, по мысли Милютина, новое крестьянское положение, которым он и занялся, прежде всего: теперь он не был стеснен необходимостью уступок и мог тверже обеспечить улучшение быта крестьян. 19 февраля 1864 г. состоялся высочайший указ об устройстве быта польских крестьян, вместе с указами об устройстве сельских гмин, о ликвидационной комиссии, о порядке введения в действие новых постановлений.

Главные черты Положения были: переход в собственность крестьян всей земли, которой они владеют, установление одного лишь поземельного налога, разрешение выкупа сервитутов лишь с согласия крестьян, дозволение перехода крестьянской земли лишь к крестьянам. Весь состав администрации был постепенно изменен. Во главе ведомства внутренних дел Милютин поставил князя В.А. Черкасского, во главе собственно-крестьянского дела - Я.А. Соловьева; сам Милютин, назначенный статс-секретарем по делам Польши, оставался в Петербурге главным руководителем всего дела, нередко отправляясь и в Варшаву.

В декабре 1866 г. у государственного канцлера происходило заседание по вопросу о конкордате с Римом. По возвращении из этого заседания Милютин был поражен нервным ударом и должен был отказаться от государственной деятельности. Три года прожил он после этого за границей и два года в Москве, окруженный попечениями близких и общественным уважением. 26 января 1872 г. он скончался.

Николай Алексеевич Милютин относительно малоизвестен в российской историографии, но для современников являлся одним из самых заметных государственных деятелей эпохи. Рано завершивший свою государственную деятельность, частично «оттененный» личностью своего брата, военного министра Д.А. Милютина, Николай Алексеевич даже в дореволюционной отечественной историографии не получил должного внимания. Специально ему посвящались лишь небольшие биографические очерки . В советских исследованиях его имя почти не упоминается, за исключением работ Л.Г. Захаровой, а недавно появились отдельные очерки и исторические портреты . Из иностранных специалистов к изучению деятельности Милютина обращались А. Леруа-Больё, Б. Линкольн и некоторые польские исследователи .

Одним из главных этапов государственной деятельности Николая Милютина является его участие в подготовке отмены крепостного права. По мнению Б.Н. Чичерина, этот «второстепенный чиновник Министерства внутренних дел явился представителем истинно государственных начал и дал вопросу то благотворное направление, которое он окончательно получил. Он был вдохновителем и Ростовцева, и Ланского, и графа Киселева, которые в свою очередь действовали на государя… Если в Редакционной комиссии Черкасский был главным работником, то Милютин остался главным руководителем работ» . Даже О. Бисмарк, будучи послом в России, отмечал его значение и считал «самым умным и смелым человеком из прогрессистов» .

Н.А. Милютин родился в 1818 г. После окончания Московского университетского пансиона в 1835 г. он поступил на службу в Хозяйственный департамент МВД, где и проработал следующие 25 лет. Впервые его имя прогремело в 1846 г., когда он составил Городовое положение для Санкт-Петербурга, благодаря чему и познакомился с великой княгиней Еленой Павловной . В 1856 г. она поручила ему разработку проекта освобождения крестьян в ее личном имении Карловка, где он предложил освободить их с землей за выкуп, а также создать местные учреждения для разработки общего плана реформы . Александр II не стал публично одобрять этот документ, однако дал понять Елене Павловне, что поддерживает ее инициативу .

Не занимаясь официально крестьянским вопросом в своем министерстве, Милютин, однако, имел на него немалое влияние и постоянно консультировал министра С.С. Ланского. Один из его неформальных советов сделал подготовку реформы необратимым процессом. Когда в ноябре 1857 года некоторые члены Секретного комитета уговорили императора не рассылать рескрипт Назимову остальным губернаторам, что должно было стать началом гласного обсуждения реформы, Милютин посоветовал Ланскому срочно отпечатать его, что и было сделано той же ночью . Когда утром пришел приказ не отправлять документ, было уже поздно, и с этого момента затягивание реформы стало невозможным.

В январе 1859 г. Николай Алексеевич составил записку о создании Редакционных комиссий, которая была представлена министром С.С. Ланским в Главный комитет по крестьянскому делу. Такой же документ был представлен императору Я.И. Ростовцевым, которого Александр II и назначил председателем нового учреждения. Несмотря на то, что Милютин был непримиримым врагом Ростовцева и даже оказался замешан в интригах против него, председатель сам настоял на его назначении в комиссии представителем от МВД, признавая ценность его дарований для работы над делом освобождения крестьян .

После своего назначения Милютин, в частности, помогал подбирать состав комиссий. Он настоял на том, чтобы среди членов-экспертов были люди, зарекомендовавшие себя в губернских комитетах как активные сторонники отмены крепостного права, «искренне преданные делу» . Так сюда попали Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский и В.В. Тарновский, с чьими записками он ознакомился, составляя проект освобождения карловских крестьян.

В Редакционных комиссиях Николай Алексеевич стал самой влиятельной фигурой, объединив вокруг себя всех сторонников освобождения крестьян. Формально председателем всех отделений был Ростовцев, но на деле в хозяйственном и финансовом отделениях эту роль выполнял Милютин , а административное фактически было под его контролем . Сплоченность его команды позволила отстаивать им собственные принципы крестьянской реформы. Вместе с тем, внутри учреждения была консервативная оппозиция (П.П. Шувалов и Ф.И. Паскевич, М.П. Позен, В.И. Булыгин, впоследствии В.Н. Панин), имевшая серьезную поддержку общественного мнения. Противники реформ не оставляли попыток дискредитировать работу комиссий перед обществом и императором, обвиняя их в социалистических наклонностях и чуть ли не в стремлении ниспровержения существующего государственного строя. Кроме того, ими активно продвигалась идея вхождения в состав комиссий депутатов от губернских комитетов. Предвидя, что это может изменить направление работы комиссий, Милютин постарался ограничить их влияние. Совместно с Я.А. Соловьевым им была составлена инструкция, которая исключала возможность вхождения депутатов в состав учреждения и накладывала ряд существенных ограничений на их деятельность .

Это вызвало возмущение не только консерваторов, но и представителей либерально настроенного дворянства. Член Тверского комитета А.М. Унковский писал об этом в одном из своих писем: «главная ошибка Редакционной комиссии состояла в том, что она ожидала ослабления плантаторской партии от устранения гласного обсуждения вопроса. Напротив, она отняла этим силу у сторонников реформ и у самой себя» .

Позиции Милютина в комиссиях несколько изменились с назначением нового председателя, известного консерватора и министра юстиции В.Н. Панина. Новое назначение произвело угнетающее впечатление на большинство членов Редакционных комиссий, а среди противников реформы, наоборот, вызвало ликование. Так, граф А. Бобринский прямо заявил Милютину: «Неужели вы думаете, что мы дадим вам кончить это дело? Полноте пожалуйста. Не пройдет и месяца, как вы все в трубу вылетите, а мы сядем на ваше место» . Однако влияние нового председателя на дела комиссий было сразу ограничено: император поставил в качестве условий не изменять состав ее членов и уже одобренные им самим основания реформы. Вскоре в личном разговоре с Милютиным на вечере у великой княгини Елены Павловны Александр II подтвердил свое желание как можно скорее завершить подготовку реформы .

Смена председателя привела к консолидации вокруг Панина правых элементов, которые теперь гораздо смелее высказывали свое мнение и даже пытались оспорить уже решенные комиссией вопросы. Однако существенно повлиять на ее работу консерваторам не удалось, более того, центр принятия решений фактически сместился из общих присутствий в хозяйственное отделение. По свидетельству П.П. Семенова, даже один из членов комиссий А.Н. Татаринов, часто расходившийся с большинством, однажды заметил, что «хозяйственное отделение сделалось общим собранием для решения всех законодательных вопросов, а общее собрание – его отделением» .

Большой интерес представляют отстаиваемые Милютиным принципы реформы, а так же реакция на них общественного мнения.

Главным вопросом освобождения крестьян был вопрос о земельном наделе. Правительство к этому времени признало невозможность их полного обезземеливания, однако провозглашалось лишь обеспечение крестьян «достаточными» наделами, размер которых губернские комитеты определяли в 1–2 десятины. Даже в хозяйственном отделении, по свидетельству П.П. Семенова, члены-эксперты не называли цифры более 2,5 десятин . Милютин же еще со времени работы над проектом освобождения карловских крестьян во главу угла ставил сохранение за ними «существующего» надела, в необходимости чего вместе с Я.А. Соловьевым и убедил большинство комиссий. Эта идея нашла противодействие со стороны большинства дворян-помещиков, причем независимо от их правого или левого уклона. Некоторые члены Редакционных комиссий и депутаты от губернских комитетов добились введения норм т. н. «высших» и «низших» наделов, что позволило впоследствии уже в Главном комитете значительно уменьшить их размеры.

Передача надела в собственность крестьян должна было осуществляться путем выкупа, до осуществления которого устанавливался переходный период. Позицию либералов по этому вопросу сформулировал А.И. Кошелев, который писал Самарину: «Народ мы любим с вами равно. Вы теперь стараетесь дать ему как можно более земли, но удерживаете некоторые из принадлежащих ему прав. Мы даем ему земли несколько менее, но, однако, столько, сколько ему нужно, т. е. вполне достаточно, и требуем для него полного освобождения, и обязанных отношений между русскими крестьянами и русскими землевладельцами не понимаем» . Многие сторонники освобождения считали возможным уменьшение крестьянских наделов в обмен на некие права, а переходный период – продолжением крепостного права. Так, эмигрировавший за границу князь П.В. Долгоруков называл постепенный выкуп «огромной ошибкой», принятой «под влиянием чиновной орды» . Милютин оправдывал это решение тем, что «выкуп, представляющий собой огромную финансовую операцию, не может быть осуществлен немедленно, да и внезапное осуществление его произвело бы слишком резкий кризис в неподготовленных к такому перевороту помещичьих хозяйствах» . Вместе с тем, пытаясь смягчить резкую критику оппонентов, он заявлял, что «от положения о выкупе комиссии ожидают сравнительно довольно быстрого осуществления выкупа; от правительства всегда будет зависеть разрубить впоследствии гордиев узел введением обязательного выкупа» .

Отдельное внимание следует уделить «бессрочному пользованию» надела. Согласно этому положению крестьяне сохраняли в пользовании имеющийся надел вплоть до момента выкупа при условии выплаты помещику определенных повинностей. В такой ситуации выкуп практически оказывался неизбежным, поэтому землевладельцы и пытались исключить это положение из проектов комиссий. Активно выступал, например, М.П. Позен, который считал, что по истечении переходного 12-летнего периода невыкупленная земля должна возвращаться в собственность помещика , сходные позиции занимал и председатель комиссий Панин. Несмотря на это Милютин и его сторонники твердо стояли на том, что «уступка в таком коренном вопросе невозможна» .

Бессрочное пользование землей крестьянами создавало проблему установления определенных повинностей. Милютин в ходе работ не раз выступал не только за уменьшение оброка , но и за невозможность его изменения . По его мнению, изменение размеров повинностей могло натолкнуться на неплатежеспособность бедных крестьян, вследствие чего положение о «бессрочном пользовании» фактически потеряло бы свою силу. В качестве компромисса он согласился на переоброчку, но лишь через 20 лет, предвидя, что к тому времени большая часть крестьян перейдет на выкуп, а само правительство не станет проводить столь сложную операцию.

В заседаниях комиссии Милютин выступал за расширение функций крестьянской общины, независимость крестьянских должностных лиц от мирового судьи , против сохранения полицейской власти в руках дворян . Не будучи членом административного отделения, он оказывал на него непосредственное влияние, так как сам был председателем комиссии об уездных и земских учреждениях МВД, где разрабатывал проекты местных всесословных учреждений.

Однако, все меры по административному устройству, проводимые Редакционными комиссиями, были рассчитаны лишь на приведение его в соответствие с новым положением крестьян. Все остальное, как говорил сам Милютин, должно быть предоставлено «жизни и дальнейшему развитию законодательства» . В этом крылся главный корень противоречий между его сторонниками и либеральным дворянством. Особенно ярко это проявилось в дискуссии Милютина с А.М. Унковским. Последний настаивал на том, «чтобы одновременно с освобождением крестьян были произведены все реформы, которые требовались изменением отношений между крестьянами и помещиками… Мы говорили, что это зараз надо сделать, иначе это будет галиматья…» . Этот взгляд был выражен и в «Адресе пяти», проекте реформ, предоставленном Александру II либеральными членами губернских комитетов. По мнению подписавших этот документ, следовало одновременно осуществить крестьянскую, административную, судебную и цензурную реформы. Любопытно, что при этом критиковались слишком высокие нормы наделов и низкие повинности, возлагаемые на крестьян Редакционными комиссиями .

Однако либеральные критики недооценивали сложность положения милютинской команды. Давление наверху, со стороны т. н. «старческой партии», было сильнее влияния либералов, а кроме того, компетенция комиссий была ограничена волей самого императора. Это и пытался объяснить Милютин Унковскому: «Я с вами, Алексей Михайлович, вполне согласен, что для общественного блага все, о чем вы говорите, совершенно необходимо, но вы требуете от меня слишком многого и забываете, что мне, как товарищу министра, а не министру, отстаивать ваши взгляды пока неудобно» .

Таким образом, Милютину и его сторонникам не удалось избежать раскола с либеральным дворянством. В общественном мнении, особенно после ссылки А.М. Унковского, началась травля членов комиссий и самого Милютина. Негативно о его деятельности высказывались тот же А.М. Унковский, П.В. Долгоруков, И.С. Аксаков, А.И. Герцен и другие. Обращает на себя внимание мнение молодого публициста А.С. Суворина: «У нас, помните, сочувственно говорили о Милютине. Это оказывается ужасная тварь и дрянь – он предлагал самые ретроградные меры и нападал особенно на цензуру» .

Складывается впечатление, что Милютин в значительной степени сам способствовал этому расколу. Он сознательно пожертвовал поддержкой либеральных членов губернских комитетов ради того, чтобы их консервативные коллеги не смогли воздействовать на императора, почему и прослыл «виновником большей части репрессивных мер» . Ради сохранения принципиальных положений реформы он жертвовал и некоторыми «правами» крестьян, нанося тем самым урон своей репутации. Так, в одном из голосований он подал решающий голос за сохранение для них телесных наказаний , о чем говорил потом: «Видя совершенное равенство голосов за розгу и за отнятие земли я, признаюсь, счел за лучшее пожертвовать на несколько лет задницей крестьян» . Либералы же ответили на это бурей негодования, в частности Герцен возмущенно писал:

«Люди, подавшие в 1860 году за розгу, должны знать, что их имена останутся у позорного столба, какие бы они ни были бюрократы, администраторы или товарищи (курсив мой – А. Н.)» .

Все вышеназванное далеко не исчерпывает того, с чем связана деятельность Николая Милютина в Редакционных комиссиях. Среди прочего, он настоял на разрешении закреплять крестьянам участки в частную собственность, а в отдельном докладе, который не вошел в проект, предложил создание системы поддержки сельского населения в случае голода. С июня 1860 г. Милютин стал председателем нового кодификационного отделения . Не стоит упускать из виду и исполняемую им трудоемкую техническую работу: редактирование журналов заседаний, исправления докладов, наблюдение за делопроизводством, наконец, параллельная служба в МВД.

В октябре 1860 г. разработанные в Редакционных комиссиях проекты поступили в Главный комитет, где вызвали бурное обсуждение. Председатель комитета великий князь Константин Николаевич безуспешно пытался провести Милютина в его состав, но и после этого постоянно обращался к нему за консультациями. В Государственном совете проект Редакционных комиссий был отклонен и принят только благодаря ставшему на сторону меньшинства Александру II. Со значительными изменениями, с уменьшением размеров наделов и гагаринским «дарственным» или «нищенским» наделом, против которого выступал Милютин в комиссиях, проект все же был утвержден.

Составление манифеста было поручено Самарину, а окончательную его редакцию осуществлял Милютин. Но их вариант был отклонен из-за сложности восприятия и перепоручен московскому митрополиту Филарету. 5 марта манифест был опубликован в Москве и Санкт-Петербурге, а Милютин вскоре получил почетную отставку.

«Сражение было выиграно, но полководец был отдан на жертву врагам. Его вместе с сотрудниками спустили. Он был сделан сенатором и получил заграничный отпуск» , – писал Чичерин.

Еще во время работы над проектом Милютин как-то бросил фразу: «Чего бы мы здесь ни писали, как бы ни старались оградить интересы ныне бесправного крестьянского сословия, весь успех дела будет зависеть от того, как оно будет приводиться в исполнение. Исполнение может исказить и обратить в мертвую букву лучшие намерения законодателя» . Пойдя на уступки консервативно настроенному дворянству, Александр II заменил разработчиков реформы другими фигурами, что, конечно, оказало влияние на ее реализацию, и результаты освобождения по сей день вызывают серьезные дискуссии. Но роль и значение Милютина в освобождении крестьян была по достоинству оценена его современниками. Даже бывшие критики, такие как П.В. Долгоруков, впоследствии признали, что «он был главною пружиною освобождения крестьян с землею; это будет ему вечною славою в истории» .

Список литературы

1. Groniowski K. Walka Milutina z Bergiem (Spór o reorganizację Królestwa Polskiego po roku 1863) // Kwartalnik historyczny. 1962. №4; он же. Realizacja reformy uwłaszczeniowej 1864 r. W., 1963;

2. Leroy-Beaulieu A. Un Homme d"état russe (Nicolas Milutine) d"après sa correspondance inédite. Étude sur la Russie et la Pologne pendant le règne d"Alexandre II (1855-1872). P., 1884;

3. Lincoln B. Nicolai Milutin: An enlightened Russian bureaucrat of the 19th century. Newtonwille (Mass.), 1977.

4. Zyzniewski S.J. Miljutin and the Polish Question // Harvard Slavic Studies. Vol. 4. Cambridge (Mass.), 1957;

5. Адрес 5-ти членов от губернских комитетов, отделившихся от большинства // Семенов Н.П. Освобождение крестьян в царствование Императора Александра II. Хроника деятельности комиссий по крестьянскому делу. Т. 2.

6. Аксаков И.С. – Герцену А.И. // Цит. по: Гусман Л.Ю. В тени «Колокола». Русская либерально- конституционная эмиграция и общественное движение в России (1840-1860). СПб., 2004.

7. Браудо А.И. Николай Алексеевич Милютин // Главные деятели освобождения крестьян. СПб., 1903;

8. Гофштеттер И.А. Забытый государственный человек Николай Алексеевич Милютин: (По рус. и иностр. источникам). СПб., 1901;

9. Гусман Л.Ю. В тени «Колокола». Русская либерально-конституционная эмиграция и общественное движение в России (1840–1860). СПб., 2004.

10. Джаншиев Г.А. Корифей крестьянской реформы Н.А. Милютин // Эпоха великих реформ: Исторические справки. СПб., 1905;

11. Дживилегов А.К. Николай Алексеевич Милютин // Великая реформа. Т. 5. М., 1911;

12. Долгоруков П.В. Письмо из Петербурга // Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. 1860–1867. М., 1934.

13. Долгоруков П.В. Правда о России. Т. 1. Париж, 1861.

14. Захарова Л.Г. Правительственная программа отмены крепостного права в России // История СССР. 1975. №2;

15. она же. Записка Н.А. Милютина об освобождении крестьян (1856 г.) // Вопросы истории России XIX–XX века. Л., 1983;

16. она же. Редакционные комиссии 1859-1860 гг.: Учреждение, деятельность // История СССР. 1983. №3;

17. она же. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856–1861. М., 1984;

18. Из записок Марии Агеевны Милютиной // Русская старина. 1899. Кн. 1.

19. Иорданский Н.И. Конституционное движение 60-х годов. СПб., 1906.

20. Кизеветтер А.А. Николай Алексеевич Милютин // Освобождение крестьян: деятели реформы. М., 1911.

21. Кони А.Ф. Великая княгиня Елена Павловна // Главные деятели освобождения крестьян. СПб., 1903.

22. Крестьянское дело в 1856–1859 гг. Отрывок из записок сенатора, тайного советника Я.А. Соловьева // Русская старина. 1880. Кн. 1.

23. Морозова Е.Н. Историко-психологический портрет семьи реформатора (на примере семьи Н.А. Милютина)// Жизнь в городе: частная и общественная. Саратов, 2009.

24. Письмо Н.А. Милютина к Ю.Ф. Самарину // Русская старина. 1880. Кн. 1.

25. Русское общество 40–50-х годов XIX в. М., 1991. Ч. II. Воспоминания Б.Н. Чичерина.

26. Семенов Н.П. Освобождение крестьян в царствование Императора Александра II. Хроника деятельности комиссий по крестьянскому делу. Т. 1.

27. Семенов-Тян-Шанский П.П. Мемуары. Т. 3. Эпоха освобождения крестьян в России. 1857–1861. Пг., 1915.

28. Суворова Е.Ю. Н.А. Милютин и его видение исторического будущего России // Освободительное движение в России. Саратов, 2003. Вып. 20;

29. Шестопалов А.П. Николай Алексеевич Милютин // Вопросы истории. 2004. №12;

30. Якушкин В.Е. Н.А. Милютин и редакционные комиссии // РС. 1897. №10;