История возникновения стекла - художественное стекло - каталог статей - керамика и стекло. Стекло художественное Что такое художественное стекло

Одним из древнейших искусственных материалов, созданных человеком, является стекло. Античные историки рассказывают легенду о финикийских купцах, плывших по морю с грузом соды. По пути их застала непогода. Пристав к берегу, они разложили костер, который загородили от ветра глыбами соды. А на утро обнаружили около кострища блестящие камешки - кусочки стекла, получившиеся из расплавившихся от жара и соединившихся между собой соды, песка и древесной золы.

Новый материал первоначально использовался для подражания или имитации уже известных материалов: маленькие кусочки цветного стекла обрабатывали как драгоценные камни, а небольшие сосудики повторяли по формам керамические изделия. Этим древнейшим произведениям из стекла, обнаруженным в Египте и на территории бывшей Финикии, около 5 тыс. лет.

Из густой, похожей на мед или патоку, расплавленной от жара стекломассы лепили с помощью металлических инструментов небольшие предметы или навивали пластичную горячую стеклянную нить на глиняный сердечник для того, чтобы получить маленькие сосуды. Когда стекло остывало, глину размачивали воДой и удаляли. Подлинный переворот в стеклоделии произошел примерно 2 тыс. лет назад, когда изобрели способ выдувания и стеклодувную трубку, которой пользуются до сих пор. Появилась возможность выдувать предметы значительно больших размеров и самых разнообразных форм. С начала нашей эры и до сего дня области применения стекла постоянно расширяются: посуда, зеркала, мозаика, строительство (оконное стекло стеклянные кирпичи), оптика (в том числе и волоконная оптика) и т. д.

Древние славяне делали из стекла браслеты, бусы, простейшие сосуды для питья и хранения жидкостей - скляницы. Уже в Киевской Руси варили специальные цветные стекла - смальты - для набора мозаик.

В XV-XVI вв. мировую известность приобрело художественное стекло, изготовлявшееся венецианскими мастерами на острове Му-рано. Это были изделия тонких причудливых форм с налепами и деталями из стекла другого цвета. Венецианскому стеклу подражали в немецких и чешских землях, а затем на Украине.

В России первую челобитную с просьбой разрешить завести стекольный завод подал швед Елисей Койет в 1635 г., а уже через несколько лет его завод успешно работал. К концу XVII в. под Москвой работало четыре стекольных завода, в том числе царский Измайловский. Здесь стекло расписывалось красками и золотом. Оно очень ценилось современниками.

Е. И. Рогов. Декоративный комплект. 1968. Гусь-Хрустальный.

Много сделал для развития русского стеклянного и зеркального дела Петр I, по указам которого было построено несколько казенных заводов. Выдающийся вклад в науку и искусство стеклоделия внес в середине XVIII в. великий русский ученый М. В. Ломоносов. Он возродил искусство смальтовой мозаики, забытое со времен Киевской Руси, основал в России производство стекляруса и бисера, открыл ряд новых составов цветных стекол, в том числе так называемый «золотой рубин» - винно-красное стекло, получаемое на основе добавления в стекольную массу соединений золота. «Золотой рубин» нередко использовался для подделки натуральных рубинов и гранатов. Впервые этот состав открыл один из европейских алхимиков, и его держали в большом секрете, используя для изготовления дорогих украшений.

В XVII-XVIII вв. особую славу завоевало английское стекло. Оно вырабатывалось на основе соединений свинца и получило название «хрусталь». Хрусталь - твердое стекло исключительной чистоты и прозрачности - породил особую технику украшения стеклянных изделий - алмазное гранение, применяющееся и сегодня. Особенно красив глубоко врезаемый узор, создающий впечатление, что изделие состоит из сверкающих, уложенных правильными рядами бриллиантов. Этот узор был изобретен в начале XIX в. на Петербургском казенном заводе и до сих пор известен в мировом стеклоделии как «русский камень».

На рубеже XIX и XX вв. в стеклоделие пришли профессиональные художники. Особенно известны работы француза Эмиля Галле, создавшего собственное художественное направление в мировом искусстве стекла на основе подражания экзотическим цветам, морским раковинам, лианам и т. д.

После Великой Октябрьской социалистической революции началось подлинное возрождение славы отечественного стекла. Оно связано с именем советского скульптора В. И. Мухиной . По ее инициативе был создан художественный цех, а затем завод художественного стекла в Ленинграде (ЛЗХС), и постепенно сформировалось особое стилистическое направление торжественно-строгого стекла - невский хрусталь. После Великой Отечественной войны были значительно расширены и реконструированы старые Гусевский, Дятьковский, Красно-Майский стекольные заводы в РСФСР и Неманский в БССР. Построен ряд новых на Украине, в Азербайджане, Грузии и других союзных республиках.


Образцы рисунков алмазно-го гранения. Фрагмент хрустальной вазы.

Выдающимся достижением было изобретение в СССР сульфидцинкового стекла, обладающего рядом особых художественных достоинств и способного менять цвет и степень осветленности в зависимости от разных температурных режимов. Сульфид-цинковое стекло не нуждается в последующей, так называемой холодной декоративной обработке - гранении, гравировке, росписи и т. д. Красочное богатство этого стекла снискало ему признание во всем мире.

Сегодня на всех заводах художественного стекла и хрусталя нашей страны работают квалифицированные художники. Вслед за невским хрусталем сложилось собственное художественное направление на Украине, отличающееся повышенной яркостью и декоративностью цвета. В стекле Прибалтийских республик, более строгом по форме и скупом по декору, нередко используют мягкие оттенки коричневатых, серо-голубых, зеленоватых тонов. Постепенно вырабатывается собственный стиль изделий заводов, расположенных в средней полосе России.

Многие советские художники стекла удостоены государственных премий и почетных званий. У каждого из них есть свои излюбленные материалы и приемы работы. Они успешно работают в разных областях художественного стекла: в бесцветном хрустале, сульфидцинковом стекле, в гравировке по хрусталю, в лепном, так называемом гутном стекле, т. е. стекле, обрабатываемом горячим способом, прямо в гуте, у печи; в росписи по стеклу; в области архитектурного стекла и новых дизайнерских форм посуды.

Большую роль в развитии советского художественного стекла сыграл начавший работать еще под руководством Мухиной заслуженный художник РСФСР Б. А. Смирнов.

Стекло уникальному материалу присущи декоративные свойства: способность формироваться в любой самой сложной форме, воспринимать изумительные по чистоте, глубине и нежности цвета, передавать неподражаемую игру света, цветами радуги. Эти художественные достоинства в соединении со свойствами долговечности были использованы народами всех времен для создания художественных памятников, отражающих особенности культуры различных исторических эпох

Н.Н. Качалов утверждает, что « ...применение стекла в области изобразительного искусства было его основным назначением».

Замечательные свойства стекла обусловили существование особой группы изделий, объединенной общим названием «художественное стекло». Наряду с художественной стеклянной посудой из стекла сюда можно отнести очень широкий ассортимент изделий, используемых в строительстве, архитектуре и скульптуре:

* декоративные отделочные и облицовочные материалы и изделия;

* элементы декоративной отделки зданий -- карнизы, детали колонн, перила;

* особенно эффективно применение цветных стекол в витражах;

* очень большая группа изделий художественного стекла-- барельефы, монументальные вазы и светильники, торшеры;

* монументальная стеклянная скульптура;

* художественная мозаичная живопись из стекла в архитектуре общественных.

В развитии художественного стекла и его практическом внедрении огромная роль М.В. Ломоносова -- основоположника научного стеклоизделия, много сил вложившего в разработку цветного стекла и его применение в мозаичной живописи, а также профессора, док тора технических наук Н.Н. Качалова и скульптора, народного художника СССР В.И. Мухиной.

Рассмотрим применение различных видов художественного стекла в архитектурно-декоративной отделке интерьеров общественных зданий -метро, театров, храмов и т.п.

Художественно-декоративное стекло в архитектурной отделке внутренних интерьеров.

Изготовление из стекла различных архитектурных деталей и предметов убранства интерьеров культурных и общественных зданий, особенно таких, как станции метро, театры, дворцы и т.п. -убедительный пример применения стекла в качестве отделочного декоративного материала в строительстве. Для этого может быть использовано как обычное стекло, так и хрустальное бесцветное и цветное. Такие детали из стекла и готовые изделия изготавливаются различными методами, применяемыми в стеклоделии -- горячим формованием, выдуванием, прессованием и даже обточкой на токарном станке.

Н.Н. Качалов приводит различные примеры применения таких изделий в качестве художественно-декоративных: монолитные балясины лестничных перил, а также стеклянные колонны из хрусталя станции «Автово» Ленинградского метрополитена из разноцветного прозрачного стекла.

Витражи - один из видов архитектурных форм. Различные витражи с применением стекла по типу их изготовления можно разделить на 4 основные группы:

* паечные витражи из листового стекла на гибкой металлической основе;

* витражи из объемных многослойных стекол на бетонной ос нове;

* витражи из листового крупноразмерного стекла в качестве ос новы для нанесения художественного изображения;

* смешанные витражи.

Классический пример - витраж на свинцовой пайке, в котором по заданному рисунку располагают куски цветного стекла разной формы. По торцам стекла огибают свинцовым профилем, который в отдельных местах сваривают, превращая разрозненные куски стекла в плоский лист -- цветную картину.

Прозрачные листы стекла превращают в витражи путем нанесения матового рисунка абразивными инструментами или с помощью химического травления. Применяя серебряные и медные пасты ионы серебра и меди диффундируют из паст в поверхностный слой стекла, окрашивая его в цвета: желтый (серебряная паста) или светло-желтый, черный и красный (медная паста). Высокохудожественные витражи, относящиеся к живописным. Пример удачного применения витража в декоративном оформлении огромного пространства общественного сооружения - витраж 1станции метро «Новослободская» (г. Москва).

Мозаичная живопись из смальты в декорировании парадных сооружений.

Смальта -- цветное непрозрачное стекло в виде небольших (1...2 см2) кубиков и пластинок, применяемое для мозаичных работ. Смальты -- по составу обычные силикатные непрозрачные цветные стекла, отличающиеся широкой гаммой цветов. В мозаической мастерской Академии художеств СССР хранилось 15 тыс. сортов смальты различных цветов, а в Риме, в «панской» мастерской, -- до 25 тыс.).

В России впервые смальты выплавлялись М.В. Ломоносовым на Усть-Рудницкой стекольной фабрике. Им же в 1751 г. был раскрыт секрет изготовления золотого рубина, утраченного после смерти Кункеля -- его первооткрывателя.

Мозаика широко использовалась в декоративном оформлении римских церквей в XII в., в изображении святых, в религиозных картинах в храмах и достигла своего расцвета в Византийской империи. М.В. Ломоносов возродил это древнее искусство и широко использовал смальты в живописном искусстве. Всем известны его картины «Полтавская битва», «Петр I» . Мозаичная живопись на основе смальт была широко использована в строительстве станций метрополитена в Москве примером является станция комсомольская.

Уже более пяти тысячелетий люди знают и используют стекло. По версии ученых, с искусственным стеклом впервые столкнулись гончары: при обжиге изделия из глины, на него могла попасть смесь соды и песка, образовав на поверхности глазурь. Согласно другой легенде, со стеклом впервые столкнулись купцы во время путешествия по Аравийской пустыне. Одним из товаров, которым торговали купцы, была сода. На ночь купцы поставили мешки с содой возле огня, защитив таким образом костер от ветра. А утром, к удивлению купцов, сода превратилась в стекло.

Хотя это всего лишь легенда, ученые считают, что при некоторых обстоятельствах такое вполне могло случиться. Температура плавления песка 1710°С, но при добавлении соды она снижается до 720°С. Эту легенду подтверждает и интересная находка археологов в Месопотамии - бусы из стекла (примерно 2450 года до н. э.), которые изготовлены из осколков стеклянной глыбы путем обработки с помощью камней. По данным ученых, стекла изготавливали еще египтяне и жители Востока, в III-IV тысячелетии до н. э.

Раньше стекло варилось в горшках, подобно обычному супу, на костре или в печи. В емкость помещали шихту - смесь песка, соды, золы и различных примесей (мел, доломит, полевой шпат). Будущие свойства стекла, такие как прочность, прозрачность, стойкость к химическим веществам и цвет, сильно зависели от качества и способа приготовления шихты. Например, для получения непрозрачного, мутного стекла использовали смесь из песка и соды. Такое стекло растворялось в обычной воде, но если к этому составу добавляли глинозем, то прочность и твердость стекла, его стойкость к химическим веществам, температуре увеличивалась.

Первое стекло, полученное человеком, было непрозрачным. Такое стекло у египтян имитировало камни - малахит, бирюзу. Люди постоянно экспериментировали с составом стекла, вводили в него новые ингредиенты - оксиды свинца и олова, соединения марганца и кобальта (как красители). В древности египтяне использовали два метода обработки стекла: пластическое формование и прессование. С помощью этих методов сначала изготавливали небольшие изделия. Цветное стекло возникло примерно в 1200 год до н.э., когда люди стали добавлять в состав будущего стекла красители. Добавляя в состав медь и железо, получали голубое, зеленое и бирюзовое стекло. Позже, в начале нашей эры, в состав стекла стали добавлять кобальт, для получения синего цвета стекла.

В древние времена стекло казалось людям чем-то чудесным и невероятным, ведь оно обладало противоречивыми свойствами, было мягким и пластичным в расплавленном состоянии и твердым, блестящим после застывания. К тому же, стекло было создано землей и огнем. Поэтому в те времена стекло стоило дороже серебра и золота, а умение его получать считалось настоящим искусством. По легенде, во временя римского императора Тиберия (42 год до н. э.), один мастер поплатился жизнью за то, что раскрыл секрет изготовления небьющегося стекла. Император не желал, чтобы стекло обесценилось.

Постепенно совершенствовались методы работы со стеклом. При раскопках городов Древней Италии (Помпеи, Геркуланум), которые были разрушены извержением Везувия в 79 году н.э., были найдены стеклянные полы из мозаики, фрагменты настенных витражей, куски матового стекла.

Значительные изменения в технологии производства стекла произошли на рубеже нашей эры: появились бесцветные стекла, а также выдувные изделия. В I веке н. э. изобрели стеклодувную трубку для создания посуды. Забавно, но за тысячелетия инструмент стеклодува остался практически неизменным: и тогда, и сейчас мастера используют длинную трубку из железа, покрытую деревом, с одной стороны которой находится мундштук, а с другой - утолщение для набирания стекла грушевидной формы. Стеклодув нагревает конец трубки и окунает его в расплавленное стекло, которое образует на конце трубки горячий ком. Затем мастер быстро вынимает из печи трубку и сразу начинает дуть в нее со стороны мундштука. В стеклянном коме образуется полость, которая увеличивается по мере вдувания воздуха. Таким образом, можно изготавливать почти любые стеклянные изделия - и мелкую посуду (вазы, чаши, блюда, кубки), и большие стекла для зеркал.

Пик развития стеклоделия в Европе пришелся на V-VII века. Центром мирового стеклоделия стала Византия. Именно здесь стали создавать не только прекрасные сосуды, но и смальту, составные части мозаику, которые представляют собой куски цветного непрозрачного стекла.

В начале XIII века венецианские стеклоделы стали обладателями важнейших тайн ремесла, раскрытых благодаря привезенным из Константинополя образцам. С тех пор стеклянная промышленность Венеции стала развиваться быстрее. Но мастерам было не просто, хотя у них не было конкурентов во всей Европе, они постоянно находились под контролем властей. Правительство запрещало вывозить материалы для приготовления стекла за границу и разглашать секреты производства. Если стеклодел пытался покинуть Венецию, ему грозили серьезные неприятности - от тюрьмы до смертной казни. В конце XIII века стеклоплавильные горны перенесли за черту Венеции, на остров Мурано, где и родилось знаменитое «муранское» стекло. Оно быстро завоевало большую популярность. «Муранское» стекло чрезвычайно ценили европейцы уже в XV веке, его подносили важным персонам в качестве драгоценного дара.

Мировую славу «муранское» стекло приобрело в XVI веке, и до сих пор ее сохраняет. До нашего времени дошли произведения итальянских художников того времени - их картины, на которых изображена венецианская посуда. Даже на картинах видно, насколько эта посуда невесомая, чистая, прозрачная - остается только восхищаться стеклодувами того времени. Они могли создать сосуды для жидкостей в виде птиц, животных, рыб, насекомых. Сейчас эти сосуды занимают почетное место в западноевропейских музеях. На стекле мастера делали украшения в виде капель пузырей, розеток, края изделий делали волнистыми, украшали птичьими и звериными элементами. Используя разнообразные техники, венецианские мастера изготавливали сосуды и другие изделия: позолоченные, расписанные эмалями, украшенные стеклянными нитями, изделия с узорами в виде трещинок (кракле).

В XVI веке одновременно с развитием стекольного производства в Венеции, начинается его развитее в Испании, Португалии, Нидерландах, Франции, Англии, Германии. И в XVII веке постепенно нежное венецианское стекло вышло из моды, уступив место тяжелому стеклу Богемии и Силезии.

В начале XVII века во Франции изобрели новый метод создания стеклянных изделий - отливку стекла на медных плитках с дальнейшей прокаткой. В это же время, стали применять обработку стекла травлением (смесь шпата с серной кислотой), началось развитие производства стекол для окон и оптики. А что же знаменитое «муранское» стекло? К сожалению, в конце XVII - начале XVIII веков, стеклодельные цеха на острове были разрушены французскими оккупантами. Возродилось производство венецианского стекла лишь в середине XIX века, благодаря адвокату Антонио Сальвиати, который при поддержке других поклонников старины возобновил работу Муранского завода. С тех пор завод успешно работает, выпуская изделия, которые пользуются большой популярностью в мире. Стеклянные изделия с авторским клеймом Муранского завода с каждым годом ценятся все выше, особенно среди коллекционеров, посещающих европейские аукционы.

На Руси стеклоделие еще с древних времен было на высоте. Правда, первый стеклянный завод открылся только в1635 году в Подмосковье. С открытия завода шведом Елисеем Кохтом и началось официальное основание русского стеклоделия. Когда закончилась 15-летняя привилегия Кохта на изготовление стеклянных изделий, тут же появилось несколько аналогичных заводов других предпринимателей, но все эти начинания не имели поддержки, и ожидаемого развития стеклоделия в России не случилось.

Лишь в начале XVIII века, Петром Великим были утверждены поощрения для стеклоделов, они стали посылаться для обучения за границу и т.д. Это привело к оживлению в сфере производства стекла. Именно царь Петр Великий открыл два стеклянных завода под Москвой и Петербургом, пригласил на работу мастеров из Германии. С этого периода стеклоделие в России стало постоянно развиваться.

В XVIII веке в России популярными стали расписные стеклянные изделия из молочного и опалового стекла. Их раскрашивали эмалью, изображая цветы или сюжеты. Позже, в начале ХIХ века, популярность приобрели изделия из свинцового хрусталя с алмазной гранью. Их выпускал стекольный завод Петербурга. На заводе выпускалась не только красивая посуда, но и вазы, светильники.

В 1902 году Эмилем Фурко был внедрен метод машинной вытяжки стекла. Из печи стекло вытягивали в виде непрерывной ленты через прокатные валки. Далее его охлаждали и разрезали на листы. Другим методом изготовления стекла был флоат-метод, изобретенный в 1959 году фирмой «Пилкингтон». Заключается он в следующем: из печи плавления стекло поступает в виде плоской ленты, проходит через ванну с расплавленным оловом, затем происходит охлаждение и отжиг. Преимущества этого метода: отсутствие оптических дефектов стекла, постоянная толщина листа, высокое качество поверхности стекла, делающее полировку не нужной. Метод также позволил задавать некоторые свойства стекла во время его производства.

Даже сейчас все стеклянные предметы изготавливаются все теми же способами: выдуванием, литьем и прессованием. Ремесло стеклоделов наиболее востребовано в дизайне предметов: ведь возможности стекла (пластические, технологические, фактурные, цветовые) почти безграничны, дают возможность реализовывать самые разнообразные идеи авторов. Источником вдохновения для многих дизайнерских фирм служат, кончено, старинные мотивы. Стекло сегодня - это не только светильники и люстры, но и интересные детали интерьера (ручки мебели, выключатели и т.д.)

Одним из самых давно известных материалов, которые созданы руками человека, является стекло. История первых стеклянных изделий насчитывает около пяти тысяч лет. Этот факт подтверждают археологические раскопки на территории Финикии, Египта и Месопотамии. Именно там были обнаружены древние стеклянные изделия, а о появлении стеклянных сосудов в Египте стало известно, что они уже были в обиходе в 18 веке до н.э.

С тех пор прошло немало десятилетий, и в наши дни изготовление художественного стекла стало отличной основой для создания различных, оригинальных элементов декора.

Декор интерьера и подарки из художественного стекла

Сегодня очень популярными стали художественные изделия из стекла, с помощью которых можно украсить любой современный интерьер, подчеркнуть его индивидуальность и изысканность.

Изящные стеклянные фигурки могут стать отличным недорогим, но при этом очень необычным, красочным подарком, который порадует ваших друзей и близких.

Цветные фигурки из стекла могут быть исполнены в виде знаков зодиака, милых животных, сказочных персонажей.

Ими можно украсить аквариумы, если подобрать фигурки морских обитателей. Роскошный стеклянный цветок, без сомнения, произведет впечатление на вашу любимую девушку. У нас можно приобрести разнообразные фигурки из стекла оптом и в розницу.

Изготовление изделий из художественного стекла

Как происходит изготовление фигурок из стекла? Цветное художественное стекло из кварца, которое в основном используется для изготовления изделий, плавится при температуре, достигающей нескольких тысяч градусов.

Для того чтобы художественное стекло размягчилось и стало в руках мастера податливой массой, используется специальная кислородно-газовая горелка, с температурой пламени около 2, 5 тысячи градусов, только тогда кварц достигает нужной консистенции.

Интересным свойством этого минерала является его способность к мгновенному застыванию, поэтому весь процесс изготовления фигурок происходит в пламени горелки.

Каждое изделие из художественного стекла изготавливается вручную. Происходит это следующим образом – в пламени горелки нагревается кончик стеклодрота и доводится до полностью размягченного состояния. Для создания узора необходимо погрузить пластичное стекло в стеклянную крошку.

Далее стеклу с помощью специальных инструментов придается необходимая форма. При изготовлении необычных стеклянных фигурок берется несколько стеклодротов. Каждая стеклянная фигурка неповторима, ее цвет и размер видоизменяется с каждым изделием.

Завершающим этапом работы является обжиг изделий в специальной печи, для того чтобы фигурки со временем не треснули. Если до конца не придерживаться необходимой технологии изготовления художественных стеклянных изделий, то срок их эксплуатации значительно сократится.

Опыт нашей компании в производстве стеклянных изделий и сувениров.

Наша компания занимается производством стеклянных изделий и сувениров на протяжении 12 лет. Специалисты, работающие у нас, зарекомендовали себя исключительно с положительных сторон. Качество нашей работы подтверждается временем, в течение которого мы находимся на рынке.

У нас вы можете фигурки из цветного стекла купить в таком количестве, которое вам необходимо – от нескольких штук для презентов близким людям, до оптовой партии для последующей перепродажи в розницу. Также мы можем изготовить изделия нестандартных форм по индивидуальному заказу. Наша продукция совершенствуется с каждым днем, так как мы всегда идем в ногу со временем.

Стекло на Востоке известно с древних времен. Британские археологи во время раскопок на территории древней Ассирии нашли стеклянные предметы, а вместе с ними и рецепты изготовления стекла. Стеклянные изделия делали уже в древнем Египте, Финикии и соседних странах. Многие техники того времени были переняты и использованы более поздними поколениями, некоторые из них удержались до позднего средневековья. Техника выдувания стекла, возникшая на рубеже старого и нового времени в Сидоне (ныне г.Сайда в Ливане), тогда важнейшем центре стекольного производства, уже в 8–9 вв. сделала возможным изготовление первых прозрачных тонкостенных сосудов самой разнообразной формовки. Формы для выдувания делалась либо из дерева, либо из глины.

Как правило, в основе стеклопроизводства лежали три основные техники: формование (когда стеклянную массу заливают в форму), выдувание и гранение (из куска стеклянной массы извлекают лишние части и поверхность обрабатывается шлифованием абразивным колесом, что позволяет имитировать хрусталь).

Сирийские стеклоделы выдували флаконы, чаши, колбы, иногда с налепленными нитями или орнаментами, вплавленными в толщу стекла наподобие рельефа. С помощью абразивного колеса была усовершенствована резьба по стеклу. Подобные сосуды – с вертикальными ребрами (типа каннелюр) изготовлялись в подражание предметам римского периода.

С возникновением мусульманского халифата ремесленники начинают расписывать стекло эмалевыми красками и золотом. На северо-востоке Сирии в городе Ракка, центре изготовления стекла и керамических изделий, уже использовали полихромный люстр. В дамасском музее представлено несколько сосудов, изготовленных в Ракке. В основном это сосуды без подставки, почти цилиндрической формы, с геометрическим и растительным орнаментом, украшенные люстром. Однако после нашествия монголов в 1259–1260 производство эмалированного стекла переместилось в Дамаск и Алеппо, где сохранялось вплоть до 14 в.

В Иране при династии Саманидов (9–10 в.) стала применяться сирийская техника обработки стекла. В 10 в. мастера начали использовать технику снятия части внешней поверхности изделия, как это делали камнерезы. Резной декор использовался в линейном геометрическом орнаменте. Подобный метод был популярен в Иране, Ираке и Египте.

В период с 12 по 15 вв. сирийские ремесленники во множестве изготовляют лампы, сосуды для вина и воды, чаши, фляги, стаканы из цветного стекла с пестрыми росписями, в том числе с каллиграфическими арабесками, сделанными золотом. Сирийское стекло с росписью эмалями стало предметом роскоши в Европе. Практически все восточное расписное стекло европейцы называли «дамасским», хотя в эту категория попадали как иракские, так и иранские предметы. Формы изделий 13 в. были чрезвычайно изысканными. Они были украшены лентообразным эпиграфическим декором, медальонами с символикой заказчика и даже фигурами людей и хищных животных. Иногда применялась эмаль, иногда позолота.

Наиболее распространенным видом стекла, изготовлявшегося в Сирии еще с древности, было так называемое «молочное», в состав которого входила смесь полевого и плавикового шпата. Ныне при использовании меньшего количества этой примеси получают опаловое стекло. Образцы изящных по форме сосудов молочного стекла сирийского производства представлены в коллекциях Эрмитажа и других крупных музеев. Шесть арабских ламп 13–15 вв., имеющиеся в коллекции Эрмитажа, демонстрируют высокий уровень развития этого вида искусства.

Во времена Аббасидов (749–1258) в иракских мастерских изготовляли стеклянные кубки с накладными нитями синего цвета, подчеркивающими край чаши, а также украшающими колоколообразное тело кубка. Еще во времена правления Омейадов стеклодувы иракского города Куфы первыми начали изготовлять стекло синего и сине-зеленого цвета.

Стеклянная посуда того времени разнообразна по форме: сосуды напоминают колбы, вдоль горл которых вьется стеклянная спираль. На широкой части колбы делалось изображение – иногда это сцена охоты, игры в поло. Вазы с широким расширяющимся вверх горлом обычно имеют несколько уровней орнаментации. Чаще всего это роспись цветной эмалью в виде лент, иногда с использованием эпиграфики. Изготовлялись большие колбы для кальянов, а также лампады. Старинные мечети Египта, Сирии, Ирака обладают огромными коллекциями дарственных лампад. Мода на подобные подношения приходится на 13–14 вв. В декоре этих лампад, изготовленных из цветного стекла, наряду с надписями и гербами можно увидеть растительные мотивы – многолепестковые розетки, узор из листьев, усиков и бутонов.

При Фатимидах (909–1171) получает распространение обработка природного горного хрусталя. Бируни , ученый-энциклопедист 11 в. писал, что в Басру (Ирак) ввозили необработанный горный хрусталь. О том, что в Египте изготовляли шедевры из горного хрусталя, писал персидский путешественник Насир-и Хосров (11 в.). Очень часто такие изделия имели оправу из позолоченного серебра. На изделия из хрусталя наносили надписи в стилекуфи , а также сцены битв животных. Из хрусталя делали уже не только декоративные сосуды, но и флаконы для медицинских снадобий, благовоний и сурьмы, шахматы.

Египетский историк Макризи (1364–1442) указывал, что в сокровищнице халифов династии Фатимидов (909–1171) хранилось около двух тысяч драгоценных хрустальных сосудов. Изделия египетских гранильщиков очень высоко ценились в средневековой Европе. В 1069 эта сокровищница была разграблена. Многие из ее предметов попали в Европу и хранились как реликварии в европейских соборах и частных домах.

Искусствоведы обычно выделяют среди лучших произведений этого рода два больших кувшина, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. На одном из них рельефной гравировкой среди крупных вьющихся побегов и полупальмет изображены большие хищные птицы. По своим формам и общему характеру декора художественное стекло Египта близко к сирийскому, но для него типичны крупные надписи с благопожеланиями, которые широкими поясами покрывают почти всю нижнюю часть сосуда.

Во времена мамлюков (1250–1390) стеклянные предметы стали украшать надписями в стиле насх , а также растительными орнаментами. Египетские мастера использовали технику «прищепов», когда горячее стекло схватывалось клещами в нескольких местах. Тогда же в Египте и Сирии появляются сосуды для «ароматов». Узкое горлышко позволяло выпускать жидкие ароматы каплями и не проливать драгоценную влагу при падении. Особо интересны сосуды из непрозрачного стекла с перистым рисунком. На самом деле техника изготовления подобных предметов является возобновлением производства по античным рецептам. Техника, в которой изготавливались подобные сосуды, заключалась в накручивании непрозрачных стеклянных нитей вокруг предмета и проката его на мраморной плитке, когда горячий предмет еще был присоединен к трубке для выдувания стекла. Инструментом, похожим на гребень, по поверхности стекла проводились линии, которые нарушали структуру обвитых стеклянных нитей. Затем поверхность сосуда сглаживалась на мраморной поверхности.

В сирийских изделиях айюбидского периода (1186–1462) излюбленной темой декорирования сосудов становятся фигуры людей, расположенные в медальонах. В мамлюкский период (1250–1517) эти рисунки вытесняются надписями и растительными узорами. Тогда же сосуды начинают украшать золотом и эмалью. Эмаль – стекловидная паста, цвет которой получается благодаря использованию металлических красителей, смешанных со стекловидным материалом. Зачастую сосуды снабжались затейливыми ручками на манер амфор. Но уже во второй половине 14 в. производство стеклянных изделий с позолотой и эмалью начинает приходить в упадок. Все попытки мамлюкского султана аль-Ашрафа Сайф ад-дина Ка"ит-бея (1468–1496) возродить их производство не увенчались успехом.

Крестоносцы буквально охотились за восточными предметами из стекла. В частности, они вывозили лампы, которыми оснащались мечети, и преподносили их в дар христианским монастырям и церквам. Следует отметить, что в этот период в деле освещения своих домов (и даже улиц) европейцы заметно отставали от арабов.